Конспект занятия Цвет и настроение в пейзаже

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия:

Цвет и настроение в пейзаже.

Цель:

Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Задачи:

Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т. д. Передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы кистью; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Оборудование.

Зрительный ряд: репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.

Словарь: пейзаж

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.
Сообщение темы и целей.

2. Теоретическая подготовка.

- Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой - либо сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком.
Вряд ли кто - нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».
Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? С французского языка оно переводится как «местность, страна».
Обычно так называют реальный вид какой - либо местности. Но и этим словом обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.

Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем - то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.
Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство людей эмоционально реагируют на цвет. Наиболее трудным в пейзаже является передача настроения, которое он пробуждает. Хотя настроение и атмосфера - слишком неясные качества для выражения их средствами живописи, лучше всего их показывать через цвет, однако не обязательно множество оттенков. Монохромная картина - один из способов передачи различных тонов (светлых, темных и средних) одного цвета. Монохроматическая цветовая схема идеальна для создания настроений; картина с преобладанием низких (темных) оттенков кажется умиротворенной и таинственной, а если на полотне преобладают высокие (светлые) тона, настроение будет приподнятым и солнечным. Простая органическая палитра может давать почти те же результаты.

«Высокая тональность»

Картина, написанная в очень светлых тонах с максимальным использованием белого, называется картиной в «высокой тональности». Подобное использование цвета создает ощущение света и воздушности. В таких работах изменение тона едва уловимо.

«Средняя тональность»

«Средняя тональность» картины создается добавлением цвету серого (полученного смешиванием белого и черного). Работая над такой цветовой гаммой, надо очень продуманно смешивать краски, чтобы не переборщить с цветом. Излишек серого заглушает другие цвета, и картина становится тусклой. Идея этого метода состоит лишь в легком приглушении оттенков.

«Нижняя тональность»

Использование красок с добавлением к ним черного цвета создает в картине настроение, называемое «нижней тональностью». Лунный свет играет на водной поверхности, темные тона синего и черный подчеркивают его яркость. Тем не менее, черный необходимо использовать только для легкого приглушения цветов, иначе вся картина может стать мрачной. Старайтесь, чтобы ваши краски в смеси выглядели живо.

3. Актуализация знаний.

Сегодня на занятии вам предлагается выполнить рисунок пейзажа по памяти в одном из состояний природы.
Природа нашей страны удивительно красива и многообразна. Осенью она торжественна и красочна. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки - это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.
Представьте себе такую картину: поистине сентябрь - чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет - нет да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь. Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.
Красочная палитра сентября - этого поистине чародея цвета!
Не правда ли, сразу представляем красоту и очарование этого описания, рождается замысел, так отчетливо в воспоминаниях оживает вся прелесть осеннего разноцветья.
Можно приступать к рисованию.
Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого
приступайте к детальной проработке рисунка.

4. Практическая работа

- выполните рисунок пейзажа в одном из состояний природы (ветер, дождь, яркое солнце и т. д.). В рисунке должны четко просматриваться времена года (работа карандашом).

Физминутка.

Посмотрите: мы олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь немного лени
Руки не напряжены
И расслаблены
Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!

- выполнить рисунок в цвете (работа красками)


Во время практической работы провожу целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

5. Итог занятия.

- что вы можете сказать о колорите своей работы? В какой тональности она выполнена?
- как изменяется цвет в зависимости от освещения?
- какие выводы вы сделали?

Заключительное слово педагога.

- Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком - то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

Выставка работ обучающихся.

Тема: Глухие и звонкие цвета.

Цель: Познакомить учащихся с понятиями «глухие и звонкие цвета».

Задачи:

Образовательные:дать ученикам понятие о цвете как средстве выражения, о борьбе цветов; продолжать формировать умения работать с цветом кругом;

Воспитательные:воспитывать чувство эстетического видения природы через показ слайд-фильма, репродукций картин; воспитывать интерес к красоте природы; воспитывать интерес к классическим музыкальным произведениям искусства.

Развивающие:развивать наглядно-образное мышление школьников; развивать навык смешения красок.

Оборудование:

1. Гуашь, кисть, листы формата А3.

2. Репродукции: Н. Рериха "Небесный бой", А. И. Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильев "Перед грозой".

3. Литературные произведения: Г. Тукай.

Ход урока.

1. Организация класса на работу.

- Здравствуйте, ребята!

- Долгожданный дан звонок!

Начинается урок!

Будьте наблюдательны,

Слушайте внимательно!

2. Беседа по теме урока.

- Какие цвета вы знаете?

- Как легче всего запомнить порядок расположения цветов?

- Посмотрите на слайд, какие цвета здесь изображены?

- Какие цвета относят к теплым, а какие к холодным?

- Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со звонкими и глухими цветами.

- Ребята, я думаю, что каждый из вас наблюдал за явлениями природы. Скажите, как изменяются краски вечером и днем, в солнечный день и в дождь, на закате солнца?

- Как вы считаете, какими по настроению могут быть краски?

- Как цвета помогают быть ярче?

- Какие краски мы называем основными, главными?

- Ребята, послушайте стихотворение Г. Тукай. И скажите, могут ли цвета быть звонкими?

Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,

Под сосной - щавель и мята, под березою - грибы,

Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось.

И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.

Улетали, прилетали и садились мотыльки,

Будто с ними в спор вступали и морились лепестки.

- Какое настроение передает вам это стихотворение? (радостное, волнительное, приятное, доброе и т.д.)

- Какие цветы притаились в лесу? (василек, колокольчик, подснежник, мак)

- Назовите краски летних цветов? (синие, желтые, красные)

- Какой день описан: ясный или пасмурный? Как вы это узнали?

- Какие краски мы возьмем, чтобы нарисовать такую полянку цветов с мотыльками в летний ясный день?

- Правильно! Краски солнечного дня - звонкие, сверкающие, чистые.

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр слайд-фильма, музыкальные произведения?

3. Упражнение 1.

- А сейчас, давайте, сделаем маленькие наброски на маленьком листе. Смешаем чистые цвета.

- Итак, со звонкими цветами мы познакомились. А как вы думаете, если есть звонкие цвета, то значит, какие бывают противоположные цвета? (глухие)

- Как, на ваш взгляд, какое время года могут выражать глухие цвета? (весну)

- Правильно! Весной часто бывает пасмурная погода, гроза, туман, тогда все краски немного притухают, меркнут.

- Посмотрите на репродукцию картины Н. Рериха. Небесный бой.

- Какие краски смешались в небе? (синие, темно-серые)

- Какие чувства вызывают у вас эти цвета? (страх, угнетение, беспокойство, тревогу)

- Мы можем все эти темные цвета назвать глухими?

- А теперь посмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи «Ранняя весна».

- На ней изображена весна, которая только пришла к своим владениям. Начинается весна - пора света, воды, молодой зелени, свежести, солнечного тепла.

- Какие краски у такой весны? (нежные, чистые, бледные, веселые, грустные, голубые, бледно-зеленые)

4. Упражнение 2.

- Посмотрите на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». И скажите, как художнику удалось передать состояние природы?

- Попробуем тоже смешать цветные краски с белым, серым, черным цветом.

Учитель показывает приемы свободного смешения красок. Дети делают эту работу на маленьких листочках. Смешение краски производить не на палитре, а прямо на листе: введение белой краски - разбеление; смеси с небольшим

количеством черной краски.

- Вот, как много разных оттенков цвета мы получили!

5. Практическая работа.

- Теперь попробуйте изобразить на больших листах две разные весны. Придумайте им название. Например, «Голубой март», «Все в розовой дымке», «Золотая весна» и др.

- Перед тем, как начать работу, предварительно определите уровень горизонта.

- Небо с облаками голубоватых, розоватых, зеленоватых оттенков.

- Весеннюю землю, без кустов и деревьев, с пожухлой травой, пятнами грязноватого подтаявшего снега или светлой молодой травой, желтыми первоцветами.

- Ручейки, которые стекают от таяния снега, по холмам изобразите голубовато-синие, можно добавить немного белой краски.

- Следите за колоритом, за качеством разбелок, за количеством введения черной краски и получением черного цвета. На этих подмалевках весенней земли можно будет работать на следующем уроке.

- Можете приступать к работе.

6. Итог урока.

- Предлагаю сделать выставку ваших работ.

- Все молодцы!

- Спасибо за работу.



© 2010-2022