- Преподавателю
- Дополнительное образование
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тропинка к своему Я (1-3 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тропинка к своему Я (1-3 классы)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самородова Е.Г. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2015-2016 учебный год
тематическая
(тип программы: комплексная/тематическая)
«Тропинка к своему Я»
Ступень обучения: 1-3 классы
Количество часов в неделю: 1классы по 1 часу, 2 и 3 классы по 2 часа
Учитель Самородова Елена Геннадьевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках социального развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.
Основные задачи:
-
Формирование психологического здоровья.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
-
Формирование позитивное отношение к своему «Я».
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
-
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
-
Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
-
Развитие навыков социального поведения.
-
Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
-
Создание возможностей для самовыражения.
-
Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
-
Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
-
Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
-
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
-
Развитие познавательной мотивации.
-
Раскрытие творческого потенциала.
Место и время проведения курса
Согласно плану внеурочной деятельности курса «Тропинка к своему Я» отводится в 1 классах по 1 час(33 часа- в год) 2 и 3 класс по 2 часа(68 часов- в год). Проводится в аудитории и вне аудитории. Занятие проводится от 20 до 40 минут после учебных занятий.
Принципы реализации программы курса:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Тематический план программы
\№ п/п
Разделы, темы
Характеристика деятельности обучающихся
Всего, час
1 кл.
2 кл.
3 кл.
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
1.1
Я-школьник
11
7
4
-
-
Знать правила школьной жизни Взаимодействовать в парах и группах при выполнении заданий
Принимать адекватные решения в условиях учебной и игровой деятельности. Формировать внутреннюю позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
1.2
Мои чувства
14
10
4
-
-
Уметь ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
1.3
Мой внутренний мир
8
5
3
Развивать умение сотрудничать, проявлять толерантность.
2.1
Вспомним чувства
8
-
6
2
-
Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
2.2
Чем люди отличаются друг от друга?
36
-
26
10
-
Развивать в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
2.3
Какой я? - Какой ты?
24
-
14
10
-
Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Исследование своих качеств и особенностей.
3.1
Я - фантазер.
16
-
-
8
8
Осознание ценности умения фантазировать.
Развитие креативных способностей.
3.2
Я и моя школа.
10
-
-
8
2
Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы.
Осознание особенности позиции ученика.
3.3
Я и мои родители.
10
-
-
6
4
Проявлять чувства гордости за свои достижения, за успехи своих родителей.
3.4
Я и мои друзья.
18
-
-
6
12
Выражать позитивное отношение к своему «Я» и окружающим.
3.5
Что такое сотрудничество?
14
-
-
10
4
Устанавливать дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Приобретения умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.
Содержание курса «Тропинка к своему Я»
1 класс (33 часа)
Тема 1. Я - школьник (11 часа)
-
Знакомство. Введение в мир психологии.
-
Я и мое имя.
-
Я и моя семья.
-
Я и мои друзья.
-
Как зовут ребят моего класса?
-
Зачем мне нужно ходить в школу?
-
Мой класс.
-
Какие ребята в моем классе?
-
Мои друзья в классе.
-
Мои успехи в школе.
-
Моя учебная сила.
Тема 2. Мои чувства (14 часа)
-
Радость. Что такое мимика?
-
Радость. Как ее доставить другому человеку?
-
Жесты.
-
Радость можно передать прикосновением.
-
Радость можно подарить взглядом.
-
Грусть.
-
Страх.
-
Страх. Его относительность.
-
Как справится со страхом.
-
Страх и как его преодолеть.
-
Гнев. С какими чувствами он дружит?
-
Может ли гнев принести пользу?
-
Обида.
-
Разные чувства.
Тема 3. Мой внутренний мир (8 часов)
-
Я и мой темперамент.
-
Я и мой характер.
-
Я и мое мышление.
-
Я и моя речь.
-
Я и моя память.
-
Я и мои способности.
-
Я и мое внимание.
-
Что я узнал о себе.
2 класс (68 часа)
Тема 1. Вспомним чувства.
Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга.
-
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
-
Хорошие качества людей.
-
Самое важное хорошее качество.
-
Кто такой сердечный человек?
-
Кто такой доброжелательный человек?
-
Трудно ли быть доброжелательным человеком?
-
Я желаю добра ребятам в классе.
-
Очищаю свое сердце.
-
Какие качества нам нравятся в друг друге?
-
Какими качествами мы отличаемся?
-
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
-
В каждом человеке есть светлые и темные качества.
Тема 3. Какой Я - Какой Ты?
-
Какой Я?
-
Какой Ты?
-
Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
-
Школьные трудности.
-
Домашние трудности.
3 класс (68 часа)
Тема 1. Я - фантазер.
-
Я - третьеклассник.
-
Кого можно назвать фантазером?
-
Я умею фантазировать!
-
Мои сны.
-
Я умею сочинять!
-
Фантазии и ложь.
Тема 2. Я и моя школа.
-
Я и моя школа.
-
Что такое лень?
-
Я и мой учитель.
-
Как справляться с «немогучками».
Тема 3. Я и мои родители.
-
Я и мои родители.
-
Я умею просить прощение.
-
Почему родители наказывают детей?
Тема 4. Я и мои друзья.
-
Настоящий друг.
-
Умею ли я дружить?
-
Трудности в отношениях с друзьями.
-
Ссора и драка.
Тема 5. Что такое сотрудничество?
-
Что такое сотрудничество?
-
Я умею понимать другого.
-
Я умею договариваться с людьми.
-
Мы умеем действовать сообща.
-
Что такое коллективная работа?
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Тропинка к своему Я»
Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
-
Ценность добра - осознание себя как части мира.
-
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
-
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
-
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
-
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
-
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
-
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
-
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы контроля
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Показателями эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, самостоятельные работы в рабочей тетради.
Методические рекомендации
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Курс наиболее полно решает указанные задачи.
Необходимо более широко использовать такие формы организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д., т.к. это приобретает особое значение для формирования умения учиться. Целесообразно расширение воспитательного пространства и проектирование воспитательной системы образовательного учреждения:
-
социальное партнерство, социальное проектирование, формирование социальной компетентности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения курса «Тропинка к своему Я»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Библиотечный фонд.
Основная литература для учителя:
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2011. - 344с.
Е.А Сорокоумова «Уроки самопознания в начальной школе - М.: АРКТИ, 2008 - 52с
Дополнительная литература:
Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. - 280 с.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. - 160с.
Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: Сфера, 2001. - 128с.
Магнитофон
Телевизор
Компьютер
Мультимедийный проектор
Диски с записями детской и классической музыки
СD- диски
Настольно-печатные игры
Развивающие игры
Компьютерные игры
Тематическое планирование занятий «Тропинка к своему Я» 1 класс.
№ п.п
Тема, цель
Занятия (тема).
Кол-во часов
Дата проведения
1
Я - школьник.
Цели:
- содействовать осознанию позиции школьника;
- способствовать формированию дружеских отношений в классе;
- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Знакомство. Введение в мир психологии.
1
Я и мое имя.
1
Я и моя семья.
1
Я и мои друзья.
1
Как зовут ребят моего класса?
1
Зачем мне нужно ходить в школу?
1
Мой класс.
1
Какие ребята в моем классе?
1
Мои друзья в классе.
1
Мои успехи в школе.
1
Моя учебная сила.
1
2.
Мои чувства.
Цели:
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
- помочь детям осознать относительность оценки чувств;
- способствовать снижению уровня страхов.
Радость. Что такое мимика?
1
Радость. Как ее доставить другому человеку?
1
Жесты.
1
Радость можно передать прикосновением.
1
Радость можно подарить взглядом.
1
Грусть.
1
Страх.
1
Страх. Его относительность.
1
Как справится со страхом.
1
Страх и как его преодолеть.
1
Гнев. С какими чувствами он дружит?
1
Может ли гнев принести пользу?
1
Обида.
1
Разные чувства.
1
3.
Мой внутренний мир
Я и мой темперамент.
1
Я и мой характер.
1
Я и мое мышление.
1
Я и моя речь.
1
Я и моя память.
1
Я и мои способности.
1
Я и мое внимание.
1
Что я узнал о себе
1
Итого
33 часа
Тематическое планирование занятий «Тропинка к своему Я»
2 класс.
п.п.
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
1 Раздел: Вспомним чувства
1.1.
Мы рады встрече
3
1.2.
Понимаем чувства другого
2
1.3.
Мы испытываем разные чувства
3
2 Раздел: Чем люди отличаются друг от друга?
2.1.
Люди отличаются друг от друга своими качествами
3
2.2.
Хорошие качества людей
2
2.3.
Самое важное хорошее качество
2
2.4.
Кто такой сердечный человек
2
2.5.
Кто такой доброжелательный человек
2
2.6.
Трудно ли быть доброжелательным человеком
3
2.7.
«Я желаю добра ребятам в классе»
4
2.8.
Очищаем свое сердце
3
2.9.
Какие качества нам нравятся друг в друге
3
2.10.
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся
4
2.11.
Люди отличаются друг от друга своими качествами
4
2.12.
В каждом человеке есть светлые и темные качества
4
3 Раздел: Какой Я - Какой Ты?
3. 1.
Какой Я?
3
3.2.
Какой Ты?
3
3.3.
Трудности второклассника в школе, дома, на улице
7
3.4.
Школьные трудности
6
3.5.
Домашние трудности
4
4.
Итоговое занятие
1
Итого
68 часов
Тематическое планирование занятий «Тропинка к своему Я»
3 класс.
№ п.п
Тема (цели)
Занятия (темы)
Кол-во часов
Дата проведения
1.
Я- фантазер.
Цели:
- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;
- развивать креативные способности детей
1. Я-третьеклассник.
1
2. Кого можно назвать фантазером?
1
3. Я умею фантазировать!
4
4. Мои сны
2
5. Я умею сочинять!
3
6. Мои мечты
3
7. Фантазии и ложь
2
2
Я и моя школа.
Цели:
- помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;
-помочь детям принять учителя таким, какой он есть.
8. Я и моя школа.
2
9. Что такое лень?
2
10. Я и мой учитель
1
11. Я и мой учитель (продолжение)
2
12. Как справляться с «Немогучками»
3
3.
Я и мои родители.
Цели:
- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;
- обучить детей способам разрешения конфликтов с родиелями.
13. Я и мои родители.
14. Я умею просить прощения.
15. Почему родители наказываю детей?
3
4
3
4..
Я и мои друзья.
Цели:
- помочь деям осознать качества настоящего друга;
-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.
16. Настоящий друг.
17. Умею ли я дружить?
18. Трудности в отношении с друзьями.
19. Ссора и драка.
4
5
4
5
5.
Что такое сотрудничество?
Цель - дать детям представление о понятии «сотрудничество».
20. Что такое сотрудничество?
2
21. Я умею понимать другого
2
22. Я умею договариваться с людьми.
3
23. Мы умеем действовать сообща.
2
24. Что такое коллективная работа?
4
25. Итоговое занятие.
1