Программа кружка агитбригада «Юные Инспекторы Движения»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка

агитбригада «ЮИД»









Составитель:

Педагог дополнительного образования

Романько Е.В


Срок реализации программы - 1 год.

Возраст детей 11-15 лет























Пояснительная записка


Программа кружка агитбригада «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи программы:

  • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;

  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  • Повысить интерес школьников к велоспорту;

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Общая характеристика курса

Актуальность программы обусловлена тем , что данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5 - 9 классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной и средней школы.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты в реализации программы.

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

  • серии дорожных знаков и их представителей;

  • способы оказания первой медицинской помощи;

  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

  • участия в конкурсах, соревнованиях.

  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Место учебного курса в учебном плане

Программа кружка агитбригада «Юные Инспекторы Движения» предназначена для детей 5-9 классов. Рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 2 час в неделю (72 часа в год).

Содержание программы.

К концу учебного года дети научатся:

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, пользоваться общественным транспортом, управлять велосипедом.

  • знать правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД, серии дорожных знаков и их представителей, техническое устройство велосипеда.

К концу учебного года дети получат возможность:

  • самостоятельно принимать правильное решение;

  • добросовестно выполнять правила дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • быть внимательным и вежливым во взаимоотношениях с участниками дорожного движения;

  • самостоятельно совершенствовать навыки здорового образ жизни.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Введение в образовательную программу кружка.

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка по безопасности ДД.

История правил дорожного движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Изучение правил дорожного движения.

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

ПДД для пешеходов - правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).

Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Движение через железнодорожные пути.

Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов - дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки.

Причины ДТП.

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Фигурное вождение велосипеда.

Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».


Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.

Практика.

1. Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

2. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

3. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

4. Выступление в классах по пропаганде ПДД.

5. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

6.Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

7. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

Тематическое планирование и план-график проведения кружковой работы

«Юные инспектора движения»


п/п

ТЕМА ПРОВОДИМОГО ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов.

Дата

1

Вводное (организационное). Запись в отряд. История создания отрядов ЮИДД. Задачи отряда. Выбор актива отряда. Оформление уголка отряда. Ознакомление с положениями ПДД.

2

3.09

2

Техника безопасности при проведений занятий кружка «ЮИД». Праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы».

2

10.09

3

Подготовка к городскому смотру отрядов ЮИД

2

17.09

4

Подготовка к городским соревнованиям «Юный велосипедист». Ты - велосипедист. Знакомство с устройством велосипеда (практическое занятие). Фигурное вождение велосипеда («восьмерка, перевозка стакана с водой». Практика.

2

24.09

5

Фигурное вождение велосипеда («слалом, качели, проезд в ворота»). Практика. Фигурное вождение велосипеда («сложный слалом, коридор»). Практика

2

01.10

6

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Ознакомление с положениями ПДД. Способы изучения ПДД. Подготовка выступления агитбригады

2

08.10

7

Подготовка выступления агитбригады

2

15.10

8

Игры на моделирование дорожных ситуаций. Изучение общих положений ПДД.

2

22.10

9

Права водителей транспортных средств. Обязанности водителей транспортных средств. Права и обязанности пешеходов. Права и обязанности пассажиров.

2

29.10

10

Подготовка к акции «Дорога требует дисциплины».

2

05.11

11

Применение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Применение аварийной сигнализации. ПДД.

2

12.11

12

Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги. Перекрестки. Типы перекрестков. Переход дороги на регулируемом перекрестке. Решение задач по теме

2

19.11

13

Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. Расположение транспортных средств на дорогах

2

26.11

14

Автомагистраль. Железная дорога. Движение по автомагистралям и железным дорогам. Проезд железнодорожных переездов. Движение транспортных средств.

2

03.12

15

Автомагистраль. Проезд железнодорожных перекрестков.

2

10.12

16

Учебная езда. Перевозка людей и грузов. Буксировка транспортных средств. Учебная езда

2

17.12

17

Группы дорожных знаков. Запрещающие знаки.

2

24.12

18

Предупреждающие знаки. Предписывающие знаки Подготовка к районному конкурсу «Поющий дорожный знак».

2

31.12

19

Знаки сервиса. Информационно - указательные знаки. Подготовка к районному конкурсу «Поющий дорожный знак».

2

14.01

20

Подготовка к районному конкурсу «Поющий дорожный знак».

2

21.01

21

Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка.

2

28.01

22

Места для игр. Дорожные ловушки. Решение задач по теме.

2

11.02

23

Подготовка к акции «Дорога и дети».

2

18.02

24

Разработка положения о конкурсе школьных рисунков и определение тематики рисунков по ПДД. Объявление конкурса по классам.

2

25.02

25

ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме.

2

03.03

26

Ответственность за нарушение ПДД. Решение задач по теме.

2

10.03

27

Подготовка к районному конкурсу «Безопасное колесо 2014»

2

17.03

28

Основы медицинских знаний. Ушибы, вывихи, растяжения. Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

24.03

29

Основы медицинских знаний. Переломы. Виды переломов. Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

31.03

30

Основы медицинских знаний. Кровотечения. Виды кровотечений. Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

07.04

31

Основы медицинских знаний. Ожоги. Виды ожогов. Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

14.04

32

Основы медицинских знаний. Остановка дыхания. Сотрясение мозга Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

21.04

33

Основы медицинских знаний. Поражение электрическим током. Решение задач по оказанию первой доврачебной помощи.

2

28.04

34

Зачет по теме «Основы медицинских знаний. Решение задач по разделу «ПДД

2

05.05

35

Проведение акции «Дети на каникулах»

2

12.05

36

Итоговое занятие отряда. Награждение лучших ЮИДовцев. Велопоход.

2

19.05




Ресурсное обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:


  • Программа

  1. - Государственный образовательный стандарт

  2. Учебный план и учебные программы школы.

  3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

  4. Учебники по ОБЖ, ПДД.

  5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

  6. Газета «Добрая Дорога Детства»

  7. Журнал «Путешествие на зеленый свет»

2

Наглядные пособия


Стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

3

Информационное обеспечение


  • обзор аналитической информации;

  • оформление информационных стендов;

  • банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)

  • контрольные срезы, тесты

4

Учебное оборудование


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

5

Материально-техническое обеспечение:


  • кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;

  • учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ

Компьютер

Мультимедийный проектор




ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.

  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.

  3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы

  4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.

  5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

  6. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

  7. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. - М: «ВАКО», 2006. - 208 с.

  8. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М: «ВАКО», 2006

  9. Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. - Волгоград : Учитель, 2006.

  10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. - Москва -1988.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» - изд-во ЗАО «Новый диск».

  2. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  3. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

  4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.

  6. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.

  7. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.

  8. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.

  9. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.

  10. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  11. Шевченко Г.Н. ОБЖ 7,8 кл.. Поурочные планы .

  12. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12


© 2010-2022