Дополнительная общеобразовательная программа «Зарни ёль»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско - юношеский центр»

пгт. Жешарт

Рекомендована Утверждаю:

Методическим советом Директор МБОУ ДОД Протокол № «Детско-юношеский центр»

от «___» __________ 201_ г. пгт. Жешарт

__________/ Огнева Н.Г.


Принята

Педагогическим советом

Протокол №

от «___» __________ 201_ г.


Дополнительная общеобразовательная программа


«Зарни ёль»





Направление:

художественно-эстетическое


для обучающихся 11-14 лет

1 года обучения


Разработала программу:

педагог дополнительного образования

Чехонина Тамара Николаевна


пгт. Жешарт

2015 г.

Пояснительная записка.

Концепция программы.У детей младшего школьного возраста освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально - целостного отношения к миру.

Фольклор - это искусство древнейшее, наиболее полно вобравшее в себя культурные коды, сконцентрировавшее в себе нравственные, духовные, социальные, психологические, педагогические, художественные и иные общечеловеческие и национальные начала. Всё это нашло материальное воплощение в укладе жизни народа, в его представлениях о мире, человеке, природе и красоте в обычаях, обрядах, в художественном проявлении традиционных форм слова, музыки, движениях и действах, что чаще всего неразрывно связано.

Мир фольклора - духовно богатый мир, в котором ребенок гармонично живёт с природой, с героями сказок, что помогает ему войти в атмосферу поэтических образов; он является естественной художественной почвой, необходимой для полноценного воспитания ребенка.

Направленность образовательной программы «Зарниёль» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному назначению -учебно-познавательной; по форме организации - личностно-ориентированной.

Актуальность программы обусловлена тем, что использование в работе фольклора несёт общеразвивающий воспитательный характер, т.к. на современном этапе главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения - повернуться лицом к народным истокам, начиная с самого раннего возраста, когда только ещё закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и способности. Тем самым, помогая ребёнку познать свои национальные корни, культуру своих предков, освоить духовное наследие предыдущих поколений через фольклор.

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

Новизнапрограммы состоит в том,что онапризвана обогатить знания и расширить кругозор воспитанников в области культуры и языка народа коми. Посредством родного языка мы изучаем культуру народа, а потом передаем её из поколения в поколение.

Цель программы:приобщение детей к культуре коми народа через знакомство с народными обрядами, играми и традициями, праздниками.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Научить детей ценить культуру своих предков посредством ознакомления с различными видами фольклора;

  2. Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас;

  3. Расширить и углубить знания по истории родного края;

  4. Формировать навыки коллективной работы через игру;

  5. Формировать речевую культуру с помощью малых форм фольклора;

  6. Формировать устойчивый интерес к познанию народных традиций, обрядов и праздников;

Развивающие:

  1. Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям;

  2. Развить творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного;

  3. Развить у ребенка способность к коммуникации через речевое общение, умение взаимодействовать в коллективе;

  4. Развитие творческих, организаторских, исполнительных способностей средствами театрального искусства;

  5. Укрепление физического состояния, усиление двигательной активности;

  6. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка;

  7. Развивать у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике;

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей любовь к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, уважение к традициям своего народа;

  2. Создать единый творческий коллектив, основанный на дружбе, поддержке и доверии;

  3. Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе;

  4. Воспитать стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью;

  5. Приобщение к национальным традициям, укрепление связи поколений.

  6. Воспитание интереса и любви к народной музыке;

Характеристика программы


Тип - дополнительная образовательная программа;

Направленность - художественно-эстетическая;

Вид - модифицированная;

Классификация: по признаку - специализированная;

по цели обучения - познавательная;

по возрасту -одновозрастная;

по масштабу действия - учрежденческая;

по срокам реализации - 1 год;

Отличительная особенностьданной образовательной программы заключается в том, что в течение 1 года обучение ведется по семи основным разделам с постепенным углублением и расширением изучаемого материала, каждый из которых реализует отдельную задачу для повышения художественно-эстетической культуры учащихся.

Коми словесный фольклор (система поэтических жанров фольклора: пословицы, поговорки, приметы, суеверия, сказки, легенды и др.).

Музыкальный фольклор (система музыкально- поэтических жанров фольклора: потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные и хороводные песни, наигрыши, частушки и др.).

Танцевальный фольклор(разнообразие танцев и хороводов).

Быт коми народа (знакомство с наиболее значимыми народными действами жизненного цикла: проведки, перепекание, первое подпоясывание, крещение, свадьба и др.).

Игры и игрушки коми народа(сюжетные, подражательные, хороводные, подвижные игры, связанные с традиционными обрядами ).

Народные праздники (дети не только изучают историю народного праздника, но и участвуют в постановке театрализованного представления, что и является конечным результатом воспитания и обучения).

«Знай и люби свой край» (викторины, встречи, экскурсии, посещение музеев)

Курс состоит из «Введения» и семи разделов, включающих теоретические знания и практические занятия по изучению устного народного творчества. При изучении этих разделов дети принимают участие в проектной и концертной деятельности(участие в выставках, концертах). Курс предлагается учащимся среднего звена, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными обычаями и традициями края. Главное - дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев. Обучение ведется от простого к сложному. Погружение в народный фольклор начинается с игры, переходит в изучение фольклорных произведений, затем это предлагается обыграть. Познание фольклорного наследия позволит каждому кружковцу принять участие в театрализованных народных праздниках.

Праздник - это всегда «событие» в буквальном смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Это незаменимый способ соединения, когда каждый чувствует себя причастным к всеобщему торжеству. А еще праздник - это веселье, смех, выход накопившейся психической энергии. Знакомство с обрядовыми действиями построено так, что дети сами как бы мысленно переносятся на несколько веков назад и являются его непосредственными участниками.

Постижение содержания народных песен, обрядов, игр, проникновение в их характерный склад способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного. Это поможет каждому стать Гражданином своей Родины, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа.

Кружок фольклора способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.

Срок реализации образовательной программы 1 год.

На обучение отводится 216 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Группа формируется одновозрастная.В зависимости от интересов учащихся в программу могут вноситься изменения (уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам), может меняться последовательность прохождения разделов программы.

Методы, формы и принципы обучения

На занятиях применяется объяснительно-иллюстративный метод обучения, который реализуется через использование информационной технологии.

Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой.

Все формы занятий направлены на духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Используемые методы обучения:

- наглядный, словесный, практический, проектный;

- беседы с детьми;

- наблюдение за природой;

- слушание коми народных песен, сказок;

- разыгрывание для детей и самими детьми коми народных сказок с привлечением родителей;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- ручной труд.

Принципы обучения

Принцип развивающего и воспитывающего обучения - обучение направлено на формирование определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности - знакомить учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами.

Принцип связи обучения с практикой - процесс обучения стимулирует учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности - преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.

Принцип доступности - учет особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

- переход от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

- переход от легкого к трудному, от известного к неизвестному и др.

Принцип наглядности - в процессе обучения дать возможность наблюдать, измерять, практически работать.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении -обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют иорганизуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Принцип прочности результатов обучения - для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы - использовать самые разнообразные формы организации обучения(экскурсии, практикумы), а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные:

Обучающийся должен «уметь»:

- занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

- принимать решения;

- стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

- разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся должен «уметь»:

- выявлять закономерности и проводить аналогии;

- осуществлять контроль;

- организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- организовать свою работу;

Познавательные:

Обучающийся должен «уметь»:

- искать и получать информацию;
- думать;
- устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
- использовать новые технологии информации и коммуникации;

Коммуникативные:

Обучающийся должен «уметь»:
- критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
- сотрудничать;
- уметь работать в группе;

- участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Предметные результаты:

Обучающийся должен уметь:

  • декламировать считалки, прибаутки, потешки, чистоговорки, частушки, побасенки;

  • исполнять простые коми песни;

  • ходить в ритме музыкального сопровождения, сохраняя при этом прямую красивую осанку;

  • исполнить одну из отведенных ему ролей при подготовке театрализованного народного гуляния или праздника;

  • знать 2, 3 хороводные игры;

Формы проведения итогов программы:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
• Вводный

Цель: определить исходный уровень развития учащихся (анкетирование).

• Промежуточный
Цель: выявить знания, полученные за I полугодие (викторина «Что? Где? Когда?»).

• Итоговый контроль

Цель: выявление уровня развития способностей у детей и их соответствия прогнозируемым результатам общеобразовательной программы (теоретические вопросы, практические работы, творческие работы учащихся, участие в концертной деятельности).

Учебно-тематический план

по программе «Зарни ёль»



Раздел

Количество часов

1

Введение

2

2

Коми словесный фольклор

39

3

Музыкальный фольклор

18

4

Танцевальный фольклор

10

5

Быт коми народа

30

6

Игры и игрушки коми народа

10

7

Народные праздники

24

8

«Знай и люби свой край»

20

9

Индивидуальная работа, работа по подгруппам

22

10

Проектная деятельность

20

11

Концертная деятельность

21


Итого:

216 ч















Календарно-тематический план

по программе «Зарни ёль»


Тема

Всего часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

I

Введение




1-2


Вводное занятие. Знакомство с детьми и программой кружка

Анкетирование обучающихся

2

2


II

Коми словесный фольклор




3-4

Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.

2

2


5-6

Основные жанры словесного фольклора

2

2


7-8

Коми пословицы и поговорки

2

2


9-10

«Детские потешки-дразнилки и насмешки»

2

2


11-12

«Шутки - прибаутки»

2

2


13-14

«Небылица в лицах, небывальщина»

2

2


15

«Считалочка»

1

1


16

«Сядем на пригорке да расскажем скороговорки»

1

1


17-18

Приметы и суеверия

2

2


19-20

Коми загадки

2

2


21-24

Изготовление книжки на тему: «Чужан муӧвоистӧв» (стихи, рассказы, загадки, рисунки, пословицы и поговорки о зиме) Работа по подгруппам.

4

4


25-26

Коми легенды и предания

2

2


27-28

Герои коми легенд

2

2


29-30

Сказки коми народа

2

2


31-32

Просмотр коми народных сказок

2

2


33-36

Конкурс рисунков «В гостях у сказки»

4

4


37-38

Оформление выставки рисунков «Герои коми сказок» (индивидуальная работа)

2

2


39

Знакомство со сказкой «Гундыр»

1

1


40-41

Работа по сказке (репетиционная работа)

2

2


42

Показ сказки

1

1


43-52

Проект «Коми сказка»

10

10


53-54

Сказки Соломонии Пылаевой

2

2


55-56

Игра - путешествие по коми сказкам

2

2


57-58

Фольклорные посиделки «Весела была беседа»

2

2


59-60

Творческая встреча с носителями языка, традиций

2

2


III

Музыкальный фольклор




61

Музыкальный фольклор. Прослушивание произведений народного фольклора.

1

1


62-63


Знакомство с музыкальными инструментами (показ, рассказ, рисование)

2

2


64

Импровизация мелодии в народно-песенном стиле.

Импровизация ритмо-интонации.

1

1


65

Игра на детских музыкальных инструментах

(индивидуальная работа)

1

1


66

Ансамблевая игра (работа по подгруппам)

1

1


67-68

Музыкальная театрализованная игра «Ёма-баба»

2

2


69-70

Экскурсия в «Школу искусств»

2


2

71-72

Оформление выставки рисунков и фотографий «Чипсан» (индивидуальная работа)

2

2


73-74

Потешки, приговорки, заклички

2

2


75-76

Колыбельные песни, пестушки.

2

2


77-78

Коми народная песня

2

2


79-80

Календарные песни

2

2


81-82

Коми народные частушки

2

2


83-84

Сочинение частушек на определённую тему, исполнение, запись (работа по подгруппам)

2

2


85-86

Отработка навыков исполнения частушек (индивидуальная работа)

2

2


87-88

Повторение и закрепление песенного репертуара (репетиционная работа)

2

2


89-90


Итоговое занятие «Сьылыштам да ворсыштам» (выступление детей и показ лучших номеров)

2

2


IV

Танцевальный фольклор




91-92

Фольклорный танец

2

2


93-94

Разучивание простейших танцевальных движений.

2

2


95-96


Отработка навыков исполнения танцевальных движений (работа по подгруппам)

2

2


97-98

Хоровод. Виды хороводов. Основные элементы коми хоровода.

2

2


99-100

Разучивание отдельных элементов, движений(индивидуальная работа,работа по подгруппам)

2

2


101-102

Постановка танца, соединение выученных упражнений. Танцевальная импровизация.

2

2


103-104

Повторение выученных движений и танца(репетиционная работа)

2

2


105-106


Конкурс на лучшее исполнение сольного и коллективного танца.

2

2


107-108

Музыкально-игровой досуг «Разыгралось Лето-солнышко»

2

2


V

Быт коми народа




109-110

Знакомство с коми национальным костюмом

2

2


111-112

Способы украшения одежды. Коми орнамент

2

2


113-114

Женские ремёсла. Народные мастерицы.

2

2


115-116


Экскурсия в музей Тема: «Бабушкин сундук» (одежда коми крестьян)

2


2

117-118

Рисование «Сарафан моей бабушки»

2

2


119-120

Знакомство со строением жилища

2

2


121-122

Коми дом.

2

2


123-124

Ремёсла и промыслы. Народные мастера.

2

2


125-126

Утварь коми народа

2

2


127-128

Экскурсия в музей Тема: «Предметы быта коми народа»

2


2

129-130

Рисование «То, из чего ели наши предки»

2

2


131-132

Коми национальная кухня

2

2


133-134

Приготовление традиционной праздничной еды (работа по подгруппам)

2

2


135-136

Совместное мероприятие «В гости просим»

2

2


137-138

Свадебные обряды. Сватовство и свадьба.

2

2


139-140

Проведки, перепекание, первое подпоясывание, крещение.

2

2


141-150

Проект «Быт коми народа»

10

10


VI

Игры и игрушки коми народа




151-152

Игрушки коми народа

2

2


153-154

Коми старинные детские игры (комнатные)

2

2


155-156

Коми старинные детские игры (уличные)

2

2


157-158

Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь.

2

2


159-160

Конкурсно-игровая программа «Путешествие в мир игры»

2

2


VII

Народные праздники




161-162

Праздники, обряды на

Коми земле.

2

2


163-164

Знакомство с традиционными календарными праздниками Обзор книг по краеведению на тему праздников и обрядовой культуры..

2

2


165-166

Праздник «Рождество» (беседа)

2

2


167-168

Знакомство со сценарием

2

2


169-172

Работа по сценарию (репетиционная работа)

4

4


173-174

Изготовление поделок (подарков) к Рождеству

2

2


175-176

Выставка работ к празднику «Рождества» Подготовка к празднику (репетиционная работа)

2

2


177-178

Проведение праздника

2

2


179-180

Праздник «Масленица» (беседа)

2

2


181-182

Знакомство со сценарием

2

2


183-184

Разучивание масленичныхзакликух «Жавороночек дуда»

2

2


185-186

Разучивание масленичных хороводных игр «Давай, кумушка, мы помиримся» (работа по подгруппам)

2

2


187-190

Изготовление наглядного материала

4

4


191-194

Работа по сценарию (репетиционная работа)

4

4


195-196

Проведение праздника

2

2


VIII

«Знай и люби свой край»




197-198

Кто мы? Откуда? Чем живы?

2

2


199-200

История посёлка.

2

2


201-202

Названия улиц. Почему они так называются? Экскурсия по самой старой улице.

2


2

203-204

История возникновения школы. Тип школы раньше и теперь. Работники школы.

2

2


205-206

Экскурсия в библиотеку в краеведческий отдел

2


2

207-208

Чтение детского журнала «Би кинь»

2

2


209-212

Выпуск стенгазеты «Занимательный коми язык»

4

4


213-214

Игра по станциям «Коми кывметӧда»

2

2


215-216

Однодневный поход «Знай, люби и охраняй свой посёлок»

2


2

ИТОГО:

216

204

12











Содержание программы

Введение

Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы, необходимые для работы.

Коми словесный фольклор

Основные жанры словесного фольклора (пестушки, дразнилки, пословицы, поговорки, считалки, жеребьевки, потешки, перевертыши на коми и русском языках).Беседа о предназначении потешек.Составление детьми потешного рассказа. Подбор пословиц и поговорок на определённую тему.Коми загадки (отгадывание, составление, иллюстрирование, изготовление книжки).Знакомить с народными суевериями: домовым, водяным, лешим - духами лесов, рек, домов. Рассказать об уважительном и добром отношении к таким существам.Познакомить с жанром прибаутки.Продолжать знакомство с жанром скороговорка.Послушать подготовленные детьми скороговорки, разучить понравившуюся скороговорку, определить её сложности. Закрепить знание о жанре считалка к игре.Разучить новую считалку. Использовать на занятии считалки при проведении игр.Выбирать водящего игры с помощью выученной, либо самостоятельно подготовленной считалки.Знакомство, придумывание детьми небылиц.Сказки коми народа (бытовые, волшебные, сказки о животных). Просмотр коми народных сказок.Сравнить героев коми сказки с героями русских народных сказок, находить черты сходства и различия. (Гундыр и Змей Горыныч, Ёма и Баба-Яга). Сказки Соломонии Пылаевой. Знакомство со сказкой «Восьминогая собака». Работа по сказке. Показ сказки. Оформление выставки рисунков «Герои коми сказок». Игра - путешествие по коми сказкам. «Фольклорные посиделки» (подготовка, показ). Творческая встреча с носителями языка, традиций.

Музыкальный фольклор

Музыкальный фольклор. Прослушивание произведений народного фольклора. Познакомить детей с традиционными народными инструментами, сопровождая свой рассказ наглядной демонстрацией имеющихся в наличии инструментов. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.Послушать в записи фольклорные наигрыши. Познакомить с жанром колыбельной песни.Развивать у детей умение слушать и эмоционально переживать настроение колыбельных песен при прослушивании, аудио записи народных исполнителей.Познакомить с жанром шуточной песни.Закрепление вокально-исполнительских навыков при исполнении частых, скорых песен (работа над дикцией), а так же протяжных, певучих (работа над непрерывнымзвуковедением). Воспитывать эмоциональную отзывчивость, прослушивая вокальные произведения контрастного содержания.

Экскурсия в «Школу искусств». Оформление выставки рисунков «Чипсан».Игра на детских музыкальных инструментах. Импровизация мелодии в народно-песенном стиле. Импровизация ритмо-интонации. Ансамблевая игра. Коми народная песня: трудовая, бытовая, игровая (рассказ, перевод, слушание, разучивание). Календарные песни (знакомство, перевод, слушание, разучивание). Коми колыбельные песенки (знакомство, перевод, слушание, разучивание). Коми народные частушки (знакомство, перевод, слушание, разучивание по куплетам, разучивание движений). Знакомство с плясовыми частушками, исполняемых в различных регионах, исполнение современных девичьих частушек. Рассказ о характерных признаках частушки.Сочинение частушек на определённую тему, исполнение, запись. Отработка навыков исполнения частушек. Составление сборника «Песни, которые мы поём». Повторение и закрепление песенного репертуара. Итоговое занятие «Сьылыштам да ворсыштам» (повторение песен и хороводов).


Танцевальный фольклор

Фольклорный танец (рассказ, показ, знакомство с элементами фольклорного танца). Разучивание простейших танцевальных движений (простой и переменный шаг, шаг с притопом, дробная дорожка). Отработка навыков исполнения танцевальных движений. Виды хороводов: хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).Познакомить с разновидностями исполнения хороводов, составляющими характера танца: мимикой, жестами, танцевальными акцентами и т.д.

Обработка хореографических движений. Выразительнаяпередача танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.Основные элементы коми хоровода (кружение, притопы, поклоны). Конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца. Итоговое занятие «Путешествие в мир танца».

Быт коми народа

Знакомство со строением жилища (рассказ, показ, рисование эскизов, изготовление макета). Общая композиция традиционного дома с подворьем. Застройка усадьбы : дом, амбар, хлев, конюшня, баня и т. д. Рассказ о промыслах в коми селениях, мужском труде и женских заботах. Воспитание уважения к традициям. Познакомить с народными умельцами п. Жешарт.

Знакомство с коми национальным костюмом (рассказ, показ, рисование). Способы украшения одежды.Символические образы природы в узорах и деталях народного костюма. Коми орнамент (рассказ, показ, рисование по трафарету). Экскурсия в музей. Тема: «Бабушкин сундук» (одежда коми крестьян). Рисование «Сарафан моей бабушки» . Утварь коми народа (рассказ, показ, рисование). Экскурсия в музей. Тема: «Предметы быта коми народа». Рисование «То, из чего ели наши предки». Выставка рисунков. Коми национальная кухня(беседа, показ, приготовление традиционной праздничной еды). Совместное мероприятие «В гости просим» (обыгрывание приёма и угощения гостей)

Игры и игрушки коми народа

Игрушки коми народа (показ, беседа, изготовление). Коми старинные детские игры (комнатные и уличные). Разучивание таких игр в движении с пением. Знакомство с обрядовыми играми, основными участниками которых являлся ряженый народ в масках: медведя, козы, волка.Продолжать знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, игрищ, устраиваемых на улицах в зимнее время (езда на санях, катание на ледяных горках). Рассказать о такой традиции, как девичьи гадания, «подблюдных» гадальных песнях.Игровой фольклор ( работа над произношением коми слов, объяснение правил игры, работа над ритмикой считалок, звуковых повторов).Движения, театрализованное действо (работа над движениями, диалогами к играм).Конкурсно-игровая программа «Путешествие в мир игры»

Народные праздники

Знакомство с традиционными календарными праздниками. Познакомить детей с Рождественской колядой. Рассказать о её значении в праздник Рождества.Вспомнить и поговорить об обычаях и о совершающихся обрядах в каждой семье. Праздник «Масленица» (беседа о празднике). Знакомство со сценарием. Распределение сценарного материала. Разучивание масленичныхзакликух(«Жавороночек дуда»). Разучивание масленичных хороводных игр «Давай, кумушка, мы помиримся» Изготовление наглядного материала. Работа по сценарию. Проведение праздника «Широкая Масленица» Чаепитие с блинами.


«Знай и люби свой край»

Понятие о народе, народной культуре, о многообразии видов народной, художественной культуры; об исторической народной памяти, ее глубине и формах.Беседы о родном поселке, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае, экскурсии по улицам поселка, слушание стихов о родном крае и поселке.

Экскурсия в библиотеку в краеведческий отдел. Чтение детского журнала «Би кинь» (отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов). Выпуск стенгазеты «Занимательный коми язык». Игра по станциям «Коми кывметӧда». Однодневный поход «Знай, люби и охраняй свой посёлок».

Проектная деятельность

Сбор и уточнение информации по темам, обсуждение с учителем, составление плана, выполнение индивидуальных исследований, создание проекта.

Концертная деятельность

Участие детей в концертах и выставках (школьных, поселковых, муниципальных, Республиканских, Всероссийских).


Методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д. Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, музыкальной, культурно-досуговой.

Все формы занятий направлены на духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Используются следующие методы обучения:

- наглядный, словесный, практический;

- беседы с детьми;

- наблюдение за природой;

- слушание коми народных песен, сказок;

- разыгрывание для детей и самими детьми коми народных сказок с привлечением родителей;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- ручной труд.

Технологии:

  • Игровое обучение

  • Педагогика сотрудничества

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, где используются:

- наглядный материал (иллюстрации, репродукции, картины, слайд-фильмы, фото, открытки, малые скульптурные формы и т. д.);

- художественная литература;

- дидактические игры;

- атрибуты к подвижным играм;

- костюмы для театрализации;

- музыкальное обеспечение;

- предметы народных промыслов;

Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

Кабинет для занятий оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, столами, шкафами для хранения материалов, компьютер, проектор).








Анкета № 1


  1. Знаете ли вы что - нибудь о своем крае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Играли ли вы когда -нибудьв коми национальные игры, где и с кем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто использует на уроках коми национальные игры, загадки, пословицы педагог?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Протокол

вводного контроля по программе «Зарни ёль»

Цель: определить исходный уровень развития обучающихся. П.д.о. Чехонина Т.Н.

ФИО обучающихся

интересуются вопросами коми культуры

нравится материал о коми культуре, но если только кто-нибудь покажет или расскажет о нем

считают этот вопрос не важным для себя


Викторина «Что? Где? Когда?»

Ведущий: - Добрый день, уважаемые знатоки и гости нашего интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Сегодня на игру приглашены знатоки 5 Б класса. Прошу занять свои места! Итак, начинаем!

1 раунд (крутим волчок, играет музыка).

Внимание на экран. Против команды Знатоков играет Гладкая Марина Викторовна, учитель начальных классов.

Вопрос: Где образовывали коми люди свои деревни, сёла, погосты?

В каких домах они жили? Назовите несколько особенностей построек жилища коми человека? (1 минута на обсуждение)

Ответ: На берегах рек, вблизи леса. Две половинки дома, под одной крышей с домом находились: сеновал, хлев для скота, сени и др. постройки.(если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).

2 раунд (крутим волчок, играет музыка).

Внимание на экран. Против Вас играет учитель начальных классов Плешкова Светлана Юрьевна.

Вопрос:Из какого материала была изготовлена первая коми посуда? (1 минута на обсуждение)

Ответ:Из глины (если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).

3 раунд (крутим волчок, играет музыка).

Внимание на экран. Минина Наталья Владиславовна, учитель начальных классов, предлагает Вам ответить на следующий вопрос:Народная коми одежда много общего имеет с русской традиционной одеждой. Костюмы северного и южного коми народа отличаются. Назовите название шубы, сшитой из оленьих шкур с капюшоном и без пуговиц? (1 минута на обсуждение)

Ответ:Малица(если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).

Внимание! Музыкальная пауза! Для Вас поют девочки 5 б класса.

Игра со зрителями.

  1. Назовите коми национальные блюда(пельнянь, черинянь, редька с квасом, квашеная капуста с квасом, рок, кислые супы- сыворотка).

  2. Назовите элементы коми орнамента(предлагаются образцы рисунков с коми орнаментом, дети называют).

  3. Угадай, на каком музыкальном инструменте я играю. ( Шур-шар, зиль-зёль и др.)

За правильные ответы зрители получают сладкие призы.

4 раунд (крутим волчок, играет музыка).

Внимание на экран. Против команды играет Туркина Галина Николаевна, учитель начальных классов.

Вопрос: Наши предки в коми с особой любовью относились к Парме. Особенно почиталось одно дерево. Какое?(1 минута на обсуждение).

Ответ: Берёза (если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).

5 раунд(крутим волчок, играет музыка).

Внимание на экран. Следующий вопрос задает Опарина Екатерина Бернатовна, учитель начальных классов.

Вопрос:Определите предмет по описанию:

« … плоское кольцо, на лицевой стороне которого изображены лиса, выдра, лось, олень, россомаха, горностай, медведь, куница и белка…. , а также два солярных знака. Внешний и внутренний края украшены косыми насечками. Оно снабжено отверстием для подвешивания»(1 минута на обсуждение)

Ответ: Древний промысловый календарь (если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).

6 раунд(крутим волчок, играет музыка).

Внимание на экран! Уважаемые знатоки, против Вас играет директор «Средней общеобразовательной школы №1»Кихтева Серафима Николаевна. Итак, вопрос:Этот элемент одежды был обязателен в любом костюме наших предков. Без этого атрибута не рекомендовалось выходить на улицу ни ребёнку, ни взрослому, ни старику. Назовите этот предмет и его функции.

(1 минута на обсуждение)

Ответ: Пояс-оберег, делает защитный круг вокруг человека.(если ответ правильный, знатокам зачисляется 1 балл).

- Игра окончена. Молодцы!

Подведение итогов.

Объявляются баллы. Знатоки получают сладкие призы. Звучит музыка.



Протокол

промежуточного контроля по программе «Зарниёль»

Цель: выявить знания, полученные за I полугодие. П.д.о. Чехонина Т.Н.

ФИО обучающихся

считаю вопрос изучения истории коми народа

важным и интересным

проявляют интерес, но не хватает времени на

изучения этого вопроса

не заинтересовались этим вопросам





Материал для итогового контроля

Вид контроля: итоговый

Форма контроля: зачёт

Разделы: Словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Содержание заданий: практическое задание, теоретические вопросы

Теоретические вопросы:

Вопрос 1. «Что такое фольклор? Зачем его изучают?»

Вопрос 2. «Что такое хоровод? Какие виды бывают?»

Вопрос 3. «Какие жанры вокальной музыки встречаются у коми народа?»

Практические задания:

Задание 1. Рассказать коми сказку.

Задание 2.Танцевальная импровизация (с элементами коми хоровода).

Задание 3. Назвать и показать коми национальные музыкальные инструменты.

Задание 4. Нарисовать элементы коми орнамента.

Задание 5. Познакомить с народной игрой.

Задание 6. Спеть на выбор частушку, потешку, пестушку, колыбельную песню.

Критерии оценивания:

Высокий уровень: 3 баллов.

Средний уровень: 2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.


Протокол

итогового контроля по программе «Зарниёль»

Цель:выявление уровня развития способностей у детей и их соответствия прогнозируемым результатам общеобразовательной программы

П.д.о. Чехонина Т.Н.

ФИО обучающихся

Теоретический вопрос

(Знание: запоминание и воспроизведение материала)

Практическая работа(Применение: умение использовать материал в стандартных и новых ситуациях)

Творческая работа





Литература для педагога

  1. Жеребцов И. Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. - Сыктывкар: 2000.

  2. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М: Дрофа, 1997г.

  3. Коми край - далёкий и близкий - Москва: ЗАО "МАССА, 2002;

  4. Коми народные песни. В 3-х т. Т. 1. Сыктывкар, 1993.

  5. Коми народные песни. В 3-х т. Т. 2. Сыктывкар, 1994.

  6. Коми народные песни. В 3-х т. Т. 3. Сыктывкар, 1995.

  7. Коми народные приметы / Составитель Кудряшова В.М. Сыктывкар, 1993.

  8. Коми фольклор: Хрестоматия / Сост. В.В. Филиппова, Н.С. Коровина. Сыктывкар, 2002. -328 с.

  9. Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника: Коми традиционные обряды. Сыктывкар, 1993. 128 с.

  10. Конаков Н.Д. Традиционнон мировоззрение народов коми: Пространство и время. Сыктывкар, 1996. 132 с.

  11. Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. 125 с.

  12. Малярова Н. Фольклорные посиделки.- М.: Школьная пресса, 2002г.

  13. Народное искусство Коми.- М.: Гермес, 2001г.

  14. Памятники коми фольклора: Песенная и инструментальная традиции / CD-disk. Составители: А.В. Панюков, Г.С. Савельева. Сыктывкар, 2006.

  15. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2004. С. 156-165.

  16. Семенов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера: к реконструкции мифологических представлений коми (зырян).- СПб., 1992.

  17. Традиционный народный календарь коми: Материалы / Сост. В.В. Филиппова, Т.С. Канева. Сыктывкар, 2002. 124 с.

  18. Филиппова В.В. Традиционная культура народа коми: Учеб.пособие. Сыктывкар, 2003.

  19. Интернет-ресурсы.

Список детей


  1. Казакова Эльвира (школа №1, 5б кл.)

  2. Ларукова Мария (школа №1, 5б кл.)

  3. Мингалёва Татьяна (школа №1, 5б кл.)

  4. Етчо Данил (школа №1, 5б кл.)

  5. Мамаева Аделина (школа №1, 5б кл.)

  6. Степанова Юлия (школа №1, 5б кл.)

  7. Соколова Арина (школа №1, 5б кл.)

  8. Титоренко Сергей (школа №1, 5б кл.)

  9. Пашинская Полина (школа №1, 5б кл.)

  10. Пашинская Настасья (школа №1, 5б кл.)

  11. Сахаров Артём (школа №1, 5б кл.)

  12. Макаревич Владимир (школа №1,5б кл.)

  13. Иевлев Лев (школа №1, 5б кл.)

  14. Шигарев Кирилл (школа №1, 5б кл.)

  15. Сельков Никита (школа №1, 5б кл.)

Расписание занятий на 2015-2016уч.г.

Вторник 14.00 - 15.30

Четверг 13.30 - 15.00

Пятница 13.30 - 15.00





ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ

для учащихся, занимающихся в кружке «Зарни ёль»


I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кружке.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.

3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.

5. Не открывать форточки и окна.

6. Не передвигать учебные столы и стулья.

7. Не трогать руками электрические розетки.

8. Травмоопасность в кабинете:

-при включении электроосвещения

-при включении приборов ТСО

-при переноске оборудования и т.п.

9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Не открывать ключом дверь комнаты.

2. Входить в комнату спокойно, не торопясь.

3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.

4. Не менять рабочее место без разрешения педагога.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время занятий.

3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.

4. Не переносить оборудование и ТСО.

5. Всю работу выполнять после указания педагога-организатора.

6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

7. Соблюдать инструкции по ТБ при работе с ножницами, клеем .

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть комнату по указанию педагога в организованном порядке, без паники.

2. В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.

3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите своё рабочее место в порядок.

2. Не покидайте рабочее место без разрешения педагога.

3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите педагогу.

4. Выходите из комнаты спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Инструкцию составила руководитель кружка «Зарни ёль»: ____________ /Чехонина Т.Н.

СОГЛАСОВАНО:

Директор МБОУ ДОД «ДЮЦ»_____________ /Огнёва Н.Г.



© 2010-2022