Рабочая программа дополнительного образования детей Азбука берегоши

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа

дополнительного образования детей


«Азбука берегоши»

для детей младшего школьного возраста



Срок реализации 1 год













Тамбов,2015







Пояснительная записка

Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Это вынуждает каждого из нас задуматься: по какому пути идти дальше. Все больше людей понимают, что будущее - за альтернативными, возобновляющимися, экологически чистыми видами получения энергии: солнечной, ветровой, волновой и другими. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто и в быту, и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше энергии, чем ее реально необходимо использовать. Вероятно, наиболее эффективным будет обучение курсу "Азбука берегоши" в детском возрасте. Во-первых, дети, как члены семьи, смогут свои знания передать родителям, во-вторых, через несколько лет именно они станут строителями, руководителями производств, создадут свои семьи.


Содержание программного материала рассчитано на 1 год.

В группу принимаются все желающие, без специального отбора. В группе обучается 10-15 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В наше время люди во всем мире озабочены вопросами охраны природы, рационального природопользования. И все народы начинают повышенное внимание уделять воспитанию нового поколения, образовательным экологическим программам. Участие детей и подростков во внеклассной работе и занятиям в учреждениях дополнительного образования по экологической направленности помогает формировать прочные знания, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о энергии, ее видах; научатся самостоятельно проводить эксперименты, делать проекты.

Основная цель программы:

Воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

Задачи программы:

Образовательные:

-познакомить детей с понятием энергия, ее видами;

-научить самостоятельно проводить эксперименты;

-научить решать экономические задачи;

-помочь детям не только осознать важность экологии, как науки, и получения теоретических знаний, но и создать им условия для активного участия в процессе охраны окружающей среды;

Воспитательные:

-способствовать воспитанию интереса к природе;

-научить детей бережно обращаться с ресурсами Земли;

- поддерживать равновесие в природе и улучшать жизнь человечества путем решения существующих экологических проблем и предотвращения новых;

Развивающие:

-способствовать развитию:

-внимания, памяти, логического и абстрактного мышления;

-творческого мышления.

Содержание программного материала подобрано с учетом возрастных, индивидуальных возможностей, способностей и уровня развития ребенка. Для развития самооценки и взаимооценки проводятся викторины, конкурсы, оценка собственной работы, коллективное обсуждение, изготовление коллективных проектов, экспериментов.Кроме того, содержание занятий предполагает развитие коммуникативных навыков у детей.

Содержание учебного материала предполагает, как теоретическую часть, которая в основном дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, так и практическую (упражнение в усвоении различных техник).

Отдается предпочтение работе, носящей индивидуальный характер.

При выполнении коллективных заданий каждый ребенок выполняет «свою» часть работы. В этом случае на ребенка возлагается большая ответственность, так как от его мастерства зависит результат общей, коллективной работы. Коллективное выполнение работ - наиболее технологически эффективная форма организации занятий, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Кроме того, коллективный способ содействует воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи, а также способствует развитию организаторских качеств личности.

В образовательном процессе используются следующие методы контроля и самоконтроля:

- совместное обсуждение и оценка работ;

- защита работы или творческого проекта;

- самоанализ выполненного задания;

- коллективное планирование и распределение заданий при изготовлении коллективных работ.

В начале учебного года проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков воспитанников, сохранности знаний, умений и навыков. В конце учебного года - итоговая аттестация по разработанным и апробированным методикам, которые позволяют определить уровень теоретической подготовки воспитанников, выявить степень сформированности практических умений и навыков детей, способностей, личностных качеств ребенка, а также соотнести их с прогнозируемым результатом образовательной программы.



Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей 10-11 лет.

Продолжительность обучения- 68 часов.

Периодичность проведения занятий- 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия - 2 часа.

Норма наполнения групп - 10 детей.

Форма организации учебно - воспитательного процесса: групповая.



Методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:

в обучении:

-словесный (беседа, рассказ, чтение);

-наглядный (наблюдение, изучение явлений, происходящей в окружающей среде);

- практический (постановка и проведение опытов, эксперимент).

в воспитании:

-методы организации деятельности и формирования художественного поведения(воспитывающие ситуации, экологические сказки);

-методы формирования сознания и личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример).

Материально- техническое оснащение программы

Альбом, краски, карандаши, тетрадь, компьютер, интерактивная доска.

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы обучающиеся:

- получат возможность расширить и углубить знания в сфере энергосбережения;

- приобретут опыт правильного использования материалов и технические приемы оформления;

- познакомятся с названиями основными понятиями энергии;

В ходе реализации программы младшими школьниками осуществляется познание художественного разнообразия.

Санитарно- гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение программы: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное педагогическое образование, иметь дополнительное образование в форме курсов повышения квалификации в области дополнительного образования детей естественно-научной направленности.



Учебно- тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов


Из них



Теория

Практика

1

«Введение. Что мы будем изучать?»

3

1

1

1.1

Необходимость беречь энергию. Энергосбережение.

1

0,5

0,5

1.2

Солнце - источник жизни и энергии на Земле

1

0,5

0,5

1.3

Потребление энергии.

1

0,5

0,5

2

Энергия

29

14,5

14,5

2.1

Что такое энергия?

1

0,5

0,5

2.2

Как энергия попадает в наш дом.

1

0,5

0,5

2.3

Для чего нужна энергия.

1

0,5

0,5

2.4

Зачем мы должны экономить.

1

0,5

0,5

2.5

Из чего производят энергию.

1

0,5

0,5

2.6

Азбука энергетики.

1

0,5

0,5

2.7

Электрическая энергия.

1

0,5

0,5

2.8

Потребление электроэнергии в квартире.

1

0,5

0,5

2.9

Наше расточительство.

1

0,5

0,5

2.10

Экономить энергию- это просто.

1

0,5

0,5

2.11

С электричеством комфортно.

1

0,5

0,5

2.12

Памятка для бережливых.

1


0,5

2.13

Где прячется энергия

1

0,5

0,5

2.14

Бережное отношение к теплу.

1

0,5

0,5

2.15

Воду следует беречь

1

0,5

0,5

2.16

Пути экономии воды.

1

0,5

0,5

2.17

Световая энергия.

1

0,5

0,5

2.18

Освещение нашей квартиры.

1

0,5

0,5

2.19

Лампочка накаливания.

1

0,5

0,5

2.20

Галогенная, люминесцентная и неоновая лампы.

1

0,5

0,5

2.21

Светодиод.

1

0,5

0,5

2.22

Светодиодная лампа.

1

0,5

0,5

2.23

Энергия питания

1

0,5

0,5

2.24

Квест-игра «Азбука питания»

1


0,5

2.25

Энергия ветра.

1

0,5

0,5

2.26

Ветровые электростанции.

1

0,5

0,5

2.27

Загадки всемогущей энергии.

1

0,5

0,5

2.28

Энергия движения.

1

0,5

0,5

2.29

Квест- игра «Успеть за 60 минут»

1

0,5

0,5

3

Возобновляемые источники энергии.

8

4

4

3.1

Солнечная энергия.

1

0,5

0,5

3.2

Энергия ветра.

1

0,5


3.3

Геотермальная энергия, получаемая из недр Земли.

1

0,5

0,5

3.4

Энергия биомасс.

1

0,5

0,5

3.5

Биомасса- источник энергии.


0,5

0,5

3.6

Конкурс «знатоков».

1

0,5

0,5

3.7

Гидроэнергия, получаемая с помощью гидроэлектростанций.

1

0,5

0,5

3.8

В мире экспериментов.

1

0,5

0,5

4

Невозобновляемые источники энергии.

6

3

3

4.1

Урановая руда.

1

0,5

0,5

4.2

Ископаемое топливо.

1

0,5

0,5

4.3

Уголь.

1

0,5

0,5

4.4

Натуральный газ.

1

0,5

0,5

4.5

Нефть.

1

0,5

0,5

4.6

Конкурс «знатоков».

1

0,5

0,5

5

Энергопотребление и энергосбережение.

22

11

11

5.1

Энергия - средство улучшения качества жизни.


1

0,5

0,5

5.2

История энергопотребления.


1

0,5

0,5

5.3

Энергетические проблемы человечества.

1

0,5

0,5

5.4

Энергопотребление и его последствия.


1

0,5

0,5

5.5

Экологическая катастрофа.

1

0,5

0,5

5.6

Азбука энергосбережения.


0,5

0,5

5.7

Эффективное использование энергии - ключ к успешному решению экологической проблемы!

1

0,5

0,5

5.8

Что же мы понимаем под энергосбережением?

1

0,5

0,5

5.9

Арт- акция «Мы голосуем за Энергосбережение!»


1

0,5

0,5

5.10

Отрицательное влияние энергопотребления на окружающую среду.

1

0,5

0,5

5.11

Истощение лесов на Земле.

1

0,5

0,5

5.12

Проблема разумного использования энергии - одна из наиболее острых проблем человечества.


1

0,5

0,5

5.13

Необходимость снижения энергопотребления.

1

0,5

0,5

5.14

Викторина «Энергосбережение-не экономия, а умное потребление!»

1

0,5

0,5

5.15

Знаете ли вы, что…

1

0,5

0,5

5.16

Экономические задачи.

1

0,5

0,5

5.17

Акция «Энергосбережению- да!»

1

0,5

0,5

5.18

Занимательные эксперименты.

1

0,5

0,5

5.19

Умеем ли мы беречь энергию.

1

0,5

0,5

5.20

Азбука энергосбережения.

1

0,5

0,5

5.21

Энергосбережение-это наше будущее.

1

0,5

0,5

5.22

КВН «По стране Энергии»

1

0,5

0,5







Методическое обеспечение программы

№ п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Введение. Что мы будем изучать?

Беседы

Словесные, наглядные, практические

Ватман, карандаш простой, компьютер.

Самоанализ, фронтальный контроль.

2.

Энергия.

Занятие-практикум

Словесные, наглядные, практические

Тетради, ватман, карандаши, компьютер

Устный опрос, практический контроль.

3.

Возобновляемые источники энергии.

Занятие-практикум

Словесные, наглядные, практические

Разные виды бумаги, материалы для

Устный опрос, готовое задание, взаимоанализ

4.

Невозобновляемые источники энергии.

Занятие- практикум.

Словесные, наглядные, практические

Бумага, кисти, краски (гуашь),материалы для исследования

Устный опрос, проект, исследование.

5

Энергопотребление и энергосбережение.

Занятие- практикум

Словесные, наглядные, практические

Бумага, ватман, материалы для исследования, материалы для проета

Исследование, готовое задание







Список литературы

1. Владышевский Д. В. Экология и мы. Красноярск, 1994

2. Гетман В. С. Внуки солнца., М., 1989

3. Гирусов Э. Как важно быть в согласии с биосферой. Журн. "Наука и жизнь", 1989

4. Губерман И. Третий триумвират. М., 1974

5. Дома из соломенных блоков. Под ред. Попова Б., Киев, 1999

6. Дорст Л. До того, как умрет природа. М., 1968

7. Дотто Л. Планета Земля в опасности. М., 1988

8. Жирина Л., Крыштоп А. Проведение семинаров в зонах экологического бедствия. Брянск, 1996

9. Жирина Л. Человек, спаси себя сам... от радиации. Брянск, 1991

10. Коммонер Б. Замыкающийся круг. М., 1974













Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татановская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор школы ________/О. П. Илларионова/



Календарно-тематическое планирование

объединения дополнительного образования

«Азбука берегоши»

на 2015-2016 учебный год

Руководитель: Рожнова А.А.


№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечания


  • «Введение. Что мы будем изучать?» (3 часа)



1

Необходимость беречь энергию. Энергосбережение.

1




2

Солнце - источник жизни и энергии на Земле

1




3

Потребление энергии.

1




  • «Энергия» (8 часов)



4

Что такое энергия?

1




5

Как энергия попадает в наш дом.

1




6

Для чего нужна энергия.

1




7

Зачем мы должны экономить.

1




8

Из чего производят энергию.

1




9

Азбука энергетики.

1




10

Электрическая энергия.

1




11

Потребление электроэнергии в квартире.

1




12

Наше расточительство.

1




13

Экономить энергию- это просто.

1




14

С электричеством комфортно.

1




15

Памятка для бережливых.

1




16

Где прячется энергия

1




17

Бережное отношение к теплу.

1




18

Воду следует беречь

1




19

Пути экономии воды.

1




20

Световая энергия.

1




21

Освещение нашей квартиры.

1




22

Лампочка накаливания.

1




23

Галогенная, люминесцентная и неоновая лампы.

1




24

Светодиод.

1




25

Светодиодная лампа.

1




26

Энергия питания

1




27

Квест-игра «Азбука питания»

1




28

Энергия ветра.

1




29

Ветровые электростанции.

1




30

Загадки всемогущей энергии.

1




31

Энергия движения.

1




32

Квест- игра «Успеть за 60 минут»

1




Возобновляемые источники энергии



33

Солнечная энергия.

1




34

Энергия ветра.

1




35

Геотермальная энергия, получаемая из недр Земли.

1




36

Энергия биомасс.

1




37

Биомасса- источник энергии.





38

Конкурс «знатоков».

1




39

Гидроэнергия, получаемая с помощью гидроэлектростанций.

1




40

В мире экспериментов.

1




Невозобновляемые источники энергии



41

Урановая руда.

1




42

Ископаемое топливо.

1




43

Уголь.

1




44

Натуральный газ.

1




45

Нефть.

1




46

Конкурс «знатоков».

1




Энергопотребление и энергосбережение.



47

Энергия - средство улучшения качества жизни.


1




48

История энергопотребления.


1




49

Энергетические проблемы человечества.

1




50

Энергопотребление и его последствия.


1




51

Экологическая катастрофа.

1




52

Азбука энергосбережения.





53

Эффективное использование энергии - ключ к успешному решению экологической проблемы!

1




54

Что же мы понимаем под энергосбережением?

1




55

Арт- акция «Мы голосуем за Энергосбережение!»


1




56

Отрицательное влияние энергопотребления на окружающую среду.

1




57

Истощение лесов на Земле.

1




58

Проблема разумного использования энергии - одна из наиболее острых проблем человечества.


1




59

Необходимость снижения энергопотребления.

1




60

Викторина «Энергосбережение-не экономия, а умное потребление!»

1




61

Знаете ли вы, что…

1




62

Экономические задачи.

1




63

Акция «Энергосбережению- да!»

1




64

Занимательные эксперименты.

1




65

Умеем ли мы беречь энергию.

1




66

Азбука энергосбережения.

1




67

Энергосбережение-это наше будущее.

1




68

КВН «По стране Энергии»

1
















© 2010-2022