- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа 8-часовых курсов Основы выживания в экстремальных ситуациях
Программа 8-часовых курсов Основы выживания в экстремальных ситуациях
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартемьянов В.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мартемьянов В.В.
«ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ВЫЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ВЫЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ» рассчитана на школьников 5-7 классов. Она предусматривает получение элементарных знаний и приобретение первичных навыков выживания в экстремальных условиях, в которые может попасть школьник, путешествующий с родителями (или с туристической группой) по территории Пермского края. Эти знания могут спасти жизнь и обеспечить выживание в первые 5-10 дней, пока идут поиски пропавшего.
В программе представлено содержание познавательной деятельности с учащимися средней общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира.
Кроме того, велика роль наличия таких навыков в формировании мира подростка. Они дают подрастающему организму то, что не может дать никакая даже самая лучшая школа - возможность почувствовать себя ответственным за свои поступки, за своих товарищей, возможность испытать свои силы, продемонстрировать их друзьям, утвердиться в коллективе сверстников, дает выход романтизму возраста. Школа туризма навсегда остается в памяти подростка. А навыки и Умения, полученные своим опытом, помогают легче адаптироваться во взрослом мире.
Программа курса рассчитана на 8 астрономических часов обучения и предусматривает как теоретические занятия, так и практические.
Цели и задачи образовательной деятельности
"Воспитывают не люди - воспитывают обстоятельства.
Задача педагога создать такие обстоятельства"
Ж. Ж. Руссо
Цель - данной работы является воспитание настоящего гражданина нашей страны, компетентного решать различные задачи в любых экстремальных условиях нашей жизни, умеющего жить в коллективе, любящего свою малую родину, физически крепкого, понимающего природу Пермского края.
Задачи:
Образовательные:
создание условий для получения новых знаний по основам выживания в экстремальных ситуациях, приобретение навыков путешествий.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, удовлетворение психологической потребности в самореализации подростков в данный период развития организма.
Воспитательные:
научить ребят жить в подростковом коллективе, научить находить общий язык с любым человеком, развивать культуру поведения в природе.
Формы обучения :
Основными формами обучения являются теоретические и практические занятия в помещении и на школьном дворе.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, демонстрации опыта, игра.
-Практическая работа со снаряжением, познавательные игры.
Основой общения с подростками является личностно - ориентированный подход, предусматривающий возможность самораскрыться способностям человека.
Ожидаемые результаты по итогам обучения
Главным показателем результативности освоения данной программы является освоение начальной туристской подготовки, позволяющее подготовить и совершить зачетный поход (вне курса) с основами краеведческого и экологического наблюдения, что способствует формированию общей культуры личности, правильному поведению в природе и обществе.
Учебно - тематический план
Тема
Теория
(часы )
Практические занятия (часы)
В помещении
На местности
1
ТБ, снаряжение,
1
1
2
Как переночевать в экстремальных условиях
1
1
+
3
Как добыть огонь
1
1
4
Ориентирование на местности
1
1
+
5
Трассология
1
1
+
6
Что можно есть в лесу?
1
1
7
Первая медицинская помощь
1
1
8
Морские узлы
1
1
Всего часов:
8 час
Учебная программа
1 занятие
«Снаряжение»
Цели обучающего курса. Необходимое и достаточное снаряжение: личное и коллективное. Типы рюкзаков, палаток, спальных мешков. Преимущества и недостатки. Укладка рюкзака. Одежда и обувь. Топоры, котлы, костровое оборудование, коврики, фонари. Личные вещи, посуда, сангигиенические вещи. Хранение.ТБ.
2 занятие
«Ночёвка»
Порядок и место организации стоянок: «Вода, дрова, эстетика». Техника безопасности, гигиена. Виды и теория установки палаток всех типов.Ночевки без палаток, типы самодельных жилищ (гамак, шалаш, плетенка). Ночевки зимой, в снегу. Теория устройства «иглу», снежных пещер. Индейское «типи».
3 занятие
«Огонь»
Типы, назначение и устройство костров: «колодец», «шалаш», «охотничий»,» полинезийский», «звездный», «русский таежный», « нодья» - два типа, « с отражателем», «с самоскатом». Обустройство костровой площадки. Временные и постоянные. Разведение огня без спичек.
4 занятие
«Где север?»
Двадцать способов ориентирования на местности (компас, Солнце, Луна, звезды, по растениям, по техническим сооружениям, ветрам, влажности, снегу, животным, световым сигналам….) ИКТ - программа.
Звездная навигация. Основные созвездия на небе. Нахождение созвездий. Ориентирование по звездам. ИКТ программа.
5 занятие
«Следы»
Для чего нужно уметь читать следы. Основы трассологии - чтение следов. Виды следов зверей. Определения по человеческим следам. Технические следы - лыжи, отпечатки шин. Направление движения.
6 занятие
«Что можно есть в лесу?»
Съедобные и ядовитые растения и грибы. Деревья, кустарники, травы, ягоды. Способы их применения в пищу. Таежный чай, «салат», « мука», «сахар»,» масло», настой, отвар, суп. Лекарственные растения.
«Питание» Питание в походе. Хранение, транспортировка. Правила приготовления пищи. Основные туристские блюда. Как прожить без продуктов - теория голодания. «Вода». Способы добычи воды ( у болота, в пустыне), обеззараживание.
7 занятие
«Первая мед. помощь»
Сигналы опасности - костры, дымы, звуки, свист, крик, выстрел, мигание света. Радиосвязь.
Первая медицинская помощь. «Золотой час». Состав аптечки, подручные средства. Вывихи, растяжения, ушибы, судороги, переутомления мышц. Переломы, шины, повязки. Открытые и закрытые травмы рук, ног, груди. Кровотечения, виды. Асептика, антисептика. Боли : в животе, сердце, голове. Ушибы и сотрясения головы. Утопление. Сердечно - легочная реанимация. Поражения током. Ожоги, обморожения. Травмы глаз. Проникающие ранения. Обмороки.
8 занятие
«Узлы»
Цель применения различных узлов. Основные свойства - надежность. Основные узлы: незатягивающиеся, затягивающиеся, для связывания двух концов, незатягивающиеся и затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы и петли, особые морские узлы.Способы самостраховки.Практические занятия
Учебно-методическое обеспечение
Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование,
«Физкультура и спорт», М., 2013
З а х а р о в П. П. Инструктору альпинизма М., "Ф и С", 2010
К у л и к о в В.М., Р о т ш т е й н Л.М. «Пешеходный туризм» (сборник
программ для внешкольных учреждений и образовательных школ) «Туризм и краеведение»,
М., «Просвещение», 2010г.
К о д ы ш Э.Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления препятствий
(методические рекомендации). Станция юных туристов, Москва, 2012 г.
М а к с и м а ч е в Б.А., К о м а р о в В. Н. В звездных лабиринтах,М., Наука,
1978
М а с л е н н и к о в Е. П. Маршруты Среднего Урала, М., "ФиС", 2000
М е н ь ч у к о в А. Е. В мире ориентиров , М., Недра, 1974
Т о р о п о в Сто путей - сто дорог, Пермь, 2009
Т о р о п о в Голубые дороги Прикамья, Пермь 2009
П и р а т и н с к и й А. Е. Подготовка скалолаза, М., "Ф и С" 2005
С к р я г и н Л. Н. Морские узлы М.,"Транспорт", 1994
Материально-техническое обеспечение для реализации программы
-
Компьютерный проектор
-
Авторские компьютерные программы («Ориентирование»)
-
Оборудование (авторское) для практических занятий (туристическое снаряжение, аптечка первой медицинской помощи, демонстрационные картинки)
Успешно окончил краткосрочные курсы
«Основы выживания в экстремальных
условиях» при МАОУ «СОШ № »
201_ г.
Руководитель курсов:
Мартемьянов В.В.