Программа дополнительного образования Волшебные узоры

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ___ от «__» _________г. ______Л. А. Трифонова


ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Волшебные узоры»

Срок реализации программы - 3 года

Возраст обучающихся - 7-17 лет




Разработчик - Цымбалова С.Д.

педагог дополнительного образования




р.п. Усть-Донецкий

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………..…...3

2. Содержание программы …………………………………………………………..…8

3. Учебно-тематический план программы …………………………………………...10

4. Методическое обеспечение программы …………………………………………...13

5. Список литературы…………………………………………………………………..15






1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Волшебные узоры» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей. Она адаптирована к условиям реализации в Усть-Донецком доме детского творчества, имеет художественную направленность. Актуальность данной программы заключается в том, что ручное вязание, так же как и техника ниточного дизайна (изонить), плетение из газетных трубочек и изготовление цветов из капрона - прекрасное средство для самовыражения. Овладев этими техниками, можно не только красиво и модно одеваться, но и украсить домашний интерьер, оживить его различными декоративными изделиями; удивить родных и друзей чудесными сувенирами. Изделия ручной работы декоративны, самобытны, они никогда не выходят их моды.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения параллельно идет освоение разных техник рукоделия. Это позволяет в дальнейшем их комплексное использование, а также сочетание для декоративного оформления готовых изделий. Особенностью данной программы является то , что она дает возможность каждому ребенку поверить в себя, в свои способности, попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Программа вводит ребенка в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, творческой индивидуальности.

Цель данной программы: пробуждать интерес и уважение к народному декоративно-прикладному творчеству и его создателям, создавать условия для творческой самореализации детей посредством овладения техникой ручного вязания, техникой изонить, плетением из газетных трубочек и техникой изготовления цветов из капрона.

Программа нацелена на решение следующих задач:

- формировать у обучающихся систему знаний, умений и навыков, позволяющую им свободно владеть основными приемами ручного вязания, техники «изонить», техники плетения из газетных трубочек и техники изготовления цветов из капрона;

- развивать мелкую моторику рук обучающихся, их пространственное мышление, кругозор;

- обучить правильному пользованию инструментами, познакомить с основами материаловедения, привить навыки свободного владения схемами изделий;

- воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, ответственность за принятые решения и совершенные поступки, отзывчивость, дружелюбие, милосердие, толерантность.

Программа «Волшебные узоры» рассчитана на 3 года обучения для обучающихся в возрасте 7-17 лет. Комплектация групп производится по результатам собеседования с детьми с учётом исходного уровня их знаний, умений и навыков. По программе 1-го года занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего в год 144 часа. По программе 2-го года занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, всего в год 216 часов. По программе 3-го года занятия проводятся 3 раза в неделю: 3 часа, 3 часа и 2 часа, всего за год 288 часов. С детьми с ограниченными возможностями индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю: 2 часа и 1 час, всего в год 108 часов.

По итогам 1-го года обучения дети должны знать:

- история ручного вязания и техники ниточного дизайна «изонить»;

- инструменты, необходимые для работы в технике ручного вязания и

изонити;

- основные термины ручного вязания и техники «изонить»;

- основные приемы вязания крючком и спицами;

- основные приемы техники «изонить»;

- основные элементы фурнитуры для оформления изделий;

- о значении ДПТ, как неотъемлемой части культуры народа;

уметь:

- правильно организовывать свое рабочее место;

- работать с инструментами, соблюдая правила безопасной работы с ними;

- выполнять основные элементы вязания крючком и спицами;

- выполнять основные элементы техники «изонить»;

- изготавливать несложные изделия по образцу;

- оформлять свои работы при помощи фурнитуры.

По итогам 2-го года обучения дети должны знать:

- историю появления техники плетения из газетных трубочек;

- основные приёмы техники плетения из газетных трубочек;

- особенности плетения плоских форм;

- технологию выполнения основных форм изонити: угла, круга, овала,

спирали, дуги;

- технологию выполнения панно в технике изонить;

- технику вывязывания прихватки (салфетки) по схеме;

- особенности развития ДПТ в нашем районе;

уметь:

- с помощью условных обозначений работать по схеме изделия;

- выполнять несложные работы, сочетая различные элементы вязания и

техники «изонить»;

- вывязывать прихватку (салфетку) крючком по схеме;

- изготавливать плоские формы из газетных трубочек;

- правильно оформлять изделия;

- анализировать свою работу.

По итогам 3-го года обучения дети должны знать:

- историю появления техники изготовления цветов из капрона;

- основные приёмы техники изготовления цветов из капрона;

- особенности декоративного оформления одежды;

- особенности вывязывания изделия из нескольких деталей;

- особенности выполнения композиций в технике «изонить»;

- технологию изготовления цветов «Роза», «Анютины глазки», «Ромашка» из

капрона;

- технологию плетения вазочки из газетных трубочек;

- правила ухода за изделиями ручной работы.

уметь:

- вывязывать изделия, состоящие из нескольких деталей;

- изготавливать вазочку из газетных трубочек;

- выполнять декоративную отделку изделий с использованием цветов,

помпонов, вышивки, кружева; техники «изонить»;

- создавать собственную схему узора, используя известные элементы;

- изготавливать композицию на основе цветов из капрона

- изготавливать изделия по образцу в любой изученной технике;

- изготавливать изделия по технологической карте в любой технике;

- изготавливать изделия самостоятельно в любой изученной технике;

- составлять различные композиции, оформлять картины;

- работать со специальной литературой, находить ответы на поставленные

вопросы;

- выполнять творческие работы, сочетая различные техники рукоделия.

Формами педагогического контроля по усвоению учебной программы является организация выставок, конкурсов, праздников, других массовых мероприятий, куда приглашаются и родители обучающихся; последующий анализ детских работ по итогам выставки. Связь с родителями поддерживается в течение года в форме индивидуальных консультаций, бесед, приглашений их на тематические вечера и отчетные выставки.

Программа «Волшебные узоры» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети видят готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих

Необходимо акцентировать внимание обучающихся не только на полученном результате, но и на умении планировать свою работу, показать различные варианты изготовления изделия. Занятия и виды работ необходимо разнообразить. Количество обучающихся позволяет осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения, значительно повышает интерес к знаниям.

Программа включает в себя следующие разделы:

- техника «изонить» или нитяная графика;

- ручное вязание крючком и спицами;

- плетение из газетных трубочек;

- изготовление цветов из капрона.

При реализации программы используются различные формы занятий (групповые и индивидуальные, открытые уроки, игры, беседы, экскурсии, конкурсы и т.п.) и методы:

- Словесные (лекции, беседы, викторины);

- Наглядные (репродукции, слайды, фотографии, образцы изделий мастеров народного творчества);

- Практические (наглядные пособия, образцы и макеты изделий).

В учебно-воспитательный процесс включены экскурсии на выставки ДПТ, организация встреч с интересными людьми - народными умельцами и мастерами декоративно-прикладного творчества.

Основные виды контроля ЗУН, применяемые в образовательном процессе объединения

1.ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ:

Проводится при наборе детей в объединение, помогает определить исходный уровень подготовки детей.

Форма проведения: опрос, беседа, несложные тестовые задания, наблюдение.

2. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ :

Идет в процессе учебной и практической деятельности. Выделяется 2 вида текущего учета: непосредственно во время изложения учебного материала или выполнения практического задания и после выполнения задания.

Форма проведения: изготовление тематических календарных работ, совместная работа педагога и обучающегося.

3. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков практической деятельности, усвоенных детьми за год.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основным содержанием 1-го года обучения является знакомство с простейшими технологиями, с видами ручного вязания, основными приёмами техники «изонить», изучение инструментов и приспособлений, необходимых для рукоделия, усложнение технических приемов.

Содержание 1 года обучения

1.Техника ниточного дизайна «изонить». История возникновения.

Инструменты и материалы. Основныё приёмы. Простейшие изделия.

2.Ручное вязание. История возникновения. Инструменты и материалы.

Техника вязания крючком. Основные приёмы. Простейшие изделия.

3.Техника вязания спицами. Основные приемы. Простейшие изделия.

4.Оформление готовых изделий с использованием различных материалов.

5.Выполнение работ по образцу, внося в него частичные изменения или

реализуя собственный замысел.

6. Значение ДПТ, как неотъемлемой части культуры народа.

Основным содержанием 2-го года обучения является дальнейшее расширение сведений по материаловедению, знакомство с разновидностями приспособлений, используемых для ручного вязания и техники «изонить», ознакомление с основными приёмами плетения из газетных трубочек.

Содержание 2 года обучения

1.Техника ниточного дизайна «изонить». Настенные панно. Выполнение

изделий средней степени сложности.

2.Техника вязания крючком. Виды узоров: ажурные, плотные, рельефные.

Схема, раппорт узора. Оформление изделий, уход за ними.

3.Техника вязания спицами. Виды узоров (ажурные, плотные, рельефные),

их использование.

4.Изготовление композиции с использованием различных видов рукоделия.

5. Техника плетения из газетных трубочек. Подготовка материала.

Ознакомление с основными приёмами. Изготовление простейшего изделия.

6.Творческая работа детей с использованием известных техник рукоделия.

7. Особенности развития ДПТ в нашем районе.

Основным содержанием 3-го года обучения является расширение сведений по декоративному оформлению одежды с применением вышивки, кружева, техники «изонить»; о возможностях техники плетения из газетных трубочек, изготовления цветов из капрона; приобретение навыков самостоятельной работы по схемам изделий, умения комплексно использовать полученные знания и умения при изготовлении изделий по замыслу (творческие работы).

Содержание 3 года обучения

1.Ознакомление с различными способами декоративного оформления одежды.

2.Ознакомление с основными приёмами техники изготовления цветов из

капрона. Практические упражнения.

3.Декоративные изделия, выполненные с использованием изученных техник

рукоделия.

4.Индивидуальные творческие работы в технике «изонить».

5.Индивидуальные творческие работы в технике изготовления цветов из

капрона.




3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

1.Организационные вопросы. Набор детей, формирование групп. Исходная диагностика. Вводное занятие. Программа на год.

Техника безопасности при работе.

6

6

-

2.Техника ниточного дизайна «изонить».

История возникновения. Инструменты и материалы. Основные приёмы.

12

2

10

3.Изготовление простейших изделий (изонить).

20

2

18

4.Ручное вязание. История возникновения. Инструменты и материалы.

2

2

-

5.Техника вязания крючком. Основные приёмы.

8

2

6

6. Изготовление простейших изделий (крючком).

8

2

6

7.Техника вязания спицами. Основные приёмы.

8

2

6

8.Изготовление простейших изделий (спицами).

14

4

10

9. Оформление готовых изделий с использованием различных материалов

2

1

1

10. Выполнение работ по образцу, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

64

8

56

ИТОГО:

144

31

113

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

1.Вводное занятие. План работы на год.

Организационные вопросы. Техника безопасности при работе.

3

3

-

2.Техника ниточного дизайна «изонить».

Повторение основных приёмов техники «изонить».

6

1

5

4.Техника вязания крючком. Виды узоров, их использование. Схема, раппорт узора.

6

2

4

5.Оформление изделий, уход за ними.

Вывязывание прихватки (салфетки) по схеме.

9

1

8

6.Техника вязания спицами. Виды узоров, их использование. Вывязывание сумочки (футляра) для телефона.

12

3

9

7.Изготовление декоративной композиции по замыслу (в изученной технике)

24

4

20

8. Техника плетения из газетных трубочек. Подготовка материала. Ознакомление с основными приёмами. Изготовление простейшего изделия.

39

7

32

9.Коллективная творческая работа детей с использованием известных техник рукоделия.

45

6

39

10.Индивидуальные творческие работы

детей с использованием различных техник рукоделия.

33

8

25

11.Творческие работы в технике изонить.

36

5

31

ИТОГО:

216

38

178

Учебно-тематический план 3 года обучения

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

1.Вводное занятие. План работы на год.

Организационные вопросы. Правила

техники безопасности при работе.

2

2

-

2.Ознакомление с различными способами декоративного оформления одежды.

4

2

2

3. Ознакомление с основными приёмами

техники изготовления цветов из капрона. Практические упражнения.

58

8

50

4.Декоративные изделия, выполненные с использованием известных техник рукоделия. Индивидуальные творческие

работы детей.

64

8

56

5.Индивидуальные творческие работы детей в технике «изонить».

96

12

84

6. Индивидуальные творческие работы в

технике изготовления цветов из капрона.

64

8

56

ИТОГО:

288

40

248


4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое оснащение.

В работе по программе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда.

При реализации программы используются различные формы занятий (групповые и индивидуальные, открытые уроки, игры, беседы, экскурсии, конкурсы и т.п.) и методы:

- Словесные (лекции, беседы, викторины);

- Наглядные (репродукции, слайды, фотографии, образцы изделий мастеров народного творчества);

- Практические (наглядные пособия, образцы и макеты изделий).

Для обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания применяются:

а). Методические материалы по годам обучения (тематические папки с конспектами открытых занятий, бесед, развивающих игр и упражнений, тестов):

  1. Инструкции по технике безопасности.

  2. Поурочные планы.

  3. Учебно-методический материал 1-го года обучения.

  4. Учебно-методический материал 2-го года обучения.

  5. Учебно-методический материал 3-го года обучения.

  6. Раздаточный материал.

  7. Развивающие игры и упражнения, физминутки.

б). Наглядные пособия (тематические папки с технологическими картами, схемами изделий) :

  1. « ИЗОНИТЬ»

  2. «Сувениры.»

  3. «Вязаные сумки.»

  4. «Вязаные цветы»

  5. «Новогодние сувениры»

  6. «Плетение из газетных трубочек»

  7. «Изготовление цветов из капрона»

  8. «Женские портреты в технике изонить»

Материально техническое обеспечение:

Количество ученических столов: 2

Количество ученических стульев: 12

Стол педагога: 1

Стул педагога: 1

Количество светильников: 4

Книжный шкаф: 2

Книжные полки: 4

Учебные пособия: книги, журналы, видеоматериалы, готовые работы, альбомы фотографий. Тематические подборки (художественное слово).

Ножницы, карандаши, ластики, скрепки. Пряжа, крючки и спицы для ручного вязания (в ассортименте). Шило, иглы с широким ушком, нитки «ирис», цветной картон, полимерный клей. Цветочные горшки, вазы, цветной капрон, флористическая лента, проволока, гипс, фурнитура для оформления (бусы, бисер, пайетки, тесьма и т.п.).



5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.Балашова М.Я. «Вязание», Москва, изд. «Человек», 1989г.,356 с.

2.Блит К. «Вязаная мода»,М., «Мир книги», 2008г.,321с.

3.Бурда Энне «Вязание крючком», 1995г., 207с.

4.Бурда Энне «Новые идеи», 1997г.,196с.

5.Воропаева Н.В. «Культура быта», М., Минпрос.,1986г.,368с.

6.Еременко Т.Н. «Рукоделие», М., «Легпромбытиздат», 1992г.,287с.

7.Журналы «Валентина» (рукоделие), 1995г., 1996г., 1997-1999гг.,2000-2014 гг.

8.Журнал мод «Вязание», 2000-2014 гг.,

9.Журнал « Делаем сами», 2008-2014 гг.,

10.Журналы «Сандра», «Сабрина», «Диана».

11.Журнал «Чудесное мгновение», М., 2000-2013гг.

12.Колосова К.А. «Вяжите сами», М., «ФАБР», 1993г.,256с.

13.Киреева Л.Ю. «Для тех, кто вяжет», М., «Человек», 1996г.,266с.

14.КульневичС.В.,Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в современной школе», ТЦ «Учитель», Москва-Ростов-на-Дону,2000г.,190 с.

15.Кульневич С.В., Иванченко В.Н., «Дополнительное образование детей», «Учитель», Ростов-на-Дону, 2005г., 336 с.

16.Иванченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы», «Учитель», Ростов-на-Дону, 2007г.,256 с.

17.Карелин А.А. «Психологические тесты»,1-2т, «Владос», Москва,2000г,310с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1.Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка», Минск, «Полымя», 1997г.,354с,

2.Фомичева Э.А. «Начинаем вязать крючком и спицами», М, «Просвещение».,

1991г.,268с.

3.Францароли И.В. «Вяжем цветы крючком»,М.,«ЭКСПО- пресс»,2009г.,306с.

4.Череда Н. «Цветы из ткани», М., «АСТ-ПРЕСС», 2010 г., 366с.

5.Леонова О.В. «Рисуем нитью ажурные картинки», СПб, "Литера", 2005г.,225с.

6.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками», Ярославль, Академия

развития,1997г., 290с.

7.Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников», Санкт-Петербург,

2008.,286с.

8.Торгашова В.Н. «Рисуем нитью», Москва, «Экспо- пресс», 2010г.,208с.

9.Лайхаузер Дж., Вайс Р. Вяжем крючком. Костюмы, жакеты, платья, купальники,

накидки: пер. с англ. Т. Шевченко. - Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб

семейного досуга», 2008г.,286с.

10.Лисовская Э.А. «Крючок и фантазия», Минск, «Полымя», 1997г.,342с.

Интернет-ресурсы:

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - mon.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование» - edu.ru

Федеральный портал «Российский образовательный портал»- school.edu.ru

Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - vidod. edu.ru

Федеральный портал «Здоровье и образование» - valeo.edu.ru

Сайт « Страна мастеров» ( для любителей ДПТ) - stranamasterov.ru

Сайт Ассоциации творческих педагогов России - educontest.net

nityanaya-grafika.narod.ru/

uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm

nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html

images.yandex.ru/yandsearch

stranamasterov.ru/

handmade.idvz.ru/forum/forum

На сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» зарегистрирован мой мини-

сайт :Мой сайт педагогов

дополнительного образования

16

© 2010-2022