Курсовая работа по истории искусств Анна Павлова

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И.Чайковского»


Хореографический факультет

Отделение хореографического творчества















Анна Павлова

Реферат по истории искусств







Выполнила:

И.Чигинцева










Челябинск

2013

Введение

Тема: жизнь и творчество Анны Павловой

Цель: изучение творческой жизни Анны Павловой

Задачи: анализ, систематизация литературы по выбранной теме.

Объект исследования: Анна Павлова

Предмет исследования: её творческая деятельность

Методы исследования: анализ исторических данных.

Легенды окутывают имя гениальной русской балерины Анны Павловой до сих пор. Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, а про свое детство говорила крайне мало. Точную дату ее рождения удалось установить только в архивах, а ее отчество до сих пор имеет несколько версий…

И пусть танец балерины не увековечен на кинопленке в таком объеме, в каком хотелось бы, но те немногие кадры, которые все же сохранились, дают полное представление о масштабе ее выдающегося дарования. А еще есть высказывания современников балерины, приходивших в экстаз от ее танца.

Это танцовщица, которая перевернула мир русского балета - именно с неё началась новая эпоха чувственности и утонченности в балете. Отошло на второй план всё искусственное, напускное, душа стала выше гонки за мастерством. До появления Анны Павловой, в русском балете господствовала эпоха итальянских танцовщиц, которых ангажировали за границей. Их танец был столь же напыщенным, сколь и виртуозным. Анна Павлова сломала эту традицию не только безупречной хореографией, но и бесконечной искренностью своего танца.

Основная часть

Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Петербурге. Ее мать, Любовь Федоровна, была прачкой, а отцом записали Матвея Федоровича Павлова, солдата из тверских крестьян. По другим данным, Анна была дочерью от первого брака матери. Но наиболее часто биологическим отцом будущей знаменитости называют известного петербургского банкира Лазаря Полякова, в чьем доме мать Анны служила горничной за несколько месяцев до рождения дочери. Как бы там ни было, Матвей Павлов с женой не жил. Анна всю жизнь предпочитала своему официальному отчеству производное от фамилии Павлова.

В своей автобиографии, написанной в 1912 году, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене:

«Первое мое воспоминание - маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью... Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу». С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» - с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».

Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.

«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, - сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. - Приведите ее, когда ей исполнится десять лет».

В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.

Поступить в Императорскую балетную школу - это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул. Мысль попробовать себя на заграничных сценах пришла впервые, когда я читала биографию Тальони. Эта великая итальянка танцевала всюду: и в Париже, и в Лондоне, и в России. Слепок с ее ножки и поныне хранится у нас в Петербурге». [2,29]

В 1891 г. матери удалось устроить дочь в Императорскую балетную школу, в которой Павлова провела девять лет. Устав школы был по-монастырски суров, однако учили здесь великолепно. В то время Петербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. Только тут и сохранялась еще классическая техника балета. Павловой, полностью поглощенной учебой, хореографическими и музыкальными занятиями, «монастырская» жизнь хореографического училища не казалась тягостной. Беспокоило ее лишь собственное хрупкое сложение, которое не соответствовало принятым в те годы меркам сценической красоты. В то время на балетной сцене блистали итальянские танцовщицы, обладающие отточенной техникой и развитой мускулатурой, дающей им возможность исполнять самые виртуозные элементы. В результате у публики, критиков и самих артистов закрепился образ идеальной балерины как крепко сложенной, с рельефными формами, способной выполнять высокие, мощные прыжки и сложнейшие хореографические задачи. Такой была любимица публики итальянская балерина Леньяни. А Павлова оставалась миниатюрной, хрупкой, с легкой фигуркой. За худобу подруги называли ее Шваброй. Ее «воздушность» казалась недостатком и ее преподавателям, и ей самой. Она усиленно питалась, стараясь нарастить мускулатуру, но все было напрасно. А вот педагог Гердт оценил необычность физических данных юной балерины и пытался убедить ее в том, что именно легкость и пластичность - главные ее достоинства, приводя в пример итальянскую балерину Марию Тальони, прославившуюся именно своей воздушностью: «Предоставьте другим акробатические трюки... То, что Вам кажется Вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее Вас из тысяч других».[6,248]

В 1898 г., будучи ученицей, Павлова выступила в балете «Две звезды», поставленном Пети-па. Уже тогда знатоки отметили какую-то особенную, только ей присущую грацию, удивительную способность поймать в партии поэтическую суть и придать ей свою окраску.

В апреле 1899 года Анна закончила училище, а в июне была зачислена в труппу Мариинского театра. Дебют состоялся уже в сентябре в спектакле "Тщетная предосторожность". Зрители сразу же почувствовали, что от других балерин Павлова отличается не только худобой, но и изяществом, лиричностью и грацией, также отмечали ее артистизм и умение перевоплощаться. Анна продолжала напряженные занятия, стремясь достичь совершенства в технике, и постепенно ее танец становился все безупречнее, партии - крупнее. Образы Флоры("Пробуждение Флоры"), Лизы("Волшебная флейта"), Никии ("Баядерка") стали первыми по-настоящему успешными спектаклями. Психологизм и драматизм ее танца потрясли как зрителей, так и критиков. Следующим крупным успехом балерины стала Жизель в одноименном балете Адольфа-Шарля Адана. Эта партия как нельзя лучше соответствовала данным Павловой. А потом были Китри("Дон Кихот"), Медора("Корсар"), главные партии в балетах "Дочь фараона" и "Спящая красавица". Итак, мечта Павловой сбылась - она станцевала Аврору в некогда покорившем ее спектакле, с которого и началась любовь к искусству хореографии.

Разумеется, молодая балерина была в центре внимания публики, представителей императорского двора и журналистов. Круг поклонников Павловой неуклонно расширялся. Многие пытались, как это было тогда принято, взять покровительство над молодой танцовщицей. Анна была на редкость хороша: обаятельная, изысканная, с царственным лицом. Особенно украшали ее глубокие темные глаза. Но девушка твердо отметала все ухаживания и предложения. Правда, со временем стала выделять одного поклонника - Виктора Дандре.

Виктор Эмильевич Дандре, потомок знатного рода, балетоман и знаток искусства хореографии, удачливый предприниматель, обер-прокурор Сената, стал первым, главным и единственным мужчиной в ее жизни. Не отличающийся красотой, на одиннадцать лет старше ее, он поначалу стал Анне другом и советчиком в делах балета, а затем сумел добиться ее любви. Виктор возил Анну по ресторанам, делал подарки, самым крупным из которых стал дом на Английском проспекте, где был сделан огромный репетиционный зал. Влюбленная Анна верила Дандре во всем, но когда поняла, что он значит для нее гораздо больше, чем она для него и никакого будущего у них нет, отошла в сторону…

Павлова неуклонно шлифовала свое мастерство, танцуя вместе с виртуозным артистом Михаилом Фокиным. Фокина влекла работа балетмейстера, и в скором времени он станет реформатором в искусстве хореографии и поднимет постановочную часть балетов на небывалую высоту. А Павлова станет первой музой Фокина. Она украсит балеты: "Египетские ночи", "Виноградная лоза", "Павильон Армиды". Специально для Анны ее обожаемый Мишенька, как ласково звала его Павлова, поставит знаменитую "Шопениану" (она же "Сильфида"). А однажды во время одной из прогулок по набережным Венеции спонтанно родится номер, который навсегда станет визитной карточкой Анны Павловой - "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. Простая, по сути, хореография этой балетной миниатюры завораживала зрителя. М.Фокин писал, что «Лебедь» в исполнении Павловой был доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Ее танец, импрессионистический по своей природе, был пластическим воплощением музыки, образный и поэтичный, танец Павловой был одухотворен и возвышен, и поэтому его нельзя было повторить и копировать. Секрет ее успеха был не в исполнении па, а в эмоциональной наполненности и одухотворенности танца. «Секрет моей популярности - в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова. И была права.[6,249]

В 1907 году состоялись первые зарубежные гастроли Павловой: Копенгаген, Стокгольм, Прага, Берлин… Труппа была невелика, возможности ограничены, поэтому выступавшие показывали лишь фрагменты из отдельных спектаклей и концертные номера, но русский балет покорил Европу. Толпы зрителей приходили на спектакли артистов из Петербурга. В Стокгольме несколько тысяч человек провожали Анну до гостиницы. Люди молча стояли под окнами ее номера, когда она зашла в отель, не желая мешать отдыху балерины. Растроганная Анна притащила из комнаты корзины цветов, подаренных ей в этот вечер, и стала бросать их в толпу. Сам шведский король Оскар II не пропускал ни одного представления Павловой, а в конце гастролей вручил ей орден "За заслуги перед искусством". После такого признания все королевские особы Европы считали обязательным для себя бывать на выступлениях русской балерины, многие искали дружбы с ней.

Вскоре Павлова отправляется в Париж, чтобы принять участие в первом представлении "Русских сезонов" Сергея Дягилева. И хоть случилось так, что Анна опоздала к началу выступлений, она стала настоящим символом этих начинаний. Именно ее изобразил Валентин Серов на афише: летящий силуэт, будто сотканный из воздуха и тумана. По окончании сезонов Павлову, Нижинского и Фокина наградили Академическими пальмами. Однако прижиться в Дягилевских сезонах Павлова не смогла - она уже привыкла, что она звезда труппы, а Сергей Павлович на первое место выдвигал Тамару Карсавину; кроме того, она не желала подчиняться диктату властного антрепренера.

В 1909 году Павлова отмечала десятилетие служения в Мариинском театре. Прима-балерина - высшее звание в императорском театре - все реже и реже выступала на родной сцене. К тому же в Петербурге ей не хватало репертуара. Фокин ушел из Мариинки и ставил балеты для антрепризы Дягилева. С 1910 года Павлова постоянно гастролирует в США. Успех феноменальный. Управлением железных дорог выделялись специальные поезда, чтобы жители окрестных городов могли попасть в Нью-Йорк на выступления "русской жемчужины".

После расставания с Анной удача отвернулась от Виктора Дандре. Он влез в долги, затем его обвинили в растрате по делу о строительстве Охтинского моста. Дандре оказался в долговой тюрьме, и именно Анна оплатила все его долги. Она простила его, и с 1912 года Виктор жил в Лондоне и стал главным распорядителем ее труппы. Вскоре Дандре и Павлова заключили брак. Их союз, который выглядел как вынужденный, оказался на редкость прочным. И это несмотря на то, что Анна обладала весьма несдержанным характером. Виктор преклонялся перед ее талантом, поэтому терпеливо сносил ее истерики, как мог, заботился о ней, и она была очень привязана к нему.

В 1912 Анна Павлова купила дом «Айви-Хауз» (в Хэмпстеде, в одном из районов Лондона), где проводила короткий отпуск. Она обожала зверей, птиц, цветы, которых всегда было много в ее доме. Но больше всего она любила своего питомца - белоснежного и гордого красавца лебедя Джека. В Англии она организовала целую балетную школу и уделяла своим воспитанницам много внимания, и профессионального, и человеческого. Ее искусство, как точно отметил лучший балетный критик эмиграции Андрей Левинсон, «рождалось и умирало вместе с ней - чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».

Тоскуя по большим классическим спектаклям императорской сцены, во время бесконечных гастролей она была вынуждена танцевать миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Н. И. Хлюстин(«Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Фрески Аджанты», «Фея кукол», «Гавот», русский танец и др.), Павлова поставила для себя ряд импрессионистических бесхитростных номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.). Многие миниатюры Анны Павловой были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий. Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Но наслаждаться покоем в любимом доме удавалось нечасто: Анна не мыслила своей жизни без танца, и гастрольные поездки следовали одна за другой.

Слава балерины стала всемирной. Ее выступления ждали на всех континентах, она получала самые высокие в мире гонорары. Труппа Павловой была чрезвычайно востребованной в мире хореографии, а сама Анна почиталась как божество. На нее равнялись балерины во всем мире, за ней постоянно следила пресса. Ее именем называли духи, пирожные и шляпки. На выступления артистки женщины приходили задрапированные в любимые Павловой шали, поклонницы балерины перерисовывали в свои альбомы фасоны ее причесок и костюмов…

Постоянно живя с 1914 года за рубежом, Павлова не отделяла себя от России. В годы Первой мировой войны она через Международный красный крест вагонами посылала медикаменты для солдат, а во время гражданской войны и голода в стране тоннами отправляла продукты голодающим соотечественникам. Разумеется, советская пресса молчала об этой деятельности не только Павловой, но и Шаляпина, Рахманинова и других великих мастеров культуры, которые оставили Советскую Россию, но не забывали о своей родине - России. Да, Павлова ненавидела советскую власть, но регулярно посылала деньги и продукты всей труппе Мариинского театра и каждому ученику хореографического училища. Чтобы это делать, Павлова работала как проклятая - 8-9 выступлений за неделю в течение долгих лет, даже в свой день рождения она не позволяла себе расслабиться, а единственный выходным днем ее было 31 декабря. И практически никакой личной жизни. Детей у нее не было - еще в Петербурге Дандре запретил ей беременеть, опасаясь за ее фигуру. Анна искренне завидовала балеринам из своей труппы, которые рискнули родить. "Истинная артистка, - говорила Павлова, - подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Артист должен знать о любви все и научиться жить без нее".[7,18]

После многих лет постоянных гастролей Анна стала уставать от такой жизни, но добровольно уйти со сцены она не могла. В 1929 году она серьезно повредила колено, но продолжала репетировать, невзирая на страшные боли. Танцевать становилось все тяжелее. Сезон 1931 года Анна должна была начать в Голландии, а затем танцевать в Южной Америке, Китае и Японии. Специально к ее приезду в Нидерландах был выведен новый сорт тюльпанов - с белоснежными махровыми лепестками, напоминающими о ее знаменитом Лебеде. Сорт так и был назван - "Анна Павлова". 17 января 1931 года голландский импресарио балерины Эрнст Краусс с огромным букетом этих тюльпанов встречал Анну на вокзале в Гааге. Но она почувствовала себя очень плохо и сразу же отправилась в отель. Как оказалось, в поезде она сильно простудилась. К тому же в дороге с верхней полки упал кофр и сильно ударил ее по ребрам. Обеспокоенная состоянием любимой балерины королева Нидерландов Вильгельмина отправила к Павловой своего личного врача. Тот поставил диагноз - плеврит. Необходима была срочная резекция ребра. Анна отказалась, ведь тогда она не сможет танцевать… Вызванный из Парижа врач Павловой Залевский ничем, к сожалению, помочь не смог.

В ночь с 22 на 23 января Анна скончалась, не дожив неделю до своего пятидесятилетия. Умирающая балерина любой ценой хотела выйти на сцену. Ее последними словами были: "Приготовьте мне костюм Лебедя…"[10]. Наутро все газеты мира вышли с огромными некрологами. Только в России на последней странице одной из газет были опубликованы три жалкие строчки, посвященные Павловой. Попрощаться с Анной пришли тысячи поклонников, представители всех королевских и княжеских домов Европы, главы государств многих стран мира. Не было только венка от советского посольства в Лондоне, где она и была похоронена.

Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

Творчество гениальной балерины, преображающей своим танцем мир, живет и поныне. Неумирающий Лебедь - Анна Павлова - останется с нами на века.





















Выводы

Вследствие работы с историческими данными, можно сделать вывод, что Анна Павлова внесла огромный вклад в развитие хореографического творчества.

Анна Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.

Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только «здесь и сейчас». Искусство Анны Павловой завораживало и увлекало. И время оказалось не властно над ним. Казалось бы, классический танец - пируэты, батманы, плие, па-де-буре - все хорошо известно, но гениальная Павлова могла выразить живое чувство, прихотливую смену настроений, игру фантазии при помощи балетных па. И сколько бы ни размышляли над секретами ее исполнения, загадками и тайнами ее искусства, они остаются неразгаданными.



Список использованной литературы:

  1. Материалы сайта ricolor.org (Павлова Анна. История жизни и любви);

  2. Анна Павлова, Edgar Degas «Ballerina» 2001г.

  3. Энциклопедия Кирилл и Мефодий;

  4. Материалы сайта senatman.ya.ru/replies.xml?item_no=399 (Балерина Анна Павлова);

  5. М.Кубеев «100 Великих Имен России» М. : Вече, 2009г;

  6. Материалы журнала «Искусство» №18/2008г;

  7. Материалы сайта chtoby-pomnili.com (Анна Павлова);

  8. Материалы сайта funeralassociation.ru/ru/newspaper/new/3010 (Анна Павлова - королева балерин);

  9. Материалы сайта weekend.ria.ru.html (Легенды Анны Павловой);

  10. В.Гаевский «Дивертисмент» М. : Искусство, 1981г;

  11. Перевод с англ. А.И.Кима, В.В.Демыкина «Большая детская энциклопедия» М. : РОСМЭН. 2004г.







14


© 2010-2022