• Преподавателю
  • Дополнительное образование
  • Статья «Опыт применения музейных педагогических технологий в реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь»»

Статья «Опыт применения музейных педагогических технологий в реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь»»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серебренникова Н.Л.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Центр детского творчества

Устиновского района»


Статья

«Опыт применения музейных педагогических технологий в реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей

«Юный турист - исследователь»»

На протяжении 23 лет педагогической деятельности педагогом был накоплен опыт реализации образовательных программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленностей: «Юные туристы», «Туризм и спортивное ориентирование в программе соревнований «Школа безопасности», «Юный турист - исследователь».

Общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь» реализуется на протяжении 3-х лет. В 2012 - 2013 уч. году по программе обучались 3 объединения на базе МБОУ СОШ №61 г. Ижевска (45 обучающихся). В 2013 - 2014 уч. году педагогом оказывалась консультационная поддержка юных проектантов в количестве 15 человек. В 2014 - 2015 уч. году по программе уже занимается 5 объединений на базе МБОУ СОШ №81 (75 человек). Помимо основной туристско - краеведческой подготовки, обучающиеся объединения «Юный турист - исследователь» являются активными участниками конкурсов проектов и исследовательских работ (рис. 1).

На диаграмме отражена позитивная динамика роста как количества обучающихся, так и уровень обученности, так как главным результатом реализации программы является реализация образовательных проектов и представление их на конкурсах.


Рис. 1. Динамика роста обученности и качества знаний обучающихся

О направлениях проектной деятельности свидетельствует содержание заявки для участия в научно - практической конференции «Юность. Наука. Культура» МБОУ СОШ №81 (Таблица 1.).


Таблица 1

Заявка на участие в научно - практической конференции «Юность. Наука. Культура»

обучающихся объединения «Юный турист - исследователь»

МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района (на базе МБОУ СОШ №81)

№ п/п

Фамилия, имя участника

Класс

Название представляемого материала

Вид работы

1.

2 «А»

«Лего: Город будущего»

Коллективный творческий проект

2.

2 «А»

«Волшебный мир минералов»

Проект с основами исследований

3.

2 «Б»

«Мой домашний динозавр»

Творческий проект

4.

2 «Б»

«Коллекционирование - это интересно»

Проект с основами исследований

5.

2 «Б»

«Для чего человеку одежда?»

Проект с основами исследований

6.

3 «А»

«Аэропорт будущего»

Проект с основами конструирования

7.

3 «А»

«Моя азбука животных»

Творческий проект

8.

3 А

4 «А»

«Бокс - любимый вид спорта»

Проект с основами исследований

9.

3 «А»

«Автомобильный мир»

Проект с основами исследований

10.

3 «А»

«Эра динозавров в истории Земли»

Проект с основами исследований

11.

3 «А»

«Эти удивительные животные»

Проект с основами исследований

12.

3 «А»

«Птицы на кормушках - 2014»

Проект с основами исследований

13.

4 «А»

«Камни на службе человека»

Проект с основами исследований

14.

4 «А»

«Мой домашний питомец»

Проект с основами исследований

15.

4 «А»

«Электричество в природе и на службе человека»

Проект с основами конструирования моделей

16.

4 «А»

«Фантики: от этикета до пиара»

Творческий проект

17.

4 «Б»

«Удивительные свойства воды»

Проект с основами исследований

18.

4 «Б»

«Компьютерные игры: хорошо или плохо?»

Проект с основами исследований

19.

4 «Б»

«Горные породы окрестностей Ижевска»

Проект с основами исследований

Результатом участия стали грамоты 1, 2 и 3 степени в трех секциях конференции.

О позитивной динамике уровня обученности обучающихся свидетельствует также и уровень проводимых мероприятий. Ввиду того, что программа реализовывалась в разных учреждениях, диапазон участия в конкурсах получился разнообразным. Увеличение количества творческих работ и уровень участия в конкурсах отражен в таблице 2.

Таблица 2

Участие обучающихся объединения «Юный турист - исследователь» в конкурсах проектов, исследовательских работ, спортивных соревнованиях.

Уровень мероприятия

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

Кол-во участников

Результаты участия

Кол-во участников

Результаты участия

Кол-во участников

Результаты участия

Школьный

3

I место

II место

2

I место

II место

33

I м.-3 чел

II м.-3 чел.

III м.-3 чел.

Районный

-

-

-

-

-

-

Городской

-

-

-

-

-

-

Республиканский

2

I место

2

I место

1

I место

Всероссийский

-

-

8

II место

-

-

Международный

-

-

4

III место

-

-

Подтверждением участия являются следующие грамоты:

Грамота за II место участниками научно - практической конференции школьников в рамках отборочного тура V Евразийского экономического форума молодежи (3 человека), 27 февраля 2014 года;

Сертификат участника научно - практической конференции школьников в рамках отборочного тури V Евразийского экономического форума молодежи (4 человека);

Диплом III степени в номинации «Медиа - сказка» на Международном творческом конкурсе для детей и юношества (4 человека), апрель 2014 года (рис. 11);

Грамоты за I место в соревнованиях по виду «Ночное ориентирование по легенде» и «Ориентирование в лабиринте» В рамках Республиканского лагеря «Северная широта», 4 января 2015 года.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций (учреждений) дополнительного образования детей для реализации внеурочной деятельности обучающихся. Общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь» является интегрированной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, затрагивает знания таких областей науки, как географическое и историческое краеведение, логика. Цель программы - развитие познавательных способностей и формирование поискового мышления обучающихся младшего школьного возраста, приобретение опыта самостоятельного социального действия при включении в исследовательскую практику по поэтапному изучению природы и объектов культуры местности своего проживания с использованием активных форм туристско - краеведческой деятельности. Таким образом, программа соответствует естественно - научному направлению внеурочной деятельности обучающихся.

В 2015-2015 у. году на базе МОУ СОШ №81 по программе обучается 5 групп, общее количество обучающихся - 75 человек.

В данное время реализация общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей осуществляется на базе структурного подразделения МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района - Музее «История Устиновского района». Педагог разрабатывает и реализует план развития раздела экспозиции «Город-сад - Ярушки», отражающий природу окрестностей г. Ижевска. Сейчас разрабатывается концепция и план развития раздела. В настоящее время в музее работает выставка из частных коллекций жителей г. Ижевска «Каменная летопись Земли», проводятся экскурсии, организуется проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Ведущей идеей разработки концепции и плана развития является идея создания музея - лаборатории для практических и исследовательских работ школьников Устиновского района.

Результаты включенного наблюдения педагога за уровнем роста заинтересованности обучающихся и родителей в обучении по программе позволяют сделать вывод о том, что если в начале года 50% обучающихся не были заинтересованы в выполнении учебных и творческих проектов, то к концу 2014-2015 уч. года 94% обучающихся защитили свои проекты в своих объединениях, 44% - на школьной научно - практической конференции 25.04.2015.

Родители все более активно стали включаться в деятельность объединения. К примеру, благодаря действиям со стороны педагога по привлечению интереса родителей к деятельности объединений 4 семьи в зимние каникулы подкармливали птиц в Ярушкинском дендропарке, 5 семей посетили Музей «История Устиновского района», 3 семьи совместно с детьми посетили выставку «Каменная мозаика», 18 родителей участвовали в работе школьной научно - практической конференции.

Реализация общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь» в рамках внеурочной деятельности во взаимодействии МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района и МБОУ СОШ №81 предполагает изучение и активное использование педагогом обучении по программе системно - деятельностного подхода, являющегося ведущим инструментом реализации ФГОС второго поколения.

Помимо приведения содержания образовательной программы в соответствии с современными требованиями, педагогом началась активная разработка конспектов занятий в технологии системно - деятельностного подхода. Для этого разработан конструктор занятия, включающий банк методов и приемов следующих технологий:

- технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП);

- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- технология конструирования знания («Французские мастерские»);

- технология группового взаимодействия (КСО);

- метод проектов.

Активно используются в работе педагога информационно - коммуникационные технологии в трех направлениях:

1. Использование мультимедийных материалов и электронных образовательных ресурсов в обучении по программе;

2. Изучение вопросов использования современной компьютерной техники при создании образовательных проектов: создание творческих продуктов - авторских мультфильмов совместно с обучающимися - детские проекты «Лего: город будущего» и «Мой домашний динозавр»; мультфильм по мотивам удмуртской народной сказки «Сирота и вумурт» - занял третье место в Международном творческом конкурсе для детей и юношества «Виртуальная мультимедийная энциклопедия сказок» в номинации «Медиа - сказка». Web-адрес работы: fmrits.ru/video/mult/udmurtskaja-skazka-sirota-i-vumurt.html

3. Использование ИКТ для профессионального самосовершенствования; создание сайта сетевого проекта, сайта - портфолио педагога, ведение электронного учета фондов раздела экспозиции «город-сад - Ярушки» Музея «История Устиновского района».

Опыт работ обобщен в учебно - методических материалах, которые в данный момент проходят стадию рецензирования:

1. Использование IT-технологий в работе педагога дополнительного образования детей: Методические рекомендации / Сост. Серебренникова Н.Л. - Ижевск: МБОУ ДОД «ЦДТ» [на правах рукописи], 2014. - 56 с.

2. Пластилиновая сказка: опыт создания пластилиновых мультфильмов в деятельности творческого объединения «Лепка» художественной студии: Методическое пособие / Сост. Костромина Т.А., Серебренникова Н.Л. - Ижевск: МБОУ ДОД «ЦДТ» [на правах рукописи], 2014. - 104 с.

3. Интерактивная пластилинография: Сайт педагога дополнительного образования как средство обучения детей с ОВЗ: Методическая разработка / Сост. Кондратьева Н.П., Серебренникова Н.Л. - Ижевск: МБОУ ДОД «ЦДТ» [на правах рукописи], 2014. - 69 с.

Всё большее внимание в теории и практике работы педагога придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Музей - это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.

Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно - выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, - создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы - детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал актуальную и сегодня совокупность требований к проведению занятий в музее:

- каждое посещение музея - это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея - не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Обучающиеся объединений «Юный турист - исследователь» в 2014-2015 учебном году являлись активными участниками встреч, мероприятий проекта «Наследники Победы - ветеранам», посвященного подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Среди мероприятий можно выделить следующие:

- Открытие выставки «Воздушные ворота г. Ижевска», посвященного 70-летию открытия ижевского аэропорта. Дата проведения: 16.10.2014. Обучающиеся группы №3 (15 человек) участвовали в мастер-классе по изготовлению бумажных самолетиков, которые впоследствии были вручены гостям выставки;

- Открытие выставки «И помнит мир спасенный», посвященный 70-летию Победы в ВОВ. Дата проведения: 20.03.2015. Обучающиеся групп №4, 5 в количестве 45 человек участвовали в торжественном приеме гостей выставки, 5 человек вручали подарки ветеранам;

- Акция «В гостях у Звездочки», посвященная полету последней собаки - космонавта. 21 марта 2015 г. 17 обучающихся группы №3 участвовали в торжественном митинге, встрече с С. Пахомовым, автором идеи памятника, посетили экскурсию в музее;

- Мероприятие «Подарок ветерану», награждение победителей районного конкурса открыток. Дата проведения: 08.04.2015. 7 обучающихся группы №2 участвовали в торжественной встрече участников и вручении подарков ветеранам.

Таким образом, музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Литература:

Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64

Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77

Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)

Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)

Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9

Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107

Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94

Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84

Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5

Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10

Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31

Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004 - 216 с.

karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogika

nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/08/13/tekhnologiya-muzeynoy-pedagogiki


© 2010-2022