Программа Ритмика и танец

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 24"









ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Ритмика и танец»

для начальной школы

1 - 4 класс

Составитель: Н.В.Суркова,

педагог дополнительного

образования;

Возраст: 6,5 - 11 лет;

Срок реализации: 4 года.


г. Абакан 2011 год






Содержание.



I . Введение ……………………………………………………………….. 3

II . Пояснительная записка …………………………………………….. 3

2.1. Цели и задачи программы ………………………………………….... 4

2.2. Условия реализации программы …………………………………..... 4

2.3. Формы организации работы и режим занятий ……………………... 4

2.4. Критерии оценочной деятельности детей …………………………... 5

2.5. Ожидаемые результаты ………………………………………………. 6

III . Учебно-тематический план .............................................................. 7

3.1. I год обучения ....................................................................................... 7

3.2. Содержание программы I года обучения ………................................ 7

3.3. II год обучения ...................................................................................... 8

3.4. Содержание программы II года обучения ………............................... 9

3.5. III год обучения .................................................................................... 10

3.6. Содержание программы III года обучения ………............................. 10

3.7. IV год обучения .....................................................................................11

3.8. Содержание программы IV года обучения ………............................. 12

IV. Методическое обеспечение образовательной программы …....... 13

4.1. Концептуальные основы и методики программы ............................... 13

V . Список литературы …………………………………………………..... 14








  1. Введение


На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) - всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор, развивается координация. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

II. Пояснительная записка

Программа «Ритмика и танец» предназначена для преподавателей ритмики, хореографии, педагогов дополнительного образования, работающих в начальной школе и внешкольных заведениях. Программа рассчитана на 1 - 4 летнее прохождения курса в режиме внеурочной деятельности обучающихся. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

За основу взята программа Н.И. Бочкаревой «Ритмика и хореография», Кемерово 2000г., а также многолетний опыт танцевального коллектива «Забава», работающий по авторской программе Н.В.Сурковой, Л.В. Губорчук «Танец - волшебная страна», Абакан, 2010г., которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Программный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста с 1 по 4 класс (6,5 - 11 лет) в общеобразовательной школе, по одному часу в неделю со всем классом.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программного материала заключается в том, что ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Программа «Ритмика и танец» состоит из следующих блоков:

  • ритмика;

  • танцевальная азбука;

  • музыкально-танцевальные игры.

2.1. Цели и задачи программы


Цель программы: раскрытие потенциальных способностей детей, средствами двигательной активности, удовлетворение их интересов в области танцевального искусства, создания благоприятных условий для эстетического развития, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

  • В области образования:

- расширение знаний в области современной танцевальной аэробики;

- выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы,

изобразительного искусства;

- умение понимать «язык» движений, их красоту.

  • В области воспитания:

- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;

- развития чувства гармонии, чувства ритма;

- совершенствования нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.

  • В области физической подготовки:

- развитие гибкости, координации движений;

- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;

- укрепление физического и психологического здоровья.

2.2. Условия реализации программы


Для успешной реализация программы предполагается наличие хореографического зала, площадью соответствующей нормам, материально-технической базы и оборудования (зеркала, музыкальный центр, видеоаппаратура, компьютер, аудио-видео материалы, коврики).



2.3. Формы организации работы и режим занятий


Обучение проводится в групповой форме по 1 часу в неделю во внеурочное время. Программа строится с учетом возрастных особенностей детей с 6,5 до 11 лет.

Ритмикой и танцем могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6,5 - 7 лет.

Год обучения

Количество часов в неделю

Всего в год

I класс

1 час

33

II класс

1 час

34

III класс

1 час

34

IV класс

1 час

34

Методы и формы организации работы с обучающимися:

  • Словесные методы: рассказ, беседы;

  • Наглядные методы: показ, исполнение педагогом; работа по образцу; показ видеоматериалов; демонстрации;

  • Практические методы: танцевальный урок, тренинг, практикум, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации.

2.4. Критерии оценочной деятельности детей

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам педагог с помощью метода наблюдения и метода включения детей в танцевальную деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью таблицы «Диагностика субъективного опыта ребёнка».

Степень освоения программы определяется следующими уровнями:

  • Высокий уровень предполагает творческую активность ребенка, его самостоятельность, инициативу, быстрое осмысление задания и его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженную эмоциональность, выразительность, ритмичность движения.

  • Средний уровень предполагает желание включиться в музыкальную деятельность, заинтересованность. Ребенок затрудняется при выполнении задания, ему требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, повторы, владеет достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений.

  • Низкий уровень предполагает низкую активность ребенка в самостоятельном выполнении задания.

  • Критический уровень предполагает негативное отношение к занятиям.

Индивидуальная карта и схема оценки воспитанности обучающихся помогают выявить уровень развития творческих способностей и личностный рост.


2.5. Ожидаемые результаты


Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется ритмичным упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем. Дети должны усвоить правильную постановку корпуса, укрепить и развить мышечный аппарат (особенно поясницы, брюшного пресса, укрепление глубоких мышц спины, передних связок грудного отдела позвоночника), научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром тяжести тела, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс, развить прыгучесть, чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки.

В конце первого года обучения ребенок должен уметь различать характер и темп музыки, строиться в колонну по одному, по два, по четыре на месте и в продвижении, уметь выполнять движения: полуприседания, танцевальный шаг с носка. Одинарные и двойные притопы, боковые приставные шаги, тройные хлопки, переменные подскоки. Знать элементарные правила общения в паре.

К концу второго года обучения ребенок должен уметь определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты, характер музыки, темп. Уметь выполнять подражательные движения, а также движения определяющие образы любимых героев, уметь исполнять движения: шаг с подскоком, переменный шаг, попеременный вынос ноги на носок и каблук, подскоки на двух ногах, галоп, «ковырялочку» и др. Уметь выразительно исполнять программные танцы и игры.

К концу третьего года обучения ребенок должен уметь определять структуру музыкального произведения, уметь ориентироваться в пространстве, перестраиваться в различные рисунки, знать и выполнять танцевально-тренировочные упражнения. Уметь импровизировать, владеть методикой исполнения основных упражнений классического танца на середине зала, уметь правильно открывать и закрывать руки, иметь навыки для создания красивой осанки.

К концу четвертого года обучения ребенок должен владеть методикой исполнения упражнений классического танца на середине зала. Владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой, уметь выражать в танце внутреннее состояние.

К концу обучения дети должны уметь исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей. Иметь красивую осанку, грамотно и выразительно выполнять движения. Знать азбуку школы классического танца.


III . Учебно-тематический план


3.1. I год обучения

п\п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика

1

11

12


1. Элементы музыкальной грамоты

1

0

1


2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве

0

4

4


3. Упражнения ритмической гимнастики

0

6

6


4. Виды ходьбы и бега

0

1

1

2.

Танцевальная азбука

0

13

13


1. Партерный экзерсис

0

7

7


2. Танцевальные движения

0

4

4


3. Основы классического танца

0

2

2

3.

Музыкально-танцевальные игры

0

8

8


Итого

1

32

33

3.2. Содержание программы I года обучения


Блок «Ритмика»

Тема 1. Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движениях:

  • характера музыки (веселый, грустный);

  • темпа (медленный, быстрый);

  • динамических оттенков (тихо, громко);

  • куплетной формы (вступление, запев, припев);

  • жанров музыки (марш, песня, танец);

  • метроритма (длительный, четвертая-шаг, восьмая-бег);

  • пауз (четвертной, восьмой).

Тема 2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

Различие правой, левой, ноги, руки, плеча. Повороты вправо и влево. Построение в колонну по одному, по два, перестроение из колонны в шеренгу и обратно. Расход парами, четверками в движении и на месте. Построение в круг, движение по кругу, сужение и расширение круга. Элементы: "воротца", "змейка", "спираль". Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг. Упражнения на согласование движений с музыкой.

Тема 3. Упражнения ритмической гимнастики.

Упражнения на согласование движений с музыкой: движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи. Напряжение и расслабление мышц рук, сгибание кистей вниз, вверх, вперед, назад; поднимание рук вверх и опускание вниз;

Тема 4. Виды ходьбы и бега.

Разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки.

Блок «Танцевальная азбука»

Тема 1. Партерный экзерсис.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела, ног; вращение стопы: поднимание носком вверх, опускание вниз, отведение вправо, влево. Вытягивание, разворачивание и сокращение стопы. Упражнения на силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, сухожилий пальцев стоп и пяточных "ахилового" сухожилия. Упражнения на развитие и выворотность тазобедренных, голеностопных и коленных суставов. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов. Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

Тема 2. Танцевальные движения.

Сценический шаг, шаг на полупальцах, Удары стопой по 6-й и 3-й позициям.

Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной).

Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах. Небольшие танцевальные связки: «Стирка», «Локомотив», «Дискотека», «Элефант» и др.

Тема 3. Основы классического танца.

Постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений. Поклон реверанс. Знакомство с позициями ног 1, 3, 6.

Блок «Музыкально-танцевальные игры»

Раздел, помогающий развить в воспитанниках: внимание, воображение, ассоциативную память, чувство правды и навыки актёрского мастерства. Игра, развивающая артистичность «Крокодил», наблюдение за походками людей и копирование пластикой, пантомимические этюды на воображение «Во дворе», «Осень», «Домашние животные». Этюды под музыку на заданную тему: «Новогодняя сказка» (используя выученные движения изобразить Снеговика, Снегурочку, снежинку и т.д.).

3.3. II год обучения

п\п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика

2

11

13


1. Элементы музыкальной грамоты

2

0

2


2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве

0

4

4


3. Упражнения ритмической гимнастики

0

7

7

2.

Танцевальная азбука

0

13

13


1. Партерный экзерсис

0

7

7


2. Танцевальные движения

0

4

4


3. Основы классического танца

0

2

2

3.

Музыкально-танцевальные игры

0

8

8


Итого

2

32

34



3.4. Содержание программы II года обучения

Блок «Ритмика»

Тема 1. Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движениях:

  • характера музыки;

  • темпа;

  • размеров;

  • сильных и слабых долей;

  • определение двухдольного и трехдольного размеров.

Тема 2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

Перестроение из одного круга в два ряда; перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки; перестроение из большого круга в большую звезду; крест построение в парах: обход до-за-до. Повороты в прыжке - налево по точкам.

Тема 3. Упражнения ритмической гимнастики.

Общеразвивающие упражнения:

- наклоны, повороты головы, плеч, туловища, ног;

- движение рук в разных направлениях;

- проучивание плавных, резких движений всего тела.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные перекрестные движения рук и ног. Отстукивание, похлопывание, притопывание простых ритмических рисунков. Упражнения на координацию движений с предметами. Самостоятельное составление простых ритмических рисунков.

Блок «Танцевальная азбука»

Тема 1. Партерный экзерсис.

Разминка сидя:

- развороты и подтягивание носков и плеч;

- скрещивание и разведение ног в различные стороны на укрепление мышц;

- сгибание корпуса к ногам.

Разминка лёжа:

-подтягивание и выбрасывание ног вперёд и в потолок;

- берёзка (с волной);

- повороты вперёд, назад, в стороны;

- мостики с поднятием ног, с плеч;

- волны;

Йоговая растяжка.

Тема 2. Танцевальные движения.

Положение в парах. Галопы. Поворот в галопе. Шаг с подскоком. Танцы в стиле «Полька».

Тема 3. Основы классического танца.

Позиция ног 1, 2, 3, 5.

Пассе - проходное движение.

Деми плие - полуприседание по 1, 2, 3 позиции.

Релеве - подъем на полупальцы.

Позиции рук - Подготовительная, первая вторая, третья.

Блок «Музыкально-танцевальные игры»

Выполнение этюдов:

  • «играем в скакалку», «мяч», «сажаем картошку», «собираем ягоды», «проснулись-потянулись» и др.;

  • движение в образах сказочных персонажей и животных: зайца, лисы, волка, кота, мышей и др.

3.5. III год обучения

п\п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика

1

12

13


1. Элементы музыкальной грамоты

1

0

1


2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве

0

4

4


3. Упражнения ритмической гимнастики

0

8

8

2.

Танцевальная азбука

0

15

15


1. Партерный экзерсис

0

8

8


2. Танцевальные движения

0

4

4


3. Основы классического танца

0

3

3

3.

Музыкально-танцевальные игры

0

6

6


Итого

1

33

34

3.6. Содержание программы III года обучения

Блок «Ритмика»

Тема 1. Элементы музыкальной грамоты.

Определение и передача в движениях:

  • Структуры музыкального произведения;

  • формы;

  • размеров;

  • реприза.

Тема 2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягивание носка. Перестроение в круг из шеренги, из цепочки. Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, налево, направо, в круг, из круга, выполнение движений с предметами во время ходьбы. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба в соответствие с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием колен, на носках, широким и мелким шагом, держа ровно спину. Построение в колонну по три.

Тема 3. Упражнения ритмической гимнастики.

Общеразвивающие упражнения:

- наклоны, выпрямление и повороты головы;

- круговые движения плечами («паровозики»);

- движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами;

- наклоны и повороты туловища вправо, влево, класть и поднимать предметы

перед собой и сбоку;

- приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, мяч);

- сгибание и разгибание ноги в подъёме, отведение стопы наружу и приведение

её внутрь, круговые движения стопой, выставление на полупальцы;

- упражнения на выработку осанки.

Блок «Танцевальная азбука»

Тема 1. Партерный экзерсис.

Разминка сидя:

- развороты и подтягивание носков и плеч;

- скрещивание и разведение ног в различные стороны на укрепление мышц;

- сгибание корпуса к ногам.

Разминка лёжа:

-подтягивание и выбрасывание ног вперёд и в потолок;

- берёзка (с волной);

- повороты вперёд, назад, в стороны;

- мостики с поднятием ног, с плеч;

- волны;

Йоговая растяжка.

Тема 2. Танцевальные движения.

Танцы в стиле «Полька». Диско-танцы по выбору руководителя («Мадагаскар», «Crazy Frog»).

Тема 3. Основы классического танца.

Гранд плие - глубокое приседание по 1, 2, 5 позициям.

Батман тандю - вытягивание ноги на носок с 5 позиции;

Прыжки в позициях, с элементами на координацию;

Высокие прыжки.

Блок «Музыкально-танцевальные игры»

Выполнение этюдов: «веселые барабанщики», «конники», «повара», «курица», «варим суп» и др.

3.7. IV год обучения

п\п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика

1

12

13


1. Элементы музыкальной грамоты

1

0

1


2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве

0

4

4


3. Упражнения ритмической гимнастики

0

8

8

2.

Танцевальная азбука

0

15

15


1. Партерный экзерсис

0

8

8


2. Танцевальные движения

0

4

4


3. Основы классического танца

0

3

3

3.

Музыкально-танцевальные игры

0

6

6


Итого

1

33

34


3.8. Содержание программы IV года обучения

Блок «Ритмика»

Тема 1. Элементы музыкальной грамоты.

Переменный счёт, танцевальные жанры.

Тема 2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

Виды перестроения в танцевальных этюдах.

Тема 3. Упражнения ритмической гимнастики.

Общеразвивающие упражнения;

Упражнения на исправление осанки:

а) при сутулости (кифозе),

б) при седлообразной спине (лордозе),

в) при асимметрии лопаток,

г) при "х" - образных ногах рекомендуются упражнения растяжение связок в тазобедренном суставе,

д) при "о" - образных ногах рекомендуются упражнения на растяжение подколенных связок;

Упражнения с гимнастическими палками.

Блок «Танцевальная азбука»

Тема 1. Партерный экзерсис.

Разминка и растяжка в танцевально-музыкальной последовательности, различных комбинациях.

Тема 2. Танцевальные движения.

Танцы в стиле «Фэнтази дэнс». Диско-танцы по выбору руководителя («Птичий двор», «Барбарики»).

Тема 3. Основы классического танца.

Большие и маленькие позиции рук;

Законы и эстетика равновесия в позах;

Закрепление и повторение всего изученного материала.

Блок «Музыкально-танцевальные игры»

Исполнение танцевальных композиций. Постановка и отработка танцев. Концерт для родителей.




IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

5.1. Концептуальные основы и методики программы

Правовую основу программы составляют:

  • Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями);

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (с последующими изменениями);

  • Устав МОУ «СОШ №24» г.Абакана.

А также:

  • Научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);

  • Публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);

  • Материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская) и др.

Методы и формы работы:

  • эвристический;

  • исследовательский;

  • поощрения;

  • интеграции;

  • игровой;

  • беседы.

Одним из главных методов программы «Ритмика и танец», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов (литература, музыка, искусство, хореография), что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

-Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008);

-Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).



V. Список литературы


Литература для педагога

1. Базарова Н.П., Мей Б.П. Азбука классического танца. - Л.: Искусство, 2003.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 2009.

3. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг,

2004.

4. Боброва Г. Искусство грации. - Л., Детская литература, 2006.

5. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных

заведениях. - Киев: Музыкальная Украина, 2005.

6. Бочкарева Н.И. «Ритмика и хореография». - Кемерово, 2000г.

7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л., Искусство, 2000.

8. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 2007.

9. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,

Просвещение, 2001.

10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программа внеурочной деятельности. - М.:

Просвещение, 2011.

11. Гурьянова Л.Е. Основы ритмики, хореографии и современного бального танца. -

Пермь, 2008.

12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.

13. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М.,

2001.

14. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 2002.

15. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. - М., Просвещение, 2007.

16. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 2008.

17. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 2005.

18. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.

19. Поляков С.С. Основы современного танца. - Ростов-на-Дону, 2006.

20. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 2008.

21. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 2000.

22. «Спектр». Дополнительная образовательная программа. /Сост.Тимофеева С.Д.,

Антонова Н.С. - Красноярск 2005.

23.Фирилева Ж., Рябчиков А. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии. -

Детство-Пресс, 2009.

24. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 2002.

Литература для обучающихся


1. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 2007.

  1. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. - М.: Детская литература, 2009.

  2. Жданов Л. Вступление в балет. - М.: Планета, 2006.

  3. Пасютинкая В. Волшебный мир танца. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Ромм В. Большой театр Сибири. - Новосибирск, 2000.




© 2010-2022