- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Специальный курс по биологии для учащихся 11 классов «Подготовка к ЕГЭ с элементами лабораторной и практической деятельности»
Специальный курс по биологии для учащихся 11 классов «Подготовка к ЕГЭ с элементами лабораторной и практической деятельности»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белякова Н.Ю. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 156
Утверждаю:
Директор школы №156
Зудихина О.Н.
Принято на педагогическом совете № 1 от 27.08.2013г
Специальный курс
по биологии для учащихся 11 классов
«Подготовка к ЕГЭ с элементами
лабораторной и практической деятельности»
Срок реализации программы 1 год
Рассчитана на учащихся 11 классов (16-17 лет)
Автор: учитель биологии
МБОУСОШ №156 Белякова Н.Ю.
Нижний Новгород 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: социально - педагогическая
В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции, экологии. Для лучшего запоминания и успешной сдачи экзамена необходимо объемный материал подкреплять практической деятельностью, на которую, как правило, не хватает времени при изучении школьной программы.
Новизна:
-
Развитие интереса к биологии как к науке
-
Успешное усвоение практического опыта программы
-
Реализация полученных знаний для успешной сдачи экзамена
Актуальность:
Материал предназначен для подготовки к сдаче ЕГЭ, развития интереса к различным отраслям биологии, а также для того, чтобы учащиеся одиннадцатых классов смогли оценить свои потребности, возможности и определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки.
Педагогическая целесообразность:
Закрепление у учащихся теоритических и практических умений и навыков для успешной сдачи ЕГЭ.
Цель: Обобщить знания, полученные в процессе изучения курса биологии.
Задачи:
1. Закрепить полученные знания о строении и жизнедеятельности живых организмов.
2. Научиться проводить самонаблюдения.
3. Отработать навыки работы с тестами.
Отличительные особенности данной программы:
Программа курса позволяет закреплять и обобщать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов.
Возраст детей:
Программа рассчитана на учащихся 11 классов (16-17 лет)
Сроки реализации:
Срок реализации программы 2 года
Формы занятий:
Особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- словесные;
- исследовательские;
- проблемно-поисковые;
- наглядные
Формы занятий:
- работа в парах и группах;
- коллективная работа;
- самостоятельная работа;
- творческие работы;
- проектная деятельность
Режим занятий:
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний, полученных при изучении курса биологии;
- применение полученных знаний при сдаче ЕГЭ;
- овладение навыками самонаблюдения;
- овладение навыками исследовательской и проектной деятельности.
Формы подведения итогов:
Тестирование учащихся
Учебно - тематический план
№
Наименование тем
Количество часов
1
Классификация растений и животных
2
2
Ботаника
5
3
Зоология
5
4
Анатомия
5
5
Зачет
1
6
Биохимия
2
7
Размножение и индивидуальное развитие.
3
8
Генетика и селекция
4
9
Эволюция
4
10
Экология
2
11
Зачёт
1
Итого
34
Содержание программы
№
Тема
Содержание
Классификация растений и животных
Основные единицы систематики. Отличительные особенности классификации растений и животных.
Ботаника
Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения.
Зоология
Общая характеристика животных. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные.
Анатомия
Место человека в системе органического мира. Общий обзор строения и функций организма. Человек и здоровье.
Зачет
Обобщение знаний по темам: «Классификация растений и животных. Ботаника. Зоология. Анатомия»
Биохимия
Химическая организация клетки. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Строение и функции клеток.
Размножение и индивидуальное развитие
Сущность и форы размножения организмов. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития, его формы. Биогенетический закон.
Генетика и селекция
Основные понятия генетики. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Основные формы изменчивости. Методы селекции. Селекция растений, животных.
Эволюция
Микроэволюция. Макроэволюция. Приспособленность организмов к условиям внешней среды.
Экология
Биосфера, ее структура и функции. Условия жизни и адаптация к ним организмов. Биосфера и человек.
Зачет
Обобщение знаний по темам: «Биохимия. Размножение и индивидуальное развитие. Генетика и селекция. Эволюция. Экология»
Методическое обеспечение программы.
№
Тема
Форма занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Формы подведения итогов
1
Классификация растений и животных
Традиционное занятие
Эвристический
Беседа с элементами занимательности
таблицы, схемы, плакаты,
мультимедийные материалы
мультимедийный проектор
Самостоятельная работа
2
Ботаника
Традиционное занятие
Эвристический
Беседа с элементами занимательности
мультимедийные материалы, таблицы, схемы, плакаты,
мультимедийный проектор
тестирование
3
Зоология
Традиционное занятие с элементами исследовательской деятельности
Эвристический
Беседа с элементами занимательности, исследовательский метод
дидактические карточки раздаточный материал
мультимедийный проектор, лабораторное оборудование
Тестирование, груповая работа
4
Анатомия
Традиционное занятие
Эвристический
Беседа с элементами занимательности
мультимедийные материалы, таблицы, схемы, плакаты,
мультимедийный проектор
тестирование
5
Зачет
Урок - обобщение
Самостоятельная работа
дидактические карточки раздаточный материал
мультимедийный проектор
тестирование
6
Биохимия
Урок - исследован
исследовательский
мультимедийные материалы
мультимедийный проектор, лабораторное оборудование
Групповая работа
7
Размножение и индивидуальное развитие
Традиционное занятие
Эвристический
Беседа с элементами занимательности
мультимедийные материалы, таблицы, схемы, плакаты
мультимедийный проектор
Коллективная работа
8
Генетика и селекция
Традиционное занятие
Эвристический
Беседа с элементами занимательности
мультимедийные материалы, таблицы, схемы, плакаты
мультимедийный проектор
Коллективная работа
9
Эволюция
Традиционное занятие с элементами исследовательской деятельности
Эвристический
Беседа с элементами занимательности, исследовательский метод
мультимедийные материалы, таблицы, схемы, плакаты
мультимедийный проектор
Групповая работа
10
Экология
Традиционное занятие
Эвристический
Беседа с элементами занимательности
мультимедийные материалы, таблицы, схемы, плакаты
мультимедийный проектор
тестирование
11
Зачет
Урок - обобщение
Самостоятельная работа
дидактические карточки раздаточный материал
мультимедийный проектор
тестирование
Список использованной литературы:
1. Биология: в 3-х томах. Т. 3: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера, М.: Мир, 2002
2. Гольдман И. Л. Генетика и здоровье - М.: Просвещение,1967
3. ЕГЭ 2013. Биология: тематические тренировочные задания / Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2012
4. Фросин В. Н. Учебные задачи по общей и медицинской генетике: Учебное пособие. - Казань: Магариф, 1995.
5. Шумный В. К. и др. Общая биология - М.: Просвещение, 2001. - 462 с.
6. Фросин В. Н. Тесты для подготовки к ЕГЭ (ботаника, зоология, анатомия, общая биология)
7. Электронное пособие « Экспресс - подготовка к экзамену. Биология 9-11» - Новая школа, 2009