Программа внеурочной деятельности по экологии для 6 класса

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: [email protected]


РАССМОТРЕНО

на заседании ПМЛ

протокол №____ от «___»_______2015

руководитель ПМЛ

__________ М.В. Воробьёва

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

«____» __________ 2015

_____________ Г.Н. Худяк

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

___________Ю.А. Цеподой

Приказ №______

«____» __________ 2015



Рабочая программа внеурочной деятельности


«Юнэк»

(экологическое направление)


для 6-7-х классов


2015-2016 учебный год




Тищенко Ольга Васильевна

Педагог-библиотекарь

Белогорск 2015




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3

  2. Учебно-тематический план…………………………………………………7

  3. Содержание программы …………………………………………………..10

  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………………... 17

  5. Планируемые результаты………………………………………………… 17

  6. Список литературы…………………………………………………………19






1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Юнэк» предназначена для учащихся 6-7-х классов и составлена на основе программы дополнительного образования по пропаганде экологических знаний в рамках реализации Федеральной целевой программы «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к природе, освоению экологических знаний, воспитанию экологической культуры учащихся.

Основная направленность программы-экологическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по воспитанию экологической культуры. По уровню освоения материала программа базовая.

Данная программа дополнительного образования детей направлена на создание в школе отряда юных экологов из учеников 6-7-х классов для формирования у них знаний и умений экологической направленности.

Актуальность

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

Цель и задачи программы:

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная программа разработана для учащихся 6-7-х классов.

На 1 год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

1.Земля - единая экосистема.

2.Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.

3.Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного натуралиста».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность.

Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного и растительного мира России, Амурской области;

-какую пользу приносят представители животного и растительного мира;

-меры по сохранению флоры и фауны;

- планета Земля - наш большой дом

- экологические термины.

Сроки реализации программы: данная образовательная программа рассчитана на один год и будет реализована в 2015-2016 учебном году.

Формы и режимы занятий: занятия будут проводится в групповой форме как внеурочная кружковая работа. Основными формами занятий будут являться теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, соревнования, конкурсы.

Занятия будут проходить по 1часу 1 раз в неделю, всего 34 часа.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся 6-7 классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия "Дети - экологическая среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивую экологическую культуру. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в природной среде.

Методы и средства обучения:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические - выполнение практических заданий в тетрадях, экскурсии по городу, работа на пришкольном участке.

Условия реализации программы

Место проведения (библиотека, пришкольный участок).

Материально-техническое обеспечение (компьютер, настольные игры, наглядные пособия).

Кадровое обеспечение (заместитель директора по УВР, педагог-библиотекарь).

Методическое обеспечение (экологическая литература, справочники, периодические издания).

2. Календарно-тематическое планирование 6 класс.

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата по плану

Дата по факту

1

Организационное занятие. Знакомство с членами клуба.

1

1

04.09

2

Основы экологического образования. Беседа

1

1

11.09

3

Природа - наш общий дом. Презентация

1

1

18.09

4

Основные составляющие природы и экологии

1

1

25.09

5

Пищевые связи в природе.

1

1

02.10

6-7

Мир полон хищников. И на хищников управа есть. Онлайн игра.

2

1

1

16.10

23.10

8

Конкуренция и соперничество в природном сообществе.

1

1

30.10

9

Дружба в природе. Хочу всё знать. Викторина.

1

1

06.11

10

Составление тематического словаря экологических понятий.

1

1

13.11

11

Пернатая радуга. Изготовление кормушек для зимующих птиц. Практическое занятие.

1

1

27.11

12

Экосистемы. Как построить экосистему.

1

1

04.12

13

Воздух. Значение его чистоты для живых организмов.

1

1

11.12

14

Царство почвы - уникальный дар природы

1

1

18.12

15

Водное царство. Уникальные памятники природы. Видеофильм.

1

1

25.12

16

Вода и живые организмы.

1

1

15.01

17

Экология водных ресурсов. Фотовыставка

1

1

22.01

18

Пресные воды - наше богатство. Анализ местной водопроводной воды, способы очищения.

1

1

29.01

19

Космодром-источник экологической опасности. Беседа.

1

1

05.02

20

Экология и человек. Экомир моей семьи.

1

1

12.02

21

Экология и генетика.

1

1

26.02

22

Бытовая экология. Викторина.

1

1

04.03

23

Экология человека. Пищевые добавки. Онлайн опрос.

1

1

11.03

24

Здоровый образ жизни.

1

1

18.03

25

Занимательная биология.

1

1

26

Экологический марафон. Викторина- кроссворд.

1

1

27

Взрослые, которые всегда готовы помочь. Собираем сведения об природоохранных организациях нашего города. Практическое занятие.

1


1

28-29

Мы в ответе за тех, кого приручили. Выставка фотографий домашних питомцев. Рассказ о них.

2

1

1

30

Удивительное рядом. Природа родного края. Смотрим видеофильм.

1

1

31

Экскурсия в городской парк.

1

1

32

Учимся заготавливать лекарственные растения.

1

1

33-34

Работа на пришкольном участке.

2

2

Итого:

34

22

12


3. Содержание программы

Тема 1. Теория (1час)

Организационное занятие. Знакомство с членами клуба. Проведение инструктажей по технике безопасности при работе на пришкольном участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.

Тема 2. Теория (1 час)

Основы экологического образования. Что лежит в основе экологических знаний. Нормативные документы, регламентирующие деятельность экологических организаций. Смотрим презентацию.

Тема 3. Теория (1час)

Природа - наш общий дом. Основные составляющие природы и экологии. Разнообразие живых организмов в природе.

Изучение поведения живых существ в естественной среде обитания.

Тема 4. Теория (1час)

Изменения окружающей среды.

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности - численность травоядных - численность хищников)

Тема 5. Теория (1час)

Пищевые связи в природе. Взаимодействие. Цепочки. Рассказ как питаются различные организмы (растения, животные, птицы).

Тема 6-7 Теория (1час)

Мир полон хищников. Хищники растения и животные. Описания биологических особенностей уникальных и фантастических растений. Характеристика роста и развития пустынного дерева карлика вельвичии, раффлезии и аморфофаллуса. Исследование способов охоты растений-хищников: непентеса и венериной мухоловки. Особенности хищной фауны. Способы питания, обитания. Просмотр видеофильма

Практика (1час)

Играем в онлайн-игру «И на хищников управа есть»

Тема 8 Теория (1час)

Конкуренция и соперничество в природном сообществе.

Учитель рассказывает какие существуют сообщества? Что такое связи в природном сообществе? Почему и зачем конкурируют между собой отдельные группы животных и растений.

Тема 9. Теория (1час)

Разнообразие животных, условия их жизни.

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Викторина «Хочу всё знать».

Тема 10. Теория (1час)

Обсуждение прочитанных книг об экологических проблемах, рассматривание рисунков, составление тематического

словаря.

Тема 11. Практика (1час)

Пернатая радуга. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц

Тема 12. Теория (1час)

Экологический проект. « Как построить экосистему»

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 13. Теория (1час)

Воздух. Значение его чистоты для живых организмов.

Рассказ учителя об экологии водушного прстранства. Смотрим видеофильм и презентации ребят.

Тема 14. Практика (1час)

Царство почвы - уникальный дар природы. Разнообразие почв, виды почв, методы сохранения и охраны почвенных ресурсов. Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые)

Тема 15. Теория (1час)

Водное царство. Уникальные памятники природы. Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Амурские водоёмы и их обитатели.

Тема 16. Практика (1час)

Вода и живые организмы. Пресноводные животные и растения.

Делаем анализ воды, принесённой из различных водоёмов. Разбиваем пробы по зонам, делаем таблицу.

Тема 17. Теория (1час)

Экология водных ресурсов. Обзор фотовыставки «Экология водных ресурсов». Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие с перепончатыми конечностями.

Тема 18. Теория (1час)

Экологический проект «Пресные воды - наше богатство».

Рассказ учителя: Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов. Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод - причина загрязнения водоемов. Анализируем пресную водопроводную воду, изучаем способы очистки питьевой воды.

Тема 19. Теория (1час)

Космодром -источник экологической опасности. Рассказ учителя о космодроме «Восточный». Влияние неблагоприятных факторов на экологическую обстановку Приамурья и здоровье Амурчан. Проблемы утилизации отходов ракетостроения. Как будут решаться проблемы пожаров в районе запуска ракет.

Тема 20. Практика (1час)

Экология и человек. Экомир моей семьи. Делаем проект-презентацию. Каким образом человек может внести вклад в сохранение жизни и здоровья каждого члена семьи.

Тема 21. Теория (1час)

Экология и генетика. Рассказ учителя: Как влияет загрязнённая окружающая среда на наследственность человека. Генетические болезни.

Тема 22. Теория (1час)

Бытовая экология. Рассказ учителя о жизни в городах. Как влияет шум на психологическое здоровье жителей. Человек и бытовая экология. Онлайн викторина.

Тема 23. Теория (1час).

Экология человека. Пищевые добавки. Рассказ учителя о полезных и вредных продуктах. Красители, заменители, стимуляторы. Блюда, приготовленные из пищевых концентратов, блюда, приготовленных из свежего сырья. Онлайн опрос.

Тема 24. Теория (1час)

Здоровый образ жизни. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.

Тема 25. Теория (1час).

Занимательная биология. Отгадываем кроссворды, ребусы, шарады.

Тема 26. Теория (1час)

Экологический марафон. Вместе с учителем составляем кроссворд на тему флора и фауна Дальневосточного региона.

Тема 27. Практика (1час). Работа над проектом «Взрослые, которые всегда готовы помочь». Собираем сведения о природоохранных организациях нашего города. Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 28-29 Теория (1час).

Мы в ответе за тех, кого приручили. Слушаем рассказы ребят о своих домашних питомцах. Смотрим видеоролики.

Практика (1час)

Организуем выставку фоторабот о домашних питомцах

Тема 30 Теория (1час)

Природа родного края. Учитель рассказывает о природных зонах Амурской области. Заповедники, заказники. Виды животных и растений, произрастающих на территории нашей области. Красная книга.

Тема 31. Практика (1час)

Природа родного края. Удивительное рядом. Экскурсия в парки, загородные природные зоны, водоёмы

Тема 32. Практика (1час)

Изучение лекарственных и декоративных культур, произрастающих на территории нашей области. Какие растения можно заготавливать в начале цветения. Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 33. Практика (1час)

Работа на пришкольном участке

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной.

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. Изготовление кормосмесей.

Тема 34. Практика (1час)

Работа на пришкольном участке. Распределяем семена для посадки.



4. Материально-техническое обеспечение


  1. Мультемидийная, компьютерная техника

  2. Учебные пособия, периодические издания

  3. Микроскоп

  4. Аптечка, макеты и.т.д.

  5. Инвентарь для работы на пришкольном участке

5. Планируемые результаты


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственного восприятия.

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • в предложенных ситуациях, выбрать как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;



Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • знать наиболее типичных представителей животного мира России, Амурской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;


6. Список литературы

1. Акимова, Т. А. Экология [Текст] : учебник для вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 455 с.
2. Артамонов В. И. Растения и чистота природной среды [Текст] / В. И. Артамонов. - Москва: Наука, 1986. -172 с. - (Человек и окружающая среда).
3. Арустамов Э. А. Экологические основы природопользования: учеб. пособие/ Э. А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 2001. - 236 с.
4. Астапенко М. П. Природа и история родного края [Текст]: учеб. пособие для начальной школы / М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская. - Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2004. 170 с.: ил. - ISBN 5-94004-198-1.
5. Бобров Р. Все о национальных парках [Текст] / Р. Бобров. - Москва: Молодая гвардия, 1987. - 222 с. - (Эврика).
6. Бондаренко И. Природа в бассейне Дона: проблемы природопользования и охраны окружающей среды [Текст] / И. Бондаренко. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1982. -128 с. - (Потомкам - цветущую землю).
7. В судьбе природы - наша судьба [Текст]: писатели об экологических проблемах. - Москва: Художественная литература, 1990. - 462 с.
8. Вальков В. Ф. Главное богатство нашей природы [Текст]: рассказ о земле и ее плодородии / В. Ф. Вальков, Г. Г. Клименко. - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1984. - 128 с.: ил. - (Потомкам - цветущую землю).
9. Васинский А. Пейзаж будущего: человек в мире природы [Текст] / А. Васинский. - Москва: Политиздат, 1985. - 206 с.
10. Владимиров В. А. Катастрофы и экология / В. А. Владимиров, В. И. Измалков. - М.: Контакт-культура, 2000. - 380 с.
11. Вронский В. А. Экология: словарь-справочник / В. А. Вронский. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 576 с.
12. Горелов А. А. Экология: [Текст]: учеб. пособие для вузов] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002. - 312 с. - (в пер.). - ISBN 5-94227-066-Х.




© 2010-2022