Статья по теме Медиабезопасность детей и подростков в образовательных учреждениях. В сотворчестве детей и взрослых рождается добро

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В сотворчестве детей и взрослых рождается добро.


Авторы статьи: педагоги дополнительного образования ЦРТДиЮ

п. Чегдомын, Верхнебуреинского района, Хабаровского края.

Франчук Светлана Геннадьевна,

Переверзева Татьяна Геннадьевна.

За два последних десятилетия интерактивные технологии сделали огромный скачок в своем развитии и стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет - технологий. Сегодня формирование личности детей и подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке виртуального мира и реальности. Современные дети «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков. Но так ли безопасно такое «сотрудничество» детей и информационных технологий?

Риски, с которыми они могут столкнуться в современном информационном пространстве, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у детей и подростков нет четкого разделения между виртуальной и реальной жизнью.

Распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края № 253 от 21.02.2014 г. «Об инновационной инфраструктуре сферы общего образования Хабаровского края» был сформирован Краевой информационный комплекс «Информационная безопасность детей и юношества от насилия и жестокости в средствах массовой информации и других средств коммуникации (по реализации ФЗ - 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Для поиска решения этой проблемы в 2014 году была сформирована группа из педагогов и методистов Центра развития творчества детей и юношества «Рабочего поселка Чегдомын» Верхнебуреинского района Хабаровского края, которая вошла в состав комплекса по проблеме «Формирование эстетической культуры у детей и подростков как основы медиабезопасности». Целью работы по данной теме было создание условий для формирований эстетической культуры детей и подростков как основы медиабезопасности. В результате деятельности группы были разработаны и проведены для детей, их родителей и педагогов мероприятия направленные на решение задач проекта. В рамках проекта начала работать «Родительская школа» по вопросам медиабезопасности. Участниками группы разработаны и проведены 13 занятий по темам «Демократический стиль воспитания как мера профилактики компьютерной зависимости» (автор Зырянова М.В.), «Правовые механизмы по охране и защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (автор Клян И.Ю.), «Интернет-зависимость - как феномен. Профилактика интернет-зависимости у детей среднего школьного возраста» (автор Переверзева Т.Г.), «Интернет-мошенничество и способы его предупреждения» (автор Франчук С.Г.), в которых приняли участие более 250 родителей детей и их представителей. Для каждого занятия разработаны презентации и памятки с рекомендациями для родителей. Подготовлен материал для рассылки по учреждениям - партнерам Краевого инновационного комплекса. Все разработки участников группы были опубликованы на сайте ЦРТДиЮ п. Чегдомын.

Из самых активных родителей, педагогов и представителей общественности создан родительский медиапатруль, основной задачей которого является выявление и предупреждение негативного воздействия информации на детей и подростков.

В 2015 году Центр продолжил начатую работу по инновационному проекту на тему: «Модель социально - образовательной среды по медиабезопасности в Верхнебуреинском районе». Основная цель проекта - создание безопасной информационной среды в Верхнебуреинском районе посредством организации взаимодействия между учреждениями образования и культуры. Одна из ведущих задач проекта - организация мероприятий с детьми и подростками образовательных учреждений Верхнебуреинского района в рамках темы проекта.

В рамках работы целевой группы по проблеме медиабезопасности впервые в ЦРТДиЮ прошла акция «Добрая игрушка» для обучающихся разных объединений Центра в возрасте от 6 до 12 лет. Акция проходила в два этапа. Первый этап предусматривал проведение двух ознакомительных занятий, где методист Клян Ирина Юсуповна познакомила детей с историей возникновения игрушки, показала какие красивые куклы производят на фабриках у нас в России и тряпичные поделки и игрушки, которые делают девочки объединения «Очень умелые ручки» своими руками под руководством педагога Фатеевой Аллы Вячеславовны.

Второй этап акции «Добрая игрушка» прошел в актовом зале с целью привлечения внимания детей к проблеме выбора игрушки. Более 70 человек, включая родителей и педагогов, посмотрели видео-презентацию о старинных игрушках, которыми играли их бабушки, дедушки, мамы и папы и сравнили их с современными играми и игрушками. Участники акции с восторгом смотрели на забавных и веселых зайчиков, котиков, мишек и кукол, сделанных из ткани, синтепона и шерстяных ниток, которых можно легко изготовить своими руками.

После презентации всем детям предложили обменять свои игрушки из серии «Монстры Хай», роботов и жестокие компьютерные игры на добрую тряпичную куклу и веселого Капитошку, которых они сделают своими руками. Ребята усердно трудились в течение 40 минут под руководством педагогов Центра. Тряпичную куклу изготавливали поэтапно, детям помогали педагоги. Ребятам, которые раньше закончили свою работу, было предложено поиграть в развивающие игры: головоломки, пазлы, конструкторы, шашки. В итоге акции появились около сорока симпатичных и добрых тряпичных кукол и двадцать веселых Капитошек, а принесенные на акцию бездушные и агрессивные игры и игрушки ребята оставили в корзине для их утилизации.

Участники акции были просто в восторге от своих поделок. Во время мероприятия в зале царила доброжелательная атмосфера сотворчества детей и взрослых. Замечательные добрые и забавные игрушки, сделанные своими руками, унесли домой не только дети, но и их родители.

Но на этом мы не заканчиваем начатую работу, в 2016 году планируется разработать документацию и провести следующие мероприятия:

- конкурс рисунка среди общеобразовательных учреждений Верхнебуреинского района «Я и Интернет»;

- конкурс плакатов среди учреждений дополнительного образования «Интернет глазами детей»;

- районный квест для старшеклассников «Безопасный Интернет»;

- обучающий семинар «Организация информационно- безопасного учебного пространства в ОУ, взаимосвязь с родителями обучающихся в решении проблемы медиабезопасности».

- методическое объединение учреждений дополнительного образования Верхнебуреинского района, в рамках которого будут проходить открытые занятия по медиабезопасности для детей младшего и среднего школьного возраста.

Продолжается работа по подготовке занятий для детей и их родителей.

Итоги работы будут представлены в докладе по теме «Модель социально - образовательной среды по медиабезопасности в Верхнебуреинском районе» на конференции педагогов Верхнебуреинского района и на Краевой научно-практической конференции.

Проблемно-целевая группа педагогов ЦРТДиЮ приглашает всех заинтересованных лиц к сотрудничеству и обмену опытом.


Фото мероприятия

Статья по теме Медиабезопасность детей и подростков в образовательных учреждениях. В сотворчестве детей и взрослых рождается добро.

Педагоги дополнительного образования Куропаткина С.В. и Гайфуллина Г.Г. объясняют детям технологию изготовления Капитошки

Статья по теме Медиабезопасность детей и подростков в образовательных учреждениях. В сотворчестве детей и взрослых рождается добро.

Девочки объединения Грация Комелева Алина и Тимофеева Виолетта изготавливают тряпичную куклу.

Статья по теме Медиабезопасность детей и подростков в образовательных учреждениях. В сотворчестве детей и взрослых рождается добро.

Участники акции Добрая игрушка.

© 2010-2022