- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Конспект занятия кусудама Колокольчики
Конспект занятия кусудама Колокольчики
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудакаева А.Ф. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского (юношеского) технического творчества «Гефест»
Калининского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
План-конспект по теме:
Кусудама «Колокольчики»
Автор: Педагог
дополнительного
образования
Кудакаева А.Ф.
г. Уфа
2013г
Пояснительная записка:
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей.
Искусство оригами - загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это - чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. В процессе освоения техники «оригами» происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
Цель: Научить детей изготавливать цветок в технике кусудама «Колокольчики»
Задачи:
1.Обучающие:
-
Познакомить детей с техникой оригами - кусудама.
-
Научить читать схемы складывания.
-
Научить следовать устным инструкциям и последовательности действий.
2. Развивающие:
-
Развивать творческое воображение, внимание.
-
Развивать способность работать руками.
3. Воспитательные:
-
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
Ожидаемые результаты занятия:
Должны знать:
-
Технику оригами - кусудама.
-
Схемы складывания
-
Последовательность выполнения изделия.
Должны уметь:
-
Читать схемы складывания.
-
Применять устную инструкцию педагога.
-
Изготавливать цветок в технике «кусудама».
Возраст участников - 7-10 лет
Место проведения - ЦД(Ю)ТТ «Гефест»
Форма проведения: групповая
Тип урока: комбинированный - соединение теоретических и практических знаний
Методические рекомендации по организации и проведению:
Данное занятие разработано в рамках личностно-ориентированного обучения. На занятии применяется индивидуальная, групповая работа, фронтальный опрос детей. Проводится большая работа по обогащению словаря детей, используется наглядный материал. Применяются здоровьесберегающие технологии, 2 минутки отдыха.
На этапе сообщения нового материала целесообразно устное объяснение, показ готового образца по теме, наглядное (складывание и склеивание деталей). При выполнении работы необходимо научить детей читать схемы, работать творчески: изменять цвет, размер.
Оборудование для детей: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.
Оборудование для педагога: образец кусудама «Колокольчики», схемы складывания, карточки с загадками о весне.
План занятия.
-
1
Начальный этап
- 2 мин.
2
Сообщение нового материала
- 8 мин.
3
Практический этап
- 30 мин.
4
Подведение итогов
- 5 мин.
Ход занятия.
-
Начальный этап
а) организационный момент
б) проверка готовности детей к уроку
-
Сообщение нового материала по теме: кусудама «Колокольчики»
-
Практическая работа
а) проведение инструктажа по ТБ
б) изготовление лепестка в технике кусудама «Колокольчики»
в) физкультминутка
г) сборка цветка.
-
Подведение итогов
Сценарий занятия
I этап: Начальный этап.
Педагог здоровается с детьми и отмечает отсутствующих. Педагог предлагает проверить все ли готово у них к занятию. Начинают вместе перечислять: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка. Педагог хвалит детей за готовность к занятию.
II этап: Сообщение нового материала.
Педагог: Ребята, а вы знаете, когда и где появилось оригами? (Ответы детей).
Если дети затрудняются с ответом, педагог отвечает, что Искусство складывания из бумаги различных фигурок возникло в Японии в VII - VI в.в. хотя сама технология бумажного производства была разработана в Китае задолго этого времени, ещё до нашей эры. В ту далёкую от нас эпоху бумага была изысканным ценным материалом, который в Японии использовался в особых случаях, в частности I время религиозных церемоний.
Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в Древней Японии. Это занятие удачно вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих их философии. Она направлена на природу как на гармоничное единство, в котором привычные для европейца противоречива, части неразрывно слиты в единое целое.
Квадрат в качестве рамки для японских иероглифов, символов и как основа складывания фигурок выбран неслучайно. На востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным философским символом. В Древнем Китае квадрат олицетворяя смыкающуюся с Космосом землю, пределы, которой были необозримы Необъятное Вселенной, в основе которой лежит квадрат, подчёркнута в афоризме Лао-Цзы: "У великого квадрата нет углов".
В XII - XVI в.в. оригами в Японии постепенно выходит за пределы храмов и становится светским развлечением аристократов. Записки и фигурки, сложенные в виде бабочек журавля или цветка, являлись символами определённых чувств и пожеланий В XVII - XI веках оригами превращается в популярный способ провождения свободного времени.
Развитие оригами как авторского искусства связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Иошизавы. Он сумел вдохнуть в старинное традиционное японское развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершин которого пока доступны немногим. В 1954 г. была издана его первая книга "Новое искусство оригами" В том же году Акира Иошизава организует в Японии общество оригами. С тех пор известность и слава мастера только растет. Как и многие в Японии, Иошизава считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву. «В оригами не должно быть случайных линий, напутствует мастер новичков - каждая из них должна быть продумана».
На западе к оригами относились долгое время лишь как к детской забаве, но не спешили принять искусством. Многие поколения мальчиков и девочек в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир, наконец, рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.
Педагог:
Прежде чем, приступить к нашему занятию давайте, отгадаем загадки:
Педагог:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла…
Ответы детей - Весна
Педагог :
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Ответы детей - Весна
Педагог :
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Ответы детей - Весна
Педагог : Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Ответы детей - Весной
Педагог : - О каком времени года были все эти загадки?
Ответы детей ( О весне)
Педагог: -Правильно! 1 марта кончилась зима, и пришла весна.
- А кто из Вас знает, что происходит весной?
Ответы детей На улице становится теплее, снег тает, солнце светит дольше, звери просыпаются ото сна, птицы прилетают
Педагог: - Молодцы! Весной солнце поднимается всё выше, поэтому дни становятся длиннее. Солнце сильнее греет землю. Тает снег. Перелётные птицы возвращаются в родные края, ремонтируют свои гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов. Становится всё больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Звери линяют. У многих из них рождаются детёныши.
Педагог: - И сегодня мы с Вами будем учиться делать цветок в технике «Кусудама». Ребята, вы, наверное, засиделись, давайте мы немного отдохнём и сделаем небольшую разминку.
III этап. Практическая работа.
Педагог просит детей сесть на места.
Педагог: Прежде чем начать изготовление кусудамы для начала давайте повторим технику безопасности.
-
Класть ножницы справа от себя, закрытыми.
-
Передавать ножницы колечками вперед.
-
Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
-
осторожно обращаться с клеем.
Педагог: - Я уже ранее говорила, что сегодня мы будем изготавливать весенний цветок. В технике «кусудама». А что же это такое? (Предположения детей)
- «Кусудама» - бумажная модель, которая формируется склеиванием или сшиванием вместе концов множества элементов.
«Кусудама» - это одна из разновидностей Оригами - техники изготовления различных моделей из бумаги.
Педагог: - Итак, давайте начнём. Для этого сделаем модули кусудамы.
Нам нужны квадраты 8*8 см
1
Положите перед собой квадрат цветной бумаги.
2
Сложите его пополам, по диагонали, чтобы получился треугольник.
3
Теперь боковые уголки соедините с верхним уголком.
4
Я уверена, что каждый из Вас делал тюльпанчик. Смотрите, как сделаю его я. Я расправляю уголки
5
Теперь согните верхушки лепестков на себя
6
А сейчас согните лепестки пополам, по линии сгиба, к середине.
7
Промажем клеем одну сторону лепестка и соединим их. Получился 1 лепесток нашего цветка, т.е. модуль кусудамы.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись
Улыбнулись!
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
8
Сделаем ещё несколько 4 лепестка (модуля), чтобы получился цветок.(в одном цветке 5 шт модулей). Для полного шара кусудамы «Колокольчики» нужно склеить 6 цветков.
- Теперь мы можем собрать наш цветок.
- Аккуратно берём 1 лепесток и сбоку смажем его клеем и соединим со вторым.
- Проделаем такую операцию со всеми лепестками, собрав цветок.
(выполнив несколько таких цветков, склеив можно превратить в шар, который станет украшением вашего дома).
В ходе работы помогаю детям индивидуально, напоминая об аккуратности, правилах безопасной работы.
Педагог: Кто выполнил практическую работу, Убираем рабочее место.
IV этап. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, что такое оригами, когда оно возникло, где? Ответы детей.
Проводим выставку детских работ.
Педагог объясняет детям это очень красивое украшение интерьера, новогодней елки и прекрасный подарок друзьям и близким.
Педагог хвалит детей за выполненные работы и прощается. До свидания! Жду вас на следующем занятии.
Список литературы
Для педагога:
- Афонькин СЮ, Афонькина Е.Ю. "Оригами; Волшебный квадрат".-СПб.:Издательский дом "Литера", 2002.-192 с: ил.
- Рнк Бич "Оригами, Большая иллюстрированная энциклопедия"/ Пер. с англ -М Изд-воЭКСМО, 2003.-256 с. ил.
Для детей:
- С. Афонькин, Е. Афонькина, «Волшебные шары Кусудасы», Изд. Кристалл, 2011
Приложение 1.
Схема
-
Совместить нижний угол с верхним
2. Поднять оба нижних угла к верхнему.
3. Отогнуть правый треугольник.
4. Линия сгиба делит угол пополам.
5. Линия сгиба снова делит угол пополам.
6. Линия сгиба идет от нижнего к верхнему.
7. Загнуть треугольник под слой бумаги.
8. Перегнуть оба верхних треугольника вниз.
9. Вставить треугольники в ближайший к ним карман.
10. Модуль готов.
Стрелкой показано место нанесения клея.
Пять модулей склеиваются вместе.
И получился вот такой цветок.