Организация проектной деятельности учащихся метапредметной направленности как основа реализации деятельностного подхода в обучении

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта по теме: «Организация проектной деятельности учащихся метапредметной направленности как основа реализации деятельностного подхода в обучении»

Зябкина О.А., учитель химии МКОУ Митрофановской СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области

Проектная деятельность метапредметной направленности является одним из вариантов реализации активных форм обучения и воспитания, лежащих в основе деятельностного подхода в современной школе. В основе организации метапредметной проектной деятельности учащихся лежит ряд важнейших характеристик:

- реализация в процессе работы над метапроектом личностного образовательного потенциала школьника;

- получение значимого результата деятельности;

- активное приобретение важных качеств личности в сфере развития ключевых компетентностей;

- освоение опыта коллективной познавательной деятельности; достижение коллективно полученных результатов;

- самореализация индивидуально-личностного потенциала школьника в проектной деятельности;

- выстраивание индивидуальных траекторий развития ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности;

- самоконтроль, самокоррекция, самооценка, поэтапная рефлексия проектной деятельности.

Рассмотрим этапы работы над метапредметным проектом.

1 этап: Первоначальное погружение в проект является своеобразным введением в проектную деятельность, включает в себя обсуждение и выбор проектов. Прежде чем обсуждать с учащимися конкретную тематику предлагаемых проектов (или просить предложить собственные, интересующие их проблемы), необходимо объяснить школьникам особенности выполнения таких проектов: условия выбора и работы над проектом, подбор исполнителей или индивидуальное выполнение заданий, сроков выполнения, возможных форм презентации результатов проектной деятельности.

Самыми важными личностно ориентированными ситуациями на данном этапе являются ситуации различного плана, обеспечивающие личностную ориентацию учащихся на определенные жизненные ценности - прагматические (получить оценку), практические (научиться чему-то практическому), интеллектуальные (выработать у себя какие-либо интеллектуальные умения), информационные (узнать что-то новое) и т.д. Задача педагога - вызвать первичную заинтересованность в проектной деятельности. Таким образом, основная цель этого этапа - актуализация смыслов своего собственного совершенствования через участие в метапредметной проектной деятельности.

Далее учащиеся знакомятся с тематикой проектов, причем необходима проблемная «подача» каждого проекта посредством использования противоречий, различных точек зрения, вызывающих ситуации интеллектуального затруднения учащихся. Возможны и другие варианты обсуждения тематики проектов, когда учащиеся предлагают проекты, заинтересовавшие их своей актуальностью, современностью, широтой обсуждения в СМИ, возможно, с товарищами или в семье.

Важным моментом, стимулирующим деятельность учащихся по освоению компетентностей в условиях проектной деятельности, является распределение старшеклассниками проектов по степени их привлекательности, личностной значимости, наличия опорных для успешного выполне-ния проекта знаний, умений, доступность информации, посильность проекта с временных, затратных, интеллектуальных позиций.

Важное значение имеет также продуктивное общение педагога и учащихся, школьников между собой. Чаще всего это обсуждение имеет в начале форму стихийной дискуссии. Этот своеобразный «стиль» обсуждения на первых минутах предоставляет возможность ученику свободно высказывать свою точку зрения, спокойно выслушивать возражения. Но даже в этой стихийной дискуссии отрабатываются необходимые коммуникативные умения, осваивается опыт социального взаимодействия, определяются единомышленники, партнеры будущей проектной деятельности. Дискуссия постепенно приобретет более спокойный характер после того, как учащиеся определятся в своем выборе - чаще всего, как свидетельствует практика, они просят «подумать», обсуждают проекты в малых неформальных группах, возможно, советуются с взрослыми - актуализируются первоначальные навыки коллективного принятия решения, оценка меры своей ответственности, критически оценивают собственные возможности.

2 этап: Проблематизация проекта.

Этап следует начать моментом выделения ведущей проблемы и подпроблем, затем формулируем цель и предварительно планируем направлений проектной деятельности. Проект всегда в своей основе содержит проблему, выходящую как за пределы содержания предметных областей знаний, так и за пределы той или иной научной отрасли - естественной, гуманитарной, математической и т.д. Особое значение на данном этапе имеет эмоционально окрашенная «подача» проблематики проекта, стимулирующая заинтересованность ею участников проекта.

Данный этап предполагает «вживание» учащихся в проблему, что становится своеобразным пусковым механизмом проектной деятельности старшеклассника. На первой ступени актуализируются, прежде всего, личностно-ориентированные проблемные ситуации, анализ которых приводит к очерчиванию круга подпроблем, подлежащих разрешению в процессе работы над проектом. Таким образом, намечаются основные направления проектной деятельности.

Способность к проблематизации и правильному определению способов деятельности можно рассматривать как важное качество личности, которое имеет большое значение в формировании каждой из ключевых компетентностей.

3 этап: Глубокое погружение в проект.

Метод проектов характеризуется на английском языке как «learn by doing» - учение через деятельность. «Погружение» в проект предполагает организацию активной деятельности по планированию этапов проектирования по каждому из избранных направлений, выдвижению гипотез, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений, вычленению требующих освоения знаний и умений, оценке своих возможностей. «Вживание» в проект в той ее части, которую реализует каждый из исполнителей проекта, а также в поисковые ситуации, которые определяют направления деятельности, являются пусковыми механизмами активизации деятельности ученика на этапе «погружения» в проект.

Именно на этом этапе осуществляется окончательное принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проектирования, прогнозирование его результатов, планирование и определение этапов проектной деятельности, организация работы по отдельным направлениям, уточнение сроков работы по этапам и в целом - как по каждому из направлений, так и по завершению работы над проектом. Расширяется смысловое поле проектной деятельности, конкретизируется процесс личностного присвоения каждым исполнителем тех задач и проблем, того направления в исследовании, за которое именно он несет ответственность.

Фактором активизации поисковой, исследовательской деятельности учащихся является личностное отношение к проблеме проектирования педагога - руководителя проекта - возможно, его замечания о важности данной проблематики для человечества, для будущего (проекты о проблемах клонирования, перспективах атомной энергетики и др.)

На данном этапе целесообразно поставить на обсуждение и способ презентации результатов проектирования. Выбор формы подведения итогов проектной деятельности зависит от многих факторов: от тематики проекта, от уровня его выполнения проекта, от уровня притязаний самих учащихся. Умение публичных выступлений - важное качество, сопровождающее не только любую ключевую компетентность, но и обеспечивающее в определенной степени будущую профессиональную компетентность личности, поэтому руководитель проекта должен побуждать учащихся к подготовке общественной презентации результатов проектной деятельности.

4 этап: Информатизация проекта.

Это этап - целенаправленного поиска информации, использования различных источников - периодической печати, научных журналов, научно-популярной литературы, информации в Интернете и др. Ученик учится находить, извлекать и отбирать необходимую информацию в условиях ее изобилия, недостатка, противоречивости, неполноты аргументации и т.д. При этом формируются многие когнитивные умения: осваиваются различные виды конспектирования, объединения информации по блокам, структурирования, логическая обработка полученных данных, классификация исследуемых явлений по наиболее типичным признакам, нахождение сходства и различия, обобщение, сравнение информации из различных источников, отбор необходимых сведений с позиций точности, полноты и доказательности информации.

На этапе информационного «насыщения» проекта осуществляется конструирование междисциплинарного, метапредметного знания и формирование сознания, интегрирующего и гуманитарное, и естественнонаучное, и тривиально-бытовое знание, осознание его мировоззренческого начала на основе взаимопроникновения различных потоков информации - учебной, внеучебной, бытовой, полученной в процессе метапредметной проектной деятельности учащихся.

Знания, полученные в процессе проектной деятельности, имеют иную ценность по сравнению с фрагментарными предметными знаниями: они становятся личностным качеством ученика, механизмом самообразования и саморазвития старшеклассника. В процессе информатизации проекта, требующей отбора знаний из различных источников, происходит активное формирование круга чтения, избирательного подхода к материалам, предоставляемым СМИ, способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, самостоятельно осваивать ту информацию, которая необходима для реализации проекта или же одного из его направлений. Постепенно формируется готовность к использованию разнообразных информационных ресурсов, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной ситуации.

Осуществляемое в процессе информационного поиска взаимодействие, сотрудничество с другими исполнителями проекта формирует способность к социальному взаимодействию, умение соотносить свои интересы с интересами других людей, социальных групп, продуктивного взаимодействия с ними, использования для решения собственных задач ресурсов других лиц и социальных институтов, что обеспечивает развитие социальной компетентности старшеклассника.

Процесс информатизации проекта создает условия и для совершенствования коммуникативной компетентности ученика, поскольку предполагает использование диалогово-дискуссионной формы общения для уточнения, обсуждения, получения новой информации.

Как видим, информатизация проекта представляет собой целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный процесс развития не только информационной, но и когнитивной, коммуникативной, социальной компетентностей.

5 этап: Инструментализация проекта.

Это этап практико-ориентированной деятельности учащихся, связанной с проблематикой реализуемого проекта. В некоторых случаях этап инструментализации может предшествовать этапу информатизации, может частично совмещаться с ним, может следовать за этапом информационного «насыщения» проекта, когда возникает необходимость провести какие-либо исследования, эксперименты, социальные опросы. В зависимости от темы и задач проектирования проводятся лабораторные эксперименты; социальные массовые опросы и интервьюирование; моделирование и т.д.

Таким образом, определяющим на данном этапе проектирования становится процесс учебного исследования, для выполнения которого необходимо овладение инструментарием учебно-исследовательской деятельности, специальными поисковыми, исследовательскими, экспериментальными процедурами.

Особое значение этот этап имеет для практико-ориентированных и исследовательских проектов, хотя и представляет несомненную ценность в других типах проектов. Он обеспечивает деятельность, ориентированную на практическое применение знаний и способствует освоению умений, связанных с практической основой той или иной ключевой компетентности, решением исследовательских личностно ориентированных ситуаций. На данном этапе проявляется максимальная самостоятельность ученика - как в формулировании целей и задач практико-ориентированного исследования, так и в организации собственной деятельности, проведении исследования, фиксировании его результатов и их анализе.

При этом учащиеся используют не только известные им методы экспериментального исследования (химического, физического, биологического), не только учатся их трансформировать в нестандартных ситуациях проектной деятельности, но и осваивают новые методы при поддержке педагога, знакомясь с новой методикой самостоятельно. Организация практической деятельности обеспечивает стимулирование исследовательской активности, так как «вынуждает» ученика целенаправленно отбирать известные ему правила, методы, понятия, принципы и использовать их в конкретных практических ситуациях.

Таким образом, на этапе инструментализации проекта осуществляется процесс усвоения, накопления и совершенствования практического опыта деятельности, направленной на развитие компетентностей, усвоение связей, различного типа зависимостей - между причиной и следствием, количеством и качеством, предметом, объектом и его свойствами, целью и средствами ее достижения и т.д. Усиливается продуктивность формирующихся умений и навыков, перестраивается их психологическая структура, происходит развитие сходных по психологической структуре умений и навыков, создаются предпосылки для формирования новых, более сложных способов деятельности.

6 этап: Оформление результатов проектной деятельности.

Это этап завершения проектной деятельности, подведения ее итогов, как по отдельным этапам и направлениям, так и по проекту в целом. Для учащихся это, прежде всего, окончательный выбор «материальных» продуктов проектной деятельности: текста сообщения, рисунков, графиков, макетов, моделей, видеосюжетов и т.д. В действительности результат работы над проектом - это сам процесс проектирования, активная интеллектуальная деятельность, приобретенные знания и накопленная информация, освоенные умения и навыки, а, следовательно, и усвоенный опыт коммуникативной, социальной, когнитивной, информационной деятельности.

Особое значение на этом этапе имеет оценочная и рефлексивная деятельность каждого участника проекта. Оформляя результаты проектирования, учащиеся оценивают их значимость, исходя из сформулированных ранее целей и внешних объективных критериев; участники проекта прослеживают весь процесс проектной деятельности, успехи, ошибки, трудности, встреченные на пути проектирования. Именно на этом этапе происходит осознание каждым участником проектной деятельности и всеми исполнителями проекта качества и результатов своей работы над проектом, меры участия в коллективной деятельности, самооценка и самопознание себя, степени своей подготовленности (компетентности) к данной деятельности. Поскольку метапредметный проект - это, как правило, предмет совместной парной или групповой деятельности, в процессе оформления результатов проектирования осуществляется также и оценивание степени и качества участия в проекте каждого исполнителя.

Способность к рефлексии, самоконтролю, саморегуляции, адекватной самооценке - качества, имеющие немаловажное значение для продуктивной деятельности, особенно в сфере ключевых компетенций. Формирование этих качеств личности осуществляется на всех этапах проектирования, но занимает особое место на этапе подведения итогов проектной деятельности.

7 этап: Презентация проекта.

Презентация проекта может проходить в различной форме: в виде сообщений, докладов на соответствующих по тематике проектирования учебных занятиях; в форме научной конференции, дидактической игры, общественной защиты проекта. В процессе презентации проекта старшеклассники учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, демонстрировать результаты практической реализации полученных знаний и умений; у них формируется толерантность, вырабатывается структурированная манера изложения материала, умение высказывать свое мнение, выслушивать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию, не бояться аудитории.

Таким образом, правильно организованная и реализованная проектная деятельность метапредметной направленности может стать важным и действенным механизмом в реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании современного школьника.

Литература:

1. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технология реализации в учебном процессе. Ростов - на -Дону., 2008.

2. Савин В.А. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников, Ростов - на -Дону, 2013.


© 2010-2022