- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Образовательная программа Золотые ручки
Образовательная программа Золотые ручки
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Латыпова В.О. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
Утверждаю Принята на педсовете
протокол № 1 Директор МБОУ ДОД ЦДТ
__________
«2 » сентября 2014 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Декор»
(срок реализации 3 года)
Программа рассчитана для учеников от 10-16 лет
Составитель: Латыпова В.О.
педагог дополнительного
образования
Менделеевск 2014г.
-
Пояснительная записка
Модифицированная рабочаяпрограмма объединения декоративно - прикладного искусства «Декор» составлена на основе примерных программ художественно - эстетического цикла и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно - прикладного искусства.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования. А главное каждое изделие уникально и неповторимо.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, чувство патриотизма, развивает творческие способности детей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Он дает возможность каждому ученику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитанадля учеников от 10 до 16 лет.
-
Понятийный аппарат программы
Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Креати́вность (от англ. create - создавать, творить) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративноеи прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей. Удовлетворение одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В кружки ЦДТ нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.
Поскольку с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, считается необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления в проект работы кружков декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:
-
создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;
-
проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
-
обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;
-
предоставление возможности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
Чтобы пробудить у ребенка интерес к трудовой деятельности, педагогу самому нужно «гореть». Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя творческой личностью. Развитие творческих способностей детей нужно осуществлять постепенно, в несколько уровней:
1.Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного искусства.
2.Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.
3.Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания - при составлении композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.
4.Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость.
5.Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность.
6.Создание продукта творческой деятельности.
Проблемные ситуации на занятиях искусством, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким "фондом развития", обеспечивающим процесс взросления.
Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности "определения себя" как "творца" идеи, замысла, программы служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний. В основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение"; учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.
3. Цель и задачи программы
Цель:
Способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления детей средствами декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие
-
познакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;
-
вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
-
Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
-
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами;
-
творчески мыслить, искать и находить оригинальные, нестандартные решения;
-
самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда
Воспитывающие
-
воспитывают эстетический вкус, мышление, цветовые сочетания.
-
научить понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем
Развивающие
-
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность);
-
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
-
развивать положительные эмоции и волевые качества;
-
Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
-
развивать моторику рук, глазомер
-
развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость.
-
Содержание
Программаобъединения ДПИ «Декор» рассчитан на 3 года обучения.
Реализация проекта происходит с нагрузкой в 144 часа, 2 раза в неделю, а в особенности организации учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение проекта в группе детей в возрасте 10-16 лет.
Наиболее часто в системе дополнительного образования применяется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, в центре внимания которого находится личность ребенка, реализующая свои возможности.
Методическую основу личностно-ориентированного обучения составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Широкие возможности дополнительного образования, позволяют создать условия для индивидуализации обучения и успешности каждого ребенка. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. При этом основной принцип - признание индивидуальности ребенка и создание условий для его развития.
Принципы программы:
1. принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
2. принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
3. принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
4. принцип последовательности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
5. принцип динамичности (от самого простого к сложному);
6. принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
7. принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений)
Методы обучения, используемые во время проведения занятий
Словесный метод - используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепление пройденного материала.
Самостоятельная творческая работа - самостоятельность, развивает воображение.
Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда.
Характеристика ожидаемых результатов.
Обучающиеся должны знать:
-виды декоративно- прикладного творчества;
-историю ремесел и рукоделий;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила безопасности труда при работе с различными материалами;
Уметь:
- правильно организовывать своё рабочее место;
- пользоваться инструментами, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда при работе;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;
- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять самостоятельность.
Проверка усвоения проекта производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень - репродуктивный с помощью педагога;
II уровень - репродуктивный без помощи педагога;
III уровень - продуктивный;
IV уровень - творческий.
Содержание программы.
1 год обучения.
«Скрапбукинг» Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницам , клеем. Основы бумагопластики, художественное вырезание.
создание дизайнерских открыток.
мозаика из бумаги
лоскутная мозаика
изонить
декупаж
2 год обучения.
роспись по дереву (хохлома, Городец, мезенская роспись)
валяние (сухое и мокрое).
батик (узелковый, горячий, холодный, смешенный)
3 год обучения
витраж,
куклы обереги,
куклы в народных костюмах,
куклы из капрона,
куклы тильды.
Учебно - тематический план
1 год обучения
№
Название темы
Теория
Практика
1
Что такое «Скрапбукинг»?
1
2
Создание методом «скрабукинга» рамки для фото
1
6
3
Создание методом «скрабукинга» обложки для фотоальбома или дневника
1
10
4
Создание методом «скрабукинга» открытки
1
6
5
Знакомство с техникой мозаикой
1
6
Картина техникой мозаикой из цветной бумаги
1
20
7
Дизайнерская открытка к Новому году
1
6
8
Дизайнерская открытка методом прорезания
1
6
9
Объемная картина методом прорезания
1
10
10
Лоскутная мозаика
1
10
11
Объемная работа из лоскутов различных тканей
1
20
12
Знакомство и изонитью
1
13
Простые приемы изонитью
2
14
Сложные приемы изонитью
4
15
Дизайнерская открытка к 8 марта методом изонить
6
16
Создание картины изонитью
16
17
Что такое декупаж?
1
18
Украшенная доска декупаж
3
19
Украшение кружки декупаж
4
20
Подарочная тарелка декупаж
8
ИТОГО
144
2 год обучения
№
Название темы
Теория
Практика
1
Знакомство с росписями по дереву народов России
2
2
Роспись доски «Золотая хохлома»
1
10
3
Роспись доски «Городец»
1
10
4
Роспись деревянного изделия «Мезинская роспись»
1
10
5
Роспись матрешек любимым орнаментом
1
10
6
Что такое батик? История развития
2
7
Узелковый батик
1
6
8
Горячий батик
2
8
9
Холодный батик
2
8
10
Создание картины смешанной техникой
1
30
11
Витраж, немного из истории
1
12
Роспись витражными красками
1
20
13
Роспись витражными красками бутылки
13
ИТОГО
144
3 год обучения
№
Название темы
Теория
Практика
1
Знакомство техникой сухого ваяния из шерсти
1
2
Создание игрушки - валяшки
1
16
3
Технология мокрого валяния
1
4
Создание украшения технологией мокрого валяния
1
6
5
Создание сувенира технологией мокрого валяния
1
12
6
Картины шерстью
1
30
7
Знакомство с историей национального костюма татар
1
8
Создание куклы в национальном костюме панно
1
10
9
Создание куклы в национальном костюме
1
30
10
Куклы из капрона
1
30
ИТОГО
144
Используемая литература:
-
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. Искусство, 1983.
-
Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. - Минск.: 1980.
-
Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. - М.: 1987.
-
Чекалов А.К. Искусство в быту. М; 1961.
-
Ячменёва, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7?14 лет. - М.: Просвещение, 2003.
-
gigabaza.ru/doc/71521-pall.html
-
xreferat.ru
-
festival.1september.ru/
-
nauka-pedagogika.com
-
ru.wikipedia.org/
-
vozrogdenie07.ucoz.ru/