ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья «Обучение игре на фортепиано»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Управление образования Администрации города Иванова

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества № 3



Согласовано

с Методическим советом

МБУ ДО ДДТ № 3

Протокол № 6

от 29.06. 2015 г.

Утверждаю

Директор МБУ ДО ДДТ № 3

_________ М.А. Зверева

Приказ № 56-О/Д

от 30.06. 2015 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для детей с ограниченными возможностями здоровья


«Обучение игре на фортепиано»







Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 8-10 лет



Составитель: педагог дополнительного образования

Чернова Наталья Андреевна










Иваново 2015



Содержание



1.Пояснительная записка 3

2.Методическое обеспечение программы .. 6

3.Учебно-тематический план……………………………………………………11

4.Содержание тем программы…………………………………………………..12

5. Список литературы……………………………………………………………15

7.Приложение…………………………………………………………………… 17


























I. Пояснительная записка

Данная программа имеет личностно-ориентированную направленность, предполагает индивидуальную форму занятий, основные элементы которых направлены на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности, мелкой моторики, стимулирования умственной и речевой активности. Важным в работе считаем «энергетический» аспект образовательной среды: создание на уроке атмосферы радости, эмоционального подъёма, удовольствия от общения. Вместе с тем, она имеет элементы художественной направленности, так как в течение ее реализации обучающийсяприобщается к мировой музыкальной культуре, получает возможность самому создавать музыку.

Основное отличие данной программы заключается в индивидуальном подходе к обучающемуся с целью наиболее полно раскрыть его возможности. Программа предполагает большую гибкость построения курса (вариативность) с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

Программа по функциональному назначению является учебно-познавательной, по времени реализации - двухгодичной.

Особенностью программы является принцип построения занятия, который обязательно включает в себя различные виды деятельности (пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты, чтение нот с листа, формирование исполнительских приемов). В содержание курса введены также упражнения для формирования осанки и мышечного тонуса, игры для развития тактильных ощущений. Большое внимание уделяется импровизации, сочинению, подбору. Предлагаемые программой методы способствуют развитию музыкальных способностей обучающегося и гармонизации его психофизического состояния, побуждают к творческому самовыражению.

Актуальность программы - программа по обучению игре на фортепиано обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на их социализацию жизнедеятельности, адаптацию в современной жизни.

Одним из важнейших результатов реализации данной программы можно считать развитие адаптационных механизмов обучающегося, улучшение навыков социального взаимодействия и общественного поведения, развитие способности творчески самовыражаться.


Цель и задачи программы


Цель: Развитие индивидуальности личности в процессе обучения игре на фортепиано с обучающимися, имеющими ограниченные физические возможности.

Задачи:


Образовательные:

- формировать исполнительские навыки;

- прививать навыки чтения нот с листа, подбора песен по слуху;

- научить обучающихся понимать музыкальное произведение;

- расширить музыкальный кругозор .

Развивающие:

- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма;

- развивать творческий потенциал;

- развивать познавательный интерес у обучающихся.

Воспитательные:

- прививать художественный вкус;

- способствовать воспитанию воли и усердия;

- воспитывать самостоятельность обучающегося и раскрыть лучшие

индивидуальные черты его личности.


Особенностью программы является принцип построения занятия, которое обязательно включает в себя различные виды деятельности (пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты, чтение нот с листа, формирование исполнительских приемов). В содержание курса введены также упражнения для формирования осанки и мышечного тонуса, игры для развития тактильных ощущений. Большое внимание уделяется импровизации, подбору. Предлагаемые программой методы способствуют развитию музыкальных способностей обучающихся и гармонизации их психофизического состояния, побуждают к творческому самовыражению.

Данная программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 9 до 11 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Особенности обучающихся


Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Организация учебного процесса


Количество учебных часов в неделю:

1 год обучения- 2 часа в неделю;

2 год обучения - 2 часа в неделю.

Продолжительность занятий - 45 минут.

Формы учебных занятий - индивидуальные. На занятиях применяются следующие активные формы работы: беседы, активная демонстрация приёмов работы, выполнение заданий по замыслу педагога, диалог, решение проблемных ситуаций, творческие задания, игры с соревновательными элементами, викторины и др.


Условия реализации программы


Занятия проводятся в большом и светлом кабинете на базе школы № 19.

Материально-технические условия:

а) кабинет с хорошей освещенностью температурными условиями;

б) музыкальные инструмент- фортепьяно;

в) магнитофон, кассеты, диски, проигрыватель, пластинки;

г) наглядные пособия - портреты музыкантов, таблицы, схемы,

рисунки, карточки;

д) музыкальный инструмент для домашних занятий;

е) нотная литература;

ж) музыковедческая литература;

подставка для ног и удобный стул.

- Проведение инструктажей (2 раза в год):

- По правилам техники безопасности;

- По правилам пожарной безопасности;

- По антитеррористическим мерам;

- По правилам поведения в коллективе.


Планируемые результаты и способы определения их результативности


Обучающийся, закончивший 1-й год обучения, должен обладать определенным уровнем универсальных учебных действий с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. У обучающегося должны сформироваться следующие качества:

К концу 1 года обучения обучающийся должен уметь: сыграть по нотам мелодию, подобрать к ней несложный аккомпанемент (по слуху или по буквенным обозначениям), самостоятельно выучить несложную музыкальную пьесу, знать основные музыкальные термины, обозначения (темпа и динамики игры, характера исполнения), узнавать произведения, прослушанные на протяжении курса, их авторов.

Обучающийся, закончивший 2-й год обучения, должен обладать определенным уровнем универсальных учебных действий, которые начали развиваться на первом году обучения и получает дальнейшее развитие и совершенствование на 2-ом году.

Выявление результатов учебно-воспитательной работы осуществляется с применением следующих форм контроля: диалога, педагогического наблюдения, проведения самостоятельных работ, устного опроса.

II. Методическое обеспечение образовательной программы

Формы, методы ведения занятий, темп и уровень эмоциональности занятий, язык общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень разные. Есть и общее: звучание музыки, пение песен, игра на инструменте, использование фортепиано в качестве пальчикового тренажёра, радостная атмосфера урока, помощь родителей. Начиная работать с ребёнком, мы начинаем работать и с его родителями, которым всегда объясняется цель упражнений и заданий, ожидаемый результат сейчас и в будущем.

Процесс обучения можно разделить на 3 этапа:

  1. начальный этап. Задача первого этапа - выявить и развить индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки. Определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.

  2. этап - основной. На этом этапе обучающиеся совершенствуют полученные ранее практические умения, расширяют музыкальные знания, знакомятся с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми музыкальными жанрами и формами. Обучающиеся подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкального искусства.

3 этап предусматривает значительное углубление знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях, повышение музыкально- исполнительского мастерства, творческое самовыражение.

Методы обучения

На всех этапах обучения идёт работа над развитием музыкальности, слуха, памяти, ритма.

Музыкальность - отзывчивость на музыку, способность к «переживанию» музыки. Развитие музыкальности происходит под влиянием многообразных и ярких впечатлений.

Интенсивное развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического и тембрового) происходит в процессе обучения игре на фортепиано. Воспитание активного музыкального слуха - внутреннего слуха, умения «слушать себя» - контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному - одна из существенных задач обучения.

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию обучающегося - основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы - словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д.

Большая роль отводится «исполнению» и «показу» педагога. Особенностью этого метода является гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником.

В образовательной деятельности применяется разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальности ученика (его способностей, характера, уровня развития, мотивации и т.д.).

Индивидуальное занятие - основная форма педагогического процесса. Различны типы занятий: освоения нового материала, закрепления, комбинированные, показательные. Различны и формы обучения: игра, беседа, выполнение практических упражнений, прослушивание и анализ музыкального произведения и др.

На индивидуальных занятиях важна атмосфера доброжелательности, взаимопонимания между педагогом и обучающимся. Обучающийся должен почувствовать, что педагог разговаривает с ним, как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда обучающийся испытывает доверие к педагога и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие - так создается почва для того, чтобы заинтересовать обучающегося музыкальными занятиями.

Важен и момент индивидуального планирования траектории развития обучающегося. В этом вопросе требуются знания и учёт психологических и личностных особенностей обучающегося, его интересов, репертуарных предпочтений. Для обучающегося составляется индивидуальный план, выбираются те или иные музыкальные произведения, выявляющие достоинства обучающегося, и направленные на преодоление тех или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и т.д.).

Для снятия напряжения и страха у обучающегося используется метод невербальной коммуникации Нордоффа-Роббинса. Обучающийся вовлекается в процесс создания музыки совместно с педагогом через использование музыкального инструмента, даже не зная нот. Совместная игра на инструменте обеспечивает поддержку ребёнка, помогает ему выплеснуть эмоции, сближает ученика и учителя. Часто на занятиях используется ансамблевая игра с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которым долго бывает недоступна игра двумя руками. Играя мелодии одной рукой или из руки в руку, они слышат гармоническое сопровождение педагога, что доставляет им удовлетворение и организует их во времени.

На занятиях с данной категорией обучающихся применяются личностно - ориентированные технологии.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Основные принципы технологии:

1. Принцип самоактуализации. У обучающегося с ОВЗ существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных способностей. Важно побудить и поддержать стремление его к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но и создать условия и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности. Следует помочь обучающемуся стать подлинным субъектом деятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.

5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству обучающийся выявляет и раскрывает свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в игре, участие в соревнованиях и победы способствуют формированию позитивной Я-концепции личности, стимулируют осуществление им дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Отсутствие авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Применение в педагогической деятельности гуманистических личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Вера в обучающегося, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению - основные составляющие общения. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания .

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося;

- предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Особенности личностно - ориентированного подхода в работе с обучающимся:

1.Организация личностного целеполагания обучающегося.

2. Постоянное и разнообразное мотивирование обучающихся на выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулирование ее осуществления.

3. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.

4. Продумывание педагогом возможностей для проявления самостоятельности обучающегося. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

5.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.

6.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого обучающегося. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу занятия, как области применения знаний.

7.Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучающегося. Способствование развития позитивной «Я-концепции».

8. Использование в обучении всех сенсорных систем восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую».

9. Построение обучения с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность.

10. Расширение спектра личностного выбора обучающегося.

11. Применение рефлексии в разных формах: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии.

12. Создание индивидуальной перспективы («траектории развития» личности) ожиданий различных результатов обучения.



Воспитывающая деятельность

Обучающийся - это факел, который необходимо педагогу умело разжечь и постоянно поддерживать огонь желания творить прекрасное в фортепианном, хоровом искусстве и в жизни.

Педагог воспитывает у обучающихся умение ценить красоту, прививает любовь к высокому искусству, учит усидчивости, трудолюбию, стремлению добиваться поставленных целей, воспитывая жизненно важные качества личности.

Большое внимание уделяется и взаимодействию педагога с родителями. Формы работы следующие:

1. Ознакомление родителей с программой, целями и задачами обучения.

2. Консультации по учебно-воспитательной работе.

3. Посещение концертов, театров совместно с обучающимися и родителями с целью накопления слухового опыта с последующим обсуждением увиденного и услышанного.

Развивающая деятельность

Развивающая деятельность направлена на формирование грамотных музыкантов-любителей, имеющих творческий подход к музыке и инструменту, способных реализовать творческие способности и потребности самовыражения. Главное на занятиях - разбудить воображение, создать настроение, заинтересовать понятными и яркими образами, научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера - веселую, грустную, торжественную, танцевальную и т.д. Так создаются условия для естественной концентрации обучающегося и появлению у него так называемой «слуховой наблюдательности». Занятия развивают у обучающихся память, внимание, мышление, интеллект.




III.Индивидуальный план работы с обучающимся с ОВЗ.


1 год обучения


№ п/п

Название разделов,

тем программы

Количество часов

Теория


Практика


Всего

1.

1.1.

1.2.

Вводное занятие:

-Инструктажи;

-Правила поведения в объединении

2

1

1

-

-

-

2

1

1

2.

2.1.

2.2.

Обучение музыкальной грамоте:

-Знакомство с инструментом;

-Изучение нотной грамоты.

2

1

1

4

2

2

6

3

3

3.

3.1.

Постановка руки:

-Развитие правильных двигательных навыков.

2

2

8

8

10

10

4.

4.1.

4.2.

4.3.

Разучивание разнохарактерных пьес:

-Этюды;

-Ансамбли;

-Песни.

3

1

1`

1

18

6

6

6

21

7

7

7


5.

5.1.

5.2.

Развитие музыкальных навыков:

-Виды штрихов;

-Жанры, стили.

2

1

1

6

3

3

8

4

4

6.

Игра в ансамбле.

1

5

6

7.

Подбор по слуху знакомых песен.

2

4

6

8.

Чтение с листа простейших пьес.

1

2

3

9.

Творческие задания: подбор аккомпанемента, мелодии.

1

3

4

10.

10.1

10.2

Слушание музыки:

-Классической;

-Детской.

2

1

1

4

3

1

6

4

2


Итого:

18

54

72 часа












2 год обучения


№ п/п

Название разделов,

тем программы

Количество часов

Теория


Практика


Всего

1.

1.1.

Вводное занятие:

-Инструктажи;

-Правила поведения в объединении.

2

1

1

-

-

-

2

1

1

2.

2.1.


2.2.

Развитие музыкальности и воображения:

-Разучивание пьес разных характеров и жанров;

-Полифония.

2

1


1

26

17


7

28

18


8

3.

3.1.

3.2.

3.3.

Работа над техническими приёмами:

-Этюды;

-Упражнения;

-Украшения, приёмы их использования.

3

2

-

1

27

12

12

3

30

14

12

4

4.

4.1.

4.2.

4.3.

Развитие слуха и ритма:

-Игра в ансамбле;

-Чтение хоровых партитур;

-Чтение с листа.

3

1

1

1

3

1

1

1

6

2

2

2

5.

Творческие задания.

-

2

2

6.

6.1.

6.2.

Слушание музыки:

-Классической;

-Современной.

2

1

1

2

1

1

4

2

2


Итого:

12

60

72 часа




IV. Содержание тем программы.

1 год обучения


№ п/п

Название разделов,

тем программы

Теория

Практика

Примечание

1.

1.1.







1.2.

Вводное занятие:

-Инструктажи;







-Правила поведения в объединении


-Инструктажей:

ТБ, противопо жарной безопас ности. антитерро ристическим мероприятиям.

-Объяснение правил поведения.



Таблицы, схемы и план эвакуации






Правила

поведения

2.



2.1.



2.2.

Обучение музыкальной грамоте:

-Знакомство с инструментом;


-Изучение нотной грамоты.




-Устройство инструмента.


-Понятия: паузы, штрихи, ноты, ритмический рисунок.




-Активное слушание.


-Игра простых пьес правой и левой рукой

Фортепиано,

Доска,

нотные тетради,

учебник.

3.

3.1.

Постановка руки:

-Развитие правильных двигательных навыков.


-Правильная постановка корпуса и обеих рук.


-Игра простейших пьес.

Фортепиано

4.


4.1.

4.2.

Разучивание разнохарактерных пьес:

-Этюды;

-Песни.


-Учить грамотно читать текст пьес.


-Показ педагога, игра воспитанника

Фортепиано,

нотные тетради,

учебник

5.


5.1.







5.2.

Развитие музыкальных навыков:

-Виды штрихов;







-Жанры, стили.



-Виды штрихов: нон-легато, стаккато.





-Понятия: жанр, стиль.



-Игра песенок нон-легато по 2 звука, подключение 1,5 пальцев


-Игра педагога

Фортепиано,

нотные тетради,

учебник

6.

Игра в ансамбле.

-Контроль за исполнением.

-Игра в ансам бле простых

песенок, попевок.

Фортепиано,

нотные сборники

7.

Изучение хоровых партитур

-Голоса в хоровых партитурах

-Игра мелодии 1-го голоса.

Фортепиано

8.

Чтение с листа простейших пьес.

-Правильное и внимательное прочтение нот.

-Игра мелодии с листа.

Фортепиано,

нотные сборники

9.

Творческие задания: подбор аккомпанемента, мелодии.

-Мотивация ребёнка на творчество.

-Работа по подбору мелодии по слуху.

Фортепиано

10.

10.1




10.2

Слушание музыки:

-Классической;




-Детской.

-Знакомство с произведениями композиторов -классиков


-Приобщение к народным традициям.

-Активное слушание.

Записи концертов знаменитых исполнителей.


2 год обучения


№ п/п

Название разделов,

тем программы

Теория

Практика

Примечание

1.

1.1.






1.2.

Вводное занятие:

-Инструктажи;






-Правила поведения в объединении.


-Инструктажей:

ТБ, противопо жарной безопас ности. антитерро ристическим мероприятиям.

-Повторение правил поведения



Таблицы, схемы и план эвакуации




Правила

поведения

2.



2.1.




2.2.

Развитие музыкальности и воображения:

-Разучивание пьес разных характеров и жанров;


-Крупная форма (сонатина, вариация, полифония).




-Знакомство с пьесами разных

жанров, стилей.


-Понятия полифония. Строение сонатины.




-Разучивание пьес разных жанров.


-Показ педагогом изучаемого материала

Фортепиано, ноты

3.



3.1.





3.2.

3.3.



3.4.

Работа над техническими приёмами:

-Изучение мажорных и минорных гамм до 2-х знаков;


-Этюды;

-Упражнения;



-Украшения.




-Строение гамм до 1 знака (знаки альтерации).



-Показ и контроль за исполнением.


-Приёмы и использования украшений.




-Показ педагогом гамм, знаки альтерации.


-Исполнение этюдов и упражнений.


-Овладение воспитанником техническими приёмами.

Фортепиано,

нотные сборники

4.


4.1.

4.2.


4.3.

Развитие слуха и ритма:

-Игра в ансамбле;

-Чтение хоровых партитур;

-Чтение с листа.



- Объяснение педагога и контроль за выполнением.



-Правильное выполнение заданий.

Фортепиано,

нотные сборники

5.

Творческие задания.

-Мотивация ребёнка на творчество.

-Самостоятель ная работа

Фортепиано

6.

6.1.

6.2.

Слушание музыки:

-Классической;

-Современной.

-Знакомство с муз. Произведениями знаменитых композиторов.

-Активное слушание.

Записи концертов знаменитых исполнителей



V.Используемая литература


Нормативные документы


- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ от 29.08.2013 г. № 1008

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей.

СанПиН 2.4.4. 3172-14

- Конвенция о правах ребенка

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Министерства и науки РФ от 06.10.2009 № 373.

- Устав МБУ ДО ДДТ № 3

- Должностные инструкции педагогического работника

- Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения в МБУ ДО ДДТ № 3

- Инструкции по охране труда

Для педагога:

1.Нормативно-правовые, законодательные, локальные акты учреждения

2.Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. Сов. Музыка. № 21 1980.

3.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М, Музыка 1990.

4.Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., Музыка. 1973.

5.Бекина С., Орлова Т. Учите детей петь. Просвещение. 1986.

6.Бекина С., Орлова Т., Соковнина Е. Музыка и движение. М., Просвещение 1984.

7.Достал Я. Ребенок за роялем Прага 1977.

8Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе.

9.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.

10.Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. Л. 1964.

11.Максимов С. Хоровое пение в школе. Учпедгиз. 1961.

12.Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. Музыка. 1961.

13.Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. Музыка 1974.

14.Савшинский С. Детская фортепианная педагогика.

15.Светозарова Н. Обучение педализации в ДМШ. Музыка 1965.

16.Тимакин Е. Воспитание пианиста. Сов. Композитор. 1989.

17.Шмит-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л. Музыка. 1985ю

Для обучающихся

  1. Артоболевская А. . Первая встреча с музыкой. М., Музыка 1990.

  2. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., Музыка. 1973.

  3. Кленов А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка ACT 1998.

  4. Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном М., Детская литература. М., 1985,

  5. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов.

Для родителей.

  1. Азаров Ю. Искусство воспитывать Музыка 111985.

  2. Белованова М. Мир вашего ребенка. Феникс. 2004.

  3. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Музыка. 1991.

  4. Кабалевский Д. Главное - любить музыку. Советская музыка. № 6. 1965.

  5. Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном М., Детская литература. М., 1985,

  6. Шпацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1986.



VI. Приложение


План воспитания и социализации обучающихся


Воспитывающая деятельность в объединении проводится как в групповых, так и в индивидуальных формах организации работы. Воспитательные мероприятия проходят в формах праздников, конкурсов, выставок, участия в фестивалях, посещения выставок, музеев. Организация праздников с привлечением родителей - прекрасная форма развития дружеских отношений между детьми и взрослыми.

Воспитание нравственных и эстетических основ у обучающихся проводится через привитие вечных ценностей, через восприятие, понимание и осознание ценностей, выраженных в произведениях искусства, через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками русского народа.

Обучающиеся с ОВЗ принимают активное участие в реализации сквозных программ, разработанных в ДДТ № 3: «Особые дети», «Это волнует всех», «Талант», «Через творчество и духовность к воспитанию души».

В воспитывающей деятельности применяются методы: формирования сознания, организации деятельности, стимулирования деятельности обучающегося.

Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся духовно-нравственных качеств личности, чувства патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к окружающему миру, уважения к русским традициям. В процессе обучения и развития формируются у обучающихся такие значимые качества личности, как усидчивость, терпение, аккуратность, целеустремлённость. Мероприятия по безопасному образу жизни способствуют формированию ценностного отношения к своему здоровью.













План методической работы


№ пп

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Участие в педагогических советах МБУ ДО ДДТ № 3.

ежемесячно


Педагог

Чернова Н.А.

Участие в работе методического объединения музыкального отдела МБУ ДО ДДТ № 3.

ежемесячно


Педагог

Чернова Н.А.

Посещение мастер - классов педагогов дополнительного образования г. Иваново и Ивановской области.

в течение учебного года

Педагог

Чернова Н.А.

Обмен опытом работы с педагогами дополнительного образования МБУ ДО ДДТ № 3 и г. Иваново.

в течение учебного года

Педагог

Чернова Н.А.



План работы с родителями


№ пп

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Классный час для родителей.

сентябрь

Педагог

Чернова Н.А.

Индивидуальные беседы с родителями о психологических особенностях обучающихся.

по мере необходи-мости

Педагог

Чернова Н.А.

Открытое занятие для родителей.

март

Педагог

Чернова Н.А.

Подведение итогов работы за учебный год.

май

Педагог

Чернова Н.А.


План мероприятий

по безопасности участников образовательного процесса

№ пп

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Проведение мероприятий по охране труда:

  • вводный и первичный инструктаж обучающихся по мерам безопасности на занятиях;

  • инструктаж воспитанников по мерам безопасности в зимний период;

  • повторный инструктаж обучающихся по мерам безопасности на занятиях;



сентябрь


ноябрь


январь




Педагог

Чернова Н.А.

Проведение мероприятий по правилам дорожного движения



сентябрь

в течение года



Педагог

Чернова Н.А.

обучающиеся

Проведение здоровьесберегающих мероприятий:

  • физкультминутки во время занятий;

  • беседа с элементами игры на тему «Травмы. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газами».


ежедневно

октябрь

в течение года

октябрь


Педагог

Чернова Н.А.

обучающиеся


Проведение мероприятий по противопожарной тематике:

  • вводный и первичный инструктаж обучающихся по пожарной безопасности;

  • повторный инструктаж обучающихся по пожарной безопасности;

  • просмотр фильма по противопожарной тематике;




сентябрь


январь


в течение года





Педагог

Чернова Н.А.

обучающиеся

Проведение мероприятий по противодействию терроризму, действиям в экстремальных ситуациях



апрель

Педагог

Чернова Н.А.

обучающиеся


План мероприятий

по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся


№ п/п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Проведение мероприятий с участием защитников Отечества.

февраль

Педагог

Чернова Н.А.

Тематические занятия «С чего начинается Родина?». «Нам не нужна война».

март

Педагог

Чернова Н.А.


Репертуар

1 год обучения:


1. Этюды: А.Гедике сочинение 36; К.Черни Избранные фортепианные этюды, под редакцией Г.Гермера тетрадь №1; Л.Шитте соч. 108 и 160.

2. Полифония: А.Гедике соч. 36 «60 лёгких пьес для начинающих» тетр. №1.

Л.Моцарт «Менуэт».

3. Пьесы: А.Гедике А. соч. 36 тетр. №1 «Танец, Сарабанда, Колыбельная».

А.Гречанинов соч. 98 «Детский альбом»: « В разлуке», « Мазурка».

4.С.Майкапар соч. 33 «Вальс», соч. 28 « В садике»; Н.Любарский «Курочка»;

5. Д.Кабалевский «Ёжик», соч.39 «Маленькая полька»; В.Витлин «Дед Мороз»;

6. Ансамбли: В.Калинников «Тень - тень»; Д.Кабалевский «Про Петю»;

русская нар.песня «Здравствуй, гостья - зима»; в обр. Н.Римского-Корсакова; 7.«Чешская народная песня» в обр. В.Неедлы; А Филиппенко «На мостике» в обр. С.Кузнецовой; М.Иорданский « Песенка про чибиса».

2 год обучения:

1. Этюды: Гедике А. соч. 58; Л.Шитте соч.1 и 108; А.Лемуан соч.37;

Е.Гнесина Е. «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники»; К.Черни «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Г.Гермера тетр №1.

2. Полифония: И.С.Бах «Менуэт» Соль мажор, «Волынка» Ре мажор, «Полонез» Соль минор, «Менуэт» Ре минор; Г.Гендель «Сарабанда»;

А.Корелли «Сарабанда».

3. Пьесы: В.Моцарт «Аллегро»; Р.Шуман соч.68 «Альбом для юношества» «Марш» и «Первая утрата»; П.Чайковский соч. 39 «Детский альбом» «Болезнь куклы», «Старинная французская песня»; Б.Дварионас «Прелюдия»; Ж.Металлиди «Воробьишкам холодно»; Ю.Щуровский «Петух-драчун»; Ф.Рыбицкий «Кот и мышь»; Д.Шостакович «Шарманка».

4. С.Майкапар соч.28 « Маленький командир», «Мотылёк».

Чайковский П. соч. 39 «Детский альбом» Болезнь куклы, Старинная французская песня.

5. Ансамбли: Глинка М. «Жаворонок», «Ходит ветер у ворот»; Л.Бетховен «Марш» из музыки к пьесе «Афинские развалины»; В.Моцарт «Отрывок из 1 части симфонии соль минор; «Украинский народный танец» в обработке М.Мильмана; С.Прокофьев «Отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк».






Игровые приемы

"Дождь и гроза"

Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель - слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

- Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе.)

- Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором.)

- Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе, тихо извлекает звуки в верхнем регистре. Можно чередовать черные и белые клавиши.)

- Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды - септаккорды.)

- Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается.)

- Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре.)

- Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности.)

- На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами.)

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба с луной и звездами, метеоритами и космическими спутниками земли, летнего луга с пчелами, бабочками и жуками, подводного царства и др.

Во время выполнения задания преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая: а) следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано; б) следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой; в) максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать.

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать "Рассказываем сказку". Устный пересказ известного сюжета либо сочиненного по ходу урока чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата, а также для формирования навыка связного пересказа. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, а также всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.

На занятиях также применяются пальчиковые игры из арсенала логопедов и дефектологов, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только помочь овладению определенным видом движения, но и обогатить двигательный опыт на уроке, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при тонкокоординированных движениях пальцев.

Задачи моторного развития детей на уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций и направлены на следующее:

- максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;

- выработку точных и координированных движений рук и пальцев;

- ускорение моторных реакций;

- уменьшение контрактур суставов рук и пальцев;

- развитие бимануальной координации как временной, так и пространственной.

Упр. №1 «Сильный пальчик»

В этом упражнении обучающийся «рассказывает пальчиком другому человеку о своем отношении к определенным событиям и слушает, как это будет воспринято (преподавателем, мамой или товарищем). Это упражнение, как нельзя лучше укрепляет силу пальца, делая его устойчивым, где вся сила тяжести плеча ложится на него и в то же время ребенку разрабатываем каждый пальчик отдельно от другого т.к. у детей с ОВЗ, как правило, пальчики более сжаты, чем у здоровых детей. И еще это ведет к развитию мелкой моторики, а значит, улучшаем и развиваем речь, а это взаимосвязано.

Упр. № 2 «Семья»

Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сжатая в начале в кулачок. Пальчики поочередно, начиная с большого, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются вместе одновременно. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии!
Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я! Вот и вся моя семья!

Основным содержанием уроков в начальный период будет - игра, т.е. игра с целью музыкального развития, и работа и ученика с музыкальными звуками. Важно с первого урока вызвать у обучающегося не только интерес к звуку, но и желание «выразить « звуками что-то определенное. Как этого добиться? Обязательно прибегать к образным примерам - игрушкам , картинкам, мячикам (различного размера),специальные колючки , раздражающие кончики пальцев, для детей с ДЦП, на большом подносе песок, возбуждающий фантазию ребенка, когда ученик рисует пальцем по песку, и параллельно раздражаем нервные окончания пальчиков. Ребенок хорошо представляет разницу между снежинкой и каплей дождя, птичкой или медведем, а особенно важно интонация преподавателя, взгляд его в этот момент, когда представишь ребенку такую задачу и знакомишь его с миром музыки.

Занятие должно строиться так, чтобы у обучающегося вызвать желание

«добыть» нужный звук для обозначения картинки или задачи, поставленной перед ним. То, что ученик добьется сам, становится прочным достоянием. Когда ребенка учишь слышать звуки и свойства звука. Н-р: сила, длительность, высота, тембр, в играх используется умение детей различать предметы по форме, размеру, весу, цвету. Н-р: Играю ребенку на инструменте различные музыкальные отрывки , предлагаю ему нарисовать то , что он слышит, либо изобразить по возможности движениями( развиваем фантазию, учим общению с посторонними т.к. ребенок у которого ДЦП, ограничен в общении, как правило главный партнер по общению становится -МАМА.

Упражнение № 3 «Что я вижу»

Предлагается обучающемуся внимательно посмотреть на все предметы , которые его окружают, а затем повторить. Обязательно похвалить.

Упражнение № 4 «Что я делаю».

Обучающийся закрывает глаза, а в это время в руку кладется ему любой предмет: палочку, мячик, что-то мягкое или шершавое, резинку и т, д. Задается вопрос «Что это?» Как правило, обучающийся отвечает правильно. Что происходит у обучающегося во время этого упражнения? Развивается работа кисти и пальцев (их чувствительность и мелкую моторику) т.к. у таких детей она менее подвижна, идет огромная работа. Пальцы на ощупь трогают предмет и поступает команда в мозг - что такое. Развивается общий кругозор обучающегося и образное мышление.

Упражнение № 5 « Знакомство с инструментом»

Педагог спрашивает «Все ли клавиши одного цвета? (черные и белые) . Считаем их параллельно говорим о цифрах, о буквах и сразу называем название звуков: до, ре, ми, и т.д. Каждую ноту одеваем в определенную одежду. Даем ей характеристику и рисуем. Даем помимо основного названия другие имена н-р: до-главная дежурная, ре- ответственная по территории, ми- т.к. она живет на 1 этаже -ответственная по подъезду и т. д. Какое-то время обучающийся привыкает к тому названию нот, представляет их уже, как какие-то образы и они ему становятся ближе к пониманию.

Упражнение № 6 «Внимательное ушко»

В этой игре мы будем поочередно играть на инструменте. Начинает педагог, считаем вместе с обучающимся вслух пока звучит звук, затем начинает обучающийся свой звук и считает вслух. Мой звук звучит дольше. Почему? Затем начинаем одновременно, только педагог на две октавы ниже, и мой звук будет звучать дольше, ребенок - удивлен. Почему? Мой звук дольше, хотя это свойство механики фортепиано. Ученик этого не знает, он ищет такой же звук, в это время мы даем образную характеристику звуку, опять развиваем образное мышление ребенка, его фантазию, память и мелкую моторику, что нам и необходимо.

Эти первые уроки несут в себе много полезного и нужного для создания ансамбля педагог + ученик. Строятся взаимоотношения их. И обязательно искренность отношений. В этих играх , которые я предлагаю ,я заставляю ребенка думать, фантазировать, вступать в диалог и умение общаться не только с близкими людьми. В играх дети в непринужденной обстановке охватывают скучный материал быстрее, чем обычная подача нового материала, закрепляют его и усваиваю. Сложный и интересный донотный период, но в работе с детьми не совсем обычными ,он необходим. А самое главное в это время , а продлиться оно может и 3 и 4 месяца , ребенок привыкает ко мне, к моим играм- занятиям, и они становятся ему необходимы.

Упражнение№7 « Ступеньки»

Рисуем моторный звукоряд или лесенку из картона. Ставим на нижнюю ступеньку (зверька или птичку) - картинки, предлагаю ученику сыграть клавишу « до» первой октавы 3-им пальцем (номера пальцев, мы уже знаем). Сказать и показать, где находится - до. Перед глазами ребенка лесенка и игрушки. Педагог начинает переставлять игрушки вверх со ступеньки на ступеньку. Ребенок повторяет пальчиком движение игрушки. Если в тот момент его пальчики пропустили клавишу аккуратно поставить на место пальчик и продолжить занятие, обьяснить ученику, что мы рисуем картинку, как движется игрушка по лесенке, так и пальчик за ней.

Упражнение№8 « Лесенка скакалка»

Взять картинку с птичкой, так же сначала по ступенькам вверх и вниз, а затем прыжок с 3 ступеньки на 5 и т. д. Ученик повторяет это на инструменте , а педагог на лесенке. Таким образом развиваем внимание, слух, изображаем на инструменте птичку. Такие игры нужно проводить и наоборот, т.е. поменяться ролями. Ученик задает мне задания , а я делаю. Стараюсь по позволению себе ошибиться, а ребенок слышит ошибку и исправляет меня. (Развиваем внимание, слух, учимся быстро реагировать и исправлять ошибки). Дети, имеющие заболевание ДЦП более медлительные чем здоровые их сверстники. Думают дольше, в движениях более ограничены, а здесь в играх, обучающийся собирается, старается и самое главное у него это получается.

Упражнение или игра № 9 «Разноцветные кружочки»

Берем специально лист цветного картона, делаем кружочки разного цвета н-р: красные и розовые, синие и голубые. Объясняем ребенку правила игры. Называем сначала имена из двух слогов (Таня, Маша - называем правильно ставя ударения и не правильно. Ребенок удивлен - эффект не понятия достигнут. Тут Вы должны объяснить ученику про сильную и слабую доли. Показать это на инструменте, громко нажимая сильную долю и мягко тихо слабую. Таким образом называя имена сначала из 2-ух слогов, а затем 3 и больше - ученик на картоне сильную долю обозначает ярким кружочком , слабую бледным. Игра должна повторяться несколько уроков т.к. развитие ритма, пульса - это задача сложная и необходимая на протяжении всех лет обучения в школе.

Можно предложить игру наоборот. Вы играете слово, не называя его, ребенок под сыгранное подбирает подходящее слово с нужным ударением. Научить различать доли безударные. Придумать слово из 3-х слогов: Марина, Сережа и т.д. Педагог играет разные доли , а ребенок слушает и записывает чередование долей. Затем произношу имена, ученик слушает и выкладывает кружочки на доске = ребенок учится воспринимать чередование музыкальных звуков ,аналогичные тому , что называются «затакт».

После того, как кружочки выложены на картоне , предложить ученику сыграть их на инструменте , не важно от какой ноты , но обязательно сначала 3 пальцем правой и левой руками. Какое - то время мы работаем 3 пальцем обеих рук, рисуем между пальцами колечки , а только потом, спустя какое-то время ( в каждом конкретном случае это индивидуально), подключаем все пальчики.


© 2010-2022