Программа элективного курса по биологии Здоровый образ жизни 8 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»

Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

Руководитель МО

Сидоренко Т.К._____/

Протокол № от «31»

08. 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Поваляева Н.Н.____/

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №7

Русинова Н.В.______/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Здоровый образ жизни» уровень: общеобразовательный

для 8 класса

( Базовый уровень)


Программа элективного курса разработана на основе авторской программы «Здоровье» учителя биологии Сидоренко Т.К., утвержденной Министерством образования г. Благовещенск, 2008 году.

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.

Рабочую учебную программу составила _Сидоренко Т.К., учитель высшей

квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____ от «__»_______20_ г.

2015 - 2016 учебный год




Пояснительная записка

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

3. Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. п. 3.6 ст. 28. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);

5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОБУ СОШ №7

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды - места жизни всего человечества.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:


Здоровье - это состояние полного физического, сексуального и социального благополучия, способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, к естественному процессу старения, а также отсутствию болезней и физических дефектов. Разговор о здоровом образе жизни стар как мир. Согласно заключению экспертов ВОЗ (1985г.) состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственными факторами, на 20%- состоянием окружающей среды и на 40 - 60% образом жизни. В начале 20 века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. У школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии, нарушения зрения, повышенная нервная возбудимость, частые заболевания органов дыхательной и пищеварительной систем. В режиме дня школьников преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, чрезмерное увлечение просмотрами телепередач и игрой в компьютерные игры.

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому тема программы элективного курса «Здоровый образ жизни» отражает одну из актуальных проблем современного общества. Укрепление здоровья через формирование отношений школьников к здоровому образу жизни, самопознание, умение анализировать свое состояние, находить пути решения, корректировать свое психическое состояние еще больше усиливает актуальность данной проблемы.


Программа и методические рекомендации составлены с учетом изучения валеологических основ с учащихся 8 классов, а также на основе исследований: «Заболевания органов дыхания и пути их предупреждения», «Влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата», « Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника», проводимых в условиях МОБУ СОШ №7

Данный элективный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

Обучение осуществляется по модульному принципу, согласно которому каждый раздел - модуль направлен на решение проблем здорового образа жизни, стрессовых ситуаций у детей, суицида и меры их предупреждения.

Учебная программа элективного курса рассчитана на 35 часов для учащихся 8 классов и включает в себя следующие формы работы на занятиях: лекции, семинары, практические занятия с применением новых компьютерных технологий, видео- и аудио записей.

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» и методические рекомендации предназначены для учителей школ, педагогов дополнительного образования.

Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.

Элективный курс «Здоровый образ жизни» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.

Программа элективного курса разработана на основе авторской программы «Здоровье» учителя биологии Сидоренко Т.К., утвержденной Министерством образования г. Благовещенск, 2008 году.


Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Изучение биологии (элективный курс) направлено на достижение ЗОЖ

Цели:

расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений анатомии, физиологии и гигиены человека.

Задачи:

обучения:

  • овладение знаниями о биологических, физиологических, социально-психологических составляющих здоровья человека;

  • приобретение, закрепление практических навыков здорового образа жизни и здоровье преумножающих стереотипов поведения;

  • обучение умению вести себя соответственно месту и обновке.

*развития:

  • формирование мотивации и развитие стремления быть здоровым;

  • создание условий для развития и реализации творческого потенциала школьников, достижения гармонии душевных и физических качеств, для приобретения знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни.

*воспитания:

  • воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и за здоровье окружающих;

  • воспитывать такие положительные качества личности, как взаимопомощь, умение поддержать в трудной ситуации, милосердие, уважение к себе и к окружающим.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часа (1 час в неделю).

Содержание про граммы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объёме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются вопросы профилактики сердечнососудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурение. Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечнососудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, определение дыхательных функциональных проб.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебная программа элективного курса рассчитана на 35 часов для учащихся 8 классов, 1 час в неделю и включает в себя следующие формы работы на занятиях: лекции, семинары, практические занятия с применением новых компьютерных технологий, видео- и аудио записей.

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

В результате изучения элективного курса биологии в 8 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны:

знать/ понимать:

  • углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов;

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека;

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях;

  • правила гигиены, для сохранения здоровья;

уметь

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физического труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек;

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены;

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты;

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом

№ урока

Сроки изучения

Содержание урока

(тема урока)

Количество часов

1

Основные правила здорового образа жизни. Формирование мотивации здоровья

1

1

2

Здоровье и факторы, формирующие его. Здоровый образ жизни

3

Опорно-двигательный аппарат: возрастные особенности

1

1

1

1

4

Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Задачи физического воспитания

5

Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие). Профилактика.

6

Оздоровительные свойства движений (фитнес, йога и др.)

7

Анатомо-физиологические особенности функции дыхания в различных возрастных периодах.

1

1

8

Гигиенические основы дыхания. Дыхательные гимнастики

9

Строение и функционирование сердечнососудистой системы: возрастной аспект

1

1

1

1

1

10

Тренировка сердца и сосудов

11

Функциональные

сердечнососудистые пробы

12

Знакомство с кардиографией

13

Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях

14

Профилактика

инфекционных заболеваний

1

15

Травматизм и его профилактика

Первая помощь при травмах

Предупреждение травматизма

1


1

16

Травматизм и его профилактика

Первая помощь при травмах

Предупреждение травматизма

17

Рацион и режим питания

Заболевания органов пищеварения. Меры предупреждения.

1

1

18

Понятие о диетотерапии. Составление индивидуального рациона.

19

Профилактика кожных заболеваний.

Гигиена

одежды и обуви

1

20

Понятие об иммунитете. Пути повышения иммунной защиты. Прививки

1

1

21

Закаливание. Методы закаливания.

22

Заболевания мочевыделительной сферы: возрастной аспект. Меры профилактики.

1

23

Нервная система

и психическое здоровье

1

1

1

1

24

Стресс. Понятие о стрессе. Фазы стресса. Виды стресса.

25

Профилактика стресса. Методы и средства снятия стресса. Понятие об аутотренинге, активном воображении.

26

Высшая нервная деятельность человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, склонности.

27

Наркотики. Предупреждение вредных привычек

1

1

28

Борьба с курением и алкоголизмом. Предупреждение вредных привычек

29

Понятие о работоспособности

1

1

1

30

Особенности

учебной деятельности

31

Составление индивидуального режима дня с учетом здоровьесберегающих технологий

32

Природные средства оздоровления. Действие стихий, флоры и фауны на человека

1

1

33

Определение средств оздоровления. Построение программы индивидуального оздоровления.

34

Подготовка проектных работ

1

35

Защита проектных работ учащихся

1

Содержание учебных разделов

Тема 1. Здоровье и факторы, формирующие его. Здоровый образ жизни (2ч.).

Обозначить все факторы, формирующие здоровье: психологические, социальные, личностные, бытовые и др. Дать различные определения здоровья. Выяснить, в чём заключается суть высказывания «вести здоровый образ жизни».

Тема 2. Физическая активность и здоровье (4 часа)

Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда. Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.

Тема 3. Особенности функционирования органов дыхания (2ч.).

Значение дыхания. Строение органов дыхания. Воздухоносные пути - полость рта, носоглотка, гортань, бронхи. Дыхательная часть - легочные альвеолы. Гортань - орган звукообразования. Механизм вдоха и выдоха. Условия газообмена в легких, в тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Дыхание при различных условиях. Защитные свойства носовой слизи.

Типы дыхания: носовое, диафрагмальное, брюшное, глубокое, поверхностное и др. Оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания. Классификация дыхательных систем, методов, и видов дыхательных упражнений. Цели и задачи дыхательных упражнений. Антистрессовая дыхательная гимнастика, зевательная гимнастика, звуковая гимнастика, закаливающая дыхательная гимнастика и др.

Тема 4. Строение и функционирование сердечнососудистой системы (5ч).

Особенности сердечнососудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечнососудистую систему. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрации приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Тема 5. Предупреждение инфекционных заболеваний. (1 час).

Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.

Тема 6. Травматизм и его профилактика (2ч).

Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях 1 и III степени. Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.

Тема 7. Гигиена питания (2ч).

Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды. Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо - и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения. Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика

Практическая работа: составление рациона питания

Тема 8. Понятие об иммунитете. Пути повышения иммунной защиты. Прививки. Закаливание организма (2ч.)

Понятие об иммунитете. Виды иммунитета: искусственный, естественный; гуморальный, клеточный. Роль прививок в за­щитной реакции организма. Воспаление и его роль в самозащите организма. Воспаление - реакция всего организма. Антибиотики, их открытие и применение. Средства укрепления иммунитета, как естественные, так и созданные человеком. Понятие об ОРЗ, чем вызываются. Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.

Тема 9. Заболевания мочевыделительной сферы: возрастной аспект. Меры профилактики. (1ч).

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Тема 10. Нервная система и психическое здоровье (4ч.)

Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки. Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов. Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Психологический, физиологический, гормональный стресс. Стрессо-терапия как глобальный метод выведения из глубокого стресса противоположной этиологии. Психотерапия, трудотерапия, отдых как средство против стресса, антистрессовые беседы.

Тема 11. Предупреждение вредных привычек (2ч).

Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.

Тема 12.Гигиена труда (3ч.).

Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда. Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.

Практическая работа: составление режима дня

Тема 13. Индивидуальные программы оздоровления (2ч.)

Критерии адекватности используемых средств и методов. Принципы регламентации нагрузки при оздоровлении. Разработка программы использования средств и объемов нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями человека. Практическая работа: Разработка программы.

Тема 14. Подготовка и защита проектных работ учащихся по выбранным темам (3ч.).

  1. профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;

  2. организация первой помощи при сердечнососудистых заболеваниях;

  3. система психофизического саморегулирования;

  4. организация труда и отдыха;

  5. составление рациона питания;

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

№ урока

Дата по плану, факт.

Содержание урока

(тема урока)

Осваиваемые

учебные действия (умения)

Форма контроля

Домашнее задание

1

Основные правила здорового образа жизни. Формирование мотивации здоровья


раскрывать особенности строения и функций клеток разных тканей; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека; выделять факторы, формирующие здоровье

Разбор лекций, подготовка сообщений

2

Здоровье и факторы, формирующие его. Здоровый образ жизни

Устный опрос

Разбор лекций, подготовка сообщений

3

Опорно-двигательный аппарат: возрастные особенности


Уметь характеризовать черты приспособленности человека к прямохождению, характеризовать особенности строения костей, типы их соединений и работу мышц, оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах,

Устный опрос, беседа

Разбор лекций

4

Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Задачи физического воспитания


Самооценка знаний

Разбор лекций, подготовка сообщений, подготовка сообщений

5

Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие). Профилактика.

Беседа

Разбор лекций, подготовка сообщений

6

Оздоровительные свойства движений (фитнес, йога и др.)


Подготовка докладов и презентаций

7

Анатомо-физиологические особенности функции дыхания в различных возрастных периодах.

Уметь обосновывать основные гигиенические правила дыхания и влияния вредных привычек на систему дыхания,

оказывать первую помощь при остановке дыхания

Тестирование

Разбор лекции, подготовка презентаций

8

Гигиенические основы дыхания. Дыхательные гимнастики


Подготовка сообщений

9

Строение и функционирование сердечнососудистой системы: возрастной аспект


Уметь оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, находить и просчитывать пульс, измерять артериальное давление.

Самооценка знаний

Разбор лекции

10

Тренировка сердца и сосудов


Биологический диктант

Разбор лекции

11

Функциональные

сердечнососудистые пробы

Разбор лекции, подготовка презентации

12

Знакомство с кардиографией


Разбор лекции, чтение дополнительной литературы

13

Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях

Разбор лекции

14

Профилактика

инфекционных заболеваний

Уметь приводить методы профилактики инфекционных заболеваний

Разбор лекции

15

Травматизм и его профилактика

Первая помощь при травмах

Предупреждение травматизма

Уметь оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах,

разных видах кровотечений, ожогах, обморожениях.

Самооценка знаний

Разбор лекции, подготовка презентаций

16

Травматизм и его профилактика

Первая помощь при травмах

Предупреждение травматизма


Разбор лекции

17

Рацион и режим питания

Заболевания органов пищеварения. Меры предупреждения.

Уметь обосновывать гигиенические правила питания, профилактические меры желудочно-кишечных заболеваний.

оказывать первую помощь при пищевых отравлениях

Разбор лекции, подготовка докладов

18

Понятие о диетотерапии. Составление индивидуального рациона.

Беседа

Разбор лекции, составление индивидуального рациона

19

Профилактика кожных заболеваний.

Гигиена

одежды и обуви

Уметь оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях,

- устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи,

-

Разбор лекции,

20

Понятие об иммунитете. Пути повышения иммунной защиты. Прививки

Уметь объяснять механизмы иммунитета, уметь пояснять механизмы закаливания.

Разбор лекции, подготовка презентаций

21

Закаливание. Методы закаливания.

22

Заболевания мочевыделительной сферы: возрастной аспект. Меры профилактики.

Уметь пояснять, как заболевание почек сказывается на общем здоровье человека.

Разбор лекции,

23

Нервная система

и психическое здоровье

Уметь пояснять психическую деятельность как функцию мозга, приводить методы и средства стресс-профилактика и объяснять их.

Уметь характеризовать поведение, условное торможение и рефлекторную теорию поведения.

Беседа

Разбор лекции

24

Стресс. Понятие о стрессе. Фазы стресса. Виды стресса.

Тестирование

Разбор лекции, подготовка презентаций

25

Профилактика стресса. Методы и средства снятия стресса. Понятие об аутотренинге, активном воображении.

26

Высшая нервная деятельность человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, склонности.

Самооценка знаний

Разбор лекции, подготовка сообщений

27

Наркотики. Предупреждение вредных привычек

Уметь на конкретных фактах приводить примеры вредного влияния алкоголя и курения на обмен веществ

Разбор лекции, подготовка сообщений

28

Борьба с курением и алкоголизмом. Предупреждение вредных привычек

Беседа

Разбор лекции, подготовка сообщений

29

Понятие о работоспособности

Уметь определить степень работоспособности и утомления, уметь составить индивидуальный режим дня

Разбор лекции

30

Особенности

учебной деятельности

Разбор лекции

31

Составление индивидуального режима дня с учетом здоровьесберегающих технологий

Разбор лекции, составление режима дня, подготовка сообщений

32

Природные средства оздоровления. Действие стихий, флоры и фауны на человека

Уметь выстроить программу индивидуального оздоровления с учетом здоровьесберегающих технологий

33

Определение средств оздоровления. Построение программы индивидуального оздоровления.

Разбор лекции, составление программ

34

Подготовка проектных работ

Подготовка проектных работ

35

Защита проектных работ учащихся

Используемый учебно-методический комплекс:

Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек для 8го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005;

* О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. М.: «Вако», 2005;

Дополнительная литература для учителя:

  1. Бодрова Н.Ф.. Изучение курса «Человек и его здоровье» книга для учителя (Воронеж., 2005 г.)

  2. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» (М., «Просвещениеа», 1989 г.)

  3. Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах (М., «Издат-школа 2000», 1999 г.)

  4. Рохлов В.С., Драгомилов В.Н. «Тестовые задания по биологии» раздел «Человек» (М., «Генжер», 1998 г.)

  5. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах» 8-11 классы (Волгоград., «Учитель», 2007 г.)

  6. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  7. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах» 8-11 классы (Волгоград, «Учитель», 2007 г.)

  8. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1983 г.)

для учащихся:

  1. Агаджанян, А. Н.. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.

  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум, поведение. -М.: Мир, 1998.

  3. Вольк Р. Занимательная энциклопедия. -- М.: Мир книги, 1999.

  4. Дмитриева, Т. А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.

  5. Кальченко Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983.

  6. Климов, Е. А, Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986.

  7. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Просвещение, 1984.

  8. Коростелев, Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 1978.

  9. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982.

  10. Ярыгин Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 2003.

Интернет - ресурсы:

Сайты для учащихся:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru

Сайты для учителя:


  1. school-collection.edu.ru

Техническое обеспечение образовательного процесса

Материальное обеспечение кабинетов:

Материальное обеспечение кабинетов:

Лабораторный инструментарий

Натуральные объекты

Учебные модели

Комплекты демонстрационных пособий

Мультимедийный компьютер;

Проектор;

Экран;

Интернет;

Программное обеспечение

Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)

Текстовый редактор MS Word

Результат обучения обучающихся:

знать/ понимать:

  • углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов;

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека;

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях;

  • правила гигиены, для сохранения здоровья;

уметь

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физического труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек;

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены;

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты;

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

© 2010-2022