Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



































АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА








ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

В ОБЪЕДИНЕНИИ «ШАРМ»






Материал мастер - класса

педагога дополнительного образования

Янголенко Ирины Алексеевны







Радужный

2011г.


10Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ



Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ








УЧЕБНО-ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ





Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ



3Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

В ОБЪЕДИНЕНИИ «ШАРМ»


Янголенко Ирина Алексеевна

педагог дополнительного образования

АУ ДОД ГДДТ

Объединение «ШАРМ» существует 14 лет. Для обучающихся данного объединения мною разработана модифицированная программа, рассчитанная на три и более года обучения для школьниц и молодежи в возрасте от 8 до 18 лет. Объединение помогает подросткам определить свои способности, склонность к определённой профессии, развить профессиональные интересы и воспитать желание трудиться в интересах общества.

Занимаясь в данном объединении, подростки получают знания, умения и навыки, которые впоследствии смогут применить в повседневной жизни. Помимо этого, многие из них определяют направленность данного объединения как свою будущую профессию.

Обучающиеся неоднократно принимали участие в городских фестивалях, конкурсах, где занимали призовые места.

Одним из методов педагогической технологии формирования технического, творческого мышления является игра. Направлена она на развитие у детей познавательных процессов.

Игра - единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательная, коммуникативная, самореализации, психотерапевтическая, диагностическая, коррекционная, социализации.

4

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные и развивающие; репродуктивные, продуктивные и творческие, профориентационные и психотехнические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры - драматизации.

В моем выступлении речь пойдёт об учебно - деловых играх. Учебно - деловая игра даёт возможность:

- приобретения обучающимися предметно - профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;

- формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;

- закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;

- формирования профессионально значимых умений и навыков;

- развития теоретического и практического мышления;Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ

- выработки умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.

. Технология деловой игры состоит из нескольких этапов. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание игровой ситуации и характеристики действующих лиц.

Мастер-класс. Игровая деятельность обучающихся на занятиях в объединении ШАРМ

В процессе своей работы я убедилась, что после изучения каждого раздела необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у обучающихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Обычно теоретический материал даётся в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. Когда она закончена, следует проанализировать сделанное, обобщить полученные знания и умения. Чтобы обучающимся было интересно заниматься повторением, ввожу на занятии игровые элементы, например, решение кроссвордов, игра в пазлы, меняю виды и формы контроля, использую тестирование. Подобные занятия дают прекрасные результаты.


9

Как и любые игры с правилами, занятия, целиком построенные в виде игры, дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность. Если игра-занятие становится стабильным компонентом организации педагогического процесса в целом, то оно способно стать действенным фактором нравственного становления личности: формирования культуры поведения детей, их нравственных чувств, взаимных привязанностей, умения понимать общие интересы, отношения к выбору профессии.

Итак, даже самое краткое знакомство с некоторыми формами работы среди обучающихся показывает, что игра - необходимый элемент учебно-воспитательного процесса. С помощью игры можно организовать учение с увлечением, что столь важно для успешной социальной адаптации и осознанного выбора профессии.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ




8

Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному, обучающиеся приучаются использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию.

Основная задача всех этих игр - научить обучающихся самостоятельно принимать решения, находить более реальные пути достижения цели, активизировать их деятельность.

Игра может выступать моментом занятия, либо всё занятие целиком строится как ролевая игра. В некоторых случаях игра может быть обычным плановым уроком или итоговым занятием, конкурсным мероприятием, фиксирующим степень овладения детьми определёнными навыками.

Использование той или другой формы зависит от разных факторов: задач конкретного занятия, возраста детей, подготовленности группы к совместным действиям, готовности педагога направлять игру.

Однако, в любом случае необходимо помнить о нескольких обязательных правилах, без соблюдения которых трудно рассчитывать на успех игрового занятия.

Правило первое: при проведении игры важно создать доброжелательную доверительную атмосферу в группе, добиться искренней заинтересованности каждого ребёнка в максимальном творческом самовыражении.

Правило второе: руководство игрой целесообразно осуществлять так, чтобы оно выглядело как совместное участие в ней педагога с группой детей. При этом важно, чтобы отношения в процессе игры между взрослыми и детьми были равными, а сама игра не носила характер обучающего занятия.

Правило третье: выбор игр или игровых ситуаций, а также их дидактическое обеспечение не могут быть случайными. Все компоненты игрового процесса должны быть тщательно продуманы педагогом; в то же время важно поощрять проявления воображения, инициативы в развитии замысла игры, подборе материалов к ней самими детьми.

Правило четвёртое: педагогу необходимо чётко представлять, как закончить игру (это важно для того, чтобы дети вновь захотели играть, не утратили интерес к самому процессу игры). В зависимости от ситуации это может быть подведение итогов игры, в ходе которого педагог акцентирует внимание детей на их успехах, даже если у кого-то они были и незначительными: у одного можно отметить быстроту решения задачи, у другого - старательность, настойчивость, у третьего - желание играть с друзьями, умение договариваться, уступать и т.п.

5

С детьми, обучающимися первый год, провожу нетрадиционное занятие в форме игры «В стране мастериц».

Во время организационного момента сообщаю тему и цель занятия.

На вводном инструктаже сообщаю им условия игры и объясняю, что после каждого задания флажок группы будет передвигаться по следующим пунктам. Выигрывает та группа, которая достигнет конечного пункта.

Обучающиеся делятся на группы, в состав которых входят как сильные, так и слабые. На занятие приглашаются обучающиеся старших групп, которые выступают в роли членов жюри. Задания подбираются по принципу от простого к сложному. За каждый правильный ответ группа получает жетон.

Первое задание - разгадывание ребусов, зашифрованное название темы раздела.

Второе задание - разгадывание кроссвордов, головоломок.

Третье задание - выявление знаний терминологии, работа с образцами ручных стежков, которым необходимо дать определение.

Четвёртое задание - коллективное выполнение практической работы. Обучающиеся, получив образец картины, готовый крой, должны обработать каждую деталь и прикрепить её к полотну. В начале практической работы повторяются правила техники безопасности ручных работ. В течение занятия проводится физминутка для снятия усталости.

При подведении итогов члены жюри определяли и награждали победителей медалями.

Такая форма занятия помогает поднять активность и заинтересованность обучающихся.

Также на своих занятиях использую профориентационные игровые упражнения, при проведении которых соблюдаются следующие условия:

  • обеспечивать их динамичность (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что способствует не только лучшему осознанию моделируемой проблемы, но и поддержанию дисциплины, поскольку участники просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;

  • акцентировать внимание не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

6

  • соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальные участники не возражают);

  • даже если игровое упражнение простое и не отнимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе участники потеряют к нему интерес;

  • ведущий должен как можно меньше высказываться сам, давая возможность проявить себя игрокам;

  • при планировании игрового занятия необходимо иметь несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что предложено первоначально.

На протяжении многих лет я применяю в обучении игровую технологию. Особое внимание на занятии уделяется игровым упражнениям, помогающим формировать профессиональные навыки и готовить обучающихся к выбору профессии. Эти игры вводятся с учётом возрастных особенностей и восприятия обучающихся.

При проведении игровых упражнений обучающимся следует объяснить некоторые особенности новой и необычной для них формы работы. Участники рассаживаются в круг, важно, чтобы все сидели удобно и были хорошо видны друг другу.

Одним из примеров такой игры является игра:

«Человек - профессия».

Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа «ассоциация». Обучающиеся знакомятся с правилами игры:

- участники садятся в круг;

- один из них (водящий по желанию) выходит за дверь;

- обучающиеся договариваются о том, какую профессию они подбирают вышедшему игроку;

- после обсуждения участниками выбора профессии, водящий входит и задаёт каждому сидящему вопрос на отгадывание задуманной профессии так, чтобы дети могли ответить «да», или «нет».

Если водящий не отгадывает задуманное, то отвечают участники игры, поясняя ответы.

7

«Ловушка - капканчик».

Это упражнение сложное, проводится с целью повышения у обучающихся степени осознания возможных преград на пути к профессиональным целям и обучения способам их преодоления.

Играющие садятся в круг. Выбирается водящий, который должен будет и назвать предметы, слова, относящиеся к определённой профессии, но для этого придётся преодолеть предлагаемые другими игроками преграды (ловушки - капканчики).

Все участники, включая и главного игрока, в течение 2-3 мин. придумывают возможные (реальные) преграды на пути к намеченной цели, например, термины из других профессий. Затем каждый участник по очереди называет термины предложенной педагогом профессии, в том числе и неправильные, а ведущий поясняет, как он мог бы её преодолеть «ловушку». После этого предложивший её обязательно называет свой вариант решения задачи, а все оценивают, какой из двух вариантов оказался более удачным.

Деловые игры я использую в творческой группе при изучении тем: «Окончательная обработка изделия». Игра становится ролевой. Перед обучающимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки изделия.

Занятие «Ателье».

Так, например, обучающимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.

Более слабому обучающемуся предлагается карточка с заданием:

- Вы заказчик, и пришли в ателье заказать себе модель платья.

Ваша задача - суметь правильно объяснить закройщику желаемый фасон модели.

Ребенку со средним уровнем подготовленности поручается роль закройщика, и в его карточке-задании должны быть перечислены те термины, которые он должен будет употребить в речи при беседе с заказчиком. Далее со слов заказчика необходимо зарисовать модель.

Для «сильного» обучающегося дается задание повышенной сложности - роль эксперта. Он должен внимательно прослушать диалог закройщика с заказчиком и выявить все ошибки, допущенные в разговоре обучающихся.


© 2010-2022