Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио. .. градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаковМетодическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаковмуниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Костромы

«Детская музыкальная школа № 3»


Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:


«Зачем на уроке сольфеджио … градусник?!

или

Секреты запоминания ключевых знаков»


Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков


Выполнила: преподаватель теоретических дисциплин

Зоя Борисовна Афанасьева



Кострома, 2014

Содержание



Пояснительная записка……………………………………………………….3

§ 1. Анализ программной и учебно-методической литературы с точки зрения проблемы обучения учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях……………………………6

§ 2. Описание и методическое обоснование некоторых методических приемов по обучению учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях на основе собственного практического опыта………………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………...24

Список использованной литературы……………………………………….25

Приложения………………………………………………………………….26

Пояснительная записка


Изучение тональностей в курсе сольфеджио проводится на протяжении всего периода обучения в детской музыкальной школе. Традиционным при этом является постепенное изучение тональностей от класса к классу по мере увеличения количества ключевых знаков. Все тональности при этом разделяют на «простые» и «сложные». «Простые» - это тональности с меньшим количеством знаков альтерации при ключе (все мы знаем, как дети любят До мажор!), а «сложные» - с большим количеством знаков. В то же время для полноценного музыкального развития учащихся нужны навыки скорого ориентирования во всех тональностях без исключения, и начинать такую работу надо как можно раньше, иначе «сложные» тональности с большим количеством ключевых знаков всегда будут пугать учащихся.

Вот что пишет по этому поводу композитор и педагог Дмитрий Зайцев: «Длительная ладовая и тональная диета чрезвычайно сковывает развитие музыкального высотного слуха и мышления учащихся. Я полагаю так, с первого класса в ДМШ есть возможность и потребность использовать в деле все тональности».

Об этом же говорит и Т.Е. Первозванская, обращаясь уже непосредственно к учащимся и призывая их не бояться «многозначных» тональностей: «Иногда композиторы представляют себе тональности в определенном цвете <…> а разные цвета могут вызвать различные настроения. Поэтому композитору совсем не безразлично, в какой тональности звучит его произведение. Например, до мажор и ре-бемоль мажор даже сравнить нельзя, так они по-разному окрашены. Не стоит записывать музыку в той тональности, где знаков поменьше, - музыка от этого может многое потерять».

Направленность методической разработки: музыкальная. Данная методическая разработка предлагается для преподавателей сольфеджио детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, музыкально-эстетических отделений общеобразовательных школ. Может быть использована в работе и преподавателями по специальности.

Цель: описание и методическое обоснование практического опыта работы по обучению учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях.

Задачи:

  1. Проанализировать программную и учебно-методическую литературу с точки зрения проблемы обучения учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях.

  2. Описать и методически обосновать ряд методических приемов по обучению учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях на основе собственного практического опыта.

Класс и возраст обучающихся, на которых рассчитана методическая разработка: данная методическая разработка направлена на раскрытие основных этапов изучения ключевых знаков в тональностях и может быть использована в работе с учащимися с 1 по 7 классы.

Новизна: методические приемы, описанные автором работы, не претендуют на новизну, так как ранее все они были описаны в учебно-методической литературе. Однако собственный взгляд автора на систему и последовательность применения данных методических приемов, основанный на практическом опыте работы, может быть интересен преподавателям ДМШ. Также методическую копилку преподавателей ДМШ могут пополнить предлагаемые автором приложения.

Также принципиальной особенностью авторского методического подхода к изучаемой теме является стремление на конечном этапе освоения данной темы свести к минимуму использование наглядных пособий: табличек, подсказок, памяток и т.п. Необходимо, чтобы все «подсказки» учащийся мог увидеть «мысленным взором», при этом сводя к минимуму и механическое заучивание материала. Например, если в классе сольфеджио на стене висит плакат со знаками в тональностях, учащийся привыкает смотреть и ориентироваться по нему. Тогда как на уроке по специальности, не имея перед глазами этого плаката, он не сможет быстро вспомнить знаки в нужной тональности.

Актуальность: умение учащихся ДМШ быстро ориентироваться в ключевых знаках различных тональностей является необходимым навыком для работы на уроках сольфеджио. Это позволит экономить время урока, использовать в разных формах работы тональное разнообразие, а также будет способствовать повышению музыкальной грамотности учащихся.

Ожидаемые результаты: умение учащихся ДМШ быстро ориентироваться в ключевых знаках различных тональностей с минимальным использованием наглядных пособий: табличек, подсказок, памяток и т.п., умение учащихся увидеть «мысленным взором» необходимые средства наглядности, при этом сведя к минимуму и механическое заучивание материала.

При этом мы стремимся обучить этому умению максимальное количество учащихся, в том числе «слабых», имеющих проблемы с пониманием и запоминанием теоретического материала. Положительным результатом можно считать, если «слабый» учащийся сможет достаточно свободно ориентироваться в нескольких наиболее употребительных тональностях (хотя бы до трех-четырех знаков), тогда как «сильные» дети смогут это делать просто виртуозно.

§ 1. Анализ программной и учебно-методической литературы с точки зрения проблемы обучения учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях

Первоначально обратимся к анализу учебных программ по предмету «Сольфеджио».

В широко применяемой до последнего времени «классической» программе Т.А. Калужской (Москва, 1984) для семилетнего срока обучения предлагается следующий порядок изучения тональностей:

1 класс: До, Соль, Ре, Фа мажор.

2 класс: До, Соль, Ре, Фа и Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре и соль минор.

3 класс: тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе.

4 класс: тональности мажорные и минорные до четырех знаков в ключе.

5 класс: тональности мажорные и минорные до шести знаков в ключе.

6 класс: тональности мажорные и минорные до семи знаков в ключе.

7 класс: тональности - все употребительные.

Примерно та же последовательность сохраняется и в новой программе, разработанной Г.А. Жуковской и Т.В. Казаковой на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (Москва, 2012):

1 класс: тональности До, Соль, Фа, Ре мажор, ля минор.

2 класс: тональности До, Соль, Фа, Ре, Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре, соль минор.

3 класс: мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.

4 класс: мажорные и минорные тональности до четырех знаков в ключе.

5 класс: мажорные и минорные тональности до пяти знаков в ключе.

6 класс: мажорные и минорные тональности до шести знаков в ключе.

7 класс: мажорные и минорные тональности до семи знаков в ключе.

8 класс: все употребительные тональности.

В свою очередь, бóльшая часть учебно-методической литературы по сольфеджио построена в соответствии с программой, и тональности появляются в работе постепенно, от класса к классу. Все же тональности включаются в работу не ранее 6-7 классов.

Например, в широко используемых «Рабочих тетрадях по сольфеджио» Г.Ф. Калининой в каждом классе предлагаются новые тональности, в справочных материалах имеется перечень изучаемых в данном классе тональностей, который постепенно «вырастает» в квинтовый круг.

Правда, в тетради для 3 класса появляется задание, в котором предлагается «вычислить» знаки альтерации в гаммах Ми мажор и Ля-бемоль мажор, пользуясь правилом строения мажорных гамм. Далее предлагается такое задание: «Сообразите, каким мажорным тональностям принадлежат данные знаки, если известно, что последний диез всегда относится к VIІ ступени лада, предпоследний бемоль - к I ступени (тонике)». Также есть задания, где предлагается сравнивать одноименные мажор и минор.

Таким образом, проблемно-поисковый метод изучения ключевых знаков в тональностях находит место в рабочих тетрадях Г.Ф. Калининой, хотя и не является основным.

Интересен материал, предложенный в тетради Е.М. Золиной «Домашние задания по сольфеджио» для 5 класса. Здесь она предлагает довольно известные способы ориентирования в ключевых знаках тональностей. Для мажорных диезных тональностей: «во всех диезных мажорных тональностях новый (последний) диез - VII ступень (нижний вводный звук)». Причем знания даются не в готовом виде, а постигаются с помощью проблемно-поискового метода: сначала учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Назови новый (последний) диез в Ре мажоре.

  2. Какая это ступень Ре мажора?

  3. Назови новый (последний) диез в Ля мажоре.

  4. Какая это ступень Ля мажора? И т.д.

Сформулированное далее правило (см. выше) является как бы выводом из наблюдений учащихся. Для закрепления предлагаются следующие задания:

  1. Определить мажорные диезные тональности по последнему знаку

  2. Заполнить таблицу мажорных диезных тональностей: назвать последний диез, затем перечислить диезы по порядку и написать цифрой количество ключевых знаков в тональности.

Далее подобная работа проводится с мажорными бемольными тональностями. Сначала ребятам предлагается ответить на вопросы:

  1. Назови предпоследний бемоль в Си-бемоль мажоре.

  2. Какая это ступень Си-бемоль мажора?

  3. Назови предпоследний бемоль в Ми-бемоль мажоре.

  4. Какая это ступень Ми-бемоль мажора? И т.д.

Затем делается вывод: во всех бемольных мажорных тональностях предпоследний бемоль - тоника этой тональности. Далее дается достаточно подробное объяснение, как этим правилом пользоваться: назови предпоследний бемоль в заданной тональности, затем перечисли бемоли, дойдя до тоники, и добавь еще один бемоль.

Даются задания для закрепления.

Отдельно автор заостряет внимание на тональности Фа мажор, которая «выпадает» из закономерности, общей для остальных мажорных бемольных тональностей, так как в ней нет того самого предпоследнего бемоля.

Данную методику запоминания ключевых знаков в мажорных тональностях можно считать весьма целесообразной. Однако усвоить ее ранее 5 класса общей массе учащихся будет довольно сложно, да и методика запоминания диезных тональностей зачастую вызывает трудность у ряда учащихся (им сложно ориентироваться по VII ступени тональности).

На сайте musicfancy.net эта закономерность указана и для минорных тональностей: диезные тональности - последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью; бемольные тональности - предпоследний ключевой знак будет в мажоре тоникой, а в миноре III ступенью.

Интересная методика предложена Т.Е. Первозванской во второй части учебника «Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей». Она знакомит детей с квинтовым кругом тональностей, а затем предлагает такие советы:

«Чтобы легче запомнить последовательность тональностей и количество знаков в них, предлагаю выучить такие «заклинания» (их нужно произносить, зажимая пальцы).

Для диезных: соль - ре - ля - ми - си - фа - до (диезы к фа и до произносить не нужно, просто помнить).

Для бемольных: фа - си - ми - ля - ре - соль - до (бемоли в уме!).

Произносишь соль, зажимаешь палец - один знак, произносишь ре, зажимаешь еще один - два знака и т.д. И ты говоришь себе: «Ага, в тональности соль мажор - один диез, а в тональности ре мажор - два».

Если вдруг забудешь какой-нибудь звук заклинания, вспомни: его легко восстановить по квинтам (вверх или вниз).

Теперь поучим заклинания, чтобы запомнить появляющиеся («новые») ключевые знаки. Они, как и тоники тональностей, располагаются по квинтам.

Диезы: фа - до - соль - ре - ля - ми - си.

Бемоли: си - ми - ля - ре - соль - до - фа (располагаются в обратном порядке).

Но даже если ты выучишь все ключевые знаки, их нельзя писать у ключа как попало, а только в строго определенном порядке. Порядок появления знаков при ключе нужно запомнить зрительно. Пока не запомнишь, поглядывай на квинтовый круг.

Еще одна подсказка для запоминания ключевых знаков: каждый новый знак в диезных тональностях появляется на VII ступени:

в соль мажоре - фа-диез (VII ступень),

в ре мажоре - до-диез (VII ступень) и так далее.

В бемольных тональностях - на IV ступени:

в фа мажоре - си-бемоль (IV ступень),

в си-бемоль мажоре - ми-бемоль (IV ступень) и так далее».

Безусловно, способ оригинальный и интересный. Однако вызывает опасение, что дети могут запутаться в многочисленных «заклинаниях», особенно - перепутать порядок тональностей и знаков (сравните: соль-ре-ля-ми-си-фа-до и фа-до-соль-ре-ля-ми-си).

Композитор и педагог Дмитрий Зайцев предлагает для работы с разными тональностями использовать «Универсальную музыкальную таблицу». Как видим, здесь представлены хроматические звукоряды тональностей. С помощью специальных накладных шаблонов автор показывает звукоряды разных тональностей, диезы и бемоли изображены синими кружочками. Отражается и интервальное соотношение ступеней гаммы.

Пример 1: Тональность До мажор. При ключе - 0 знаков. Интервальное соотношение: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Пример 2: Тональность Си мажор. При ключе - 5 диезов.

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Пример 3: Тональность Си-бемоль мажор. При ключе - 2 бемоля.

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Пример 4: Тональность до минор натуральный. При ключе - 3 бемоля. Интервальное соотношение: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

В заключение обратимся к наиболее интересным наглядным пособиям, почерпнутым автором настоящей методической разработки из сети «Интернет». Они представлены в Приложении.

В Приложении 1 - интересный способ размещения тональностей квинтового круга на ладошках. Этот плакат схож с предлагаемым Т.Е. Первозванской способом зажимания пальцев в соответствии с количеством знаков в тональности. Правда, представлены тональности только до пяти знаков в ключе.

В Приложении 2 - еще один квинтовый круг «на ладошках», с более подробной информацией: во-первых, названия тональностей даны на русском языке, во-вторых, на пальцах расставлены цифры, в-третьих, появились и шести-семизначные тональности, которые «не умещаются» на ладошках.

В Приложении 3 квинтовый круг представлен в виде своеобразных часиков. Автор (Дмитрий Низяев) обращает внимание на то, как в круге соотносятся положения одноименных тональностей: До-мажор стоит на самом верху, а до-минор - на «девяти часах» - и, следовательно, имеет три бемоля в ключе. Далее автор предлагает сделать (или вообразить) двухвостую стрелочку, охватывающую четверть окружности, и вложить ее в круг, - и она, в каком бы положении ни оказалась, всегда покажет на одноименные тональности. «Не правда ли, похоже на хитрую игрушку? - замечает Д. Низяев. - И вывод для облегчения Вашей жизни готов: одноименные тональности всегда имеют разницу в три ключевых знака, причем мажор располагается в диезной стороне относительно минора».

В Приложении 4 автором настоящей методической разработки предложен аналог таких «часиков» с названиями тональностей на русском языке и стрелками, которые можно вырезать и закрепить в середине круга.

Кстати, далее Д. Низяев предлагает еще один интересный и наглядный способ работы с квинтовым кругом - «часиками»: «Давайте проследим на круге, как расположены тональности первой степени родства. Вырезаем бумажный кружок с одной стрелкой от центра. Ставим его в наш круг, указываем на до-мажор и вертим стрелку, отыскивая родственные тональности:

ре-минор: шаг влево от центра

ми-минор: шаг вправо от центра

Фа-мажор: шаг влево от центра

Соль-мажор: шаг вправо от центра

ля-минор: возврат в центр.

Мало того, что стрелка ни разу не ушла от «дома» дальше, чем на один шаг, так она еще танцует вокруг него кадриль! И опять приходит в центр, в конце концов».

Единственное нарушение этой стройной картины связано с шестой родственной тональностью, которая связана с использованием ступеней гармонического лада. Д. Низяев предлагает искать эту тональность «на 120 градусов против часовой стрелки» для мажора и «на 120 градусов по часовой стрелке» для минора. А я бы предложила еще более простой и быстрый способ нахождения этой тональности: например, от До мажора движемся по кругу против часовой стрелки и произносим по слогам слово-«заклинание»: «гар-мо-ни-чес-кий». В результате попадаем на фа минор. От ля минора движемся по кругу по часовой стрелке и также произносим по слогам слово-«заклинание»: «гар-мо-ни-чес-кий». В результате попадаем на Ми мажор.

Интересное наглядное пособие под забавным названием «градусник тональностей» предложен на сайте «Музыкальный урок» (music-education.ru/). Суть этой схемы (Приложение 5) в том, что каждая тональность занимает определённую отметку на шкале в зависимости от числа ключевых знаков в ней. Соответственно, чем больше диезов в тональности, тем «жарче» её «температура», и тем более высокое положение она занимает на шкале «градусника». А вот бемольные тональности сравнивают с «минусовой температурой», поэтому в случае с бемолями всё наоборот: чем больше бемолей в тональности, тем она «холоднее» и тем ниже её положение на шкале градусника тональностей.

Тональности, в которых ключевых знаков нет - а это до мажор и ля минор, ассоциируются с нулевым показателем шкалы градусника: в них ноль диезов и ноль бемолей. Для большей наглядности я решил сделать шкалу градусника цветной.

Практическое применение градусника тональностей заключается том, чтобы, во-первых, легко просчитывать разницу количества ключевых знаков двух различных тональностей, а во-вторых - находить ключевые знаки одноименной тональности. В одноимённом миноре всегда на три знака меньше по сравнению с одноимённым мажором. В одноимённом мажоре, по сравнению с одноимённым минором, наоборот, на три знака больше.

Например, если мы знаем, сколько знаков в ре мажоре (два диеза - фа и до), то легко можем вычислить знаки в ре миноре. Для этого спускаемся на три деления градусника ниже, и получаем один бемоль (ну а раз бемоль один, то это уж непременно будет си-бемоль).

И наконец, приведенный в Приложении 6 квинтовый круг привлек меня своеобразным решением, там сведения о тональностях представлены максимально подробно и в то же время оформлены довольно компактно.

§ 2. Описание и методическое обоснование некоторых методических приемов по обучению учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях на основе собственного практического опыта

Работа по изучению тональностей в первые годы обучения может строиться в соответствии с программой. Знакомство с понятием «тональность» и с первыми пятью тональностями начинается уже в 1 классе. И это очень важный этап, требующий многократного повторения и закрепления знаний, тем более что слово «тональность» является для детей абстрактным понятием - ее нельзя потрогать, рассмотреть и т.д. Я обычно детям объясняю эту «абстрактность» следующим образом: музыка - это искусство особое, и сольфеджио - наука о музыке - тоже особенная. Почему?

У нас есть любимая загадка, которую дети разгадывают уже на самом первом уроке сольфеджио:

Их нельзя увидеть,

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать…

Что же это?

Ответ: звуки!

Далее мы говорим о том, что звук, в том числе музыкальный, невидим, и в этом - особенность музыки. Периодически напоминаю детям эту загадку, и объясняю, что некоторые наши музыкальные правила, понятия тоже будут как бы «невидимыми», например, тональность.

Для закрепления в 1 классе понятий «тональность», «тоника», «ключевые знаки», а также знаний о первых изучаемых тональностях - До, Соль и Фа мажор - у нас есть «Песенка о тональности» (см. Приложение 7). Кстати, совсем необязательно, чтобы дети заучили эту довольно длинную песню наизусть целиком. Ее исполнение можно построить в форме вопросо-ответного диалога преподавателя с детьми и заменить этой песенкой традиционный опрос. Например:

Преподаватель: Что такое тональность?

Слово длинное, трудное.

Но разобраться под силу

Нам с этим словом, друзья!

В песенку превращается

Правило музыкальное

И будем знать тональности

Ты и я!

Как же тональность получается?

Дети: Лад с нотой-тоникой встречается!

Преподаватель: Шел по клавишам мажор

И подружился с нотой до

Дети: Это тональность До мажор.

И так далее.

Большое внимание в 1 классе я уделяю работе над запоминанием и правописанием ключевых знаков. Использую различные формы работы. Причем повторение и закрепление можно построить в форме соревнования, игры. В занятиях сольфеджио традиционными являются ритмические разминки, вокально-интонационные упражнения, уместной будет и «Игра в тональности», «Игра в ключевые знаки», которой можно уделять буквально несколько минут на каждом уроке. Если систематически, от класса к классу, от урока к уроку играть в такие игры, дети научаться быстро и безошибочно ориентироваться в ключевых знаках.

Итак, в 1 классе предлагаются следующие задания:

Устные задания:

  • назвать по порядку все диезы: фа, до, соль, ре, ля, ми, си и бемоли: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

  • назвать заданное количество диезов или бемолей: 2 диеза: фа, до; 3 бемоля: си, ми, ля; 4 бемоля: си, ми, ля, ре; 3 диеза: фа, до, соль и т.д.

  • назвать диезы или бемоли при ключе по формуле: «вижу два диеза - это фа и до», «вижу три бемоля - это си, ми, ля» и т.д.

Письменные задания:

  • пишем диезы или бемоли перед каждой нотой. Надо сказать, что не у всех детей сразу вырабатывается навык писать диезы и бемоли строго на определенных линейках. Очень часто и в более старших классах диезы «разбросаны» по нотному стану. Поэтому именно в 1 классе необходимо уделить внимание выработке навыка аккуратной записи диезов и бемолей, как перед нотой, так и у ключа. Иногда для этого я даже распечатываю нотные листы с крупными, широкими линейками нотного стана, чтобы детям было легче «вписать» знак на нужную линейку. Предлагаю писать диезы и бемоли следующим образом: ноты на линейках - пишем диезы или бемоли перед каждой нотой; ноты между линеек - пишем диезы или бемоли перед каждой нотой; ноты расположены свободно на нотном стане - пишем диезы или бемоли перед каждой нотой; ноты расположены на нотном стане в порядке появления диезов или бемолей - пишем диезы или бемоли перед каждой нотой.

  • пишем диезы или бемоли у ключа по порядку.

  • пишем заданное количество диезов или бемолей при ключе: 2 диеза, 3 бемоля, 4 бемоля, 3 диеза и т.д.

  • вставить пропущенные знаки в порядок диезов или бемолей при ключе.

  • исправить ошибки в записи диезов или бемолей при ключе.

Подобные письменные задания есть в «Рабочей тетради по сольфеджио» для 1 класса Г.Ф. Калининой, но очень часто печатаю такие задания сама в программе «Finale».

Таким образом, в 1 классе можно ограничиться предложенными в программе тональностями, но много внимания уделить при этом работе с порядком диезов и бемолей при ключе. Чтобы детям было интересней, и чтобы они понимали смысл своей деятельности, можно (и, на мой взгляд, нужно!) рассказать о том, что тональностей в музыке очень много (можно не говорить, сколько, - просто «много»), все они разные, знакомиться с ними мы будем постепенно (можно им и квинтовый круг из Приложения 5 показать - впечатление гарантировано!). Но для того, чтобы в будущем легко и быстро попадать в любую тональность, надо знать порядок ключевых знаков, уметь их называть, писать, читать в нотах («Представляете, новая тональность у нас еще только появилась, а ее знаки мы уже давным-давно знаем, и писать умеем!»). Еще один нехитрый психологический прием: на детей младших классов всегда волшебным образом действует примерно такой комментарий преподавателя: «Вообще-то, тональности с шестью и семью знаками у нас появятся только в шестом классе, но я думаю, что вы сможете запомнить порядок их ключевых знаков уже сейчас». Осознание детьми того, что они «уже изучают» тему старших классов, вызывает обычно большой интерес и энтузиазм.

Во 2 классе появляются минорные тональности и понятие «параллельные тональности». Традиционно мы учим детей определять ключевые знаки минора через параллельный мажор: от тоники минора построить вверх малую терцию - найти тонику параллельного мажора - вспомнить ключевые знаки. Однако не все второклассники (да и некоторые третьеклассники, увы!) могут быстро и правильно построить малую терцию, поэтому поиски параллельной тональности затягиваются или приводят к ошибочному ответу.

Я придумала небольшую хитрость, которая на первых порах поможет ребятам находить параллельную тональность без построения малой терции. Дело в том, что традиционно мы учим детей строить интервалы по нарисованной фортепианной клавиатуре, высчитывая тоны и полутоны. В малой терции - полтора тона, или четыре полутона (кстати, именно полутоны предлагает высчитывать Г.Ф. Калинина). А в слове «параллельный» - четыре слога. Поэтому, объяснив детям эту связь (4 полутона - 4 слога), я предлагаю им пользоваться «маленькой хитростью»: для того, чтобы найти параллельную тональность для минора, движемся от тоники минора вверх по полутонам («змейкой») и по слогам произносим слово-«заклинание»: па - рал - лель - ный. При этом я не заменяю в сознании детей этой «хитростью» традиционное построение малой терции (кому это легко - строит м.3. с самого начала), а просто предлагаю ее как облегченный вариант, подсказку. Ведь в общеобразовательной школе тоже такими хитростями пользуются, но не подменяют ими настоящие знания («пифагоровы штаны», «биссектриса - это крыса» и т.п.). Вот и мы - знаем правило о том, что расстояние между тониками параллельных тональностей равно малой терции, а находим параллельную тональность с помощью «заклинания». Потом постепенно эта «хитрость» вытесняется из обихода, и дети строят собственно малую терцию.

В свое время, изучая тональности в последовательности и «дозировке», заданной программой по сольфеджио, я придумала такой незамысловатый стишок для запоминания ключевых знаков в мажорных тональностях до трех знаков:

Знаем мы такой секрет:

В До мажоре знаков нет!

В Соль мажоре - фа-диез

На пятую линейку влез.

Ну, а в Ре мажоре есть

Фа-диез и до-диез!

В Ля мажоре, посмотри:

Фа, до, соль - диезов три!

Дальше вспомним Фа мажор:

При ключе там си-бемоль,

Ну а в Си-бемоль мажоре -

Си и ми есть, два бемоля.

Ну, и в Ми-бемоль мажоре

Нам запомнить нужно:

Три бемоля - си, ми, ля -

Поселились дружно!

Может быть, кого-то этот стишок заинтересует и окажется полезным в работе. Дети с удовольствием заучивают его «вместо правила» и выразительно декламируют «на оценку». С какой-то группой мы даже конкурс устраивали - на самое выразительное прочтение этого стихотворения. При желании можно превратить его в песенку.

А теперь мне хотелось бы поделиться своим опытом по раннему изучению большого количества тональностей и запоминанию учащимися ключевых знаков с минимальным использованием наглядных пособий.

Эту работу можно начинать со 2 класса. Первоначально я знакомлю детей с ключевыми знаками диезных мажорных тональностей до 5 знаков. Повторяя понятия «лад», «тоника», «тональность», «ключевые знаки», а также тональности, изученные в 1 классе, я предлагаю ребятам познакомиться со всеми тональностями, тониками которых являются белые клавиши.

Для того чтобы быстро запомнить знаки во всех этих тональностях, мы используем клавиатуру-подсказку (идея придумана не мною, но автора, к сожалению, не могу вспомнить):

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

фа, до, соль, ре, ля, ми, си






0

2

4


1

3

5

В Фа мажоре нет диезов, но зато есть си-бемоль!

Дальше мы работаем с клавиатурой-подсказкой, уделяя ей на каждом уроке буквально по несколько минут. У нас это называется «Игра в тональности». Использую следующие формы заданий:

Устные задания:

  • быстро назвать подряд все цифры на клавиатуре подсказке (ноль, два, четыре, нет, один, три, пять)

  • быстро назвать цифру, соответствующую клавише (например: ре - два, соль - один, ми - четыре и т.д.)

  • быстро назвать количество знаков в заданной тональности (например: ля мажор - три диеза, ре мажор - два диеза)

  • быстро назвать количество знаков в заданной тональности и перечислить их (например: ми мажор - четыре диеза: фа, до, соль, ре; ре мажор - два диеза: фа, до; фа мажор - в фа мажоре нет диезов, но зато есть си-бемоль).

Письменные задания:

  • написать нужные цифры на клавиатуре

  • записать ключевые знаки в заданных тональностях, глядя на клавиатуру-подсказку и т.п.

Причем работаем сначала с клавиатурой-подсказкой, на которой написаны цифры, затем смотрим на «чистую» клавиатуру, а цифры на каждой клавише вспоминаем, потом даже клавиатуру стараемся представить мысленно и вспомнить нужную цифру. Выполняем и «обратные» задания - не только в тональностях вспоминаем знаки, но и по знакам определяем тональность.

Пользоваться этой клавиатурой можно вплоть до 7 класса, а когда появятся тональности Фа-диез мажор и До-диез мажор, их можно просто запомнить (да и изучаются они, скорее, ознакомительно, а в практике широко не используются).

Теперь перейдем к бемольным мажорным тональностям. Здесь, прежде всего, надо научить детей ориентироваться в том, какие знаки - диезы или бемоли - будут у ключа в той или иной тональности. Объясняю, что почти у всех диезных мажорных тональностей «белые» тоники (да ребята уже и знакомы с ними по клавиатуре-подсказке, и знают об исключениях - До мажоре без знаков и Фа мажоре с си-бемолем, а про Фа-диез мажор и До-диез мажор можно пока вообще не говорить, а можно просто упомянуть, но не акцентировать внимание). А вот у мажорных бемольных тональностей, кроме фа мажора, подсказка есть уже в самом названии тоники: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор и т.п., сразу понятно, что если тоника с бемолем, значит и при ключе будут бемоли.

Дальше, обыгрывая эту «тонику с бемолем», говорю, что она-то подскажет нам и сами ключевые знаки, потому что предпоследний бемоль при ключе в любой тональности относится к тонике. В общем, пользуюсь описанным выше методическим приемом.

Мы с ребятами называем это «законом предпоследнего бемоля». Алгоритм следующий: «называю бемоли по порядку (как они появляются у ключа), дохожу до тоники и прибавляю еще один бемоль». Совсем кратко это звучит так: «тоника плюс один».

Теперь, играя «В тональности», «смешиваем» диезные и бемольные тональности. Еще раз повторю, что стараюсь уделять этой работе по несколько минут на каждом уроке, можно работать устно, можно письменно - по карточкам.

И, наконец, минорные тональности. О традиционном способе определения ключевых знаков минора через параллельный мажор говорилось выше, а также о слове-«заклинании», облегчающем нахождение параллельной тональности по клавиатуре. Но меня привлекает другой способ - менее распространенный, но тоже описанный выше и имеющий право на существование и применение. Это определение ключевых знаков минора через одноименный мажор, по-другому - с помощью «Градусника тональностей» (см. Приложение 9). Подробно об этом наглядном пособии речь шла в § 1 настоящей методической разработки.

Однако мой дизайн отличается тем, что на градуснике отражены только деления и цифры от 1 до 7 в сторону диезов и в сторону бемолей. Потому что цель использования «градусника» я вижу не в том, чтобы ребенок «подсмотрел и ответил», а в том, чтобы только лишь «подтолкнуть» его память (так же, как и с клавиатурой-подсказкой).

Прежде чем познакомить учащихся с «Градусником тональностей», мы сравниваем между собой одноименные мажор и минор и делаем вывод о том, что в одноименном миноре всегда на три «низких» ступени больше, чем в одноименном мажоре. Затем показываю им «градусник» и объясняю, что в одноименном миноре всегда происходит «сдвиг» на три деления в сторону бемолей. Поэтому, умея быстро определять ключевые знаки мажора (с помощью клавиатуры-подсказки и «закона предпоследнего бемоля»), мы сможем «вычислить» и знаки одноименного минора, двигаясь по «градуснику» на три деления вниз (алгоритм: «три шага в сторону бемолей»). Отрабатывая этот навык, сначала смотрим на «градусник», затем представляем его мысленно. Постепенно дети просто научаются сразу находить эту разницу в три знака между одноименными тональностями.

Правда, неохваченными этой закономерностью остаются три тональности - соль-диез минор, ре-диез минор и ля-диез минор. Их можно или просто запомнить, или определять их знаки через параллельный мажор.


Заключение

Умение учащихся ДМШ быстро ориентироваться в ключевых знаках различных тональностей является необходимым навыком для работы на уроках сольфеджио. Это позволит экономить время урока, использовать в разных формах работы тональное разнообразие, а также будет способствовать повышению музыкальной грамотности учащихся.

Методические приемы, описанные автором данной методической разработки, не претендуют на новизну, так как ранее все они были описаны в учебно-методической литературе. Однако собственный взгляд автора на систему и последовательность применения данных методических приемов, основанный на практическом опыте работы, может быть интересен преподавателям ДМШ. Также методическую копилку преподавателей ДМШ могут пополнить предлагаемые автором приложения.

Также принципиальной особенностью авторского методического подхода к изучаемой теме является стремление на конечном этапе освоения данной темы свести к минимуму использование наглядных пособий: табличек, подсказок, памяток и т.п. Необходимо, чтобы все «подсказки» учащийся мог увидеть «мысленным взором», при этом сводя к минимуму и механическое заучивание материала.


Список использованной литературы


  1. Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио для V класса детских музыкальных школ. - М.: «Престо», 2003.

  2. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3 класс - М.: «Домодедовская типография», 2011.

  3. Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей: Учебник-сказка. Часть ІI. - СПб.: «Композитор», 2001.

  4. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств / Составитель Т.А. Калужская. - М., 1984.

  5. Сольфеджио. Примерная программа / Составители: Г.А. Жуковская, Т.В. Казакова. - М., 2012.























ПРИЛОЖЕНИЯ





Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Приложение 6

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков



Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков


Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков




Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков

Методическая разработка на тему Зачем на уроке сольфеджио... градусник?! или Секреты запоминания ключевых знаков


© 2010-2022