СБОРНИК ДОКЛАДОВ СТУДЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОГО, ТРУДОВОГО, УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛИНИНГРАДСКИЙ

ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

СБОРНИК ДОКЛАДОВ СТУДЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОГО, ТРУДОВОГО, УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА













СБОРНИК

ДОКЛАДОВ СТУДЕНТОВ

ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОГО, ТРУДОВОГО, УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА







Составитель:

Вельможная И.В.







Калининград, 2013



СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Анализ Федерального закона «О полиции»……………………………………6

2.Трудовые права несовершеннолетних………………………………………….9

3.Изучая закон………………………………………………………………………...11

4.Гражданин как субъект трудового права………………………………………12

5. Защита прав потребителей……………………………………………………..16

6.Список литературы……………………………………………………………… 20


























ВВЕДЕНИЕ

Правовая культура общества предполагает определенный уровень знания населением в целом и отдельными гражданами действующего законодательства, их законопослушное поведение в форме соблюдения и исполнения норм права.

Системный кризис российского общества сказался на правовом и политическом сознании россиян. Происходит трансформация сознания людей, меняются их убеждения, ценности, установки. Важно отметить, что эффективность политического правового сознания зависит, прежде всего, от конкретной исторической ситуации. Демократическая правовая система для сегодняшней России - это идеал. При низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.

Особую озабоченность вызывает распространение таких явлений в молодежной среде. В процессе проведения профессионального месячника отделения «Правоведения» стартовал правовой десант «Информ- экспресс».

Современное общество свои надежды на будущее все больше связывает с образованием и просвещением, а масштабы и глубина этих процессов во многом зависят от участия студентов юридического отделения в правовом просвещении. Учитывая, что популяризация правовых знаний является одной из приоритетных задач, то использование потенциала студенческого коллектива во многом способствует повышению эффективности проводимых разъяснительных мероприятий.

Тематика мероприятия весьма разнообразна. Рассматриваемые проблемы охватывали следующий круг вопросов:

  • Трудоустройство и трудовые права несовершеннолетних граждан;

  • Права граждан по вопросам защиты прав потребителей;

  • Права покупателей при продаже товаров ненадлежащего качества;

  • Права несовершеннолетних граждан по семейному законодательству;

  • Действие ФЗ «О полиции» в отношении несовершеннолетних граждан РФ;

Повышению уровня правовой культуры способствует активное участие молодежи в политической жизни общества. Так как право - это эффективный и гибкий инструмент политики. И как выражение государственной воли, опирающейся на принудительную силу государства, право всегда имеет и политическое содержание, и выступает одной из форм политики. При этом правовое и политическое сознание тесно взаимодействуют.

Однако, несмотря на это, уровень правосознания и в целом правовой культуры молодежи остается достаточно низким. Его обуславливает, прежде всего, экономический кризис, в котором находится наша страна.

Десант проводился студентами групп 1ЮТ,2ЮТ,8ЮТ,5ЮТ: Дойниковой Кристиной, Осадчей Стеллой, Орловой Еленой, Кутиной Яниной, Разживиной Софией, Долженковым Павлом, Кубыниной Анастасией, Логиновой Дарьей, Галустян Кариной, Ивановым Андреем, Алексеевой Кристиной, Черновым Иваном, Панченко Алиной - в 21 группу специальностей неюридического профиля.

Следует отметить, что выступления тщательно проработаны с точки зрения доступности излагаемого материала для широкой массы студентов. Из поступивших отзывов сделан положительный вывод.

Таким образом, в настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.

И, тем не менее, осознание важности и ценности личности, ее прав и свобод в современной действительности является огромным шагом России на пути к демократическому государству. Именно правовое воспитание как система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм, способствует становлению демократического государства.

Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуально сегодня в России. И от того как она будет решаться зависит станет ли Россия действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека, и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.

Преподаватели отделения Майорова М.В., Вельможная И.В., Татаринцева О.Н., Дубяго Н.М. нашли необходимым дальнейшее сотрудничество в сфере популяризации правовых знаний.




Анализ Федерального закона РФ «О полиции»


Логинова Дарья, Галустян Карина, 8ЮТ


1 марта 2011 года, вступил в силу Федеральный закон «О полиции». По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало широкомасштабному и глубокому реформированию органов внутренних дел.

Начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 24 декабря 2009 года «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 года - когда закон «О полиции» вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования министерства.

Основной целью преобразований, которая была определена главой государства, являлось создание нового правоохранительного института, который отвечал бы всем современным требованиям, эффективно противостоял возникающим угрозам, а также соответствовал социальным запросам и ожиданиям наших граждан. Устарела и прежняя модель взаимоотношений органов внутренних дел и общества, основанная на приоритете государственного принуждения.

Потребовалось приведение системы функционирования МВД в соответствие с современными концепциями построения органов государственной власти, сделать правоохранительную систему более эффективной, надежной и, естественно, в еще большей степени ориентированной на защиту прав и свобод граждан.

Выход был только один - строить новый по содержанию орган охраны правопорядка, отвечающий текущим социальным условиям и коренным образом изменившемуся государству. Таким институтом и стала полиция.

В ходе реформирования качество правоохранительных государственных услуг значительно повысилось.

В 2011 году зарегистрировано 2 миллиона 404 тысячи преступлений. Это на 8,5 процента меньше, чем в 2012 году. Сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие.

Хотелось бы отметить, что на протяжении последних 5 лет прослеживается устойчивая тенденция сокращения количества преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.

Повысилась раскрываемость фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, краж, грабежей, разбоев.

Сотрудниками органов внутренних дел выявлены лица, виновные в совершении 53 тысяч преступлений прошлых лет, из которых более 15 тысяч - тяжкие и особо тяжкие.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты масштабного исследования, в ходе которого в 83 регионах были опрошены более 40 тысяч граждан. Выяснилось, что уровень доверия к органам внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности вырос с 33 процентов в 2009 году до 52 процентов. Более трети респондентов уверены в защищенности своих личных и имущественных интересов.

Последние события, которые происходили совсем недавно в Москве и других городах России, связанные с общественно-политическими мероприятиями, наглядно продемонстрировали реальные перемены - действия сотрудников полиции были безупречны. Они выполняли свои функции максимально корректно и эффективно. Это отмечали как сами граждане, так и представители правозащитных организаций. Например, Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин в интервью центральным СМИ сказал, что действия полиции на митингах можно назвать близкими к идеальным.

Высокая оценка действиям полиции также была дана президентом России Дмитрием Медведевым, который подчеркнул, что «органы полиции показали себя современными, адекватными новой жизни, меняющейся ситуации в нашей стране, на должном уровне обеспечивали безопасность и правопорядок, четко и грамотно действовали в ходе проведения общественных мероприятий».

Зримые результаты и конкретные изменения, демонстрирующие, что полиция действительно отличается от милиции в лучшую сторону, уже имеются. Это регулярно доводится до общественности. На Интернет-ресурсе МВД публикуется более 19 тысяч информационных материалов о различных аспектах деятельности органов внутренних дел, что почти в 2 раза больше, чем в 2011 году.

Созданная в социальной сети «В контакте» интернет-страничка МВД весьма популярна среди пользователей. На ней в открытом доступе рассматриваются самые разные вопросы правоохранительной деятельности, благодаря чему граждане - а это преимущественно молодежная аудитория - получают возможность высказывать свое мнение, а также предлагать темы для обсуждения.

В августе 2011 года на портале youtube.com был открыт собственный «Официальный канал МВД России», где размещаются и сегодня информационные и профилактические материалы. Пользователи могут увидеть разнообразные ролики с советами, как не стать жертвами преступников и как защитить себя и своих близких от злоумышленников. Ведомство подготовило несколько роликов о детской безопасности, интернет-мошенничествах и борьбе с преступлениями, совершаемыми в транспорте.

Главная цель - своевременно предупредить граждан о возможных преступлениях, а, следовательно, постараться их предотвратить. Если вовремя подробно и наглядно рассказать о схемах мошенников, то пользователи будут более бдительны и подготовлены к различным чрезвычайным ситуациям.

Полиция (ранее - милиция) - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция является чрезвычайно значимым общественным и государственным институтом, поэтому студенту важно понимать место и роль полиции в современном обществе и уметь выстроить взаимодействие с сотрудниками полиции.

Каждому человеку, в том числе студенту, следует осознать, что полиция является инструментом воздействия государства, которое служит интересам общества.

Трудовые права несовершеннолетних.

Кубынина Анастасия, 8ЮТ

Общественные отношения между людьми в трудовом коллективе для выполнения личным трудом определенной работы за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку.

Источники трудового права

  • Конституция РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Закон РФ «Об охране труда»

  • Закон РФ «О занятости РФ»

  • Локальные нормативные акты.

Признаки трудовых отношений:

  • Возникают на основе соглашения

  • Возникают при применении труда непосредственно

  • Являются возмездными (труд оплачивается)

  • Предполагают включение в трудовой коллектив

Ограничения в отношении труда несовершеннолетних

  • Достижение определенного возраста - 16 лет

  • Согласие родителей, если начинает работать до достижения 16 лет

  • Ограничения, связанные с местом и характером предстоящей работы

  • Заключение договора с 14-летними, для выполнения легкого труда, с согласия родителей

  • В исключительных случаях заключение договора с не достигшими 14 лет

Права несовершеннолетних

В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Они также должны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, соблюдать требования по охране труда, бережно относиться к имуществу работодателя.

Закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах.

Запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (работа в ночных клубах, кабаре, организациях игорного бизнеса, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями и т.д.)

Перечень профессий, на которых нельзя использовать труд молодых работников, утверждается правительством РФ. В этот перечень включены пожарные, водолазы, взрывники, шахтеры и т.д.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск несовершеннолетних - 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть ему предоставлен до истечения 6 месяцев непрерывной работы. При заключении трудового договора с молодыми работниками запрещено устанавливать условие об испытательном сроке.

Несовершеннолетние работники несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Изучая закон!

Дойникова Кристина, 1 ют

Сегодня мы все чаще задумываемся о наших правах, способах их защиты. Изменилось время, люди, общество, законы. Изменились и потребности людей. Никто не хочет быть пешкой в руках нашей власти, а поэтому каждый должен знать все тонкости наших прав и обязанностей.

Продолжая мероприятия месячника кафедры «Правоведения», Студенческий совет совместно с преподавателями кафедры и членами комитета по профилактике правонарушений провел 3 октября очередной десант в группы неюридического профиля по актуальной правовой тематике.

В этот раз наши будущие юристы, студенты групп 1 ют и 8 ют разделись на команды, выбрав для правового просвещения довольно интересные и актуальные темы.

По отзывам слушателей, самыми яркими темами были «Права потребителей» и «Прием на работу. Мое первое собеседование».

Более того, докладчики выбрали необычный подход к проведению десанта. Для слушателей была подготовлена интересная ролевая игра, где, работая в группах, студенты разыгрывали попавшуюся правовую ситуацию и сами старались находить правильный путь решения.

Как показала практическая часть десанта, студенты, к сожалению, не всегда правильно могут поступить в, казалось бы, обычной жизненной ситуации. И все из-за незнания законодательства.

Каждый день мы сталкиваемся с правовыми проблемами и даже не знаем, как защитить и отстоять свои права. Поэтому значимость и важность правовых десантов как одного из ключевых способов повышения правовой культуры у студентов неоспорима.

Нужно отметить, что интерес к правовым десантам у студентов постепенно возрастает, что очень важно. А процесс подготовки докладчиков к мероприятию повышает их уровень знаний в области права. Общение студентов друг с другом в непринужденной обстановке придает выступающим уверенности в себе и дает уникальную возможность почувствовать себя практикующим юристом.

Студенческий совет открыл эффективный механизм работы, который будет только совершенствоваться и развиваться!

Гражданин как субъект трудового права

Кутина Янина, Разживина София, 1ЮТ

Правовой статус гражданина как субъекта трудового права следует отличать от правового статуса работника. Гражданин становится субъектом отношений, регулируемых трудовым правом, уже тогда, когда занимается поиском подходящей работы. Здесь возникают отношения по обеспечению занятости и трудоустройству, которые предшествуют трудовым отношениям.
Правовой статус гражданина как субъекта трудового права состоит из общих для всех граждан основных конституционных прав в сфере труда.

Юридические гарантии этих прав имеют определенные особенности (например, для несовершеннолетних лиц или инвалидов устанавливаются квоты при приеме на работу, т.е. названные категории помимо общих гарантий имеют специальные гарантии при трудоустройстве).
У гражданина трудовая правосубъектность возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда он самостоятельно может устроиться на работу (ст. 63 ТК). В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Юридическая природа возрастного критерия трудовой правосубъектности граждан состоит в том, что именно с этим возрастом связывается по закону достижение ими трудового совершеннолетия. В трудовых правоотношениях несовершеннолетние работники приравниваются к гражданскому совершеннолетию (т.е. лицам, достигшим 18 лет), а в области охраны труда, продолжительности рабочего времени пользуются определенными льготами (например, сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск).
Кроме возрастного критерия, характеризующего трудовую правосубъектность граждан, существует и волевой критерий, т.е. состояние волевой способности граждан к труду. Так, психически больной, находящийся под опекой, не может быть субъектом трудового права, поскольку не обладает способностью отвечать за свои действия, а опекун не может за него заключить трудовой договор, т.к. по трудовому договору работник обязуется лично выполнять трудовую функцию. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, не могут быть субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
Конституция РФ, Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ закрепили принцип свободы труда и запрет принудительного труда, поэтому имеющаяся у гражданина трудовая правосубъектность может быть им и не реализована. Законодательство гарантирует равную для всех граждан трудовую правосубъектность, ее ограничение допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Так, специальным законодательством установлены возрастные ограничения либо ограничения, связанные с квалификационными требованиями (например, на государственную службу принимаются лица, достигшие 18 лет; судьей может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование). Кроме того, суд в соответствии с Уголовным кодексом РФ или Кодексом об административных правонарушениях может на определенный срок лишить гражданина в случае совершения им преступления или административного проступка соответственно права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. Ограничение трудовой правосубъектности может быть лишь частичным и временным. Полное и бессрочное лишение гражданина трудовой правосубъектности не допускается.
Основные статутные права гражданина закреплены в ст. 37 Конституции РФ.
Рассмотрим такую категорию граждан - субъектов трудового права, как лица наемного труда. Правовой статус работника, т. е. его правовое положение по отношению к конкретному работодателю, имеет свои разновидности в зависимости от видов трудовых договоров и правоотношений. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работником может быть и иностранный гражданин, и лицо без гражданства (ст. 11 ТК РФ).

Для отдельных категорий граждан и иностранцев установлены специальные требования при приеме на работу - они должны обладать специальной трудовой правосубъектностью. Например, в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, который хочет работать в Российской Федерации, должен получить подтверждение на право трудовой деятельности, а организация-работодатель - разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Основные трудовые права и обязанности работников предусмотрены ст. 21 Трудового кодекса РФ. Эти статутные права и обязанности относятся абсолютно ко всем работникам. Они устанавливают границы возможного (права) и должного (обязанности) поведения в их трудовых отношениях с работодателем.
Необходимым элементом, определяющим статус работников, служат гарантии их прав. Юридическими гарантиями статутных трудовых прав и обязанностей являются правовые средства и меры, установленные трудовым законодательством для их реализации и защиты.
В содержание правового статуса граждан как субъектов трудового права входит ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Юридическая ответственность за нарушение трудового законодательства может быть дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ); материальной (ст. 238 ТК РФ); административной, гражданско-правовой, уголовной (ст. 419 ТК РФ).
Вторую категорию граждан как субъектов трудового права составляют работающие собственники. Трудовое право регулирует трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ. Трудовая правосубъектность в этом случае тесно переплетается с гражданской правосубъектностью, поскольку отношения, возникающие на основе договора о членстве, регулируется гражданским законодательством. Правосубъектность работающих собственников регламентируется двумя отраслями права: гражданским и трудовым.
Граждане как субъекты трудового права могут быть и работодателями. Физическое лицо выступает работодателем, когда оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо принимает на работу домашнюю работницу, гувернантку, секретаря, т.е. использует чужой труд для обслуживания своего домашнего хозяйства или оказания помощи в творческой либо научной деятельности.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. С получением статуса предпринимателя гражданин получает и статус работодателя - субъекта трудового права. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц, установлены гл. 48 Трудового кодекса РФ. К сожалению, трудовое законодательство не регламентирует минимального возраста граждан-работодателей. Целесообразней было бы установить для предпринимателей трудовую правосубъектность с 18 лет, т.е. с достижения гражданского совершеннолетия. Подобное мнение уже было высказано в юридической литературе (А.Б. Панина, А.С. Пашков, О.В. Смирнов). В трудовых отношениях работодатель - физическое лицо выступает непосредственно от своего имени и в своих интересах.
Часть 4 ст. 11 Трудового кодекса закрепляет, что "на территории Российской Федерации правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации". На этом основании иностранные граждане и лица без гражданства могут быть не только работниками, но и работодателями со всеми их правами и обязанностями.

Защита прав потребителей.

Орлова Елена, Осадчая Стелла, 1 ЮТ

Законодательство России, защищающее права и интересы потребителей, еще очень молодо, практику его применения невелика. Органами власти России и субъектов Федерации прилагаются заметные усилия для превращения этой области права из набора лозунгов и деклараций в реальную силу, с которой должны считаться и небольшие производители, и монополисты, и предприятия-импортеры, а также граждане-предприниматели, занимающиеся производством продукции и ее реализацией.

Знание установленных правил позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно - убытков от экономических и административных санкций.

I . Права потребителей

Одним из важнейших прав потребителя является установленное законом право на получение товара, соответствующего по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах, а также, чтобы товары при обычных условиях их использования, при хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняли вред имуществу. Товары, которые соответствуют указанным требованиям, принято называть товарами надлежащего качества.Следует иметь в виду, что соответствие качества товара обычно предъявляемым требованиям означает соответствие качества товара уровню развития науки, техники и технологии пригодности товара целям, для которых он обычно используется.Качество продукции должно соответствовать всем этим требованиям. При несоответствии хотя бы одному из них она должна считаться продукцией ненадлежащего качества (с недостатками) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Все вышеуказанные требования относятся не только к товарам, но и к результатам работ и услуг, выполняемых продавцами и исполнителями независимо от их форм собственности и организационных форм.

1.1 Право потребителя на получение информации о товаре.

Информация потребителя об изготовителе товара и его продавце является основополагающим моментом в обеспечении защиты прав потребителей.Потребитель должен знать, кто является продавцом товара, его изготовителем, кто будет выполнять для него работу, оказывать услугу. Эта информация необходима не только для того, чтобы избрать производителя (продавца), который пользуется доверием потребителя, но - самое главное - для того, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения. Поэтому закон о защите прав потребителей (ст. 8, 9) предусматривает право потребителя на указанную информацию. Продавец обязан представить потребителю точные сведения о его юридическом адресе, изготовителе, фирменное его наименование, а если это предприниматель - свое название. Изготовитель может сообщить эту информацию через производственную марку. В этой связи торговым предприятиям предписывается иметь вывеску с необходимой информацией: фирменное наименование, указание на правовую форму организации и деятельности, режим работы и местонахождение. Если предприятие имеет иной юридический адрес, указывается и это адрес. На вывеске могут быть и другие обозначения, которые, однако, не должны вводить потребителя в заблуждение относительно характера деятельности предприятия. Торговые предприятия должны информировать потребителей о правилах продажи реализуемых ими товаров.

Большое значение имеет информация о самом товаре. По продовольственным товарам потребитель может узнать их состав, включая пищевые добавки, вес или объем содержимого в единице товара, калорийность товара, а также наличие вредных веществ (если таковые имеются). Если в продтоварах имеются вещества, которые противопоказаны при отдельных заболеваниях, на упаковке или иным способом делается предупредительная надпись. На упаковке продтоваров (а также иных товаров, потребительские свойства которых могут ухудшиться со временем) должны быть указаны срок годности и правила хранения.

По непродовольственным товарам должны перечисляться их потребительские свойства и указаны гарантийные обязательства изготовителя (если такие имеются), а также правила и условия их безопасного использования, срок службы.

Ко всем товарам относятся и такие общие требования информации, как наименование (номер) стандарта, а если товар подлежит обязательной стандартизации -сертификат соответствия. Следует подчеркнуть, что продукты питания, в том числе упакованные или расфасованные, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения (это относится и к продовольственным товарам). Необходимо отметить, что информация о товаре, предложенная на иностранном языке, не является ее представлением. Для импортных товаров допускается обозначение нормативного или технического документа не наносить. Особо установлен порядок обеспечения информации на русском языке на импортных продуктах питания. Правительством РФ в целях усиления контроля за качеством и безопасностью ввозимых в страну продуктов питания, с 1.05.1997 г. запрещена продажа импортных продуктов питания без информации на русском языке и в связи с этим утверждены правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке.

В соответствии с этими Правилами информация должна быть размещена на упаковке или этикетке. В случае небольших размеров упаковки или этикетки, на которых невозможно поместить необходимый текст полностью, допускается изложение информации о товаре или части ее на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация о продуктах питания с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения:

наименование продукта и его вид;

страна, фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено

и буквами латинского алфавита);

вес или объем продукта;

наименование основных ингредиентов, входящих в состав продукта,

включая пищевые добавки;

пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для продуктов,

предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);

условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности

или требующих специального хранения);

срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок

хранения);

способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского

питания продуктов);

рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых

добавок);

условия применения, включая противопоказания при отдельных видах

заболеваний;

иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов, санитарных правил и правил продажи отдельных видов товаров.

Особо следует отметить, что на импортные продукты питания должна быть и информация об их сертификации. Информацию о сертификации серийно изготовляемых пищевых продуктов наносит изготовитель в виде знака соответствия.

Отсутствие знака соответствия является информацией о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация о сертификации пищевых продуктов должна быть представлена с каждой партией продукта в виде сертификата, выданного в установленном порядке на конкретное наименование продукта. Информацию о сертификации неупакованных пищевых продуктов проставляют в сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.

На этикетке должна быть указана информация о специальных способах обработки пищевых продуктов, таких, как облучение ионизирующим излучением сырья, полуфабрикатов, самого продукта или его ингредиентов, информацию о такой обработке располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а в случае использования облученного основного ингредиента - рядом с его наименованием в списке ингредиентов. Продукт может сопровождаться и другой информацией, в том числе рекламной, характеризующей продукт (кроме продуктов детского питания для детей первого года жизни).Согласно закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену товара (п. 2 ст. 10).

Список литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: [с послед. изм. и доп.]

3.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г.: [с послед. изм. и доп.]

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации, с изм. От 29.12.2004 б № 201-ФЗ

5. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 3-фз

6. Гражданское право. Том 2/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2012.

Справочно - правовая программа «Гарант»

Справочно-правовая программа « Консультант - плюс»


© 2010-2022