- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса
Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тивелева Т.В. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУБНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
согласовано
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
___________ Т.В.Тивелева
Протокол № ___ от
«____»_________2015 г.
Согласовано
Заместитель директора
МБОУ «Бубновская ООШ»
___________ Н.В. Рядинская
«____»____________2015 г.
Утверждаю
Директор
МБОУ «Бубновская ООШ»
__________ А.П. Дорохова
Приказ № ___
от «___»____2015г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на уровень основного общего образования
Бубново
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России разработана с учетом возрастных особенностей детей для обучения в 5 классе МБОУ «Бубновская ООШ» на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009, авторской программы «Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Методическое пособие. 5 класс - М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.». Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2012г.
Основной целью курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области являются следующие:
1. Совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры, осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремиться к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию.
2. Углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования.
3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный предмет, следует подчеркнуть, что его изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство».
Основным средством обучения авторы считают учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем учитель может использовать разнообразные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Описание места учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение учебного года как обязательный предмет в объёме 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого главной особенностью данного курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержания данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
Величие многонациональной российской культуры.
Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представители разных национальностей (К.П.Брюллов, И.Е.Репин, К.С.Станиславский, Шолом-Алейхем, Г.С.Уланова, Д.Д.Шостакович, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Лихачев, С.Д.Эрьзя, Ю.С.Рытхэу и др.)
Человек - творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА.
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.)
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде - красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен»
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья - хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII вв.) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
РАЗДЕЛ 5. ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
№ урока
Содержание программного материала
К-во часов
Дата
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся
Реализация электронного обучения
П.
Ф.
Раздел 1. В мире культуры
1 - 2
Величие многонациональной российской культуры.
2
04.09
11.09
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».
Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России.
Презентация
3-4
Человек - творец и носитель культуры.
2
18.09
25.09
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры».
Конструирование схем: «Человек - носитель культуры», «Человек - творец культуры» (на основе иллюстративного материала).
Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?».
Учебный диалог: обсуждение
высказывания Аристотеля об этике.
Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».
Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).
Презентация
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
5-6
«Береги землю родимую, как мать любимую».
2
02.10
09.10
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.
Чтение текста «Нюргун Боотур - стремительный» и составление словесного портрета героя.
Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств.
Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
Презентация
7-8
Жизнь ратными подвигами полна.
2
16.10
23.10
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.
Видеоэкскурсия
9-10
В труде - красота человека.
2
06.11
13.11
Чтение и определение главной мысли текста.
Объяснение значения пословиц (поговорок).
Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра».
Чтение и анализ текста «Микула Селянинович».
Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли.
Мультфильмы или русские народные сказки
11-12
«Плод добрых трудов славен».
2
20.11
27.11
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы.
Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.
Фрагменты русских народных сказок
13-14
Люди труда.
2
04.12
11.12
Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»
Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
Презентация
15-16
Бережное отношение к природе.
2
18.12
25.12
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53).
Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.
Видеофильм
17-18
Семья - хранитель духовных ценностей
2
15.01
22.01
Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».
Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь - главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»
Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи.
Презентация
Раздел 3. Религия и культура
19-20
Роль религии в развитии культуры.
2
29.01
05.02
Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».
Видеофильм
21-22
Культурное наследие христианской Руси.
2
12.02
19.02
Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту).Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?».Учебный диалог(«Обсудим вместе»):анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.
Презентация
23-24
Культура ислама.
2
26.02
03.03
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры».Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.
Презентация
25-26
Иудаизм и культура.
2
10.03
17.03
Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?».Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток» Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»
Презентация и видеофильм
27-28
Культурные традиции буддизма.
2
01.04
08.04
Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
29-30
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
2
15.04
22.04
Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется Государством». Конструирование вывода по теме.
Видеофильм
31-32
Хранить память предков.
2
29.04
06.05
Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.
Презентация
Раздел 5. Твой духовный мир
33-34
Твой духовный мир
2
13.05
20.05
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными».Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».
Презентация
Формы и средства контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (творческие проектные работы, компьютерные презентации, сочинения, рисунки и т.д.). По предмету оценки не выставляются.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Печатные средства обучения:
-
предметная линия учебников (на каждого ученика);
Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф». 2012, ФГОС.
-
книги, включающие произведения фольклора разных народов, притчи, легенды, религиозные тексты;
-
научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература;
-
альбомы, включающие репродукции картин, в том числе религиозной тематики (в соответствии с программой);
-
наборы географических и исторических карт;
-
методическая литература для учителя.
2. Оборудование для проведения практических занятий:
-
предметы декоративно-прикладного искусства разных народов.
3. Технические средства обучения:
-
компьютер;
-
телевизор
-
музыкальный центр
-
фотоаппарат
4. Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - scool- collection.edu. ru
-
Всемирная история в интернете - hrono.ru
-
История стран и цивилизаций - http: // istorya. ru
-
Библиотека античной литературы - сyrill.newma.ru
-
Коллекция: мировая художественная культура - artclassic.edu.ru