Рабочая програма по дополнительному образованию Твоя - игра волейбол

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Гимназия»



РАССМОТРЕНО

заседание кафедры

протокол №___

от «___» сентября 2015
руководитель кафедры

______ /В.В. Полещук


СОГЛАСОВАНО

«___» сентября 2015

заместитель директора

______ /М.В. Унжакова

УТВЕРЖДАЮ

приказ №___

от «___» сентября 2015
директор МБОУШР «Гимназия»

_________/ А.А. Боровская







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дополнительному образованию___________

(наименование предмета)

«Твоя игра - волейбол»

__________________5-11 классы_______________

(класс)

___________2015-2016 учебный год_______

(срок реализации)





Разработчики:

Жукова С.Г., учитель физической культуры,

первой квалификационной категории

Латышко Н.Г., учитель физической культуры

высшей квалификационной категории



СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско-юношестких школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства, под.ред. Ю.Д.Железняк, А.В. Чачин, 2012 г., рабочей программы по физической культуре с учетом ФГОС для 5-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2011г., рабочей программы по физической культуре с учетом ФГОС для 10-11 классов: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2015 год.

Спортивное объединение «Твоя игра - волейбол», является одной из форм дополнительного образования, организуя внеурочную деятельность учащихся. Данная программа призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и к физической подготовленности, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

В настоящей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Занятия занимают шесть академических часов в неделю, которые включают в себя разделы: общая физическая, специальная, техническая тактическая, теоретическая, психологическая подготовки, инструкторская и судейская практика, соревнования, контрольно-переводные испытания, восстановительные мероприятия, воспитательная работа, педагогический и медико-биологический контроль.

Актуальность программы состоит в том, что в современной жизни всё больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижения результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами является, прежде всего, спортивные игры.

Цель обучения образовательной области программы: формирование и освоение основ содержания физической деятельности с общей прикладной и спортивной направленностью.

В соответствии с целью образовательной области программы формируются задачи:

- расширение двигательного опыта за счёт овладения двигательными действиями и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирование основ индивидуального образа жизни;

- совершенствование функциональных возможностей организма по средствам направленной общей прикладной и спортивной подготовки, организация педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;

- воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности;

- создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностей, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержания активного функционального состояния;

- обучение знания педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактике и травматизма, коррекции осанки и телосложения;

- гармонизация физкультурной и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствование личности, формирование у учащихся по­требностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, фор­мирование гуманистических отношений, приобретение опыта об­щения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знании, умении и навыков для поддер­жания высокого уровня физической и умственной работоспособ­ности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.


ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

В результате освоение обязательного минимума содержания программы, занимающиеся может достигнуть следующего уровня развития:

Учащийся будет знать:

- историческое и современное развитие волейбола;

- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корректирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и совершенствование;

- физические основы деятельности системы дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования;

- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий спортом;

- психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроль за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

- правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Учащийся будет уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- контролировать и регулировать функциональные состояния организма при восполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствование физических кондиций;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей.




РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

/34 учебных недели/

№ п/п

Разделы программы

Часы

1.

Общая физическая подготовка

17

2.

Специальная физическая подготовка

17

3.

Техническая подготовка

51

4.

Тактическая подготовка

51

5.

Теоретическая подготовка

68

6.

Психологическая подготовка

7.

Инструкторская и судейская практика

8.

Соревнования

9.

Контрольно-переводные испытания

10.

Восстановительные мероприятия

11.

Воспитательная работа

12.

Педагогический и медико-биологический контроль

Итого

204


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Теоретическая подготовка (6 часов)

Физическая культура и спорт в России; история развития волейбола;

основы техники и тактики игры в волейбол; гигиена тренировочного процесса, личная гигиена спортсмена, правильное питание, врачебного контроля; Самоконтроль спортсмена, самомассаж, средства восстановления.

Общая физическая подготовка (17 часов)

1.Строевые упражнения

2.Общеразвивающие упражнения

3.Акробатические упражнения

4.Легкоатлетические упражнения

5.Подвижные игры

Специальная подготовка (17 часов)

Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий; упражнения для развития прыгучести; упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма, передач, подач мяча.

Техническая подготовка (51 часов)

Техника нападения: перемещение и стойки; передача мяча сверху передача мяча снизу; подача мяча;

Техника защиты: приём мяча снизу; приём мяча в падении, блокирование.

Тактическая подготовка (20 часов)

Тактика нападения и тактика защиты: индивидуальные действия; групповые действия; командные действия.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе подготовки волейболистов. Такая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Основные задачи психологической подготовки: воспитание моральных качеств, формирование чувства коллектива, установление и воспитание совместимости спортсменов в процесс их деятельности, адаптация к условиям тренировочного процесса.

Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов: лекции, беседы, специальные знания в области психологии, личный пример тренера, побуждение к деятельности, поручения, обсуждение в коллективе, участие в играх.

Инструкторская и судейская практика

Правила игры в волейбол, знания разметки площадки, расстановку, количество игроков, жестов главного судьи, судьи по линиям.

Контрольно переводные испытания

Передача сверху у стены, передача снизу у стены, передача сверху над собой, передача снизу над собой, нижняя прямая подача, верхняя прямая подача, прием мяча в защите.

Восстановительные мероприятия (в течение занятий)

Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.

Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления.

К медико-биологическим средствам относятся: специализированное питание, распорядок дня, дыхательная гимнастика. Во время тренировочного процесса ребят рассказывается о восстанавливающей роли сна, пищевой рацион, правильное дыхание, спортивные мази и др.

Педагогический и медико-биологический контроль (в течение занятий)

Педагогический контроль:

- контроль за физическим развитием обучающегося;

- контроль за физической и технической подготовленностью.

Для получения необходимой информации служат контрольные испытания, включенную в программу:

Физическое развитие:

Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений (рост, вес, группа здоровья).

Физическая подготовка:

Тестирование по общей физической подготовке с целью проверки развития основных физических качеств (бег 30 метров - быстрота, челночный бег - координация, прыжок в длину с места- скоростно-силовые качества, бег 1 км - выносливость, наклон вперед - гибкость).

Техническая подготовка:

Стойка и перемещения игрока, передача мяча над собой в кругу, стоя у стены, передача мяча снизу над собой и с продвижением вперед, подача мяча.

Тактическая подготовка:

Действия при второй передаче, прием мяча снизу, взаимодействие в команде.

Медико-биологический контроль:

Опрос, осмотр и обследование простыми методами. В течение всех занятий учитываются степени утомления и переутомления организма, показатели ЧСС.










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Безопасность уроков, соревнований и походов: метод. пособие - М.: НЦ ЭНАС, 2003;

  2. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, А.Г. Фурманов - М.: Физкультура и спорт, 1982;

  3. Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006;

  4. Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение, 1992;

  5. Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов, В.И.Лях, А.А. Зданевич- М.: Просвещение, 2007;

  6. Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношестких школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства, Ю. Д. Железняк, А.В. Чачин- М.: Советский спорт, 2004;

  7. Твоя игра - волейбол, А.Г. Фурманов - М.: Физкультура и спорт, 1991.








© 2010-2022