Исследовательская работа на тему Без прошлого нет будущего. Тряпичная кукла

Раздел Дополнительное образование
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНИТЭР»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА



Исследовательская работа

«Без прошлого нет будущего. Тряпичная кукла».











Выполнила:

ученица 7 класса «Б» школы №17

Учватова Кристина.

Рузаевский МР - 2016 г.

Содержание:

I Введение…………………………………………………………………….3

II Основная часть…………………………………………………………….5

  1. Кукла из глубины веков………………………………………………5

  2. Народная тряпичная кукла в жизни современного человека………5

  3. Моя коллекция тряпичных кукол……………………………………7

  4. Анкетирование и анализ школьников……………………………….7

III Заключение……………………………………………………………….8

Список литературы…………………………………………………………..9





Введение

Добрый день, уважаемые жюри и участники конференции, представляю к вашему вниманию исследовательскую работу «Тряпичная кукла».

Я посетила в нашем городе магазины детских игрушек, изучила ассортимент кукол. Обратила внимание, что на прилавках много кукол из Китая. Покупателей этих кукол привлекает низкая цена и яркая раскраска. Есть куклы из пластмассы, резины низкого качества, что небезопасно. Но текстильных практически нет.

Выяснила, что больше покупают куклы Барби, пупсов Беби Бон, Братц и у меня дома их много.

На занятиях по внеурочной деятельности мы делали тряпичные куклы своими руками. Они сильно отличались от фабричной, но мне очень понравилось. Вот такие игрушки мне пришлись по душе. Потом я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые куклы. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Каждая кукла, сделанная своими руками индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Выбранная мной тема интересна потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Благодаря ей мы - дети становимся взрослее, на многое начинаем смотреть по - иному, что - то для себя открываем и переоцениваем заново.

Считаю выбранную тему актуальной потому, что в современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории своего народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная тряпичная кукла.

Гипотеза: Предполагаю, что народная тряпичная кукла возрождается и востребована в современном мире.

Цель данной исследовательской работы:

  1. Выяснить, какие виды тряпичных кукол существуют.

  2. Узнать, почему тряпичные куклы до сих пор интересны и детям и взрослым.

  3. Научиться самостоятельно, изготавливать тряпичные куклы.

Для достижения этой цели считаю необходимым выполнение следующих задач:

  1. Исследовать материал по истории возникновения тряпичной куклы.

  2. Определить виды тряпичных кукол.

  3. Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол.

  4. Изготовить самостоятельно тряпичные куклы нескольких видов.

Методы исследования:

  1. Найти самостоятельно информацию о видах тряпичных кукол (из сети Интернет, литературы).

  2. Сравнить методы изготовления различных видов тряпичных кукол.

  3. Составить опросник и провести анкетирование.

Объект исследования: тряпичные куклы.

Предмет исследования: роль тряпичной куклы в жизни современного человека.

Сроки исследования: декабрь 2015г. - март 2016г.



Основная часть

Знакомство с историей тряпичной куклы.

Я кукла, кукла - оберег, твоя помощница навек.

Люби меня и уважай, и никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче!

На Руси в куклы играли и девочки и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Куклы эти не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей, сматывали из нитей и пряжи. Ткань и нити рвали вручную, не пользовались ножницами. Еще интересно то, что ткани для изготовления тряпичной куклы брали «ношеные» и лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась по праздникам. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица. Безликость имела важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевленные особы. И, что, если нарисовать лицо кукле, в нее может вселиться «злой дух». Правда, иногда куклам - оберегам «перекрещивали »лицо нитяным крестом.

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы - обереги;

  • Обрядовые куклы;

  • Игровые куклы;

  • Авторские куклы (в настоящее время).

Рассмотрим представленные мной куклы. В моей коллекции несколько кукол. И все мои куклы принадлежат, к какому - либо виду.

Бывают не только тряпичные куклы - закрутки, но и куклы из пряжи, ниток - мотанки.

Неразлучники - муж и жена две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Ведь после свадьбы паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготавливали подруги невесты из разноцветных нитей.

Веснянка - небольшая игровая куколка величиной с детскую ладошку. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. На улице грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу - марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу.

Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье.

Куколка белого цвета - к приходу зимы.

Крупенечка (другое название «Зернушка», «Горошинка») - это оберег на сытость и достаток в семье. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из этой куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. В голодное время брали крупу и варили кашу.

Домашняя масленица - кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, лыковую куклу с тряпичном лицом. На масленичной недели, ее выставляли в окнах. Делали это в последний день масленицы. Куклу выносили во двор, загадывали желания, вешали тесемки на пояс куклы. И чтобы желания сбылись, они должны были сгореть вместе с куклой.

Маниловка. Когда девушка долго не выходила замуж, она крутила грудастую тряпичную куклу со множеством тесемок в ручках. Выставляла ее во двор, на ветру ленточки развивались и приманивали женихов в дом девушки.

Кубышка - Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и другими. Древний способ наполнить дом чудесным ароматом. Действует успокаивающе или наоборот бодряще.

И это лишь малая часть из всего того многообразия. Конечно, кто - то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это, и простенькая куколка становилась для него защитницей и оберегом.

Я делаю свои куклы, с ними делюсь радостями, переживаниями, успехами, говорю о самом сокровенном.

Исследовательская работа на тему Без прошлого нет будущего. Тряпичная кукла

Исследовательская работа на тему Без прошлого нет будущего. Тряпичная кукла

Народные тряпичные и ниточные куклы (обереговые, обрядовые, игровые)

Куклы, выполненные в чулочно - текстильной технике или скульптурный текстиль - очень интересный вид кукол, изготовленных из капроновых колготок. Скульптурный текстиль позволяет путем утяжек добиться морщинок, складочек, щечек, пухлых губок и носика «картошкой». Чаще всего лица получаются смешными и неповторимыми.

Во время работы над проектом, у меня скопилась небольшая коллекция кукол. Так я решила провести в школе выставку своих работ и провести анкетирование и выяснить отношение детей к необычным куклам.

Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Вам нравятся эти куклы?

  2. Если да, то чем?

  3. Купили бы вы такую куклу в магазине?

  4. Как бы вы ее использовали?

А) игра; Б) украшение; В) подарок.

  1. Вы бы хотели научиться их делать?

Результаты опроса:

Опрошено: 78 человек, из них 18 учащихся начальной школы, 27 учащихся 5 - 7 классов и 33 учащихся 8 - 11 классов.

Анализируя ответы, выяснила, что ученикам нашей школы игрушки понравились - 78 человек, хотели бы с ними играть - 16 (в основном начальная школа), купили бы в магазине 14, использовали как украшение 44, подарок 68. Хотели бы научиться их делать 64 человека.

В беседе выяснилось, что дети имеют ограниченные знания по истории и технике изготовления куклы. С удовольствием хотели бы научиться создавать такие куклы.

Заключение

В настоящее время в студиях детского творчества, школах проводятся мастер - классы по созданию кукол, выпускается много обучающей литературы, а это значит, что даже в наш век интернета и компьютерных игр есть место простым и красивым игрушкам, которые сделаны своими руками.

Считаю, моя гипотеза о том, что тряпичная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, востребована в современном мире, людьми увлеченными, и рдеющими за сохранение народных традиций подтвердилась.

Желаю тепла, уюта и благополучия вам и вашим близким. Спасибо за внимание.


Литература

  1. Г.П. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007г.

  2. Проект педагога дополнительного образования МБУ ДО «ЦДО «ЮНИТЭР», Суняйкиной Н.П. «Кукла - закрутка «Крупенечка».

  3. Поисковая система Google по запросу «Тряпичные куклы, куклы - обереги».

Исследовательская работа на тему Без прошлого нет будущего. Тряпичная кукла



© 2010-2022