Программа по фортепианному ансамблю

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

г. Усолье - Сибирское













Рабочая программа по фортепианному ансамблю









срок реализации 7 лет

Разработчик Рощихина Ольга Ильинична

преподаватель высшей

квалификационной категории











2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является составной частью комплексной образовательной программы ДШИ пос. Развилка. Она модифицирована на основе программы по Фортепиано, утверждённой Министерством культуры Московской области для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования ( Москва 2002г.), и имеет свои специфические черты.

Направленность программы : Настоящая программа ориентирована на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) кар­тины мира;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современ­ное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Она строится так, чтобы не только обучить ребёнка приёмам игры на фортепиано, но и создать для него благоприятные условия и оказать помощь в освоении им музыкального материала.

Цель программы - обучение детей игре на фортепиано, расширение их музыкальных способностей , воспитание образованных музыкантов, владеющих навыками игры на инструменте, способных раскрыть художественное содержание исполняемых произведений.

Основные задачи программы:

  • приобретение навыков совместного исполнительства;

  • развитие специфических способностей музыканта (музыкальный слух память ритмическое чувство двигательно-моторные навыки);

  • расширение музыкального кругозора за счет интенсивного притока богатой и разнохарактерной информации;

  • воспитание и формирование художественного вкуса;

  • воспитание слухового контроля развитие у ученика комплекса музыкально-творческих способностей (музыкальный слух, ритмическое чувство, память, двигательно-моторные, «технические» способности, художественно-образное мышление, фантазия, воображение и т.д.);формирование умения грамотно, технически и стилистически точно, художественно выразительно исполнить сольную инструментальную программу;

  • развитие навыков самостоятельной работы учащегося над музыкальным произведением;

  • приобретение умений грамотного чтения музыки с листа, способности анализировать качество исполнения, дать словесный комментарий к музыкальному произведению.

  • создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий: для социального, культурного и профессиональ­ного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

  • целостность процесса психического физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья детей;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Таким образом, дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Вопросам эстетического воспитания подрастающего поко­ления в нашей стране уделяется большое внимание. В системе музыкального образования детские музыкальные школы являются наиболее массовым звеном. Учитывая, что подавляющее большинство детей занимается музыкой в плане общего музыкального образования и что, лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, учебные программы состав­лены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность де­тям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре. Урок в классе по специальности является основной формой учебной и воспитательной работы, На педагога по специальности возлагается ответственная задача музыкального разви­тия учащихся, воспитания, формирования морального обли­ка и т. д.

Данная программа рассчитана на обучение детей от 7 до 18 лет. Срок реализации 7 лет.

Прогнозируемые результаты

  • показать владение техникой совместного исполнительства (синхронность звучания, ритмическая согласованность и устойчивость, динамическое равновесие, единство фразировки , естественность дыхания);

  • уметь доносить идейно-художественный замысел исполняемого произведения, проявлять эмоциональную яркость и творческую инициативу;

  • слышать исполняемую музыку во всем ее многообразии , координировать сочетание всех составляющих ее партий , открывая путь к яркой музыкальной выразительности;

  • уметь самостоятельно разбирать музыку и осмысленно разучивать музыкальный текст, приобрести навыки комплексного восприятия текста;

  • показать пианистическую гибкость, пластичность, удобство при исполнении музыкального произведения.

В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью профессионального образования учащихся в ДМШ Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно Игра в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия; воспитывает навыки аккомпанемента; повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Все эти качества способствуют формированию творчески активной всесторонне развитой личности .

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА


Основной формой работы являются индивидуальные занятия с учащимися. В процессе урока можно использовать следующие методы:

урок-показ (всем известна склонность детей к подражанию. Показ приносит большую пользу и ученику, и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом , в умении достичь верного звукоизвлечения и т. п. )

  • урок-диалог (учитель-ученик, ученик-ученик);

  • урок-ознакомление (прослушивание музыкального материала);

- урок-прослушивание грамзаписей , аудиовидеозаписей (возможность услышать изучаемое в исполнении мастеров)

В соответствии с учебными планами учащиеся фортепианного класса ДМШ начинают заниматься ансамблем со 1-7 классы (1 ч в неделю) .

ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОЙ ТЕХНИКИ


В отличии от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности» , что в значительной степени облегчает их взаимопонимание. Возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание одной партии с другой, достижение общей цели, а также атмосфера радости совместного творчества, взаимной поддержки, воспитывает чувство товарищества, ответственности .

Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта.

Партнёрами могут быть преподаватель-ученик , кто-либо из членов семьи - ученик ,два ученика одного класса. На уроке обычно с учеником играет преподаватель.

К первым шагам «ансамблевой техники» начального обучения относятся: особенности посадки, педализации, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоении и аккордах , разделённых между партнёрами , согласование приёмов звукоизвлечения; передача голоса от партнёра к партнёру; соразмерность в сочетании нескольких голосов. С усложнением художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии , использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта, педализация и т.д. При четырёхручной игре за одним инструментом отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, так как каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнёры должны так её «поделить», чтобы не мешать друг другу. Педализирует исполнитель партии Secondo так как она служит фундаментом. Ему необходимо внимательно слушать своего товарища. Полезно бывает предложить учащемуся , исполняющему партию Secondo ничего не играя только педализировать во время исполнения другим пианистом партии Primo. Часто непрерывность четырёхручного исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз. Учащиеся должны установить кому из партнёров в зависимости от занятости рук удобнее перевернуть страницу. Этому надо учиться не пренебрегая специальной тренировкой. Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность начала игры. Нужно объяснить учащимся применение в этом случае дирижерского замаха ауфтакта. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Не менее важно значение имеет и синхронное окончание «снятие звука». Чтобы добиться равновесия звучания отдельных звуков, необходимо участникам ансамбля договориться о приёмах извлечения звука. Другие примеры элементарной техники ансамбля - передача партнёрами друг-другу «из рук в руки» пассажей мелодий аккомпанементов контрапункта и т.д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать её партнёру не разрывая музыкальной ткани. Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения - динамическое однообразие. Динамический диапазон четырёхручного исполнения должен быть шире чем при сольной игре так как наличие двух пианистов позволяет полней использовать клавиатуру. Рассказав об общем динамическом плане произведения , нужно определить его кульминацию и посоветовать Fortissimo играть «с запасом» а не на пределе. Необходимо напомнить что до нюанса есть ещё много градации. Итак ещё не начав совместного исполнения партнёры договариваются кто будет показывать вступление каков должен быть характер звучания и каким приёмом и с какой силой будет начата пьеса. Также заблаговременно должен быть определён темп. Партнёры должны его одинаково чувствовать ещё не начав играть. Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы связанные с ритмом.

Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме при смене шестнадцатых тридцать вторыми и сочетании их с триолями в условиях полиритмии при изменении ритма в пяти - семидольном ритме и т.п. Специфическая задача ансамблевых классов - воспитание коллективного ритма. Она может быть решена только путём настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнёров в процессе исполнения.

В ансамблевой игре целесообразный выбор аппликатуры приобретает особенно важное значение помогает преодолеть пианистические трудности. Секвенционные построения которые в большинстве случаев в сольных партиях исполняются одинаковой аппликатурой в ансамблях не всегда возможны.

Идейное раскрытие художественного образа , эмоциональная насыщенность, поэтическая фантазия , способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержании произведения, требует в фортепианном ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации. При воплощении коллективно созданной интерпретации, нужно говорить о «творческом сопереживании исполнителей».

Умение «общаться» с партнёром - обязательный элемент ансамбля. В музыкальном диалоге «произнесение» реплик партнёрами взаимосвязано. Осознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа неё как согласия, сомнения , отрицания и т.п. - и есть процесс общения.

Музыкальное общение активизирует творческую волю исполнителя расширяет границы его фантазии.

Совместное исполнение требует одинаковой технической подготовки , интеллектуального уровня развития. Содержание изучаемых произведений должно соответствовать интересам учеников, от этого зависит активность продуктивность работы.

С первых же уроков следует обращать внимание на динамическое равновесие. Партнерам необходимо чутко вслушиваться в сочетание горизонтально-мелодического и вертикально-гармонического строения.

Репертуарный список включает произведения всех существующих стилей: от Баха - Генделя, до музыки джазового стиля; различные музыкальные формы и жанры (танцевальные и песенные; полифонические произведения; сочинения сонатного вариационного цикла; переложения -отрывки из опер и балетов)

В годовой индивидуальный план каждого учащегося должно быть включено не менее 2-4 произведений .

Контроль над освоением навыков ансамблевой игры и учет успеваемости осуществляется на контрольных уроках , зачетах. Каждый учащийся должен выступить не менее одного раза в полугодие: в конце второй четверти на контрольном уроке или концерте , и в конце учебного года - на зачете.

Выступление учеников оценивается самим педагогам на основе его работы в классе и концертного исполнения на зачете, или концерте. За успешное выступление ученику ставится зачет, в случае незачета - предоставляется дополнительный срок

Ансамблевый репертуар для фортепиано очень обширен. Все сбор­ники для начинающих включают раздел для ансам­бле­вой игры. Для учеников средних и старших классов можно ис­поль­зовать пьесы рус­ских композиторов: П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, В.А.Гав­рилина, В.Г.Агафонникова и дру­гих; концерты И.Я.Берковича, Н.Сильванского, медленные час­ти концертов Й.Гайдна, В.А.Мо­цар­та; обработки народных пе­сен, популярной музыки; переложения от­рыв­ков из опер, ба­ле­тов, симфоний и т.д.

Для учащихся детской музыкальной школы интерес могут представлять пе­ре­ло­жения для фортепиано в четыре руки, для разных инстру­мен­тов, сде­ланные преподавателем для решения определенных му­зыкально-пе­дагогических задач.

Также могут быть использованы в классной работе пе­ре­ло­же­ния и обработки, сделанные учащимися старших классов в ка­честве од­ного из видов творческой работы.

Ансамбль пианиста с другим инструментом или певцом - ак­компанемент - прекрасное средство приобщения учащихся к жи­вому музицированию.

Учащийся ближе знакомится с другими инструментами, пев­чес­ким голосом, с их тембрами, особенностями звуко­из­вле­че­ния и т.д.

В отличие от фортепиано у большинства инструментов низ­кие ре­гистры приглушены, а высокие - более пронзительны, на­пример, у блок­флейты. Динамика фортепианного звучания должна посто­ян­но при­спо­саб­ли­вать­ся к этому.

Сопровождение - это другой вид фортепианной игры, от­лич­ный от сольного исполнения, требующий других навыков, дру­гого хо­да занятий и другой оценки. Ученик должен научиться иг­рать свою пар­тию и при этом следить глазами за партией со­лис­та. Для этого необходимо:

  • изучить партию солиста или хотя бы наиболее значи­тель­ные места из нее;

  • уметь приспосабливаться к исполнению солиста, его аго­ги­чес­ким и динамическим изменениям в процессе ис­пол­не­ния;

  • ощущать фразировку солиста, воспринимать цезуры, знать воз­можности инструмента, дыхания солиста;

  • осознавать роль ритмического и гармонического фун­да­мен­та;

  • уметь приводить к единому темпу все отклонения, которые до­пускает солист;

  • обращать особое внимание фортепианному вступлению и заключению, обычно вы­ра­жа­ющим основное настроение произведения, а также сольным фор­тепианным эпизодам.

Занятия аккомпанементом расширяют кругозор учеников, под­го­тавливают их к практической деятельности после окон­ча­ния школы. Иг­ра с другими инструментами обогащает пианиста, раз­вивает слуховой контроль, музыкальность, тембровый слух, гиб­кость и мно­гое другое. Работа над аккомпанементом бла­го­твор­но влияет и на соль­ное исполнение. Перед учеником можно поста­вить такие творческие за­дачи, как имитация оркестровых или хо­ро­вых красок, поиск оркестровых и вокальных тембров и т.д.

Занятия ансам­блем и аккомпанементом ведутся за счет времени, от­во­ди­мого на предметы «Музицирование», «Коллективное музицирование» или предмет по выбору.

Ансамбль показывается на каком-либо кон­церте с оценкой за исполнение, которая вносится в «Инди­ви­ду­альный план учащегося».

Объем работы над ансамблем- 1-2 (3-4) произведения за учебный год

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1

Введение в предмет фортепианного ансамбля. Виды ансамблей .

Тема 2

Особенности посадки и педализации. Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука. Динамическое равновесие звучания партий. Согласование приемов звукоизвлечения. Соблюдение общности ритмического пульса. Передача голоса от партнера к партнеру.

Тема 3

Как можно изобразить движение в музыке.

Полька - Характеристика жанра. Приемы развития . Разновидности жанра: полька - скерцо, полька -галоп , праздничная полька.

Вальс - Характеристика и развитие жанра. Характерные ритмоинтонации. Особенности мелодической линии - пластичность, кружение, скольжение. Различные типы вальсов

Марш - Характеристика жанра. Типы маршей - военный, спортивный , кукольный, шуточный и т.д. Опорные ритмосхемы. Фактурные приемы .

Тема 4

Общие черты жанров. Песни, Колыбельной, Романса, Ноктюрна , Баркароллы , Элегии: задушевность, лиричность, искренность , мелодичность. Воплощение чувств и переживаний человека, как ведущая идея музыкальной лирики. Образы природы и живописно-изобразительное начало в произведениях лирического жанра

Тема 5

Возможности и средства фортепианной музыки в воплощении образа человека: возраста, пола, характера, темперамента, эмоционального состояния.

Тема 6

Жанр фортепианной миниатюры-настроения в детском репертуаре . Эмоционально-смысловой анализ пьес. Принципы музыкального развития в пьесе-настроении (принцип «волны»), структура особенности интонационности .

Тема 7

Что такое переложение. Какие бывают переложения . Способы передачи звучания различных инструментов, выявление их выразительных и изобразительных возможностей.

Тема 8

Знакомство с народным творчеством Польши, Венгрии, Италии, Австрии, Германии, Чехии. Музыкальные жанры и формы - прелюдия, юмореска, гавот, инвенция, ария и т. п .

Тема 9

Понятие стиля в музыке. Знакомство со стилем венских классиков. Гомофонный склад и фактура. Особенности гармонии , мелодии, ритма , фактуры в классической музыке. Сонатная форма .

Тема 10

Роль данных жанров в развитии музыкального восприятия, в музыкальной деятельности детей .

Тема 11

Стили и направления в современной музыке. Особенности музыкального языка, мелодии, гармонии, ритма.

Тема 12

Что такое джаз? Родина джаза. Особенности мелодии, ритма , гармонии, фактуры .

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В ОБРАБОТКЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ


  1. Альбинони Т. Адажио для 2-х фортепиано. Сборник «Играем ансамбль». - СПб.: Союз Художников, 2004.

  2. Бах И.С. - Пороцкий Б. Сарабанда из французской сюиты d moll для 2 фортепиано. Сборник «Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано» - М.: Советский композитор. Вып.9, 1986.

  3. Полифонические пьесы дл фортепиано в 4 руки. - М.: Советский композитор, 1963.

  4. Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки. Обр. Флярковского А., Щедрина Р. - М.: Кифара, 2001.


ОРИГИНАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ В 4 РУКИ


  1. Бетховен Л. Соната D dur. - Л.: Музыка, 1984.

  2. Вебер К. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Композитор, 2004.

  3. Гайдн Й. «Учитель и ученик». Тема с вариациями. - М.: Музгиз, 1959.

  4. Кулау Ф. Сонатина op. 17 № 1, № 2 (в трех частях). - М.: Музгиз, 1962.

  5. Моцарт В. Сонатины для фортепиано в 4 руки. - М.: Классика XXI, 2004.

  6. Моцарт В.А. Соната C dur K19-d, D dur KV 123-а. - Л.: Музыка, 1987.

  7. Сочинения для фортепианного дуэта. Т.1-3.Сост. Лакош А. - М.: АСТ, 2005.

  8. Пьесы в 4 руки. Фортепианные дуэты. Сост. Бахчиев А., Сорокина Е. - М.: Музыка, 1988.

  9. Тюрк Д.Г. Сонатина B dur (в трех частях). - М.: Музыка, 2002.

  10. Фортепианные дуэты композиторов Австрии. Фортепианные дуэты композиторов Англии. Сост. Антонян Ж., Гапеева Г. - М.: Фортуна Лимитед, 2004.

  11. Фортепианные дуэты. Выпуски 1-4. Сост. Антонян Ж. - М.: Фортуна Лимитед, 2005.

Джазовые ансамбли


  1. Джаз в 4 руки. Часть 1,2. Перел. Дуловой В. - СПб.: Союз Художников, 2005.

  2. Джаз для детей. Выпуски 1-6. - Ростов: Феникс, 2004.

  3. Пьесы для фортепиано в 4 руки для ДМШ «Джаз, и не только…». Сост. Осина И. - СПб.: Композитор, 2004.

  4. Пьесы в джазовых тонах в 4 руки. Сост. Губарева Ю., Михайлова Т. - СПб.: Нота - МИ, 2004.

  5. Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки «Джазовые мотивы». - М.: Владос, 2003.

  6. Хромушин О. Композиции на темы произведений Дж.Гершвина в 4 руки. 3-5 кл. - СПб.: Союз Художников, 2001.

  7. Шмитц М. 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки MINI JAZZ. Тетрадь 2. - М.: Классика XXI, 2004.

  8. Шмитц М. 13 легких пьес для фортепиано в 6 рук MINI JAZZ. Тетрадь 3. - М.: Классика XXI, 2004.

  9. Шмитц М. 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки MINI ROCK. Тетрадь 2. - М.: Классика XXI, 2004.

  10. Шмитц М. 17 легких пьес для фортепиано в 6 рук MINI ROCK. Тетрадь.3. - М.: Классика XXI, 2004.


Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для двух фортепиано


  1. Брамс И. «Русский сувенир». Пьесы в 4 руки - Ростов: Феникс, 1999.

  2. Бриттен Б. «Музыкальные вечера». Перел. для 2 фортепиано Анисимовой Л. - М.: Филиал Воениздата, 2004.

  3. Вебер К. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Композитор, 2004.

  4. Вебер К. Фортепианные ансамбли «В четыре руки». Сост. Костромитина Л. - СПб.: Композитор, 2004.

  5. Гендель Ф. Кончерто гроссо B dur. «Юный пианист». Выпуск 1. - М.: Советский композитор, 1975.

  6. Моцарт В. Менуэт из симфонии Es dur. «Юный пианист». Выпуск 2 - М.: Советский композитор, 1975.

  7. Равель М. «Моя мать - гусыня». - Л.: Музыка, 1977.

  8. Шуман Р. Детские сцены для фортепиано в 4 руки. - М.: Классика XXI, 2003.

  9. Гаврилин В. Вальсы в 2 и 4 руки. - СПб.: Композитор, 2004.

  10. Гаврилин В. Пьесы для фортепиано в 4 руки «Зарисовки». Выпуски 1,2,3. - СПб.: Композитор, 2004.

  11. Металлиди Ж. «Любимые сказки». Пьесы для фортепиано в 4 руки - СПб.: Композитор, 2004.

  12. Металлиди Ж. «С Севера на Юг». Цикл фортепианных пьес в 4 руки - СПб.: Композитор, 2004.

  13. Подгайц Е. Сюита для фортепиано в 4 руки «Детские истории». - М.: Композитор, 2001.

  14. Слонимский С. Ансамбли «От пяти до пятидесяти». Тетрадь 4. - СПб.: Композитор, 2004.

  15. Стратиевский А. Доступные транскрипции для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2005.

  16. Чайковский П. Легкие переложения для фортепиано в 4 руки. - М.: Классика XXI, 2004.

  17. Чайковский П. Легкие переложения для фортепиано в 4 руки. - М.: Юргенсон, 2005.

  18. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1-2. - М.: Музыка, 1989, 1991.

  19. Альбом пьес и ансамблей для младших и средних классов. Сост. Доля Ю. - Ростов: Феникс, 2005.

  20. Альбом пьес и ансамблей для средних и старших классов. Сост. Доля Ю. - Ростов: Феникс, 2005.

  21. Альбом пьес для фортепиано в 4 руки «По сказкам Шарля Перро». Сост. Десятников Л. - СПб.: Композитор, 2004.

  22. Ансамбли. 1-3 кл. - М.: Кифара, 1992.

  23. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для начинающих. Выпуски 1,2. - М.: Союз композиторов, 1984.

  24. Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Младшие классы. Выпуски 1-10. - М.: Советский композитор, 1972-1991.

  25. Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Выпуски 1-2. - М.: Советский композитор, 1979, 1986.

  26. Ансамбли. Легкие переложения Денисова Э. Выпуск 1. - М.: Музыка, 2001.

  27. Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». - СПб.: Композитор, 2004.

  28. Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». Выпуск 1. Младшие классы. - СПб.: Северный олень», 1993.

  29. Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». Выпуск 2. Младшие классы. - М.: Музыка, 1964.

  30. Ансамбли малышам «Тик-так». Серия «Юному пианисту». - М.: Композитор, 2001.

  31. Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». Выпуск 2. Средние классы. - М.: Современный композитор, 1964.

  32. Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». Выпуск 3. Средние классы. - Л.: Музыка, 1965.

  33. Ансамбли для фортепиано в 4 руки «Брат и сестра». Выпуск 4,5. - СПб.: Северный олень», 1995.

  34. «Играем в 4 руки». Выпуски 1,2. Сост. Катанские А.и В. - М.: Издательский Дом Катанского, 2004.

  35. Легкие переложения музыки М.Глинки И А.Даргомыжского. Перел. Шеффера А - М.: Музыка, 1998.

  36. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. 3-4 кл. Сост. Розенблюм Ф. - Л.: Музыка, 1974.

  37. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Загурская Э. - Л.: Музыка, 1987.

  38. Переложение популярных произведений в 4 руки «За роялем все семьей». «Играем Чайковского». - СПб.: Композитор, 2004.

  39. Переложения для младших и средних классов «Два рояля в 8 рук». Сост. Наумова И., Алексеева О. - СПб.: Союз Художников, 2005.

  40. Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки «Мой Бизе». Перел. Металлиди Ж. - СПб.: Композитор, 2004.

  41. Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки «Мой Верди». Перел. Металлиди Ж. - СПб.: Композитор, 2004.

  42. Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки «Мой Глинка». Перел. Металлиди Ж. - СПб.: Композитор, 2004.

  43. Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки «Мой Чайковский». Перел. Металлиди Ж. - СПб.: Композитор, 2004.

  44. Популярные мелодии из произведений на сюжеты А.С.Пушкина для фортепиано в 4 руки. Переел. Металлиди Ж. - СПб.: Композитор, 2004.

  45. Пьесы и ансамбли для фортепиано «В мире животных». 1-5 кл. ДМШ. - СПб.: Северный олень», 2000.

  46. Пьесы для младших и средних классов в 4 руки «Играем вдвоем». Сост. Борзенков А. - СПб.: Композитор, 2004.

  47. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вместе». Сост. Безнос Л., Ковалева С., Осипова Н., Петрова Н. - М.: Кифара, 2004.

  48. Современные фортепианные ансамбли для ДМШ. Сост. Балаев Г. - СПб.: Композитор, 2001.

  49. Танцы из балетов русских композиторов в 4 руки. - М.: Музыка, 1987.

  50. Фортепианная музыка для музыкальных школ. Ансамбли. Выпуск 8. Младшие классы. - М.: Советский композитор, 1985.

  51. Фортепианные ансамбли в 4 руки «Музицируем вдвоем». Сост. Коршунова Л. - СПб.: Нота - МИ, 2004.

  52. Фортепианные ансамбли для средних классов. Сост. Алешина Е. - СПб.: Союз Художников, 2005.

  53. Фортепианные дуэты. Выпуски 1-2. Сост. Антонян Ж. - М.: ООО «Фортуна Лимитед», 2005.

  54. Фортепианные дуэты композиторов Австрии. Выпуски 1-4. Сост. Антонян Ж., Гапеева Г. - М.: ООО «Фортуна Лимитед», 2004.

  55. Фортепианные дуэты композиторов Англии. Сост. Антонян Ж., Гапеева Г. - М.: ООО «Фортуна Лимитед», 2004.

  56. Фортепианные дуэты композиторов России. Выпуски 1,2. Сост. Антонян Ж., Гапеева Г. - М.: ООО «Фортуна Лимитед», 2004.

  57. Фортепианные дуэты композиторов Франции. Выпуски 1,2. Сост. Антонян Ж., Гапеева Г. - М.: ООО «Фортуна Лимитед», 2004.

  58. Хрестоматия ансамбля для младших классов ДМШ. Выпуск 1. - М.: Музыка, 1981.

  59. Хрестоматия ансамбля для младших классов ДМШ. Выпуск2. - М.: Музыка, 1985.

  60. Хрестоматия ансамбля для младших классов ДМШ. Выпуск 3. - М.: Музыка, 1987.

  61. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы. Сост. Бабасян Н. - М.: Музыка, 2005.

  62. Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. Выпуск 1. - М.: Музыка, 1985.

  63. Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. Выпуск 2. - М.: Музыка, 1986.

  64. Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. Выпуск 3. - М.: Музыка, 1988.

  65. Хрестоматия. Фортепианный дуэт (2 фортепиано). 2-4 кл. ДМШ. Сост. Матяш Е., Перунова Н. - СПб.: Композитор, 2004.

Популярная музыка для фортепианного ансамбля


  1. Дога Е. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2001.

  2. Лей Ф., Уорнер Д., Керн ДЖ. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2001.

  3. Петров А. Вальсы из к/ф в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2002.

  4. Петров А. Песни и романсы из к/ф «То, что хочется играть в четыре руки». - СПб.: Союз Художников, 2001.

  5. Петров А. Вальс из к/ф «Берегись автомобиля», увертюра из к/ф «Укрощение огня». Транскрипции для 2 фортепиано. - СПб.: Композитор, 2004.

  6. Уотт У. «Три поросенка». Пьесы для 2 фортепиано. Транскрипция Неволовича А. - СПб.: Композитор, 2004.

  7. «Allegro».Интенсивный курс обучения игры на ф-но. Выпуск 3. Сост. Смирнова Т. - М.: Грааль, 2004.

  8. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. - Ростов: Феникс, 2006.

  9. «Мелодии, которые всегда с тобой». Пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Кривенцова Т., Старовойтова Е. - СПб.: Композитор, 2004.

  10. Пьесы и ансамбли для фортепиано «В мире животных». - СПб.: Северный олень, 2000.

  11. Популярные произведения для фортепиано в 4 руки «За роялем всей семьей». Сказка в музыке. - СПб.: Композитор, 2004.

  12. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки «Любимые мелодии». Перел. Дуловой В. - СПб.: Союз Художников, 2005.

  13. Популярная музыка для младших классов. Перел. Для 4 рук Дуловой В. - СПб.: Союз Художников, 2005.

  14. Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. Сост. Запутряева Т., Лаврова И., Лантратова Е. - М.: Композитор, 2006.

  15. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано в 4 руки. Сост. Гурьянова Л. - СПб.: Композитор, 2004.

  16. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки «Музыкальные забавы». Выпуск. 1,2. Сост. Маевский Ю. - СПб.: Композитор, 2004.

  17. Фортепианные ансамбли для учащихся ДМШ «Зимний Вечер». 1-5 кл. - М.: Арт классик, 2004.






© 2010-2022