Планы занятий театральной студии

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества г. Черемхово»







Занятия театральной студии

«Маски»


(Сценическая речь, режиссура театрализованных представлений, актерское мастерство, история искусств)









Педагог д/о: Паутова И. Ш.








Введение

Важно, обучая, развивая и

воспитывая, развивать.

Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. Поэтому одна из основных задач любого педагога - научить детей учиться, научить получать от занятий удовольствие.

Основная цель занятий - повышение интереса ребят театральной студии к предметам: сценическая речь, актерское мастерство, режиссура, формирование познавательной активности,

кругозора, расширение образовательного пространства, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

Обучать, развивать, воспитывать. Эта триединая задача решается каждым педагогом дополнительного образования. И хотя эти занятия - это прежде всего обучение, жизнь убедительно доказывает, что воспитание не только труднее, но и важнее, чем обучение.

С помощью этих занятий происходит воспитание у обучающихся таких взаимосвязанных качеств, как научное мировоззрение, высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, уважение, самостоятельность, ответственность, организаторские способности.

Основные задачи:

1. Создание творческой атмосферы, гарантирующей развитие и

совершенствование творческой индивидуальности

воспитывающей чувство причастности к общему делу

2. Формирование личности, пробуждение творца

3. Идейное, эстетическое, социально - нравственное воспитание

4. Воспитание чувства пространства и композиции

5. Раскрытие творческих возможностей, самовыражение.

Трудно переоценить значение этих занятий для развития юных талантов, где им предоставляется свобода действий, право выбора, не ограничивается полет фантазии и творческих устремлений.

Приятная речь для слуха-

своего рода музыка.

Аристотель



Сценическая речь




План занятий

Занятие 1.

I. Дата:

II. Тема занятия: Культура сценической речи.

III. Цели занятия:

Образовательная:

познакомить детей с предметом: Словесное действие, раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения не только на сцене, но и в жизни, дать понять, что культура речи - составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя.

Воспитательная:

формировать у учащихся познавательный интерес к культуре речи, нравственные качества личности.

Развивающая:

развивать познавательный интерес, творческие способности.

IV. Оборудование:

1. Листок с эпиграфом урока: Слово дано человеку, животным-

немота (народная пословица)

2.Листки со стихотворениями С. Есенина «Черемуха» и С. Михалкова «Каша»

V. Ход занятия

1. Организационный момент 5мин.

2. Обсуждение темы занятия 5 мин.

  1. Знакомство с техникой речи 10 мин.

  2. Наблюдения за красотой, емкостью, выразительностью речи. 15 мин

5. Итог занятия 5мин.

VI. Содержание учебного материала

1. Организационный момент.

У каждого обучающегося, на рабочем месте заранее приготовлено все необходимое для работы. Все рассаживаются по местам.

2. Обсуждение темы занятия: Внимательно прочтите название темы занятия и высказывание, которое можно считать эпиграфом нашего разговора.

- О чем пойдет речь на занятии? (Дети обсуждают название темы, объясняют смысл эпиграфа).

Слово дано человеку,

животным - немота

Народная пословица

( Запись в тетради)

3. Знакомство с техникой речи:

Техника речи состоит из следующих разделов:

Дикция

Дыхание

Голос

Дикция - оформление звуков родного языка с помощью артикуляционных установок каждого звука.

Артикуляция - определенное расположение подвижных частей речевого аппарата, при произношении определенных звуков.

Работа над речевым портретом каждого обучающегося

Звуки:

А, О, У, Ы, Э, И, Й, Б-П, В, Ф, Д-Т, Г-К, Н, Х, Р, М, З-С, Ж-Ш, Ц, Ч, Щ

Пять звуков прорабатываем на занятии, остальные дома.

4. Наблюдения за красотой, емкостью, выразительностью речи. Чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха»

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает.

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

- Как вы думаете, почему мы взяли именно стихотворение С. Есенина?

Обсуждение

Обобщение ответов.

Поэзия Сергея Есенина - образец русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времен люди заметили, что приятная для слуха речь - «своего рода музыка».

Чтение стихотворения С. Михалкова «Каша»

Проговаривание всех звуков

Живет на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша.

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он в слух читает,

Поймешь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

- О какой каше идет речь?

(Каша (в переносном значении) - невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зернышки в каше).

-Какой вывод делаем для себя?

5. Итог занятия: говорить надо, четко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи. ( с данными понятиями знакомимся на следующих занятиях).

Выставление оценок

VII. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Практические методы обучения

3. Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

VIII. Домашнее задание

Дописать свой речевой портрет.





План занятий

I. Дата:

II. Тема занятия: Знакомство с понятием артикуляционная гимнастика.

III. Цели занятия:

Образовательная:

познакомить детей с понятием артикуляционная гимнастика, умения правильно выполнять ее.

Воспитательная:

формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности.

Развивающая: .

Научиться координировать работу мышц.

Усиление кровообращения, укрепление мышц лица, развитие гибкости отдельных частей речевого аппарата.

IV. Оборудование: рисунок с изображением верхней части речевого аппарата

V. Ход занятия

1.Сообщение темы и цели урока 5 мин.

2.Повторение изученного материала 5 мин.

3.Изучение нового материала 10 мин.

4.Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики 15

мин

5.Итог занятия 5 мин


  1. Содержание учебного материала


  1. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием артикуляцион-ная гимнастика и комплексом упражнений. А для начала повторим пройденный материал.

2.Повторение изученного материала

1.Из каких разделов состоит техника речи?

2. Дать определение понятию дикция.

3.Дать определение понятию артикуляция.

Каждый образованный человек в своем разговоре соблюдает

общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинально

неповторима. Быть хорошим рассказчиком - большое искусство.

Всю жизнь человек учится красиво и чисто говорить.

3.Изучение нового материала.

- Что значит чисто говорить? (Четко выговаривать слова,

правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных

звуковых сочетаниях, «не комкать» концы слов и фраз, «не прог-

латывать» отдельные звуки и слова).

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор - тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни народа. А в детстве Демосфен был косноязычным ( то есть плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать ора- тором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в пра-вильном и отчетливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту - заставляло его говорить особенно старательно отчетливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из замеча-тельных ораторов Древней Греции.

- Зачем я рассказала вам эту историю?

Обобщение ответов: чтобы научиться чисто, говорить необходимо, тренироваться.

Звук образуется, формируется, оформляется непосредственно в

ротовой полости, где расположены губы, зубы, челюсти, язык,

небо, маленький язычок.

- Смотрим на рисунок, который я вам показываю.

Нормальное строение и функционирование речевого аппарата

обеспечивает возможность правильного произнесения звуков

речевого аппарата, например, слишком большой и толстый язык,

редко или криво расположены зубы, неподвижная губа

неизбежно порождает неправильное произнесение тех или иных

звуков. Но и при совершенно правильном строении

функционирования всех органов участвующих в образовании

звуков речи, человек может неверно или нечетко произносить тот

или иной звук, то или иное сочетание звуков. Это может

происходить и от незнания того, как должны быть расположены

органы речи при произнесении данного звука, и от сознательного

( а иногда и бессознательного) приобретения дурных «речевых

привычек» из подражания кому-либо. Кроме того, в большинстве

случаев нетренированный речевой аппарат работает вяло и как бы

лениво. В результате недостаточной гибкости, подвижности

частей речевого аппарата мы наблюдаем небрежное произнесение

звуков и звукосочетаний, «смазанность» речи, неясность и

нечеткость. Ликвидировать эти недостатки в работе речевого

аппарата можно лишь путем специальной тренировки.

Существует комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Речевой аппарат человека состоит из подвижных и неподвиж-

ных частей.

Подвижная: губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо.

Неподвижная: верхняя челюсть и твердое небо.

Для активации подвижных частей речевого аппарата необходи- мо выполнять гимнастику для языка, губ и нижней челюсти- артикуляционная гимнастика.

Цель этой гимнастики: довести работу подвижных частей речевого аппарата до виртуозности.

4.Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики

Упражнения

После объяснения учащиеся выполняют упражнения.

Для губ:

Установка губ - бутончик.

  1. «Арлекин»- Губы вытянуты вперед до предела, затем растянуть в стороны (улыбка открытая, потом закрытая). 5-6

раз.

  1. «Мельница»- Губы вытянуты вперед, и делать круговые движения губ по часовой стрелке. Сначала в одну сторону, затем в другую. (5-6 раз).

  2. «Маятник»- Губы вытянуты вперед, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую. (5-6 раз).

  3. «Птенец»- Губы вытянуты вперед, произносить (просить) слово «пить». (10-15 раз).

  4. «Волейбольная сетка»- Натянуть верхнюю и нижнюю губу на зубы, затем медленно открываем зубы.

  5. Спеть мотив любой популярной песни расслабленными губа-ми.

Все эти упражнения тренируют губы, делают их подвижными, упругими, что способствует четкому произношению звуков при любом темпе речи.

Для нижней челюсти:

Каждый гласный звук произносится по принципу: «Ротики не как воротики, а как бегемотики».

1. «Ам»- Очень медленно на звук «А» опускаем нижнюю

челюсть и быстро захлопываем на звук «М» (5-6 раз).

2. «Обезьянки»- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, затем

постараться наоборот «задвинуть» назад. (5-6 раз).

3. «Пила»- Движения очень медленные, плавные нижней челюсти вправо, влево. (5-6 раз).

4. «Велосипед»- Движения челюсти вперед, вниз, вверх(по кругу)

имитирующее движение педалей велосипеда (5-6 раз).

5.«Жернова»- Круговые движения нижней челюсти в одну сто-

рону, затем в другую (5-6 раз).

Все эти упражнения отрабатывают четкость движений и подвиж-ность нижней челюсти, что способствует точности артикуляции, устраняет так называемую речь «сквозь зубы».

Для языка:


  1. «Жало»- Вытянуть язык вперед, быстро ужалив воображае-мую жертву, затем спрятать (5-6 раз).

  2. «Укол»- Кончиком языка постараться уколоть то одну, то другую щеку (7-10 раз).

  3. «Цокот копыт»- Пощелкать языком, при закрытом рте, затем то же самое, только рот открыть (5-6 раз).

  4. «Трубочка»- Завернуть края языка к верхним резцам, высунув «трубочку» вперед (5-6 раз).

  5. «Чашечка»- Загнуть вверх переднюю часть языка, края языка поднять к верхним резцам, высунуть чашечку вперед, но губы не облизывать (5-6 раз).

  6. «Ребро»- Язык попеременно ставить на ребро между верхни-ми и нижними передними зубами (5-6 раз).

  7. Круговые движения языка по альвеолам, то в одну, то в другую сторону (10-15 раз).

  8. Написать кончиком высунутого языка сначала несложное слово, затем Ф.И.О., год рождения.

Гимнастика языка растягивает уздечку (перепонку под языком), делает язык подвижным, гибким, устраняет его излишнюю мясис- тость.

5.Итог занятия:

Все эти упражнения следует выполнять ежедневно. Лучше всего их делать во время утреннего туалета, и обязательно в начале каждого занятия техникой речи и художественным чтением. Очень полезно делать по несколько упражнений - несколько раз в день. Старайтесь следить (глядя в зеркало) за тем, чтобы в выполнении тех или иных упражнений участвовали только необходимые для этого мышцы.

Выставление оценок

VII. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссии)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

3. Наглядные методы обучения

Рисунок: Верхняя часть речевого аппарата.

4. Практические методы обучения

VIII. Домашнее задание

Выполнять все упражнения дома.






План занятий

I. Дата:

II. Тема занятия: Упражнения для разработки голосового диапазона.

III. Цели занятия:

Образовательная:

Тренировка в артикуляции гласных и согласных.

Воспитательная:

развивать познавательный интерес, творческие способности

Развивающая:

Активизировать артикуляционную деятельность посредством тренировки мышц, участвовавших в процессе произношения.

.

IV. Оборудование:

  1. Листочки со скороговорками

V. Ход занятия

1. Повторение изученного материала 5 мин.

2.Знакомство с разделом техники речи - дикция 5 мин.


3.Работа со скороговорками, чистоговорками 10 мин.

4.Выполнение упражнений 15 мин

5.Итог занятия 5 мин

VI Содержание учебного материала

1. Повторение изученного материала:

- А для начала мы с вами повторим пройденный материал:

1. Из каких частей состоит речевой аппарат человека?

2.Какие упражнения вы знаете для

А. губ

Б. нижней челюсти

В. языка .

2.Знакомство с разделом техники речи - дикция

Раздел техники речи, занимающийся рассмотрением вопросов произнесения каждого отдельного звука человеческой речи, называется дикцией. Когда мы говорим, что у человека хорошая дикция, это значит, что все звуки он произносит правильно (т.к. они должны произноситься в соответствии с законами русского языка) и ясно. Если человек шепелявит, картавит, гнусавит, неверно или нечетко произносит те или иные звуки, мы говорим, что у него плохая дикция.

Дикция - вежливость актера. Воспитание дикционных навыков направлена на то, чтобы активизировать артикуляционную деятельность, посредством тренировки мышц, участвовавших в процессе произношения. Весь тренировочный комплекс при выработке ясной дикции должен строиться на принципе- сочетание двигательных упражнений, с произнесением слогов, слов, фраз.

- А сейчас рассмотрим гласные звуки. Они делятся на твердые и мягкие:

ГЛАСНЫЕ

а, е, е, о, у, ю, э, и, я, ы

ТВЕРДЫЕ

у, о, а, э, ы, и

МЯГКИЕ

е, е, я, ю, и

ЙОТИРОВАННЫЕ

я=й+а; е=й+о; ю=й+у; е=й+э

Йотированные представляют собой сочетание двух звуков: согласного=й(йот)+гласного

я=й+а; е=й+о; ю=й+у; е=й+э

Для тренировки в артикуляции гласных и согласных берутся упражнения, основанные на слоге:

- Возьмем звуки:

Б - П

1. Би-бэ-ба-бо-бу-бы; Пи-пэ-па-по-пу-пы;

- А теперь нужно записать в тетради с мягкими гласными и прочитать в слух.

Би-бе-бя-бе-бю-би; Пи-пе-пя-пе-пю-пи;

Каждое сочетание - это снежок, который необходимо «докинуть» в разные точки аудитории. Сначала это рядом партнер, а затем все дальше.

Учащиеся «докидывают» словосочетания.

Для достижения подлинной выразительности речи необходимо научиться четко и ясно говорить с разной быстротой. Помочь в этом может работа над скороговорками.

Произносить отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу, например, сообщить, предупредить, приказать, похвастаться и т. д.

«Занятия техникой речи должны идти нога в ногу с задачами эмоционального порядка и освещаться именно этими задачами», - учил В. Н. Яхонтов, блестяще владевший всеми средствами речевой выразительности.

3. Работа со скороговорками, чистоговорками

-А сейчас мы все это закрепим скороговорками, с тем же условием «добросить» их.

Скороговорки

  1. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

  2. Добыл бобов бобыль.

  3. У бабы от пуховика болят бока.

  4. Ткет ткач ткани на платки Тане.

  5. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

  6. Гога гнал гусей на гору,

Гнал Егор гусей под гору.

4. Выполнение упражнений

2. -А теперь вам нужно представить Метание городков (бросок только на последний слог)

Бибибибибип Пипипипипип

Бэбэбэбэбэп Пэпэпэпэпэп

- А сейчас продолжите самостоятельно с остальными гласными, твердыми звуками.

3. Тренировка пучков согласных.

- Вам нужно произнести следующие пучки:

Кпти-кптэ-кпта-кпто-кпту-кпты

Самостоятельная работа.

Пучки согласных Бдт, нужно продолжить.

4. Работа со скороговорками.

Раздать всем скороговорки.

Нужно произнести скороговорку с открытым и закрытым ртом, сжав зубы

Ладонь перед ртом, произнести скороговорку медленно, затем убрать ладонь, произнести ее быстрее.

5. Работа с мягкими гласными звуками.

Пучок звуков Сфптл

Сфптли-сфптле-сфптля-сфптле-сфптлю-сфптли.

Каждый звук следует отрабатывать до тех пор, пока не будет достигнута нужная четкость, правильность и беглость произнесения, которая будет даваться без особых усилий.

При отработке звуков следует обратить внимание на те, которые вы произносите неправильно: уделять больше времени их тренировке, придумывать больше слов с этими звуками, тщательно следить за произнесением всех звуков.

В заключение хочется прочесть слова К. С. Станиславского:

«Каждый из звуков, слагающихся в слово, каждая гласная, как и согласная, являются как бы особой нотой, занимающей свое место в звуковом аккорде слова, и выражают ту или иную частицу проса- чивающейся через слово души. Вот почему и работа над усовершенствованием фонетической стороны речи не может ограничиваться механическими упражнениями речевого аппарата, но должна быть направлена на то, чтобы научиться ощущать каждый отдельный звук слова, как орудие художественной выразительности.


  1. Итог занятия:

- И закончить занятия по словесному действию я хочу стихотворением

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у них иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Подведение итогов и поощрения


VII. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссии)

2. Практические методы обучения

3. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Нужно трудное сделать

привычным, привычное легким,

легкое красивым, красивое

прекрасным.

К. С. Станиславский


Режиссура

театрализованных

представлений


План занятий

Занятие 1.

I. Дата: 26 ноября.

II. Тема занятия: Этюд.

III. Цели занятия:

Образовательная:

Познакомить учащихся с понятием этюд, научить учащихся работать над этюдами.

Воспитательная:

Воспитание самостоятельности, творческой инициативы, активности.

Развивающая:

Развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

IV. Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Обсуждение темы занятия

3. Изучение нового материала

4. Выполнение этюдов

5. Итог занятия

V. Содержание учебного материала.

«Нет упражнений без искусства,

как и искусства без упражнений»

1.Организационный момент

Нужно проверить, чтобы у всех все было приготовлено для

работы над этюдами. Все рассаживаются по местам.

2. Обсуждение темы занятия

Овладеть азбукой режиссуры возможно только через упражнения и основное из них этюд. С помощью этюда в нашем (театральном) творчестве можно практически осознать сценические основы.

Этюд - это также «средство вспомнить жизнь».

(К. С. Станиславский)

3. Изучение нового материала

Это средство самовоспитания артиста и воспитание жизни роли. Через этюд тренируется актерская природа в разнообразных ситуациях сценической жизни. Определяющее значение этюда в том, что он подготавливает сценическую грамотность.

Этюд в любом его значении - это подспорье, тренировочный прием и, следовательно, он не может быть самоцелью. Он только творческое средство поиска себя в профессии, в роли и в

спектакле.

- Вот сейчас давайте изучим стул, на котором сидит Миша. Это настроечное упражнение. Глаза, обоняние. Осязание - все направлено на то, чтобы, тщательно изучить стул. Ткань обивки, стыки клейки и перекос деталей, фактура дерева, щербинки на нем оцениваются через ощущения.

- Давайте каждый потрогает стул.

В работу включены все органы чувств - идет настройка.

Если же деликатно подсказать воображению - «А что, «если бы» в этом стуле были спрятаны драгоценности?» - то уже начинается тренинг, так как подключается вымысел.

- Давайте сейчас попробуем сыграть этот этюд

Работа над этюдом.

- Так, что же все-таки этюд по вашему мнению.

Обсуждение

Обобщение ответов.

Этюд - это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением - «если бы». Воображаемое «если бы» питается живым опытом, живым чувством исполнителя. Если за этюдом не стоят живые наблюдения, и в нем нет процесса рождения, развития, завершения факта, то это не этюд. Этюд - событийный эпизод, как всякий жизненный факт, - возник, развился, исчерпался. Происшествие в этюде может быть маленьким, может быть грандиозным, но оно должно всегда присутствовать в нем.

Верная структура этюда обязательно включает происшествие, через которое выражается определенный смысл.

Если взять любой отрезок жизни, то мы увидим, что в нем одно событие порождает другое, в этом есть процесс движения. Такое движение - закон реальной жизни. Следовательно, оно должно стать законом и отрезка сценической жизни. Значит главное в этюде - движение. Упражнение, в котором нет движения истории, нельзя назвать этюдом.

Конечно, этюд только звено в сложном воспитательном и творческом процессе, но наисущественнейшее, так как оно помогает в самовоспитании актера, учти работать над ролью. И, наконец, через него строится спектакль, т . е. сценическое произведение.

Этюд в русскую реалистическую школу вошел с поздним Станиславским.

Этюд - это отрезок жизни, известный мне, может даже прожитый мною.

Поэтому первое задание - этюд на незнакомое дело: «а что, если бы» мы чистили зубы, надевали обувь, собирались в школу. Вспомним, как мы это делаем.

Условия: Первое этюдное задание должно быть на прожитое, на простой, скромный опыт, который известен вам.

4. Выполнение этюдов

Обсуждение

- А сейчас вам нужно будет вспомнить какую-то историю, которая у вас была первый раз в жизни.

Варианты: Первая двойка

Первый раз вернулся домой позже назначенного часа

Первый класс

Первый раз в зоопарке и т.д.

Первый раз в жизни - это всегда что-то острое, памятное, эмоциональное. Вспоминая, как это было, иду по пути своей памяти, своих ощущений, своих впечатлений.

Это задание работает на воспитание воображения, фантазии, оно возбуждает живое чувство, пробуждает у учащихся чувственное, эмоциональное отношение к прожитому.

Выполнение этюдов

Обсуждение

5. Итог занятия: В тренинге есть увлекательное упражнение - «интересный факт». Суть его в том, что на какой-нибудь интересный факт, который мы видели, слышали, вычитали, узнали, надо сыграть этюд.

Это будет вашим домашним заданием.

Выставление оценок

VI. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

3. Практические методы обучения

VII Домашнее задание:

Придумать этюд на тему «Интересный факт»

План занятий


Занятие 2.

I. Дата: 1 декабря.

II. Тема: Виды этюдов.

III. Цели занятия:

Образовательная:

познакомить детей с видами этюдов, научить правильно выполнять этюды.

Воспитательная:

формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности.

Развивающая: .

Развитие воображения, ответственности, раскрепощения и рассвобождения творческих сил участников.

IV. Оборудование: предметы необходимые для исполнения этюдов

V. Ход занятия

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

4. Выполнение этюдов

5. Итог занятия

VI. Содержание учебного материала.

1.Организационный момент

Нужно проверить, чтобы у всех все было приготовлено для работы над этюдами. Все рассаживаются по местам.

Нужно напомнить, что весь процесс воспитания артиста идет по 3 линиям: мы воспитываем внутреннюю психотехнику, но параллельно идет воспитание внешней техники, т.е. воспитание внешних средств, которые транслируют внутреннюю сценическую жизнь. Одновременно с этими двумя линиями идет еще воспитание творческой личности, а воспитание творческой личности, конечно, подразумевает воспитание эмоционального опыта жизни, воспитание опыта чувств. Нельзя воспитывать сегодня внутреннюю технику, завтра - внешнюю, а послезавтра - творческую личность. Все 3 линии одновременны.

И нам нужно запомнить главное: что ни одно «воспитательное мероприятие» не может быть ради мероприятия.

2. Проверка домашнего задания.

. - А теперь мы посмотрим ваше домашнее задание

Просмотр этюдов «Интересный факт»


Обсуждение


3. Изучение нового материала

Этюды делятся на:

индивидуальные

парные

групповые

массовые

Парный этюд наиболее сложный, в нем уже работают самые важные сценические законы: закон общения, взаимодействия, трансляции, влияния и т.д.

4. Выполнение этюдов

- А сейчас будет для вас задание: придумать этюд на тему: «Молча вдвоем»

Вам нужно найти такую ситуацию, такой жизненный эпизод, который «был со мной», когда я был связан с партнером, но связан молчанием», т.е. когда молчание - необходимость, когда хочется говорить, а нельзя. При этом в этюде нужно молчать содержательно, т.е. работать с внутренним текстом, с внутренней кинолентой и постоянным сиюминутным непрерывным восприятием всего, что вокруг.


Выполнение этюдов


Обсуждение

5. Итог занятия:

. - Вы должны высказать свое мнение, свои ощущения от проделанной вами работе, чему вы научились.

Высказывания учащихся

Выставление оценок

VII. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

3. Практические методы обучения

VIII Домашнее задание:

Придумать этюд на свободную тему.

Выполнять его можно вдвоем, втроем, возможен этюд с использованием музыки, любых аксессуаров.

План занятий

Занятие 3.

I. Дата: 3 декабря.

II. Тема занятия: Массовый этюд

III. Цели занятия:

Образовательная:

Научить детей правильно работать над массовым этюдом.

Воспитательная:

Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности

Развивающая:

Развитие фантазии, воображения, творческих способностей, логического мышления.

IV. Ход занятия

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

4.Выполнение этюдов

5.Итог занятия

V Содержание учебного материала..

1.Организационный момент

Нужно проверить, чтобы у всех все было приготовлено для работы над этюдами. Все рассаживаются по местам.

Творчески работать можно только при условии, если живая

энергия одного артиста передается другому, создавая подлинную взаимосвязь сотворцов - партнеров, иначе это не работа, а умные посиделки, замораживающие актерскую природу. Выход только в настойчивом воспитании у актера потребности работать действенно, через практические пробы, наброски, черновики, т.е. через этюд.

2.Проверка домашнего задания

-А сейчас мы проверим ваше домашнее задание, как вы с ним справились.

Просмотр этюдов на свободную тему.


Обсуждение

3.Изучение нового материала

Массовый этюд - это скорее массовое упражнение. В нем должно быть событие и согласование взаимоотношения участвующих. Также в упражнение входит и физическое самочувствие. В этюдах должна быть сценическая жизнь по законам самой жизни, как в жизни, т.е. «истина страстей, правдоподобие чувств в предлагаемых обстоятельствах» - К. С. Станиславский.

4. Выполнение этюдов

Задание: Придумать массовый этюд, в котором

участниками становятся все.

Выполнение этюдов


Обсуждение


5. Итог занятий: Мы с вами познакомились с одним из разделов режиссуры - этюд.

Теперь подведение итогов и поощрения

VI. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

3. Практические методы обучения












Актерское мастерство



План занятий


Занятие 1.

I. Дата: 17 ноября.

II. Тема: Знакомство с предметом Актерское мастерство.

III. Цели занятия:

Образовательная:

Познакомить учащихся с основными тренингами и научить правильно выполнять их.

Воспитательная:

Воспитание самостоятельности, творческой инициативы, активности.

Развивающая:

Развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

IV. Ход занятия


  1. Работа над творческим зажимом


  1. Обсуждение темы занятия


  1. Изучение нового материала


  1. Выполнение тренингов


  1. Итог занятия

V. Содержание учебного материала.

1. Работа над творческим зажимом

2. Обсуждение темы занятия

- Сегодня мы с вами познакомимся с предметом Актерское мастерство. Конечно, вы с этим понятием уже знакомы так как вы являетесь самодеятельными артистами нашего театра.

И, конечно, чтобы уметь играть мало одного таланта, также нужно постоянно заниматься тренингами, разрабатывать свои способности.

3. Изучение нового материала

«Мало зажить искренним чувством, - пишет Станиславский, - надо уметь его выявить, воплотить». Для этого должен быть подготовлен и развит физический аппарат. Необходимо, чтобы он был до последней степени чуток… чтобы делать видимым и слышимым, то что переживает артист. Под физическим аппаратом мы подразумеваем хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, фразу, гибкое тело, выразительное движение, мимику. Станиславский пишет о необходимости «сделать физический аппарат воплощения, то есть телесную природу артиста, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чувство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать. Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутренним приказом роли.

Станиславский имеет в виду воспроизведение отобранного эпизода жизненного действия оттренированным физическим аппаратом актера, творческим аппаратом, очищенным от всего случайного и нетипического, что «бывает в жизни», аппаратом «тонким, гибким, точным, ярким, пластичным» умеющим жить по законам жизни, заключенной в роли, в этюде, упражнении.

По словам К. С. Станиславского «тренинг и муштра» по указаниям системы необходимы драматическим артистам также, как и ежедневная тренировка, артистам цирка, певцам, музыкантам.

Актер каждую минуту своего пребывания на сцену должен иметь объект внимания.

Восприятие внешнего мира с помощью органов чувств - первая степень органического сценического действия.

4. Выполнение тренингов

- А сейчас мы с вами будем выполнять упражнения.

Упражнения


  • Бесшумно сесть в полукруге

  • Сесть или встать в группе образуя прямоугольник, круг, овал, треугольник, квадрат

  • Встать , сесть в два ряда

  • Шахматный порядок

  • Переход с места на место, перестановка

стульев бесшумно, быстро, ловко

  • Сесть в полукруге по принципу: «Я вижу всех, все видят меня».

Работа над ошибками

Упражнения на зрительное внимание


  • Рассмотреть стены, пол, потолок, пол, помещение и отвернувшись рассказать, о том, что где находится.

  • «Зеркало»

  • Отстающее движение

  • «Тень»

  • Запомнить мизансцену

Работа над ошибками

5. Итог занятия: выставление оценок

VI. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

3. Практические методы обучения

План занятий


Занятие 2.

I. Дата: 19 ноября.

II. Тема занятия: Актерский тренинг

III. Цели занятия:

Образовательная:

Подготовить творческое самочувствие учеников.

Воспитательная:

Художественное воспитание и развитие личности, раскрепощение творческого потенциала учащихся.

Развивающая:

Развитие наблюдательности, сенсорной и образной памяти, фантазии и воображения.

IV. Ход занятия

1.Организационный момент

2.Работа над творческим зажимом

3.Изучение нового материала

4.Выполнение тренингов

5.Итог занятия

V. Содержание учебного материала.

1.Организационный момент

Проверить готовность детей к уроку. Все рассаживаются по местам.

2. Работа над творческим зажимом

3.Изучение нового материала

Актерский тренинг, следовательно, должен привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса. Тренинг выполняет две основные обязанности:

  1. Совершенствует пластичность нервной системы и позволяет осознанно воспроизводить работу механизмов жизненного действия - механизма восприятия и реакции, механизмов переключения.

  2. Помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизичес- кий «инструмент» ученика, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить «коэффициент полезного действия» всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно.

Тренинг является частью предмета «актерское мастерство».

«Наладить непрерывное подсознательное, автоматическое самонаблюдение может только привычка, а привычка вырабатывается постоянным напоминанием в течении многих лет» - пишет Станиславский. Слова эти позволяют назвать подобный тренинг, охватывающий весь период обучения, «тренингом самонаблюдения». Это первый вид тренинга.

Второй вид - «настройка» - имеет две разновидности. Одна из них проводится перед началом репетиции или спектакля и, по словам Г. В. Кнебель, рассчитана на то, чтобы разогреть, «размассировать» творческий аппарат актера, «настроить» его и ввести в самочувствие, необходимое для начала репетиции или спектакля.

Другая разновидность «настройки» применяется перед каждым уроком мастерства и имеет ту же цель - подготовить творческое самочувствие учеников, необходимое для урока.

«Настройка» - массовый тренинг. Он начинается с упражнений на мышечное внимание, затем соответствующими упражнениями «массируются» все элементы внутреннего и внешнего самочувствия. Лучше всего они вовлекаются в работу с помощью упражнений на память физических действий.

Третий вид тренинга - актерская зарядка (Станиславский назвал его «туалетом актера»). Это не массовый, а индивидуальный тренинг. Он также начинается с упражнений на мышечное внимание, продолжается упражнениями, «массирующими» все элементы творческого самочувствия.

Такие три основные формы проведения тренинга, относящегося непосредственно к предмету «актерское мастерство», тренинг творческой психотехники.

4.Выполнение тренингов

- Мы с вами выполним упражнения на развитие творческих слуховых восприятий.

Упражнения

  • Нужно прислушаться к звукам в комнате с улицы, из коридора, соседнего кабинета и пересказать эти звуки

  • «Задать звуки». Остальные не видя его только, только по звукам рисуют себе картину и рассказать о том, что происходило.

- А теперь поработаем над воображением

«Всякий вымысел воображения должен быть точно обоснован и крепко установлен. Вопросы: кто, когда, где, почему, для чего, как, которые ты ставишь себе, чтобы расшевелить воображение, помогают нам создавать все более определенную картину мнимой жизни», - К. С. Станиславский.

Упражнения «если бы»


  • Ходить по комнате в разных направлениях. По моему хлопку принять позу, затем, не меняя позы оправдать это положение каким-нибудь действием.

  • Повторение первого задания, только по парам.

  • Оправдать мизансцену

  • Оправдать место действия

  • Оправдание движений

  • Пройти по сцене, оправдать

Работа над ошибками

5. Итог занятия: Как вы думаете, что значит - развивать актерские данные?

Обсуждения


Обобщение ответов.

Во-первых, надо постоянно обогащать его знания, пополнять запасы впечатлений, воспитывать умение размышлять над увиденным и услышанным.

Во-вторых, надо прививать вкус к фантазии. А, чтобы его привить надо в полную силу заниматься тренингами.

И, поэтому, для вас будет задание самим придумать упражнения на темы которые мы с вами проходили.

Выставление оценок

VI. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

3. Практические методы обучения

VII. Домашнее задание:

Придумать упражнения на темы которые мы с вами проходили.


План занятий

Занятие 3.

I. Дата: 24 ноября.

II. Тема: Закрепление пройденного материала.

III. Цели занятия:

Образовательная:

Научить учащихся самостоятельно выполнять тренинги.

Воспитательная:

Художественное воспитание и развитие личности.

Развивающая:

Развитие актерских способностей ( психотехнике артиста: навыков произвольного концентрированного и многоплоскостного внимания).

IV. Ход занятия

1.Организационный момент

2. Работа над творческим зажимом

3.Проверка домашнего задания

4.Итог занятия


V. Содержание учебного материала.

1.Организационный момент

Проверить готовность детей к уроку. Все рассаживаются по местам.

2. Работа над творческим зажимом

- Ну, а сейчас мы посмотрим, как вы освоили пройденный материал, и какие упражнения каждый из вас приготовил.

3. Проверка домашнего задания


Выполнение упражнений


Обсуждение

4. Итог занятия

Ну, а теперь настал момент подведения итогов и поощрения.

VI. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

3. Практические методы обучения







История искусств.






План занятий


Занятие 1.

I. Дата: 8 декабря.

II. Тема занятия: Первый русский театр.

III. Цели занятия:

Образовательная:

Познакомить обучающихся с историей театра.

Воспитательная:

Пробудить интерес к истории театра.

Развивающая:

Расширить кругозор обучающихся.

IV. Ход занятия

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

3. Чтение отрывка «Артаксерксова действа»

4. Продолжение изучения нового материала

5. Итог занятия


V. Содержание учебного материала.

1. Организационный момент

Проверить готовность детей к уроку. Все рассаживаются по местам.

  1. Изучение нового материала

История русского профессионального театра насчитывает более четырех веков. До 17 века, а если говорить совсем точно, - до 17 октября 1672 года в России не было театра в тех формах, к которым мы привыкли. В этот день в селе Преображенском, где находился один из подмосковных царских дворов, был сыгран первый спектакль русского театра.

Конечно, сама мысль устроить театральное представление, дотоле невиданное, могла родиться в определенной культурной обстановке и хоть сколько-нибудь подготовленной среде. Царь Алексей Михайлович был активным устроителем своего самодержавного правления и приложил немало сил, чтобы укрепить феодально-абсолютистическое государство. Объективные политические и экономические потребности вызвали бурное по тем временам развитие образования, культуры, в том числе и культуры художественной. Некоторые источники свидетельствуют, что окончательная мысль устроить театр прозвучала на родинном пиру, который давал Алексей Михайлович в честь рождения сына Петра. Петр родился 30 мая 1672 года, а указ «учинити комедию» датирован 4 июня.

Документы свидетельствуют, что мысль завести свой театр рождалась исподволь. Еще в 1660 году царь Алексей Михайлович поручал среди прочих дел английскому купцу Гебдону «…призвать ему в Московское государство из немецких земель… мастеров комедию делать».

Вряд ли есть основания предполагать, что царь заботился об учреждении театра из глубоких культурных побуждений. Скорее, он стремился не отстать от западноевропейских императорских и королевских дворов, при которых, как доносили ему его послы, театральные представления были делом обычным, входили в обязательный придворный церемониал. Ему нужно было именно придворное, официальное искусство, подлинно же народное искусство скоморохов царь запретил специальным указом еще в 1648 году. Запрет объяснялся тем, что, как сказано в царской грамоте, «умножилось в людях во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми».

-Вспомним, что летом 1648 года произошло в Москве и в других городах.

Произошло народное восстание, а указ о скоморохах был издан осенью. Есть своего рода внешнее противоречие между указом от 1648 года, который запрещал скоморошество и запрещал не только выступать этим «народным» артистам, но и зрителям смотреть их представление, и указом об учреждении театра. Противоречий, однако, нет. Царь запрещал народную культуру, искоренял то дух бунтарства, который несли «веселые» люди, и разрешал себе и лишь самым ближним людям новое зрелище.

Вместе с тем нельзя недооценить культурно исторического смысла этого театрального начинания: Россия получила свой первый театр.

При всей огромной самодержавной власти царя, он не смог бы ничего сделать сам, если бы рядом с ним не было людей, глубоко понимающих суть дела. Рядом с царем был такой человек - начальник Посольского приказа Артемон Сергеевич Матвеев. Он и стал непосредственным исполнителем царской воли, которая предписала «учинити камедию, а на комедии действовати из библии книгу Есфирь и для того действа устроить хоромину вновь». Слово «вновь» свидетельствует, видимо, о том, что уже предпринималась попытка устроить театр.

Теперь за дело взялись серьезно. Одновременно строилось театральное здание, писалась пьеса и репетировался спектакль.

Одновременно идет работа у драматурга и будущего постановщика спектакля Иоганна-Готфрида Грегори, пастора лютеранской церкви в московской Немецкой слободе.

Театральная затея оказалась дорогой, но денег не жалели.

Пьеса создавалась на библейском материале, и это было в порядке вещей. Сама «Книга Есфирь» была популярна в России. Известны переписанные и иллюстрированные книги на этот сюжет, он встречается в настенных росписях и даже на бытовых предме-тах.

Своих мастеров театрального дела в России еще не было. Написать пьесу и подготовить спектакль поручили Иоганну-Готфриду Грегори, который был знаком с западным театром, как светским, так и школьным, распространенным в духовных учебных заведениях Европы. Сохранились документальные сведения о точной дате первого спектакля и о том, что представление шло десять часов подряд.

Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская притча.

Первый спектакль «Артаксерксова действа» был сыгран «иноземцами», учениками школы Грегори.

Наличие русского списка «Артаксерксова действа» и биографи-ческие сведения о первых исполнителях дают полное основание сделать вывод о том, что первый спектакль шел на русском языке.

Вряд ли могло быть иначе, ибо царь не знал немецкого языка, а ведь спектакль продолжался 10 часов подряд и царь смотрел его, не ставая с места.

Спектакль был одним из придворных церемониалов и подчинялся всем правилом поведения при дворе, где всякое действие с участием царя было строго расписано по «чину», то есть по принятым правилам. Сам царь подчас выступал как исполнитель определенной роли: в обряде «Хождение на осляти», который символизировал шествие Христа в Иерусалим, на осле восседал патриарх, а вел осла сам царь.

Театр не был главной заботой царя. Это была «потеха», но театр имел четкую политическую и идеологическую направленность, хотя пока предназначался чрезвычайно узкому кругу людей - царю, его семье и ближайшему окружению. Царица и дети смотрели спектакль в специальной ложе, отделенной от зала решетчатой перегородкой, а бояре стояли на сцене.

-А сейчас я вам всем раздам листочки с отрывком из пьесы и мы с вами прочтем ее по ролям.


  1. Чтение отрывка «Артаксерксова действа»

Чтение по ролям.

Обсуждение

Последние слова Вси (глаголют):

Ей, ей, ей,ей!

Великая Москва с нами ся весели!

несколько изумляют: древние персы адресуются прямо к Москве.

Видимо, этой фразой авторы хотели указать еще раз на то, что пьеса и спектакль содержат в себе намеки на актуальные политические и нравственные проблемы времени царствования царя Алексея.

  1. Продолжение изучения нового материала

Таким образом, первый спектакль русского театра носил вполне определенный идеологический смысл, а не был простым развлечением.

Театральные представления становились при дворе регулярными (в кремле также была оборудована сцена), хотя, разумеется, не напоминали практику работы современных театров. Спектакли шли лишь тогда, когда этого хотелось царю. За три с небольшим года на сцене театров в Кремле и в Преображенском было сыграно девять пьес на мифологические и исторические сюжеты. Поставленная после «Артаксерксова действа» пьеса о Товии более нигде не упоминается, видимо, она не имела успеха. Однако сохраняется в репертуаре первая пьеса и пьеса «Иудифь», повторялось, видимо, и «Темир-Аксаково действо». В 1675 году поставлено несколько комедий - «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве» и не сохранившаяся «Георгиева комедия». Есть сведения о том, что ставились и балеты, название одного из них дошло до нас: балет назывался «Орфей».

Некоторые пьесы игрались не один раз, как о том свидетельствуют документы. Это обстоятельство расширяло круг зрителей и придавало придворному театру значение постоянного культурного фактора.

Связь придворного театра с демократической культурой не могла быть в то время сколько-нибудь ощутимой, но элементы театра, зачатки сценической зрелищности бытовали во внепридворной культуре весьма широко.

Несмотря на гонения, жива была та вечная струя, которую несли скоморохи, нигде не угасала в народе тяга к искусству.

После смерти царя Алексея Михайловича 30 января 1676 года спектакли в царских палатах прекратились. Новый царь Федор не имел склонности к подобного рода зрелищам. Однако идея театра укоренялась, хотя и медленно. Шли школьные спектакли в Заиконоспасской академии, также спектакли игрались и в селе Измайлове во дворце царицы Прасковьи Федоровны, жены царя Ивана.

5. Итог урока: Придворный театр дал художественный образец нового искусства сложный путь исторического развития неуклонно повел его к сближению с демократической культурой. Пройдет еще много лет, прежде, чем возникнет постоянный профессиональный театр. Эти годы будут наполнены напряженной, подчас драматической борьбой нового искусства со старыми предрассудками, за эти годы будет накапливаться отечественный и переводной репертуар. Самое же главное, что за эти годы идея театра уйдет в народ, театр станет не только привычным бытовым явлением, но и искусством, к которому сердечно потянутся простые люди.

Выставление оценок.

VII. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

3. Практические методы обучения

VIII Домашнее задание:

Сделать доклад на тему:

Симеон Полоцкий.

Школьный театр 17-18 вв.

Феофан Прокопович.

Театр Кунста.

Любительские театры.

План занятий


Занятие 2.

I. Дата: 15 декабря.

II. Тема занятия: На переломе веков. Конец 17 - начало 18 века.

III. Цели занятия:

Образовательная:

Познакомить учащихся с историей развития театра.

Воспитательная:

Воспитание самостоятельности, творческой инициативы, сознательности.

Развивающая:

Развитие познавательных способностей, активности.

IV. Ход занятия

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

3. Прослушивание докладов

4. Итог занятия


V. Содержание учебного материала.

1. Организационный момент

Проверить готовность детей к уроку. Все рассаживаются по местам.

2. Изучение нового материала

К репертуару царя Алексея Михайловича вплотную примыкают пьесы поэта и проповедника Симеона Полоцкого, которого можно назвать среди первых русских профессиональных литераторов. Он оставил огромное поэтическое наследие и две пьесы, полные названия которых звучат так: «О Навходоносоре царе, о теле злата и о триех отроцех, в пещи не сожженных» и «Комидия притчи о блуднем сыне».


  1. Прослушивание докладов

Доклад: Симеон Полоцкий.

Большое значение для утверждения самой идеи театра как действа не греховного с точки зрения церкви и полезного для образования юношества имели школьные театры и школьная драматургия. Школьными они называются потому, что писались пьесы и ставились спектакли в духовных школах Киева, Ростова, Москвы, Ярославля и других городов.

Доклад: Школьный театр 17-18 вв.

Особое место в драматургии начала 18 века занимает трагедия Феофана Прокоповича «Владимир».

Доклад: Феофан Прокопович.

Царь Петр и за театральное дело взялся с присущей ему энергией и решительностью. Прежде всего он перевернул принцип, с которым относился к театру его отец: из замкнутых царских палат Петр вывел театр на площадь. Буквально - на Красную площадь в Москве, где повелел построить здание и играть в нем приглашенным немецким труппам. Сначала это была труппа под руководством Иоганна Кунста. По повелению царя были набраны русские «робята», «каких чинов сыщутся», чтобы учиться у Кунста театральному делу, ибо сам он и его актеры играли на немецком языке. Судя по всему, дело шло туго, но спектакли на русском языке вновь обученные актеры все-таки играли.

Петр преследовал, видимо, две цели, тесно между собой связан-ные, - театр должен быть средством прямого восхваления его правления: театру поручалось сочинять триумфальные представления по случаю военных побед и знакомить зрителей с европейской литературой и искусством. Во время своего пребывания за границей Петр видел несколько спектаклей и, естественно, решил, что и в России нужно утвердить театральное дело.

Доклад: Театр Кунста.

Царевна Наталья Алексеевна, любимая сестра Петра, забирает себе во дворец в Преображенское все оставшееся театральное имущест-во и актеров из труппы Кунста.

Наталья Алексеевна как бы продолжает линию развития театра придворного, замкнутого. Однако сам факт, что царевна занимается театром постоянно, и - по некоторым сведениям даже сама пишет пьесы, давало театральному делу дополнительную официальную поддержку, в котором он еще весьма нуждался. Когда Наталья уезжает в Петербург, ставший с 1712 года столицей, она забирает с собой свой театр и продолжает дело в новой столице, соорудив для него специальное здание. Известно, что спектакли сестры Петр посещал. Имеются сведения, что некоторые спектакли в этом театре были общедоступные и даже бесплатными. В 1716 году царевна Наталья умерла, но здание театра использовалось и после смерти, в нем, например, давала спектакли труппа Манна, опять приглашенная Петром из-за границы, которая также не прижилась в России.

В Москве с отъездом Натальи Алексеевны спектакли при дворе не прекратились, их продолжала в селе Измайлове вдовая царица Прасковья Федоровна, жена царя Ивана (брата Петра 1), и ее дочь Екатерина, бывавшая за границей и видевшая европейские спектакли. Былая придворная замкнутость была уже нарушена, и театр посещала весьма смешанная публика. Этот театр функционирует довольно долго, до смерти Прасковьи в 1723 году.

Наибольший интерес и наибольшее историческое значение представляет деятельность не придворных, а школьных и зародившихся чуть позже, к концу 20 годов 18 века народных любительских театров, которые и развивали театральное дело как свое кровное, а не правительственное, и многое сделали для ускорения самой идеи театра и для развития драматургии.

Доклад: Любительские театры.

4. Итог урока: Любительский демократический театр сыграл огромную роль в ранней истории отечественной сцены. Он связывал народные традиции скоморохов с новыми театральными формами, сделал спектакли доступными для самых широких слоев зрителей, ввел в драматургию и на сцену новые темы и сюжеты.

Выставление оценок

VI. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

3. Практические методы обучения

VII Домашнее задание:

Сделать доклад на тему:

А. П. Сумароков и эпоха классицизма.

Ф. Г. Волков и развитие профессиональной сцены.


План занятий


Занятие 3.

I. Дата: 22 декабря.

II. Тема: Люди русской сцены.

III. Цели занятия:

Образовательная:

Познакомить обучающихся со значимыми люди русской сцены.

Воспитательная:

Формировать у учащихся научное мировоззрение

Развивающая:

Развивать познавательный интерес, творческие способности.

IV. Ход занятия

1. Организационный момент

2. Прослушивание доклада: А. П. Сумароков и эпоха

классицизма.

3. Прослушивание доклада: Ф. Г. Волков и развитие

профессиональной сцены.

4. Самостоятельная работа (вопросы)

5. Итог занятия


V Содержание учебного материала.

1. Организационный момент. Проверить готовность детей к уроку. Все рассаживаются по местам

В России во второй четверти 18 века начался период классицизма.

В русской драматургии представителями классицизма были Ломоносов, Княжнин и конечно же Сумароков.

2. Прослушивание доклада

Доклад: А. П. Сумароков и эпоха классицизма.

Однако к этому времени уже сложились все исторические и художественные предпосылки для образования постоянного русского профессионального театра. Была уже драматургия, которая могла стать основой репертуара, накоплен актерский опыт, театральное движение охватило уже широкие народные круги. Нужен был человек, который смог бы силой таланта сплавить воедино все эти элементы.

Таким человеком явился сын купца Ф. Г. Волков.

3. Прослушивание доклада

Доклад: Ф. Г. Волков и развитие профессиональной сцены.

4. Самостоятельная работа (вопросы)

- А сейчас для закрепления пройденного материала я вам раздам листочки с вопросами, на которые вы должны будете ответить самостоятельно и получите соответствующие оценки.

Вопросы


  1. В каком году произошло открытие первого придворного театра? 1672 год

  2. Где был показан первый спектакль? с. Преображенское

  3. Как назывался первый спектакль? «Артаксерксово действо»

  4. При каком царе произошло открытие первого придворного театра? Алексей Михайлович

  5. Сколько часов шел первый спектакль? 10 часов

6. К репертуару царя Алексея Михайловича вплотную примыкают пьесы поэта и проповедника …

Симеона Полоцкого

7. Как называлась трагедия Феофана Прокоповича, которая

занимает особое место в драматургии начала 18 века?

«Владимир»

8. Название театра при Петре Театр Кунста

9. Кто является создателем первого национального репертуара русскому театру? А. П. Сумароков

10. Как называется первая трагедия Сумарокова? «Хорев»

11. К какому направлению относился Ломоносов? Классицизм

12. Закон трех единств … Единства места, времени

и действия

13. Кого В. Г. Белинский назвал «отцом русского театра»?

Ф. Г. Волков

14. Какая императрица и в каком году подписала указ, положивший начало постоянному русскому государственному театру? Елизавета, 30 авг. 1756 г.

15. В каком городе начал свой творческий путь Ф. Г. Волков

Ярославль.

Проверка работ

5. Итог занятия

Ну, а теперь настал момент подведения итогов и поощрения.

VI. Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

3. Практические методы обучения


© 2010-2022