План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладья

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Шахматные фигура - Ладья

Цель занятия:

- Познакомить с шахматной фигурой - ладья, с правилами хода ладьи, с

правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.

Задачи.

  1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

  2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

  3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.

  4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

  • шахматные доски с фигурами;

  • демонстрационная шахматная доска;

  • дидактический материал.


  1. Знакомство с новым материалом.

- С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.

- Покажите эту фигуру.

- Где стоит ладья на шахматной доске?

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладья

Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.

Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали и вертикали)

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладья

- Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи - 5 пешек)

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладья

Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладья

Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь их все по очереди.

2. Физкультминутка

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

  1. Решение дидактических задач и заданий.

1) Игра «Один в поле воин»

(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)

- Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладьяПлан занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладья


2) Игра «Кратчайший путь»

- Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали?

План занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладьяПлан занятия по внеурочной деятельности по программе Шахматы по теме Шахматная фигура - ладья




4. Закрепление знаний.

Игра «ДА - НЕТ»

  • Ходит ли ладья по белым и черным полям;

  • Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?

  • Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?

  • Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

  • Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

  • Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

  • Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

  • На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?

  • Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?

5. Итог урока.

- Что нового узнали?

6. Домашнее задание.

- Расставь на шахматной доске 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути другой.


© 2010-2022