Методическая разработка познавательного занятия по экологии Мусор - загрязнитель природы

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детский эколого-биологический Центр»

города Каменск-Шахтинский





Методическая разработка познавательного занятия по теме:

«Мусор - загрязнитель природы.»

Возраст детей: 9-11 лет

Разработчик: Харченко Елена Борисовна

педагог дополнительного образования



Каменск-Шахтинский, 2015













Пояснительная записка.

Кто из вас задумывался, что такое мусор? Что выбрасывают люди? Знаете ли вы, сколько скапливается мусора в больших городах? В России за год образуется около 7 млрд. т бытовых отходов (до 350 кг на одного человека в год). Одна средне-статистическая семья ежедневно выкидывает в среднем 3 кг мусора.

В последние десятилетие в составе пищевого мусора растёт доля бумаги, картона и особенно пластмасс, в том числе полиэтилена, который практически не разлагается естественным путём. Использованная и выброшенная жестяная банка пролежит много лет и только, примерно через 20 лет, подвергнется разрушению. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Мне не безразлична экология нашей планеты и родного города ,в часности. Я хочу видеть свой город чистым и красивым, хотя понимаю, что чистота не появится сама собой - чистоту делают люди. Для привлечения внимания к важности бережного отношения к природным ресурсам, пропаганды знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части отходов мною была создана данная разработка.





Цель мероприятия:

Пропаганда знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части мусора.

Задачи:

  • расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

  • формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

  • учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

  • развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно - творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

  • понимание детьми, что скопление мусора - это большая проблема, которую нужно решать всем людям;

  • умение сортировать мусор из разного материала;

  • применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Оборудование:

  • различные материалы: ткань, металл, пластмасса, яблоко, бумага, стекло;

  • фотографии свалок;

  • упаковка для яиц;

  • сухие веточки;

  • листики от старых искусственных цветов или плотная зеленая ткань для листьев;

  • клей «Титан»



Подготовительная работа:

За неделю, до проведения занятия, необходимо попросить ребят обратить внимание на то, что они ежедневно выбрасывают мусор. Куда он девается? Что делают с мусором их родители? Как поступают с мусором в школе? Можно ли увидеть мусор в окрестностях школы или ДЭБЦ? Откуда он там берется? Есть ли рядом с домом и школой мусорные баки и урны?

Во время прогулки с учителем, или по дороге домой обратить внимание на количество мусора на улице. В каких местах его больше всего и почему? Обратить внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

Ход занятия:

Рассказ преподавателя:

Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом. Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли. А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты. В16 веке - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги. Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусори пищевые отходы. 18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, эти отходы в дальнейшем шли на переплавку. В 1895 году, в Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники.

В России "мусорная тема", как никогда, актуальна. О проблеме мусора говориться много, а делается недостаточно. А он всё накапливается и накапливается. Улицы городов, посёлков, обочины дорог уже невозможно представить чистыми. Что делать с мусором - «вечная тема». В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходиться в среднем около 1т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главный состав - бумага, стекло, пластмасса, ткань, металлические предметы и у каждого этого мусора свое время разложения:

  • Стеклянные бутылки - 1000 лет;

  • Изделия из пластмассы - 100 лет;

  • Консервные банки - 50-80 лет;

  • Батарейки - 10 лет;

  • Окурки - 1-5 лет;

  • Шерстяной носок - 1-5 лет;

  • Бумага - 2 года. Апельсиновая или банановая кожура - 2-5 недель.

Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается. Самыми ядовитыми отходами являются батарейки.Многие современные бытовые приборы (плееры, игрушки, телефоны, часы) работают от небольших батареек и аккумуляторов. Любые батарейки рано или поздно приходится выбрасывать. В большинстве случаев они попадают сначала в мусорное ведро, а затем на свалку - тогда-то и начинается их вторая жизнь, связанная с потенциальной опасностью для окружающей среды и здоровья человека. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжелыми металлами около 20квадратных метров земли или 400 литров воды. Это происходит потому, что батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. Металлическое покрытие батарейки после попадания в грунт, со временем начинает разрушается, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Тяжелые металлы, содержащиеся в батарейках, имеют свойство накапливаться в живых организмах. Поэтому даже небольшое их количество опасно и наносит существенный вред здоровью. Наиболее уязвимыми являются дети. Тяжелые металлы и химикаты могут повредить центральную нервную систему, вызвать тяжелые заболевания.

Кроме всего этого в ТБО входит довольно крупногабаритный мусор. Переработка ТБО полезное дело. Так из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - специальную крошку, которая незаменима в составе покрытия для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики.

Педагог:

- Ребята скажите, чему должен научиться человек, чтобы не погрязнуть в мусоре? (ответы детей)

- Правильно! Человеку, надо научиться от природы брать только самое необходимое. Это значит, научиться перерабатывать вышедшие из строя вещи и предметы. Мусор это вторичное сырье, которое может послужить человеку. Надо только научиться его использовать по-новому. Самый лучший вариант это сортировка и переработка мусора на вторичное сырье так, как это самый экологичный, при котором не увеличивается его объем и снижается расход первичных ресурсов. Перерабатывать ТБО выгодно, так как на вторичное сырье - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и другое - есть всегда спрос.

- А какие еще способы утилизации мусора вы знаете? (ответы детей)

- Действительно, мусор еще сжигают и закапывают, но это очень негативно отражается на окружающей среде. При сжигании мусора на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1т мусора может дать 400квт\час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. За последние 20 лет, интерес к сжиганию мусора, резко снизился. Еще один способ - захоронение. Когда мусор специально засыпается землей. Люди так часто делают даже на собственных участках, однако мы должны помнить, современные отходы чаще вредные, токсичные, опасные. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные инфекционные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как мы с вами можем бороться с образованием большого количества мусора?

  • Не брать лишних бумажных пакетов и целлофановых кульков в магазине, если собираешься их сразу же выбросить.

  • Писать на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.

  • Стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.

  • Избегать покупать товары с большим количеством упаковок и оберток.

  • Не покупать больше, чем может понадобиться.

  • Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут понадобиться кому-то.

  • Не бросать мусор где попало.

  • Правильно рассортировывать отходы, так как они могут являться источников сырья.

- Ребята, вы все сказали правильно, но сегодня, я хочу предложить вам еще один вариант, как дать мусору «вторую жизнь»: я, предлагаю вам сделать прекрасные розы из упаковок от яиц!

Для этого нам понадобиться:

- упаковка для яиц;

- сухие веточки;

- листики от старых искусственных цветов или плотная зеленая ткань для

листьев;

- клей «Титан»

Итак, приступаем к работе:

  1. Отделяем крышку от нижней части контейнера.

  2. Отрезаем уголки от крышки контейнера. Закругляем края.

  3. Придаем уголкам форму лепестков.

  4. Склеиваем лепестки в бутон.

  5. Вырезаем ещё лепесток и приклеиваем к бутону.

  6. Взять нижнюю часть контейнера, разрезать на ячейки.

  7. В каждой ячейке вырезаем 4 лепестка и делаем отверстие.

  8. В середину полученной розетки вклеиваем бутон, затем приклеиваем еще одну розетку.

  9. Накалываем розу на ветку и закрепляем клеем.

  10. Даем клею высохнуть и приклеиваем листочки.

Роза готова!

Я надеюсь, вам понравилось это чудесное превращение простой упаковки для яиц в прекрасный букет роз.

Помните, что мусор - это не только бумажка, выброшенная вами, но и дым из трубы, выхлопные газы автомобиля, нефть, канализационные воды, спущенные в реку, и вся та грязь, которую человек выбрасывает в гидросферу, атмосферу и геосферу!

-Ребята! Старайтесь соблюдать правила, о которых мы сегодня говорили!

Помните! Помогая природе, вы поможете себе!















Список использованных источников:

  1. operationrecyclage.com;

  2. newbornfree.com;

  3. consoglobe.com;

  4. thenewecologist.com;

  5. planetoscope.com;

  6. all-recycling-facts.com;







© 2010-2022