Аннотация к программе клуба Школа родительского мастерства

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к программе «Семейный очаг»


Сегодня как никогда прежде встает вопрос о семейном воспитании. Государство отводит большую роль институту семьи и строит свою работу с опорой на социальное партнерство: педагог - дети - родители.

Законодательство РФ предоставляет родителям право выбирать место и форму образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения, значительно расширив функции семейного воспитания.

И в то же время новое содержание образования, новые технологии обучения, которые недостаточно знакомы родителям, не пропущены через личный опыт и зачастую вызывающие отторжение и не понимание указывают на актуальность программы «Семейный очаг» и необходимость создания клуба «Школа родительского мастерства», в основу которого легла программа родительского образования «Школа ответственного родительства» ( автор - составитель В.В. Зикратов, к.п.н..)

Для снижения социальной напряженности в обществе необходимо признать права родителей стать полноправными партнерами педагогов в воспитании детей, дав возможности получить специальные педагогические знания.

Новизна программы: дифференцированное психолого-педагогическое просвещение, адекватное современному заказу характерных групп родителей учащихся, учитывающее реальные возможности современной образовательной организации.

Цель программы: «Создание эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями».

Задачи программы:

1. Создать ориентационное поле, в котором родители осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

2. Оказать педагогическую помощь родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого - педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

3. Организовать процесс совместного с родителями определения целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей;

4. Создать в районе систему педагогического образования родителей;

5. Формировать основы семейного воспитания у дошкольника и школьника.

Ожидаемый результат:

  • «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи;

  • Вовлечение в совместную деятельность детей и взрослых;

  • Повышение педагогической компетенции родителей и воспитательного потенциала семьи, воспитание ответственного родительства;

  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей;

  • Оказание практической поддержкой родителям в повышении их педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства;

  • Активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации родительско-детских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений;

  • Профессиональная интеграция специалистов образовательных организаций района в организации социально-педагогической поддержки детей разных групп семей, а также в реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации.

Механизм реализации программы:


Заседание клуба: 4 раза в неделю согласно расписанию занятий в учреждении.

Условиями отбора родителей в клуб являются: их желание повысить свой педагогический уровень в воспитании детей и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных консультаций, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми родителями.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение других образовательных учреждений; совместную работу педагога, родителей и детей.

Методическое обеспечение программы


Условия отбора материала для программы:

1) родительское образование (обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе) базируется на практико-ориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи, в формате лекции, проблемно-ориентированного семинара с элементами социально-педагогического тренинга и др.. Данное условие органично вписывается в требования ФГОС;

2) материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам к организатору занятий, соответствовать возрастным особенностям детей;

3) учебные занятия с родителями должны соответствовать целевому ориентиру программы, способствовать решению обозначенных в ней задач;

4) программа повышения воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятии.

Содержание программы.


Программа рассчитана на три категории родителей:

- для молодых, не опытных родителей «Школа молодого родителя»,

- для родителей из замещающих семей «Чужих детей не бывает»

- и консультации для рядового родителя «Я - родитель».

Вопросы обязательные для рассмотрения на первых занятиях клуба, как для родителей, так и для педагогического состава:


  1. Современное законодательство в сфере семейной политики (Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административной ответственности, Семейный Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности...» и другие нормативные и правовые акты федерального и краевого уровня).

  2. Профилактика жестокого обращения с детьми (понятие «жестокое обращение», причины и источники насилия над детьми, виды насилия и жестокого отношения с детьми, обзор программ помощи, профилактики и реабилитации детей. Семья как фактор жестокого обращения с детьми).

  3. Технологии педагогической и социально-педагогической педагогической помощи и поддержки семьи в современных условиях (понятие, виды помощи и поддержки, командное взаимодействие в реализации помощи и поддержки учащихся и их семей).

  4. Профилактика суицидального поведения детей и молодежи (понятие о суициде; виды суицида; факторы, способствующие суицидальному поведению; признаки надвигающегося предсуицида и суицида; семья и школа как фактор суицида; способы профилактики суицида).

  5. Современная семья - какая она? (типология семей; семья как фактор девиаций ребенка; семья как фактор социализации и виктимности ребенка; позиция ребенка в современной семье; особенности организации работы с разными типами семей).

Учебно - тематический график

темы

дата

Категория родителей

1

Введение

  1. Современное законодательство в сфере семейной политики (Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административной ответственности, Семейный Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности...» и другие нормативные и правовые акты федерального и краевого уровня).

  2. Профилактика жестокого обращения с детьми (понятие «жестокое обращение», причины и источники насилия над детьми, виды насилия и жестокого отношения с детьми, обзор программ помощи, профилактики и реабилитации детей. Семья как фактор жестокого обращения с детьми).

  3. Технологии педагогической и социально-педагогической педагогической помощи и поддержки семьи в современных условиях (понятие, виды помощи и поддержки, командное взаимодействие в реализации помощи и поддержки учащихся и их семей).

  4. Профилактика суицидального поведения детей и молодежи (понятие о суициде; виды суицида; факторы, способствующие суицидальному поведению; признаки надвигающегося предсуицида и суицида; семья и школа как фактор суицида; способы профилактики суицида).

  5. Современная семья - какая она? (типология семей; семья как фактор девиаций ребенка; семья как фактор социализации и виктимности ребенка; позиция ребенка в современной семье; особенности организации работы с разными типами семей).

сентябрь


2

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок учится в начальной школе

сентябрь


3

Тема 2. Возрастные особенности подростка

сентябрь


4

Тема 3. Формирование воли шестиклассника

сентябрь


5

Тема 4. Воспитание детей в семье

сентябрь


6

Тема 5. Духовные ценности семьи

сентябрь


7

Тема 6. Культура общения подростка

сентябрь


8

Тема 7. Психологические особенности развития личности старшеклассника

сентябрь


9

Тема 8. Стресс - это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию

сентябрь


10

Тема 9. Формирование личности в младшем школьном возрасте

сентябрь


11

Тема 10. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста

сентябрь


12

Тема 11. Самосознание и образ «Я» младшего школьника

октябрь


13

Тема 12. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста

октябрь


14

Тема 13. Развитие внимания и памяти школьника

октябрь


15

Тема 14. Воспитание характера школьника

октябрь


16

Тема 15. Социализация личности

октябрь


17

Тема 16. Конфликты и пути их решения

октябрь


18

Тема 17. Ценностные ориентиры современных старшеклассников

октябрь


19

Тема 18. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»

октябрь


20

Тема 19. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть

октябрь


21

Тема 20. Место детства в становлении личности. Ребенок - субъект детства

октябрь


22

Тема 21. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица

ноябрь


23

Тема 22. Телевизор: помощник или враг?

ноябрь


24

Тема 23. Особенности темперамента школьника-подростка

ноябрь


25

Тема 24. Самооценка школьника-подростка

ноябрь


26

Тема 25. Межличностное общение подростков

ноябрь


27

Тема26. Содружество школы и семьи

ноябрь


28

Тема 27. Патриотическое воспитание школьников

ноябрь


29

Тема 28. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника

ноябрь


30

Тема 29. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ

ноябрь


31

Тема 30. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника

ноябрь


32

Тема 31. Самооценка младшего школьника

декабрь


33

Тема 32. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против

декабрь


34

Тема 33. Ребенок среди сверстников

декабрь


35

Тема 34. Мотив как регулятор поведения

декабрь


36

Тема 35. Взаимодействие с тревожными детьми

декабрь


37

Тема 36. Агрессивный ребенок - причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка

декабрь


38

Тема 37. Детско-родительские отношения

декабрь


39

Тема 38. Развитие эстетической культуры подростков

декабрь


40

Тема 39. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассников

январь


41

Тема 40. Учение - основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе

январь


42

Тема 41. Общение родителей с детьми младшего школьного

возраста

январь


43

Тема 42. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали

январь


44

Тема 43. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя

январь


45

Тема 44. Формирование самосознания подростка

январь


46

Тема 45. Ориентация школьников на ценности семьи

январь


47

Тема 46. Проблемное поведение подростка

январь


48

Тема 47. Воспитание толерантности подростка

февраль


49

Тема 48. Мотив как регулятор поведения

февраль


50

Тема 49. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье

февраль


51

Тема 50. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма

февраль


52

Тема 51. Игра и труд в жизни младшего школьника

февраль


53

Тема 52. Воспитание коллективизма в начальной школе

февраль


54

Тема 53. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение

февраль


55

Тема 54. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения

февраль


56

Тема 55. Социализация ребенка в семье

март


57

Тема 56. Нравственное развитие школьников

март


58

Тема 57. Ориентация подростка на социально значимые ценности

март


59

Тема 58. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения

март


60

Тема 59. Ориентация школьников на ценности семьи

март


61

Тема 60. Её величество Женщина. В семье - старшеклассница

март


62

Тема 61. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника

март


63

Тема 62. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения

март


64

Тема 63. Страхи детей и пути их преодоления

март


65

Тема 64. «Прощай, начальная школа»

апрель


66

Тема 65. Проблемное поведение подростков

апрель


67

Тема 66. Эстетическое воспитание подростка

апрель


68

Тема 67. Общение родителей с детьми

апрель


69

Тема 68. Мужественность. В семье - старшеклассник

апрель


70

Тема 69. Ребенок и милиция

апрель


71

Тема 70. Ценности современного подростка

апрель


72

Тема 71. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста

апрель


73

Тема 72. Детская агрессивность и ее причины

апрель


74

Тема 73. Вот и стали мы на год взрослей

апрель


75

Тема 74. Здоровый ребенок - здоровое общество

апрель


76

Тема 75. Общение в семье

апрель


77

Тема 76. Право, ребенок и его окружение

апрель


78

Тема 77. Воспитание семьянина: сущность и основные направления

апрель


79

Тема 78. Организация семейного чтения

май


80

Тема 79. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста

май


81

Тема 80. Конвенция ООН «О правах ребенка»

май


82

Тема 81. Детское общественное объединение

май


83

Тема 82. Вот и стали мы на год взрослей

май


84

Тема 83. Вот и стали мы на год взрослей

май






© 2010-2022