Общеразвивающая программа Занимательная биология

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)




ПРИНЯТО

На заседании Педагогического Совета

Протокол №____ от «__»_________________

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

_______________Е.В. Болдина

«____»_______________2015 г.







ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Группы «Занимательная биология»








Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 10-17

Преподаватель: Левина Е.Н.








н. Кюпцы, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5-10-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Республики Саха (Якутия) (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

  • Познакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков работы с микроскопом, биологическими объектами.

  • Развитие навыков общения и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

  • Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов - 4 учебных часа в неделю (2 занятия)

  • За год (34 недель) - 68 занятий.

Работа с особыми категориями детей

Одаренные

Слабоуспевающие

«Группа риска»

Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся

Консультация с социальным педагогом, психологом и классными руководителями об учащихся состоящих в «группе риска».

Проведение мониторинга общеучебных умений учащихся

Проведение мониторинга уровня интеллектуальных способностей учащихся на основе тестирования

  • Использование вариативных домашних заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий

Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, интернет-ресурсами

  • Организация участия детей в школьных, районных олимпиадах по биологии

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

  • Организация участия детей во Всероссийских олимпиадах, конкурсах по биологии

Использование занимательного материала по биологии с целью повышения интереса к изучаемому предмету.

  • Организация научно-исследовательской работы учащихся

Выявление пробелов в знаниях и организация индивидуальной работы по их ликвидации. Формирование групп учащихся для дополнительных занятий.

  • Подготовка учащихся к работе в школьных, районных и республиканских НПК

Организация консультаций, дополнительных и индивидуальных занятий.

Создание условий для реализации творческих способностей одаренных детей:

проведение творческих конкурсов,

викторин,

выставок,

организация развлекательно-познавательных игр

Организация контроля, за выполнением домашних заданий совместно с классными руководителями.

Формирование мотивации, интереса к изучению биологии путем использования разных методов и форм организации деятельности учащихся

Организация участия во внеклассных школьных, районных мероприятиях, в школьных олимпиадах по биологии

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

методику работы с биологическими объектами и микроскопом

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

работать в группе;

пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Количество

часов

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие.

2

2


II

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

2

2


III

Природа под микроскопом.

12

6

6

IV

Осенние явления в природе.

12

6

6

V

Зеленый мир.

12

6

6

VI

Мир животных.

12

6

6

VII

Организм человека.

14

8

6

VIII

Эволюция природы.

16

8

8

IX

Весна в природе.

16

8

8

X

Природа под охраной.

18

8

10

XI

Основы гигиены.

14

6

8

XII

Подведение итогов кружка

6

2

4

Всего:68 занятий

136

66

70

Содержание программы.

Вводное занятие (2ч).

Цели и задачи, план работы кружка

Биологическая лаборатория и правила работы в ней (2 ч).

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Природа под микроскопом (12 ч).

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. «Суд над бактерией». Простейшие организмы. Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп.

Осенние явления в природе (12 ч).

Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Осенние пейзажи. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Подготовка выставки и презентации мини-проектов. О чем нам осень рассказала.

Зеленый мир (12 ч).

Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Республики Саха (Якутия) и меры по их охране.

Мир животных (12 ч).

Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекциям. В мире позвоночных животных. Хладнокровные животные. В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. Животные в жизни человека. КТД создание игры-викторины для начальных классов «Зоолэнд». Животные красной книги Республики Саха (Якутия) и меры по их охране. Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры.

Организм человека (14 ч).

Человек -особенный. Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Особенности ВНД человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.

Эволюция природы (16 ч).

Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки современных теплокровных. Эволюция сегодня и завтра.

Весна в природе (16 ч).

Признаки весны. Весна в жизни растений. Первоцветы под охраной. По страницам красной книги РС(Я). Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений. Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.

Природа под охраной (18 ч).

Экологические проблемы. Экологические организации. Состояние природы в районе нашего села. Исследования состояния природы. ПДК. Методы охраны природы. Природоохранные территории. Роль ООПТ в РС(Я). ООПТ Усть-Майского района. Экологическая тропа. Экологические проекты. Экологическая акция: « Чистый берег!»

Основы гигиены(14 ч).

Основы гигиены как науки. Значение гигиенических знаний в практике лечащего врача. Гигиена воздуха и климат населенных мест. Гигиена водоснабжения населенных мест. Гигиена почвы и очистка населенных мест от нечистот и отбросов. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена питания. Гигиена труда. Генетически модифицированные продукты на мировом рынке. ГМП: за и против. Акция: «Если хочешь быть здоров…»

Подведение итогов работы кружка (6 ч).

Представление результатов работы. Анализ работы.



Литература, использованная при разработке образовательной программы и используемая педагогом в работе:

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

8. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

9.Максимов Г.Н. Родная Якутия: Природа, люди, природопользование. - Якутск: Бичик, 2003.

10.Б.И. Сидоров Знаете ли Вы птиц Якутии? Справочник-определитель. - Якутск. Бичик, 1999.

11. М.Е. Нколаев. Живая природа Арктики и Севера: проблемы сохранения (региональеый аспект). - М: ООО «ИПТК «Логос», 2000.

12. Большакова А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы. Биология. География - Волгоград: Учитель, 2014 - 95 с.

13. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрированные, моделирование) - Волгоград: Учитель, 2008 - 79 с.

14. Ляшенко Н. В., Попова Е.В. Биология. 6- 11 класс: секреты эффективности современного урока - Волгоград: Учитель, 2014 - 189 с.

Литература, рекомендуемая детям:


  1. Каймук Е.Л. и др. Насекомые Якутии. Бабочки. - Якутск: Бичик, 2005. - 88 с.

  2. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011. - 302 с.

  3. Насекомые. Полная энциклопедия/ Перевод с англ. М. Авдониной - М.: Издательство Эксмо, 2005. - 256 с.

  4. Попов Р.Д. О природе Якутии - Якутск: Якутское книжное издательство, 1990 - 88 с.

  5. Аржакова С.К. и др. Реки и озера Якутии - Якутск: Бичик, 2007. - 136 с.

  6. Винокуров В.Н. Общая биология. Учебное пособие. - Якутск: Кн. Изд-во, 1993. - 48с.

  7. Дружинин С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы - М: Чистые пруды, 2008. - 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология».Вып. 20)

  8. Каменский А.А., Маклаков А.С., Сарычева Н.Ю. Биология. Справочное пособие - М:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. - 399 с.

  9. Колпакова Е. Рекам и людям - чистую воду! - М.:Лесная страна, 2007. -190 с.

  10. Николаев М.Е. Живая природа Арктики и Севера: проблемы сохранения (региональный аспект) - М: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2000. - 63 с.

  11. Сонин Н.И. Биология 6 кл. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Дрофа, 2003. - 176 с.

  12. Энциклопедия для детей: Т.3 (География).- Сост. С.Т.Исмаилова. - М.: Аванта+, 1994. - с.377-391.

  13. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.- 816 с





















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)



ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

Протокол № ____ от __________








УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

_____________ Е.В. Болдина

«____»____________2015 г.










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Группы «Занимательная биология»









Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 10-18

Преподаватель: Левина Е.Н.



н. Кюпцы, 2015


Учебно-тематический план.

Наименование темы

Количество

часов

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие.

2

2


1

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка

2

2


II

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

2

2


1

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

2

2


III

Природа под микроскопом.

12

6

6

1

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

2

2


2

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

2

1

1

3

Приготовление микропрепаратов. Самые маленькие организмы

2

1

1

4

Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. «Суд над бактерией».

2


2

5

Простейшие организмы. Клетки растений и животных.

2

1

1

6

Что показал нам микроскоп.

Урок - викторина, с элементами лабораторной работы (по группам).

2

1

1

IV

Осенние явления в природе.

12

6

6

1

Сезонность в природе. Фотопериодизм. Урок - экскурсия

2

1

1

2

Осень в жизни растений и животных. Осенние пейзажи.

2

1

1

3

Грибное царство. Что мы знаем о грибах.

2

1

1

4

«Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов

2

1

1

5

Первая помощь при отравлении.

1

1


6

Подготовка выставки и презентации мини-проектов.

2


2

7

О чем нам осень рассказала.

Викторина.

1

1


V

Зеленый мир.

12

6

6

1

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

1

1


2

Тайны жизни растений.

1

1


3

Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

Л/р «Строение листа», «Корневая система»

2

1

1

4

Кто такие? Где живут?

Занятие - игра

1

1


5

Определение растений.

2


2

6

Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

1

1


7

Роль растений в природе и жизни человека.

1


1

8

Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения.

2


2

9

Растения красной книги Республики Саха (Якутия) и меры по их охране.

1

1


VI

Мир животных.

12

6

6

1

Мир животных. Особенности и многообразие животных

1

1


2

Тайны жизни одноклеточных животных.

1

1


3

Мир беспозвоночных животных.

1

1


4

Определение членистоногих по рисункам и коллекциям.

1


1

5

В мире позвоночных животных. Хладнокровные животные.

2

1

1

6

В мире позвоночных животных. Теплокровные животные.

2

1

1

7

Животные в жизни человека.

1

1


8

КТД создание игры-викторины для начальных классов «Зоолэнд».

1


1

9

Животные красной книги Республики Саха (Якутия) и меры по их охране.

1


1

10

Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры.

1


1

VII

Организм человека.

14

8

6

1

Человек -особенный. Как появился человек.

2

2


2

Выявление доказательств эволюции человека.

1

1


3

Особенности устройства и работы систем органов человека.

2

1

1

4

Функциональные пробы и исследования работы организма человека

1


1

5

Особенности ВНД человека.

2

1

1

6

Факторы здоровья человека.

2

1

1

7

Влияние вредных привычек на здоровье.

3

1

2

8

«Ты и твое здоровье» игра-викторина

1

1


VIII

Эволюция природы.

16

8

8

1

Теория эволюции.

1

1


2

От Дарвина до Опарина.

1

1


3

Доказательства эволюции.

Эволюция Земли. Тестирование по теме.

2

1

1

4

Начало эволюции.

2

1

1

5

Рождение Земли.

1


1

6

Первые «живые» в океане.

Практическая работа «Моделирование первых «живых»

1


1

7

Эволюционное дерево (аппликация).

1


1

8

Завоевание суши.

1

1


9

История динозавров.

1

1


10

Необыкновенные предки современных теплокровных.

2

1

1

11

Эволюция сегодня и завтра.

2

1

1

12

Презентации мини-проектов

1


1

IX

Весна в природе.

16

8

8

1

Признаки весны.

Экскурсия

2

1

1

2

Весна в жизни растений.

1

1


3

По страницам красной книги РС(Я)

2

1

1

4

Вырастить растение своими руками

1

1


5

Основы растениеводства.

1

1


6

Выращивание рассады овощных и комнатных растений

2


2

7

Способы вегетативного размножения растений.

1


1

8

Весна в жизни животных.

1

1


9

Весенние пейзажи.

2


1

10

Секреты перелетных птиц.

1

1


11

Международный День птиц.

2

1

1

X

Природа под охраной.

18

8

10

1

Экологические проблемы.

2

2


2

Экологические организации.

Всемирные, республиканские

1

1


3

Состояние природы в районе нашего села.

Занятие семинар, занятие - конференция, тестирование.

3

1

2

4

Исследования состояния природы. ПДК.

Исследования состояния природы по хвойным растениям, по составу воды озер и реки.

2


2

5

Методы охраны природы.

1

1


6

Природоохранные территории.

История природоохранных зон в республике. Роль первого президента М.Е. Николаева в сохранении первозданного состояния природы.

1

1


7

Роль ООПТ в РС(Я).

История образования ООПТ - занятие- семинар. Тестирование.

2


2

8

ООПТ Усть-Майского района.

Эссе «Кюпский ресурсный резерват - взгляд изнутри». Составление кроссворда «Край Усть-Майский»

3

1

2

9

Экологическая тропа. Экологические проекты.

Конкурс лучший проект «Экологическая тропа».

2

1

1

10

Экологическая акция: « Чистый берег!»

1


1

XI

Основы гигиены.

14

6

8

1

Основы гигиены как науки. Значение гигиенических знаний в практике лечащего врача.

1

1


2

Гигиена воздуха и климат населенных мест.

2

1

1

3

Гигиена водоснабжения населенных мест.

1

1


4

Гигиена почвы и очистка населенных мест от нечистот и отбросов.

2

1

1

5

Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест.

2


2

6

Гигиена питания.

1

1


7

Гигиена труда.

2


2

8

Генетически модифицированные продукты на мировом рынке. ГМП: за и против.

2

1

1

9

Акция: «Если хочешь быть здоров…»

1


1

XII

Подведение итогов кружка

6

2

4

1

Представление результатов работы.

3

1

2

2

Итоговая конференция

2


2

3

Анализ работы.

1

1


Всего:68 занятий

136

66

70

© 2010-2022