Конспект занятия кусудама Колокольчики

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического творчества «Гефест»

Калининского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан









План-конспект по теме:

Кусудама «Колокольчики»












Автор: Педагог

дополнительного

образования

Кудакаева А.Ф.












г. Уфа

2013г

Пояснительная записка:

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей.

Искусство оригами - загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это - чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. В процессе освоения техники «оригами» происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Цель: Научить детей изготавливать цветок в технике кусудама «Колокольчики»

Задачи:
1.Обучающие:

  • Познакомить детей с техникой оригами - кусудама.

  • Научить читать схемы складывания.

  • Научить следовать устным инструкциям и последовательности действий.

2. Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, внимание.

  • Развивать способность работать руками.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Ожидаемые результаты занятия:

Должны знать:

  1. Технику оригами - кусудама.

  2. Схемы складывания

  3. Последовательность выполнения изделия.

Должны уметь:

  1. Читать схемы складывания.

  2. Применять устную инструкцию педагога.

  3. Изготавливать цветок в технике «кусудама».

Возраст участников - 7-10 лет

Место проведения - ЦД(Ю)ТТ «Гефест»

Форма проведения: групповая

Тип урока: комбинированный - соединение теоретических и практических знаний

Методические рекомендации по организации и проведению:

Данное занятие разработано в рамках личностно-ориентированного обучения. На занятии применяется индивидуальная, групповая работа, фронтальный опрос детей. Проводится большая работа по обогащению словаря детей, используется наглядный материал. Применяются здоровьесберегающие технологии, 2 минутки отдыха.

На этапе сообщения нового материала целесообразно устное объяснение, показ готового образца по теме, наглядное (складывание и склеивание деталей). При выполнении работы необходимо научить детей читать схемы, работать творчески: изменять цвет, размер.

Оборудование для детей: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.

Оборудование для педагога: образец кусудама «Колокольчики», схемы складывания, карточки с загадками о весне.

План занятия.

1

Начальный этап

- 2 мин.

2

Сообщение нового материала

- 8 мин.

3

Практический этап

- 30 мин.

4

Подведение итогов

- 5 мин.

Ход занятия.

  1. Начальный этап

а) организационный момент

б) проверка готовности детей к уроку

  1. Сообщение нового материала по теме: кусудама «Колокольчики»

  2. Практическая работа

а) проведение инструктажа по ТБ

б) изготовление лепестка в технике кусудама «Колокольчики»

в) физкультминутка

г) сборка цветка.

  1. Подведение итогов

Сценарий занятия

I этап: Начальный этап.

Педагог здоровается с детьми и отмечает отсутствующих. Педагог предлагает проверить все ли готово у них к занятию. Начинают вместе перечислять: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка. Педагог хвалит детей за готовность к занятию.

II этап: Сообщение нового материала.

Педагог: Ребята, а вы знаете, когда и где появилось оригами? (Ответы детей).

Если дети затрудняются с ответом, педагог отвечает, что Искусство складывания из бумаги различных фигурок возникло в Японии в VII - VI в.в. хотя сама технология бумажного производства была разработана в Китае задолго этого времени, ещё до нашей эры. В ту далёкую от нас эпоху бумага была изысканным ценным материалом, который в Японии использовался в особых случаях, в частности I время религиозных церемоний.

Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в Древней Японии. Это занятие удачно вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих их философии. Она направлена на природу как на гармоничное единство, в котором привычные для европейца противоречива, части неразрывно слиты в единое целое.

Квадрат в качестве рамки для японских иероглифов, символов и как основа складывания фигурок выбран неслучайно. На востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным философским символом. В Древнем Китае квадрат олицетворяя смыкающуюся с Космосом землю, пределы, которой были необозримы Необъятное Вселенной, в основе которой лежит квадрат, подчёркнута в афоризме Лао-Цзы: "У великого квадрата нет углов".

В XII - XVI в.в. оригами в Японии постепенно выходит за пределы храмов и становится светским развлечением аристократов. Записки и фигурки, сложенные в виде бабочек журавля или цветка, являлись символами определённых чувств и пожеланий В XVII - XI веках оригами превращается в популярный способ провождения свободного времени.

Развитие оригами как авторского искусства связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Иошизавы. Он сумел вдохнуть в старинное традиционное японское развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершин которого пока доступны немногим. В 1954 г. была издана его первая книга "Новое искусство оригами" В том же году Акира Иошизава организует в Японии общество оригами. С тех пор известность и слава мастера только растет. Как и многие в Японии, Иошизава считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву. «В оригами не должно быть случайных линий, напутствует мастер новичков - каждая из них должна быть продумана».

На западе к оригами относились долгое время лишь как к детской забаве, но не спешили принять искусством. Многие поколения мальчиков и девочек в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир, наконец, рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

Педагог:

Прежде чем, приступить к нашему занятию давайте, отгадаем загадки:

Педагог:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла…

Ответы детей - Весна

Педагог :

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Ответы детей - Весна

Педагог :

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

Ответы детей - Весна

Педагог : Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Ответы детей - Весной

Педагог : - О каком времени года были все эти загадки?

Ответы детей ( О весне)

Педагог: -Правильно! 1 марта кончилась зима, и пришла весна.

- А кто из Вас знает, что происходит весной?

Ответы детей На улице становится теплее, снег тает, солнце светит дольше, звери просыпаются ото сна, птицы прилетают

Педагог: - Молодцы! Весной солнце поднимается всё выше, поэтому дни становятся длиннее. Солнце сильнее греет землю. Тает снег. Перелётные птицы возвращаются в родные края, ремонтируют свои гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов. Становится всё больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Звери линяют. У многих из них рождаются детёныши.

Педагог: - И сегодня мы с Вами будем учиться делать цветок в технике «Кусудама». Ребята, вы, наверное, засиделись, давайте мы немного отдохнём и сделаем небольшую разминку.

III этап. Практическая работа.

Педагог просит детей сесть на места.

Педагог: Прежде чем начать изготовление кусудамы для начала давайте повторим технику безопасности.

  • Класть ножницы справа от себя, закрытыми.

  • Передавать ножницы колечками вперед.

  • Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

  • осторожно обращаться с клеем.

Педагог: - Я уже ранее говорила, что сегодня мы будем изготавливать весенний цветок. В технике «кусудама». А что же это такое? (Предположения детей)

- «Кусудама» - бумажная модель, которая формируется склеиванием или сшиванием вместе концов множества элементов.

«Кусудама» - это одна из разновидностей Оригами - техники изготовления различных моделей из бумаги.

Педагог: - Итак, давайте начнём. Для этого сделаем модули кусудамы.

Нам нужны квадраты 8*8 см

1

Положите перед собой квадрат цветной бумаги.

2

Сложите его пополам, по диагонали, чтобы получился треугольник.

3

Теперь боковые уголки соедините с верхним уголком.

4

Я уверена, что каждый из Вас делал тюльпанчик. Смотрите, как сделаю его я. Я расправляю уголки

5

Теперь согните верхушки лепестков на себя

6

А сейчас согните лепестки пополам, по линии сгиба, к середине.

7

Промажем клеем одну сторону лепестка и соединим их. Получился 1 лепесток нашего цветка, т.е. модуль кусудамы.


Физкультминутка.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись

Улыбнулись!

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

8

Сделаем ещё несколько 4 лепестка (модуля), чтобы получился цветок.(в одном цветке 5 шт модулей). Для полного шара кусудамы «Колокольчики» нужно склеить 6 цветков.

- Теперь мы можем собрать наш цветок.

- Аккуратно берём 1 лепесток и сбоку смажем его клеем и соединим со вторым.

- Проделаем такую операцию со всеми лепестками, собрав цветок.

(выполнив несколько таких цветков, склеив можно превратить в шар, который станет украшением вашего дома).

Конспект занятия кусудама Колокольчики

В ходе работы помогаю детям индивидуально, напоминая об аккуратности, правилах безопасной работы.

Педагог: Кто выполнил практическую работу, Убираем рабочее место.

IV этап. Подведение итогов.

Педагог: Ребята, что такое оригами, когда оно возникло, где? Ответы детей.

Проводим выставку детских работ.

Педагог объясняет детям это очень красивое украшение интерьера, новогодней елки и прекрасный подарок друзьям и близким.

Педагог хвалит детей за выполненные работы и прощается. До свидания! Жду вас на следующем занятии.

Список литературы

Для педагога:

- Афонькин СЮ, Афонькина Е.Ю. "Оригами; Волшебный квадрат".-СПб.:Издательский дом "Литера", 2002.-192 с: ил.

- Рнк Бич "Оригами, Большая иллюстрированная энциклопедия"/ Пер. с англ -М Изд-воЭКСМО, 2003.-256 с. ил.

Для детей:

- С. Афонькин, Е. Афонькина, «Волшебные шары Кусудасы», Изд. Кристалл, 2011

Приложение 1.

Схема


  1. СКонспект занятия кусудама Колокольчикиовместить нижний угол с верхним


2Конспект занятия кусудама Колокольчики. Поднять оба нижних угла к верхнему.


Конспект занятия кусудама Колокольчики

3. Отогнуть правый треугольник.


4Конспект занятия кусудама Колокольчики. Линия сгиба делит угол пополам.


5Конспект занятия кусудама Колокольчики. Линия сгиба снова делит угол пополам.


6Конспект занятия кусудама КолокольчикиКонспект занятия кусудама Колокольчики. Линия сгиба идет от нижнего к верхнему.

7. Загнуть треугольник под слой бумаги.


8Конспект занятия кусудама Колокольчики. Перегнуть оба верхних треугольника вниз.


Конспект занятия кусудама Колокольчики

9. Вставить треугольники в ближайший к ним карман.

Конспект занятия кусудама Колокольчики

10. Модуль готов.

Стрелкой показано место нанесения клея.

Пять модулей склеиваются вместе.

Конспект занятия кусудама Колокольчики

И получился вот такой цветок.


© 2010-2022