Доклад на тему: «Педагогические технологии»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Педагогические технологии»

«Мы проводим на работе лучшую

часть своей жизни.

Нужно научиться работать так, чтобы

работа была легка и чтобы она была

всегда жизненной постоянной школой»


В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: - это комплекс способов,средств,методик и форм организации образовательного процесса,используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний,умений и навыков обучающихся.

Учреждение дополнительного образования - это учреждение,которое должно стать не просто местом обучения детей,а пространством разнообразного общения.В отличии от массовой школы учреждение дополнительного образования детей имеет все возможности для того,чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам;учить всех по -разному,причем содержание и методы обучения могут быть расчитаны на уровень уственного развития и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей ,способностей и запросов ребенка.В результате для большенства детей создаются оптимальные условия обучения:они реализуют свои способности,осваивают программы и полностью исключается их «выпадение» из учебного процесса.

Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характерезуется особенностями,которые позволяют внедрить в практику современные педагогические технологии:

  • Учащиеся приходят на занятия в свободное от основных занятий время;

  • Обучение организуется на добровольных началах всех сторон(дети,родители,педагоги);

  • Психологическая атмосфера носит неформальный ,конфортный характер,не регламентируется обязательствами и стандартами;

  • Детям представляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;

  • Допускается переход каждого обучающегося из одной группы в другую(по тематике.возростному составу,уровню интелектуального развития).

Несомненно образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет образовательный характер,т.е.направлен прежде всего на развитие природных задатков,на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.Педагог должен уметь ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Что дает технологический подход?

Педагогу:

  • четкое определение конечной цели;

  • технологическую цепочку педагогических действий;

  • разработанность инструментария диагностики;

Воспитаннику:

  • вовлечение каждого в активный познавательный процесс;

  • применение знаний на практике

  • доступ к необходимой информации;

  • общение и сотрудничество не только с педагогом , но и со сверстниками;

  • постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем.

Технологические компоненты учебно-воспитательного процесса

Формы организации обучения и воспитания - внешняя сторона организации педагогического процесса.

Методы (от греч. Methods - путь, способ продвижения к истине) - упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей

Средства обучения и воспитания - источники получения знаний и формирования умений; различные орудия труда, предметы культуры, включенные в учебно-познавательную деятельность

Но почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая - низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, диагностировать изменения. Одни педагоги к инновациям не готовы методически, другие - психологически, третьи - технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения - они совсем не задают вопросов. Даже размещение учеников в классе за партами в традиционной школе не способствует учебному процессу - дети целый день вынуждены видеть лишь затылок друг друга и все время лицезреть учителя
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
-здоровьесберегающие технологии и др.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.(каждому «взять» столько,сколько он может).

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • Коллективный способ обучения.

  • Технологии адаптивной системы обучения;

  • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

  • Технология КТД;

  • Технология ТРИЗ;

  • Проблемное обучение;

  • Коммуникативная технология;

  • Технология программированного обучения;

  • Игровые технологии;

  • Технологии развивающего обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.


В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы -индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. «Дифференциация» в переводе означает разделение ,расслоение целого на различные части. В данном случае это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения. В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

  • комплектование учебных групп однородного состава;

  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап. Дидактическая задача - обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача - восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап - усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип - каждый добывает знания сам.

Итоговый этап - оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) - такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными . Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  1. Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

  2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

  3. Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий:

  • Групповой опрос;

  • Общественный смотр знаний;

  • Учебная встреча;

  • Дискуссия;

  • Нетрадиционные занятия(конференция,путешествие,интегрированные занятия и др.)

Особенности групповой технологии заключается в том,что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач;задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;

  • работа в парах;

  • групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

  • постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

  • планирование работы в группах;

  • индивидуальное выполнение задания;

  • обсуждение результатов;

  • сообщение о результатах;

  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Существуют технологии, в которых достижения творческого уровня является приоритетной целью. Интерес представляет

технология творческой деятельности,цели которой:

  • Выявить,учесть,развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт,который можно фиксировать(изделие,модель,макет,исследование и т.д.)

Оценивание результатов - похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества:

Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

  • педагогика сотрудничества, сотворчества;

  • применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;

  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела):

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

  • Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

  • Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

  • Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

  • Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

  • Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

  • Результаты коллективного дела.

Основной метод обучения -диалог, речевое общение равноправных партнеров.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

  • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

-самостоятельность обучающихся;

-развивающий характер обучения;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

-использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

-педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

-излагает различные точки зрения на вопрос;

-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

-ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность обучающегося. Игра позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

-природо - и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

  • Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

  • Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

  • Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) - это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Проектные технологии в дополнительном образовании.

Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать. Какой метод обучения разрешит эту проблему?

Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:

ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.

ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации - предъявление роста своей компетентности, самоанализ.

ПОРТФОЛИО - папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.



© 2010-2022