- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Педагогический проект на тему: «Пантеон северных богов»
Педагогический проект на тему: «Пантеон северных богов»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Научные работы |
Автор | Бурикова А.Г. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Педагогический проект на тему:
«Пантеон северных богов»
Подготовила:
Педагог дополнительного
образования
Бурикова А.Г.
Радужный, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение.
-
Представления обских угров о сотворении мира.
-
Классификация северных богов.
-
.Первые боги.
-
3.2. Боги Верхнего мира.
3.3. Дети Нум-Торума.
3.4. Внуки Нум-Торума.
4.Мир демонов.
5. Заключение.
Цель: проанализировать и раскрыть многообразие образов богов и духов в мифологии народов ханты и манси.
Задачи:
-классифицировать богов и духов по нравственной и социальной принадлежности;
-раскрыть самобытность, духовное богатство культуры обских угров;
Актуальность данной работы обусловлена возросшим вниманием общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.
-
ВВЕДЕНИЕ
Религия и фольклор ханты и манси были тесно переплетены, что свойственно
обществам на ранних стадиях исторического развития. Их мифология была системой первобытного мировосприятия и включала зачатки донаучных представлений о мире и человеке, об истории общества, разные формы искусства, философии и религии. Вера в духов, или анимизм, пронизывает всю религиозную систему обских угров. Поражает число этих духов, сложная картина их взаимоотношений. Лучший знаток этого вопроса К. Ф. Карьялайнен писал в начале XX в.: «У современных остяков мир духов очень богат, настолько богат, что, наверно, никогда никому не удастся выявить число и имена всех этих духов, являющихся предметом почитания и страха». Он разделяет духов на три категории: «домашние», «местные» и «всеобщие».
Языческий мир богов в верованиях обских угров весьма разнообразен и многолик. Человеку постороннему, неискушенному в подобного рода делах, бывает весьма непросто разобраться в великом множестве различных духов и сверхъестественных существ. Ситуация отчасти осложняется тем что религиозная система обских угров в основе своей двукомпонентна. На древние, автохтонные представления и структуры позднее, в процессе взаимопроникновения культур, наложились, быть может, не менее древние, но, несомненно, более отточенные концепции Индии и Ирана. С одной стороны сложившееся положение вещей дало возможность придать определенную стройность системе представлений о мире, с другой - вынесло за скобки известное количество сверхъестественных существ прежнего пантеона. Оставшись не у дел, некоторые из них попросту исчезли, часть - перешла в категорию демонов, а иные заняли дублирующее положение в сообществе себе подобных.
Перечислить их и определить систему соподчинения не представляется возможным. Зато обозначить общую структуру, где найдется место всем богам и духам - вполне реально (см. приложение 1-2).
-
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБСКИХ УГРОВ О СОТВОРЕНИИ МИРА
Пожалуй, ни одна сфера общего мировоззрения обских угров не является столь сложной и подчас противоречивой, как представления об окружающем мире. По представлениям обских угров Вселенная расчленена на три главные космические зоны: небо Торум, землю Мув (хант.), Ма (маис.) и подземный мир Кали-торум (хант.), Хамал-ма (манс).
Обско-угорский фольклор сохранил фрагменты самого архаичного мифа о творении, когда за землей ныряют (без божественного повеления) две птицы - большая гагара и малая гагарка. Лишь на третий раз птицам удалось достать крупицу земли со дна океана. Они так долго были под водой, что у гагары кровь пошла горлом и окрасила ей грудь. У гагарки кровь потекла из затылка, с тех пор у гагарок красный затылок. Земля, вынесенная на поверхность океана, стала сама разрастаться и растет все больше и больше.
Другой миф причудливо соединяет библейскую легенду о потопе с древним космогоническим мифом. Безымянные старик и старуха живут в доме на кочке посреди вод океана. С неба прилетают две железные гагары, которые по очереди выносят по кусочку земли и прилепляют их к бревнам избы. У старика есть белый ворон, которого он время от времени выпускает проверить, не выросла ли земля. Первый раз ворон летает недолго, на второй раз исчезает на полдня. В третий раз он возвращается лишь на третий год - но уже черным. Старик спрашивает ворона, почему тот почернел, и тот признается, что нашел на краю земли труп человека и поклевал падали. Тогда старик заклял его: ворон не будет сам добывать зверя и рыбу - он всегда будет питаться падалью.
Еще один миф о сотворении мира содержит мало аппетитную на современный взгляд подробность. "Светлый муж-отец", как именуется Нуми-Торум уже под влиянием христианства, создал этот мир, который отождествляется с Сибирью. У него уже есть сын, который спрашивает у отца, не может ли он создать посреди океана холм, на котором он мог бы уместиться? Сын сам высмаркивает из глотки сопли, которые и становятся основой земли. Но тут творец видит нечто, всплывающее и вновь тонущее. Это оказался черт - куль, несомый ветром. Тогда мальчик выпускает своих помощниц - двух гагар, которые и разрывают черта.
Затем мальчик решается отправить птиц на поиски настоящей земли: одна из них скрывается под водой почти семь лет (без семи месяцев) и не достает земли, другая выныривает через семь лет и стряхивает со своих крыльев каменистую землю.
3.КЛАССИФИКАЦИЯ СЕВЕРНЫХ БОГОВ
3.1. Первые боги.
Мир создал бог. В угорских представлениях этим богом был Косяр-Торум (в хантыйском варианте Нум-Сивес). Он запустил часы Вселенной и пробудил ее от спячки. Больше о нем не известно ничего, кроме того, что он породил Корс-Торума и, передав ему бразды правления, удалился от дел. В системе деления мира ему отводится самый верхний, недосягаемый для всех, ярус на "седьмом" этаже, где он спит, утомленный титаническим трудом.
Корс-Торум (в хантыйском варианте Нум-Курыс) унаследовал от отца власть над миром и заботы по его устройству. На долю Корс-Торума пришлось создание видимой Вселенной во всем ее многообразии. Он организовал материю и определил законы ее существования в различных состояниях. Когда большая часть работы была выполнена, Корс-Торум создал помощников - богов более скромного ранга. Первыми его помощниками стали сыновья и дочери. Больше о нем, опять же, неизвестно ничего. Даже внешний облик Всевышнего остается загадкой.
3.2. Боги Верхнего мира.
Старшим сыном Корс-Торума был Бог Неба Торум (Тором, Турым, Торам) и Нум-Торум. Торум означает «небо», «вселенная», «край», «погода», «эпоха», «высшее существо»; нум - «верхний», «южный»; Нум-Торум «верхний бог».
Небесный бог является создателем земли, подателем дневного света, охранителем морали и миропорядка. Он достал солнце и луну, вызвал «священный потоп». Кроме того, он определяет срок жизни каждого человека, дает удачу в промыслах, к нему обращаются с просьбами о здоровье и т. д. Нум-Торум живет на небе, точнее - на одном из верхних ярусов "пятого" этажа. По представлениям он величавый седовласый старец с огромными всевидящими глазами, сияющими как солнце, и большими чуткими ушами. В его распоряжении дом-дворец из семи секторов с множеством комнат, выполненный из драгоценных металлов. На самом почетном месте лежат "книги судеб", где отмечаются жизненные пути и поступки каждого человека.
В триаду главных божеств наряду с Нум-Торумом входит Калтась-анки, Мых-ими (хант.), Калтась-эква, Ма-анква, Иоли-Торум-сянь (манс). В фольклоре ее эпитеты -«кожистая земля, волосатая земля». Она сестра Нум-Торума
Иногда ее представляют как жену Всевышнего. В этом случае Калтащ выступает как матерь богов, сыновей Нум-Торума. Считается, что человек на земле появляется благодаря совместным усилиям этих двух божеств. Торум дает тело, Калтащ - душу. До сотворения Земли, она жила в собственном городе, подвешенном в пространстве на семи цепях. Однако позже, получив в свое распоряжение планету, она спустилась вниз и с тех пор постоянно пребывает на ее поверхности.
Обские угры представляют Калтащ-анки, как толстую женщину невысокого роста, с очень широкими бедрами. К ней можно обращаться напрямую, вне зависимости от пола и возраста. В качестве жертвы ей полагается приносить материю светлых тонов и некоторых животных: коня или петуха.
Нижний мир - мир мертвых, царство болезней и смерти, место обитания брата (или сына) Нум-Торума, известного под именами Куль, Кынь-Лунк (хант.), Хуль-отыр (манс). В космогонических мифах он выступает то как партнер Нум-Торума, то как носитель враждебного людям начала. В мифах творения Куль противостоит Торуму: выпрашивает у него и прячет светила, вредит при создании людей, соблазняет их на нарушение запретов и указаний Торума, создает вредоносных животных и т. д. Он забирает в свое царство тех людей, которых обрек на смерть Торум. По одним Данным, Куль сброшен отцом с неба, по другим - родился под землей. У него есть большой город, золотой дом, дети. В мансийских представлениях он несколько обособлен, его считают водяным или лесным дьяволом, чертом. Люди представляют Кынь-лунга как мрачного старика с заостренной кверху головой, к нему, как правило, не обращаются с просьбами, но ублажают подарками. В качестве откупительной жертвы ему преподносят черную материю и забивают черного оленя.
Таким образом, трое из семи детей Корс-Торума заняли главенствующее положение в каждом из трех, созданных ими миров. Причем два мира - сакральные, они антиподы, в то время как Средний, людской, служит своеобразной ареной приложения божественных сил.
Богиня солнца Катль-ими обитает вместе со своим братом и супругом, лунным божеством Талась-ики, в верхнем мире. Там у них есть свой дом, где они совместно проживают, исполняя свои небесные обязанности и практически не вмешиваясь в земные дела. Все перипетии, связанные с солнечными затмениями и ущербами луны, проистекают из супружеской неверности Талась-ики. К ним не обращаются с молитвой и практически не приносят жертв.
Совсем иное отношение у обских угров к третьей дочери Корс-Торума - богине огня Най-анки. Она вездесуща, неуничтожима, может жить во всех трех царствах. Она поддерживает земное пространство Калтащ; она согревает Темное царство Кынь-лунга. и она же должна появиться во всей своей грозной силе незадолго до конца мира, чтобы полностью поглотить его. В настоящее время Най-анки по просьбе Нум-Торума пребывает на земле, в гостях у Калтащ, с тем, чтобы накормить и обогреть людей. Ее сила столь велика, что даже духи бояться и разбегаются в разные стороны.
Най-анки представляют в виде стройной женщины, пляшущей голубыми языками в пламени костра. Ее нужно постоянно "кормить" дровами и ублажать подарками: подносить часть повседневной пищи и платья из красной материи.
И, наконец последний сын Корс-Торума Йенк-ики - повелитель Вод. Он живет в Светлом мире, но часто гостит у брата Нум-Торума на небе. Тогда на землю проливается дождь. Нагостившись, Йенк-ики возвращается в свой подводный город, расположенный, по поверьям, в устье Оби. Сам он ведает всеми водами, реками и озерами. В его компетенцию входит учет и распределение рыбы в водоемах. Именно поэтому к Йенк-ики в основном обращаются мужчины. В качестве жертвы они приносят ему монеты.
3.3. Дети Нум-Торума.
Традиция приписывает Нум-Торуму отцовство над несколькими детьми. Их количество и имена различны в зависимости от территориальной локализации отдельных групп обских угров. Чаще упоминаются семь детей Нум-Торума. На них возложены функции по патронажу определенных объектов местности: рек, гор, низин и т.п. И только двое из многочисленных детей Нум-Торума заняты исполнением истинно божественных обязанностей.
Первый ребенок Нум-Торума дочь крылатая Калм. Она постоянно находится на небе около своего отца, в ее обязанности входит передача приказов Нум-Торума различным божествам и духам, обитающим на земле и под землей. Также она может передавать просьбы Всевышнему от своих многочисленных родственников божественного происхождения. Таким образом, она является связующим звеном между сакральными мирами и служит регулятором отношений в духовном мире.
Второй - сын Мир-Сусне-Хум (в хантыйском варианте Мир-Сэвити-Хо). Его имя переводится как "За миром наблюдающий человек". Он самый младший в божественном семействе, но, пожалуй, самый значительный. Он как и сестра также служит двусторонним проводником воли и просьб. Однако, в отличие от своей сестры Мир-Сусне-Хум, служит связующим звеном между миром богов и миром людей. Именно поэтому он пользуется особенным авторитетом у обских угров.
Его представляют в виде молодого мужчины, разъезжающего по небу на восьмикрылом белом коне. Обращение к нему доступно всем, тем более, что Мир-Сусне-Хум охотно прислушивается к просьбам людей и передает их Нум-Торуму.
Его братья, "местечковые" божества, естественно, также служат объектами поклонения, но в несравнимо меньших масштабах. Последних представляют в виде богатырей, этаких духов-предков - божественных и немного земных, тех, кто родился на небе, но был послан к людям. Культ богов данного ранга распространен, как правило, в тех областях, которые находятся под их покровительством. Для этого на священных местах устанавливают стилизованные изображения - идолы, перед которыми произносят молитвы и приносят жертвоприношения. Такими местами могли быть острова, холмы, высокие мысы и т.п.
Сами имена богов в переводе означают их специализацию, например: у хантов - Кон-ики-«господин старик», Ягун-ики-«Юганский старик», Ас-ики-«Обский старик», Вой-ики-«зверинный хозяин-старик», Лар-ики-«низины старик»; у манси - Полум-Торум-«Пелымский Торум», Ас-ях-Торум-«Обского народа Торум, Нёр-ойка-«Урала старик, Аут-отыр-«реки Аут Богатырь», Ай-Ас-Торум-«малой оби старик», Тахткотль-торум-«середины Сосьвы Торум» и т.д.
3.4. Внуки Нум-Торума.
Считается, что сейчас Дети Нум-Торума большую часть времени проводят на небе, во дворце своего отца, лишь изредка, привлеченные жертвоприношениями, обращаясь к земным делам. Но некогда, в стародавние времена, они жили внизу, и, бывало, вступали в контакты с людьми. В результате подобных общений боги изредка становились отцами, а Нум-Торум - дедом. Разумеется, земные полубоги были несравненно слабее своих отцов, но все же сильнее людей. Именно поэтому они становились главами родов, давали своим соплеменникам защиту и благополучие. С течением времени люди их канонизировали и постепенно они вошли в пантеон богов.
Родовые духи пользовались почетом и уважением у обских угров как предки. Их представляли как конкретных людей со всеми особенностями и атрибутами. Деревянные, металлические или костяные изображения духов-предков помещали в особые культовые дома, где совершались коллективные обряды и церемонии. Позже для хранения идолов стали строить специальные священные лабазы.
Вероятно на семейных духах "семейная" линия Нум-Торума прерывается. Во всяком случае более мелкого дробления божественной природы не наблюдается. Дальше начинается мир, так называемых демонов.
-
Мир демонов.
Под определение «демоны» попадают низвергнутые божества, бывшие некогда почитаемыми (см. приложение 3).
К данной категории относится, например, Мув-хор. Это существо по представлениям обских угров выглядит как гибрид рыбы и зверя. Оно имеет грузное скользкое тело огромных размеров и гигантские бивни. Люди считают, что он мамонт, живущим в глубине вод. По мнению обских угров, этот демон препятствует рыбакам заниматься их промыслом, он топит лодки, рвет сети. Он живет в воде под слоем ила и по своим обязанностям прокладывает новые русла рек.
Также известны такие гибридные существа, как Юр и Вурес, которые так же исполняют приказы Йенк-ики-бога Вод и слывут у людей вредными.
Среди сверхъестественных существ, зафиксированных в воззрениях обских угров, выделяется еще одна примыкающая к духам группа менкв, менгкв (у восточных хантов - Сэвэс, Сэвс-ики). Менквы - это первые люди, неудачно созданные Нум-Торумом из лиственницы и убежавшие в лес, где, как считается живут до сих пор.
Внешний облик менквов подобен человеческому, но у них заостренные
головы (от одной до семи), железное тело, длинные ногти. Они живут в лесу, имеют семьи, охотятся, ходят только пешком. На медвежьем празднике они выступают в высоких масках из конских хвостов громко кричат и хохочут. В фольклоре они часто рисуются людоедами.
У северных обских угров много рассказов о существах миш (хапт.), мис (манс). Они близки лесным духам, на Сосьве их считают детьми менквов. У других групп они называются просто лесными людьми. Они живут в лесу, имеют семьи, их женщины отличаются красотой и приветливостью. Лесные люди охотятся на зверей, имеющих особые признаки, собакой им служит медведь или соболь с шелковым шнурком. Жилище лесных людей очень богато, обложено мехами, у них много соболиных шкур. Они дают охотничье счастье. Мужчины у них, по мнению людей, отважные, а женщины - красивые.
5.Заключение.
Рассмотрев структуру традиционного мировоззрения народов ханты и манси, можно сделать вывод, что это оно находит свое отражение в языке символов и знаков, которые заключены в мифологических образах. Все явления мира воспринимаются обскими уграми как имеющее непосредственное влияние на человека. Они, так или иначе, проявляли свое отношение к нему, и отношение это могло быть как благоприятным, так и враждебным.
Религиозные традиции народов Сибири живы и свято соблюдаются в большей или меньшей степени до сих пор.
-
Список литературы.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX-началеXX вв. Этнографические очерки. - Томск, 1977.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В., Молданов Т.А., Молданова Т.А. Мифология хантов. - Томск: Из-во Том. Ун-та, 2000.
Мифология манси. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2001.
Попова С.А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. - Томск: Издательство Том. ун-та, 2003.
Салымский край. Научно-художественное издание. - Екатеренбург: «Издательство «Тезис», 2000.
Etnic.ru