- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Дополнительная общеобразовательная программа «Зарни ёль»
Дополнительная общеобразовательная программа «Зарни ёль»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чехонина Т.Н. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско - юношеский центр»
пгт. Жешарт
Рекомендована Утверждаю:
Методическим советом Директор МБОУ ДОД Протокол № «Детско-юношеский центр»
от «___» __________ 201_ г. пгт. Жешарт
__________/ Огнева Н.Г.
Принята
Педагогическим советом
Протокол №
от «___» __________ 201_ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Зарни ёль»
Направление:
художественно-эстетическое
для обучающихся 11-14 лет
1 года обучения
Разработала программу:
педагог дополнительного образования
Чехонина Тамара Николаевна
пгт. Жешарт
2015 г.
Пояснительная записка.
Концепция программы.У детей младшего школьного возраста освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально - целостного отношения к миру.
Фольклор - это искусство древнейшее, наиболее полно вобравшее в себя культурные коды, сконцентрировавшее в себе нравственные, духовные, социальные, психологические, педагогические, художественные и иные общечеловеческие и национальные начала. Всё это нашло материальное воплощение в укладе жизни народа, в его представлениях о мире, человеке, природе и красоте в обычаях, обрядах, в художественном проявлении традиционных форм слова, музыки, движениях и действах, что чаще всего неразрывно связано.
Мир фольклора - духовно богатый мир, в котором ребенок гармонично живёт с природой, с героями сказок, что помогает ему войти в атмосферу поэтических образов; он является естественной художественной почвой, необходимой для полноценного воспитания ребенка.
Направленность образовательной программы «Зарниёль» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному назначению -учебно-познавательной; по форме организации - личностно-ориентированной.
Актуальность программы обусловлена тем, что использование в работе фольклора несёт общеразвивающий воспитательный характер, т.к. на современном этапе главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения - повернуться лицом к народным истокам, начиная с самого раннего возраста, когда только ещё закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и способности. Тем самым, помогая ребёнку познать свои национальные корни, культуру своих предков, освоить духовное наследие предыдущих поколений через фольклор.
Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
Новизнапрограммы состоит в том,что онапризвана обогатить знания и расширить кругозор воспитанников в области культуры и языка народа коми. Посредством родного языка мы изучаем культуру народа, а потом передаем её из поколения в поколение.
Цель программы:приобщение детей к культуре коми народа через знакомство с народными обрядами, играми и традициями, праздниками.
Задачи программы:
Образовательные:
-
Научить детей ценить культуру своих предков посредством ознакомления с различными видами фольклора;
-
Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас;
-
Расширить и углубить знания по истории родного края;
-
Формировать навыки коллективной работы через игру;
-
Формировать речевую культуру с помощью малых форм фольклора;
-
Формировать устойчивый интерес к познанию народных традиций, обрядов и праздников;
Развивающие:
-
Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям;
-
Развить творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного;
-
Развить у ребенка способность к коммуникации через речевое общение, умение взаимодействовать в коллективе;
-
Развитие творческих, организаторских, исполнительных способностей средствами театрального искусства;
-
Укрепление физического состояния, усиление двигательной активности;
-
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка;
-
Развивать у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике;
Воспитательные:
-
Воспитывать у детей любовь к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, уважение к традициям своего народа;
-
Создать единый творческий коллектив, основанный на дружбе, поддержке и доверии;
-
Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе;
-
Воспитать стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью;
-
Приобщение к национальным традициям, укрепление связи поколений.
-
Воспитание интереса и любви к народной музыке;
Характеристика программы
Тип - дополнительная образовательная программа;
Направленность - художественно-эстетическая;
Вид - модифицированная;
Классификация: по признаку - специализированная;
по цели обучения - познавательная;
по возрасту -одновозрастная;
по масштабу действия - учрежденческая;
по срокам реализации - 1 год;
Отличительная особенностьданной образовательной программы заключается в том, что в течение 1 года обучение ведется по семи основным разделам с постепенным углублением и расширением изучаемого материала, каждый из которых реализует отдельную задачу для повышения художественно-эстетической культуры учащихся.
Коми словесный фольклор (система поэтических жанров фольклора: пословицы, поговорки, приметы, суеверия, сказки, легенды и др.).
Музыкальный фольклор (система музыкально- поэтических жанров фольклора: потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные и хороводные песни, наигрыши, частушки и др.).
Танцевальный фольклор(разнообразие танцев и хороводов).
Быт коми народа (знакомство с наиболее значимыми народными действами жизненного цикла: проведки, перепекание, первое подпоясывание, крещение, свадьба и др.).
Игры и игрушки коми народа(сюжетные, подражательные, хороводные, подвижные игры, связанные с традиционными обрядами ).
Народные праздники (дети не только изучают историю народного праздника, но и участвуют в постановке театрализованного представления, что и является конечным результатом воспитания и обучения).
«Знай и люби свой край» (викторины, встречи, экскурсии, посещение музеев)
Курс состоит из «Введения» и семи разделов, включающих теоретические знания и практические занятия по изучению устного народного творчества. При изучении этих разделов дети принимают участие в проектной и концертной деятельности(участие в выставках, концертах). Курс предлагается учащимся среднего звена, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными обычаями и традициями края. Главное - дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев. Обучение ведется от простого к сложному. Погружение в народный фольклор начинается с игры, переходит в изучение фольклорных произведений, затем это предлагается обыграть. Познание фольклорного наследия позволит каждому кружковцу принять участие в театрализованных народных праздниках.
Праздник - это всегда «событие» в буквальном смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Это незаменимый способ соединения, когда каждый чувствует себя причастным к всеобщему торжеству. А еще праздник - это веселье, смех, выход накопившейся психической энергии. Знакомство с обрядовыми действиями построено так, что дети сами как бы мысленно переносятся на несколько веков назад и являются его непосредственными участниками.
Постижение содержания народных песен, обрядов, игр, проникновение в их характерный склад способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного. Это поможет каждому стать Гражданином своей Родины, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа.
Кружок фольклора способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
На обучение отводится 216 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Группа формируется одновозрастная.В зависимости от интересов учащихся в программу могут вноситься изменения (уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам), может меняться последовательность прохождения разделов программы.
Методы, формы и принципы обучения
На занятиях применяется объяснительно-иллюстративный метод обучения, который реализуется через использование информационной технологии.
Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой.
Все формы занятий направлены на духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Используемые методы обучения:
- наглядный, словесный, практический, проектный;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание коми народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми коми народных сказок с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.
Принципы обучения
Принцип развивающего и воспитывающего обучения - обучение направлено на формирование определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности - знакомить учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами.
Принцип связи обучения с практикой - процесс обучения стимулирует учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Принцип систематичности и последовательности - преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.
Принцип доступности - учет особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
- переход от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
- переход от легкого к трудному, от известного к неизвестному и др.
Принцип наглядности - в процессе обучения дать возможность наблюдать, измерять, практически работать.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении -обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют иорганизуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Принцип прочности результатов обучения - для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы - использовать самые разнообразные формы организации обучения(экскурсии, практикумы), а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные:
Обучающийся должен «уметь»:
- занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
- принимать решения;
- стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
- разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающийся должен «уметь»:
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- осуществлять контроль;
- организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- организовать свою работу;
Познавательные:
Обучающийся должен «уметь»:
- искать и получать информацию;
- думать;
- устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
- использовать новые технологии информации и коммуникации;
Коммуникативные:
Обучающийся должен «уметь»:
- критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
- сотрудничать;
- уметь работать в группе;
- участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты:
Обучающийся должен уметь:
-
декламировать считалки, прибаутки, потешки, чистоговорки, частушки, побасенки;
-
исполнять простые коми песни;
-
ходить в ритме музыкального сопровождения, сохраняя при этом прямую красивую осанку;
-
исполнить одну из отведенных ему ролей при подготовке театрализованного народного гуляния или праздника;
-
знать 2, 3 хороводные игры;
Формы проведения итогов программы:
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
• Вводный
Цель: определить исходный уровень развития учащихся (анкетирование).
• Промежуточный
Цель: выявить знания, полученные за I полугодие (викторина «Что? Где? Когда?»).
• Итоговый контроль
Цель: выявление уровня развития способностей у детей и их соответствия прогнозируемым результатам общеобразовательной программы (теоретические вопросы, практические работы, творческие работы учащихся, участие в концертной деятельности).
Учебно-тематический план
по программе «Зарни ёль»
Раздел
Количество часов
1
Введение
2
2
Коми словесный фольклор
39
3
Музыкальный фольклор
18
4
Танцевальный фольклор
10
5
Быт коми народа
30
6
Игры и игрушки коми народа
10
7
Народные праздники
24
8
«Знай и люби свой край»
20
9
Индивидуальная работа, работа по подгруппам
22
10
Проектная деятельность
20
11
Концертная деятельность
21
Итого:
216 ч
Календарно-тематический план
по программе «Зарни ёль»
№
Тема
Всего часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий
I
Введение
1-2
Вводное занятие. Знакомство с детьми и программой кружка
Анкетирование обучающихся
2
2
II
Коми словесный фольклор
3-4
Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.
2
2
5-6
Основные жанры словесного фольклора
2
2
7-8
Коми пословицы и поговорки
2
2
9-10
«Детские потешки-дразнилки и насмешки»
2
2
11-12
«Шутки - прибаутки»
2
2
13-14
«Небылица в лицах, небывальщина»
2
2
15
«Считалочка»
1
1
16
«Сядем на пригорке да расскажем скороговорки»
1
1
17-18
Приметы и суеверия
2
2
19-20
Коми загадки
2
2
21-24
Изготовление книжки на тему: «Чужан муӧвоистӧв» (стихи, рассказы, загадки, рисунки, пословицы и поговорки о зиме) Работа по подгруппам.
4
4
25-26
Коми легенды и предания
2
2
27-28
Герои коми легенд
2
2
29-30
Сказки коми народа
2
2
31-32
Просмотр коми народных сказок
2
2
33-36
Конкурс рисунков «В гостях у сказки»
4
4
37-38
Оформление выставки рисунков «Герои коми сказок» (индивидуальная работа)
2
2
39
Знакомство со сказкой «Гундыр»
1
1
40-41
Работа по сказке (репетиционная работа)
2
2
42
Показ сказки
1
1
43-52
Проект «Коми сказка»
10
10
53-54
Сказки Соломонии Пылаевой
2
2
55-56
Игра - путешествие по коми сказкам
2
2
57-58
Фольклорные посиделки «Весела была беседа»
2
2
59-60
Творческая встреча с носителями языка, традиций
2
2
III
Музыкальный фольклор
61
Музыкальный фольклор. Прослушивание произведений народного фольклора.
1
1
62-63
Знакомство с музыкальными инструментами (показ, рассказ, рисование)
2
2
64
Импровизация мелодии в народно-песенном стиле.
Импровизация ритмо-интонации.
1
1
65
Игра на детских музыкальных инструментах
(индивидуальная работа)
1
1
66
Ансамблевая игра (работа по подгруппам)
1
1
67-68
Музыкальная театрализованная игра «Ёма-баба»
2
2
69-70
Экскурсия в «Школу искусств»
2
2
71-72
Оформление выставки рисунков и фотографий «Чипсан» (индивидуальная работа)
2
2
73-74
Потешки, приговорки, заклички
2
2
75-76
Колыбельные песни, пестушки.
2
2
77-78
Коми народная песня
2
2
79-80
Календарные песни
2
2
81-82
Коми народные частушки
2
2
83-84
Сочинение частушек на определённую тему, исполнение, запись (работа по подгруппам)
2
2
85-86
Отработка навыков исполнения частушек (индивидуальная работа)
2
2
87-88
Повторение и закрепление песенного репертуара (репетиционная работа)
2
2
89-90
Итоговое занятие «Сьылыштам да ворсыштам» (выступление детей и показ лучших номеров)
2
2
IV
Танцевальный фольклор
91-92
Фольклорный танец
2
2
93-94
Разучивание простейших танцевальных движений.
2
2
95-96
Отработка навыков исполнения танцевальных движений (работа по подгруппам)
2
2
97-98
Хоровод. Виды хороводов. Основные элементы коми хоровода.
2
2
99-100
Разучивание отдельных элементов, движений(индивидуальная работа,работа по подгруппам)
2
2
101-102
Постановка танца, соединение выученных упражнений. Танцевальная импровизация.
2
2
103-104
Повторение выученных движений и танца(репетиционная работа)
2
2
105-106
Конкурс на лучшее исполнение сольного и коллективного танца.
2
2
107-108
Музыкально-игровой досуг «Разыгралось Лето-солнышко»
2
2
V
Быт коми народа
109-110
Знакомство с коми национальным костюмом
2
2
111-112
Способы украшения одежды. Коми орнамент
2
2
113-114
Женские ремёсла. Народные мастерицы.
2
2
115-116
Экскурсия в музей Тема: «Бабушкин сундук» (одежда коми крестьян)
2
2
117-118
Рисование «Сарафан моей бабушки»
2
2
119-120
Знакомство со строением жилища
2
2
121-122
Коми дом.
2
2
123-124
Ремёсла и промыслы. Народные мастера.
2
2
125-126
Утварь коми народа
2
2
127-128
Экскурсия в музей Тема: «Предметы быта коми народа»
2
2
129-130
Рисование «То, из чего ели наши предки»
2
2
131-132
Коми национальная кухня
2
2
133-134
Приготовление традиционной праздничной еды (работа по подгруппам)
2
2
135-136
Совместное мероприятие «В гости просим»
2
2
137-138
Свадебные обряды. Сватовство и свадьба.
2
2
139-140
Проведки, перепекание, первое подпоясывание, крещение.
2
2
141-150
Проект «Быт коми народа»
10
10
VI
Игры и игрушки коми народа
151-152
Игрушки коми народа
2
2
153-154
Коми старинные детские игры (комнатные)
2
2
155-156
Коми старинные детские игры (уличные)
2
2
157-158
Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь.
2
2
159-160
Конкурсно-игровая программа «Путешествие в мир игры»
2
2
VII
Народные праздники
161-162
Праздники, обряды на
Коми земле.
2
2
163-164
Знакомство с традиционными календарными праздниками Обзор книг по краеведению на тему праздников и обрядовой культуры..
2
2
165-166
Праздник «Рождество» (беседа)
2
2
167-168
Знакомство со сценарием
2
2
169-172
Работа по сценарию (репетиционная работа)
4
4
173-174
Изготовление поделок (подарков) к Рождеству
2
2
175-176
Выставка работ к празднику «Рождества» Подготовка к празднику (репетиционная работа)
2
2
177-178
Проведение праздника
2
2
179-180
Праздник «Масленица» (беседа)
2
2
181-182
Знакомство со сценарием
2
2
183-184
Разучивание масленичныхзакликух «Жавороночек дуда»
2
2
185-186
Разучивание масленичных хороводных игр «Давай, кумушка, мы помиримся» (работа по подгруппам)
2
2
187-190
Изготовление наглядного материала
4
4
191-194
Работа по сценарию (репетиционная работа)
4
4
195-196
Проведение праздника
2
2
VIII
«Знай и люби свой край»
197-198
Кто мы? Откуда? Чем живы?
2
2
199-200
История посёлка.
2
2
201-202
Названия улиц. Почему они так называются? Экскурсия по самой старой улице.
2
2
203-204
История возникновения школы. Тип школы раньше и теперь. Работники школы.
2
2
205-206
Экскурсия в библиотеку в краеведческий отдел
2
2
207-208
Чтение детского журнала «Би кинь»
2
2
209-212
Выпуск стенгазеты «Занимательный коми язык»
4
4
213-214
Игра по станциям «Коми кывметӧда»
2
2
215-216
Однодневный поход «Знай, люби и охраняй свой посёлок»
2
2
ИТОГО:
216
204
12
Содержание программы
Введение
Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы, необходимые для работы.
Коми словесный фольклор
Основные жанры словесного фольклора (пестушки, дразнилки, пословицы, поговорки, считалки, жеребьевки, потешки, перевертыши на коми и русском языках).Беседа о предназначении потешек.Составление детьми потешного рассказа. Подбор пословиц и поговорок на определённую тему.Коми загадки (отгадывание, составление, иллюстрирование, изготовление книжки).Знакомить с народными суевериями: домовым, водяным, лешим - духами лесов, рек, домов. Рассказать об уважительном и добром отношении к таким существам.Познакомить с жанром прибаутки.Продолжать знакомство с жанром скороговорка.Послушать подготовленные детьми скороговорки, разучить понравившуюся скороговорку, определить её сложности. Закрепить знание о жанре считалка к игре.Разучить новую считалку. Использовать на занятии считалки при проведении игр.Выбирать водящего игры с помощью выученной, либо самостоятельно подготовленной считалки.Знакомство, придумывание детьми небылиц.Сказки коми народа (бытовые, волшебные, сказки о животных). Просмотр коми народных сказок.Сравнить героев коми сказки с героями русских народных сказок, находить черты сходства и различия. (Гундыр и Змей Горыныч, Ёма и Баба-Яга). Сказки Соломонии Пылаевой. Знакомство со сказкой «Восьминогая собака». Работа по сказке. Показ сказки. Оформление выставки рисунков «Герои коми сказок». Игра - путешествие по коми сказкам. «Фольклорные посиделки» (подготовка, показ). Творческая встреча с носителями языка, традиций.
Музыкальный фольклор
Музыкальный фольклор. Прослушивание произведений народного фольклора. Познакомить детей с традиционными народными инструментами, сопровождая свой рассказ наглядной демонстрацией имеющихся в наличии инструментов. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.Послушать в записи фольклорные наигрыши. Познакомить с жанром колыбельной песни.Развивать у детей умение слушать и эмоционально переживать настроение колыбельных песен при прослушивании, аудио записи народных исполнителей.Познакомить с жанром шуточной песни.Закрепление вокально-исполнительских навыков при исполнении частых, скорых песен (работа над дикцией), а так же протяжных, певучих (работа над непрерывнымзвуковедением). Воспитывать эмоциональную отзывчивость, прослушивая вокальные произведения контрастного содержания.
Экскурсия в «Школу искусств». Оформление выставки рисунков «Чипсан».Игра на детских музыкальных инструментах. Импровизация мелодии в народно-песенном стиле. Импровизация ритмо-интонации. Ансамблевая игра. Коми народная песня: трудовая, бытовая, игровая (рассказ, перевод, слушание, разучивание). Календарные песни (знакомство, перевод, слушание, разучивание). Коми колыбельные песенки (знакомство, перевод, слушание, разучивание). Коми народные частушки (знакомство, перевод, слушание, разучивание по куплетам, разучивание движений). Знакомство с плясовыми частушками, исполняемых в различных регионах, исполнение современных девичьих частушек. Рассказ о характерных признаках частушки.Сочинение частушек на определённую тему, исполнение, запись. Отработка навыков исполнения частушек. Составление сборника «Песни, которые мы поём». Повторение и закрепление песенного репертуара. Итоговое занятие «Сьылыштам да ворсыштам» (повторение песен и хороводов).
Танцевальный фольклор
Фольклорный танец (рассказ, показ, знакомство с элементами фольклорного танца). Разучивание простейших танцевальных движений (простой и переменный шаг, шаг с притопом, дробная дорожка). Отработка навыков исполнения танцевальных движений. Виды хороводов: хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).Познакомить с разновидностями исполнения хороводов, составляющими характера танца: мимикой, жестами, танцевальными акцентами и т.д.
Обработка хореографических движений. Выразительнаяпередача танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.Основные элементы коми хоровода (кружение, притопы, поклоны). Конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца. Итоговое занятие «Путешествие в мир танца».
Быт коми народа
Знакомство со строением жилища (рассказ, показ, рисование эскизов, изготовление макета). Общая композиция традиционного дома с подворьем. Застройка усадьбы : дом, амбар, хлев, конюшня, баня и т. д. Рассказ о промыслах в коми селениях, мужском труде и женских заботах. Воспитание уважения к традициям. Познакомить с народными умельцами п. Жешарт.
Знакомство с коми национальным костюмом (рассказ, показ, рисование). Способы украшения одежды.Символические образы природы в узорах и деталях народного костюма. Коми орнамент (рассказ, показ, рисование по трафарету). Экскурсия в музей. Тема: «Бабушкин сундук» (одежда коми крестьян). Рисование «Сарафан моей бабушки» . Утварь коми народа (рассказ, показ, рисование). Экскурсия в музей. Тема: «Предметы быта коми народа». Рисование «То, из чего ели наши предки». Выставка рисунков. Коми национальная кухня(беседа, показ, приготовление традиционной праздничной еды). Совместное мероприятие «В гости просим» (обыгрывание приёма и угощения гостей)
Игры и игрушки коми народа
Игрушки коми народа (показ, беседа, изготовление). Коми старинные детские игры (комнатные и уличные). Разучивание таких игр в движении с пением. Знакомство с обрядовыми играми, основными участниками которых являлся ряженый народ в масках: медведя, козы, волка.Продолжать знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, игрищ, устраиваемых на улицах в зимнее время (езда на санях, катание на ледяных горках). Рассказать о такой традиции, как девичьи гадания, «подблюдных» гадальных песнях.Игровой фольклор ( работа над произношением коми слов, объяснение правил игры, работа над ритмикой считалок, звуковых повторов).Движения, театрализованное действо (работа над движениями, диалогами к играм).Конкурсно-игровая программа «Путешествие в мир игры»
Народные праздники
Знакомство с традиционными календарными праздниками. Познакомить детей с Рождественской колядой. Рассказать о её значении в праздник Рождества.Вспомнить и поговорить об обычаях и о совершающихся обрядах в каждой семье. Праздник «Масленица» (беседа о празднике). Знакомство со сценарием. Распределение сценарного материала. Разучивание масленичныхзакликух(«Жавороночек дуда»). Разучивание масленичных хороводных игр «Давай, кумушка, мы помиримся» Изготовление наглядного материала. Работа по сценарию. Проведение праздника «Широкая Масленица» Чаепитие с блинами.
«Знай и люби свой край»
Понятие о народе, народной культуре, о многообразии видов народной, художественной культуры; об исторической народной памяти, ее глубине и формах.Беседы о родном поселке, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае, экскурсии по улицам поселка, слушание стихов о родном крае и поселке.
Экскурсия в библиотеку в краеведческий отдел. Чтение детского журнала «Би кинь» (отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов). Выпуск стенгазеты «Занимательный коми язык». Игра по станциям «Коми кывметӧда». Однодневный поход «Знай, люби и охраняй свой посёлок».
Проектная деятельность
Сбор и уточнение информации по темам, обсуждение с учителем, составление плана, выполнение индивидуальных исследований, создание проекта.
Концертная деятельность
Участие детей в концертах и выставках (школьных, поселковых, муниципальных, Республиканских, Всероссийских).
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д. Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, музыкальной, культурно-досуговой.
Все формы занятий направлены на духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Используются следующие методы обучения:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание коми народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми коми народных сказок с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.
Технологии:
-
Игровое обучение
-
Педагогика сотрудничества
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, где используются:
- наглядный материал (иллюстрации, репродукции, картины, слайд-фильмы, фото, открытки, малые скульптурные формы и т. д.);
- художественная литература;
- дидактические игры;
- атрибуты к подвижным играм;
- костюмы для театрализации;
- музыкальное обеспечение;
- предметы народных промыслов;
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Кабинет для занятий оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, столами, шкафами для хранения материалов, компьютер, проектор).
Анкета № 1
-
Знаете ли вы что - нибудь о своем крае?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Играли ли вы когда -нибудьв коми национальные игры, где и с кем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Как часто использует на уроках коми национальные игры, загадки, пословицы педагог?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол
вводного контроля по программе «Зарни ёль»
Цель: определить исходный уровень развития обучающихся. П.д.о. Чехонина Т.Н.
№
ФИО обучающихся
интересуются вопросами коми культуры
нравится материал о коми культуре, но если только кто-нибудь покажет или расскажет о нем
считают этот вопрос не важным для себя
Викторина «Что? Где? Когда?»
Ведущий: - Добрый день, уважаемые знатоки и гости нашего интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Сегодня на игру приглашены знатоки 5 Б класса. Прошу занять свои места! Итак, начинаем!
1 раунд (крутим волчок, играет музыка).
Внимание на экран. Против команды Знатоков играет Гладкая Марина Викторовна, учитель начальных классов.
Вопрос: Где образовывали коми люди свои деревни, сёла, погосты?
В каких домах они жили? Назовите несколько особенностей построек жилища коми человека? (1 минута на обсуждение)
Ответ: На берегах рек, вблизи леса. Две половинки дома, под одной крышей с домом находились: сеновал, хлев для скота, сени и др. постройки.(если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).
2 раунд (крутим волчок, играет музыка).
Внимание на экран. Против Вас играет учитель начальных классов Плешкова Светлана Юрьевна.
Вопрос:Из какого материала была изготовлена первая коми посуда? (1 минута на обсуждение)
Ответ:Из глины (если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).
3 раунд (крутим волчок, играет музыка).
Внимание на экран. Минина Наталья Владиславовна, учитель начальных классов, предлагает Вам ответить на следующий вопрос:Народная коми одежда много общего имеет с русской традиционной одеждой. Костюмы северного и южного коми народа отличаются. Назовите название шубы, сшитой из оленьих шкур с капюшоном и без пуговиц? (1 минута на обсуждение)
Ответ:Малица(если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).
Внимание! Музыкальная пауза! Для Вас поют девочки 5 б класса.
Игра со зрителями.
-
Назовите коми национальные блюда(пельнянь, черинянь, редька с квасом, квашеная капуста с квасом, рок, кислые супы- сыворотка).
-
Назовите элементы коми орнамента(предлагаются образцы рисунков с коми орнаментом, дети называют).
-
Угадай, на каком музыкальном инструменте я играю. ( Шур-шар, зиль-зёль и др.)
За правильные ответы зрители получают сладкие призы.
4 раунд (крутим волчок, играет музыка).
Внимание на экран. Против команды играет Туркина Галина Николаевна, учитель начальных классов.
Вопрос: Наши предки в коми с особой любовью относились к Парме. Особенно почиталось одно дерево. Какое?(1 минута на обсуждение).
Ответ: Берёза (если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).
5 раунд(крутим волчок, играет музыка).
Внимание на экран. Следующий вопрос задает Опарина Екатерина Бернатовна, учитель начальных классов.
Вопрос:Определите предмет по описанию:
« … плоское кольцо, на лицевой стороне которого изображены лиса, выдра, лось, олень, россомаха, горностай, медведь, куница и белка…. , а также два солярных знака. Внешний и внутренний края украшены косыми насечками. Оно снабжено отверстием для подвешивания»(1 минута на обсуждение)
Ответ: Древний промысловый календарь (если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).
6 раунд(крутим волчок, играет музыка).
Внимание на экран! Уважаемые знатоки, против Вас играет директор «Средней общеобразовательной школы №1»Кихтева Серафима Николаевна. Итак, вопрос:Этот элемент одежды был обязателен в любом костюме наших предков. Без этого атрибута не рекомендовалось выходить на улицу ни ребёнку, ни взрослому, ни старику. Назовите этот предмет и его функции.
(1 минута на обсуждение)
Ответ: Пояс-оберег, делает защитный круг вокруг человека.(если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).
- Игра окончена. Молодцы!
Подведение итогов.
Объявляются баллы. Знатоки получают сладкие призы. Звучит музыка.
Протокол
промежуточного контроля по программе «Зарниёль»
Цель: выявить знания, полученные за I полугодие. П.д.о. Чехонина Т.Н.
№
ФИО обучающихся
считаю вопрос изучения истории коми народа
важным и интересным
проявляют интерес, но не хватает времени на
изучения этого вопроса
не заинтересовались этим вопросам
Материал для итогового контроля
Вид контроля: итоговый
Форма контроля: зачёт
Разделы: Словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Содержание заданий: практическое задание, теоретические вопросы
Теоретические вопросы:
Вопрос 1. «Что такое фольклор? Зачем его изучают?»
Вопрос 2. «Что такое хоровод? Какие виды бывают?»
Вопрос 3. «Какие жанры вокальной музыки встречаются у коми народа?»
Практические задания:
Задание 1. Рассказать коми сказку.
Задание 2.Танцевальная импровизация (с элементами коми хоровода).
Задание 3. Назвать и показать коми национальные музыкальные инструменты.
Задание 4. Нарисовать элементы коми орнамента.
Задание 5. Познакомить с народной игрой.
Задание 6. Спеть на выбор частушку, потешку, пестушку, колыбельную песню.
Критерии оценивания:
Высокий уровень: 3 баллов.
Средний уровень: 2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Протокол
итогового контроля по программе «Зарниёль»
Цель:выявление уровня развития способностей у детей и их соответствия прогнозируемым результатам общеобразовательной программы
П.д.о. Чехонина Т.Н.
№
ФИО обучающихся
Теоретический вопрос
(Знание: запоминание и воспроизведение материала)
Практическая работа(Применение: умение использовать материал в стандартных и новых ситуациях)
Творческая работа
Литература для педагога
-
Жеребцов И. Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. - Сыктывкар: 2000.
-
Историко-культурный атлас Республики Коми. - М: Дрофа, 1997г.
-
Коми край - далёкий и близкий - Москва: ЗАО "МАССА, 2002;
-
Коми народные песни. В 3-х т. Т. 1. Сыктывкар, 1993.
-
Коми народные песни. В 3-х т. Т. 2. Сыктывкар, 1994.
-
Коми народные песни. В 3-х т. Т. 3. Сыктывкар, 1995.
-
Коми народные приметы / Составитель Кудряшова В.М. Сыктывкар, 1993.
-
Коми фольклор: Хрестоматия / Сост. В.В. Филиппова, Н.С. Коровина. Сыктывкар, 2002. -328 с.
-
Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника: Коми традиционные обряды. Сыктывкар, 1993. 128 с.
-
Конаков Н.Д. Традиционнон мировоззрение народов коми: Пространство и время. Сыктывкар, 1996. 132 с.
-
Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. 125 с.
-
Малярова Н. Фольклорные посиделки.- М.: Школьная пресса, 2002г.
-
Народное искусство Коми.- М.: Гермес, 2001г.
-
Памятники коми фольклора: Песенная и инструментальная традиции / CD-disk. Составители: А.В. Панюков, Г.С. Савельева. Сыктывкар, 2006.
-
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2004. С. 156-165.
-
Семенов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера: к реконструкции мифологических представлений коми (зырян).- СПб., 1992.
-
Традиционный народный календарь коми: Материалы / Сост. В.В. Филиппова, Т.С. Канева. Сыктывкар, 2002. 124 с.
-
Филиппова В.В. Традиционная культура народа коми: Учеб.пособие. Сыктывкар, 2003.
-
Интернет-ресурсы.
Список детей
-
Казакова Эльвира (школа №1, 5б кл.)
-
Ларукова Мария (школа №1, 5б кл.)
-
Мингалёва Татьяна (школа №1, 5б кл.)
-
Етчо Данил (школа №1, 5б кл.)
-
Мамаева Аделина (школа №1, 5б кл.)
-
Степанова Юлия (школа №1, 5б кл.)
-
Соколова Арина (школа №1, 5б кл.)
-
Титоренко Сергей (школа №1, 5б кл.)
-
Пашинская Полина (школа №1, 5б кл.)
-
Пашинская Настасья (школа №1, 5б кл.)
-
Сахаров Артём (школа №1, 5б кл.)
-
Макаревич Владимир (школа №1,5б кл.)
-
Иевлев Лев (школа №1, 5б кл.)
-
Шигарев Кирилл (школа №1, 5б кл.)
-
Сельков Никита (школа №1, 5б кл.)
Расписание занятий на 2015-2016уч.г.
Вторник 14.00 - 15.30
Четверг 13.30 - 15.00
Пятница 13.30 - 15.00
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ
для учащихся, занимающихся в кружке «Зарни ёль»
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кружке.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете:
-при включении электроосвещения
-при включении приборов ТСО
-при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь комнаты.
2. Входить в комнату спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения педагога.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время занятий.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО.
5. Всю работу выполнять после указания педагога-организатора.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
7. Соблюдать инструкции по ТБ при работе с ножницами, клеем .
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть комнату по указанию педагога в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Не покидайте рабочее место без разрешения педагога.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите педагогу.
4. Выходите из комнаты спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Инструкцию составила руководитель кружка «Зарни ёль»: ____________ /Чехонина Т.Н.
СОГЛАСОВАНО:
Директор МБОУ ДОД «ДЮЦ»_____________ /Огнёва Н.Г.