Программа профессионального саморазвития Саморазвитие личности педагога через увлечение флористикой

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Кулебакского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр

Подростковый клуб «Светлячок»

Утверждаю

Директор МОУДОД ДЮЦ

__________Щеткина Н.Н.

«____»___________200 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КЛУБА «РАДУГА»


(возраст детей с 13 лет

срок реализации 3 года)


Автор программы:

Рыжевская Светлана Васильевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории



г. Кулебаки

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………………..4

2. Ожидаемые результаты………………………………..9

3. Мониторинг…………………………………………….10

4. Учебно-тематический план……………………………16

5. Содержание программы……………………………….18

7. Методическое обеспечение…………………………..21

8. Форма занятий………………………………………...21

9. Список литературы…………………………………...22


































«Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы - такая же живая».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы. Программа «Радуга» имеет экологическую направленность и призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи. По типу программа модифицированная. Включает в себя еще несколько направлений, это: учебно-исследовательская деятельность, творческая деятельность, познавательная деятельность, экологическое воспитание, природоохранная деятельность, краеведческое направление.

Содержание программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней, любви к своей малой родине.

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ биологии и экологии, природы родного края, ее экологического состояния, краеведения, выполнение практических, исследовательских работ, направленных на сохранение окружающей природы и здоровья человека.

Новизна предлагаемой дополнительной образовательной программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятия в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие подростков в практических природоохранных акциях. Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности позволяют педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможность педагогу проявлять себя творчески. Особенностью предлагаемой программы является то, что обучающиеся имеют прямой контакт с природой.

Актуальность данной образовательной программы в том, что сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу молодежи (ведь находясь на природе, мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что предлагаемый материал дает целостное представление об окружающем мире и о роли человека в нем.

Целью данной программы является: формирование экологической культуры, осознанного отношения к объектам природы, вовлечение обучающихся в природоохранную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

Содействовать формированию следующих компетентностей:

учебно-познавательные -

  • формировать систему знаний об экологических проблемах и пути их разрешения;

  • научить применять на практике полученные знания;

ценностно-смысловые-

  • развивать умение вести исследовательскую работу;

  • развивать познавательную активность, и творческие способности детей;

общекультурные-

  • воспитывать любовь к природе, к своей малой родине;

  • воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

коммуникативные

  • развивать умения взаимодействовать с окружающей средой и людьми;

  • развивать навыки общения, сотрудничества;

  • учить отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других;

  • воспитывать контактность в различных социальных группах.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что она адаптирована к местным условиям и использованию различных форм занятий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - с 13 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 3 года.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

  • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Данная образовательная программа предполагает виды педагогической и воспитательной деятельности:

  • познавательная деятельность предназначена для формирования у подростков познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствовании учебных навыков, является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм;

  • социально - значимая деятельность призвана формировать у подростков гуманные нормы жизнедеятельности и ориентированность подростков на одобряемую и признаваемую обществом деятельность;

  • досуговая деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой дружеской атмосферы в коллективе;

  • творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов подростков, раскрытия и развития их творческого потенциала;

  • деятельность свободного общения необходима для организации некой общности подростков, где бы они могли раскрепоститься, общаться искренне и непринужденно.

В настоящей программе представлены доступные детям элементы экологической культуры. Основой ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.

Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. То есть доступная ребенку разнообразная деятельность, организованная так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой.

На доступном детям уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности.

Программа рассчитана на три года обучения, ориентируясь на возрастные и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего мира. Предлагаемая программа состоит из четырех блоков: информационно-мотивационный блок, технологический блок, организационно-воспитательный блок, проверочно-результативный блок.

Организация учебного процесса обучающихся в рамках данной программы невозможна без проектирования экологических акций. Представленная программа интересна и тем, что ее экологическое содержание психологически грамотно рассчитано на традиционные для детей виды продуктивной деятельности. Тем самым педагогу предоставляется возможность увидеть в них проявление экологической культуры ребенка и использовать эти виды деятельности для развития его общечеловеческой культуры. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе, о многообразии ценностей природы Земли. Тем самым совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

В ходе реализации программы дети получают определенные знания, умения и навыки, которые они затем могут применить на практике.

В практической части программы познакомятся с видами деятельности людей, одни из которых не приносят вреда природе, а другие наносят непоправимый вред. Принимая участие в различных операциях, акциях, они внесут свой посильный вклад в сохранение природы родного края.

Реализация данной программы позволяет сформировать у детей ответственную гражданскую позицию, гордость за свою малую и большую Родину.

Важным фактором успешного выполнения задач, поставленных в программе, является учет психолого-педагогических особенностей детей. Знание свойств личности того или иного возраста дает возможность правильно определить содержание и форму деятельности клуба «Радуга».

Подростки 13-15 лет стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними. Во всех делах проявляется самостоятельность. В работе также учитываются психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организованного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, социальное положение воспитанников, степень морального и нравственного развития.

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих требований:

- безоговорочное принятие ребенка, устойчиво-положительное отношение к нему;

- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

- осознание и признание права личности быть непохожей на других;

- предоставление права на свободу выбора;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- владение способностью чувствовать каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиции;

- учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти, мышления, активность и т.д.)

Принципы проведения занятий

- добровольный характер участия детей в объединении - ребенок посещает занятия по собственному желанию;

- отсутствие строгого учета знаний, умений, навыков;

- отсутствие строго урочной регламентации, касающихся времени, места, формы проведения занятий;

- большая самостоятельность и инициативность детей на занятиях.

Все вышеуказанные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

Учитывая особенности подросткового возраста, занятия в клубе проводятся в форме наблюдений, экскурсий, походов, презентаций, беседы, игровых заданий, деловых игр, защиты проектов, практической работы. Чтобы предлагаемые занятия дали положительный результат педагогу необходимо к каждому занятию правильно подбирать методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, наглядно-дидактический материал, технические средства обучения.

Подведение итогов реализации программы разнообразны: экскурсии, беседы, круглые столы, защита проектов, игры-задания, изобразительная, театральная деятельность, праздники, наблюдения, конкурсы, викторины, тесты.

Практически каждое мероприятие программы включает в себя тот или иной комплекс указанных методов и форм.

Посещаемость занятий детьми во многом зависит от педагога, который должен заинтересовать детей, создавать соответствующие педагогические условия, атмосферу дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки.


Режим занятий

Год

обучения

Всего часов

Перерыв между занятиями

В день

В неделю

I год

обучения

2

4

10

II год

обучения

6

12

10

III год

обучения

3

6

10

Ожидаемые результаты

Освоив данную программу, дети овладеют следующими компетентностями:

коммуникативные

  • научатся сотрудничать и работать в группе;

  • научатся находить новые решения проблемных ситуаций;

ценностно-смысловые

  • смогут искать, получать и обрабатывать информацию;

  • научатся правильно и полно излагать содержание, раскрывать и употреблять понятия, научные термины.

общекультурные

  • научатся проявлять личностные, эмоциональные отношения

учебно-познавательные

  • смогут применять экологические, природоохранные знания и умения на практике;

  • получат практические навыки по оформлению реферативной и исследовательской работе;

  • получат умения создавать презентации по экологической тематике.

Реализация программы первого года обучения позволит обучающимся приобрести следующие знания и умения:

- приобретение знаний, умений и навыков по цветоводству;

- развитие активности и инициативности;

- развитие сплоченности и организованности в детском коллективе;

- выполнение творческих работ с использованием природного и бросового материала;

- расширение кругозора детей о природе родного края;

- приобретение детьми практических навыков экологически грамотного поведения в окружающей их природной среде.

Реализация программы второго года обучения позволит обучающимся приобрести следующие знания и умения:

- способствует формированию экологической культуры детей в отношении природной среды;

- появляется интерес к получению информации, стремление и желание разобраться в создавшейся экологической проблеме;

- формируются навыки пропаганды экологических знаний, организации разнообразных природоохранительных акций, работа в коллективе;

- научатся анализировать разнообразные экологические ситуации;

- проявление творчества, познавательной активности.

Реализация программы третьего года обучения позволит обучающимся приобрести следующие знания и умения:

- формирование экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;

- формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

- воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни;

- приобретение навыков общественно-полезной деятельности;

- распространение экологических знаний и личное участие в акциях по защите окружающей среды;

- развитие потребности непрерывного самообразования и самовоспитания.

- формируются навыки самостоятельной учебно-исследовательской работы по изучению истории своего края.

Формы подведения итогов


Тема

1 год обучения

2год обучения

3год обучения

Введение

Беседа «Что такое экология?»

Анкетирование

Тест «Лесовичок».

«Растительный мир. Растения родного края».

Викторина «В мире прекрасного».

Обобщающее занятие «Выбери правильный ответ»

Обобщающее занятие «Мир прекрасный, мир живой»

«Эко - акция»

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

«Природные сообщества»

Игра-испытание «Экологические знаки»

Обобщающее занятие «Выбери правильный ответ»

Обобщающее занятие «Выбери правильный ответ»

«Творческие работы детей»

Выставка работ «Эко-дизайн»

Выставка работ «Волшебные растения»

Выставка «Страна Листопадия»

«Обитатели воздушного пространства»

Викторина «Птичка-невеличка»


«Заповедники»

Итоговое занятие «Отгадай кроссворд»

«Краеведение»


Викторина «Моя малая родина»

«Комнатные растения»

Викторина «Цветы»

«Составление гербария»


Викторина «Растения вокруг нас»



Мониторинг образовательных результатов

и процесса воспитания

Под мониторингом понимается непрерывное (систематическое) отслеживание состояния и результатов какой-либо деятельности, системы с целью управления их качеством, повышения эффективности.

Мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса. В ходе мониторинга по итогам оценки результатов производятся педагогические коррективы в целях, содержании и организации образовательного процесса.

Цель мониторинга процесса воспитания - выяснить, насколько организованный в объединении процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.


Педагогический мониторинг

Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Освоение детьми содержания образования.

  1. Разнообразие умений и навыков.

  2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

  1. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

  2. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

  3. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий.


  1. Культура поведения ребенка.

  2. Характер отношений в коллективе.

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) - 3 балла, средний (С) - 2 балла, низкий (Н) - 1 балл.


Мониторинг образовательных результатов

1 год обучения

  1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): умеет четко ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность, умеет использовать полученные знания.

Средний (2 балла): не всегда умеет четко поставить перед собой цель, спланировать и организовать свою деятельность, не всегда может применить полученные знания.

Низкий (1 балл): не может четко поставить перед собой цель, спланировать и организовать свою деятельность, не может применить полученные знания.

  1. Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса (нормативно-правовая база, программы деятельности, формы организаторской деятельности, игровые технологии), свободно пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса (нормативно-правовая база, программы деятельности, формы организаторской деятельности, игровые технологии), не всегда оперирует специальными терминами и использует дополнительный материал.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения, не использует дополнительный материал.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, предлагает свою помощь.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, проявляет активность только на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): не всегда присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

  1. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает активное участие в конкурсах, мероприятиях, в реализации проектов в масштабе области, города, Центра.

Средний (2 балла): участвует в конкурсах, мероприятиях внутри клуба старшеклассников.

Низкий (1 балл): иногда участвует в конкурсах, мероприятиях внутри Центра, объединения.


2 год обучения

1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): умеет организовывать индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, умело разрешает конфликтные ситуации, ведет дискуссии и переговоры, использует игру как средство коммуникации.

Средний (2 балла): не всегда умеет организовать деятельность, не все конфликтные ситуации стремится разрешить, ведение дискуссий и переговоров не всегда удачны.

Низкий (1 балл): не может организовывать индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, не разрешает конфликтные ситуации, не участвует в дискуссиях и переговорах, не использует игр.

  1. Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, свободно пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса , не всегда оперирует специальными терминами и использует дополнительный материал, предлагаемый педагогом.

Низкий (1 балл): слабые знания по содержанию курса, знает отдельные определения, не использует дополнительный материал.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): интересуется деятельностью, стремится к достижению цели, иногда проявляет активность.

Низкий (1 балл): не всегда присутствует на занятиях, не активен.

  1. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает активное участие в конкурсах, мероприятиях, в реализации проектов в масштабе области, города, Центра.

Средний (2 балла): участвует в конкурсах, мероприятиях внутри клуба старшеклассников.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, мероприятиях внутри Центра, объединения.


3 год обучения

1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): умеет организовывать социально-значимую деятельность, согласовывать свои действия в осуществлении педагогики сотрудничества со сверстниками и взрослыми; свободно анализирует, планирует содержание и организацию деятельности.

Средний (2 балла): допускает ошибки в организации социально-значимой деятельности, не всегда согласовывает свои действия в осуществлении педагогики сотрудничества со сверстниками и взрослыми; анализирует, планирует содержание и организацию деятельности под контролем педагога.

Низкий (1 балл): слабо владеет организацией социально-значимой деятельности, не может самостоятельно согласовывать свои действия в осуществлении педагогики сотрудничества со сверстниками и взрослыми; анализирует, планирует содержание и организацию деятельности только с помощью педагога.

  1. Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса; знает методику социального проектирования, правила эффективной организации деятельности молодежного объединения; свободно использует дополнительный материал.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, испытывает некоторые затруднения при разработке социального проекта, не всегда применяет правила эффективной организации на практике.

Низкий (1 балл): слабые знания по содержанию курса, знает отдельные этапы проектирования, не использует правила эффективной организации.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, проявляет самостоятельность, творческую активность.

Средний (2 балла): интересуется деятельностью, настойчив в достижении цели, активен на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, но не активен, выполняет задания только по указанию педагога.

  1. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает активное участие в конкурсах, мероприятиях, в реализации проектов в масштабе области, города, Центра.

Средний (2 балла): активно участвует в конкурсах, мероприятиях в городе, внутри Центра, клуба старшеклассников.

Низкий (1 балл): участвует в конкурсах, мероприятиях внутри Центра, объединения.

Форма фиксации образовательных результатов

Ф.И.

Возраст


Стартовый

сентябрь октябрь ноябрь

Промежуточный

декабрь январь февраль

Итоговый

март апрель май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4















Методика отслеживания образовательных

результатов.


Критерии



Этапы


I год обучения


II год обучения


III год обучения

Разнообразие

умений и

навыков.


Стартовый

Тест «Мое отношение к природе»

Наблюдения.

Записи педагога

Тест «Я-личность»

Промежуточный

Игра-задание «Найди дерево по листочку»

Практическая работа «Вырастим петрушку и редиску»

Исследовательская работа «Наблюдаем за муравьями»

Итоговый

Викторина «Лекарственные растения»

Зачет «Кто лишний?»

Викторина «Магазин цветов»


Глубина и ширина знаний по предмету.


Стартовый

Беседа «Домашние животные»

Тест «Что такое экология?»

Игра «Угадай правило»

Промежуточный

Практическое занятие «Сбор растений для гербария»

Выставка работ из природного материала «Дары леса»

Открытое занятие «Путешествие в мир растений»

Итоговый

Практическое занятие «Экологические знаки»

Зачет «Немного о разном»

Творческий отчет «Природа и я»

Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Стартовый

Беседа о природных явлениях

Экскурсия на лесную поляну

Беседа «Наш русский лес»

Промежуточный

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

Открытое занятие «Вода-источник жизни»

Практическое занятие «Цветник»

Итоговый

Зачет «Друзья природы»

Контрольное занятие «Земля наш общий дом»

Викторина «Береги природу»

Разнообразие творческих достижений


Стартовый

Наблюдения. Записи педагога

Беседа «Знай природу родного края»

Тест «Я - человек экологической культуры»

Промежуточный

Выставка «Чудеса леса»

Выставка «Цветочная композиция»

Исследовательская работа «Наблюдение за муравейником»

Итоговый

Зачет «Страна Листопадия»

Зачет «Подарки к праздникам»

Творческий отчет «Земля - наш дом родной»

Развитие познавательных способностей

Стартовый

Беседа «Как растет растение»

Беседа «Все нужны на Земле»

Беседа о истории родного села

Промежуточный

Контрольное занятие «Кто живет в лесу»

Контрольное занятие «Звери и зимующие птицы нашего леса»

Исследовательская работа «Растения - живые» (посадка, рост, развитие.)

Итоговый

Зачет «Правильно рассели животных»

Экскурсия по лесным массивам

Зачет «Создание экологической тропы»



Мониторинг эффективности воспитательных воздействий


1 год обучения

  1. Культура поведения ребенка

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, дисциплина).

Средний (2 балла): моральные суждения о нравственных поступках иногда расходятся с общественными нормами, редко соблюдает правила поведения.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках часто расходятся с общепринятыми нормами, правила поведения не соблюдает.

  1. Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): имеет коммуникативные качества, принимает заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но желание общаться в коллективе проявляет не всегда.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.


2 год обучения

1. Культура поведения ребенка

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): моральные суждения о нравственных поступках иногда расходятся с общепринятыми нормами, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): имеет слабое представление о нравственных поступках, правила поведения соблюдает очень редко.

  1. Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): имеет коммуникативные качества, стремится к активному общению.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): коммуникативные качества отсутствуют, нет желания общаться в коллективе.


3 год обучения

1. Культура поведения ребенка

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

  1. Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

Форма фиксации результатов воспитательных воздействий

Ф.И.

Возраст


Стартовый

Сентябрь октябрь ноябрь

Промежуточный

декабрь январь февраль

Итоговый

март апрель май

1

2

1

2

1

2










Мониторинг эффективности

воспитательных воздействий.


Критерии



Этапы


I год обучения


II год обучения


III год обучения


Культура поведения ребенка.


Стартовый

Наблюдение. Записи педагога

Наблюдение. Записи педагога

Тест «Мое отношение к природе»

Промежуточный

Выставка работ из природного материала

Контрольное занятие «Природа и я»

Практическая работа «Цветник»


Итоговый

Зачет «По родной стороне»

Зачет «Культура и мы»

Зачет «Я помогаю природе»



Характер отношений в коллективе.

Стартовый

Наблюдение. Записи педагога

Беседа «Закон поднятой руки»

Тест «Я - личность»

Промежуточный

Контрольное занятие «Проблемные ситуации»

Практическое занятие «Чудеса из леса»

Практическая работа «Заготовка березовых веников»


Итоговый

Зачет «Пословицы и поговорки о лесе»

Зачет «Законы похода»

Зачет «Законы детской экологической станции»



1 год обучения

Цель: формирование у детей основ экологического мировоззрения - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.

Задачи:

Содействовать формированию следующих компетентностей:

учебно-познавательные -

  • познакомить обучающихся с разнообразием природы на земле;

  • приобщить обучающихся к миру природы;

  • научить проводить наблюдения за объектам природы

ценностно-смысловые-

  • сформировать положительное отношение к природным объектам, ко всем живым существам;

  • способствовать развитию воображения, фантазии, мышления.

коммуникативные-

  • развитие групповой сплоченности, развитие навыков совместной деятельности, доброжелательных отношений.

общекультурные-

  • способствовать воспитанию нравственного отношения в природе и всему происходящему в мире.


Учебно- тематический план

Раздел

Количество часов




Всего

Теория

Практика

«Вводное занятие»

2

2

«Растительный мир. Растения родного края».

18

8

10

«Обитатели воздушного пространства»

18

12

6

«Эко - акция»

6

6

«Творческие работы детей»

64

18

46

«В мире животных»

18

14

4

«Праздники»

18

4

14

Итого:

144

64

80

Содержание программы

Тема

Форма занятия

1

«Вводное занятие»

  • Знакомство с целями и задачами программы, планом работы творческого объединения, организацией занятий, требованиями, предъявляемыми к обучающимся, различными мероприятиями, проводимыми в творческом объединении, правилами поведения в природе, инструктаж.


Тест «Мое отношение к природе», игра «Павлин»

2

«Растительный мир. Растения родного края».

  • Растительный мир земли очень разнообразен. Существуют растения с несъедобными и съедобными плодами, декоративные кустарники, хвойные и лиственные деревья и кустарники, травянистые растения.

Беседы, игра-задание «Найди дерево по листочку», викторина «Лекарственные растения», создание гербария.

3

«Обитатели воздушного пространства. Птицы».

  • Птицы нашего края.

  • Перелетные, кочующие, птицы.

  • Хищники.

  • Водоплавающие птицы.

  • Птицы леса и открытых мест.

  • Краснокнижные виды птиц.

Беседа, наблюдения в природе, выполнение творческих заданий, викторина «Птичьи разговоры», викторина «Птичка-невеличка», игра «Птичий час».

4

«Эко - акция».

Оказание помощи в природе:

  • «Живи родник»,

  • «Поможем реке»,

  • операция «Чистота»,

  • операция «Первоцвет»,

  • огораживание муравейников.

Трудовой десант.

5

«Творческие работы детей».

  • Поделки из природных материалов: «Жуки из грецких орехов (грецкие орехи, семена клена, гуашь, клей). «Подвесные птичьи гнезда» (бумажная лента, овечья шерсть, сено). «Фигурки из шишек» (еловые, сосновые шишки, прямые веточки, зерна, клей, перья, сосновые иголки).

  • Панно «Дерево».

  • Картины из засушенных растений, из соломы.

  • Изготовление открыток, панно, украшений для интерьера.

Выставка «Эко-дизайн».

.

6

«В мире животных».

  • Животные, обитающие на территории нашей области.

  • Дикие и домашние животные.

  • Жизнь зверей зимой.

  • Враги моего жилья.

  • Борьба с грызунами.

  • Роль животных в жизни человека.

  • Охрана животных.

  • Виды животных, занесенные в Красную книгу.

Беседы о диких животных используя альбом «В мире животных». Беседы о домашних животных. Викторина «В мире животных».

7

«Праздники»

Праздник Осени, игра « Птицы на юг улетают», праздник «В гостях у времен года», «День птиц», вечер загадок.

Изготовление атрибутов, репетиции, экскурсии.

2 год обучения

Цель: углубить знания детей о взаимосвязях и взаимодействии человека и природы, побуждать активно участвовать в природоохранной деятельности.

Задачи:

Содействовать формированию следующих компетентностей:

учебно-познавательные -

  • расширять знания обучающихся об окружающем мире;

  • формировать навыки экологически - грамотного поведения обучающихся в природе;

  • обучение детей на примере объектов, существующих в естественных условиях;

  • стимулировать познавательную активность детей.

ценностно-смысловые-

  • способствовать развитию гармоничной личности детей на основе единения с природой родного края;

  • развивать познавательную, творческую и общественную активность детей, их стремление к здоровому образу жизни, бережное отношение к природе;

  • развивать умения воспринимать мир во всем его многообразии посредством органов чувств.

коммуникативные-

  • способствовать развитию товарищества и взаимопомощи;

  • формирование терпимости, уважительного отношения, способности слышать, понимать и принимать мнение другого человека.

общекультурные-

  • воспитывать нравственное отношение к природе и всему происходящему в мире.


Учебно- тематический план

Тема

Количество часов



Всего

Теория

Практика

«Вводное занятие»

2

2

«Эко-акция»

8

2

6

«Заповедники»

30

24

6

«Природные сообщества»

32

22

10

«Леса и их враги»

8

8

«Творческие работы детей»

88

20

68

«Комнатные растения»

30

14

16

«Праздники»

18

4

14

Итого:

216

96

120

Содержание программы

Тема

Форма занятий

1

«Вводное занятие»

  • Знакомство с планом работы творческого объединения, организацией занятий, требованиями, предъявляемыми к обучающимся, различными мероприятиями, проводимыми в творческом объединении.

Анкетирование «Я и природа», игра «Посчитай»


3

«Эко-акция».

Оказание помощи в природе:

  • «Посади дерево»,

  • «Живи родник»,

  • «Поможем реке»,

  • операция «Чистота»,

  • операция «Первоцвет»,

  • огораживание муравейников.


Трудовой десант, экскурсии.


«Заповедники».

  • Для чего нужны заповедники?

  • Национальные парки, заказники.

  • Астраханский заповедник,

  • Окский заповедник,

  • Баргузинский заповедник,

  • Жигулевский заповедник

Экскурсия в парк, эвристическая беседа, творческие задания, отгадай кроссворд.

4

«Природные сообщества».

  • Луг, поле, водоем, лес; обитатели природных сообществ: насекомые, животные, растения.

Игра-викторина «Спор насекомых», викторина «В мире животных», карточки-задания, кроссворды, экскурсии, «Выбери правильный ответ».

5

«Леса и их враги».

  • Лесные пожары.

  • Отдых в лесу.

  • Вредные насекомые.

  • Без леса нет жизни на земле.

Разгадывание кроссворда с элементами беседы «Лесные тайны», викторина «Зеленый мир вокруг нас», экскурсии, выполнение творческих заданий, эвристическая и аналитическая беседа.

6

«Творческие работы детей»

  • Поделки из природного материала: шишек, веток, засушенных растений, соломы и т.д. Рисование животных, птиц и насекомых.

Выставка «Волшебные растения».

7

«Комнатные растения».

  • Условия содержания.

  • Размножение комнатных растений.

  • Причины заболеваний.

  • Вредители и борьба с ними.

  • Почвенные смеси.

Доклад, беседа, викторина «Цветы», практические задания.

«Праздники».

  • Праздник «В гостях у времен года», инсценировка «Как комары болото спасали», представление «Лесной детектив или Красная книга защищает природу», праздник Земли.

Изготовление атрибутов, репетиции, экскурсии.




3 год обучения

Цель: формировать у обучающихся систему взглядов, принципов и норм поведения, через познание окружающей природной среды и проведение самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

Содействовать формированию следующих компетентностей:

учебно-познавательные -

  • углубить и расширить имеющиеся у подростков знания о природе и экологии;

  • формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;

  • ознакомить обучающихся с причинами возникновения экологических проблемы современности;

  • побуждать подростков участвовать в экологических конкурсах, конференциях, обмениваясь опытом со сверстниками;

  • развивать умение вести исследовательскую работу.

ценностно-смысловые-

  • формирование целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;

  • направлять повседневную работу обучающихся на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность;

  • вовлечение обучающихся в практическую, учебную, исследовательскую деятельность.

коммуникативные-

  • развивать умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией.

общекультурные-

  • воспитание экологической культуры у подростков;

  • воспитание стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности.


Учебно- тематический

Тема

Количество часов


Всего

Теория

Практика

«Вводное занятие»

2

2

«Природные сообщества»

12

6

6

«Эко-акция»

8


8

«Составление гербария»

14

6

8


«Творческие работы детей»

88

20

68

«Растительный и животный мир»

40

20

20

«Краеведение»

34

18

16

«Праздники»

18

4

14

Итого:

216

76

140

Содержание программы

Тема

Форма занятий

1

«Вводное занятие».

  • Законы природы. Что изучает наука экология. Инструктаж по технике безопасности во время экскурсий, походов. Изготовление экологических знаков и памяток.

Тесты «Лесовичок».

3

«Растительный и животный мир».

  • Животные и растения, занесенные в красную книгу.

  • Условия их обитания в природе.

  • Разнообразие растений и животных.

  • Взаимосвязь человека и природы.

Беседы, игра «Поле чудес», викторины, кроссворды, творческие задания.


«Эко-акция».

Проведение природоохранной работы:

  • «Муравейник»,

  • «Живи родник»,

  • «Посади дерево»,

  • «Чистый берег»,

  • «Чистый лес», сбор сосновых шишек.

Трудовой десант, экскурсии.

«Творческие работы детей».

  • Поделки из природного материала: шишек, веток, засушенных растений, соломы, ракушек, рисование. Составление букетов, композиций и орнаментов из растений.

Выставка «Страна Листопадия».

« Природные сообщества».

  • Луг, поле, лес, водоем. Обитатели природных сообществ: птицы, насекомые, животные, растения.

Экскурсии, эвристическая беседа, тест, экологические ситуации, викторина, творческие задания, «Экологические крестики-нолики».

«Краеведение».

  • Что такое краеведение?

  • Знакомство с историей села Тёплово.

  • Экскурсии по экологическим тропам «В лесных массивах»,

  • «Родники с. Тёплово».

  • Беседы о микротопонимах родной стороны.

Экскурсии, аналитическая и эвристическая беседы, исследовательская работа, викторина «Моя малая родина».

«Составление гербария»

  • Сбор растений, раскладка на просушку, подписывание названий, оформление папки.

Викторина «Растения вокруг нас», творческие задания, экскурсии.

«Праздники».

  • Викторина «Растения России»,

  • поле чудес «Мир животных»,

  • инсценировка «Береги природу»,

  • игра «Найди дерево»,

  • «Вечер головоломок»,

  • игра «Счастливый случай».

Изготовление атрибутов, репетиции, экскурсии.


Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Программой предусматривается использование современных форм занятий. Подбираются разнообразные методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса. На занятиях применяется наглядный и дидактический материал, технические средства оснащения, активно идет взаимодействие со специалистами (методистами по различным направлениям деятельности), взаимодействие с библиотекой, школой. Большое внимание уделяется групповым формам работы, позволяющим обучающимся проявлять активность, наиболее полно раскрыть свои умения и навыки.

Формы занятий

(введение в тему)


1 год обучения

Раздел

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Введение

Беседа «Что такое экология?»,

Игра «Экологические знаки», игра «Павлин»

Репродуктивный (беседа, инструктаж), игровой (игры на знакомство и сплочение коллектива, взаимодействие)

Анкеты, карточки

Музыкальное сопровождение, бумага, фломастеры

«Растительный мир. Растения родного края»

Викторина «В мире прекрасного».

Репродуктивный (объяснение), наглядный (показ), практический (выполнение заданий), игровой

Раздаточный материал

(задания-карточки)

Музыкальное

сопровождение

«Обитатели воздушного пространства»

Викторина «Птичка-невеличка»

Репродуктивный (объяснение), объяснительно-иллюстративный,

практический (выполнение заданий)

Раздаточный материал (карточки,иллюстраци)

Музыкальное сопровождение

«Эко - акция»

Практическая работа

Репродуктивный (объяснение), практический (выполнение заданий)

Раздаточный материал

Мешки для мусора, перчатки,

лопаты, грабли

«Творческие работы детей»

Выставка работ «Эко-дизайн»

Репродуктивный (объяснение),

практический (выполнение творческих заданий)

Демонстрационные образцы, набор шаблонов

Цветной картон, клей, ножницы, засушенные растения, шишки

«В мире животных»

Викторина «В мире животных»

Репродуктивный (объяснение), наглядный (показ), практический (выполнение заданий), игровой

Иллюстрации, карточки

Музыкальное

сопровождение

«Праздники»


Творческие задания, игры


Репродуктивный(объяснение), логический, гностический

(проблемные ситуации), практический (выполнение заданий)

Задания, наборы карточек, плакаты

Музыкальное

сопровождение


2 год обучения


Раздел

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Введение

Анкетирование «Я и природа»,

игра «Посчитай»

Репродуктивный (анкетирование),

практический (задания на планирование)

Анкеты

Музыкальное

сопровождение

«Эко - акция»

Практическая работа

Репродуктивный (объяснение),

практический (выполнение заданий)

Раздаточный материал

Мешки для мусора, перчатки,

лопаты, грабли

«Заповедники»

Итоговое занятие «Отгадай кроссворд»


Репродуктивный (объяснение), наглядный (показ), практический (выполнение заданий)

Карточки - задания

Бумага, фломастеры

«Природные сообщества»

Обобщающее занятие «Выбери правильный ответ»


Репродуктивный (объяснение),

логический,

практический (выполнение заданий)


Карточки - задания

Музыкальное

сопровождение

«Леса и их враги»

Викторина «Зеленый мир вокруг нас»

Репродуктивный (объяснение), практический (выполнение заданий), логический (проблемные ситуации)

Задания

бумага, фломастеры, музыкальное сопровождение

«Творческие работы детей»


Выставка работ «Волшебные растения»

Репродуктивный (объяснение),

практический (выполнение творческих заданий)

Демонстрационные образцы, набор шаблонов

Цветной картон, клей, ножницы, засушенные растения, шишки

«Комнатные растения»

Викторина «Цветы»

Репродуктивный (объяснение), логический, гностический

(проблемные ситуации), практический (упражнения)

Задания, наборы карточек

Музыкальное

сопровождение


«Праздники»

Творческие задания, игры


Репродуктивный(объяснение), логический, гностический

(проблемные ситуации), практический (выполнение заданий)

Задания, наборы карточек, плакаты

Музыкальное

сопровождение


3 год обучения


Раздел

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Введение

Тест «Лесовичок».

Игра «Передай сигнал»

Тестирование,

практический (упражнения), проблемный (педагог помогает решению проблемы), самостоятельная работа

Анкеты, карточки-задания

Музыкальное

сопровождение

«Растительный и животный мир»


Обобщающее занятие «Мир прекрасный, мир живой»

Репродуктивный (рассказ), наглядный (демонстрация), эвристический (изложение педагога + творческий поиск воспитанников)

Задания, наборы карточек

Музыкальное сопровождение, компьютер

«Эко - акция»

Практическая работа

Репродуктивный (объяснение),

практический (выполнение заданий)

Раздаточный материал

Мешки для мусора, перчатки,

лопаты, грабли

«Творческие работы детей»

Выставка «Страна Листопадия»

Репродуктивный (объяснение),

практический (выполнение творческих заданий)

Демонстрационные образцы, набор шаблонов

Цветной картон, клей, ножницы, засушенные растения, шишки

«Природные сообщества»


Обобщающее занятие «Экологические крестики-нолики»

Логический,

практический (выполнение заданий), репродуктивный (объяснение)

Задания - карточки

Музыкальное сопровождение

«Краеведение»

Викторина «Моя малая родина»

Репродуктивный (рассказ), эвристический (изложение педагога + творческий поиск воспитанников

Задания, наборы карточек

Музыкальное сопровождение, компьютер, презентация

«Составление гербария»

Викторина «Растения вокруг нас»

Репродуктивный (объяснение), логический, гностический

(проблемные ситуации), практический (упражнения)

Задания, наборы карточек

Бумага, клей, ножницы, фломастеры

«Праздники»

Творческие задания, игры

Репродуктивный(объяснение), логический, гностический

(проблемные ситуации), практический (выполнение заданий

Задания, наборы карточек, плакаты

Музыкальное

сопровождение


Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются:

  • Наглядные пособия (схемы, таблицы)

  • Раздаточный материал

  • Дидактический материал

Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях используются следующие методы обучения:

  • Репродуктивный (педагог сам объясняет материал)

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Проблемный (педагог помогает решению проблемы)

  • Поисковый (обучающиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод)

  • Эвристический (изложение педагога + творческий поиск воспитанников)

На занятиях используются следующие методы воспитания:

  1. Общие методы воспитания:

    • Рассказ на этическую тему

    • Диспут

    • Пример

    • Этическая беседа

  2. Методы организации деятельности и формирование опыта поведения:

  • Поручения

  • Игра

  • Упражнения

  • КТД

  1. Методы стимулирования:

  • Поощрение

  • Предоставление прав

  • Одобрение

  • Награждение

  • Соревнование


Формы реализации программы

Для того чтобы подвести итог реализации программы в течение года по каждому разделу программы с обучающимися проводятся викторины, выставки, игры, игровые задания, тесты, тренинги, защита проектов, а в конце итоговые мероприятия. Это ведет к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение учебной программы.

Для успешного проведения занятий и для усвоения детьми программы, необходимо методическое обеспечение:

  • Альбомы по экологическим тропам «В лесных массивах» и «Родники с. Теплово»; «В мире животных», «Это интересно»;

  • настольная игра «Тропинки-лабиринты»;

  • Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр, компьютерные презентации;

  • Методические разработки;

  • Методическая литература.

Дидактический материал: карточки, цветной картон, ножницы, клей, гуашь, кисточки, природный материал, шило.

Раздел

1 год обучения

Раздел

2 год обучения

Раздел

3 год обучения

«Вводное занятие»

Беседа «Что такое экология?»

«Правила поведения в природе»

«Вводное занятие»

Анкетирование «Я и природа»

«Вводное занятие»

Тест «лесовичок».

«Растительный мир. Растения родного края»


Викторина «В мире прекрасного».

«Эко - акция»

Практическая работа

«Растительный и животный мир»



Обобщающее занятие «Мир прекрасный, мир живой»

«Обитатели воздушного пространства»

Викторина «Птичка-невеличка»


«Заповедники»

Итоговое занятие «Отгадай кроссворд»


«Эко - акция»

Практическая работа

«Эко - акция»

Практическая работа


«Природные сообщества»

Обобщающее занятие «Выбери правильный ответ»


«Творческие работы детей»

Выставка «Страна Листопадия»


«Творческие работы детей»

Выставка работ «Эко-дизайн»

«Леса и их враги»

викторина «Зеленый мир вокруг нас»

«Природные сообщества»


Обобщающее занятие «Экологические крестики-нолики»


«В мире животных»

Викторина «В мире животных»

«Творческие работы детей»

Выставка работ «Волшебные растения»

«Краеведение»

Викторина «Моя малая родина»


«Комнатные растения»

Викторина «Цветы»

«Составление гербария»

Викторина «Растения вокруг нас»



Результативность. Результативность и целесообраз­ность работы по программе выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование обучающихся, в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.


Список используемой литературы.

Для детей.

  1. Агапова И., Давыдова М. «Поделки из природных материалов» Изд. «Лада», Москва 2006г.

  2. Базулина Л.В., Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов» Изд. Голубева Н. «Аппликации из природных материалов» 2002г. Изд.»Культура и традиции», г.Москва.

  3. Зубков Р. «Картины из цветов и листьев» Изд. «Культура и традиции» 2005г.

  4. Конвенция о правах ребенка.

  5. Лыкова И.А. «Лесные поделки» Изд. «Карапуз-дидактика», 2007г.

  6. Патрик Захарюк «Картины из цветов и листьев» Изд. «Контэнт»Перевертень Г.И. серия «Поделки своими руками», 2004г. Издательство «АСТ»

  7. Полунина В.Н. «Составление композиций и орнамента» 2001г. Изд. «Астрел» г.Москва

  8. Сюзанна Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов», Изд. «Рольф», 2001г.

Для педагога.

  1. Андреева Т.Н. «Человек и природа», изд. «Учитель» Волгоград, 2009 г.

  2. Воронцов В.В. «Комнатные растения», 2001г., ЗАО Фито +» г. Москва.

  3. Интернет-ресурсы:

rudocs.exdat.com;

uchportal.ru;

nsportal.ru

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Ляшенко Е.А. «Школа юного краеведа» изд. «Учитель» Волгоград 2007г.

  3. Ляхов П.Л. «Я познаю мир», 1998г., ООО «Фирма Издательство АСТ», г. Москва.

  4. Меженева Л.А. «Творчество педагога дополнительного образования»,

  5. 2004г. ООО «Педагогические технологии», г. Н. Новгород.

  6. Плешаков А.А. «От Земли до неба» (атлас-определитель», 2004г., «Просвещение», г. Москва.

  7. Потт Э. «Большая энциклопедия природы», 2003г., «Мир книги», г. Москва.

  8. Уланова Л.И. «Экологическое воспитание детей», 1995г., Общественное Объединение «Голос ребенка», Республика Марий Эл.













© 2010-2022