Сценарий концерта Там, где музыка живёт!

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Там, где музыка живет»


Добрый вечер, уважаемые зрители!

Мы рады видеть всех вас в этом замечательном зале, где сегодня состоится концерт учащихся и преподавателей отделения народных инструментов. Сегодня мы расскажем вам о многообразии музыкальных инструментов и дадим возможность некоторые из них услышать.

Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они придумывались и делались для одного и того же - чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.

Вообще-то мир полон звуков и без музыки. Шумит улица, вдали от города шумит природа ветром в листве деревьев, дождем в траве, морским прибоем. Человек так привык к шуму, что полная тишина для него - нелегкое испытание.

С утра до вечера объятые шумом, иногда сверх всякой меры, мы все же в любое мгновение можем выделить из этого шума музыкальный звук. Даже не ансамбль и не мелодию, а просто один единственный звук.

Мы можем и не видеть инструмента. Звук для нашего уха - это всего лишь колебания воздуха. Значит, в этих колебаниях содержится все, что отделяет музыкальный звук от шума. И все, что отличает один музыкальный звук от другого. Набор музыкальных звуков - это и есть музыка. А вся музыка уходит своими корнями в народное творчество, в фольклор. Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

Фольклор это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем.

  1. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Исп.: Бадретдинова Карина 1кл.

Кл.преп.: Есипенок Н.Г.

Конц.: Елена Конарева

У нас уже сложилась традиция называть аккордеоном инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент бал сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась - рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля, с таким же чередованием белых и черных клавиш.

Вот как факты переворачивают общепринятые представления. Оказывается, русская гармошка пришла к нам из далека, аккордеон впервые родился в России. Левой рукой исполнитель управляет мехом, а так же нажимает на кнопки готового набора аккордов для аккомпанемента мелодии, которая исполняется на клавиатуре фортепианного типа.

  1. Р.н.п. «Светит месяц»

Исп.: Яковлев Илья

Кл.преп.: Конобрицкой М.Г.

Баян когда-то был гармоникой, а гармоника долго не могла встретиться сама с собой. Все бродили ее части по белу свету, не как соединиться не могли. Давным-давно люди научили петь разными голосами маленькие медные пластиночки-язычки, те самые, что звучат в губной гармошке. И кузнечный мех для музыки приспособили много веков назад. А вот соединить пластиночки и мех догадались далеко не сразу. А когда соединили, то получился большой, тяжелый инструмент - фисгармония. И не мало пришлось потрудиться мастерам, чтобы поднять ее с пола, и «взять на руки» эту гармонику. Просто уменьшить - дело простое, а вот как при этом не потерять хорошие качества инструмента… Мастера многих стран трудились над гармоникой. Но больше всех усовершенствований придумали русские мастера, назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного певца Баяна. Баян очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. В этом и состоит главное отличие этих двух инструментов.

  1. Р.Бажилин «Плясовая»

Исп.: Дадашов Руслан

Кл.преп.: Каткова Н.П.

«Песня - душа народа», слышим мы от музыкантов. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определённого автора. Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. Это былины, повествующие о подвигах древних богатырей, это свадебные песни, это детские прибаутки, считалки, дразнилки протяжные лирические хороводы.

  1. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

Исп.: Ибрагимов Эльмир

Кл.преп.: Давыденко И.Л.

  1. Р.н.п. «Во поле берёза стояла» обр. В. Лаптева

Исп.: Басырова Лилия

Кл.преп. Бойко Л.Н.

Конц.: Ирина Чухрова

Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки - весёлые озорные куплеты шуточного содержания.

Слово частушка происходит от слова «частый», то есть быстрый. Частушки возникли в России в 60-х годах 19 века. Мелодия у них совсем коротенькая - всего один небольшой куплет, который очень много раз повторяется с разными текстами.

  1. «Частушка» обр. Р. Бажилина

Исп.: Ищик Евгений

Кл.преп.: Давыденко И.Л.

Ансамбль. Это слово означает «вместе» - вместе играть, вместе петь, вместе танцевать, а можно и это все делать вместе - сразу и играть, и петь, и танцевать. Ансамбли бывают самые разные. Вокальный ансамбль - это содружество певцов, инструментальный - это содружество музыкальных инструментов, вокально-инструментальный - это вместе и певцы и инструменты, в ансамбле песни и пляски одновременно звучит хор, играет оркестр и идет лихая пляска. Самый большой инструментальный ансамбль - это оркестр.

Ансамблем называют еще и хорошую, дружную игру, когда говорят: «Какой хороший у этих музыкантов ансамбль!» - это означает, как дружно и согласованно они играют.

  1. Р.н.п. «На зеленом лугу» обр. А.Салина

Исп.: ансамбль «Балалаечка»

Рук.: Воронов П.С.

Конц.: Инна Ковалева

Самый маленький ансамбль - это дуэт. В дуэте музицируют двое исполнителей.

  1. Р.н.п. «Перевоз Дуня держала» обр. А.Наумов

Исп.: Лукиян Лилия

Марина Конобрицкая

В ансамблевых составах часто используют различные ударные шумовые инструменты. Треугольник. Само название уже говорит о форме инструмента, это стальной прут, изогнутый в виде треугольника. Инструмент подвешивается на веревке или струне и при ударе тонким металлическим стержнем, издает прозрачный, нежный, приятный звук. Рубель. Прототипом этого инструмента стала старинное русское приспособление для разглаживания белья. Звук извлекается при помощи металлической или деревянной палочки. Трещотки. Старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. Бубенцы. Инструмент с неопределенной высотой звука. Берут свое начало из русского быта, где использовались в лошадиной упряжке, издавая при движении звонкий, мелодичный звук.


  1. Р.н.п. «Как под яблонькой» обр. Аз. Иванова

Исп.: Анс. «Весёлые клавиши»

Рук.: Давыденко И.Л.

Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырмя струнами.

А 100 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало в России, и даже рисунков её не сохранилось: в XVII веке её казнили. Как преступницу.

В средневековой Руси домра была основным инструментов музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам, городам, устраивали весёлые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных представлениях они высмеивали пороки сильных мира сего, позволяли себе шутки и над христианской религией. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали домру. И она исчезла.

Лишь в самом концеXIX века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент.

  1. «На горе-то, калина» обр. В.Лаптева

Исп.: Братченко Анна

Кл.преп.: Бойко Л.Н.

Конц.: Ирина Чухрова

Народная песня, и шире - весь музыкальный фольклор, - это основа музыкального композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем», - сказал когда-то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. Многие русские и современные композиторы занимались и занимаются до сих пор переложениями, обработками народных песен, танцев. Взяв за основу известную народную мелодию, они обогащают её новыми музыкальными красками, интонациями, вариациями, в которых неизменно отражаются тенденции того времени в котором творят композиторы.

  1. Р.н.п. «Я на горку шла»

Исп.: Метлова Екатенрина

Кл.преп.: Давыденко И.Л.

Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые (колыбельные, шуточные, лирические); песни-сказы (былины). Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них своё отражение. Насколько разные были характеры у жизненных событий, настолько разный был характер и у песен (торжественные, шуточные , застольные, весёлые плясовые, грустные лирические)

  1. Р.н.п. «То не ветер ветку клонит» обр. В.Дителя

Исп.: Давлетшина Регина

Кл. преп.: Вороновой Л.В.

Конц.: Инна Ковалёва

Гитара самый распространённый в нашей жизни музыкальный инструмент. С давних пор люди привыкли петь под собственный аккомпанемент. И самым подходящим для такого музицирования инструментом оказалась гитара. Всего несколько аккордов на гитаре - и песня, которую ты поёшь, сразу звучит по-иному. Гитара - прекрасный аккомпанирующий инструмент. Но ещё привлекательней и эффектней звучат на гитаре сольные произведения. Не даром музыку для гитары сочинял великий скрипач Никкола Паганини. Он был замечательным гитаристом. На гитаре с удовольствием играли великие композиторы Франц Шуберт и Гектор Берлиоз… Гитару любили слушать Пушкин, Лермонтов, Толстой.


  1. Р.н.п. «Тонкая рябина» обр.

Исп.: Тамина Салимова

Конц.: Давлетшина Юлия.

Кл.преп.: Давлетовой А.Ю.

Произошло это более 100 лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему скрипач Андреев ему заказывает, он страшно рассердился. Балалайку! Ему, уважаемому мастеру, предлагают сделать шутовской скомороший инструмент. Да ещё просят сделать это из лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил для благородных скрипок и виолончелей. А тут - балалайка! Ведь это же недоразумение какое-то , а не инструмент. Не даром же слово балалайка, балаболка, баловство одного происхождения, от татарского «бала» - дитя. Балалайка - детская забава, баловство. Но Василия Андреева не испугали слова и гнев мастера, и наконец, Иванов сдался и согласился сделать балалайку. Ему понравился молодой музыкант, который горячо говорил о том, что хочет наладить русские народные инструменты, собрать их в небывалый дотоле оркестр.

И Василий Андреев собрал народный оркестр, которому рукоплескала вся Россия. «Простонародные» инструменты звучали возвышенно и благородно. Это было открытие в мире музыки.

Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов в котором запели домры, балалайки, баяны. Теперь у нас в стране сотни таких оркестров. А игре на русских народных инструментах учат в музыкальных школах.

  1. Наигрыш владимирских рожечников «По всей деревне Катенька» обр. Б. Трояновского

Исп.: Кузнцова Светлана

Кл.преп.: Есипенок Н.Г.

Конц.: Елена Конарева

Сегодня вы имели возможность услышать звучание самых разнообразных инструментов как в сольном, так и в ансамблевом исполнении. Перед вами уже выступили ансамбли аккордеонистов и балалаечников. Такие составы ансамблей, состоящих из однородных, одинаковых инструментов называются однородными.

Сейчас перед вами выступит коллектив, в составе которого будут присутствовать все инструменты, о которых мы вам сегодня рассказали. Такой состав ансамбля называется смешенным.

  1. В.Илецкий «На вечёрке»

Исп.: Ансамбль «Экспромт»

Рук.: Пётр Воронов

На этом наш концерт окончен. Всех благодарим за внимание. До свидания.

До новых встреч!

Программу подготовили:

Давыденко И.Л.

Есипёнок Н.Г.

Ведёт концерт: Инна Давыденко





© 2010-2022