- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Конспект занятия по хореографии
Конспект занятия по хореографии
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Грицук Н.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского и юношеского творчества
Развитие пространственной координации на уроке современного танца
Разработка занятия
Автор:
Грицук Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
Р.п. Солнечный
2015
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по хореографии
«Развитие пространственной координации на уроке современного танца»
МБУДО «Центр детского и юношеского творчества»
Руководитель: педагог дополнительного образования Грицук Наталья Владимировна
Хореографическое объединение «Модерн»
Участники: младшая группа объединения 8-10 лет.
Тема урока: «Развитие координации на уроке классического танца»
Процесс обучения происходит по модифицированной программе «Классический танец - модерн», в основу которой вошли следующие методические пособия:
-
Никифорова А.В. советы педагога классического танца - С-Пб.,2002
-
Программа «Ритмика и хореография для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, детских музыкальных школ,, школ искусств, г. Хабаровск 2006 г.
-
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История, методика, практика.
Цель занятия: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.
Задачи занятия:
обучающие:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
Развивающие:
- развитие координации движений;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости и постановки дыхания;
- психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
- формирование положительных качеств личности, воспитание силы воли, выносливости и целеустремленности, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- активизация творческих способностей;
- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Тип занятия: урок закрепления и совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма занятия: урок
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр (ТСО);
- CD - диски с фонограммой
-иллюстрации
ПЛАН урока
Организационный этап
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу;
- обозначение темы и цели урока;
Информационный этап
- беседа о значении пространственной координации в современном танце.
Подготовительный этап
- разминка
Основной этап
- повторение изученных движений на середине зала, упражнения на координацию;
Контрольный этап
- игра «Класс»
Итоговый этап
- основное построение для выхода из зала;
- поклон педагогу.
КОНСПЕКТ урока
Организационный этап (3 мин.)
Вход учащихся в танцевальный зал.
Учащиеся выстраиваются в линии в шахматном порядке.
-Поклон педагогу.
-Обозначение педагогом темы и цели урока.
Информационный этап (7 мин.)
Беседа о значении пространственной координации в современном танце.
Педагог: Что такое современный танец?
Учащиеся: Современный танец - это танцевальное направление, возникшее в начале XX века.
Педагог: Под термином «современный танец» (в русскоязычной практике часто используется английский термин «contemporary dance») обычно понимают направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн.
Педагог: Какие направления в современном танце вы знаете?
Учащиеся: Существует много направлений в современном танце, основные это: модерн, джаз-модерн, контемппорерри и т.д.
Педагог: Как вы думаете, что такое пространство и пространство в хореографии?
Учащиеся: Пространство- место, где есть движение, например: танцевальный класс, сцена.
Педагог:Пространство - понимается как место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры.
В хореографии пространство понимается как «место для движения», или «место, где происходит танец». Т.е. это могут быть хореографический класс либо сценическая площадка. Важно не только двигаться в пространстве класса или сцены, но и правильно работать с пространством вокруг себя (как бы оно не было мало или велико), внутри себя, а также уважать пространство своих партнеров, (если они его окружают). Правильно распределять сцену, видеть своё место, быстро совершать перестроения, избегать возможных столкновений, мягко выходить из непредвиденных ситуаций на сцене, в классе и в жизни.
Педагог: Как вы понимаете термин «движение в пространстве»?
Учащиеся: Движение в пространстве - это движение вокруг себя, все то, что окружает каждого в направленях вытянутой руки или ноги.
Педагог: Один из основоположников современного танца, Рудольф фон Лабан (1879-1958) в своих работах уделял много внимания движению в ПРОСТРАНСТВЕ: «Тело движется в пространстве. Движение всегда видно. Движение - это изменение, и "пространство", должно быть увидено как место, где происходят изменения".
Трехмерное пространство в форме сферы, в котором способно действовать тело (расширяющееся от центра к краям конечностей) Лабан назвал Кинесферой. Этот термин обозначает ту часть общего пространства, которое доступно человеку. В пределах Кинесферы тело может занимать малое пространство либо расшириться до ее периметра. Это почти сфера, определяющая пространство, в которой каждый индивид может двигаться, и она обеспечивает отличные способы распознавания и упорядочения направлений, используемых в движении человека.
На рисунке изображена Кинесфера (в форме икосаэдр), внутри которой движется человек.
Педагог: Как вы думаете, что такое координация?
Учащиеся: Координация - значит согласование, когда каждая часть тела движется в своем направлении.
Педагог: Координация - это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio - взаимоупорядочение.
Педагог: Какие виды координации бывают и чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся: Координация бывает простой, т.е. двигается только одна часть тела, остальные неподвижны, либо двигаются несколько частей тела, но в одном направлении. И бывает сложной, когда одна часть тела двигается в разных направлениях, или несколько частей тела - в разных направлениях.
Педагог: Координация может быть простой (одновременные и однонаправленные движения рук, поочередные движения ног, одновременные и однонаправленные движения руки и ноги, одной половины тела) и сложной (одновременные разнонаправленные движения рук, одновременные однонаправленные движении ног, выворотное положение ног, движения ног при полете в воздухе, одновременные движения всех конечностей, переключение, с однонаправленных на разнонаправленные движения и с одного темпа на другой).
Подготовительный этап (10 мин.)
Учащиеся исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц.
-
Наклоны, повороты, вращения головы: вправо-влево, вперед-назад (с возвращением в центр и без);
-
Зундари вправо-влево, вперед-назад с возвращением в центр и без;
-
Подъем плеч с постепенным ускорением;
-
Оппозиционное положение плеч: вверх-вниз, вперед-назад с различной амплитудой;
-
Шейк плечами вперед-назад, вверх-вниз;
-
Наклоны корпуса вправо-влево, вперед-назад;
-
Наклоны корпуса с разворотом туловища;
-
Работа пелвисом вправо-влево, вперед-назад, вращения, шейк;
-
Марш с высоким подниманием колена вперед-назад, на полупальцах;
-
Бег вперед-назад с высоким подниманием ног;
-
Подъем на полупальцы с поочередным сгибанием колена;
-
Упражнение «Мячик», «Стульчик»;
-
Прыжки простые, поджатые, с раскрыванием ног в стороны, «Лягушка».
Основной этап (15 мин.)
-
Упражнение 1.
И.п. - стойка ноги врозь (стопы параллельно)
1 - поднимаясь на полупальцы ЛН, ПН вперед, скрестно перед ЛН,
слегка согнутые руки вправо;
и - немного спружинить на ЛН;
2 - ПН в сторону-назад, таз вправо, слегка согнутые руки влево;
3-4 повторить счет 1-2, приставить ПН, руки в стороны-вниз.
5-8 повторить с другой ноги.
1 - с поворотом туловища налево, ЛН назад, полуприсед на ПН, руки в стороны;
2 - с поворотом направо (лицом к ОН) приставить ПН (ноги вместе),
небольшой полуприсед на двух ногах, руки на пояс;
3-4 то же с другой ноги.
5-8 - повторить такт 3.
-
Упражнение 2.
И.п.- о.с. ноги врозь, стопы параллельно
1- скачок на ЛН, согнутую ПН в сторону, руки в стороны-вверх,
ладонями вперед, пальцы в стороны;
2- скачок на две ноги, согнутые руки в стороны;
3-4 то же с другой ноги.
5-8 повторить
1 - с поворотом налево скачок на ЛН, ПН согнутую назад, руки влево;
2 - скачок на ПН, согнутую ЛН назад, руки вправо;
3-4 продолжая поворот, повторить дв. счета 1-2.
5-8 повторить такт 3.
Такты 5-8: то же, но с другой ноги, поворот направо.
-
Упражнение 3.
И.п.- о.с. руки на поясе
1- с небольшим поворотом туловища налево шаг ЛН в сторону,
ПН в сторону на носок;
2 - приставить ПН (и.п.);
3-4 то же с другой ноги.
5 - с небольшим поворотом туловища налево шаг ЛН в сторону, ПН в сторону на носок, ПР в сторону;
6- приставить ПН; 7-8 то же с другой ноги, закончить упр.- ноги вместе, руки в стороны.
1 - небольшой выпад влево, ПН в сторону на носок, ЛР в сторону, ПР по дуге вверх;
2 - приставить ПН, ПР, продолжая дв. по дуге вниз, завершает круг;
3-4 то же в другую сторону.
1 - шаг ЛН в сторону-назад, руки в стороны;
2 - с поворотом туловища налево приставить ПН, руки согнуть (округлить);
3-4 то же в другую сторону (с ПН).
-
Упражнение 4.
И.п.- стойка ноги врозь, руки вверх
1- таз вправо, щелчок пальцами ПР;
2 - таз влево, щелчок пальцами ЛР; и - соединить руки над головой;
3 - наклон вперед, руки опустить между ног;
4 - вернуться в и.п.
5-7 повторить
8 - упор стоя.
1 - мах ПР назад, поворот туловища направо;
2 - упор стоя;
3-4 то же другой рукой.
5 - выпад вправо с наклоном вперед, ЛР согнута, ладонью опирается о колено ПН, ПР назад;
6 - пружинящий наклон вперед с рывком ПР назад;
7-8 то же в др. сторону.
-
Упражнение 5.
И.п. - упор стоя на коленях
1-2 сед на пятках с наклоном вперед,
3-4 пружинить, руки прямые
5-7 упор на Л кол, ПН в сторону, ПР дугою снизу вверх;
8 - и.п.
Такты 3-4 то же в другую сторону.
-
Упражнение 6.
И.п.- сед согнув ноги с опорой сзади
1-2 сед углом (выпрямить ноги вверх);
3-4 и.п.
5 - упор на ПР, поворот туловища по дуге вправо, ЛР в сторону, ноги слегка
согнуты;
6 - упор стоя;
7-8 опираясь на ПР (ЛР вытянуть вперед), поворот влево в и.п. то же с поворотом в другую сторону.
-
Упражнение 7.
И.п.- упор лежа.
1-2 с поворотом туловища налево, ЛР на пояс;
3-4 и.п.
5-8 то же в другую сторону.
Такты 3-4 повторить такты 1-2.
Такты 5-8 поворот по кругу вправо в упоре на руках (переступанием).
-
Отработка танцевального шага по диагоналям в разном темпе и характере музыки.
-
Боковой галоп по диагоналям.
-
Трамплинные прыжки по IV позиции на месте, в повороте по четвертям
Заключительный этап (7 мин.)
Игра на развитие внимания «Класс». Учащиеся должны выполнить команды педагога (движения) только после слова «класс» (игровая технология).
Итоговый этап (3 мин.)
-Основное построение для выхода из зала в шахматном порядке.
-Подведение итогов занятия: поблагодарить детей за урок, похвалить лучших учащихся, указать на основные ошибки, допущенные при выполнении упражнений.
-Задание на дом: повторить каждое движение, для того чтобы исправить ошибки и наработать исполнительскую технику в движениях.
-Поклон педагогу.
Список литературы:
1. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств у школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - 14 с.
2. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. Альманах 1, 1999. - 7-9 с.
3. Никитин Ю.В. Модерн-джаз танец. Методика преподавания. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002. - 125-131с.
4. Панферов В.И. Пластика современного танца: Учебное пособие. Челябинск, 1996. - 37с
5. Форсайт Уильям. Геометрия танца. v4#2, статья, лето 1999. - 24-27с.
6.Ходгсон Джон. Мастерство движения: жизнь и работа Рудольфа Лабана.
pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,119401/Itemid,118/
prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/horeografija-tanec/77398-plan-konspekt-otkrytogo-uroka-razvitie-koordi.html
tantsyem.ru/metodika-prepodavaniya-xoreograficheskix-disciplin/tema-metodika-provedeniya-zanyatij-po-sovremennomu-tancu/