- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Повышение качества образовательного процесса: системный подход
Повышение качества образовательного процесса: системный подход
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеенко С.П. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Повышение качества образовательного процесса: системный подход
(из практики работы учреждения дополнительного образования)
Сергеенко С.П. ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
У нашей страны есть уникальная, неповторимая особенность: когда и куда бы ты ни пришёл, ты всегда приходишь в исторический момент.
Изначально система внешкольного воспитания была одним из уникальных советских проектов, глубоко осмысленным и очень тонко реализованным. Но шло время, и эта система на рубеже 90-ых годов столкнулась с серьёзными вызовами, потребовавшими кардинальных решений. Такой шаг был сделан.
Это был не просто ребрендинг системы под новым названием «дополнительное образование». Это была действительно ориентация системы на особенности социальной ситуации и общественной жизни, которые в то время возникли.
Выгодский говорил: «Беда современного ребёнка, когда он бы и знал, и умел, но он, прежде всего не хочет». Дополнительное образование - прежде всего мотивация. Поэтому продолжим цитирование Выгодского. У него есть следующее высказывание: «В дополнительном образовании, как социализации и индивидуализации личности, мы имеем уникальную систему знания через творчество и труд».
Вы помните замечательный фильм «Щит и меч»? В этом фильме звучит песня «С чего начинается Родина». А с чего начинается результативность и как следствие качество в системе дополнительного образования?
Чтобы ответить на данный вопрос необходимо придти к осмыслению того факта, что не может быть качественного образования вообще, оно может быть качественным или не очень только по отношению к заранее устанавливаемым требованиям к параметрам образования, выступающим как цель. Но эта цель должна быть конкретной и известной всем заинтересованным лицам - возможным участникам совместной деятельности.
По мнению доктора педагогических наук, профессора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) Л.Г. Логиновой «результат деятельности учреждения - это совокупный итог, объективное изменение ситуации в образовательном учреждении, в качествах и свойствах личности, в социальной среде, а также степень удовлетворенности участников совместной деятельностью (детей, родителей, сотрудников учреждений дополнительного образования)» [1].
Результат образовательного процесса можно представить в виде следующей схемы:
Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
При рассмотрении качества образования выделяют его внешние и внутренние свойства. Основанием для такого деления является восприятие учреждения дополнительного образования как социально-педагогической системы, для которой характерно:
- с одной стороны - взаимодействие составляющих ее компонентов;
- с другой стороны - активное взаимодействие с внешней средой.
Во внешней среде можно выделить:
- среду прямого воздействия;
- среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия на учреждение дополнительного образования включает факторы, непосредственно влияющие на образовательный процесс и испытывающие на себе его влияние. Это:
-
потребители образования: учащиеся, их родители;
-
общественные организации;
-
учреждения профессионального образования;
-
армия;
-
рынок труда;
-
источники трудовых ресурсов: педагогические и профессиональные лицеи и училища, институты, университеты;
-
конкурирующие образовательные учреждения;
-
институты повышения квалификации работников образования;
-
органы государственного управления и т.д.
Среда косвенного воздействия на образовательное учреждение включает факторы, влияющие на образовательный процесс опосредованно: состояние экономики страны, социокультурная и политическая жизнь региона, достижения науки и т.д.
Часто повторяется распространённая ошибка, что качество - это только результат деятельности, выраженный в числовых показателях. Если кратко сформулировать иной подход к пониманию качества, то мы придём к тому, что это способность организации достигать результата, необходимого потребителю. Иными словами качество - свойство не продукта, а организации, организационных условий.
Чтобы работать с изменениями такого рода, нужна профессиональная переподготовка администрации учреждения образования. Необходимо обучение руководителей методологии управления качеством образования. Сюда может входить рассмотрение таких вопросов как:
-
проектирование инновационных систем;
-
управление профильным обучением;
-
мыследеятельностная педагогика;
-
деятельностный подход в образовании.
Для повышения качества образовательного процесса необходимо разработать компетентностную модель выпускника учреждения дополнительного образования. Следующий шаг на пути повышения качества образования это информирование и мотивация педагогов.
В этом вопросе представители администрации учреждения дополнительного образования должны проявлять себя как опытные проектировщики, способные к действиям, мерам по преодолению инерции, способные силой убеждения и логики способствовать включению всех в работу по достижению намеченных целей.
Информирование педагогов заключается в следующем:
-
информационная поддержка (обеспечение педагогов компьютерной техникой, консультативная помощь в создании авторских сайтов);
-
научно - методическая помощь (семинары, конференции, мастер - классы);
-
психологическая (обучение предупреждению конфликтных ситуаций).
На повышение качества образовательного процесса оказывает влияние совершенствование воспитательной работы, которая осуществляется за счёт создания такой среды, которая включала бы в себя мероприятия, нужные и интересные учащимся.
Современный этап развития дополнительного образования требует от педагогов диагностического мышления. Без продуманной системы мониторинга сделать эффективным образовательный процесс невозможно.
В нашем учреждении дополнительного образования широко практикуется такая форма аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту деятельности, как портфолио педагога.
Активно ведётся разработка модели учёта прогресса учащегося объединения по интересам, включающая в себя все грани развития человеческого потенциала.
Использование данной модели позволяет учитывать множество компонентов, объединить в единую систему учёт возрастных особенностей учащегося и многоуровневость образовательных целей, добиться высокой наглядности для всех участников образовательного процесса.
Модель позволяет производить сравнение фактического уровня результатов педагогической деятельности с предполагаемым. При этом результат педагогической деятельности рассматривается как «итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребёнка. Как деятельность, дающая промежуточный и конечный продукт, имеющий две грани - внешнюю (видимую) и внутреннюю (личностную)» [2].
Анализируя данные, полученные с использованием такой модели можно придти к выводу, что результативность образовательного процесса в учреждении дополнительного образования обусловлена следующими критериями:
-
спецификой учреждения образования;
-
компетентностью педагога (руководителя объединения по интересам);
-
современными социальными реалиями (общество, семья);
-
системой управления, ориентированной на результат.
Актуальной является выработка критериев, показателей оценки эффективности деятельности преподавателей дополнительного образования, поскольку диагностика и оценка профессионального мастерства выступает средством повышения качества образования. В качестве таких критериев может быть предложена система, используемая в нашем Центре дополнительного образования (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Качество - талант руководства учреждения занимать лидирующую позицию, постоянное самосовершенствование, способность «держать руку на пульсе». Это удовлетворённость всех участников образовательного процесса своей деятельностью, базирующаяся на внутренней и внешней экспертизе работы образовательного учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии оценки эффективности работы педагога дополнительного образования
Учебная деятельность (Таблица 1)
Критерии
Показатели по критерию
Баллы
достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим учебным годом
стабильность и рост уровня обученности и качества обучения
3
2
1
результаты независимой экспертизы
качество подготовки к независимой экспертизе
3
2
1
использование активных форм обучения, современных педагогических технологий и идей
уровень владения современными педагогическими технологиями
3
2
1
отсутствие, снижение пропусков посещения занятий объединения по интересам без уважительной причины
сформированность у учащихся ответственного отношения к учебной деятельности
3
2
1
проведение мастер - классов с использованием интерактивных технологий
рост педагогического мастерства преподавателя
3
2
1
выступление на мероприятиях разного уровня (выставки, семинары, методические объединения)
динамика профессионального роста и трансляция педагогического опыта
3
2
1
участие в конкурсах профессионального мастерства
наличие дипломов и сертификатов участника
3
2
1
повышение уровня самообразования педагога
создание «методической копилки»
3
2
1
выполнение незапланированной работы
активность педагога
3
2
1
Воспитательная деятельность (Таблица 2)
Критерии
Показатели по критерию
Баллы
организация образовательного процесса в объединении по интересам
взаимодействие педагога с родителями учащихся
3
2
1
изучение динамики развития учащихся. Планирование индивидуальной траектории их развития
сформированность у учащихся гражданской самоидентификации, правового поведения
3
2
1
организация деятельности объединения по интересам
план воспитательной работы с учащимися, содержащий все направления с учётом анализа результатов прошедшего учебного года
3
2
1
организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению психического и физического здоровья учащихся
тематические беседы, мероприятия центра дополнительного образования, экскурсионная работа в объединениях по интересам
3
2
1
организация работы с родителями
наличие системы работы с родителями, установление с ними доверительных, бесконфликтных отношений
3
2
1
работа по формированию коммуникативной культуры учащихся
знание и уважение белорусских культурных традиций, соблюдение норм речевой культуры
3
2
1
Инновационная и методическая деятельность (Таблица 3)
Критерии
Показатели по критерию
Баллы
освоение и степень овладения передовым педагогическим опытом
разработка авторских программ
3
2
1
(по каждому показателю)
пополнение банка методических разработок
публикация научных статей
проведение мастер - классов с использованием мыследеятельностной педагогики
методическая помощь коллегам
выступление на мероприятиях с трансляцией методической и инновационной деятельности
повышение квалификации
регулярность обновления научно - теоретических знаний по своей предметной области путём прохождения курса повышения квалификации
3
2
1
Внеурочная деятельность (Таблица 4)
Критерии
Показатели по критерию
Баллы
наличие среди учащихся объединения по интересам победителей и призёров конкурсов, смотров и спортивных соревнований
позитивная динамика достижений
3
2
1
вовлечение в работу объединения по интересам учащихся из социально незащищённых семей (группа риска)
динамика позитивного отношения учащихся к базовым ценностям общества
3
2
1
поддержание благоприятного психологического климата в объединении по интересам
динамика удовлетворённости участников внеурочной деятельностью. Отсутствие жалоб со стороны родителей и учащихся.
3
2
1
Организационная и коммуникативная культура (Таблица 5)
Критерии
Показатели по критерию
Баллы
соблюдение педагогической этики и проявление тактичности в обращении с коллегами, учащимися и родителями
владение коммуникативной культурой
3
наличие обоснованных жалоб учеников, родителей, коллег:
- разовая жалоба
- 1
- регулярно
- 3
административное взыскание:
- замечание
- 1
- выговор
- 2
- строгий выговор
- 3
соблюдение режима работы Центра
соблюдение трудовой дисциплины
3
наличие нарушений:
- разовое
- 1
- систематическое
- 2
- административное взыскание
- 3
посещение совещаний, педсоветов, методических объединений
выполнение функциональных обязанностей
3
наличие нарушений:
- разовое
- 1
- систематическое
- 3
необоснованный отказ от участия в выездных мероприятиях
- разовый
- 1
- систематический
- 3
Литература:
-
Логинова, Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л.Г.Логинова. - М. Владос, 1999. - 226 с.
-
Золотарёва, А.В. Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности учреждения дополнительного образования / А.В.Золотарёва // Проблема результата и качества деятельности в учреждениях дополнительного образования. Материалы научно - практической конференции. - 1997. - С. 34.
9