Конспект урока история народной тряпичной куклы 5 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока история народной тряпичной куклы 5 классМуниципальный заочный конкурс методических разработок педагогов,

Реализующих дополнительные общеобразовательные программы.


Направление конкурса: декоративно-прикладное творчество.

Номинация: методическая разработка занятий для учащихся 5-го класса

Выполнила: Евсеева Елена Николаевна

Учитель начальных классов

МКОО «Обильненская СОШ»


















РК,Сарпинский р-он, с.Обильное,

Ул. Гагарина 2

2016г

Тема: История народной тряпичной куклы.

Изготовление обереговой куклы «Колокольчик»

Цель: познакомить учащихся с русскими народными традициями, историей народной тряпичной куклы.

Задачи: 1.познакомить детей с народными традициями, народными тряпичными куклами.

2.научить изготавливать народную тряпичную куклу «Колокольчик», методом скрутки.

3.воспитывать дружеские отношения, взаимоотношения.

Оборудование: интерактивная доска, шаблоны куклы для детей, лоскутки ткани, нитки. вата.

Ход занятия.

Русская, тряпичная куколка простая

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, а значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки -

Оживают истории звуки...

1.Подготовка к активной познавательной деятельности.

Учитель: -Для чего нужны куклы?(играть, коллекционировать).

Игрушка в словаре В.Даля толкуется, как «вещь, сделанная для забавы, для игр детям». Народная кукла, которая пришла к нам из древних времён, служила не только для игры. Для чего же она была предназначена? Детям предлагается игра, чтобы узнать о каких куклах пойдёт сегодня речь на уроке.

Игра «Слова-перевертыши» Необходимо поменять местами, чтобы получилось слово. Даётся набор букв: дяобр, бореге, аигр. Дети составляют слова: «обряд», «оберег», «игра». Куклы делятся на обрядовые, предназначенные для обрядов; куклы-обереги, которые служат для того чтобы оберегать человека, его дом; игровые, которые предназначены для игр.

Учитель-Для чего же нужны куклы-обереги и обрядовые куклы? Что означают слова «оберег» «обряд»? «Оберег»- от слов «оберегать», «хранить», «защищать». Обряд- это совокупность действий, установленных обычаем. В котором воплощаются какие-нибудь религиозные представления, традиции.

2. Объяснение нового материала.

Учитель:- Народные куклы служили для ритуальными оберегами, являлись атрибутами праздничных обрядов. Это можно объяснить тем, что ещё в древние времена люди были очень суеверны и верили, что злые духи могут нанести вред человеку. Куклам приписывали различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, от болезней, и несчастья, хорошему урожаю, от сглаза и т.д. Куклы служили как талисманы, их бережно хранили, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. Когда приходило время бабушка доставала из сундучка волшебных кукол , разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучат старинному искусству изготовления тряпичных кукол. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери и бабушки. Тряпичные куклы были в каждом доме.

Куклы сопровождали человека с момента его рождения и до смерти. Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать чтобы его успокоить и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая: «Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой».

Эту куклу звали Бессонница.

Ещё одна кукла которая, сопровождала ребёнка с самого его детства, -это Веппская кукла.

Веппская кукла создаёт образ замужней женщины. Детали куклы не сшивают между собой, делают из старых вещей. До рождения ребёнка она лежит в колыбельке, чтобы согреть её, а после рождения- вешали её над колыбелью и она охраняла малыша от сглаза.

Была и кукла Зернушка(Крупеничка), её делали после сбора урожая, набивая мешочек различными зёрнами. Для того чтобы в доме было сыто и богато. И хранили таких кукол до следующего урожая.

Кукла- травница. Таких кукол в старину молодые мамы и бабушки набивали душистой травой, и подвешивали над колыбельной ребёнка. Кукол мяли в руках- шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через год траву в кукле меняли и наполняли новой свежей душистой травой.

Многие куклы предназначались для участия в различных обрядах, которые сопровождали праздники на Руси.( Обряд сжигания «Костромы» на Масленицу, обряд «Коляда» на Рождество.) Для каждого обряда изготавливали куклу, этих кукол делали из соломы, для некоторых использовали бересту.

Кукла « Купавка» - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, тесемки , привязанные к её рукам , забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воде. Обрядовую куклу Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания.

Народные тряпичные куклы делали безликими. По древним поверьям, считалось, что если кукле нарисовать лицо. То в неё вселится душа. Однако в некоторых куклах допускалось обозначить глаза и рот нитками, крестиками и чёрточками.

Также, при изготовление обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для изготовления кукол нужно было рвать, а не резать. А чтобы обойтись без иглы, их сворачивали методом скрутки. Поэтому все куклы, изготавливали таким методом и назвали куклы-закрутки.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Игровую куклу Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком. Кукла "перевёртыш" или «Девка-Баба» служил для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье.

3. Закрепление знаний.

Изготовление обереговой куклы Колокольчик.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Учитель предлагает рассмотреть детям инструкционную карту, для изготовления куклы «Колокольчик», рассказывает порядок выполнения куклы.

4.Подведение итогов.

Куклы любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство. В наше время дети, как и раньше, любят куклы и учатся делать их сами. И если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия - уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду - это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.








Используемая литература:

1. Егиазарян А. К. Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - N 3. - С. 33-35.

2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства : от древнейших времен до наших дней / Анри де Моран. - М. : Искусство, 1982. - 577 с.

Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 85.12; Авторский знак М79; Формат Б; Инв. номер 1885763-ЕФ

Свердловская ОУНБ; КХ; Формат Б; Инв. номер 1897426-КХ

Свердловская ОУНБ; ЕФ; Формат Б; Инв. номер 1897425-ЕФ

3. Данишвар О. В. Народная кукла-игрушка, оберег // Открытый урок : методики, сценарии и примеры. - 2010. - N 1. - С. 65-67.

4. Интернет-ресурсы картинки народных тряпичных кукол.



© 2010-2022