Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУБНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»




согласовано

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

___________ Т.В.Тивелева

Протокол № ___ от

«____»_________2015 г.


Согласовано

Заместитель директора

МБОУ «Бубновская ООШ»

___________ Н.В. Рядинская

«____»____________2015 г.


Утверждаю

Директор

МБОУ «Бубновская ООШ»

__________ А.П. Дорохова

Приказ № ___

от «___»____2015г.











Рабочая программа

по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

на уровень основного общего образования



















Бубново


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России разработана с учетом возрастных особенностей детей для обучения в 5 классе МБОУ «Бубновская ООШ» на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009, авторской программы «Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Методическое пособие. 5 класс - М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.». Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2012г.

Основной целью курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области являются следующие:

1. Совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры, осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремиться к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию.

2. Углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования.

3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.

4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.



Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный предмет, следует подчеркнуть, что его изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство».

Основным средством обучения авторы считают учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем учитель может использовать разнообразные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что обогатит содержание и методы проведения уроков.



Описание места учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение учебного года как обязательный предмет в объёме 34 часа (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого главной особенностью данного курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержания данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

- понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Величие многонациональной российской культуры.

Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представители разных национальностей (К.П.Брюллов, И.Е.Репин, К.С.Станиславский, Шолом-Алейхем, Г.С.Уланова, Д.Д.Шостакович, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Лихачев, С.Д.Эрьзя, Ю.С.Рытхэу и др.)

Человек - творец и носитель культуры.

Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА.

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.)

Жизнь ратными подвигами полна.

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде - красота человека.

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен»

Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда.

Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.).

Бережное отношение к природе.

Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья - хранитель духовных ценностей.

Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.

РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Роль религии в развитии культуры.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси.

Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII вв.) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков.

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

РАЗДЕЛ 5. ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР

Что составляет твой духовный мир.

Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.































Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

№ урока

Содержание программного материала

К-во часов

Дата

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся

Реализация электронного обучения

П.

Ф.

Раздел 1. В мире культуры

1 - 2

Величие многонациональной российской культуры.

2

04.09

11.09


Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».

Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России.

Презентация

3-4

Человек - творец и носитель культуры.

2

18.09

25.09


Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры».

Конструирование схем: «Человек - носитель культуры», «Человек - творец культуры» (на основе иллюстративного материала).

Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?».

Учебный диалог: обсуждение

высказывания Аристотеля об этике.

Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».

Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Презентация

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

5-6

«Береги землю родимую, как мать любимую».

2

02.10

09.10


Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.

Чтение текста «Нюргун Боотур - стремительный» и составление словесного портрета героя.

Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств.

Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

Презентация

7-8

Жизнь ратными подвигами полна.

2

16.10

23.10


Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

Видеоэкскурсия

9-10

В труде - красота человека.

2

06.11

13.11


Чтение и определение главной мысли текста.

Объяснение значения пословиц (поговорок).

Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра».

Чтение и анализ текста «Микула Селянинович».

Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли.

Мультфильмы или русские народные сказки

11-12

«Плод добрых трудов славен».

2

20.11

27.11


Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы.

Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Фрагменты русских народных сказок

13-14

Люди труда.

2

04.12

11.12


Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Презентация

15-16

Бережное отношение к природе.

2

18.12

25.12


Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53).

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Видеофильм

17-18

Семья - хранитель духовных ценностей

2

15.01

22.01


Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь - главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи.

Презентация

Раздел 3. Религия и культура

19-20

Роль религии в развитии культуры.

2

29.01

05.02


Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Видеофильм

21-22

Культурное наследие христианской Руси.

2

12.02

19.02


Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту).Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?».Учебный диалог(«Обсудим вместе»):анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Презентация

23-24

Культура ислама.

2

26.02

03.03


Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры».Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

Презентация

25-26

Иудаизм и культура.

2

10.03

17.03


Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?».Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток» Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

Презентация и видеофильм

27-28

Культурные традиции буддизма.

2

01.04

08.04


Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

29-30

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2

15.04

22.04


Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется Государством». Конструирование вывода по теме.

Видеофильм

31-32

Хранить память предков.

2

29.04

06.05


Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.

Презентация

Раздел 5. Твой духовный мир

33-34

Твой духовный мир

2

13.05

20.05


Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными».Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Презентация

Формы и средства контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (творческие проектные работы, компьютерные презентации, сочинения, рисунки и т.д.). По предмету оценки не выставляются.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Печатные средства обучения:

  • предметная линия учебников (на каждого ученика);

Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф». 2012, ФГОС.

  • книги, включающие произведения фольклора разных народов, притчи, легенды, религиозные тексты;

  • научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература;

  • альбомы, включающие репродукции картин, в том числе религиозной тематики (в соответствии с программой);

  • наборы географических и исторических карт;

  • методическая литература для учителя.

2. Оборудование для проведения практических занятий:

  • предметы декоративно-прикладного искусства разных народов.

3. Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • телевизор

  • музыкальный центр

  • фотоаппарат

4. Интернет-ресурсы

  • Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - scool- collection.edu. ru

  • Всемирная история в интернете - hrono.ru

  • История стран и цивилизаций - http: // istorya. ru

  • Библиотека античной литературы - сyrill.newma.ru

  • Коллекция: мировая художественная культура - artclassic.edu.ru


© 2010-2022