Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Детский эколого-биологический центр»





Кейс дидактического и методического материала

к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

Составитель: педагог ДО

Ковалёва Л.П.



2016 г.

Цели:

1).Познакомить педагогов с интересным декоративно-прикладным искусством - бисероплетением;

2).Научить изготовлению стрекозы из бисера.

Задачи:

1). Научить основным приемам и способам бисероплетения;

2). Вызвать интерес к искусству бисероплетения;

3). Развивать художественный вкус и видение мастера;

4). Расширить творческие возможности и потенциал педагогов.

План проведения мастер - класса:

1). Краткая история бисероплетения;

2). Инструменты и материалы, необходимые для работы с бисером;

3). Практическая часть.

История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность. Само слово «бисер» арабского происхождения, оно образовано от слова «бусра» и означает бусинки с отверстиями. Самые первые изделия из бисера были изготовлены в стране сфинксов и пирамид - Египте. История его возникновения очень тесно связана с историей открытия стекла.

Древняя легенда так рассказывает об этом: много - много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар - природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом. Со временем люди научились изготавливать из стекла круглые бусинки - кружочки со специальными сквозными отверстиями для продевания иглы. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный; он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла. На первый взгляд эти бусины были очень похожи на жемчуг, поэтому их называли фальшивым жемчугом. С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше.

Древние египтяне очень трепетно относились к бисеру, об этом свидетельствует тот факт, что они вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из бисера также плели всевозможные украшения: ожерелья, крупные бусы, браслеты, броши и т. д., нанизывая бисеринки на конский волос.

Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера.

Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.

Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды.

Постепенно искусство бисероплетения приобретало популярность в европейских странах.

На Руси изделия из бисера появились очень давно, до принятия христианства.

В 9 веке появились кустарные мастерские, в которых изготавливались всевозможные изделия из бисера.

К 19 веку относится расцвет бисероплетения в России. Особенно популярными были всевозможные воротнички, пояса, ожерелья, броши. Плели из бисера и разнообразные скатерти, накидки; им оплетали сосуды и пасхальные яйца. Украшения из бисера с удовольствием носили и городские модницы, и простые деревенские девушки. Были даже мужские изделия, вышитые бисером. Но с течением времени они вышли из моды.

Новый всплеск популярности бисера относится к нашему времени. Бисер завораживает, очаровывает и заколдовывает, помогает отвлечься от повседневных забот, перенестись в другой, прекрасный и сказочный мир красоты и добра.

2). Инструменты и материалы:

- бисер № 8, № 10;

-проволока медная для бисера № 0,3; № 0,4; № 0,5;

-ножницы;

-небольшие плоскогубцы.

Рекомендации педагогам: занятия по бисероплетению можно начинать с детьми младшего школьного возраста, придерживаясь принципа «от простого к сложному».

Бисероплетение - полезное и увлекательное занятие. Оно:

- позволит занять непоседливых детей;

- разовьет фантазию и пространственное воображение;

- способствует развитию мелкой моторики;

- разовьет усидчивость и цветовосприятие.

Техника бисероплетения.

В бисероплетении используются различные способы соединения бисеринок между собой. Для изготовления цветов, объёмных фигурок, несложных браслетов, как правило, используют четыре техники: параллельное плетение, круговое (французское), игольчатое и петельное.

Параллельное плетение.

Очень распространённая техника. Особенность этого вида плетения заключается в том, что ряды бисера параллельны друг другу (лежат один под другим). Данным способом можно сплести все, что угодно, начиная от листьев и лепестков цветов до объемных фигурок животных и людей. Каждый ряд нанизывается на один из концов проволоки, второй конец проволоки идет навстречу первому через все бисеринки ряда.

Круговое плетение.

Эта техника, пожалуй, самая распространненая среди способов бисероплетения. И это неудивительно, ведь цветы, листья, крылья бабочек, выполненные в ней, получаются ажурными и воздушными. Основа любого листика или лепестка при круговом плетении - это осевой стержень из проволоки (как правило, он достаточно короткий, длиной около 10 см.). На осевой стержень нужно нанизать необходимое количество бисера и сделать небольшие петли для закрепления. На более тонкую проволоку нужно нанизать бисер длиной 30- 40 см. и выполнить дуги. Первая дуга всегда делается самой маленькой: на 2-3 бисеринки больше, чем первый осевый ряд, после чего проволоку следует снова закрепить на стержне, вернуться вниз и снова зафиксировать на стержне, а затем выполнить новую дугу. Количество дуг определяется размерами листка, при этом каждую последующую дугу следует делать на несколько бисерин больше предыдущей. В последнем ряду конец проволоки необходимо закрепить двумя витками и обрезать.

Техника игольчатого плетения используется для изготовления тычинок, травинок, еловых веток, тонких лепестков. При этом способе плетения нужно нанизать на отрезок проволоки несколько бисеринок. После того, как на один из концов проволоки нанизали последнюю бисеринку, нужно пройти проволокой в обратном направлении через оставшиеся бисеринки. Получится «иголочка».

Петельное плетение. Чаще всего петельное плетение используется при изготовлении деревьев, тычинок, и травы. Суть техники состоит в скручивании петель. На проволоку нужно набрать несколько бисеринок, а концы проволоки скрутить вместе 4-5 витками. Так получится листок или лепесток. Если нужно сделать тычинку, на проволоку нужно набрать одну бисеринку и концы проволоки скрутить до необходимой высоты тычинки.

Практическая часть.

Для работы нам понадобится:

  • 5 г красного бисера № 8;

  • 3 г желтого бисера №6;

  • 2 бусины или 2 крупных бисеринки (для глаз);

  • проволока № 0,4 50 см.

Цвет бисера можно подбирать по своему вкусу.

Начинаем плетение с головы стрекозы, работаем в технике параллельного плетения.

1. Набрать на проволоку одну синюю, одну зеленую, снова одну синюю и еще две желтых бисеринок.

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

2. Через две желтые бисеринки продеваем другой конец проволоки во встречном направлении, выравниваем концы проволоки (чтобы концы были одинаковой длины) и затягиваем. Получился второй ряд туловища. ( Первый ряд - голова с глазами).

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

3. Теперь займемся крылышками. На один конец проволоки нанизываем 30 красных бисеринок, продеваем его сквозь две желтые бисеринки туловища (проходим в ту же бисеринку, откуда проволока и выходит), затягиваем. Точно также делаем второе крылышко.

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

4. Способом параллельного плетения изготавливаем третий ряд туловища, который состоит из 3 желтых бисеринок. И теперь сделаем нижние крылышки. Набираем на проволочку 20 красных бисеринок и продеваем её через 3 желтые бисеринки туловища, затягиваем. Точно также делаем второе нижнее крылышко.

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»



Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»



5. Далее делаем четвертый ряд туловища из 3 желтых бисеринок. Затем плетем 5-й, 6-й и 7-й ряды туловища по две желтые бисеринки; и далее - 8-й, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й и 13-й ряды туловища уже по одной желтой бисеринке. Осталось закрепить проволоку. Концы проволоки продеваем в предыдущий ряд туловища (во встречном направлении) , скручиваем их, обрезаем, оставляя небольшой край и прячем его в отверстие бисеринки.

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

Стрекоза готова!



Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу «Стрекоза из бисера»

Используемая литература и интернет источники:

1.Торстен Беккер. Волшебные фигурки и животные из бисера.

Изд. Клуб семейного досуга. Харьков Белгород , 2012г.

2. Ликсо Н. Л. Большая энциклопедия бисера.

АСТ, М., 2014г.

3. Кэрол Тейлор. Бисер. Эксмо-пресс, 2000г.

4. Интернет-ресурсы.

© 2010-2022