Программа 8-часовых курсов Основы выживания в экстремальных ситуациях

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мартемьянов В.В.

«ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ВЫЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ВЫЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ» рассчитана на школьников 5-7 классов. Она предусматривает получение элементарных знаний и приобретение первичных навыков выживания в экстремальных условиях, в которые может попасть школьник, путешествующий с родителями (или с туристической группой) по территории Пермского края. Эти знания могут спасти жизнь и обеспечить выживание в первые 5-10 дней, пока идут поиски пропавшего.

В программе представлено содержание познавательной деятельности с учащимися средней общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира.

Кроме того, велика роль наличия таких навыков в формировании мира подростка. Они дают подрастающему организму то, что не может дать никакая даже самая лучшая школа - возможность почувствовать себя ответственным за свои поступки, за своих товарищей, возможность испытать свои силы, продемонстрировать их друзьям, утвердиться в коллективе сверстников, дает выход романтизму возраста. Школа туризма навсегда остается в памяти подростка. А навыки и Умения, полученные своим опытом, помогают легче адаптироваться во взрослом мире.

Программа курса рассчитана на 8 астрономических часов обучения и предусматривает как теоретические занятия, так и практические.

Цели и задачи образовательной деятельности

"Воспитывают не люди - воспитывают обстоятельства.

Задача педагога создать такие обстоятельства"

Ж. Ж. Руссо

Цель - данной работы является воспитание настоящего гражданина нашей страны, компетентного решать различные задачи в любых экстремальных условиях нашей жизни, умеющего жить в коллективе, любящего свою малую родину, физически крепкого, понимающего природу Пермского края.

Задачи:

Образовательные:

создание условий для получения новых знаний по основам выживания в экстремальных ситуациях, приобретение навыков путешествий.

Развивающие:

развитие познавательных интересов, удовлетворение психологической потребности в самореализации подростков в данный период развития организма.

Воспитательные:

научить ребят жить в подростковом коллективе, научить находить общий язык с любым человеком, развивать культуру поведения в природе.

Формы обучения :

Основными формами обучения являются теоретические и практические занятия в помещении и на школьном дворе.

Методы обучения:

- Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, демонстрации опыта, игра.

-Практическая работа со снаряжением, познавательные игры.

Основой общения с подростками является личностно - ориентированный подход, предусматривающий возможность самораскрыться способностям человека.

Ожидаемые результаты по итогам обучения

Главным показателем результативности освоения данной программы является освоение начальной туристской подготовки, позволяющее подготовить и совершить зачетный поход (вне курса) с основами краеведческого и экологического наблюдения, что способствует формированию общей культуры личности, правильному поведению в природе и обществе.























Учебно - тематический план



Тема

Теория

(часы )

Практические занятия (часы)

В помещении









На местности

1

ТБ, снаряжение,



1


1



2


Как переночевать в экстремальных условиях





1



1





+

3


Как добыть огонь




1


1



4


Ориентирование на местности


1


1


+

5



Трассология




1


1




+

6


Что можно есть в лесу?




1


1


7

Первая медицинская помощь


1

1

8

Морские узлы

1

1


Всего часов:

8 час




Учебная программа

1 занятие

«Снаряжение»

Цели обучающего курса. Необходимое и достаточное снаряжение: личное и коллективное. Типы рюкзаков, палаток, спальных мешков. Преимущества и недостатки. Укладка рюкзака. Одежда и обувь. Топоры, котлы, костровое оборудование, коврики, фонари. Личные вещи, посуда, сангигиенические вещи. Хранение.ТБ.



2 занятие

«Ночёвка»

Порядок и место организации стоянок: «Вода, дрова, эстетика». Техника безопасности, гигиена. Виды и теория установки палаток всех типов.Ночевки без палаток, типы самодельных жилищ (гамак, шалаш, плетенка). Ночевки зимой, в снегу. Теория устройства «иглу», снежных пещер. Индейское «типи».

3 занятие

«Огонь»

Типы, назначение и устройство костров: «колодец», «шалаш», «охотничий»,» полинезийский», «звездный», «русский таежный», « нодья» - два типа, « с отражателем», «с самоскатом». Обустройство костровой площадки. Временные и постоянные. Разведение огня без спичек.



4 занятие

«Где север?»

Двадцать способов ориентирования на местности (компас, Солнце, Луна, звезды, по растениям, по техническим сооружениям, ветрам, влажности, снегу, животным, световым сигналам….) ИКТ - программа.

Звездная навигация. Основные созвездия на небе. Нахождение созвездий. Ориентирование по звездам. ИКТ программа.

5 занятие

«Следы»

Для чего нужно уметь читать следы. Основы трассологии - чтение следов. Виды следов зверей. Определения по человеческим следам. Технические следы - лыжи, отпечатки шин. Направление движения.



6 занятие

«Что можно есть в лесу?»

Съедобные и ядовитые растения и грибы. Деревья, кустарники, травы, ягоды. Способы их применения в пищу. Таежный чай, «салат», « мука», «сахар»,» масло», настой, отвар, суп. Лекарственные растения.

«Питание» Питание в походе. Хранение, транспортировка. Правила приготовления пищи. Основные туристские блюда. Как прожить без продуктов - теория голодания. «Вода». Способы добычи воды ( у болота, в пустыне), обеззараживание.

7 занятие

«Первая мед. помощь»

Сигналы опасности - костры, дымы, звуки, свист, крик, выстрел, мигание света. Радиосвязь.

Первая медицинская помощь. «Золотой час». Состав аптечки, подручные средства. Вывихи, растяжения, ушибы, судороги, переутомления мышц. Переломы, шины, повязки. Открытые и закрытые травмы рук, ног, груди. Кровотечения, виды. Асептика, антисептика. Боли : в животе, сердце, голове. Ушибы и сотрясения головы. Утопление. Сердечно - легочная реанимация. Поражения током. Ожоги, обморожения. Травмы глаз. Проникающие ранения. Обмороки.

8 занятие

«Узлы»

Цель применения различных узлов. Основные свойства - надежность. Основные узлы: незатягивающиеся, затягивающиеся, для связывания двух концов, незатягивающиеся и затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы и петли, особые морские узлы.Способы самостраховки.Практические занятия

Учебно-методическое обеспечение

Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование,

«Физкультура и спорт», М., 2013

З а х а р о в П. П. Инструктору альпинизма М., "Ф и С", 2010

К у л и к о в В.М., Р о т ш т е й н Л.М. «Пешеходный туризм» (сборник

программ для внешкольных учреждений и образовательных школ) «Туризм и краеведение»,

М., «Просвещение», 2010г.

К о д ы ш Э.Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления препятствий

(методические рекомендации). Станция юных туристов, Москва, 2012 г.

М а к с и м а ч е в Б.А., К о м а р о в В. Н. В звездных лабиринтах,М., Наука,

1978

М а с л е н н и к о в Е. П. Маршруты Среднего Урала, М., "ФиС", 2000

М е н ь ч у к о в А. Е. В мире ориентиров , М., Недра, 1974

Т о р о п о в Сто путей - сто дорог, Пермь, 2009

Т о р о п о в Голубые дороги Прикамья, Пермь 2009

П и р а т и н с к и й А. Е. Подготовка скалолаза, М., "Ф и С" 2005

С к р я г и н Л. Н. Морские узлы М.,"Транспорт", 1994


Материально-техническое обеспечение для реализации программы

  1. Компьютерный проектор

  2. Авторские компьютерные программы («Ориентирование»)

  3. Оборудование (авторское) для практических занятий (туристическое снаряжение, аптечка первой медицинской помощи, демонстрационные картинки)


Программа 8-часовых курсов Основы выживания в экстремальных ситуациях

Успешно окончил краткосрочные курсы

«Основы выживания в экстремальных

условиях» при МАОУ «СОШ № »

201_ г.

Руководитель курсов:

Мартемьянов В.В.


© 2010-2022