- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа внеурочной деятельности по экологии для 6 класса
Программа внеурочной деятельности по экологии для 6 класса
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тищенко О.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: [email protected]
РАССМОТРЕНО
на заседании ПМЛ
протокол №____ от «___»_______2015
руководитель ПМЛ
__________ М.В. Воробьёва
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
«____» __________ 2015
_____________ Г.Н. Худяк
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
___________Ю.А. Цеподой
Приказ №______
«____» __________ 2015
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юнэк»
(экологическое направление)
для 6-7-х классов
2015-2016 учебный год
Тищенко Ольга Васильевна
Педагог-библиотекарь
Белогорск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка…………………………………………………… 3
-
Учебно-тематический план…………………………………………………7
-
Содержание программы …………………………………………………..10
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………………... 17
-
Планируемые результаты………………………………………………… 17
-
Список литературы…………………………………………………………19
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Юнэк» предназначена для учащихся 6-7-х классов и составлена на основе программы дополнительного образования по пропаганде экологических знаний в рамках реализации Федеральной целевой программы «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к природе, освоению экологических знаний, воспитанию экологической культуры учащихся.
Основная направленность программы-экологическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по воспитанию экологической культуры. По уровню освоения материала программа базовая.
Данная программа дополнительного образования детей направлена на создание в школе отряда юных экологов из учеников 6-7-х классов для формирования у них знаний и умений экологической направленности.
Актуальность
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Цель и задачи программы:
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности программы.
Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная программа разработана для учащихся 6-7-х классов.
На 1 год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
1.Земля - единая экосистема.
2.Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.
3.Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного натуралиста».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного и растительного мира России, Амурской области;
-какую пользу приносят представители животного и растительного мира;
-меры по сохранению флоры и фауны;
- планета Земля - наш большой дом
- экологические термины.
Сроки реализации программы: данная образовательная программа рассчитана на один год и будет реализована в 2015-2016 учебном году.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводится в групповой форме как внеурочная кружковая работа. Основными формами занятий будут являться теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, соревнования, конкурсы.
Занятия будут проходить по 1часу 1 раз в неделю, всего 34 часа.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся 6-7 классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия "Дети - экологическая среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивую экологическую культуру. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в природной среде.
Методы и средства обучения:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические - выполнение практических заданий в тетрадях, экскурсии по городу, работа на пришкольном участке.
Условия реализации программы
Место проведения (библиотека, пришкольный участок).
Материально-техническое обеспечение (компьютер, настольные игры, наглядные пособия).
Кадровое обеспечение (заместитель директора по УВР, педагог-библиотекарь).
Методическое обеспечение (экологическая литература, справочники, периодические издания).
2. Календарно-тематическое планирование 6 класс.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика
Дата по плану
Дата по факту
1
Организационное занятие. Знакомство с членами клуба.
1
1
04.09
2
Основы экологического образования. Беседа
1
1
11.09
3
Природа - наш общий дом. Презентация
1
1
18.09
4
Основные составляющие природы и экологии
1
1
25.09
5
Пищевые связи в природе.
1
1
02.10
6-7
Мир полон хищников. И на хищников управа есть. Онлайн игра.
2
1
1
16.10
23.10
8
Конкуренция и соперничество в природном сообществе.
1
1
30.10
9
Дружба в природе. Хочу всё знать. Викторина.
1
1
06.11
10
Составление тематического словаря экологических понятий.
1
1
13.11
11
Пернатая радуга. Изготовление кормушек для зимующих птиц. Практическое занятие.
1
1
27.11
12
Экосистемы. Как построить экосистему.
1
1
04.12
13
Воздух. Значение его чистоты для живых организмов.
1
1
11.12
14
Царство почвы - уникальный дар природы
1
1
18.12
15
Водное царство. Уникальные памятники природы. Видеофильм.
1
1
25.12
16
Вода и живые организмы.
1
1
15.01
17
Экология водных ресурсов. Фотовыставка
1
1
22.01
18
Пресные воды - наше богатство. Анализ местной водопроводной воды, способы очищения.
1
1
29.01
19
Космодром-источник экологической опасности. Беседа.
1
1
05.02
20
Экология и человек. Экомир моей семьи.
1
1
12.02
21
Экология и генетика.
1
1
26.02
22
Бытовая экология. Викторина.
1
1
04.03
23
Экология человека. Пищевые добавки. Онлайн опрос.
1
1
11.03
24
Здоровый образ жизни.
1
1
18.03
25
Занимательная биология.
1
1
26
Экологический марафон. Викторина- кроссворд.
1
1
27
Взрослые, которые всегда готовы помочь. Собираем сведения об природоохранных организациях нашего города. Практическое занятие.
1
1
28-29
Мы в ответе за тех, кого приручили. Выставка фотографий домашних питомцев. Рассказ о них.
2
1
1
30
Удивительное рядом. Природа родного края. Смотрим видеофильм.
1
1
31
Экскурсия в городской парк.
1
1
32
Учимся заготавливать лекарственные растения.
1
1
33-34
Работа на пришкольном участке.
2
2
Итого:
34
22
12
3. Содержание программы
Тема 1. Теория (1час)
Организационное занятие. Знакомство с членами клуба. Проведение инструктажей по технике безопасности при работе на пришкольном участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.
Тема 2. Теория (1 час)
Основы экологического образования. Что лежит в основе экологических знаний. Нормативные документы, регламентирующие деятельность экологических организаций. Смотрим презентацию.
Тема 3. Теория (1час)
Природа - наш общий дом. Основные составляющие природы и экологии. Разнообразие живых организмов в природе.
Изучение поведения живых существ в естественной среде обитания.
Тема 4. Теория (1час)
Изменения окружающей среды.
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности - численность травоядных - численность хищников)
Тема 5. Теория (1час)
Пищевые связи в природе. Взаимодействие. Цепочки. Рассказ как питаются различные организмы (растения, животные, птицы).
Тема 6-7 Теория (1час)
Мир полон хищников. Хищники растения и животные. Описания биологических особенностей уникальных и фантастических растений. Характеристика роста и развития пустынного дерева карлика вельвичии, раффлезии и аморфофаллуса. Исследование способов охоты растений-хищников: непентеса и венериной мухоловки. Особенности хищной фауны. Способы питания, обитания. Просмотр видеофильма
Практика (1час)
Играем в онлайн-игру «И на хищников управа есть»
Тема 8 Теория (1час)
Конкуренция и соперничество в природном сообществе.
Учитель рассказывает какие существуют сообщества? Что такое связи в природном сообществе? Почему и зачем конкурируют между собой отдельные группы животных и растений.
Тема 9. Теория (1час)
Разнообразие животных, условия их жизни.
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Викторина «Хочу всё знать».
Тема 10. Теория (1час)
Обсуждение прочитанных книг об экологических проблемах, рассматривание рисунков, составление тематического
словаря.
Тема 11. Практика (1час)
Пернатая радуга. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц
Тема 12. Теория (1час)
Экологический проект. « Как построить экосистему»
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 13. Теория (1час)
Воздух. Значение его чистоты для живых организмов.
Рассказ учителя об экологии водушного прстранства. Смотрим видеофильм и презентации ребят.
Тема 14. Практика (1час)
Царство почвы - уникальный дар природы. Разнообразие почв, виды почв, методы сохранения и охраны почвенных ресурсов. Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые)
Тема 15. Теория (1час)
Водное царство. Уникальные памятники природы. Получение кислорода под водой
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Амурские водоёмы и их обитатели.
Тема 16. Практика (1час)
Вода и живые организмы. Пресноводные животные и растения.
Делаем анализ воды, принесённой из различных водоёмов. Разбиваем пробы по зонам, делаем таблицу.
Тема 17. Теория (1час)
Экология водных ресурсов. Обзор фотовыставки «Экология водных ресурсов». Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие с перепончатыми конечностями.
Тема 18. Теория (1час)
Экологический проект «Пресные воды - наше богатство».
Рассказ учителя: Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов. Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод - причина загрязнения водоемов. Анализируем пресную водопроводную воду, изучаем способы очистки питьевой воды.
Тема 19. Теория (1час)
Космодром -источник экологической опасности. Рассказ учителя о космодроме «Восточный». Влияние неблагоприятных факторов на экологическую обстановку Приамурья и здоровье Амурчан. Проблемы утилизации отходов ракетостроения. Как будут решаться проблемы пожаров в районе запуска ракет.
Тема 20. Практика (1час)
Экология и человек. Экомир моей семьи. Делаем проект-презентацию. Каким образом человек может внести вклад в сохранение жизни и здоровья каждого члена семьи.
Тема 21. Теория (1час)
Экология и генетика. Рассказ учителя: Как влияет загрязнённая окружающая среда на наследственность человека. Генетические болезни.
Тема 22. Теория (1час)
Бытовая экология. Рассказ учителя о жизни в городах. Как влияет шум на психологическое здоровье жителей. Человек и бытовая экология. Онлайн викторина.
Тема 23. Теория (1час).
Экология человека. Пищевые добавки. Рассказ учителя о полезных и вредных продуктах. Красители, заменители, стимуляторы. Блюда, приготовленные из пищевых концентратов, блюда, приготовленных из свежего сырья. Онлайн опрос.
Тема 24. Теория (1час)
Здоровый образ жизни. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.
Тема 25. Теория (1час).
Занимательная биология. Отгадываем кроссворды, ребусы, шарады.
Тема 26. Теория (1час)
Экологический марафон. Вместе с учителем составляем кроссворд на тему флора и фауна Дальневосточного региона.
Тема 27. Практика (1час). Работа над проектом «Взрослые, которые всегда готовы помочь». Собираем сведения о природоохранных организациях нашего города. Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 28-29 Теория (1час).
Мы в ответе за тех, кого приручили. Слушаем рассказы ребят о своих домашних питомцах. Смотрим видеоролики.
Практика (1час)
Организуем выставку фоторабот о домашних питомцах
Тема 30 Теория (1час)
Природа родного края. Учитель рассказывает о природных зонах Амурской области. Заповедники, заказники. Виды животных и растений, произрастающих на территории нашей области. Красная книга.
Тема 31. Практика (1час)
Природа родного края. Удивительное рядом. Экскурсия в парки, загородные природные зоны, водоёмы
Тема 32. Практика (1час)
Изучение лекарственных и декоративных культур, произрастающих на территории нашей области. Какие растения можно заготавливать в начале цветения. Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 33. Практика (1час)
Работа на пришкольном участке
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной.
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. Изготовление кормосмесей.
Тема 34. Практика (1час)
Работа на пришкольном участке. Распределяем семена для посадки.
4. Материально-техническое обеспечение
-
Мультемидийная, компьютерная техника
-
Учебные пособия, периодические издания
-
Микроскоп
-
Аптечка, макеты и.т.д.
-
Инвентарь для работы на пришкольном участке
5. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственного восприятия.
-
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-
в предложенных ситуациях, выбрать как поступить;
-
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-
определять цель деятельности;
-
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
-
знать наиболее типичных представителей животного мира России, Амурской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-
что такое наблюдение и опыт;
-
экология - наука об общем доме;
-
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-
составлять экологические модели, трофические цепи;
-
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-
заботиться о здоровом образе жизни;
-
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
6. Список литературы
1. Акимова, Т. А. Экология [Текст] : учебник для вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 455 с.
2. Артамонов В. И. Растения и чистота природной среды [Текст] / В. И. Артамонов. - Москва: Наука, 1986. -172 с. - (Человек и окружающая среда).
3. Арустамов Э. А. Экологические основы природопользования: учеб. пособие/ Э. А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 2001. - 236 с.
4. Астапенко М. П. Природа и история родного края [Текст]: учеб. пособие для начальной школы / М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская. - Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2004. 170 с.: ил. - ISBN 5-94004-198-1.
5. Бобров Р. Все о национальных парках [Текст] / Р. Бобров. - Москва: Молодая гвардия, 1987. - 222 с. - (Эврика).
6. Бондаренко И. Природа в бассейне Дона: проблемы природопользования и охраны окружающей среды [Текст] / И. Бондаренко. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1982. -128 с. - (Потомкам - цветущую землю).
7. В судьбе природы - наша судьба [Текст]: писатели об экологических проблемах. - Москва: Художественная литература, 1990. - 462 с.
8. Вальков В. Ф. Главное богатство нашей природы [Текст]: рассказ о земле и ее плодородии / В. Ф. Вальков, Г. Г. Клименко. - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1984. - 128 с.: ил. - (Потомкам - цветущую землю).
9. Васинский А. Пейзаж будущего: человек в мире природы [Текст] / А. Васинский. - Москва: Политиздат, 1985. - 206 с.
10. Владимиров В. А. Катастрофы и экология / В. А. Владимиров, В. И. Измалков. - М.: Контакт-культура, 2000. - 380 с.
11. Вронский В. А. Экология: словарь-справочник / В. А. Вронский. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 576 с.
12. Горелов А. А. Экология: [Текст]: учеб. пособие для вузов] / А. А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002. - 312 с. - (в пер.). - ISBN 5-94227-066-Х.