Дополнительная общеобразовательная программа Лесные тропки (спортивно-туристическое направление)

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Оренбургской области

Отдел образования Тюльганского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»






«Согласовано»

Методсовет МУДО «ЦДО»

«22» августа 2014 г

«Утверждаю»

Директор МУДО «ЦДО»

____________Громова Л.М.

«22» августа 2014 г.

Дополнительная общеобразовательная программа


«Лесные тропки»



Срок реализации - 2 года

Возраст учащихся - 10-15 лет



Составлена педагогом

дополнительного образования

Толстовой Т.В.










Год разработки 2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы: туристско-краеведческая.

Новизна программы заключается в ее интегративном характере. С одной стороны, это возможность варьировать виды туризма (пеший, велосипедный), степень и категорию сложности в зависимости от возраста и опыта участников, с другой стороны - это использование образовательного потенциала туризма (практическая разработка туристических маршрутов своего населенного пункта, выбора темы и направления исследований). Новизна программы и в использовании ресурса интеллектуального, физического, этического и креативного развития детей - это реальность, мир за пределами школы.

Актуальность программы.

Детский туризм - активный способ всестороннего изучения культурно-природного наследия своего района, России во взаимодействии с обучающими, воспитательными и развивающими задачами учреждения дополнительного образования.

Наряду с решением задач физического, морально-волевого воспитания и совершенствования человека, туризм открывает исключительно благоприятные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма, образования и развития трудовых навыков, развития самостоятельности детей и молодежи.

Особенно важным в воспитательно-образовательном процессе является неразрывная связь туризма и краеведения, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир, а через него и самого себя.

Сочетание разнообразных видов деятельности в туристско-краеведческой деятельности позволяет воспитывать личность учащихся не «по частям», а комплексно, формировать социальную активность юношей и девушек. Таким образом, туризм позволяет комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи.

Важное государственное значение имеет и социальная направленность туристско-краеведческого и спортивно-оздоровительного движения. Ее социальная задача заключается в том, что, во-первых, она привлекает наиболее социально не защищенные слои населения, так как является наиболее дешевой и доступной формой деятельности; во-вторых, является школой социальной адаптации учащихся к стрессовым ситуациям в жизни современного общества.

Дополнительная общеобразовательная программа «Лесные тропинки» относится к таким комплексным программам, которые объединяют физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую и исследовательскую деятельность учащихся.

Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирует педагога на приобщение каждого учащегося к туристско-краеведческой деятельности.

Учебный материал программы составлен с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития учащихся, направлен на постепенное увеличение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков детского спортивного туризма.

Цель программы: приобщение подростков к занятиям туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, в процессе освоения различных спортивно-туристических и исследовательских навыков.

Задачи:

Образовательные:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам пешего и велотуризма, а также ориентирования, доврачебной медицинской помощи и т.д.;

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы;

- развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности, учитывая возрастные особенности и жизненный опыт учащихся.

Воспитательные:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

- гуманное отношение к окружающему миру;

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

Задачи физической подготовки:

- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

- выполнение в течение года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Отличительные особенности программы.

Программа базируется на основе современных педагогических подходов:

  • Личностно-ориентированный подход. Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и мотивации успешности деятельности. Это создаёт условия для формирования готовности личности к здоровому образу жизни, физическому развитию, а также к саморазвитию, потребности в самообразовании.

  • Интегрированный подход. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: география, краеведение, история, исследовательская деятельность, БЖД.

  • Комплексный подход. Программа предусматривает обучение учащихся сразу нескольким видам туризма (пеший и велотуризм) и исследовательской деятельности.

Возраст воспитанников: 10 - 15 лет

Срок реализации: 2 года

Режим занятий: 9 часов в неделю. Всего 324 часа в год. Занятия проходят 3 раза в неделю по 3 академических часа. Из них 3 часа отводится на вариативную часть, всего 108 часов.

Используются разнообразные формы проведения занятий: лекция-диалог, проблемная лекция, экскурсия, игра, поход, практическое занятие на местности, практические занятия по исследованию, лабораторные работы.

Формы подведения итогов: соревнования по спортивному ориентированию, туристические слеты различного уровня, зачеты, конференции, конкурсы исследовательских работ различного уровня.


Инвариантная часть программы:

Ожидаемые результаты обучения.

После первого года обучения учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях;

- историю развития туризма в Оренбургской области и в Тюльганском районе;

- форму поверхности, горные породы, полезные ископаемые района;

-вопросы экологии, туризма;

-порядок организации и проведения походов выходного дня (ПВД);

- правила поведения вне населенных пунктов;

- основы туристской техники;

- основы топографии и ориентирования;

- иметь общие представления о доврачебной медицинской помощи;

После первого года обучения учащиеся должны уметь:

- проявлять самостоятельность в действиях во время совершения туристского похода;

-осознавать необходимость соблюдения принципа «Не навреди!» во взаимоотношениях с природой и с людьми;

- применять теоретические знания туристических навыков на практике;

- добывать воду, пищу, огонь;

- строить укрытие и т.д.

После второго года обучения учащиеся должны знать:

- технику экстремального выживания;

- правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях;

- все о туристических навыках;

- основы туристской подготовки;

- технику ориентирования на местности.

После второго года обучения учащиеся должны уметь:

- самостоятельно применять полученные знания на практике;

- отрабатывать туристические навыки

- пользоваться картой и компасом, самостоятельно ориентироваться на незнакомой местности;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- добывать огонь, воду, пищу;

- различать ядовитые и съедобные растения и грибы;

- ходить по пересеченной местности.

Количество детей в группах начальной подготовки первого года обучения 10 - 12 человек, что удовлетворяет требованиям к числу участников пеших походов первой категории сложности (6 - 15 человек), определенным «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися.

Учебно-тематический план 1 года обучения

(Инвариантная часть программы)

п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

УУД

ЦОРы

I

Введение

3

3

nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/

orenkraeved.ru/turizm-v-orenburzhe/89-turizm-v-orenburgskom-regione.html

1.1

Истории развития туризма в стране. Туристские возможности Оренбуржья.

2

2

1.2

Правила техники безопасности на занятиях, в походах и на соревнованиях

1

1

III

Туристические навыки

108

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Личностные: повышение уровня мотивации, самооценки.

offsport.ru/turizm/turistskie-navyki.shtml

olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/ispytaniy/012-isp-poxod.html

2.1

Туризм. Виды туризма. Цели и задачи.

6

6

2.2

Туристическое оборудование, название и предназначение

12

2

10

2.3

Узлы: основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные

15

1

14

2.4

Траверс склона (наведение и переправа)

6

1

5

2.5

Навесная переправа (наведение и переправа)

3

1

2

2.6

Параллельные перила (наведение и переправа)

6

1

5

2.7

Маятник (наведение и переправа)

3

1

2

2.8

Переправа по бревну (наведение и снятие верёвки, самостраховка)

3

1

2

2.9

Спуск по перилам(самонаведение и снятие верёвки, самостраховка)

6

1

5

2.10

Повторение узлов и наведения переправ

9

9

2.11

Чтение и рисование топографических знаков

18

3

15

2.12

Передвижение по болотистой местности

6

1

5

2.13

Комплектация рюкзака и укладка

6

2

4

2.14

Организация бивака

9

2

7

III

Ориентирование

87

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Личностные: повышение уровня мотивации, самооценки.

tourlib.net/books_tourism/ganopolsky09.htm

offsport.ru/turizm/turistskie-navyki.shtml

olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/ispytaniy/012-isp-poxod.html

3.1

История возникновения и развития спортивного ориентирования. Виды спортивного ориентирования

3

1

2

3.2

Определение сторон горизонта по местным предметам

3

1

2

3.3

Ориентирование по местным признакам

9

3

6

3.4

Особенности ориентирования в различных условиях

9

3

6

3.5

Карты и схемы

6

1

5

3.6

Компас

6

1

5

3.7

Масштаб. Измерения расстояния на местности

9

1

8

3.8

Азимут

6

1

5

3.9

Ориентирование по плану местности

12

3

9

3.10

Азимутальный подход

6

1

5

3.11

Психологическая подготовка спортсмена -ориентировщика

3

3

3.12

Соревнования по ориентированию (по группам)

9

9

3.13

Организация и судейство соревнований по спортивному ориентированию

6

3

3

3

IV

Краеведение.

36

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

kraeved.opck.org/kraevedenie/

festival.1september.ru/articles/571609/

easyen.ru/load/kraevedene/orenburgskaja_oblast/493

4.1

Основание области.

1

1

4.2

Общегеографический обзор природы окрестностей поселка Тюльган. Поверхность, полезные ископаемые.

5

2

3

3

4.3

Климат и поверхностные воды

6

1

5

4.4

Почвы. Растительность и животные. Лекарственные растения

9

3

6

4.5

Памятники природы

3

3

4.6

«Путешествие» по карте своего района. Краеведческие викторины

6

3

3

V

Основы туристской подготовки

39

Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения

ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSC/Сборник.Pdf


tourlib.net/books_tourism/ganopolsky15.htm

5.1

Для чего идем в поход? Выбор маршрута личное и групповое снаряжение

9

2

7

5.2

Каша без «дымка». Питание в походе

6

1

5

5.3

Костер из одной спички

3

1

2

5.4

Личная гигиена в походных условиях

3

1

2

5.5

Аптечка, ремнабор

3

1

2

5.6

Оказание первой медицинской помощи

15

2

13

VVI

Специальная подготовка туриста-спортсмена

21

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Личностные: повышение уровня мотивации, самооценки.

tourlib.net/books_tourism/ganopolsky09.htm

offsport.ru/turizm/turistskie-navyki.shtml

olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/ispytaniy/012-isp-poxod.html

6.1

Техника безопасности на тренировках и соревнованиях

6

1

5

6.2

Подготовка туриста-спортсмена. Тренировки

9

9

6.3

Туристские соревнования

6

6

VVII

Выживание человека в условиях экстремальной ситуации

30

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Личностные: повышение уровня мотивации, самооценки, низкий уровень тревожности



tourlib.net/books_tourism/ganopolsky09.htm

offsport.ru/turizm/turistskie-navyki.shtml

olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/ispytaniy/012-isp-poxod.html

7.1

Формирование плана выживания, принятие решения на дальнейшие действия

9

3

6

7.2

Защита от неблагоприятных факторов. Типы укрытий.

9

2

7

7.3

Правила добывания огня. Очаги и костры. Сохранение огня.

3

1

2

7.4

Добывание пищи и воды, съедобные и ядовитые растения

3

1

2

7.5

Подача сигналов бедствия

6

1

5

Всего: 324

Соревнования - вне сетки часов


Содержание первого года обучения.

1Введение

1.1.История развития туризма в стране. Туристские возможности Оренбуржья.

Туризму в России более 100 лет. Истоки туризма. Организованный и самодеятельный туризм. Виды туризма.

Географическое положение, природные особенности Оренбуржья. Климат. Памятники истории и культуры. Заповедники. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Маршруты часто совершаемых походов. Литература о туристском Оренбуржье.

1.2.Правила техники безопасности на занятиях, в походах и на соревнованиях по ориентированию. Правила поведения на улице во время движения к месту соревнований и к месту сбора туристов перед походом. Безопасность - важнейшее требование к походам. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий.

II. Туристические навыки

2.1.Туризм. Виды туризма:водный, спелео, велосипедный, пешеходный, горный, лыжный. Цели и задачи.

2.2 Туристическое оборудование, название и предназначение.веревки, карабины, обвязки.

2.3 Узлы: основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные.вязание узло: встречный, простой проводник, восьмерка, булинь, прямой и схватывающий.

2.4 Траверс склона (наведение и переправа).Траверс-восхождения, при котором участники поднимаются на вершину или гребень хребта по одному маршруту, а спускаются по другому.

2.5 Навесная переправа (наведение и переправа).Преодоление водных преград при отсутствии моста. Целям безопасности служат перила из натянутой веревки на уровне плеч. Что бы закрепить веревку, на другой берег переправляется более опытный и подготовленный турист.

2.6 Параллельные перила (наведение и переправа). Преодоление водных преград при отсутствии моста. Целям безопасности служат две параллельно натянутые веревки.

2.7 Маятник (наведение и переправа).

2.8 Переправа по бревну (наведение и снятие верёвки, самостраховка).

2.9 Спуск по перилам (самонаведение и снятие верёвки, самостраховка).

2.10 Повторение узлов и наведение переправ.

2.11 Чтение и рисование топографических знаков.

2.12 Передвижение по болотистой местности.

2.13 Комплектация рюкзака и укладка. Принципы упаковки рюкзака. Технология укладки. Регулировка рюкзака.

2.14 Организация бивака. Выбор места для привала., постановка палаток, оборудование места для умывания, мусорной ямы, сооружение костра, заготовка дров, погреб, организация сушки одежды и обуви.

III Ориентирование.

3.1 История возникновения и развития спортивного ориентирования. Виды спортивного ориентирования. Пеший , лыжный, горный, водный туризм.

3.2., 3.3. Ориентирование по местным признакам. Определение сторон горизонта по ряду признаков: по кронам и стволам деревьев, по склонам оврага, по траве на лесных полянах, по ягодам, по крышам домов, по православным храмам. Ориентирование по часам и солнцу, по Луне, по Полярной звезде.

3.4 Особенности ориентирования в различных условиях. Ориентирование в различное время суток и при разных погодных условиях.

3.5. Карты и схемы. Виды карт и схем (обзорно-географические, обзорно-топографические, топографические, гипсометрические карты).

3.6.Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Цена деления. Визирование на предмет. Правила пользования компасом. Тренировочные упражнения по определению сторон горизонта и визированию.

3.7. Масштаб. Измерение расстояний на местности. Измерение на глаз, рулеткой, дальномером. Определение средней длины своего шага. Измерение расстояния парами шагов. Способы тренировки глазомера..

3.8Азимут. Понятие «азимут». Определение азимута на предмет (прямая засечка) и предмета по азимуту (обратная засечка). Тренировочные упражнения по определению сторон горизонта по азимуту и азимута по сторонам горизонта; по составлению схем движения, указав направление (сторона горизонта - азимут) и расстояние.

3.9Ориентирование по плану местности. Понятие «Ориентировать план местности». Сличение карты с местностью; нахождение на местности предмета, обозначенного на карте; нахождение на карте предмета, видимого на местности. Движение на местности с помощью плана.

3.10.Азимутальный ход. Движение на местности по заданным азимутам и расстояниям. Составление маршрута «азимутальный ход».

3.11. Психологическая подготовка спортсмена -ориентировщика. Способы саморегуляции.

3.12.Соревнования по ориентированию. Соревнования по плану местности, вид - по выбору. Соревнование проводится согласно «Правилам соревнований по спортивному ориентированию».

3.13. Организация и судейство соревнований по спортивному ориентированию. Судейская коллегия, функции каждого. Выбор места соревнований, оборудование дистанции и места соревнований, планирование дистанции. Подведение итогов соревнований.

IV Краеведение.

4.1 Основание области, района. История заселения местности. Местная топонимика.

4.2 Общегеографический обзор природы окрестностей поселка. Форма поверхности, горные породы, полезные ископаемые. Угольный разрез.

4.3 Климат и поверхностные воды. Типы погод. Ветровой режим. Роза ветров. Поверхностные воды: родники, ручьи, пруды.

4.4 Почвы, растительный и животный мир. Типы почв. Растительные сообщества леса, степи. Типичные представители животного мира. Лекарственные растения.

4.5 Памятники природы. Геологические и растительные объекты. Экологические проблемы.

4.6 «Путешествие» по карте своего района. Название сел, расположение их относительно поселка. Краеведческие викторины.

VI Основы туристской подготовки

5.1Для чего идем в поход, цели, выбор маршрута. Туристические должности в группе (распределение обязанностей). Личное и групповое снаряжение, требования к ним. Список снаряжения для 2-х дневного похода группы из 10 - 12 человек. Рюкзак. Правила размещения предметов в рюкзаке.

5.2Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Простые рецепты блюд. Требования к хранению продуктов.

5.3 Костер из одной спички. Типы костров, их назначение. Разжижка. Как правильно собирать дрова. Устройство костровища. Правила хранения спичек. Техника безопасности во время работы у костра.

5.4Личная гигиена в походных условиях. Потертости, намины, опрелости, ссадины, мозоли. Как снять усталость. Уход за одеждой и обувью в походе

5.5. Правильное содержание аптечки и ремнабора.

5.6 Оказание первой медицинской помощи при укусах клеща, ушибах, обморожениях, переохлождениях, тепловом ударе, переломе, искусственное дыхание. Наложение повязок, искусственное дыхание.

VI Специальная подготовка туриста - спортсмена

6.1. Техника безопасности на тренировках и соревнованиях. Дисциплина на занятиях, тренировках, соревнованиях - основа безопасности. Меры безопасности на тренировках в помещении и на улице. Правила поведения во время поездки группы на транспорте.

6.2.Подготовка туристов - спортсменов.

Вязка узлов. Навесная переправа с самостраховкой и судейской страховкой. Подъем с самостраховкой по перилам. Спуск по перилам на самостраховке. Траверс склона по перилам. Переправа с самостраховкой по веревке с перилами (параллельная переправа).

6.3.Туристские соревнования. Соревнования на КТД, на ДТД на районных турслетах, на областных соревнованиях по туристскому многоборью (ТМ), получение разрядов.

VII Выживание человека в условиях экстремальной ситуации

7.1 Формирование плана выживания, принятие решения на дальнейшие действия. Построение плана действий на случай экстремальной ситуации.

7.2 Защита от неблагоприятных факторов. Типы укрытий. Сооружения выполненные из подручных материалов, а так же естественные природные образования (ниши, гроты, пещера) используемые туристами на отдыхе для защиты от ветра, холода и осадков.

7.3 Правила добывания огня. Очаги и костры. Сохранение огня. Для растопки дров используются щепки расколотые топором, смолистые куски коры, разжигается спичками, огарками свечи, таблетками сухого спирта, куском оргстекла или резины. При потере спичек в солнечную погоду используют увеличительное стекло.

7.4 Добывание пищи и воды, съедобные и ядовитые растения. Воды поверхностных источников часто не пригодны для питья. Предпочтительнее использовать родниковую воду. На низком берегу в нескольких метрах от водоема выкопать ямку, несколько раз вычерпать, потом набрать чистую воду для питья. Изучение съедобные и ядовитые растений по картинкам.

7.5 Подача сигналов бедствия. Могут быть выстрелы, крики, вспышки фонарика, факела или костры, а также условные знаки, выкладываемые на открытом месте, так что бы они были хорошо видны на открытом месте.


Учебно-тематический план 2 года обучения

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

УУД

ЦОРы

I

Введение

3

3

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

1.1

Презентация туристического объединения «Искатели». Участие и победы учащихся.

1

1

1.2

Правила техники безопасности на занятиях, в походах и на соревнованиях

2

2

II

Туристические навыки

84



Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

Личностные: повышение уровня мотивации, самооценки.

ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSC/Сборник.Pdf


tourlib.net/books_tourism/ganopolsky15.htm

2.1

Туризм. Виды туризма (пеший и велотуризм). Цели и задачи.

3

3

2.2

Туристическое оборудование. Применение

3

1

2

2.3

Узлы: основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные. Применение различных узлов и специального снаряжения.

6

1

5

2.4.

Врачебный контроль и самоконтроль туриста

6

1

5

2.5

Траверс склона (наведение и переправа)

6

1

5

2.6

Навесная переправа (наведение и переправа)

6

1

5

2.7

Параллельные перила (наведение и переправа)

6

1

5

2.8

Маятник (наведение и переправа)

3

3

2.9

Переправа по бревну (наведение и снятие верёвки, самостраховка)

6

1

5

2.10

Спуск по перилам(самонаведение и снятие верёвки, самостраховка)

6

1

5

2.11

Повторение топографических знаков, карт, схем

6

1

5

2.12

ПДД на велосипеде

12

12

2.13

Техника и тактика передвижения на спортивном велосипеде

6

6

2.14

Фигурное вождение на велосипеде

9

9

III

Ориентирование

30

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Личностные: повышение уровня мотивации, самооценки.

tourlib.net/books_tourism/ganopolsky09.htm

offsport.ru/turizm/turistskie-navyki.shtml

olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/ispytaniy/012-isp-poxod.html


kraeved.opck.org/kraevedenie/

festival.1september.ru/articles/571609/

easyen.ru/load/kraevedene/orenburgskaja_oblast/493

3.1

Ориентирование по местным признакам и по плану местности

6

1

5

3.2

Спортивный компас и работа с ним. Азимут

3

1

2

3.3

Топографическая подготовка спортсмена -ориентировщика

6

1

5

3.4

Техническая и тактическая подготовка ориентировщика

3

1

2

3.5

Психологическая подготовка спортсмена -ориентировщика

3

1

2

3.6

Организация и судейство соревнований по спортивному ориентированию

9

3

6

IV

Краеведение.

9

5

4

Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

4.1

Основание области.

1

1

4.2

Общегеографический обзор природы окрестностей поселка. Поверхность, полезные ископаемые.

2

2

4.3

Климат и поверхностные воды.

Почвы. Растительность и животные. Лекарственные растения

3

1

2

4.4

Памятники природы Оренбургской области

1

1

4.5

«Путешествие» по карте своего района. Краеведческие викторины

2

2

V

Основы туристской подготовки

24

Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения

ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSC/Сборник.Pdf


tourlib.net/books_tourism/ganopolsky15.htm

5.1

Для чего идем в поход? Выбор маршрута личное и групповое снаряжение

3

1

2

5.2

Каша без «дымка». Питание в походе. Костер из одной спички

3

1

2

5. 3

Организация вынужденного ночлега. Личная гигиена в походных условиях

3

1

2

5.4

Аптечка, ремнабор

3

1

2

5.5

Оказание первой медицинской помощи

12

3

9

VI

Специальная подготовка туриста-спортсмена

18

Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения

tourlib.net/books_tourism/ganopolsky09.htm

offsport.ru/turizm/turistskie-navyki.shtml

6.1

Техника безопасности на тренировках и соревнованиях (пеший туризм и велодистанция)

3

1

2

6.2

Подготовка туриста-спортсмена. Тренировки.

6

6

6.3.

Фигурное вождение велосипеда

6

6

6.4.

Экологическое воспитание в турпоходах

3

3

VII

Выживание человека в условиях экстремальной ситуации

24

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Личностные: повышение уровня мотивации, самооценки.

olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/ispytaniy/012-isp-poxod.html

tourlib.net/books_tourism/ganopolsky09.htm

offsport.ru/turizm/turistskie-navyki.shtml

olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/ispytaniy/012-isp-poxod.html

7.1

Формирование плана выживания, принятие решения на дальнейшие действия

6

2

4

7.2

Защита от неблагоприятных факторов. Типы укрытий. Сооружение укрытий

9

2

7

7.3

Правила добывания огня. Очаги и костры. Сохранение огня.

3

1

2

7.4

Добывание пищи и воды.

3

1

2

7.5

Подача сигналов бедствия

3

1

2

VIII

Физическая подготовка

24

Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

8.1

Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.

9

1

8

8.2

Ходьба и бег по пересечённой местности

6

6

8.3

Фигурное вождение и триал

9

9

Всего: 216

Соревнование вне сетки часов

Содержание второго года обучения.

1Введение

1.1. Презентация туристического объединения «Искатели». Участие и победы учащихся.

1.2.Правила техники безопасности на занятиях, в походах и на соревнованиях по ориентированию. Правила поведения на улице во время движения к месту соревнований и к месту сбора туристов перед походом. Безопасность - важнейшее требование к походам. Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий.

II. Туристические навыки

2.1.Туризм. Виды туризма: велосипедный, пешеходный. Цели и задачи.

2.2 Туристическое оборудование, название и предназначение: веревки, карабины, обвязки.

2.3 Узлы: основные, для страховки и самостраховки, вспомогательные. Вязание узлов: встречный, простой проводник, восьмерка, булинь, прямой и схватывающий.

2.4. Врачебный контроль и самоконтроль туриста. Оценка реакции пульса, частота сердечных сокращений, 12-ти минутный тест Купера К., весоростовый индекс Кетле.

2.5 Траверс склона (наведение и переправа).Траверс-восхождения, при котором участники поднимаются на вершину или гребень хребта по одному маршруту, а спускаются по другому.

2.6 Навесная переправа (наведение и переправа).Преодоление водных преград при отсутствии моста. Целям безопасности служат перила из натянутой веревки на уровне плеч. Что бы закрепить веревку, на другой берег переправляется более опытный и подготовленный турист.

2.7 Параллельные перила (наведение и переправа). Преодоление водных преград при отсутствии моста. Целям безопасности служат две параллельно натянутые веревки.

2.8 Маятник (наведение и переправа).

2.9 Переправа по бревну (наведение и снятие верёвки, самостраховка).

2.10 Спуск по перилам(самонаведение и снятие верёвки, самостраховка).

2.11 Чтение и рисование топографических знаков.

2.12 Правила дорожного движения на велосипеде. Проезд перекрестков. Знаки ПДД.

2.12 Техника и тактика передвижения на спортивном велосипеде.

2.13 Фигурное вождение велосипеда: восьмерка, змейка, кегли, качели, ручей, стоп, перенос груза и т.д.

III Ориентирование.

3.1Ориентирование по местным признакам. Определение сторон горизонта по ряду признаков: по кронам и стволам деревьев, по склонам оврага, по траве на лесных полянах, по ягодам, по крышам домов, по православным храмам. Ориентирование по часам и солнцу, по Луне, по Полярной звезде.

3.2Компас. Азимут. Типы компасов. Устройство компаса. Цена деления. Визирование на предмет. Правила пользования компасом. Тренировочные упражнения по определению сторон горизонта и визированию. Азимут. Понятие «азимут». Определение азимута на предмет (прямая засечка) и предмета по азимуту (обратная засечка). Тренировочные упражнения по определению сторон горизонта по азимуту и азимута по сторонам горизонта; по составлению схем движения, указав направление (сторона горизонта - азимут) и расстояние.

3.3.Топографическая подготовка спортсмена - ориентировщика. Изучение топографических знаков, карт, чертеж карт и плана местности.

3.4. Техническая и тактическая подготовка спортсмена-ориентировщика.

3.5. Психологическая подготовка спортсмена-ориентировщика. Тренинги и упражнения на саморегуляцию: дыхательная релаксация, упражнения на тонус мышц и т.д.

3.6. Организация и судейство соревнований по спортивному ориентированию. Разработка положения, подготовка местности, необходимого материала, снаряжения, организация судейской коллегии, оформление протоколов, и т.д.

IV Краеведение.

4.1 Основание области, района. История заселения местности. Местная

топонимика.

4.2 Общегеографический обзор природы окрестностей поселка. Форма поверхности, горные породы, полезные ископаемые. Угольный разрез.

4.3 Климат и поверхностные воды. Типы погод. Ветровой режим. Роза ветров. Поверхностные воды: родники, ручьи, пруды. Почвы. Растительность и животный мир. Лекарственные растения. Типы почв. Растительные сообщества леса, степи. Типичные представители животного мира. Лекарственные растения.

4.4 Памятники природы Оренбургской области. Геологические и растительные объекты. Экологические проблемы.

4.5 «Путешествие» по карте своего района. Название сел, расположение их относительно поселка. Краеведческие викторины.

VI Основы туристской подготовки

5.1Для чего идем в поход, цели, выбор маршрута. Туристические должности в группе (распределение обязанностей). Личное и групповое снаряжение, требования к ним. Список снаряжения для 2-х дневного похода группы из 10 - 12 человек. Рюкзак. Правила размещения предметов в рюкзаке.

5.2 Каша без дымка. Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Простые рецепты блюд. Требования к хранению продуктов. Костер из одной спички. Типы костров, их назначение. Разжижка. Как правильно собирать дрова. Устройство костровища. Правила хранения спичек. Техника безопасности во время работы у костра.

5.3. Организация вынужденного ночлега. Личная гигиена в походных условиях. Потертости, намины, опрелости, ссадины, мозоли. Как снять усталость. Уход за одеждой и обувью в походе

5.4. Правильное содержание аптечки и ремнабора.

5.5 Оказание первой медицинской помощи при укусах клеща, ушибах, обморожениях, переохлождениях, тепловом ударе, переломе, искусственное дыхание. Наложение повязок, искусственное дыхание

VI Специальная подготовка туриста - спортсмена

6.1. Техника безопасности на тренировках и соревнованиях. Дисциплина на занятиях, тренировках, соревнованиях - основа безопасности. Меры безопасности на тренировках в помещении и на улице. Правила поведения во время поездки группы на транспорте.

6.2.Подготовка туристов - спортсменов.

Вязка узлов. Навесная переправа с самостраховкой и судейской страховкой. Подъем с самостраховкой по перилам. Спуск по перилам на самостраховке. Траверс склона по перилам. Переправа с самостраховкой по веревке с перилами (параллельная переправа).

6.3.Фигурное вождение велосипеда. Змейка, кегли, восьмерка, ручеек, перекладина и т.д.

6.4. Экологическое воспитание в турпоходах.

VII Выживание человека в условиях экстремальной ситуации

7.1 Формирование плана выживания, принятие решения на дальнейшие действия. Построение плана действий на случай экстремальной ситуации.

7.2 Защита от неблагоприятных факторов. Типы укрытий. Сооружения выполненные из подручных материалов, а так же естественные природные образования (ниши, гроты, пещера) используемые туристами на отдыхе для защиты от ветра, холода и осадков.

7.3 Правила добывания огня. Очаги и костры. Сохранение огня. Для растопки дров используются щепки расколотые топором, смолистые куски коры, разжигается спичками, огарками свечи, таблетками сухого спирта, куском оргстекла или резины. При потере спичек в солнечную погоду используют увеличительное стекло.

7.4 Добывание пищи и воды, съедобные и ядовитые растения. Воды поверхностных источников часто не пригодны для питья. Предпочтительнее использовать родниковую воду. На низком берегу в нескольких метрах от водоема выкопать ямку, несколько раз вычерпать, потом набрать чистую воду для питья. Изучение съедобные и ядовитые растений по картинкам.

7.5 Подача сигналов бедствия. Могут быть выстрелы, крики, вспышки фонарика, факела или костры, а также условные знаки, выкладываемые на открытом месте так что бы они были хорошо видны на открытом месте.

VIII Физическая подготовка

8.1 Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. Физические упражнения повышают выносливость и силу мышц, которые поддерживают правильное взаиморасположение костей скелета человека, без чего также невозможно постоянно поддерживать правильную осанку.

8.2 Ходьба и бег по пересечённой местности. Бег на улице.

8.3 Фигурное вождение. Триал. Занятия на местности, прохождение дистанции 2 класса.





Учебно-тематический план для учащихся 2 года обучения

(вариативная часть программы)


Тема

Всего

Теория

Практика

УУД

ЦОРы

1.

Ведение в исследовательскую деятельность. Презентация.

3

3

Коммуникативные

Развитие образовательного сотрудничества с педагогом и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Регулятивные

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия

Личностные

Положительная динамика детского отношения к процессу познания

Познавательные

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать задачи. Понимание условных изображений, схем, диаграмм и т.д.

myshared.ru/slide/997232/

naraira.ucoz.com/publ/trebovanija_k_issledovatelskoj_i_proektnoj_rabote/1-1-0-10


veselajashkola.ru/shkola/organizaciya-issledovatelskoj-deyatelnosti-shkolnikov


bibliofond.ru/view.aspx?id=466851


Презентация. ВИД. Цели, задачи, специфика занятий, общие требования. (понятие о научно - учебно-исследовательской деятельности)

2

2

Правила техники безопасности

1

1

2

Ознакомить учащихся с терминологией: «наука», «исследование», «реферат», «доклад», «конспект», «сообщение», «статья».

3

3

3

Поэтапное формулирование понятий

12

8

4

Тема исследования. Актуальность выбора темы исследования

3

2

1

Предмет и объект исследования

3

2

1

Цель и задачи исследования

Формулировка гипотезы исследования

3

2

1

Методы ведения исследования. Этапы исследования

3

2

1

4

Теоретическая подготовка к исследованию.

9

9

Требования к исследовательской работе

3

3

Формулировка темы собственной исследовательской работы. Актуальность исследования.

6

6

5

Работа с источниками информации

12

6

6

Интернет -источники

3

1

2

Интернет. Научная электронная библиотека ОГПУ

3

3

Интернет. Научная электронная библиотека ОГПУ

3

3

Учебники, журналы

3

2

1

6

Формирование практической части исследовательской работы.

33

33

Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу. Различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты.

Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

Разработка проекта исследовательской работы

3

3

Написание введения исследовательской работы

3

3

elibrary.ru/defaultx.asp



Написание первой главы исследовательской работы

3

3

Написание первой главы исследовательской работы

3

3

Написание второй главы исследовательской работы

3

3

Написание второй главы исследовательской работы

3

3

Написание второй главы исследовательской работы

3

3

Написание заключения

Оформление списка литературы

3

3

Защита исследовательской работы.

3

3

Определение плюсов и минусов в работе

3

3

ВСЕГО

72



Содержание вариативной части.

  1. Ведение в исследовательскую деятельность. Что такое исследование.

    1. Презентация. Цели и задачи специфика занятий, общие требования. Понятие о научно-учебно-исследовательской деятельности.

    2. Правила техники безопасности.

  2. Знакомство учащихся с понятиями: «наука», «исследование», «реферат», «доклад», «конспект», «сообщение», «статья», «проект».

  3. Поэтапное формулирование понятий.

3.1.Тема исследования. Актуальность выбора темы исследования. На какую тему можно писать исследовательскую работу. Что значит актуальность? Как правильно раскрыть актуальность.

3.2. Предмет и объект исследования. Что такое предмет и что такое объект. В чем различие.

3.3. Цель и задачи исследования. Формулировка гипотезы исследования. Как правильно поставить цель, сформулировать задачи и гипотезу. Что такое гипотеза.

3.4. Методы ведения исследования. Этапы исследования. Классификация методов: теоретические, эмпирические, математические. Этапы: постановка проблемы, изучение литературы по проблеме исследования, сбор собственного материла, анализ, обобщение, выводы.

4. Теоретическая подготовка к исследованию.

4.1. Требования к исследовательской работе (шрифт, размер шрифта, поля, интервал и т.д.)

4.2. Формулировка темы собственной исследовательской работы. Актуальность исследования. Почему именно эту тему выбрали, в чем ее актуальность и новизна.

5. Работа с источниками информации.

5.1. Интернет-источники: статьи в журналах, в электронных книгах и т.д.

5.2. - 5.3. Интернет. Научная электронная библиотека ОГПУ. Регистрация учащихся на сайте elibrary.ru . Как работать с сайтом.

5.4. Учебники, журналы. Посещение центральной библиотеки п. Тюльган. Работа с литературой по проблеме исследования.

6. Формирование практической части исследования.

6.1. Разработка проекта исследовательской работы. Макет. Содержание.

6.2. Написание введения исследовательской работы. Актуальность, новизна, цель, задачи, гипотеза, практическая значимость, методы исследования, база исследования и т.д.

6.3. - 6.4. Написание первой главы исследовательской работы. Соблюдение правил работы с текстом и соответствие содержания работы теме исследования.

6.5. - 6.7. Написание второй главы исследовательской работы. Использование в работе методов исследования, математический расчет, оформление диаграмм, таблиц и т.д.

6.8. Написание заключения. Оформление списка литературы. Что прописывать в заключении. Соблюдение требований к оформлению списка литературы.

6.9. Защита исследовательской работы. Защита работы в группе.

6.10. Определение плюсов и минусов в работе.


Ресурсное обеспечение:

Объединение «Искатели» занимается на базе МБУДО «ЦДО». Занятия проводятся на местности, в учебном кабинете, в спортивном зале.

Оборудование для занятий: туристический инвентарь.

Учебные пособия: видео презентации, карта местности, где проходят соревнования по СП, и др.

Технические средства обучения: проектор, экран, мультимедиа.

Кроме специалиста дополнительного образования по туризму, привлекаются к образовательному процессу спортсмены - туристы со спортивной школы п. Тюльган, медицинский работник МБОУ «Лицей№1», педагог дополнительного образования ЮиД.

Принципы педагогического процесса: целенаправленность, гуманизация, культуросообразность, природосообразность, научность, доступность , последовательность, принцип наглядности.

Технологии, применяемые в процессе обучения:

- Саморазвития

- Педагогика сотрудничества

- Проектные

- Игровые

- Личностно-ориентированные

-Технология развивающего обучения и д.р.

















Список литературы

  1. Аппенянский А,И. «Методика врачебно-педагогического контроля в туризме», Москва, 1990 г.

  2. Акудович Ю.В. «Рекомендации по определению и воспитанию общей физической подготовки туриста», Минск, 1987 г.

  3. Бойцова А.Т. «Конкурс педагогических достижений. Методика описания опыта дополнительного образования детей».

  4. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование»: учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений - 2-е издание, доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

  5. Золотарева А.В., Ильина Т.В., Цветкова ТА, «Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей», г.Ярославль, 1997 г.

  6. Конасова Н.Ю. «Социально-педагогические проблемы УДО» Методический практикум. С.-Петербург, 1997 г.

  7. Лебедев О.Е., Ковелина Т.О, Конасова Н.Ю., Богданова Р.У. «Конкурс педагогических достижений: Методика описания опыта дополнительного образования детей». С.-Петербург, 19

  8. Прохоров А.М., Панов В.Г., Гусев А.А. «Большая Российская энциклопедия», 1993 г.

Интернет ресурсы:

1. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе [Электронный ресурс]: В.Г. Варламов - Методические рекомендации - М. : Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1983г. - режим доступа: tyr-zo.narod.ru/met/varl_bez.html#6

2. Личное снаряжение для походов и туризма [Электронный ресурс] - режим доступа: vpoxod.ru/page/equipment/

3.Укладка рюкзака [Электронный ресурс]- режим доступа: kombat.com.ua/naboris/nabori8.html

4. История Оренбургской области [Электронный ресурс] - режим доступа: orenobl.ru

5. Официальный сайт муниципального образования Тюльганский район Оренбургская область: tulgan.oren.ru

© 2010-2022