- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа внеурочной деятельности Родные истоки
Программа внеурочной деятельности Родные истоки
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Муйдинова Э.Ф. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Обоснование актуальности курса.
Современный этап развития государства и общества, характеризующийся значительными социально-экономическими преобразованиями, гуманизацией общественно-экономических отношений, выдвигает новые требования к системе отечественного образования и качеству подготовки выпускников. Образовательные учреждения призваны формировать целостную систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за ее результат. Наряду с этим важнейшими задачами воспитания в условиях модернизации российского образования является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовно-нравственных качеств личности, способности к успешной адаптации к социально-экономическим условиям современного общества и самореализации на основе целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе.
Программа разработана с учётом культурно исторических, этнических, социально экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов родителей обучающихся и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления.
Данная программа развивает содержание программы «Традиции и обычаи крымских татар» для начальной школы, сохраняя методологические и технологические особенности его освоения учащимися. При условии реализации духовно - нравственной направленности образовательного процесса, культурно - досуговая и другие виды деятельности учителя, входят в единый контекст с образовательным процессом общего образования.
Актуальность реализации образовательными учреждениями области программы, основанной на духовно - нравственном подходе к образованию обусловлена необходимостью
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
- сохранения и развития единого образовательного пространства, обеспечивающего ценностно-смысловую преемственность всех ступеней образования;
- объединения школы, учащегося и его семьи с целью обеспечения естественного гармоничного духовно-нравственного развития личности ребенка в условиях присоединения к ценностному пространству семьи;
- включения всех субъектов образовательного процесса в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие личности, семьи, коллектива, образовательного учреждения, территории, региона;
Основная идея курса.
Особенностью содержания программы является ее интегративный метапредметный характер, базирующийся на системе фундаментальных духовно - нравственных ценностей, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса. Создание единого социокультурного стержня в содержании образования служит основой интеграции предметных знаний, представлений, системы отношений в целостной картине мира учащихся. Комплексно-системный подход к изучению родного края, языка, обычаев, традиций как некоей целостности позволяет рассматривать социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучения языка, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, социокультурных взглядов, ценностного отношения к родному языку как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Данная программа выполняет две основные функции:
- информационно - методическая - создает условия для получения участниками образовательного процесса представления о целях, содержании воспитания и развития учащихся средствами программы «Родные истоки»;
- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его характеристик на каждом этапе.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии представлены в программе:
«Книга», «Родной очаг», «Родные просторы», «Праздник души», « Родные образы», «Традиции Слова», «Традиции дела», «Традиции праздника».
Цели, задачи, воспитательные возможности, подходы, принципы, специфика курса.
Цель программы:
Формирование и развитие духовно - нравственной основы личности, базирующейся на актуальных для современности традициях, обычаях крымскотатарского народа.
Задачи
1. Укрепление семейных связей, внутрисемейных отношений между представителями разных поколений.
2. Воспитание гражданского самосознания и самоидентичности, этнической и конфессиональной толерантности, чувства сопричастности к истории и судьбе родного края.
3. Формирование системы духовно-нравственных ценностных установок личности, развитие навыков определения и осознанного выбора ценностных ориентиров в различных жизненных ситуациях.
4. Формирование представлений учащихся о системе материальных и духовных ценностей, традициях народов Крыма на основе изучения исторических особенностей народа;
5. Развитие ключевых образовательных компетенций, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и самореализацию учащихся в практической деятельности и повседневной жизни.
6. Включение всех субъектов образования в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на духовно - нравственное развитие человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
предметные
метапредметные
личностные
-знание основных социо - культурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции населения Крыма;
-знание произведений крымскотатарских промыслов, ремёсел, искусства, раскрывающих мир природы, мир человека и мир культуры в их единстве;
-знание традиций, обычаев, основных понятий о народе, о их истории, праздниках.
-осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов Крыма;
-освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами нравственной, эстетической культуры;
-использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;
-освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах);
-освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;
-освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.
-становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с людьми, в организации саморазвития;
-проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических памятников;
-развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;
-осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;
-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;
-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
-осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения Крыма для личностного становления;
-развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций в семье, территории.
Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса.
Примерная программа дает условное распределение учебных часов, а также определяет минимальный набор экскурсий, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).
Программа учебного курса разработана на основе Примерной программы «Традиции и обычаи крымских татар», (1-4 год обучения), 2015.
Место программы курса в образовательном процессе.
Количество часов в год - 34.
Количество часов в неделю - 1.
Количество часов в I четверти - 8.
Количество часов во II четверти - 9.
Количество часов в III четверти - 9.
Количество часов в IV четверти - 8.
Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения по данной программе:
Учебный курс могут освоить все дети, зачисленные в 5 класс МОУ «Соленоозерная школа».
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ -10 - 11 ЛЕТ.
Структура программы.
Программа включает разделы:
-
«Книга»,
-
«Родной очаг»,
-
«Родные просторы»,
-
«Праздник души»,
-
« Родные образы»,
-
«Традиции Слова»,
-
«Традиции дела»,
-
«Традиции праздника».
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
-
принцип гуманизации
-
личностно-ориентированный подход
-
научность
-
доступность
-
дифференцированность
-
практическая направленность
-
креативность
Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).
Образовательным результатом программы будет:
-
устойчивый интерес к истории своей Родины и народу;
-
знания по истории и культуре родного народа;
-
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
-
способность творчески мыслить и рассуждать;
-
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
-
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
-
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Условия реализации программы.
Для осуществления программы « Родные истоки» необходимо наличие следующих компонентов:
-
набор раздаточных материалов для проведения различных видов активных форм (тренингов) с учащимися;
-
методические рекомендации;
-
книги для домашнего чтения по темам курса;
-
оборудование для аудиовизуальной проекции;
-
демонстрационный материал.
Содержание курса.
Родина. Родной язык. Край, в котором мы живём. Народ. Народы Крыма. Известные люди. Устное народное творчество. Национальные блюда. Народные обычаи. Праздники. Народная одежда. Традиции. Религия. Обязанности. Памятники.
Место проведения занятий.
-
Школа;
-
выставочные залы;
-
детская и школьная библиотеки;
-
экскурсии и походы по родному краю.
Продолжительность занятий - 35 мин.
Содержание и методы деятельности.
- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;
- беседы, обсуждения;
- интервью с жителями села;
- метод коллекционирования (сбор газетных статей о своей малой Родине и о её народе);
Форма подведения итогов работы.
-
Схема мониторинга;
-
папка «Достижения обучающихся»;
-
фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
-
выставки художественного творчества учащихся;
-
устные журналы, беседы;
-
выступления перед сверстниками, родителями по итогам проделанной работы;
-
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
-
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
-
анкетирование родителей и учащихся;
-
фотовыставки.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Дата проведения
Тема занятия
Коли-чество часов
Формируемые УУД
План
Факт
РОДИНА КРЫМ (7 часов)
1
С Чего начинается Родина?
1
- развитие познавательного интереса и мотивации;
- познакомиться с географическим расположением полуострова Крым;
- формировать знания о празднике жертвоприношения;
- оценить красоту нашей Родины.
2
Моя Родина - Крым.
1
3
Красота места в котором мы живём.
1
4
«Къурбан байрам» -
праздник жертвоприношения.
1
5
Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Крыма.
1
6
Дружба и взаимопомощь народов Крыма.
1
7
Круглый стол
« Что я знаю о своём народе?».
1
ФОЛЬКЛОР (14часов)
8
Устное народное творчество.
1
познакомиться с видами устного народного творчества;
- разучить песни на родном языке, скороговорки, поговорки, пословицы;
- инсценировать любимую сказку из уст бабушки;
- оценить достоинства традиционной крымскотатарской кухни;
- познакомить с рецептами приготовления простейших крымскотатарских блюд и напитков;
- познакомиться с особенностями праздников, обрядов крымских татар;
- формировать знания о празднике начала года.
9
Искусство крымскотатарского народа.
1
10
Театр и литература.
1
11
Народные сказки.
1
12
Скороговорки, считалки.
1
13
Поговорки, загадки.
1
14
Народные песни.
1
15
Национальная одежда крымских татар.
1
16
Национальные обычаи крымских татар.
1
17
Национальные блюда крымских татар.
1
18
Традиции гостеприимства.
1
19
Народные праздники крымских татар.
1
20
«Наврез байрам» - праздник начала года.
1
21
Проект
«Роль праздников в моей жизни.
1
ЯЗЫК - САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВО НАРОДА (5 часов)
22
Крымскотатарский язык - родной язык.
1
- определить значение родного языка для народа;
-формировать умение правильно выражать свои мысли на родном языке;
- ценить родной язык;
- ознакомить с ребусами и кроссвордами;
23
В каком состоянии наш язык?
1
24
Стихотворения о родном языке.
1
25
Ребусы и кроссворды.
1
26
Проект
«Почему мы должны беречь родной язык?».
1
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ (9 часов)
27
Духовные традиции.
1
- формировать знания о духовных традициях мусульман;
- формировать знания о уважении к старшим;
- формировать знания о празднике начала лета;
- познакомить с обязанностями крымских татар (мусульман);
- познакомить с основными понятиями о траурном дне крымскотатарского народа;
- подвести итоги за год.
28
Пост - главное очищение человека.
1
29
Пожертвование и милосердие.
1
30
Обязанности крымских татар (мусульман).
1
31
«Хыдырлез байрам» - праздник начала лета.
1
32
Памятники религиозной культуры.
1
33
Во что верят мусульмане?
1
34
18 мая - день депортации крымских татар. Видеофильм.
1
35
Школьно - семейный праздник
«Диалог культур во имя мира и добра».
1