Рекомендации по подготовке открытого занятия

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУДО «Центр детского творчества»


Доклад к методическому объединению













Тема:

«ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ -

ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»





Подготовила педагог доп. образования Т.А.Болотская












Армавир

2016г.

Тема:

«ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Открытое занятие в учреждении дополнительного образования детей - это демонстрация знаний и умений педагога. От обычного рядового, открытое занятие отличается большей насыщенностью образовательных инструментариев, позволяющих не только добиться поставленных цели и задач, но и продемонстрировать педагогические компетенции педагога.

1. Важным этапом в работе над открытым занятием является этап подготовки к нему.

Алгоритм подготовительной работы может быть следующим:

  1. Анализ предыдущих учебных занятий (достигнуты ли поставленные цели, в каком объёме и качестве реализованы цели и задачи этих занятий, насколько полно усвоено их содержание, благодаря каким приёмам и методам были достигнуты те или иные результаты).

  2. Моделирование занятия (определение темы и её обучающего и воспитательного потенциала, обозначение цели и задач, вида, типа занятия, формы и методов работы; продумывание содержания и логики работы как детей так и педагога; подбор способов контроля и оценки усвоения воспитанниками учебного материала).

  3. Самоподготовка педагога (формирование содержания занятия - подбор информационного и познавательного материала, обеспечение учебной деятельности воспитанников - подбор, изготовление дидактического и наглядного и раздаточного материала, подготовка вопросов, заданий, игр и т.д.).

  4. Техническое обеспечение (подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.).

2. Конструирование занятия - сложный и многоплановый процесс, при котором необходимо соблюдать условия и правила его организации и требований к нему:

Выделяется две группы условий, при которых имеется наличие факторов, обеспечивающих нормальную организацию учебного занятия:

  1. Социально-педагогическая (квалифицированно и творчески работающего педагога, коллектива воспитанников, с правильно сформированной ценностной ориентацией, необходимые средства обучения и доверительные отношения между педагогом и воспитанниками).

  2. Психолого-дидактическая (уровень обученности и наличие мотивации воспитанников, соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА обучения - совокупность требований к учебному процессу:

  1. воспитывающее и развивающее обучение;

  2. научный подход;

  3. связь теории и практики;

  4. наглядность;

  5. доступность;

  6. системность и последовательность;

  7. самостоятельность и активность;

  8. сознательность и прочность усвоения ЗУНов;

  9. целенаправленность и мотивация обучения;

  10. индивидуальность и дифференцированность подхода к воспитанникам.

Так же необходимо определить ДИДАКТИЧЕСКУЮ ЦЕЛЬ занятия. Важно понимать, что цель занятия всегда ОДНА. Это то, ради чего вообще проводится занятие.

ЗАДАЧИ, с помощью последовательного решения которых достигается основная цель, имеют несколько составляющих:

  1. образовательную;

  2. воспитательную;

  3. развивающую;

  4. социализирующую.

Важно правильно выбрать ТИП занятия, сочетание методов и приёмов обучения в соответствие с поставленными задачами и содержанием учебного материала.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям занятий:

  • по основной дидактической цели (закрепление изученного материала, ознакомление с новым материалом, применения знаний и умений, обобщения и систематизации полученных знаний, проверки и коррекции знаний и умений)

  • по основному способу их проведения - (форма беседы, лекции, экскурсии, кино-уроки, самостоятельной и практической работы, а тат же сочетания различных форм занятий.

  • по основным этапам учебного процесса (вводные, первичного ознакомления с материалом, образования понятий повторение и обобщение, контрольные).

  • по форме проведения (соревнования, игры, конкурсы, турниры, эстафеты, КВН, деловая игра, интегрированные, театрализованные, с дидактической игрой и т.п.).

Открытое занятие должно продемонстрировать, как эффективность освоения учебной программы зависит от увлечённости детей деятельностью, предложенной педагогом.

Дополнительное образование как особый образовательный институт, располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребёнка и его самореализации. Широкое использование СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - одно из главных условий организации качественного и высококвалифицированного открытого занятия. В учреждения дополнительного образования, где отсутствует жёсткая регламентация деятельности, демократичные взаимоотношения участников процесса, комфортность условий для творчества и индивидуального развития детей, адаптации их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий.

ЭТО:

  • коллективный способ обучения;

  • коммуникативная технология;

  • игровая технология;

  • технология развивающего обучения;

  • здоровье сберегающие технологии;

  • технологии коллективного творчества;

  • информационные технологии;

  • проектные технологии.

Комбинирование образовательного инструментария и использование всех доступных ресурсов при подготовке открытого занятия должны продемонстрировать степень владения ими педагогом доп. образования.

Показателем уровень квалификации ПДО так же является умение анализировать свою и чужую педагогическую деятельность.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приёмов организации деятельности педагога и воспитанников на занятии, которые приводят или не приводят к запланированным результатам. Основной же задачей является поиск резервов повышения эффективности. Наиболее распространёнными типами анализа являются:

  • полный,

  • комплексный,

  • краткий,

  • аспектный.

В разнообразие подходов обусловлено и наличие многочисленных схема занятий, в которые можно внести следующие основные положения:

1.Образовательное учреждение, класс, предмет, фамилия педагога, кол-во воспитанников по списку и присутствующих на занятии.

2.Тема занятия, цель и задачи.

3.Организационный момент:

  • готовность педагога к занятию - наличие конспекта, наглядных пособий, инструментария;

  • подготовленность воспитанников - наличие тетрадей, учебников, пособий и т. д.;

  • подготовленность кабинета;

4.Органтзационная структура занятия:

  • мобилизующее начало занятия;

  • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей занятия;

  • насыщенность занятия, темп его проведения;

5.Анализ содержания учебного материала занятий:

  • соответствие программе и уровню знаний воспитанников по предмету;

  • соотношение практического и теоретического материала;

6.Общепедагогические и дидактические требования к занятию:

  • цель занятия и соответствие плана и конспекта занятия поставленной цели;

  • пути реализации дидактических требований к занятию;

  • индивидуализация и дифференциация в обучении;

  • взаимосвязь образовательных, воспитательных, развивающих и социализирующих аспектов занятия;

7.Деятельность ПДО:

  • научность и доступность изложения новых знаний;

  • использование лучшего педагогического опыта и рекомендаций методической науки;

  • организация закрепления учебного материала;

  • организации самостоятельной работы воспитанников;

  • проверка и оценка знаний и умений воспитанников;

  • пути достижения порядка и дисциплины;

  • контакт педагога с группой;

  • эффективность использования наглядных пособий;

  • задание на дом и т.п.;

8.Деятельность воспитанников:

  • подготовка рабочего места;

  • дисциплина, прилежание, активность, внимание, лабильность и т.д.;

  • интенсивность и качество самостоятельной работы;

  • состояние их устной и письменной речи;

  • знание воспитанниками теории и умение применять полученные знания.

  • отношение воспитанников к педагогу.

9.Выводы:

  • выполнение плана занятия;

  • достижение цель и задач на занятии;

  • что было особенного и поучительного на занятии;

  • что запомнилось и произвело наибольшее впечатление;

  • какие изменения будут целесообразны в будущем;

  • оценка занятия.

Как уже упоминалось выше, схем существует множество и положения могут варьироваться от кратких до полных, развёрнутых. Разумеется, этот перечень не охватывает всех особенностей каждого конкретного занятия, тем не менее, основанный на критическом подходе, анализ занятия должен иметь уважительный тон и стремление разобраться в степени реализации задуманных идей и педагогического замысла. Конечная цель анализа и самоанализа: способствовать совершенствованию методики конструирования занятий, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития воспитанников.

Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа должны быть в поле зрения педагога и на этапе разработки занятия, а не только после его проведения.


© 2010-2022