Программа внеурочной деятельности Родные истоки

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Обоснование актуальности курса.

Современный этап развития государства и общества, характеризующийся значительными социально-экономическими преобразованиями, гуманизацией общественно-экономических отношений, выдвигает новые требования к системе отечественного образования и качеству подготовки выпускников. Образовательные учреждения призваны формировать целостную систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за ее результат. Наряду с этим важнейшими задачами воспитания в условиях модернизации российского образования является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовно-нравственных качеств личности, способности к успешной адаптации к социально-экономическим условиям современного общества и самореализации на основе целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе.

Программа разработана с учётом культурно исторических, этнических, социально экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов родителей обучающихся и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления.

Данная программа развивает содержание программы «Традиции и обычаи крымских татар» для начальной школы, сохраняя методологические и технологические особенности его освоения учащимися. При условии реализации духовно - нравственной направленности образовательного процесса, культурно - досуговая и другие виды деятельности учителя, входят в единый контекст с образовательным процессом общего образования.

Актуальность реализации образовательными учреждениями области программы, основанной на духовно - нравственном подходе к образованию обусловлена необходимостью

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

- сохранения и развития единого образовательного пространства, обеспечивающего ценностно-смысловую преемственность всех ступеней образования;

- объединения школы, учащегося и его семьи с целью обеспечения естественного гармоничного духовно-нравственного развития личности ребенка в условиях присоединения к ценностному пространству семьи;

- включения всех субъектов образовательного процесса в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие личности, семьи, коллектива, образовательного учреждения, территории, региона;

Основная идея курса.

Особенностью содержания программы является ее интегративный метапредметный характер, базирующийся на системе фундаментальных духовно - нравственных ценностей, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса. Создание единого социокультурного стержня в содержании образования служит основой интеграции предметных знаний, представлений, системы отношений в целостной картине мира учащихся. Комплексно-системный подход к изучению родного края, языка, обычаев, традиций как некоей целостности позволяет рассматривать социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучения языка, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, социокультурных взглядов, ценностного отношения к родному языку как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Данная программа выполняет две основные функции:

- информационно - методическая - создает условия для получения участниками образовательного процесса представления о целях, содержании воспитания и развития учащихся средствами программы «Родные истоки»;

- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его характеристик на каждом этапе.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии представлены в программе:

«Книга», «Родной очаг», «Родные просторы», «Праздник души», « Родные образы», «Традиции Слова», «Традиции дела», «Традиции праздника».

Цели, задачи, воспитательные возможности, подходы, принципы, специфика курса.

Цель программы:

Формирование и развитие духовно - нравственной основы личности, базирующейся на актуальных для современности традициях, обычаях крымскотатарского народа.

Задачи

1. Укрепление семейных связей, внутрисемейных отношений между представителями разных поколений.

2. Воспитание гражданского самосознания и самоидентичности, этнической и конфессиональной толерантности, чувства сопричастности к истории и судьбе родного края.

3. Формирование системы духовно-нравственных ценностных установок личности, развитие навыков определения и осознанного выбора ценностных ориентиров в различных жизненных ситуациях.

4. Формирование представлений учащихся о системе материальных и духовных ценностей, традициях народов Крыма на основе изучения исторических особенностей народа;

5. Развитие ключевых образовательных компетенций, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и самореализацию учащихся в практической деятельности и повседневной жизни.

6. Включение всех субъектов образования в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на духовно - нравственное развитие человека.


Требования к уровню подготовки учащихся

предметные

метапредметные

личностные

-знание основных социо - культурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции населения Крыма;

-знание произведений крымскотатарских промыслов, ремёсел, искусства, раскрывающих мир природы, мир человека и мир культуры в их единстве;

-знание традиций, обычаев, основных понятий о народе, о их истории, праздниках.

-осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов Крыма;

-освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами нравственной, эстетической культуры;

-использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;

-освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах);

-освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;

-освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.

-становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с людьми, в организации саморазвития;

-проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических памятников;

-развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;

-осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;

-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;

-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;

-осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения Крыма для личностного становления;

-развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций в семье, территории.

Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса.

Примерная программа дает условное распределение учебных часов, а также определяет минимальный набор экскурсий, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).

Программа учебного курса разработана на основе Примерной программы «Традиции и обычаи крымских татар», (1-4 год обучения), 2015.

Место программы курса в образовательном процессе.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти - 8.

Количество часов во II четверти - 9.

Количество часов в III четверти - 9.

Количество часов в IV четверти - 8.

Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения по данной программе:

Учебный курс могут освоить все дети, зачисленные в 5 класс МОУ «Соленоозерная школа».

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ -10 - 11 ЛЕТ.

Структура программы.

Программа включает разделы:

  1. «Книга»,

  2. «Родной очаг»,

  3. «Родные просторы»,

  4. «Праздник души»,

  5. « Родные образы»,

  6. «Традиции Слова»,

  7. «Традиции дела»,

  8. «Традиции праздника».

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

  • принцип гуманизации

  • личностно-ориентированный подход

  • научность

  • доступность

  • дифференцированность

  • практическая направленность

  • креативность

Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).

Образовательным результатом программы будет:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины и народу;

  • знания по истории и культуре родного народа;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Условия реализации программы.

Для осуществления программы « Родные истоки» необходимо наличие следующих компонентов:

  • набор раздаточных материалов для проведения различных видов активных форм (тренингов) с учащимися;

  • методические рекомендации;

  • книги для домашнего чтения по темам курса;

  • оборудование для аудиовизуальной проекции;

  • демонстрационный материал.

Содержание курса.

Родина. Родной язык. Край, в котором мы живём. Народ. Народы Крыма. Известные люди. Устное народное творчество. Национальные блюда. Народные обычаи. Праздники. Народная одежда. Традиции. Религия. Обязанности. Памятники.

Место проведения занятий.

  • Школа;

  • выставочные залы;

  • детская и школьная библиотеки;

  • экскурсии и походы по родному краю.

Продолжительность занятий - 35 мин.

Содержание и методы деятельности.

- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;

- беседы, обсуждения;

- интервью с жителями села;

- метод коллекционирования (сбор газетных статей о своей малой Родине и о её народе);

Форма подведения итогов работы.

  • Схема мониторинга;

  • папка «Достижения обучающихся»;

  • фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;

  • выставки художественного творчества учащихся;

  • устные журналы, беседы;

  • выступления перед сверстниками, родителями по итогам проделанной работы;

  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

  • анкетирование родителей и учащихся;

  • фотовыставки.








Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Коли-чество часов

Формируемые УУД

План

Факт

РОДИНА КРЫМ (7 часов)

1



С Чего начинается Родина?

1

- развитие познавательного интереса и мотивации;

- познакомиться с географическим расположением полуострова Крым;

- формировать знания о празднике жертвоприношения;

- оценить красоту нашей Родины.

2



Моя Родина - Крым.

1

3



Красота места в котором мы живём.

1

4



«Къурбан байрам» -

праздник жертвоприношения.

1

5



Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Крыма.

1

6



Дружба и взаимопомощь народов Крыма.

1

7



Круглый стол

« Что я знаю о своём народе?».

1

ФОЛЬКЛОР (14часов)

8



Устное народное творчество.

1

познакомиться с видами устного народного творчества;

- разучить песни на родном языке, скороговорки, поговорки, пословицы;

- инсценировать любимую сказку из уст бабушки;

- оценить достоинства традиционной крымскотатарской кухни;

- познакомить с рецептами приготовления простейших крымскотатарских блюд и напитков;

- познакомиться с особенностями праздников, обрядов крымских татар;

- формировать знания о празднике начала года.

9



Искусство крымскотатарского народа.

1

10



Театр и литература.

1

11



Народные сказки.

1

12



Скороговорки, считалки.

1

13



Поговорки, загадки.

1

14



Народные песни.

1

15



Национальная одежда крымских татар.

1

16



Национальные обычаи крымских татар.

1

17



Национальные блюда крымских татар.

1

18



Традиции гостеприимства.

1

19



Народные праздники крымских татар.

1

20



«Наврез байрам» - праздник начала года.

1

21



Проект

«Роль праздников в моей жизни.

1

ЯЗЫК - САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВО НАРОДА (5 часов)

22



Крымскотатарский язык - родной язык.

1

- определить значение родного языка для народа;

-формировать умение правильно выражать свои мысли на родном языке;

- ценить родной язык;

- ознакомить с ребусами и кроссвордами;

23



В каком состоянии наш язык?

1

24



Стихотворения о родном языке.

1

25



Ребусы и кроссворды.

1

26



Проект

«Почему мы должны беречь родной язык?».

1


КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ (9 часов)

27



Духовные традиции.

1

- формировать знания о духовных традициях мусульман;

- формировать знания о уважении к старшим;

- формировать знания о празднике начала лета;

- познакомить с обязанностями крымских татар (мусульман);

- познакомить с основными понятиями о траурном дне крымскотатарского народа;

- подвести итоги за год.

28



Пост - главное очищение человека.

1

29



Пожертвование и милосердие.

1

30



Обязанности крымских татар (мусульман).

1

31



«Хыдырлез байрам» - праздник начала лета.

1

32



Памятники религиозной культуры.

1

33



Во что верят мусульмане?

1

34



18 мая - день депортации крымских татар. Видеофильм.

1

35



Школьно - семейный праздник

«Диалог культур во имя мира и добра».

1



© 2010-2022