План урока сольфеджио на тему Игровые приемы (1 класс)

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по сольфеджио для1 класса

Преподаватель музыкально- теоретических дисциплин Лаптева Анна Сергеевна (МБОУДОД ДШИ № 20) 03.02.2016г.

Тема: «Игровые приемы на уроке сольфеджио в ДМШ».

Цель: создать игровую ситуацию, позволяющую повторить, закрепить и, при необходимости, изучить материал в непринуждённой форме.

Задачи: - создать благоприятный микроклимат на уроке;

- способствовать интересу учащихся к занятиям сольфеджио;

- закрепить пройденный материал, усвоить новый.

Ход урока

1.1 Развитие вокально- интонационных навыков.

1.Игра «Музыкальное эхо» ( пение песенки «Эхо» в качестве распевки. Учитель поет, ученики как эхо повторяют).

Эхо, отзовись!

Чисто петь научись!

Слушай, не зевай,

Все за мной повторяй!

2.Игра «Эхо в лесу» (для развития навыков точного интонирования интервалов).

Ход игры: дети становятся в круг и водят хоровод. А учитель - водящий

говорит:

Эхо слышно тут и там-

Эхо бродит по лесам.

-Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: «Да-да-да»!

После этого учитель поет на слог: «ку-ку», «ля-ля», «та- та», «кря-кря», «ням-

ням» интонацию какого- либо интервала, а дети друг за другом повторяют

эту же интонацию (как лесное эхо).

3. Игра «Жюри».

Уместна при проверке домашнего задания (позволяет учащимся самим проконтролировать качество выполненного Д.З.).

Оборудование для игры: комплекты карточек с цифрами от 2 до 5.

Ход игры: среди учащихся выбираются члены жюри ( 2 человека), например

те, кто получил «5» за выполнение Д.з. на прошлом уроке. Членам жюри

выдаются комплекты карточек с цифрами. Далее остальные ученики начинают отвечать Д.з., а члены жюри слушают и оценивают с помощью карточек. После каждого выступления дают краткий анализ ответов учеников.

Д.З: - спеть наизусть песню «Дед Андрей». №66 из учебника Барабошкиной 1 класс с аккомпанементом (применяя тоническую и доминантовую квинты), спеть наизусть песню «Дед Андрей», отмечая сильную долю при помощи шумового инструмента.

4.Игра «В цапки».

Ход игры: учитель- водящий вытягивает руку вперед ладонью вниз. Дети

стоят рядом и подставляют под ладонь по одному пальцу. Учитель говорит:

На горе стояли зайцы

И кричали:

-Прячьте пальцы! Цап!

Чей палец схвачен, тот выполняет Д.З.- поет наизусть ступеневую цепочку. 2.3. Развитие творческих способностей.

Игра «Фантазеры».

Ход игры: детям предлагается четверостишие. Учитель поет свою мелодию на первые 2 строчки текса, а дети поочередно досочиняют свою мелодию на другие 2 строчки. При сочинении ставится какое- либо условие.

3.3. Музыкальный диктант.

Диктант является одной из сложных форм работы. Формы диктанта могут

быть различными.

Игра «Кубики».

Ход угры: составить мелодию из разрозненных отрывков (1 такт =1 кубик).

4.4. Метроритм.

1.Игра «Ритмическое эхо».

Оборудование для игры: игрушка, сборник «Сольфеджио» (с.34 № 45 «Песенка медведя»).

Ход игры: Учитель держит в руках игрушку над песенкой из учебника «Сольфеджио». Игрушка «читает» голом учителя ритмослогами ритмический рисунок музыкального примера. При этом умышленно допускается ошибка. Дети должны найти ошибку и прочитать ритм- эхо правильно, без ошибки.

2.«Ритмическое эхо»-2. Учитель играет фразу на рояле, 1 ученик ее исполняет на шумовом инструменте, 2- топает ногами, 3-записывает на доске.

5.5. Слуховой анализ.

Настройка: вспомнить интервальную считалку.

Игра «Интервальные дорожки».

Ход игры: ученики расходятся в разные стороны класса. В руках у каждого карточка с изображением какого- либо интервала. Водящий слушает интервал, сыгранный педагогом на фортепиано, и идет по «интервальной дорожке» к «своему» интервалу. При правильном определении интервала водящий сменяет держащего картинку. При ошибке водящего держащий не должен отдавать картинки, в противном случае он выбывает из игры вместе с водящим.

2.Игра «Сигнал в космосе».

Игра на закрепление интервалов.

Ход игры: дети встают возле фортепиано (это члены экипажа космического корабля). Учитель сидит за фортепиано, закрывая клавиатуру. Условие игры:

- если каждый «член экипажа» правильно сумеет уловить сигнал, поданный ему с Земли (повторить сыгранный интервал на фортепиано), то космический корабль благополучно приземлиться. Учитель играет каждому ученику один интервал, называя звук , от которого играл. В случае ошибки ученику играется еще один интервал. Если допускаются ошибки, корабль не возвращается на Землю. Игра останавливается.

6.6. Теоретические знания.

1.«Ребусы».

Дети разгадывают ребусы, что помогает закрепить знания нот в разных ключах и развить сообразительность.

2.Игра «Холодно- горячо».

В игре отрабатываются термины кресчендо, диминуэндо, остинато (дети

придумывают сами).

Оборудование для игры: шумовые музыкальные инструменты.

Ход игры: считалкой выбирается тот, кто будет водить.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы играем - водишь ты.

Водящий выходит из класса. Дети прячут игрушку и договариваются о

ритмическом рисунке (остинато), который они постоянно будут играть на

шумовых инструментах то «теплее», то «горячее».

Литература:

  1. Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса.- М.: Торглобус, 2004.

  2. Боровик Т., Манина Т., Воробьева Е. Изучение интервалов на уроках сольфеджо в подготовительном, первом и втором классах ДМШ. Методические рекомендации.- Минск, 1986.

  3. Кузнецова О. Руководство по проведению дидактических игр на уроках сольфеджио в ДМШ.- Новосибирск, 2002.

  4. Котляревская- Крафт М., Москалькова И., Батхан Л., Сольфеджио (для подготовительных отделений ДМШ ).- Л., 1989.

© 2010-2022