Доклад на тему: Игрушки народов Севера и их роль в формировании мировоззрения детей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»











Тема:



Игрушки народов Севера и их роль в формировании мировоззрения детей











Ребась Карина

Ученица 5 класса

Руководитель: Серасхова Э.П.

учитель родного (ханты) языка





с.Питляр 2015г.

Введение

Хантыйская легенда о сотворении Земли и людей гласит:

Когда еще не было кукол богов,

Когда еще не было кукол людей,

По реке времени

Нум -Турум путешествовал ...

По хантыйской легенде, до сотворения мира Бог Турум был погружен в раздумья. Время от времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей рядом с порогом. Однажды из упавшей сверху капли вышла девушка, ставшая женой Турума. Вскоре у них появился сын. Однажды, играя на доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей. «Когда он на них дунул, они ожили».

Оказывается, Земля и люди появились в процессе игры. Поэтому игру можно считать очень важным занятием. Игра и игрушка - непременные участники жизни маленького человека. В процессе игры можно отразить жизнь человека.

Цель нашей работы: показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре народа ханты.

Задачи: изучить особенности воспитания детей ханты; раскрыть значение игрушек в воспитание детей ханты.

Гипотеза: допустим, что национальные игры и игрушки являются важнейшим источником воспитания детей коренных народов севера.

Актуальность: В настоящее время идет активный процесс возрождения национальной культуры. Возрождение традиций, обычаев и обрядов.



Роль игры и игрушки в воспитании детей народов севера

Через игрушки ребенок обогащает свои знания, умения, навыки, необходимые для социализации. Игры для детей способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей. Большинство игр детей носит подражательный характер и не имеет правил. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт и жизнь в целом. Игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа.

Интеллектуальные игры

Головоломки

Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы Для того, чтобы лесные звери не разрушали постройки, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далекие времена не было заводских замков, поэтому придумывали свои замки. До наших дней дошли головоломки «из шести палочек», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.

«Вет лов тын юх» - палочка стоимостью пяти лошадей.

Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет. Старый охотник согласился, но только в обмен на пять лошадей. Задача этой головоломки - перегнать кольца на другую сторону, через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

Игра «Щёл» - деревянные палочки.

Функция игры - развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие навыка группирования объектов и определения их количества. Сортировка игральных палочек с одной стороны по парам, а с другой - по одной формирует способность различения четного и нечетного состава числа. Игра развивает ловкость кисти рук.

Игра «Ларынщуп» - летающая вертушка(юла, дуделка).

Это игра сделана по типу лучкового сверла или самострела. Традиционные орудия промысла народа ханты, в уменьшенном виде, как и все игрушки северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребенок развивает мелкую моторику, смекалку, навыки промысла.

Игры и игрушки для девочек

Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно быть лица. Традиционные хантыйские куклы «акань» тоже не имеют лица. Игрушку нельзя делать полностью похожей на живое существо, чтобы в нее не вселялись злые духи. Такая кукла может навредить ребенку. У девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань), маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот). Среди девочек были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: «Ур хот», «Игра в куклы». Игрушки не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. Самостоятельно изготавливая традиционные куклы «акань», а затем, играя с ними, дети начинают наделять их новым смысловым содержанием. Она предстает для него как призма, через которую он видит мир.

Игры и игрушки для мальчиков

Игрушки и игры для мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. Их игрушками были уменьшенные копии настоящих предметов. С раннего детства учились правильно держать нож и самостоятельно изготавливать маленькие лыжи, нарточки, лодочки для игры. В связи с этим их игры все чаще имеют промысловую направленность, готовят к различным условиям жизни, способствуют воспитанию всех физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем.

Спортивные игры

У детей ханты большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Игра с кольцом" и другие. Они развивали физические качества, воспитывали смелость, выносливость. Учили выживать в суровых условиях севера.

Заключение

Истинную душу народа, его характер помогают раскрыть не только то, как он говорит или поступает, но и предметы его творчества, созданные своими руками.

Изучение истории родного края, хантыйских сказок и легенд, декоративно - прикладного искусства народа ханты - все это способствует развитию интереса к культуре, традициям, обычаям своего народа. На протяжении истории хантыйский народ придавал большое значение физическому, умственному развитию личности, через игры и игрушки и оно занимало одно из ведущих мест в воспитании детей. Действительно, использование детьми северных народов простейших игрушек способствовали развитию мелкой моторики, необходимых затем для овладения трудовыми умениями и навыками. При этом игровой характер детской деятельности естественным образом сочетается с ее обучающей направленностью. Тем самым наблюдается некоторая общая тенденция: на этапах развития общества всегда удается провести общую грань между игрой, учением и трудом. В данной работе сделана попытка теоретического осмысления этно-специфической формы декоративно-прикладного, в первую очередь - орнаментального искусства как целостного эстетического, культурного и социально-педагогического феномена и разработки на этой основе развивающей этнопедагогической модели эстетического, физического воспитания подрастающего поколения. Выдвинутая гипотеза, что традиционные игры и игрушки являются важнейшим источником воспитания детей коренных народов севера, подтвердилась.





Список литературы

1.Игры детей обско-угорских народов // Под ред. Е.А. Немысовой. - СПб., 1999.

2.Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов - Тюмень, 1999. - С. 227.

3.Головнев А. Говорящие куклы. - Екатеринбург, 1995.

4.Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.

5.Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.

6.Т.С.Вадичуповой "Учимся мастерить изделия обско-угорских народов"

7. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1988.- 239 с. 8. supersadovnik.ru Национальная кукла.

9. igrushka.kz/vip69/igmovz.php Национальные игры.

10 invur.ru/index.php?page=npot&cat=npub&doc=hanty

11.invur.ru/index.php?page=npot&cat=npub&doc=hanty

12. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. - 470 с.

13. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург, 2002. - 120 с.

14. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры малых народностей Севера//Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. - М.Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. II, с. 237 - 254.



















© 2010-2022