Методика преподавания учебного предмета «Балетная гимнастика» для учащихся младших классов детских хореографических школ и школ искусств

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой









Методическая разработка

Тема: Методика преподавания учебного предмета

«Балетная гимнастика» для учащихся младших классов детских хореографических школ и школ искусств.




Составитель:

преподаватель хореографических

дисциплин Ефремова С.Д.





Тольятти

2015

Пояснительная записка

Настоящее методическое пособие предназначается в помощь преподавателям по предмету «Балетная гимнастика» в детских хореографических школах, школах искусств.

В методической разработке изложены содержание, методика занятий и примеры практического материала, которые проверены на занятиях с детьми младшего школьного возраста.

В пособии содержатся общие положения по балетной гимнастике, методика проведения занятий, методы работы, примерный план проведения урока с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями.









Содержание

I. Введение………………………………………………………………......стр. 4

II. Основная часть:

1. Методика проведения уроков по балетной гимнастике…………..…...стр. 6

2. Методы работы……………………………………………………….......стр. 7

3. Примерный план проведения урока с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями………………………………..стр. 9

III. Заключение……………………………………………………………..стр. 19

IV. Литература……………………………………………………………..стр. 20









Введение


В современном мире всестороннему развитию детей уделяется большое внимание общества. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей и в свою очередь их родителей, и особенно в последнее время приобрело широкое распространение среди дошкольных учреждений, школ дополнительного образования, школ искусств и общеобразовательных школ. Хореографические отделения в таких учреждениях показали себя как представители перспективной формы воспитания детей.

В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь именно в ней закладывается фундамент не только для будущих знаний и навыков, но и фундамент для развития личности в целом. Известно, что на детский организм в хореографических школах падает колоссальная физическая нагрузка. Особенно на начальном этапе обучения от маленького человека требуется самоотдача и самораскрытие. И от того, как мы подготовим будущего танцора к этим физическим и психологическим перегрузкам, как сформируем его организм во всём его комплексе, во многом зависит его успешное обучение в средних и старших классах.

Занятия балетной гимнастикой входят в учебную программу хореографической школы. Основной задачей балетной гимнастики является развитие и улучшение двигательных навыков учащихся, координации движений и выносливости, формирование гармонично развитого тела.

Значение балетной гимнастики в системе хореографического воспитания детей огромно. Главное - это реализация физических резервов организма ребёнка, устранение физических недостатков и рациональное влияние на специальную подготовку тела к профессиональному образованию.

Цель учебного предмета «Балетная гимнастика» - обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, которые способствуют успешному освоению технически сложных движений.

Основные задачи:

- Овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;

- Обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;

- Формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и

освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;

- Развитие способности к анализу двигательной активности и координации

своего организма;

5) Воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности.

Перед предметом «Балетная гимнастика» стоят также важные общевоспитательные задачи. В тесной взаимосвязи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия по балетной гимнастике направлены на воспитание организованной, активной, гармонически развитой волевой личности. Уделяя большое внимание развитию основных двигательных навыков учеников, занятия балетной гимнастикой оказывают огромное влияние на их физическое развитие, на укрепление детского организма. Упражнения балетной гимнастики хорошо развивают мышцы спины, живота и рук, подвижность коленного сустава, верхнюю и нижнюю выворотность ног и амплитуду шага, при этом значительно увеличивая силу мышц и вырабатывая точность координации. Большое преимущество балетной гимнастики в том, что нет большой нагрузки на позвоночник, потому что большинство движений урока выполняются, лёжа на спине или на животе.









Методика проведения уроков по балетной гимнастике

Все вышеперечисленные учебно-методические задачи осуществляются в процессе систематических занятий. В младшем школьном возрасте у детей бурно развивается весь организм. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельство накладывает на преподавателя особую ответственность при определении объема учебной нагрузки учащихся на каждом уроке.

Основная форма проведения занятий - урок. Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. Однако это не ограничивает вариативность проведения занятий, которые могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.

На уроках балетной гимнастики, когда у ребенка восьми-девяти лет еще не окреп позвоночный столб и слабо развиты мышцы и связочный аппарат, упражнения основной части урока исполняются лёжа или сидя на полу. В дальнейшем можно чередовать исходное положение с другими упражнениям: лежа на полу, сидя на полу, стоя лицом к станку, стоя на середине зала и др.

Особое внимание необходимо уделить осознанному исполнению учащимися движений. Они должны знать и понимать, что делают, зачем надо делать так, а не иначе. Сознательное исполнение ускорит выработку мышечных ощущений (напряжение, расслабление), а также закрепление теоретического понимания и практического умения, что положительным образом скажется на качестве исполнения изучаемого материала.

Важная роль должны быть отведена музыкальному оформлению урока. Многие педагоги и концертмейстеры относятся к звучащей на уроках музыке как к положительному фону, помогающему дисциплинировать учащихся, сосредоточить их внимание. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

Занятия необходимо проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с занятия с чувством удовлетворения, и так, чтобы с каждым занятием, они приобретали все больше знаний и навыков. Не следует весь урок громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя. Не рекомендуется использовать при работе с детьми ласкательно уменьшительные слова (головка, ручки, ножки …). Т.е. головка - это голова, ручки - это руки и т.д.

Методы работы


В системе обучения детей важную роль играют формы и методы обучения. Поскольку именно от них зависит реализация и достижение поставленных целей и задач в процессе обучения.

Как писал Луначарский «От методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребёнке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нём почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольётся с психикой ребёнка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю».1

Первый метод, который необходимо использовать преподавателю хореографических дисциплин - это метод организации и осуществления учебного процесса.

Для осуществления данного вида деятельности существует также множество методов при работе с детьми. Определим наиболее важные из них:

1. Метод показа. Показывая детям движения, преподаватель дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Выполняя движения вместе с детьми, хореограф увлекает их и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

2. Словесный метод. Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Преподавателю важно уметь говорить образно.

3. Прослушивание музыки. Для того чтобы ребёнок научился танцевать, необходимо научить его слышать и понимать музыку, её содержимое, о чём она говорит, какое настроение передает.

4. Игровой метод. Для того чтобы учащиеся развивались полноценно и лучше усваивали учебный материал, необходимо использовать различные формы работы с детьми. Преподавателю необходимо знать психологические особенности детей для работы с ними. В младшем школьном возрасте у учеников ещё очень плохо развито внимание, они часто отвлекаются и не могут долго сосредотачиваться на каком-либо задании. Про таких учеников мы так и говорим «невнимательные». Играя, дети легче воспринимают материал. Поэтому важным элементом урока становится игра.

Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес учеников к хореографическому искусству. Дети в таком возрасте ещё не могут воспринимать материал в привычной для взрослого человека форме, поэтому стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями. И если преподаватель видит, что дети на уроке начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные элементы.

5. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что преподаватель по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Второй - это метод контроля за процессом обучения. К нему относятся проверки усвоенного материала, самопроверки, контрольный урок в конце первого полугодия и экзаменационный урок в конце года.

Третий - метод стимулирования и мотивирования учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности, разного рода поощрения проделанной работы для формирования чувства ответственности, обязательств и интересов включает в себя метод стимулирования.

































Примерный план проведения урока с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями

Вход в зал танцевальным шагом.

Урок начинается с поклона.

I. Разогрев

Шаги:

1) Танцевальный шаг;

2) Марш;

3) Шаги на полупальцах по VI (I прямой) позиции;

4) Шаги на полупальцах по I позиции;

5) Шаги на пятках;

Бег:

1) С вытянутыми ногами вперед в продвижении;

2) С согнутыми в коленях ногами назад в продвижении;

3) «Лошадка» (с поочерёдным высоким подниманием ног, согнутых в коленях, наверх);

4) Бег с откидыванием ног, согнутых в коленях назад;

4) Галоп в продвижении в сторону из VI (I прямой) позиции.

Пример комбинации на разогрев (возможна при чётном количестве человек в классе, если количество нечётное, то рисунок комбинации необходимо изменить)

Музыкальный размер: 2/4

Учащиеся стоят в двух линиях в шахматном порядке на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Исходное положение: VI позиция ног, руки на поясе.

4 такта: марш с правой ноги 8 раз обе линии вместе;

4 такта: по 2 марша по точкам с правой ноги (точки - 3, 5, 7, 1 соответственно) выполняет первая линия, вторая линия стоит в исходном положении;

4 такта: по 2 марша по точкам с левой ноги (точки - 7, 5, 3, 1 соответственно) выполняет вторая линия, первая линия стоит в исходном положении;

4 такта: 8 трамплинных прыжков по VI позиции 2 линии выполняют одновременно.

4 такта: 3 галопа левым плечом влево с левой ноги и на счёт «четыре» хлопок исполняет первая линия, одновременно с первой вторая линия делает 3 галопа правым плечом вправо с правой ноги вправо и на счёт «четыре» хлопок так, чтобы вторая линия оказалась в первой, а первая во второй;

4 такта: тем же движением возвращаются обратно на свои места;

4 такта: тем же движением меняются по парам;

4 такта: тем же движением возвращаются на свои места.

II. Упражнения на ковриках:

1. Упражнения для работы головы


1) Наклон вперед начинать макушкой с растягиванием шейного отдела позвоночника. Ось наклона проходит по линии ушей, раскрытых ключиц;

2) Наклоны назад выполнить аналогично с растягиванием шейного отдела, без запрокидывания головы;

3) Наклоны в бок выполнять относительно оси нос-мозжечок с растягиванием шейного отдела позвоночника;

4) Вращательные движения головой.

Шея должна оставаться вытянутой почти в вертикальном положении при любом наклоне, т.к. движение происходит лишь в самой верхней части шеи у основания черепа.

Пример комбинации


Комбинацию необходимо выполнять в медленном темпе. Музыкальный размер: 4/4.

Исходное положение - сидя на коврике, руки на поясе.

1 такт: на счёт «раз-два» наклон головы вперёд, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение;

2 такт: на «раз-два» наклон головы назад, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение;

3 такт: на «раз-два» наклон головы направо, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение;

4 такт: на «раз-два» наклон головы налево, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение;

5 такт: на «раз-два» поворот головы вправо, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение;

6 такт: на «раз-два» поворот головы влево, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение;

7 такт: на «раз-два» поворот головы вправо, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение;

8 такт: на «раз-два» поворот головы влево, на «три-четыре» медленно переводим голову в исходное положение.

В первом полугодии учебного года выполняем наклоны вперёд, назад (обязательно следить, чтобы ученики не запрокидывали голову), направо и налево, а также повороты головой влево и вправо с обязательной остановкой головы прямо.

Со второго полугодия к вышеперечисленным наклонам и поворотам добавляются вращательные движения головой, которые точно также необходимо выполнять медленно и аккуратно.

2. Упражнения для стоп

Стопа - признак профессионализма. Эластичная, гибкая, координированная, сильная, с большим подъемом стопа - сопутствующий элемент танцовщика.

1) «Флажок» (сокращение и вытягивание стопы по I прямой позиции с отрывом пятки работающей ноги как можно выше от пола);

2) «Пальчики» (сокращение и вытягивание пальцев стопы с вытянутым подъёмом по I прямой позиции);

3) «Кулачок» (сократить стопы на себя как бы «скрючивая» её)

4) «Ушки зайчика» (поочерёдное сокращение стоп по I прямой позиции с отрывом пятки работающей ноги как можно выше от пола)

5) «Рыбий хвостик» или круговые движения стоп (исходное положение - вытянутые стопы по I прямой позиции, далее сократить стопы, развернуть стопы в I выворотную позицию, вытянуть стопы по I выворотной позиции, вернуться в исходное положение);

6) Исходное положение - сидя на коленях, пятки плотно прижаты друг к другу (I прямая позиция), руки в положении упора у коленей спереди на полу. Опираясь на руки, поднять бедра с одновременным вытягиванием коленей обеих ног и, упираясь на подъемы ног, вернуться в исходное положение.


Пример комбинации


Исходное положение - лёжа на спине, руки за головой, ноги вытянуты в VI позиции. Музыкальный размер: 4/4

1 такт: на «раз» правой ногой на себя согнуть только пальцы стопы, подъём остаётся вытянутым, на «два» вытянуть пальцы, то же самое левой стопой;

2 такт: на «раз» двумя ногами согнуть пальцы ног, на «два» вытянуть, повторяем ещё раз;

3 такт: на «раз» правой стопой «флажок» (сокращение стопы по VI позиции с максимальным отрывом пятки от пола), на «два» опустить, то же самое левой;

4 такт: «флажок» двумя ногами два раза (на каждый счёт);

5 такт: на «раз» правой стопой «кулачок», на «два» опустить, то же самое левой ногой;

6 такт: «кулачок» двумя ногами два раза (на каждый счёт);

7-8 такты: 4 раза «флажок» (на «раз» - флажок, на «два» вытянуть)


3. Упражнения для развития нижней и верхней выворотности


«Выворотность - анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объём движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности»2.

Одной из основ классического танца, который является основным предметом в хореографической школе, и существенной его особенностью является выворотное положение ног. Наличие, развитие и сохранение выворотности обязательны для учащихся хореографической школы. Поэтому упражнения для воспитания нижней выворотности обязательно должны быть включены в урок балетной гимнастики.

Упражнения для нижней выворотности:


1. «Рыбий хвостик» или круговые движения стоп (исходное положение - вытянутые стопы по I прямой позиции, далее сократить стопы, развернуть стопы в I выворотную позицию, вытянуть стопы по I выворотной позиции, вернуться в исходное положение);

2. Вытягивания и сокращения стоп по II выворотной позиции ног;

3. «Выворотная складочка» (исходное положение - сидя на полу, ноги по I выворотной позиции предельно натянуты. Руками обхватить стопы и сильно натягивать на себя);

4. «Складочка» с оттягиванием носка (исходное положение - сидя на полу, ноги по I выворотной позиции предельно натянуты. Руками пролезть под одноименные колени и стараться до предела вытягивать колени.

Упражнения для верхней выворотности:


1. «Бабочка» (исходное положение - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья». Детям, у которых колени уже лежат на полу, нужно сесть на подставку так, чтобы и пятки лежали на подставке, а колени свободно могли уйти вниз. Также стараемся, нагнувшись вперёд, достать животом до пола так, чтобы одновременно колени касались пола).

2. «Лягушка» (исходное положение - лёжа на животе, ноги максимально согнуты в коленях, пятки максимально подтянуты к себе, колени и таз стараться одновременно прижать к полу)

3. «Угол» (исходное положение - сидя на полу, ноги раскрыть как можно шире в стороны, пятки направить вперёд, наклонить вперёд, стараясь достать животом пола)

Пример комбинации на работу стоп и развития нижней выворотности

Исходное положение - лежа на спине, руки за головой, ноги вытянуты в 6 позицию. Музыкальный размер: 4/4

1-2 такт: на «раз» - флажок двумя ногами, на «два» - развернуть сокращённые стопы в I позицию, на «три» - «рыбий хвостик», на «четыре» - сократить обратно в I позицию, на «раз» - «рыбий хвостик», на «два» - сократить в I позицию, на «три» - «флажок», на «четыре» - вытянуть в VI позицию;

3-4 такт: повторить ещё раз;

5- 6 такты: на «раз» - раскрыть ноги во вторую закрытую позицию, на «два» - развернуть пятками вперёд, на «три» - сократить стопы, на «четыре» - вытянуть, на «раз» - сократить, на «два» - вытянуть, на «три» - развернуть ноги пятками в пол, на «четыре» - собрать в 6 позицию;

7-8 такты: повторить ещё раз.

Упражнение выполняется с максимально натянутыми коленями

Пример комбинации для развития нижней выворотности, а также для растяжки подколенных связок с одновременной работой рук и спины.


Исходное положение - сидя, ноги вытянуты вперёд, стопы развёрнуты в 1 позицию, руки на полу вдоль туловища. Музыкальный размер: 2/4.

На вступление открываем руки в III позицию.

1-4 такты: на «раз» быстро и чётко согнуться прямой спиной вперёд к ногам, на «два» вытянуться обратно - так три раза, на 4 такт - сделать паузу, сидя прямо;

5 - 8 такты: повторить то же самое;

9 - 10 такт: руками «обнять» ноги;

11- 14 такт: вытянуться в «складочку» и лежать 8 счётов;

15 - 16 такты: поднять корпус и сесть ровно, руки перевести в 3 позицию.

Ещё 16 тактов сделать то же самое, но с сокращёнными стопами, развёрнутыми в I позицию. Колени при этом максимально вытянуть, пятки оторвать от пола и зафиксировать данное положение.

4. Упражнения для гибкости спины


Для того, чтобы придать пластичности позвоночнику необходимо развить гибкость спины. Гибкость спины улучшает состояние суставов, сохраняет эластичность межпозвоночных дисков, что позволяет учащемуся делать любые движения с максимальной амплитудой. Гибкость в хореографическом искусстве напрямую связана с грацией и пластикой, поэтому должны быть обязательно включены в урок такие упражнения как:

1. «Сфинкс»;

2. «Коробочка»;

3. «Корзиночка»;

4. «Лодочка»;

5. «Кошечка»;

6. «Мостик» из положения:

- стоя на коленях;

- стоя на вытянутых ногах

Примеры комбинаций

4. 1. Исходное положение - лёжа на животе, ноги вместе в VI позиции, руки вдоль туловища. Музыкальный размер: 2/4.

1-8 такты: на «раз-два» сократить стопы в I позицию, прижав пятки к полу, на «раз-два» - вытянуть обратно. Сделать так 4 раза;

9-16 такты: правой ногой на «раз» - постепенно поднимая и повышая правую ногу назад сократить стопу, на «два» - вытянуть. Сделать 3 раза, доводя ногу до уровня 90°, далее на «раз» - бросить вытянутую ногу к себе, на «два» - опустить. И то же самое левой ногой;

17-24 такта: на «раз-два» - медленно поднять корпус к ногам, гнуться два такта, далее на «раз-два» медленно ложимся, далее на тот же счёт прогнуться в «коробочку»;

25-32 такты: на «раз» - повернуться боком к зрителю, лёжа на животе, на «два» - поднять корпус к ногам, прогнуться в «коробочку», сохраняя положение два такта, на «раз-два» - опустить корпус на пол, далее на тот же счёт сделать «корзинку».

4. 2.Упражнение «Мостик»

Правила выполнения данного упражнения:

1) При ослабленных мышцах, выполняя гимнастический элемент, человек приподнимает тело, опираясь на конечности, но при этом туловище остается практически прямым. Идеальное выполнение характеризуется максимальным пригибанием спины.

2) Одно из важнейших условий - правильное положение ягодиц. Таз должен быть поднят над полом высоко, намного выше, чем уровень опущенной головы. Если ягодицы почти касаются поверхности, упражнение выполнено неправильно.

3) Конечности необходимо максимально выпрямлять. А для этого следует большое внимание уделять разработке суставов, потому что одновременное выпрямление в подобном положении рук и ног для новичка весьма проблематично.

4) Данное упражнение выполняется при ровном и глубоком дыхании. В этом случае нагрузка на диафрагму незначительна, и дыхание не будет сбиваться.


5. Упражнения для развития шага и силы ног (а также для развития подколенных связок, нижней и верхней выворотности)


Примеры упражнений

5.1. Исходное положение - лёжа на спине, ноги вытянуты вперёд, ноги в I позиции, руки в стороны, ладонями вниз. Музыкальный размер: 4/4.

1 такт: passe правой ногой до колена на 2 счёта, на следующие 2 счёта поднять ногу вперёд на 90°;

2 такт: на 2 счёта довести ногу до стороны приёмом demi-rond на 90°, на следующие 2 счёта по полу довести ногу до I позиции.

3 такт: на «раз-два» сократить стопы в I позиции (так, чтобы мизинцы касались пола, а колени были вытянутыми), на «три-четыре» медленно перевести обратно в I позицию;

4 такт: повторить 3 такт;

5-8 такты: повторить то же самое с левой ноги.

9 такт: на «раз-два» passe правой ногой, на «три-четыре» открыть ногу в сторону (так, чтобы не сворачивалось бедро другой ноги);

10 такт: на «раз-два» перевести ногу вперёд через demi-rond на 90°, на «три-четыре» опустить ногу на пол;

11 такт: на «раз-два» сократить стопы в I позиции, на «три-четыре» медленно перевести обратно в I позицию;

12 такт: повторить 11 такт;

13- 16 такты: всё то же самое с левой ноги.

5.2. Исходное положение - лёжа на животе, ноги вытянуты в 1 позицию, руки в стороны, ладонями вниз. Музыкальный размер: 4/4.

16 тактов: сделать то же самое, что в 4.1, только нога открывается назад и так же переводится в сторону, затем со стороны назад.

5.3. Исходное положение - лёжа на спине, ноги вытянуты вперед, стопы в VI позиции, руки за головой. Музыкальный размер: 2/4.

1- 4 такты: постепенно повышая высоту, правая нога поднимается наверх, при этом стопа поочерёдно на каждый счёт сокращается (на «раз»), затем вытягивается (на «два) - так три раза, затем на «раз» - резкий бросок ноги к носу, на «два» - опустить.

5-8 такты: то же самое левой ногой

9-16 такты: повторить ещё раз правой, затем левой ногой.

5.4. «Перекаты»

Исходное положение - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги в VI позиции. Музыкальный размер: 2/4.

1 такт: на «раз-два» сесть в поперечный шпагат;

2 такт: на «раз» - сделать «флажок» двумя ногами, на «два» - вытянуть стопы;

3 такт: на «раз-два» - лечь вперёд, прижав живот к полу;

4 такт: на «раз-два» - собрать ноги сзади через «перекат»

5 такт: «на раз» лечь в поперечный шпагат, на «два» - выпрямить спину (сесть);

6 такт: на «раз» - «флажок», на «два» - вытянуть стопы;

7 такт: на «раз-два» - собрать ноги вместе вперёд;

8 такт: опустить корпус в «складочку».

Повторить упражнение ещё раз.

5. 5. Исходное положение - сидя на полу, ноги вытянуты вперёд, руки вдоль туловища, стопы в 6 позиции. Музыкальный размер: 4/4.

1-2 такты: медленно прогнуться вперёд к ногам, удерживая спину прямой, ложимся в «складочку»;

3-4 такты: медленно перевести ноги в «бабочку», при этом живот прижать к полу, т.е. согнуться вперёд;

5-6 такты: перевести ноги через «перекат» (попереченый шпагат) назад в «лягушку», лежать, мышцами подтягивая копчик и пятки к полу одновременно;

7-8 такты: остаться в «лягушке» и прогнутся назад, стараясь достать головой до пяток, затем опуститься;

9-10 такты: открыть ноги в поперечный шпагат, на «раз-два» - стопы на себя, на «три-четыре» - вытянуть, повторить работу стопами ещё раз в этом же положении;

11-12 такты: лечь вперёд, прижимая живот к полу, при этом сохраняя выворотность ног (пятки «смотрят» вперёд);

13 такт: из поперечного шпагата перейти в шпагат на правую ногу;

14 такт: согнуться вперёд к правой ноге, удерживая спину прямой;

15 такт: перейти в шпагат на левую ногу;

16 такт: согнуться вперёд к левой ноге, удерживая спину прямой.

На заключение собрать ноги вместе.

5.6. Исходное положение - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Колени вытянуты, стопы в положении «рыбий хвостик» в I позиции. Музыкальный размер 4/4.

1 такт: медленно поднимаем правую ногу вперёд на высоту 90°;

2-3 такт: руками тянем ногу к себе так, чтобы оба бедра лежали на полу, пятка в выворотном положении, опорная нога не расслабляется;

4 такт: на «раз - два» отпускаем ногу и стараемся удержать на той же высоте, на «три-четыре» медленно опускаем ногу обратно в положение «рыбий хвостик»;

4 такта: повторяем ещё раз то же самое с правой ноги;

8 тактов: выполняем то же самое с левой ноги:

8 тактов: выполняем то же самое в сторону с правой ноги;

8 тактов: выполняем то же самое в сторону с левой ноги.

5.7.Исходное положение - лёжа на спине, руки за головой. Колени вытянуты, стопы в положении «рыбий хвостик» в I позиции. Музыкальный размер: 2/4.

8 тактов: 7 grands battements jetes правой ногой вперёд, на «раз-два» восьмого такта отдыхаем;

8 тактов: 7 grands battements jetes левой ногой вперёд, на «раз-два» восьмого такта повернуться на левый бок;

8 тактов: 7 grands battements jetes правой ногой в сторону, лёжа на боку, на «раз-два» восьмого такта повернуться на другой бок;

8 тактов: 7 grands battements jetes левой ногой в сторону, лёжа на боку, на «раз-два» восьмого такта вернуться в исходное положение.

5.8. Шпагаты:

- прямой (поперечный);

- с правой ноги, с левой ноги

III. Игра

Одной из любимых игр для детей является «Зеркало». Суть игры заключается в том, что дети разбиваются на пары, начинает звучать музыка. Один из пары начинает импровизировать под музыку, а второй старается скопировать его движения, почувствовать себя его отражением, стараясь сделать так, чтобы наблюдающий не смог отличить первого от второго. Затем ученики меняются местами. Повторить игру можно ещё раз под другую музыку.

IV. Прыжки

1. Трамплинные прыжки по I прямой позиции;

2. Подскоки на месте и с продвижением;

3. «Пингвинчики» (прыжки по I прямой позиции с сокращёнными стопами) в продвижении по диагонали;

4. Прыжки с поджатыми ногами по I прямой позиции по диагонали;

5. «Разножка» (прыжки с разведением вытянутых в воздухе ног в сторону).

Пример прыжковой комбинации

Музыкальный размер: 2/4

Учащиеся стоят в двух линиях в шахматном порядке на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Исходное положение: VI позиция ног, руки на поясе.

2 такта: 4 трамплинных прыжка по I прямой позиции исполняет первая линия, вторая линия стоит в исходном положении;

2 такта: 4 трамплинных прыжка по I прямой позиции исполняет вторая линия, первая линия стоит в исходном положении;

4 такта: 8 «пингвинчиков» (трамплинный прыжок по I прямой позиции с сокращёнными стопами в воздухе) исполняют первая и вторая линия одновременно;

2 такта: 4 «разножки» из I прямой позиции исполняет первая линия, вторая линия стоит в исходном положении;

2 такта: 4 «разножки» из I прямой позиции исполняет вторая линия, первая линия стоит в исходном положении;

4 такта: 8 «поджатых» (трамплинный прыжок с поджатыми ногами по I прямой позиции) исполняют одновременно первая и вторая линия.

В конце урока выполняется поклон.

Уход из класса танцевальным шагом.









Заключение

Таким образом, физические упражнения в учебном предмете «Балетная гимнастика» для учащихся младших классов являются универсальным средством физического воспитания. Уроки балетной гимнастики оказывают положительное влияние не только на освоение практического материала (дети учатся точно воспроизводить и правильно выполнять предлагаемые задания, быстрее осваивать движения и исполнять заданные комбинации), но и на динамическую подготовленность обучающихся, а так же позволяет подтвердить целесообразность использования средств и методов хореографии с элементами балетной гимнастики и их положительное воздействие на развитие такого двигательного качества как гибкость у детей, занимающихся хореографией. В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, как в жизненной практике, так и для формирования двигательных навыков, способствующих успешному освоению классического, народного и современного танца.







Литература


1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1988.

2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. 9-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2007.

3. Луначарский А. В. Учитель, учись. Учительская газета №1, 1924

4. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. Издательство «Медицина», 1972.

5. Нагайцева Л. Г. Балетная гимнастика. Учебное пособие для преподавателей хореографических отделений детских школ искусств.


1 Луначарский А. В. Учитель, учись. Учительская газета №1, 1924.

2 Ваганова А. Я. Основы классического танца. 9-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2007)


© 2010-2022