Образовательная программа Золотые ручки

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Утверждаю Принята на педсовете

протокол № 1 Директор МБОУ ДОД ЦДТ

__________

«2 » сентября 2014 года



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ


«Декор»

(срок реализации 3 года)

Программа рассчитана для учеников от 10-16 лет






Составитель: Латыпова В.О.

педагог дополнительного

образования









Менделеевск 2014г.

  1. Пояснительная записка

Модифицированная рабочаяпрограмма объединения декоративно - прикладного искусства «Декор» составлена на основе примерных программ художественно - эстетического цикла и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно - прикладного искусства.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования. А главное каждое изделие уникально и неповторимо.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, чувство патриотизма, развивает творческие способности детей.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Он дает возможность каждому ученику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа рассчитанадля учеников от 10 до 16 лет.





  1. Понятийный аппарат программы

Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Креати́вность (от англ. create - создавать, творить) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративноеи прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей. Удовлетворение одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В кружки ЦДТ нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.

Поскольку с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, считается необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления в проект работы кружков декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:

  • создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;

  • проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;

  • обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;

  • предоставление возможности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к трудовой деятельности, педагогу самому нужно «гореть». Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя творческой личностью. Развитие творческих способностей детей нужно осуществлять постепенно, в несколько уровней:

1.Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного искусства.

2.Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.

3.Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания - при составлении композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.

4.Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость.

5.Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность.

6.Создание продукта творческой деятельности.

Проблемные ситуации на занятиях искусством, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким "фондом развития", обеспечивающим процесс взросления.

Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности "определения себя" как "творца" идеи, замысла, программы служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний. В основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение"; учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.



























3. Цель и задачи программы

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления детей средствами декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие

  • познакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;

  • вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами;

  • творчески мыслить, искать и находить оригинальные, нестандартные решения;

  • самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда

Воспитывающие

  • воспитывают эстетический вкус, мышление, цветовые сочетания.

  • научить понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем

Развивающие

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность);

  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

  • развивать положительные эмоции и волевые качества;

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

  • развивать моторику рук, глазомер

  • развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость.




  1. Содержание

Программаобъединения ДПИ «Декор» рассчитан на 3 года обучения.

Реализация проекта происходит с нагрузкой в 144 часа, 2 раза в неделю, а в особенности организации учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение проекта в группе детей в возрасте 10-16 лет.

Наиболее часто в системе дополнительного образования применяется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, в центре внимания которого находится личность ребенка, реализующая свои возможности.

Методическую основу личностно-ориентированного обучения составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Широкие возможности дополнительного образования, позволяют создать условия для индивидуализации обучения и успешности каждого ребенка. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. При этом основной принцип - признание индивидуальности ребенка и создание условий для его развития.

Принципы программы:

1. принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

2. принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

3. принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

4. принцип последовательности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

5. принцип динамичности (от самого простого к сложному);

6. принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

7. принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений)

Методы обучения, используемые во время проведения занятий

Словесный метод - используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепление пройденного материала.

Самостоятельная творческая работа - самостоятельность, развивает воображение.

Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда.

Характеристика ожидаемых результатов.

Обучающиеся должны знать:

-виды декоративно- прикладного творчества;

-историю ремесел и рукоделий;

- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила безопасности труда при работе с различными материалами;

Уметь:

- правильно организовывать своё рабочее место;

- пользоваться инструментами, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда при работе;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;

- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять самостоятельность.

Проверка усвоения проекта производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень - репродуктивный с помощью педагога;
II уровень - репродуктивный без помощи педагога;
III уровень - продуктивный;
IV уровень - творческий.

Содержание программы.

1 год обучения.

«Скрапбукинг» Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницам , клеем. Основы бумагопластики, художественное вырезание.

создание дизайнерских открыток.

мозаика из бумаги

лоскутная мозаика

изонить

декупаж

2 год обучения.

роспись по дереву (хохлома, Городец, мезенская роспись)

валяние (сухое и мокрое).

батик (узелковый, горячий, холодный, смешенный)

3 год обучения

витраж,

куклы обереги,

куклы в народных костюмах,

куклы из капрона,

куклы тильды.











































Учебно - тематический план

1 год обучения

Название темы

Теория

Практика

1

Что такое «Скрапбукинг»?

1

2

Создание методом «скрабукинга» рамки для фото

1

6

3

Создание методом «скрабукинга» обложки для фотоальбома или дневника

1

10

4

Создание методом «скрабукинга» открытки

1

6

5

Знакомство с техникой мозаикой

1

6

Картина техникой мозаикой из цветной бумаги

1

20

7

Дизайнерская открытка к Новому году

1

6

8

Дизайнерская открытка методом прорезания

1

6

9

Объемная картина методом прорезания

1

10

10

Лоскутная мозаика

1

10

11

Объемная работа из лоскутов различных тканей

1

20

12

Знакомство и изонитью

1

13

Простые приемы изонитью

2

14

Сложные приемы изонитью

4

15

Дизайнерская открытка к 8 марта методом изонить

6

16

Создание картины изонитью

16

17

Что такое декупаж?

1

18

Украшенная доска декупаж

3

19

Украшение кружки декупаж

4

20

Подарочная тарелка декупаж

8

ИТОГО

144

2 год обучения

Название темы

Теория

Практика

1

Знакомство с росписями по дереву народов России

2

2

Роспись доски «Золотая хохлома»

1

10

3

Роспись доски «Городец»

1

10

4

Роспись деревянного изделия «Мезинская роспись»

1

10

5

Роспись матрешек любимым орнаментом

1

10

6

Что такое батик? История развития

2

7

Узелковый батик

1

6

8

Горячий батик

2

8

9

Холодный батик

2

8

10

Создание картины смешанной техникой

1

30

11

Витраж, немного из истории

1

12

Роспись витражными красками

1

20

13

Роспись витражными красками бутылки

13

ИТОГО

144

3 год обучения

Название темы

Теория

Практика

1

Знакомство техникой сухого ваяния из шерсти

1

2

Создание игрушки - валяшки

1

16

3

Технология мокрого валяния

1

4

Создание украшения технологией мокрого валяния

1

6

5

Создание сувенира технологией мокрого валяния

1

12

6

Картины шерстью

1

30

7

Знакомство с историей национального костюма татар

1

8

Создание куклы в национальном костюме панно

1

10

9

Создание куклы в национальном костюме

1

30

10

Куклы из капрона

1

30

ИТОГО

144

Используемая литература:


  1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. Искусство, 1983.

  2. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. - Минск.: 1980.

  3. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. - М.: 1987.

  4. Чекалов А.К. Искусство в быту. М; 1961.

  5. Ячменёва, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7?14 лет. - М.: Просвещение, 2003.

  6. gigabaza.ru/doc/71521-pall.html

  7. xreferat.ru

  8. festival.1september.ru/

  9. nauka-pedagogika.com

  10. ru.wikipedia.org/

  11. vozrogdenie07.ucoz.ru/



© 2010-2022