Проект по краеведению Человек на своем месте

Раздел Дополнительное образование
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГО Богданович


Муниципальное управление образования МКУ «УО ГО Богданович»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Волковская средняя общеобразовательная школа»







Областной краеведческий Конкурс-форум «Мы - уральцы»

конкурс: «Летопись родного края»

конкурсное направление: исследовательское


Тема работы: «Человек на своем месте» (о Ситникове М.И.)



Автор: Мартынова Надежда Витальевна,

ученица 10 класса

с. Волковское, Богдановичского района, Свердловской области

контактный телефон: +7 (900) 214-66-49

e-mail: [email protected]

Руководитель:

Кошелева Наталья Михайловна,

учитель МКОУ «Волковская СОШ»

контактный телефон +7 (343) 763-35-36

+7 (953) 381-36-27

e-mail: [email protected]

2016 год

Содержание









Введение

Есть в русском языке очень ёмкое выражение − «человек на своём месте». Пусть не так часто, но иногда мы слышим, его по отношении какого-либо лица. И нет, пожалуй, более образного, более глубокого по своей внутренней сути определения, которым бы оценивали человека по его профессиональным качествам. Это человек именно на том самом месте, где он может приложить творчески максимально свои силы и получить, соответственно, максимальный результат. Когда и окружающие люди не видят никого другого, кроме него, на этом ответственном месте. [3, с.1]

Таким, с точки зрения окружающих, человеком был в Богдановичском районе Михаил Иванович Ситников. Трудно переоценить его вклад в развитие города и нашей Волковской территории.

Этот удивительный человек пользовался уважением в семье, на работе, среди друзей, жителей нашего района и села. Всем известно, что уважение человеком зарабатывается годами, и Михаил Иванович его по - праву заслужил. Меня заинтересовала судьба этого человека. Поэтому я решила написать работу о Михаиле Ивановиче, как о человеке, которому по праву присвоено звание Почетного гражданина города Богданович на тему «Человек на своем месте».Проект по краеведению Человек на своем месте

Объект исследования

Объектом изучения является жизнедеятельность Ситникова Михаила Ивановича.

Предметом исследования

Предметом исследования являются достижения деятельности Ситникова Михаила Ивановича, которые рассматриваются с разных сторон: производственных, общественных и семейных.

Я решила изучить историю жизни Михаила Ивановича, поработала с Интернет-ресурсами, прочитала и проанализировала книгу «Село будет жить» первого секретаря райкома М. И. Хомякова, и нашла информацию, записала из первых уст, воспоминая его односельчан Гребенщиковой Октябрины Иосифовны, Казанцевой Александры Алексеевны и Казанцева Ивана Матвеевича. При написании данной работы, мне помогла и встреча с сыном Михаила Ивановича - Владимиром Михайловичем Ситниковым.

Михаил Иванович заслужил уважение сельчан, любовь близких, внимание детей, и внуков, он на протяжении многих лет был незаменимым и надежным помощником совхоза «Волковский». Уроки доброты, душевной щедрости, большого трудолюбия он преподавал не только своим родным, но и людям, с которым общался.

Знакомясь с жизнью Михаила Ивановича, понимаешь, что он прошёл большой и славный путь − от обыкновенного деревенского парнишки, увлеченного волной всенародного подъема, до большего мастера своего дела, награжденного тремя Орденами трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд во время ВОВ», юбилейными медалями, и знаками отличия. Постановлением главы ГО Богданович от 03.08.2007 года присвоен знак «За заслуги перед ГО Богданович». Михаил Иванович является «Почетным гражданином» [3,с.1]

Целями исследования являются: выяснение, описание и анализ интересных фактов из биографии Ситникова Михаила Ивановича. Для достижения целей я поставила перед собой задачи:

1. Собрать сведения о биографии Ситникова М.И. на разных этапах его жизни.

2. Выяснить, что повлияло на становление мировоззрения и отношения к работе этого человека.

3. Привести и проанализировать факты из биографии Михаила Ивановича.

4. Дать оценку его жизненной деятельности и определить вклад в историю Богдановичский район.

Основная гипотеза исследования

Достойным человеком не рождаются, а становятся, т. е. воспитываются коллективом, окружающими. В течение, всей жизни человека формируются основные качества личности, работника, гражданина страны, патриота своей малой родины.

Источники

Одним из основных источников по данной теме являются фотографии, выписки из школьного архива, заметки из районной газеты «Родительский вестник» и «Народное слово», книга, написанная первым секретарём Богдановичского райкома М. И. Хомякова «Село будет жить», Интернет-ресурсы, беседы с сыном Михаила Ивановича − Владимиром Михайловичем.

Наибольшую помощь в написании работы оказали устные воспоминания друзей Михаила Ивановича: Казанцева Ивана Матвеевича, Казанцевой Александры Алексеевны, Гребенщиковой Октябрины Иосифовны. От них я узнать неизвестные факты из биографии моего односельчанина.

Методы и способы выполнения работы:

1. Беседы с друзьями и родственниками Михаила Ивановича.

2. Изучение материалов в школьном краеведческом архиве.

3. Изучение материалов домашнего архива (фотографий, писем).

4. Комплексная обработка имеющейся информации, и её классификации;

5. Исследование определяется годами жизни героя в его малой Родине.







1. Человек на своем месте

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы − как истории планет.

(Евгений Евтушенко)


  1. У истоков жизненного пути

Проект по краеведению Человек на своем месте

Жизнь и судьба Михаила Ивановича - это отражение нашей истории, жизни поколения, воспитанного новым обществом, на долю которого выпало немало испытаний.

Работая над первой главой, я поставила перед собой задачу: выяснить, что повлияло на становление мировоззрения Михаила Ивановича от школьника, до партийного работника.

«Михаил Иванович Ситников [6] - уроженец села Волковского, «славутных» зажиточных крестьян − рассказывает коренная жительница села, Казанцева Александра Алексеевна. - Отец Иван Гаврилович и мать Василиса Филимоновна Ситниковы вместе с родителями и детьми на какое-то время уезжали из деревни. Когда Михаил учился в 3 классе, семья снова переехала в родные места. Миша в детстве был очень общительным и с девочками и с мальчиками. На уроках отвечал всегда правильно, «отчеканит так, как никто другой». В школе был заводилой всех мероприятий. Закончив 4 класса в Волково, пошел учиться в Ильинскую школу. Учиться в школе было интересно. После занятий играли в пешки, гоняли на улице мяч, а зимой бегали на лыжах. Домой ходили не каждый день, а только на выходные. Жили в чужих семьях, на квартирах. Из Волкова в Ильинку в основном ходили пешком. На плечо накидывали сумку с продуктами и вперед, на прямую через Черданцы. В холщовой сумке каравай хлеба, бутыль молока, да картошки немного, вот и вся еда на неделю. В 1940 году Михаил закончил 5 класс. Вместе с другими подростками летом он работал на прополке полей в Калиновском совхозе».

В июне 1941 года, когда началась война, Михаилу было 13 лет, на этом, как говорил Михаил Иванович: − «Мои университеты закончились».[5]. Иван Гаврилович-отец Михаила, ушёл на фронт в первые дни войны и больше домой не вернулся. Говорят, что эшелон, в котором находились наши земляки до фронта не дошёл, попал под бомбежку.

Подросток испытал тяжесть нелегкого труда сельского жителя. Он стал официальным работником Калиновского совхоза [4]. В трудовой книжке Михаила сделана первая запись о принятии на работу с 15 июня 1942 года в качестве кладовщика зерносклада в третьей бригаде, то есть в селе Волковском. Через два года ему доверили диспетчерскую работу комбайно-тракторного парка, а в 1946 году сметливого паренька отправили на учебу. Год спустя, Михаила приняли на Волковский молочный завод счетоводом. Михаил Иванович выполнял любую доверенную ему работу, со знанием дела и с присущей ему страстностью и увлеченностью.


  1. Начало партийной деятельности

Проект по краеведению Человек на своем месте

Все это располагало к нему людей, создавало обстановку сердечности и доверительности. Молодого специалиста снова отправили на учебу, но уже в ФЗО и с декабря 1948 года у Михаила Ивановича началась интереснейшая работа организатора. В начале, участковым инспектором по Волковскому кусту [1,с.94], затем секретарем комитета ВЛКСМ первого секретаря райкома М. И. Хомякова Богдановичского ЗШИ. Без отрыва от производства Михаил Иванович получил среднее образование. В 1953 году его назначают на должность первого секретаря РК ВЛКСМ, а после окончания межобластной, высшей партийной школы в 1960 году был направлен на партийную работу в наш район. Проявив себя в должности заведующего отделом пропаганды Богдановичского райкома КПСС, Михаил Иванович был избран секретарем парткома Огнеупорного завода. Под его опекой и с его непосредственным участием было построено три крупных предприятия: Богдановичский фарфоровый завод, завод керамзитового гравия и комбикормовый завод.Проект по краеведению Человек на своем месте

Занимаясь вопросами производственного характера, Михаил Иванович одновременно старался присматриваться к жизни сельских тружеников, нелегким условиям их работы, быта и отдыха, которые, к сожалению, значительно отличались, от городских. Количество трудоспособных людей в богдановичских селах и деревнях ежегодно уменьшалось. Миграция сельского населения в города не сокращалась, а, наоборот, увеличивалась [1,с.6]. Перед городским комитетом КПСС и хозяйственными руководителями встал вопрос: как приостановить отток сельского населения и добиться хотя бы некоторого роста его численности, а главное, обеспечить устойчивое обеспечение рабочей силой колхозов и совхозов района. Ответ однозначный: решительным образом улучшить условия работы и быта сельских тружеников, чтобы сделать жизнь в деревне привлекательной. Вот тогда можно будет рассчитывать и на успех.Проект по краеведению Человек на своем месте

Бескорыстно отдавал Михаил Иванович свои знания, силы и энергию ради строительства более счастливой будущей жизни, свято веря в правильность восприятия им идеалов.

И так, можно сделать вывод, что на становление мировоззрения Михаила Ивановича от школьника, до партийного работника повлияло воспитание родителей, общество и само время.







  1. Село будет жить

Лишь тот достоин жизни и свободы,

кто каждый день за них идет на бой.

(Гёте)


  1. Основные задачи городского партийного комитета по решению социальных проблем села

Данная глава посвящена работе партийного комитета по решению социальных проблем села. Основной задачей в ней является, показать значимость работы Михаила Ивановича, как партийного руководителя в создание совхоза «Волковский»Проект по краеведению Человек на своем месте

Первоочередной задачей перед городским комитетом КПСС было строительство новых дорог [1,с.7]. Повсеместное бездорожье наносило большой материальный ущерб колхозам и совхозам при перевозке сельскохозяйственной продукции и других грузов, не позволяло наладить автобусное движение между райцентром и селами района. Плохие дороги - это и потеря рабочего времени.

Другая, не менее важная задача, создание материально-технической базы учреждений культуры и клубов на селе[1, с.8]. Данные учреждения культуры оказывали большое влияние на развитие и обогащение духовной жизни селян, на желание молодежи участвовать в художественной самодеятельности, на организацию разумного отдыха. Недостаток условий для культурного досуга являлся одной из главных причин того, что молодежь уходила из села.

Третьей, и очень важной задачей для партийного руководства было строительство современных общеобразовательных школ на селе[1,26]. И это не случайно. Многие школы находились в аварийном состоянии, занятия в них могли вот-вот прекратиться. Уровень учебно-воспитательной работы был настолько низким, что лишь отдельным выпускникам средних школ удавалось поступить в высшие учебные заведения.

Предстояло позаботиться и о самых маленьких гражданах - детях дошкольного возраста. При остром недостатке кадров в колхозах и совхозах района молодые матери не работали из-за того, что мест в детских яслях и садах не хватало.

Одной из наиболее острых и жизненно важных проблем оставалось строительство благоустроенного жилья на селе. Совсем недавно его не было вообще. Постоянные заботы о дровах, о воде из колодца - обычное, издавна привычное явление в жизни селян. О природном газе люди даже не мечтали. Поэтому задача состояла в том, чтобы улучшить жилищные условия с учетом интересов сельского жителя, вести современную застройку и благоустройство села. Жилищное строительство приобретало особую остроту опять - таки в связи с нехваткой рабочей силы в колхозах и совхозах района.


  1. Создание совхоза «Волковский»

1960 год для сельского хозяйства стал годом преобразования некоторых колхозов в совхозы для укрупнения хозяйств [1, с.25]. В феврале этого года в селе Волково образовался колхоз «Урал», который вошёл в состав совхоза «Богдановичский». Приказом от 18 февраля на должность директора совхоза был назначен Савин Александр Алексеевич, работавший вторым секретарем Шалинского райкома КПСС. Совхоз «Богдановичский» являлся самым крупным хозяйством района. В его состав входили колхозы «Зауралец» (село Ильинское), имени Тельмана (село Гарашки), имени Дзержинского (село Володино), «Урал» (село Волково). В силу большой раздробленности отделений управлять таким совхозом было очень трудно. Михаил Иванович, как глава Богдановичского района, вынес предложение на всеобщее голосование о разукрупнении таких совхозов. Поэтому, с его легкой руки, в 1981 году был создан совхоз «Волковский». Гигантомания при создании совхозов не оправдала себя. Проведенное разукрупнение и образование компактных хозяйств дало положительные результаты и в увеличении производства продукции, и в решении социальных проблем на селе.


  1. Строительство Дома культуры в селе Волковском

Начиная с 1965 года, городская партийная организация взялась за решение социальных проблем на селе [1,с.42]. Всего лишь за одно пятилетие построены прекрасные дома культуры и клубы в селах района, в том числе и в Волково. А всё началось с колхозного отчетно-выборного собрания. Собрание проходило в здании бывшей церкви, приспособленной под клуб. В неуютном зале ужасно холодно, все колхозники, даже члены президиума, сидели в одежде. Один из колхозников обратился с просьбой о строительстве нового Дома культуры к Михаилу Ивановичу Ситникову. «Помогите нашему колхозу, Михаил Иванович. Сейчас мы не камышловские, а богдановичские, значит, свои, а своим отказывать в помощи нельзя». По просьбе директора совхоза «Богдановичский» Александра Алексеевича Савина, очень инициативного и энергичного руководителя хозяйства, в село Волково прибыли шефы из семи организаций города Свердловска. Они привезли с собой проект сельского клуба. Обсудили его внимательно. Тут же между собой распределили обязанности. Руководителем стройки назначили прораба совхоза Петра Аверьяновича Колодина. Первый камень здания заложили недалеко от старенькой церкви, где иногда крутили кино, проводили свой досуг парни и девчата, собираясь на посиделки. Строительство шло полным ходом. Михаил Иванович Ситников курировал данную стройку, не по приказу свыше, а по зову сердца. Ведь, это его односельчане взвалили на себя такое серьезное строительство. Но основная нагрузка все же приходилась на руководство совхоза, его директора, поскольку клуб возводился хозяйственным способом, которого многие просто боялись.

И вот в предновогодний день, 27 декабря 1969 года состоялось долгожданное открытие клуба на 200 мест [1,с.156]. Счастливы строители, довольные тем, что подарок пришелся по душе. А радость хозяев еще более велика. В переполненном зале идет волнующая торжественная церемония. Все благодарят строителей, поздравляют с новосельем тружеников села. Строителям вручаются памятные подарки. Перед участниками торжества выступил «хозяин района», так уважительно называли Михаила Ивановича; представители семи шефствующих коллективов Свердловска: монтажников, работников издательства «Уральский рабочий», кондитеров, специалистов института Гипромез. С большой теплотой в распоряжение сельского клуба передали ценные подарки: радиоприемник, телевизор, магнитофон, музыкальные инструменты. На примере такого содружества воочию видно, как стираются грани между городом и деревней.Проект по краеведению Человек на своем месте

Праздничное настроение не прекращалось даже тогда, когда покидали здание нового клуба.


  1. Строительство автомобильной дороги

Александра Алексеевна рассказала мне, какими были дороги в Богдановичском районе 35-40 лет тому назад [6]. Пролегали они, как правило, по окраинам пашен, лугов, обходя болота, низины и крутые подъёмы. Подъездные дороги к МТС были настолько плохими, что нередко после дождей машины до тракта вывозили на буксире тракторами, тем самым разрушая подъезды окончательно. В весенне-осенний периоды проехать по сельской дороге было совсем невозможно. Дети пробирались в школу вдоль огородов по тропинкам за домами. За продуктами бегали в город Камышлов через поля босяком, выйдя на проезжую, грунтовую часть дороги надевали обутки. Дорога между Волковом и районом была настолько труднопроходимой, что без буксировки автомашин не обходилось. Об автобусном движении не было и речи.

7 апреля 1959 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об участии колхозов, совхозов, промышленных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог» [1,с. 86].

В результате разработанной программы по строительству автомобильных дорог, решено, работы начинать от Сибирского тракта до центральной усадьбы совхоза «Богдановичский». Партийный штаб строительства крайне необходимой совхозам и району дороги поручили возглавить председателю районного исполнительного комитета депутатов трудящихся М. И. Ситникову. Работы на трассе велись буквально круглые сутки. Все трудились энергично, увлеченно, по-ударному. В первой половине 1979 года работа была завершена полностью.

Что же двигало людьми в борьбе с бездорожьем? Прежде всего, страстное желание как можно быстрее наладить нормальную связь с городом, способствовать успешному развитию сельского хозяйства. Такое желание, разумеется, возникло не само по себе, а в результате большой работы, проводимой партийными и советскими органами в трудовых коллективах. Михаил Иванович лично контролировал строительство дороги в селе Волковском. Его неутомимая жизнерадостность, уважение к односельчанам помогали в работе строителям дорог. Когда закончилась прокладка дороги по центральной улице, жители села устроили для рабочих праздничный обед, вручили им подарки. Одним словом ликовало все село. Теперь хорошая дорога стала обычным явлением для сельских жителей. В 1983 году последняя часть дороги по улице Рабочая была благополучно одета в асфальт. Асфальтированные улицы придали селу нарядный облик.


  1. Улучшение жилищных условий на селе

Ничего, очевидно, не останется в памяти людей так надолго, как то, что довелось видеть в детские годы [6]. Александра Алексеевна вспоминает из своего детства: − «Жилые дома сельских тружеников, пожалуй, нельзя и назвать-то домами. Это в большинстве своём небольшие деревянные избы и избушки, невзрачного вида. Некоторые избушки покрыты соломой. Но в основном дома находились под шифером. В каждой избе печки, отапливались дровами. Воду брали из обыкновенных колодцев, вырытых рядом с жильем. Электрического освещения не было. В избах горели керосиновые лампы или фонари «летучая мышь», которыми пользовались и при уходе за скотом в ночное время. Люди не имели даже малейшего представления о каком-то благоустройстве на селе».

В годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные новые жилые дома в нашем селе не строились. Огромное количество семей не могло отремонтировать жильё, которое становилось все более ветхим и порой непригодным для дальнейшего проживания

Районный комитет партии и райисполком взяли под повседневный контроль выполнение трудной, но жизненно важной задачи оказывать помощь и поддержку индивидуальным застройщикам [1,с.167]. Они прекрасно понимали, что каждая семья, построившая для себя собственный жилой дом, останется в родном селе и будет лучше трудиться на колхозных полях и фермах. Однако индивидуального строительства жилья на селе было не достаточно. Жизнь выдвинула вопрос о необходимости возведения жилья силами колхозных строителей. Возведение жилья строительными бригадами в колхозе, к сожалению, не получило широкого применения из-за недостатка денежных средств, в хозяйстве. Экономика хозяйства была ещё слабой. К тому же надо было строить и производственные объекты.

В середине семидесятых годов деревня Щипачи, где родился поэт Степан Петрович Щипачев, попала в разряд не перспективных [5]. Щипачевцы стали переезжать в село Волковское. К тому времени силами совхоза были построены деревянные коттеджи на две семьи. По улице Рабочей, в сторону Паршинского водохранилищ, строились коттеджи на четыре семьи. Некоторые жители Щипачей перевозили свои дома и обустраивались на новом месте жительства.

Во вновь созданном совхозе «Волковский», где многие годы жилье почти не строилось, 12 семей стали новоселами двухквартирных коттеджей [1,с.192]. Наше село, по существу, начинало свою вторую жизнь, благодаря Михаилу Ивановичу. Это было успешное решение жилищной проблемы. Со дня организации хозяйства в 1981 году, здесь построено 98 благоустроенных квартир. Именно это позволило значительно пополнить хозяйство новыми кадрами. При создании нового совхоза количество работающих составляло 145 человек, а к концу 1988 года, то есть за восемь лет, достигло 267 человек. Не будь в хозяйстве благоустроенного жилья, новой школы, детского садика и т.д., не было бы и такого притока нового пополнения рабочей силы. Люди идут, и будут идти туда, где есть забота о них.

В канун 70-летия Великого Октября в 1987 году ещё один отличный подарок получили жители села [1,с.120]. На центральной улице, носящей имя поэта-земляка Степана Щипачева, сдан в эксплуатацию многоквартирный дом, построенный коллективом ПМК Агропромстроя. Первые шестнадцать семей механизаторов и животноводов справили новоселье в благоустроенных квартирах. А накануне, перед заселением в новенькие квартиры, верный друг односельчан и помощник во всех хороших начинаниях Михаил Иванович Ситников, вместе с председателем сельского Совета, побывали и на ферме и в машинно-тракторном парке для того чтобы поздравить счастливчиков. Ровно через два месяца новоселами таких квартир стали еще 16 семей совхоза. Но и это ещё не всё, заложен котлован под третий двухэтажный дом на 16 квартир. У семей не стало забот, связанных с заготовкой топлива, содержанием около дома колодцев с питьевой водой. Во всех благоустроенных квартирах установлены газовые плиты.

Все это позволило селянам иметь больше свободного времени для культурного отдыха, воспитания детей и т. д. Давняя мечта многих жителей нашего села иметь благоустроенную квартиру стала реальностью.


  1. Открытие новой школы и детского сада

Успешное обучение и воспитание подрастающего поколения во многом зависит от квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров. Но не в меньшей степени и от того, в каких условиях приходится работать учителям, какие условия созданы для нормальной учебы. Короче говоря, насколько материальная база народного образования соответствует современным требованиям.

Городской партийной организацией был взят курс в деле коренных изменений в народном образовании на селе [1,с.236]. Строительство новых сельских школ в районе являлось огромной проблемой. Некоторые руководители совхозов с нежеланием шли на выделение средств, для этих целей. Но школы строились довольно быстрыми темпами, с хорошим качеством.

В связи с образованием в начале 1981 года нового совхоза «Волковский» сразу же возникло немало проблем, требующих практического разрешения. Наряду со строительством производственных объектов, жилых домов, здесь требовалось как можно быстрее строить и новую школу. С учетом того, что «Волковский» - это вновь созданное хозяйство, ему были выделены средства для строительства новой школы. Встал вопрос: кому строить? Сначала строительство восьмилетней школы в селе на 192 ученических места сметной стоимостью 624 тысячи рублей, было поручено тресту Бокситстрой, который начал нулевой цикл будущего здания. Затем руководители треста добились передачи объекта другому подрядчику - строительному управлению № 4 треста Сухолотяжстрой. К сожалению, и эта организация продолжала строительство крайне медленными темпами. Возникла угроза срыва ввода школы к началу предстоящего учебного года. Потребовалось принять ряд конкретных мер. С мая 1987 года на объекте начал свою деятельность партийный штаб под руководством Ситникова Михаила Ивановича. Он был отличным организатором. Любое начатое дело Михаил Иванович доводил до конца. Темпы работ значительно возросли.

День 1 сентября 1987 года навсегда войдёт в историю старого и вместе с тем нового села Волковское. Именно в этот день состоялось волнующее событие, участниками которого были все жители села, начиная от самых маленьких и кончая убелёнными сединами ветеранами. День выдался тёплый, солнечный, словно и природа радовалась открытию большой, новой и красивой школы. С лиц учеников не сходили радостные улыбки, все были счастливы. Ключ от новой школы директору совхоза «Волковский» Говорину Александру Михайловичу вручил Ситников Михаил Иванович - наш земляк, хороший друг многих сельчан и надежный помощник во всех проблемных вопросах села. Александр Михайлович в свою очередь поздравил директора новой школы Гузь Галину Михайловну с назначением и вручил ей этот символический ключ, который до сих пор хранится в запасниках школы. Это был особенный день. Проект по краеведению Человек на своем местеПроект по краеведению Человек на своем местеПроект по краеведению Человек на своем месте

За год до открытия новой школы в селе, был построен и детский сад на 140 мест [1,с.240]. Потребность в нем была исключительно острой. Всего лишь за восемь лет со дня образования совхоза население села увеличилось с 420 человек в 1981 году до 800 к концу 1988 года. Резко возросло и количество детей дошкольного возраста. Здание нового детского сада начал строить трест Бокситстрой, затем передали другой строительной организации. Строители понимали, что возводят детсад на селе, который ждут многие десятки молодых матерей совхоза, что его необходимо сдать к установленному сроку. Строительство объекта находилось под постоянным контролем городского комитета партии. Детский сад в селе сметной стоимостью 465 тысяч рублей в конце 1986 года был принят государственной комиссией с оценкой «хорошо».

Сегодня родители не представляют воспитание детей без опоры на детское учреждение. Руководитель и воспитатели нашего детского учреждения имеют высшее и специальное образование и способны вести дело на уровне современных требований. Здание детского сада оборудовано всем необходимым для жизни и воспитания ребенка.

Люди старшего возраста невольно вспоминали начало шестидесятых годов, когда Волковское вошло в состав совхоза «Богдановичский». Тогда люди уезжали из села, мало оставалось молодых семей. Школа была закрыта как малокомплектная, а дети ездили на учёбу в село Ильинское, живя в интернате. С организацией совхоза «Волковский» старое село обрело вторую жизнь. Здесь начали строить и жильё, и объекты соцкультбыта. Сюда поехали молодые семьи.

Сделаем вывод. В результате целенаправленной напряженной работы всей Богдановичской партийной организации произошли большие перемены в селах нашего района. И не малую роль в этом сыграл Ситников Михаил Иванович. Это был действительно рачительный, умный хозяин района, который с огромным вниманием и искренним интересом относился к людям труда. Жил их интересами. Трудом своим, настойчивостью ускорял решение экономических, социально-культурных и бытовых проблем жителей района. О таких людях, как Михаил Иванович будет жить память, так как он оставил во всем свое веское дело.

  1. Память жива

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная всё, не знаем ничего.

(Евгений Евтушенко)


Эту главу я посвящаю светлой памяти о Михаиле Ивановиче, как о настоящем человеке, и ставлю очередную задачу: встретиться с друзьями и родственниками Михаила Ивановича, и как можно больше собрать информации о жизни моего кумира в семье, среди односельчан, и друзей.

Перед тем как приступить к разработке проекта, я занялась поиском информации в Интернет ресурсах. Затем я пошла в библиотеку и взяла книгу Михаила Ивановича Хомякова «Село будет жить». В ней автор рассказал о работе партийного комитета Богдановичского района и о трудолюбии своего сослуживца и помощника Ситникова М. И. [1].

Мне захотелось узнать больше, о своём земляке, что это за человек, каков он среди друзей, и в кругу своей семьи. Поэтому, я встретилась с друзьями Михаила Ивановича: Казанцевым Иваном Матвеевичем, Казанцевой Александрой Алексеевной и Гребенщиковой Октябриной Иосифовной.Проект по краеведению Человек на своем местеПроект по краеведению Человек на своем месте

Александра Алексеевна Казанцева училась с Михаилом Ивановичем в школе [6]. Они жили на одной улице и с детства дружили. Дружба эта продолжилась до преклонных лет. Михаил Иванович всегда старался помочь Александре Алексеевне. Жена Михаила Ивановича - Вера Павловна, хорошая женщина, родом из Ильинки, была помощницей и верным другом во всех делах мужа. «Михаил Иванович оказывал помощь бескорыстно, от всей души»,- рассказывает Александра Алексеевна.

Он часто приезжал в село к своему другу Ивану Матвеевичу Казанцеву. Иван Матвеевич был заядлым охотником. Михаил Иванович тоже заразился охотой. Зимой по лесу ходили друзья на лыжах, читали следы зверей, засыпали корм и соль в кормушки для лосей, развешивали веники для косуль и зайцев. Работы было много в лесу. Иногда домой приносили добычу. А потом радостно, хлопотали во дворе у костра. Летом ходили по лесным тропам, слушали лес, прислушивались к голосам птиц и зверей.

Михаил Иванович знал и уважал крестьянский труд. Рано утром выезжал на покос, вместе с другими косарями. Любил косить. «Размахнется, бывало,- рассказывает Иван Матвеевич - так широко, по-крестьянски. Как будто всю жизнь этим только и занимался. Михаил Иванович все делал с необычной сноровкой. Всегда старался быть первым, а потом помочь. За любое дело он брался весело, и с энтузиазмом.

Вместе с Иваном Матвеевичем, Михаил Иванович часто навещал сельского пчеловода Антона Филипповича. Он стал заядлым пчеловодом. Однажды мужчинам пришлось спасать ульи от заморозков. Михаил Иванович очень серьезно к этому отнёсся. Он с осторожностью, но быстро грузил ульи на телегу, чтобы перевезти их в теплый сарай. На зиму ульи закрывали в омшанике.

В праздники любили друзья собираться все вместе за столом. Александра Алексеевна со своим мужем Василием Матвеевичем (брат Ивана Матвеевича), Иван Матвеевич с женой - Марией Егоровной и городская пара, это Михаил Иванович с женой Верой Павловной. За столом было всегда дружно и весело. Мужчины вели серьезные беседы о политике, о крестьянской жизни. Михаила Ивановича интересовало все: как живется в селе, какой урожай сняли зерновых, хватит ли кормов для скота, как хранится зерно в складах (Мария Егоровна работала заведующей зерновова склада). У женщин свои темы для разговоров: все больше говорили о детях (дети примерно были одного возраста), о работе, о своих мужчинах.

Среди друзей Михаил Иванович был самым «живым человеком». Он рассказывал интересные и смешные истории из своей жизни, рассказы из книг (много читал), стихи. Любили друзья петь песни, плясать и просто хорошо по-доброму проводить время.

Михаил Иванович часто встречался и с односельчанами. Он обязательно спрашивал как дела дома и на работе, и не из праздного любопытства, а из добрых побуждений, может чем-то помочь. Разговаривал с любым человеком как, с равным. Слушал внимательно своего собеседника, поддерживал беседу. И если обещал решить какой либо вопрос, хоть друзьям, хоть односельчанам, он всегда держал своё слово. С сельскими жителями Михаил Иванович при встрече здоровался за руку и называл по имени и отчеству, с уважением. Он как магнитом притягивал к себе людей, потому что любой человек видел в Михаиле Ивановиче и хорошего собеседника, и доброго друга.

Из беседы с Октябриной Иосифовной, я узнала, что Михаил Иванович, вместе с ней (Октябрина Иосифовна была председателем партийного бюро в селе Волковский) подыскивал место под строительство новой школы. На том месте, где сейчас расположилась школа, стоял дом Усольцевой Евдокии. ««Наперна» - так звали Евдокию, - рассказывала Октябрина Иосифовна - работала техничкой в конторе и жила в дряхлом домишке возле конторы. Из её избушки все вокруг было видно. Евдокии дали комнату в старом садике, так как она была одинокая. А домик-«развалюху», быстро снесли, потому что мы с Михаилом Ивановичем решили, на этом самом месте, будем строить новую школу. Без сажени мы отсчитали сто двадцать шагов в сторону детского садика и поставили веху. Здесь начинаем строить новую школу. На том и остановились. Сельчане приняли с одобрением наше предложение. Михаил Иванович контролировал работы на стройке. Техники нагнали много. Наши сельские не помогали, но все бегали смотреть на строительство. Проект по краеведению Человек на своем месте

Родители, особенно матери, с нетерпением ждали, когда же построят школу. Они хотели, чтобы их дети учись в новой школе в своем селе, а не в Ильинске, где жили в интернате».

25 января в нашей школе состоялась встреча с сыном Михаила Ивановича, Владимиром Михайловичем. На мероприятие, посвященное Почетному гражданину города Богданович Ситникову Михаилу Ивановичу, были приглашены первый директор Волковской школы Гузь Галина Михайловна и Гребенщикова Октябрина Иосифовна. Иван Матвеевич прийти в школу не смог, так как заболел.Проект по краеведению Человек на своем месте

Проект по краеведению Человек на своем месте

Галина Михайловна рассказала, что впервые встретилась с Михаилом Ивановичем в 1976 году. В этот год она начала работать в Гарашкинской школе учителем русского языка и литературы. Михаил Иванович приехал в совхоз на рабочее собрание. Он со всеми поздоровался, а когда увидел Галину Михайловну, то удивился - новый человек. Сразу стал расспрашивать, кто, откуда, надолго ли к нам? Выслушав ответы молодой учительницы, Михаил Иванович произнес: «Это очень хорошо, что в село едет молодежь, значит, оно будет жить!» Спустя несколько лет, когда в Волковском стали строить новую школу, Михаил Иванович предложил Галине Михайловне принять должность директора в новостройке. Молодая учительница сказала, что боится, не справится с работой, но он заставил её поверить в свои силы. Михаил Иванович открывал новую школу первого сентября 1987 года. После назначения директором, Галина Михайловна часто встречалась с Михаилом Ивановичем. Все вопросы, с которыми молодой директор обращалась к «хозяину района», решались обязательно, незамедлительно. Он мог дать совет, что-то подсказать. Проект по краеведению Человек на своем месте

После нашей встречи в школе, Галина Михайловна написала о Михаиле Ивановиче статью в газету «Родительский вестник», которую назвала «Человек на своём месте» [3,с.1].

Прочитав эту статью, я решила, что мой проект должен именно так и называться - «Человек на своём месте». Галина Михайловна, очень точно описала все человеческие и производственные качества Михаила Ивановича.

Мужчина, невысокого роста, крепкого телосложения, с очень открытым, по-русски лицом. Это рачительный, умный хозяин района, который с огромным и искренним интересом относился к людям труда. В его интересе к жизни, к окружающим людям чувствовался не умирающий с годами комсомольский задор. В газете, Галина Михайловна пишет: «…Обращаясь с ним, можно было открыто говорить обо всем, волновавшем меня, так как я знала, что это не просто интерес ради интереса, а позиция человека, привыкшего заботиться обо всех и обо всем». Галина Михайловна сообщила в газете о том, что Михаил Иванович в последнее время работал над книгой, в которой описывал историю села Волковского. «Я думаю,- пишет Галина Михайловна, - читая его воспоминания, мы могли многому бы научиться. Главное, конечно, тому, как любить свою малую родину, как свою жизнь прожить так, чтобы ты был «Человеком на своем месте». Мы бы узнали, как, достигнув высокого поста, не отгородиться от простых людей, чиновничьей спесью».

Ребята, на школьном мероприятии, задавали вопросы Владимиру Михайловичу Ситникову. Один из них звучал, так: «Каким был Михаил Иванович в семье - мужем и отцом».

Из рассказа сына, я поняла, что Владимир Михайлович уважал своего отца. Михаил Иванович родом из Волковского, поэтому наше село ему было очень дорого; и этого он никогда не скрывал ни от друзей, ни от родных. Часто Владимир Михайлович вместе с отцом приезжал в гости к Ивану Матвеевичу. Летом ходили в лес за грибами, купались на реке, а вечером сидели у костра. Зимой обязательно ходили в лес на лыжах. Владимир Михайлович рассказал, что отец любил свою малую Родину. Сам ехал в село и всю семью вез с собой. Говорил, что мы должны общаться с природой. Передал любовь к своему краю и детям и внукам.Проект по краеведению Человек на своем месте

«Михаил Иванович в семье был, как на работе, горел - говорил Владимир Михайлович. В городе его все знали, и он со всеми здоровался за руку, по-мужски, называл по имени и отчеству. Любил разговаривать с молодежью, не как наставник, а как давний товарищ. Отец был очень активным человеком; вставал рано, в шесть часов утра. Делал зарядку каждый день. Занимался спортом, следил и за своим и за нашим здоровьем. Научил меня с детства делать зарядку и бегать на лыжах. Михаил Иванович и в свой последний день чистил снег. Никакого покоя. Вечерами он детально рассказывал нам о работе, как провел рабочий день, советовался, слушал, принимал решения.

Отец постоянно учился. Это передалось и нам, его детям. В семье трое детей, все получили хорошее образование». На выбор профессии Владимира Михайловича повлиял положительный пример отца. Это он подтолкнул на мысль выбрать военную профессию.

У Михаила Ивановича 4 четыре внука, которых он очень любил и баловал, больше чем своих детей. Им, по - наследству передавал свои положительные качества [4].

Владимир Михайлович считает себя счастливым человеком. Его мать и отец всю жизнь любили и уважали друг друга. Вместе они прожили больше шестидесяти лет и только своим положительным примером воспитывали детей.Проект по краеведению Человек на своем месте

Михаил Иванович честно трудился на посту председателя горисполкома 26 лет [7]. Он не построил себе дворцов, не обеспечил своих детей престижными должностями, а жил так, как велела ему человеческая совесть и огромное, болеющее за все, сердце.

За многолетний и добросовестный труд, за активное участие в решении экономических, социально-культурных и бытовых проблем жителей района, Михаил Иванович награжден: тремя Орденами трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд во время Великой Отечественной Войны», юбилейными медалями, и знаками отличия.Проект по краеведению Человек на своем месте

12 августа 1994 года решением Исполкома Михаилу Ивановичу присвоено звание Почетный гражданин города Богданович.

Сегодня двух Михаилов Ивановичей уже нет в живых. М.И. Хомяков ушел из жизни 19 января 2011 года, жизнь М.И. Ситникова оборвалась совсем недавно, 30 октября 2014 года [7].

В конце ноября 2014 года администрация городского округа приглашала богдановичцев принять участие в обсуждении вопроса, об увековечении памяти почётного гражданина городского округа, Михаила Ивановича Ситникова. Жители откликнулись на призыв. Одним из предложений было такое: присвоить звание «Общеобразовательное учреждение имени М.И.Ситникова» Волковской школе [7 ]. Проект по краеведению Человек на своем месте

«И теперь от нас, жителей района, зависит, сохраним ли мы об этом человеке благодарную память. Он её заслужил. А сделать это можно только в одном, в реальных делах и объектах! Лучшего в мире нет ничего!» - так закончила свою статью Галина Михайловна Гузь, ветеран педагогического труда.

Подводя итог этой главы, хочу сказать, что Михаил Иванович оставил добрую память о себе. Ни одного человека, за время своей работы, я не встретила, который бы сказал что-то плохое, о нашем земляке. Его уважают односельчане, жители района и родные.









Заключение

Вот и закрыта последняя страница. Она навела меня на мысль, что самое трудное и достойное на земле - прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся, а надежной опорой тем, кто живет рядом.

Моё исследование доказывает, что судьба человека тесно связана с судьбой Родины. Каждый человек начинает познавать мир через родину, через те места, где родился и вырос.

Я хорошо понимаю, что нужно изучать историю своего села, своей родины, нужно помнить свои корни, кто мы и откуда. Время летит очень быстро, всё меняется, на смену старому поколению приходит молодежь. Поэтому так важно сохранить информацию о тех людях, которые жили раньше и строили наше село. Ведь это наша история. А если мы будем её знать, нам будет, что рассказать своим детям и потомкам. Любое событие, которое происходит в стране, радостью или горестью откликнется в каждой семье, в каждом человеке.

Свою работу я отдам в наш краеведческий архив, помещу на школьный сайт и она будет открыта для всех. На основе собранного материала о Михаиле Ивановиче, в школе будет оформлена экспозиция для демонстрации учащимся и гостям школы о своем земляке с целью увековечения памяти. Данный материал, как и многие другие, будет использован на уроках Художественной культуры Урала, а так же в мероприятиях патриотического направления.

Короток век человека, но жизнь его может вместить очень многое.

Я горжусь тем, что Михаил Иванович является нашим земляком, который всю свою сознательную жизнь честно трудился на благо человека.






Источники

  1. М. И. Хомяков, «Село будет жить», 287,[1] с., [8] л. ил. 21 см, Екатеринбург Изд.-полигр. предприятие "Урал. рабочий" 1992

  2. Газета «Народное слово» от 06.11.2014г. «Некролог» В.А. Москвин, глава ГО Богданович, В. П. Гребенщиков, председатель Думы ГО Богданович

  3. Газета «Родительский вестник» от 21.01.2016г. «Человек на своем месте» Гузь Г. М. Ветеран педтруда

  4. Личный архив Ситникова М.И.

  5. Школьный архив (видео: «Встреча с Ситниковым М. И., 22 июня 2011 года)

  6. Беседы с друзьями и родственниками Михаила Ивановича

  7. Интернет ресурсы:

  1. narslovo.ru/

  2. biblus.ru/Default.aspx?book=7b4e455l0

  3. gobogdanovich.ru/index.php/city-district/respectables

  4. ukmpi.ru/index.php/turizm/chto-posmotret/muzei

  5. bgd.rest.ru/city-district/bogd-honour

  6. ru.wikipedia.org/wiki/Богданович_(город)

  7. bgdn.ru/news/article/77239

  8. personalguide.ru/rossiya/bogdanovich/museum/kraevedcheskiy- muzey-g-bogdanovich

  9. b2b-project.ru/profile/4446683

  10. us-cars.ru/cars26475/Богданович_(город)

  11. bogdanovich.bezformata.ru/listnews/priglashaem-bogdanovichtcev-k-obsuzhdeniyu/27042715/

  12. энциклопедия-урала.рф/index.php/Почётный_гражданин_города_Богдановича

  13. pubsrv.uraic.ru/pressa/narodnoyeslovo/2014/slovo_86.pdf

  14. rodkombgd.ru/archives/298

  15. wreferat.baza-referat.ru/Богданович (город)












Приложения




© 2010-2022