Дополнительная общеразвивающая программа «Жемчужина»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Толькинский центр дополнительного образования детей»
















Дополнительная общеразвивающая программа

«Жемчужина»



Составитель: Зуева Наталья Васильевна,

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации программы: 2 года






















Толька, 2014 г.


Пояснительная записка


Основная задача эстетического воспитания - развивать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому.

Дополнительная общеразвивающая программа «Жемчужина» соответствует основной цели образования в России, направленной на развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, инициативы, стремления к самосовершенствованию.

Программа «Жемчужина» разработана в соответствии с ФЗ 273 «Об образовании в РФ».

Программа предназначена для детей 7-12 лет. Предметом изучения программы является ансамблевое исполнительство в традиционной народной манере.

Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся не требуется специальных знаний и умений. Музыкальный материал подбирается с учётом возрастных особенностей.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Программа рассчитана на 2 учебных года, 1 год обучения 144 часа, 2 год 144 часа.

Новизна программы

Новизна программы «Жемчужина» состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение не только народной песни, но и неотделимых от нее: элементов народно-бытовой хореографии, народных музыкальных инструментов.

Новизна программы в первую очередь в компетентностном подходе к результатам освоения программы, на что акцентируют внимание документы по модернизации российского образования. Ведущей идеей программы является социально-педагогическая поддержка развития личности обучающихся и формирование их возможностей раскрыть и реализовать творческий потенциал в художественной деятельности. Данная программа направлена на разностороннее развитие личности, в ней используются разнообразные виды и формы образовательной деятельности: инсценировка сказок, исполнение песен с движением, хороводы, пляски, обряды, игры. Все это способствует развитию у детей мышления, музыкальной памяти, формированию музыкального вкуса, воспитанию творческой личности.

Отличительной особенностью программы является то, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач дополнительного образования детей в условиях модернизации системы образования.

Актуальность программы

Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

В процессе изучения народного ансамблевого пения дети осваивают основы вокально-хорового исполнительства, развивают художественный вкус, приобщаются к изучению культуры родного края, расширяют кругозор.

Изучение традиционной песенной культуры позволяет вызвать у детей интерес к историческому и культурному прошлому. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать любовь к культуре, традициям, обычаям. Программа фольклорного ансамбля в системе дополнительного образования позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению русской народной песенной культуры.

В современном мире, когда нагрузка у школьников значительна - и интеллектуальная, и эмоциональная, - народное пение является наиболее понятным, доступным видом творчества, благодаря которому ребенок раскрепощается. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей, вплоть до юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастет здоровым нравственно. Младенческие колыбельные песни, пестушки, потешки - это своеобразный вклад народной педагогики, нашедший доступные для детей слова и поэтические образы. Эти песни в воспитательном отношении направляют детей и готовят их к жизни.

Обычаи русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты, находят отражение в детских песнях. Эта конкретная традиционная форма, включенная в жизненную ситуацию, способна развить, поддержать и приумножить творческие способности как таковые. Это касается всего, что связано с личностью и оказывает непосредственное влияние на формирование эмоций, памяти, смекалки, умения гармонично общаться с другими людьми, оставаясь самим собой. Уникальность народной песни как формы в том, что она помогает сохранить и приумножить человеческую природу.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламацию, игру на шумовых музыкальных инструментах, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Практическая значимость

Программа несет практическую значимость и может быть реализована в учреждениях дополнительного образования.

Обучающиеся могут применять полученные знания, умения при проведении и участии концертных мероприятий, как в школе, так и в творческом объединении. На занятиях осуществляется психологическая и практическая подготовка обучающихся к выбору профессии. Опыт, полученный на уроках фольклора, обязательно пригодится детям в повседневной жизни, в общении с окружающими, в образовательной и трудовой деятельности.

Цель: формирование у обучающегося способности к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Образовательные:

-дать общее представление о содержании и объёме понятия «фольклор»;

-о классификации фольклора;

-основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

Развивающие:

-развивать кругозор;

-интерес к народному слову, его истории;

-навыки фольклорного исполнения.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие;

-воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучение обучающихся детскому фольклору строится по принципу от простого к сложному.

Условия приема в группу

-наличие у ребенка желания к занятиям;

-наличие чувства ритма, слуха;

-отсутствие противопоказаний.

Основание для отчисления: длительный пропуск занятий без уважительной причины, невыполнение требований педагога.

Режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 час. Перерыв между занятиями 15 минут.

Методы организации образовательного процесса

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. В занятиях фольклором большое значение уделяется игре. Игра соответствует природе детей, в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умение, навыки, развивает свою фантазию.

В программе большое место уделяется изучению основных традиционных обрядов и тому репертуару, который может быть исполнен детьми.

В процессе занятий изучаются элементы фольклорного театра. Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «скачущую лошадку», «летящего жука», «птичку» и др.

Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения, танца, исполнительства на народных инструментах и прикладного творчества), создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность.

Большое внимание необходимо уделить развитию слуха, умение «снимать» песню с голоса педагога, развитию музыкальной памяти, росту творческой активности, музыкального воображения и основам импровизации.

Методическое обеспечение программы.

Проблема формирования основ эстетической культуры и общего гуманитарного развития воспитанников очень велика. Занимаясь музыкой, они накапливают впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит их культурное и общее развитие. Издавна искусство признавалось важным средством формирования личности человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что эстетическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирование эмоциональной сферы, совершенствование мышления, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Методика народного пения развивается на общепедагогических положениях дидактики и на специфических музыкально- педагогических принципах.

1.Принцип единства художественного и технического развития творческого коллектива.

Придавая огромное значение развитию вокальной техники, без которой немыслимо реальное осуществление художественных замыслов, нужно всегда помнить, что задачи развития творческого коллектива должны быть полностью подчинены художественным целям.

2. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения.

Руководствуясь этим принципом, следует выбирать репертуар и упражнения от простого к сложному. По мере прочного овладения пройденным материалом следует постепенно усложнять его, вводить новые темы, новые задачи вокального мастерства.

3.Принцип индивидуального подхода к обучающемуся.

Педагог обязан заботиться о здоровье своих воспитанников. Границы возможностей каждого ученика бывают разные, как выносливость и крепость голосового аппарата, так и общая физическая выносливость. Голос со временем развивается, но индивидуальные особенности каждого обучащегося, нужно знать, с ними нужно считаться и не допускать переутомления.

Методы и формы работы

Для успешной реализации программы используются такие формы организации образовательного процесса как:

1.Беседа, где излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

2.Практические занятия, на которых дети приобретают вокально-хоровые навыки, разучивают народные песни, элементы народной хореографии.

3.Занятие-постановка - репетиция, отработка концертных номеров, театрализованных представлений, обрядов, развитие актерские способности детей.

4.Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

5.Занятие-концерт. Заключительное занятие, завершающее тему, проводится для обучающихся, родителей и педагогов.

В качестве методов работы избраны следующие: творческий, игровой, метод импровизации, наглядности и словесный метод.

Творческий метод - используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое.

Игровой метод, целью которого является не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Метод импровизации - умение использовать свое воображение и совмещать его с уже приобретенными знаниями и навыками.

Метод наглядности - наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

Словесный - словесное (образное) объяснение, сочетающееся с правильным показом.


Учебно-тематический план

1 год обучения.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Раздел «Вокально-хоровая работа».

2.1. Работа над дыханием,
дикцией, опорой,
интонацией.

2.2. Пение в народной манере.

2.3. Формирование ансамблевого
пения в унисон.

4

36

40

3

Раздел «Народная хореография».

3.1. Выработка правильной осанки.

3.2.Основные положения рук и ног.

3.3.Танцевальные шаги.

3.4.Притопы. Русский поклон.

4

36

40

4

Раздел «Народное творчество».

4.1. Народные игры.

4.2. Православная культура.

4.3. Народный календарь.

4.4. Устный фольклор.

10

30

40

5

Раздел «Воспитательно-познавательная деятельность».

Посещение концертов, музеев, выставок.

4

4

8

6

Раздел «Концертная деятельность».

Участие в концертах, конкурсах.


10

10

7

Итоговое занятие.

2

2

4

8

Итого:

25ч

119ч

144 ч


2 год обучения


1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Раздел «Вокально-хоровая работа».

2.1. Пение в народной манере.

2.2. Пение на одном дыхании.

2.3. Знакомство с дирижёрскими
жестами.

2.4. Понятие о средствах
музыкальной выразительности.

2.5. Певческая установка.

2.6.Цепное дыхание.

2.7.Пение на легато, стаккато,
нон легато.

2.8.Двухголосие.

10

35

45

3

Раздел «Народная хореография».

3.1. Игровые хороводы.

3.2. Постановка хороводов.

3.3. Изучение дробей.

3.4. Платочек в русском народном

танце.

3.5. Танцевальные шаги.

3.6. Ковырялочка, гармошечка.

3.7. Вращения. Хлопушки.

3.8. Пляска - импровизация.

10

35

45

4

Раздел «Народное творчество».

4.1. Жанры фольклора.

4.2. Народный календарь.

4.3. Устный фольклор.

4.4. Традиционный костюм.

4.5. Традиционные инструменты.

4.6. Устный фольклор.
4.7. Символика.

10

16

26

5

Раздел «Воспитательно-познавательная деятельность».

Посещение концертов, мастер-классов, театров.

2

8

10

6

Раздел «Концертная деятельность».

Участие в концертах, конкурсах.

10

10

7

Итоговое занятие.

3

3

6

8

Итого:

36

108

144ч

Содержание разделов и тем 1 год обучения

1

Вводное занятие (2 ч). Инструктаж по правилам техники безопасности. Постановка целей и задач деятельности первого года обучения. Подбор репертуара.

2

Раздел «Вокально-хоровая работа» (40 ч).

2.1. Выработка правильного дыхания, четкой дикции, опертого звука,
чистой интонации.

2.2. Формирование вокально-хоровых навыков пения в народной
манере.

2.3. Формирование чистого и слаженного ансамблевого пения в
унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, под
фонограммы.

3

Раздел «Народная хореография» (40 ч).

3.1. Выработка правильной, красивой осанки.

3.2. Основные положения рук и ног.

3.3. Виды танцевального шага: простой, с притопом, шаркающий.

3.4. Притопы: на сильную и на слабую долю такта. Русский поклон:
поясной и глубокий.

4

Раздел «Народное творчество» (40 ч).

4.1. Знакомство с народными играми, обрядами.

4.2. История православной культуры.

4.3. Народный календарь.

4.4. Устный фольклор: колыбельные песни, потешки, сказки.

5

Раздел «Воспитательно-познавательная деятельность» (8ч).

Посещение концертов. Экскурсии в музеи, выставочные залы. Фольклорные экспедиции.

6

Раздел «Концертная деятельность» (10 ч).

Подготовка и проведение концертных, театрализованных программ. Участие в конкурсах, фестивалях.

7

Раздел «Народное творчество» (26 ч).

4.1. Жанры фольклора: обрядовый и не обрядовый фольклор.

4.2. Народный календарь.

4.3. Устный фольклор: заклички, колядки, шуточные гадания,

поговорки.

4.4.Традиционный костюм юга России.

4.5. Традиционные инструменты юга России.

4.6. Народный календарь.

4.7. Устный фольклор: небылицы, загадки, пословицы, шутки,

приметы.

4.8.Символика - история, обозначение.

8

Итоговое занятие (4 ч).

Обобщение и систематизация материала по пройденным разделам и темам. Формы проведения: контрольный урок, концерт.

Содержание разделов и тем 2 год обучения

1

Вводное занятие (2 ч).

Инструктаж по правилам техники безопасности. Постановка целей и задач деятельности второго года обучения. Подбор репертуара.

2

Раздел «Вокально-хоровая работа» (45 ч).

2.1.Закрепление и дальнейшее совершенствование вокально-хоровых
навыков пения в народной манере.

2.2.Развитие диапазона голоса, пение на одном дыхании, тянуть звук.

2.3.Знакомство с дирижёрскими жестами, умение следовать им.

2.4.Понятие о средствах музыкальной выразительности.

2.5.Работа над соблюдением при пении певческой установки.

2.6.Закрепление навыков цепного дыхания.

2.7.Закрепление навыков пения на легато, стаккато, нон легато,
умение брать быстрый вдох в подвижных песнях.

2.8.Создание двухголосия.

3

Раздел «Народная хореография» (45 ч).

3.1. Игровые хороводы. Навык пения в сочетании с движением.

3.2. Постановка хороводов. Изучение фигур хороводов.

3.3. Изучение дробей: простая дробь, на первую и третью долю.

3.4. Платочек в русском народном танце.

3.5. Виды танцевального шага: переменный, с припаданием на одну
ногу, «тройной притоп».

3.6. Ковырялочка, гармошечка, ёлочка.

3.7. Вращения. Хлопушки, присядка.

3.8. Танок с лентами. Пляска - импровизация.

4

Раздел «Воспитательно-познавательная деятельность» (10 ч).

Посещение концертов. Экскурсии.

5

Раздел «Концертная деятельность» (10 ч).

Подготовка и проведение концертных, театрализованных программ. Участие в конкурсах, фестивалях.

6

Итоговое занятие (6 ч).

Обобщение и систематизация материала по пройденным разделам и темам. Формы проведения: контрольный урок, концерт.

Концертная деятельность


Месяц

Название мероприятия

октябрь

Концертная программа «Подари улыбку миру» для родителей обучающихся. Участие в концерте ко Дню пожилых.

ноябрь

Концерт «Ты у меня одна» ко Дню матери. Участие в концерте ко Дню Единства.

декабрь

Новогодний концерт.

январь

Рождественские посиделки

февраль

Концерт ко Дню Защитника Отечества

март

Отборочный тур творческого проекта «Полярная звезда»

апрель

Участие фестивалях и конкурсах.

май

Концерт в честь Дня Победы.

Отчётный концерт

Виды и формы педагогического контроля


Для проверки знаний, умений и навыков в творческом объединении используются такие виды и методы контроля как:

Входной - направлен на выявление требуемых на начало обучения знаний (игры, опрос, прослушивание).

Текущий - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях и умениях обучающихся (опрос, беседа, наблюдения, открытое занятие.).

Тематический - осуществляется по мере прохождения темы, раздела с целью систематизирования знаний обучающихся (творческие проекты, праздники).

Итоговый - проводится в конце полугодия, учебного года. Здесь целесообразно использовать участие в конкурсах, концертах, творческих проектах, итоговых и открытых занятия.

Воспитательная работа

Большое значение в объединении имеет воспитательная работа, которая помогает обучающимся, а также их родителям сплотиться в один дружный коллектив. Несомненно, необходимо проводить ряд «вне учебных» развлекательных мероприятий, в которых могут также участвовать и обучающиеся других объединений. Такие преобразования имеют большое значение в воспитании интересов и вкусов обучающихся.

Модель выпускника

Включает в себя следующие качества и характеристики:

■ на личностном уровне:

  • духовно-нравственные качества:

  • доброта;

  • ценностное отношение к своей семье, к друзьям, к Родине;

  • любовь к животным;

  • уверенность в себе;

  • толерантность;

  • уважение к культуре других народов.

  • коммуникативные способности:

  • легкость установления контакта;

  • поддержание разговора;

  • способность управлять своим поведением в общении;

  • умение договариваться.

  • художественно-творческие способности:

  • эмоциональное, эстетическое восприятие окружающего мира;

  • творческая активность;

  • развитое продуктивное воображение, образное и логическое мышление;

  • речевое развитие ребёнка.

■ на предметном уровне:

  • владеть навыками исполнения произведений в народной манере;

-владеть навыками исполнения одноголосных и двухголосных произведений с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;

-иметь представление о традиционной песенной культуре различных областей России;

-иметь представления о русском народном музыкальном творчестве (народном календаре, детском фольклоре, праздниках, обрядах);

-владеть основными элементами народной хореографии;

  • умение петь как в ансамбле, так и дуэтом, трио;

  • умение играть на шумовых музыкальных инструментах;

  • умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.

  • ■ на метапредметном уровне:

  • понимать и выделять главное;

  • пользоваться источниками информации;

  • планировать свою деятельность;

  • анализировать, систематизировать;

  • оформлять, презентовать свою работу; оценивать результаты собственной работы и других.


Условия реализации программы.

  • Сборники аутентичных русских народных песен, обработок народных песен, авторских произведений.

  • Изображения русских народных музыкальных инструментов.

  • Изображения народных костюмов областей России.

  • Сценарии праздников народного календаря.

Учебно-практическое оборудование:

  • Музыкальный инструмент (фортепиано).

  • Комплект народных музыкальных инструментов (глиняные свистульки, деревянные ложки, кугиклы, трещотки, бубен).

  • Сценические костюмы.

  • Сценическая обувь.

Технические средства обучения:

  • Магнитофон.

  • CD/DVD-проигрыватель.

  • микрофоны

Звуковые пособия

  • CD, МР3-записи на дисках.

  • DVD-записи на дисках.

Литература для педагога


Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984г.

Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969г.

Варганова В.В. Русские народные песни. М., 1988г.

Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сб.: Советский фольклор. М., 1986г.

Глебушкин С.А. Традиционный русский костюм. М., Северный паломник, 2008.

Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов

Ф. С. Капица, Т. М. Калядич. - Флинта: Наука, 2002г.

Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972г.

Круглов Ю.Г., Круглов О.Ю., Русское устное народное творчество.
Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2003г.

Народный дневник. Народные праздники и обычаи. М.: Дружба народов, 1991.

Науменко. Г.М. Хоровод - круглый год. Народные праздники и обряды. М.:ВЦХТ, 1999.

Е.В. Куракина, В.Н. Лукина. Основные принципы работы над элементами вокально-хоровой техники, вокально-хоровые упражнения: Методическое пособие для руководителей фольклорных ансамблей, хоров народной песни и детских хоровых коллективов.

Нестерова. Л.А. Методика преподавания хоровых дисциплин.


© 2010-2022