- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Мастер-класс Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары (в возрасте 8-13 лет)
Мастер-класс Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары (в возрасте 8-13 лет)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвеева А.Е. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Новомайнская детская школа искусств»
Мастер-класс
«Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары»
(возраст 8-13 лет)
Подготовила:
Матвеева Анжела Евгеньевна
преподаватель народного отделения МКУ ДО «Новомайнская ДШИ»
2016 г.
Тема урока: «Особенности изучения и работы над гаммами в классе гитары».
Цель урока: выявить и проанализировать проблему в изучении гамм на различных этапах обучения.
Задачи урока:
Развивающие:
-
Формирование у учащихся интереса к изучению гамм;
-
Развитие индивидуальных способностей учащихся (зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);
-
Развитие трудолюбия, уверенности в себе;
-
Формирование навыков коллективной работы при изучении гамм.
Обучающие:
-
Закрепление теоретических знаний;
-
Выработка умения применять полученные навыки на практике;
-
Формирование навыков игры в позиции;
-
Выработка технических навыков в исполнении гамм.
Воспитательные:
-
Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении техническими приемами;
-
Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца).
Форма работы: мелкогрупповая.
Ожидаемый результат:
-
осознанное, грамотное исполнение учениками гаммы C-dur;
-
поддержание интереса к предмету;
-
развитие личности ребёнка.
План урока:
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
II. Основная часть.
-
Работа над постановкой рук на начальном этапе освоения.
-
Работа над аппликатурой гаммы C-dur на различных этапах освоения.
-
Работа над качеством исполнения различных групп штрихов с применением технических приемов.
-
Закрепление выработанных навыков.
III. Вывод. Подведение итогов.
Урок проводится с группой учащихся 1-4 классов.
Продолжительность занятия: 40 минут
Ход урока
Вступительное слово
Известно всем, что гаммы играть полезно, но почему-то не все это делают с удовольствием. Между тем, если играть их с умом, это превращается в творческий увлекательный процесс. Когда гамма освоена, исполнение ее захватывает энергией движения. Вспомним, что катание на санках или на лыжах с горы, езда на велосипеде - занятия рутинные, но увлекательные, а ведь игра гамм - это еще одновременно и решение шахматной задачи, головоломки.
Давайте разберемся, что может дать работа над гаммами и как именно нужно над ними работать. Дело в том, что гаммы - это простейшие технические формулы. Они интересны не сами по себе, но своей простотой и универсальностью. Выучить гамму, состоящую всего из нескольких нот, просто, но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться очень многому. Таким образом, можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности переключения внимания с одних задач на другие, которые неизбежно должны встретиться в художественном произведении, главная цель которого - создание музыкального образа.
Итак, на нашем уроке мы посмотрим, какие задачи при изучении гамм на разных этапах обучения ставятся перед учащимися, разберем - какие при этом возникают проблемы и постараемся найти способы решения этих проблем. Так же в ходе урока учащиеся младших классов смогут посмотреть и услышать, каких результатов можно достичь при регулярной работе над гаммами.
На уроке присутствуют учащиеся 1-4 классов.
Вопрос для учащихся: что такое гамма?
Ответ: расположение звуков в порядке высоты называется гамма.
Вопрос: для чего нужно изучать и постоянно совершенствовать исполнение гамм?
Ответ: чтобы научиться быстро и чисто играть, чтобы знать расположение нот на грифе и ориентироваться в позиции, чтобы отработать сложные приемы и при этом не опираться на нотный текст…
Материалом для сегодняшнего урока послужит гамма C-dur, которую можно изучать уже в первый год обучения. Формировать начальные навыки изучения гамм мы уже начали с ученицей 1 класса (8 лет). Девочка занимается первый год на гитаре уменьшенного размера (3/4) и уже освоила все ноты I позиции и сейчас она нам покажет, чему научилась.
Основные задачи, стоящие перед учеником 1 класса - контроль за посадкой и постановкой рук, закрепление аппликатуры в I позиции.
Ученица исполняет гамму C-dur в первой позиции, с применением открытых струн, приемом tirando (без опоры), пальцем i. Гамма исполняется в медленном темпе четвертями (нота на два удара метронома). Перед ученицей ставится задача ритмически (и по возможности динамически) ровно исполнить гамму.
Для формирования устойчивого навыка чередования указательного и среднего пальцев правой руки гамма исполняется следующими вариантами:
При исполнении гаммы возникла проблема удержания правой руки в правильной (округлой) постановке - ученице предложено установить палец р неподвижно на шестой струне.
Чтобы придать исполнению гамм законченный вид, используем небольшую каденцию:
Закрепление выработанных навыков на примере русской народной песни «Я на горку шла».
Учитывая возможности учащейся 2 класса, мы начали переход к освоению двухоктавных гамм, постепенно усложняя аппликатуру и каденции.
Основная задача для ученицы - правильное положение и постановка рук. Ученица занимается на гитаре уменьшенного размера (3/4).
Освоение аппликатуры двухоктавной гаммы C-dur (аппликатура А. Сеговии) мы проводили постепенно - исполняли гамму отдельно в разных октавах (окончание I октавы - звук до - выполняли 4 пальцем, начало II октавы - тот же звук до - выполняли 1 пальцем). Последовательность работы над данным видом гаммы оставили тот же, что и в 1 классе, с добавлением новых ритмических вариантов:
Поставленная задача при соединении октав в единую гамму - осуществить незаметный переход при переходе из второй позиции в пятую (смена позиции пальцами 3-1). Данный переход (смену позиции) отрабатываем в виде упражнения, при этом важно сохранить позиционную «хватку» в руке (не вытягивать палец), работать предплечьем, а сам переход охватить слухом.
Пример упражнения:
После отработки смены позиций переходим к соединению гаммы в медленном темпе пройденными ритмическими вариантами, с добавлением в конце исполнения каденции.
После окончания данной работы узнаем у учащейся, с какими трудностями она столкнулась, и какие видит пути решения.
Закрепление выработанных навыков (смена позиции) на примере «Канцоны» Ф. да Милано.
По мере усложнения репертуара больше требований предъявляется и к технической подготовке учащегося. Для учащегося 3 класса (5 летний срок обучения) основная техническая сложность - стабильность исполнения и выносливость.
Поставленная задача на данном этапе - ровное, стабильное (непрерывное) исполнение гаммы в едином темпе, с большим ритмическим комплексом, различными вариантами аппликатуры в правой руке; соединение различных штрихов, освоение гамм октавами.
Для выработки ритмической ровности и отработки приемов игры, весь ритмический комплекс исполняется на одном звуке в едином темпе (четверть на один удар метронома): четверти, восьмые, триоли, шестнадцатые, четверть + две восьмых, четверть + триоль, четверть + 4 шестнадцатые пальцами i-m, m-i, i-m-a, a-i-m. Весь комплекс заканчивается немного усложненной (по сравнению со 2 классом) каденцией:
Далее начинается работа по выработке выносливости пальцев левой руки: исполнение того же ритмического комплекса, но в последовательности. При этом темп исполнения остается прежним.
и т. д.
и т. д.
Освоение гамм октавами необходимо для выработки растяжки пальцев левой руки и, одновременно, для отработки координации движения пальцев. Для достижения этой цели наиболее подходит парная смена пальцев (1-3, 2-4), смена струн по тетрахордам. Работу начинаем в медленном темпе - одна четверть на два удара метронома.
Ученик закрепляет приобретенные навыки. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый нежный зверь».
В программе ученицы 4 класса (7 летний срок обучения) все больше встречается сочетание различных приемов. Поэтому отрабатывать данные приемы лучше на гаммах, то есть, не «привязываясь» к конкретному тексту. Поэтому в представленный технический комплекс работы над гаммами входит сочетание приемов tirando и apoyando, отработка приема тремоло с применением этих приемов.
Основная задача на данном этапе - правильное выполнение приемов игры, ровность в исполнении приема тремоло.
Работа над этим разделом начинается с гаммы C-dur в одну октаву с открытыми струнами (аппликатура из комплекса 1 класса). Исполнять гамму следует apoyando, различными аппликатурными вариантами в правой руке.
Далее, на основе этой гаммы дается упражнение на отработку приёма тремоло, так же различными аппликатурными вариантами в правой руке. При этом нижняя (басовая) нота исполняется приемом apoyando, верхние ноты - приемом tirando.
Данный вариант гаммы отрабатывается различными ритмическими вариантами.
Приобретенный навык, ученица демонстрирует в исполнении отрывка из «Испанского танца» Ю. Шилина.
В конце занятия учащиеся оценили свои достижения, наметили пути работы над недостатками и возможности применения полученных навыков в работе над произведениями.
Итак, из проведенного мастер-класса становится ясно, что важно не просто выучить гамму и поиграть ее. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из исполнения гамм и применить приобретенные навыки в работе над произведениями.
Список использованных источников
-
Добров М. Формирование и развитие навыков исполнения гамм в классе гитары детской музыкальной школы. - mdobrov.ru/
-
Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. - Р-н-Д.: Феникс, 2004. - 152 с.
-
Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. - М.: Классика-XXI, 2006. - 200 с.
-
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. - М.: Кифара, 2002. - 148 с.
-
Классическая гитара. Вып. 1./ Сост. К. Миронов. - Красноярск: 2001. - 74 с.
-
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Советский композитор, 1983. - 189 с.
-
Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. - Р-н-Д: 2007. - 165 с.
-
Теслов Д. Гаммы для гитары в 24-х тональностях с различными интервальными и ритмическими вариантами исполнения./ Д. Теслов. - М.: Golden guitar studio, 2009. - 344 с.
-
Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала./ Д. Теслов. - М.: Golden guitar studio, 2008. - 224 с.
-
Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста. Полное собрание инструктивного материала. Продолжение./ Д. Теслов. - М.: Golden guitar studio, 2012. - 306 с.