Методическая разработка Игры для юных журналистов

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

33

Методическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовгосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Факультет повышения квалификации




Структурное подразделение Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

(название структурного подразделения)

Игры для юных журналистов



Итоговая работа


Срок обучения с «21» января 2016 г. по «17» марта2016 г.

Исполнитель:

Петунина Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Анжеро-Судженского городского округа

(8-913-283-35-09, [email protected])



Консультант:

Кононенко Ольга Семёновна,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой ПВиДО.












Кемерово 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Тренинги на занятиях клуба юных корреспондентов «Тропинка»…..10

Конкурсные задания в ходе проведения пилотного проекта «Анжерская Журналина» (2010-2015)

Заключение………………………………………………………………18

Литература………………………………………………………………..19

Приложения………………………………………………………………21

Введение

Мой опыт работы в детской журналистике - почти 9 лет, мой предыдущий опыт работы в школе в качестве учителя русского языка и литературы - тоже почти 9 лет. Кто я? Учитель или педагог дополнительного образования?

Соединяя в себе эти части педагогического пути, живя в бешеном информационном потоке «телефонизации» и «интернетизации» (думаю, что «телевизионизация» для меня и для моих учащихся уже осталась где-то позади), уверенно и с горечью могу сказать, что все мы быстро научились псевдо-общению в интернет-сообществах и смс-сообщениях, позабыв о прелести качественного личного общения.

На сегодняшний день результат таков: юные корреспонденты образца 2014-2016 года пишут гораздо хуже и меньше юных журналистов 2008-2010 годов. Стиль современных юнкоров стал стилем «твиттерианским»: кратким, «чирикающим», пустым.

Эта проблема активно обсуждалась в 2015 году на методических объединениях организаторов работы школьных пресс-центров Анжеро-Судженска, этот же вопрос о подборе эффективных приёмов работы с юными журналистами Кузбасса был поднят на проблемном семинаре в КРИПК и ПРО (ноябрь 2015 кафедра информатизации) и с предложением о создании копилки педагогических идей выступили руководители юнкоровских объединений Кемеровской области на традиционном фестивале юных журналистов «Молодые ветра» (декабрь 2015).

Необходимость в подборке игр для юных журналистов назрела особенно остро в момент анализа «Медиабитвы» между 4-мя журналистскими отрядами в МДЦ «Артек» в январе 2016 года, когда меня попросили поделиться опытом проведения игр, упражнений, тренингов, конкурсов для юнкоров, а «методички» под руками не оказалось.

Актуальна ли эта работа? Думаю, да, и надеюсь, что она станет первым вкладом в копилку идей для педагогов организаторов работы школьных пресс-центров и руководителей творческих объединений юных журналистов в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

Целью работы является создание сборника игр, тренингов, упражнений для занятий с юнкорами.

Задачами работы:

  • познакомить слушателей курсов повышения квалификации (педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов) с разными формами работы на занятиях с юными корреспондентами;

  • способствовать развитию взаимодействия в работе с юнкорами между учителями-филологами и между педагогами, работающими в области детской журналистики, между педагогами по декоративно-прикладному творчеству и педагогами социально-педагогической направленности.

В данной работе представлены упражнения и тренинги, которые традиционно используются мною в работе с юными журналистами на занятиях клуба юнкоров «Тропинка», а также игры и конкурсы, предложенные юным корреспондентам Анжеро-Судженска в ходе городской игры «Анжерская журналина». Материал обобщён за 2010-2015 годы. Если первый блок скорее будет интересен педагогам дополнительного образования, то второй блок заинтересует педагогов-организаторов. Но так как я совмещаю две эти должности, то формы работы зачастую перетекают из одной группы в другую.

Современный мир торопится общаться, при этом теряется качество личностного развития детей. Приобретая навыки быстрого общения, учащиеся теряют навыки креативности, адекватной самоиндефикации, растворяется конструктивное развитие их психического здоровья. Хочется верить, что все вместе мы сможем создать в детских коллективах благоприятный психологический климат, наладить в них непосредственное конструктивное общение друг с другом, научим их выражать свои мысли грамотно, логично, глубоко, умно, красиво и оригинально.

Тренинги на занятиях клуба юных корреспондентов «Тропинка»

Являясь, прежде всего филологом по образованию, стремлюсь развивать общеучебные умения и навыки, связанные с созданием устных и письменных текстов, стремлюсь к формированию у учащихся филологических компетенций, поэтому предлагаю ряд заданий, которые эффективно работают на это.

Цель проведения игр, тренингов и упражнений на занятиях: обучение приёмам работы, необходимым в работе журналиста.

Задачи:

- знакомить с различными способами выполнения журналистских (редакционных) заданий, учить работать как самостоятельно, так и в команде (редакции);

- развивать образное мышление, логику, творческое мышление, память, кругозор;

- воспитывать точность и аккуратность при передаче информации, желание работать над собой.

Краткий конспект

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий раздает текст. Игроки внимательно читают его, конспектируя его на полях рисунками, схемами или символами. Слов и предложений в конспектах быть не должно. Затем игроки передают смысл информации, пользуясь своими конспектами. Побеждает тот, кто передаст текст ближе всех к содержанию.

Образная память

Участников игры знакомят с информацией. Затем игроки делятся на команды. Их задача - представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста, нарисовать или написать ее на листе бумаги. Команды по очереди представляют свои варианты. Побеждает тот, кто точнее всех передаст суть информации.

Эмоциональная память

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им раздаются тексты, которые надо будет озвучить с наиболее выразительными интонациями. После того, как будут прочитаны все предложенные тексты, определяется победитель - тот, чья информация наиболее полно отразилась в памяти слушателей.

Зрительная память

Игроки делятся на команды, каждая из которых создает собственную композицию из членов команды или неживых предметов. После того, как представители соперников познакомятся с готовым произведением, необходимо поменять в нем как можно больше деталей. Соперникам надлежит восстановить первоначальный вид композиции. Побеждает та команда, которой это удастся сделать максимально точно и быстро.

Журналист-художник

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участники рисуют словесную картинку по предложенной фразе. Например, "он рассердился" - "он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Побеждает тот, кто сможет ярче передать "эффект присутствия".

Короче, Склифософский!

Ведущий сообщает игрокам фразу, смысл которой можно выразить одним словом. Например, "дует студеный ветер, пронизывающий до самых костей, ледяные вихри обжигают лицо" - "холодно". Побеждает игрок, сумевший в кратчайший срок "сократить" большее число фраз.

Вслед за Демосфеном

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им сообщается о том, что Демосфен оставил пятьдесят шесть вступлений к ненаписанным речам, и предлагается написать пятьдесят шесть первых фраз к еще ненаписанным материалам. Побеждает тот, у кого будет больше ярких фраз, способных заинтересовать, вызвать желание читать дальше.

Постигая суть

Группа делится на команды по 5-6 человек. Каждой из команд вручается информационный текст. После быстрого и внимательного прочтения, команда составляет к этому тексту лид - фразу или абзац, в сжатой форме передающий смысл информации. Записав лид на отдельном листе, команды обмениваются текстами.

Когда все тексты побывают в каждой из команд, ведущий предлагает представителям команд огласить свои варианты. Затем коллективно выбирается победитель - лучший лид.

Всадник без головы

Этот конкурс является традиционным при обучении юных журналистов подбору заголовков к тесту. В современных крупных издательствах есть специальные отделы или отдельные специалисты - «заголовочники». Образцом для работы с текстами, как правило, берётся газета «Кузбасс». (см. приложение №1)

Группа делится на команды по 5-6 человек. Каждой из команд вручается информационный текст без заголовка. После быстрого и внимательного прочтения, команда составляет к этому тексту заголовок, фиксирующий внимание на наиболее важных и интересных моментах и экспрессивно побуждающий познакомиться с текстом. Записав заголовок на отдельном листе, команды обмениваются текстами. Когда все тексты побывают в каждой из команд, ведущий предлагает представителям команд огласить свои варианты. Затем коллективно выбирается победитель - лучший заголовок. Побеждает тот, кто более точно передаёт тему или идею текста (совпадение с авторским заголовком не обязательно)

Понял сам - объясни другому

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий зачитывает фрагмент текста повышенной сложности для восприятия. Затем игроки придумывают сказку по заданному тексту, понятную даже детям. Побеждает тот, чье произведение полностью отразит главную мысль, основную суть предложенной информации.

Контрольно-пропускной пункт

Игроков знакомят с информацией, по которой им необходимо написать текст. После того, как текст будет создан, его автор должен будет ответить на любой вопрос по материалу, который ему зададут его коллеги. Затем его место занимает следующий игрок, написавший свой вариант текста по предложенной информации. Число игроков не ограничено. Побеждает тот, кто сумеет ответить на большее число каверзных вопросов.

Вариации на тему

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участникам предлагается выбрать из текста ключевые слова и записать их в столбик. Затем каждый должен придумать свой вариант, свою забавную историю, используя эти ключевые слова. Побеждает тот, кто смог использовать все предложенные ключевые слова и при этом создать текст, достаточно далекий от первоначального варианта.

Как это было?

Игроки делятся на две команды. Ведущий зачитывает небольшой фрагмент из центральной части материала. Задача первой команды - написать, что было до этого момента. Задача второй команды - написать, что было после этого момента. Побеждает тот, чей рассказ окажется наиболее реалистичным, интересным и совершенным по форме.

Я знаю три слова...

Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий сообщает участникам тройки слов. Задача игроков - составить как можно больше предложений, включающих эти три слова. Предложения должны быть повествовательными. Можно менять падежи слов и дополнять предложения другими словами. Побеждает тот, кто составит больше предложений за кратчайший срок.

Раскрась текст

Ведущий сообщает игрокам фразу, передающую смысл известного фразеологизма. Игроки должны назвать этот фразеологизм. Побеждает угадавший большее число фразеологизмов в кратчайший срок.

Давай с тобой поговорим!

Ведущий или один из участников игры выходит на авансцену. Задача других участников - разговорить его, получить как можно больше информации по интересующему вопросу и услышать в ходе разговора то, что никто из других собеседников не заметил. По итогам разговора игроки пишут материалы, жанр которых не регламентируется ведущим. Побеждает тот, чей материал полнее отразит личность интервьюируемого.

Будь со мной

Игроки делятся на две команды. В каждой из команд выбирается капитан, который и будет основным участником игры. Капитаны изначально занимают противоположные точки зрения по выбранному вопросу. Их задача - убедить друг друга в верности своего мнения. Команда помогает своему капитану, подсказывая аргументы. Побеждает тот, кто чаще в ответ на свои убеждающие вопросы услышал от партнера - "да".

И это еще не конец!

Игрокам предлагают написать сказку о своей жизни. После того, как текст будет создан, его автор должен будет зачитать его, не сообщая финала. Следующий игрок придумывает окончание сказки. После чего автор сообщает свой вариант. Все участники коллегиально выбирают лучший, а затем игрок, придумавший окончание чужой сказки, рассказывает свою сказку. Число участников не ограничено.

Я хочу вам рассказать...

Игроки делятся на три команды. Ведущий предлагает в качестве темы для материала одну из известных сказок. Каждая из команд должна подготовить и инсценировать ее в одном из публицистических жанров - информационном, аналитическом или художественно-публицистическом. Побеждает та команда, чья версия будет одновременно близкой к оригиналу и отражающей максимальное число жанровых признаков.

Истина где-то рядом

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Участникам сообщается о свойствах психики человека одновременно бессознательно стремиться к жизни, к сближению с другим человеком, и к смерти, к уничтожению другого человека. Это может реализовываться в самых обычных поступках: стремление к жизни (созидательное начало) - в творчестве, стремление к смерти (разрушительное) - в борьбе со старым или в хирургии. Задача игроков - вскрыть подсознательное в действиях человека, рассмотрев последние события с позиций проявления в них энергий жизни и смерти.

Следствие ведут знатоки

Игроки делятся на две команды. Каждой из команд ведущий дает тайное задание, на выполнение которого требуется дополнительное время. Суть его - создать запутанное дело, в котором участвовали бы все члены команды. Для этого могут быть задействованы различные роли; участники, свидетели, пострадавшие, клеветники, доносчики и так далее. Истину о произошедшем должны знать только непосредственные исполнители и ведущий. Затем команда-соперник вступает в расследование запутанного дела. Конечная цель игры - дознаться до сути случившегося, попутно выяснив максимальное число подробностей. Побеждает команда, первой раскрывшая истину.

Работаю в системе над устной и письменной речью учащихся, поэтому не редки слова благодарности от учителей и родителей. И в тоже время частенько слышу насмешки от коллег: «Какие они журналисты? Двух слов связать не могут?» Да, увы, не могут… Давайте работать кропотливо вместе, а не отбивать желание творить и самосовершенствоваться.

Конкурсные задания в ходе проведения пилотного проекта

«Анжерская Журналина» (2010-2015)

Клуб юных корреспондентов «Тропинка» - не единственное творческое объединение в городе, работающее с юными журналистами. Для создания духа здоровой конкуренции между пресс-центрами образовательных учреждений и была придумана и осуществлена городская игра-проект «Анжерская журналина».

Учредители проекта: управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа и редакция газеты «Наш город».

Информационные партнёры проекта: Анжерская телерадиокомпания.

Организаторы проекта: МБУ ДО «Дом детского творчества»

Цели проекта:

- развитие юнкоровского движения Анжеро-Судженского городского округа;

- повышение престижа детской прессы;

- выявление и поддержка творчества одаренных детей;

- укрепление социального партнерства образовательных учреждений через детские СМИ.

Для проведения конкурса-проекта создана конкурсная комиссия, включающая журналистов городских средств массовой информации.

Некоторые конкурсы «Анжерской журналины» прошли апробацию временем и стали традиционными, вот несколько примеров:

Рассказ о предмете по типу ассоциаций с профессией журналиста (например, клей, скотч, флюгер, мягкая игрушка, мыльные пузыри и т. д.) -конкурс, помогающий осознать особенности профессии журналиста.

Ведущий раздает участникам предметы, конкурсанты должны найти сходства полученных предметов с профессией журналиста. Например, скотч прозрачен, как и должна быть прозрачна для общественности профессия журналиста; флюгер должен настроить журналиста на умение чутко реагировать на изменения в обществе.

Написание комментария

Один из участников конкурса пишет комментарий к предложенной новости дня, например: «Сегодня одноклассник(ца) получила вторую двойку по математике». В качестве подсказки участники получают справочной материал до конкурса (не менее чем за неделю) справочный материал в приложении. (см. в приложении № 2),

Написание очерка (зарисовки)

В течение конкурса один из участников команды пишет портретный очерк (зарисовку) об одном из участников конкурса, не называя имени человека в своём материале. В конце конкурса очерк (зарисовка) зачитывается, материал сдаётся в жюри.

Подпись под фотографией - задание, развивающее воображение, обогащающее словарный запас, тренирующее память и чувство юмора.

Ведущий демонстрирует фотографии в печатном или электронном варианте (см. в приложении № 3), командам необходимо придумать оригинальные названия.

Наряд из газеты, поделка из газет

Предлагается при помощи газет, скотча и ножниц соорудить полный наряд (включая одежду, головной убор, аксессуары) для одного из членов команды. Второй вариант задания - изготовить поделку из газет. (см. приложение №4)

Узнай личность - на карточке или во время презентации необходимо назвать (написать) фамилию, имя известной личности). Сложнейший конкурс, проверяющий общую эрудицию, т.к. предлагается по фотографии узнать медийную личность, политика, актера, спортсмена, художника, писателя, музыканта и т.д. ( см. в приложении № 5),

Инсценировка игрового телевизионного репортажа

Из-за весеннего половодья молочная река в районе «Анжерского молока» вышла из кисельных берегов и затопила окрестности…

Директором «Анжерских колбас» стала Деловая Колбаса. Сейчас на мясокомбинате творится…

На «Сибирском колосе» проходит конкурс «Крендель года»…

«Машзавод» переименован в «Маршзавод», потому что на заводе произошло восстание машин, и они маршируют по…

Инсценировка игрового радио-интервью

Золушка и выпускной бал.

Как достигнуть согласия между тремя головами Змея Горыныча

Лиса, съевшая Колобка. Как похудеть? Лиса и диета.

Кощей Бессмертный. Как попасть в «Форбс»? Как заработать первый капитал?

Написание колонки редактора к игровому варианту издания

«Кудыкины горы» (журнал для путешественников)

«Гуси прилетели» (журнал о психологии)

«Маша и Медведь» (журнал для любителей домашних животных)

«Берлога» (журнал дизайнеров домашних интерьеров)

«Обложка». Конкурс представлений.

Команда представляет своё школьное издание, его слоган, концепцию, редакцию, основные рубрики, темы материалов и их героев. Форма представления выбирается командой.

Регламент - не более 5 минут.

Интервью - конкурсы, призванные сформировать коммуникативные и ораторские навыки.

Два участника конкурса разыгрывают интервью между двумя известными персонажами на одну из предложенных тем:

Маша и Медведь, «Проблемы воспитания детей»;

Чебурашка и Крокодил Гена, «Проблемы одиночества подростков»;

Заяц и Волк, «Проблемы дружбы и вражды»;

Красная Шапочка и Серый Волк, «Современная мода в среде подростков»;

Винни-Пух и Пятачок, «Проблемы занятости подростков в свободное время»;

Алёнушка и братец Иванушка, «Для чего детям нужны запреты?»;

Буратино и Мальвина, «В подростковом возрасте бывает только дружба или любовь возможна?»

Интервью с руководителем

Ведущий предлагает участникам команды задать 3 вопроса своему руководителю по типу игры «Горячий стул» или « 100 вопросов взрослому». Оценивается грамотность поставленного вопроса, его актуальность и оригинальность.

Составление текста на одну букву

Два примера из созданных текстов:

Петров Пётр Петрович приехал в палатку покупать помидоры. Прошёл полпалатки помидоров - пусто. Печально поехал Пётр Петрович Петров в Петрозаводск за помидорами.

Мама мыла Милу. МИла милА. Мамина мама Маша мела мусор. Михал Михайлович, муж, мыл машину.

Разработка политики редакции, придумывание названия и слогана игрового издания (например, «Квадратный треугольник», «Домашняя кочерга», Лапы и хвосты», «Мачо-мэн», «Дворцовый переворот»)

Проведение пиар-кампании смешных вещей («Реактивный поросёнок», «Корректирующие тарелочки», «Журналистский жук» и т.д.)

Новость дня - предполагает поиск свежей и оперативной информации, подобное задание ежедневно получает профессиональный журналист;

Написание материала в строго определенном жанре и в короткие сроки (в течение 30 - 40минут) - задание проверяет качественность усвоения ранее изученных тем по основам журналистики. Например, написание эссе на одну из тем:

"Нет магии сильнее, чем магия слова", - А. Франс.

Интернет - "убийца времени"?

У кого я хотел бы взять интервью.

Каким журналистом я мечтаю быть.

Человек, открывший мне журналистику.

Что значит быть настоящим журналистом.

Мое отношение к желтой прессе.

Моя Родина.

Любимая улица моего города.

Мой необычный знакомый.

Из проблем, стоящих сегодня перед молодежью, важнейшей я считаю...

Любимая улица моего города

Монолог вещи (от первого лица).

Моя любимая вещь в доме.

Времена года

Любимый пейзаж.

Однажды... (на уроке, в походе, на вечеринке с друзьями и др.).

Проектирование и макетирование печатного СМИ - упражнение направлено на проверку знаний и умений по основам вёрстки и дизайна. Участникам предлагается выполнить макет газеты (журнала) при помощи подручных материалов: бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, старые газеты и журналы.

Вопросы и ответы

Участники команды отвечают на вопросы ведущего о работе в редакции СМИ. Например:

Каково наименьшее количество страниц в газете? (4)

Что нужно сделать, если тираж вашей газеты превышает 999 экземпляров? (зарегистрировать)

Что такое периодичность? (Как часто выходит издание)

Что такое гвоздь? (сногсшибательный материал)

Летучка? Кто её ведёт? (общий сбор редакции, ведёт редактор)

Что такое фактура журналистского материала? (точные факты, имена)

Что такое вычитка? (исправление описок, опечаток, орфографических ошибок)

Что такое шапка? (название издания)

Что такое гонорар или построчка? (форма оплаты за написанный текс, по количеству строк)

Что такое полоса в периодическом издании? (Страница)

Что значит лить воду в журналистском материале? (Разбавлять тему)

Что такое выходные данные? (Постоянное место в графе, где помещается информация об издательстве, о редакционном коллективе, типографии)

Что такое бляха или кирпич? (максимальное заполнение страницы без графических элементов (фотографий, рисунки, диаграммы)

Конкурс ораторов

Участники в ходе жеребьёвки получают одну из тем, готовятся в течение 10 минут, затем произносят спич на заданную тему. Побеждает тот, кто наиболее аргументировано, эмоционально, логично выстраивает свою краткую речь. Вот примеры карточек:

Анонимность в интернете. Зло или благо?

Отсутствие стыда - примета времени

Спорт - это модно?

Любимое дело или высокая зарплата?

ЕГЭ. Списать или выучить?

Брак в 18 лет?

Высшее образование - показатель успешности?

Юмор - способ заработать?

Что подарить Деду Морозу?

Меняю виртуальный мир на реальный

Жить в большом городе престижно?

Читать уже не модно?

Исправление ошибок

Участники конкурса получают карточку с заданием, затем исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть).

Например:

Большая половина участников хорошо подготовилась к заданиям.

Работа не была мною закончена благодаря болезни.

Молодые учёные выступают зачинщиками многих хороших дел.

Вот с таких мелочных инцидентов и начинаются войны.

Он рано приобрёл знаменитость.

Этот фильм обречён, без всякого сомнения, на редкий успех.

«Анжерская журналина» доказала свою жизнеспособность. Это яркое игровое, развлекательно-познавательное шоу, в ходе которого ребята из различных творческих объединений не только показывают свои знания и знакомятся друг с другом, но и создают особое сообщество юнкоров Анжеро-Судженска. Благодаря «Журналине» учащиеся, увлекающиеся журналистикой, переходя из 9-летней школы в 11-летнюю, легче встраиваются в пресс-центр новой школы и продолжают плодотворно заниматься журналистикой уже на новом для них месте. Конкурсы и задания, проведённые с разным поколениями юнкоров в ходе «Журналины», приняты в работу организаторами работы школьных пресс-центров Анжеро-Судженска. Надеюсь, они будут интересны и педагогам области.

Заключение

В методической копилке каждого педагога дополнительного образования, который проработал не менее двух лет, обязательно найдутся какие-то собственные «фишечки» при работе с детьми. Вовсе не обязательно, что это будут только авторские, эксклюзивные наработки; вполне возможно, что формы и приёмы - это творчески переработанный материал, предложенный кем-то другим.

Ратую за обмен эффективным опытом работы с юнкорами, потому что усугубление ситуации с формированием личности и творческой самореализацией ребёнка уже заметно не только в школе, когда создание электронной презентации по готовым шаблонам ценится ниже, чем рисунок на ватмане, но и вузе, когда от специалистов требуется умение работать в определённой электронной программе по готовым схемам.

Работа журналиста предполагает умение быстро адаптироваться к различным условиям, учит общаться с разными людьми, требует быть в постоянном творческом поиске. Если не предпринимать ничего в сфере дополнительного образования в работе с юнкорами, то, возможно, появится парадокс возможностей, когда, с одной стороны, дети могут самореализоваться на специализированных блогах, сайтах, форумах, но потерпеть крах в реальном общении.

В представленной работе предлагается сосредоточить внимание на выработке журналистских навыков в ходе игр, тренингов, конкурсов и упражнений, необходимых в реальном, а не в виртуальном общении.

Надеюсь, что всё-таки обмен опытом работы педагогов, работающих в области детской журналистики, состоится, исчезнет представление о том, что бессмысленно создавать такие копилки идей, потому что, «во-первых, уже нельзя придумать ничего нового, а во-вторых, все перепечатывают всё из разных книжек и друг у друга».

Список литературы

  1. Активные методики [Текст] / авторы-составители О. А Парфёнова, О. В. Баранова. - Анжеро-Судженск: Наш город, 2013.- 26с.

  2. Альтшулер, А.Г., Как он слышит, так и пишет [Текст] / А. Г. Альтшулер. - Журналист. 2009.- №6. - С. 83-86

  3. Барри, Ш. Э. Лучшие игры для вечеринки. [Текст] / Шейла Энн Барри.- М.: Айрис-пресс, 2012, -190с.

  4. Бениушас, В. Интерактивные игры для юных журналистов. Руководство учителя. [Текст] / Витаутас Бениушас - Донецк, 2012, - 52с.

  5. Горохов, В. М. Журналистское мастерство. [Текст] / В. М. Горохов. - М, 2001, -30 с.

  6. Данилков, А. А., Данилкова Н. С. Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие [Текст] / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова - Новосибирск: Твёрдый знак,2013-214 с.

  7. Журналистика в школе [Текст]: 8-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2011. - 208 с.

  8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга [Текст] / авторы-составители А. А. Данилков, Е. М. Литвиченко - Новосибирск: Сиб. универ. из-во, - 2005, 144с.

  9. Игровой калейдоскоп [Текст] / авторы-составители Н. В Хоботнева, В.Ю.Загребнев. - Омск: Пресса-бум, 2014.- 28с.

  10. Игры на каждый с тинейджерами. Организаторам развивающего досуга.[Текст] / авторы-составители А. А. Данилков, Н. С. Данилкова - Новосибирск: Сиб. универ. из-во, - 2008, 232 с.

  11. Игроскоп [Текст] / авторы-составители С.С.Кузьмин, Е.М. Михайлова, В.Г. Косяков. - Ульяновск: СИТИ, 2013.- 22с.

  12. Интеллектуально-познавательные игры в школе: сценарии, технологии [Текст] / авторы-составители О. Г. Кондрашова, А. С. Калинин, К. В. Попова, М. В. Нилина, Е. В. Пуртова, Л. А. Улитина. - Волгоград: Учитель, 2007 - 122 с.

  13. Кэмбелл, А. Вечеринка в большой компании. [Текст] /Андреа Кэмбелл.- М.: Айрис-пресс, 2014, -184 с.

  14. Колесников, Н. П. Стилистика и литературное редактирование: Учеб.пособие [Текст] / Н. П. Колесников. - М. : ИЦ "МарТ", 2003. - 190с.

  15. О профессии журналиста: учебно-метод. пособие [Текст]. - М. : ИСПС РАО, 2004. - 96с.

  16. 555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников [Текст]. - М.: ЮНВЕС, 2011 - 382 с.

  17. Теория, методика и практика воспитания и организации досуговой деятельности школьников (по материалам работ С.А. Шмакова). Справочник. [Текст] / редакционная коллегия А. А. Фомин, А. С. Кадуков, Н. Я. Безбородова, Ю.Н.Ползикова. - М. : ТОН, 2014. - 352с.

Приложение № 1

Материалы для конкурса «Всадник без головы»

Минус - это плюс

Вчера горнолыжники и сноубордисты Таштагола начали учебно-тренировочные занятия на снегу. Тренировки проходят на горы Туманной Губернского центра горнолыжного спорта и сноуборда.

Третий год на горе работает система искусственного снегообразования. Это даёт таштагольским спортсменам дополнительные преимущества в тренировочном процессе - раньше начинать и позже заканчивать сезон катания.

В этом году погодные условия (ночные минусовые температуры) способствовали бесперерывной работе системы снегообразования, что позволило насыпать достаточное количество снега и начать тренировки, как никогда, рано.

У спортсменов сборной Кузбасса по лыжным гонкам и юных горнолыжников шерегешского отделения школы занятия на снегу начались еще раньше. В течение двух последних недель ребятишки и взрослые тренируются на вершине горы Зеленой.

В таштагольских СДЮШОР по горнолыжному спорту и сноуборду сегодня обучаются более 700 детей. Все многочисленные успехи спортсменов достигаются благодаря их упорству, ежедневным тренировкам, горношорскому снегу.

Лариса БОГДАНОВА.

Нашел пяткой

Предмет старины - предположительно оружие XIV века - обнаружил сотрудник музея-заповедника «Мариинск исторический» Александр Гордеев.

Александр ходил в лес за грибами. Вот только вместо груздей да лисичек принес домой удивительную находку, похожую на меч. Александр так и не увидел бы этот артефакт, если бы случайно, наступив на него, не пропорол ногу, тогда и решил выяснить, что послужило источником боли. Оказалось, такой вот раритет. Хромая, довольный грибник поспешил домой.

Примечательно, что «меч» был обнаружен на территории Арчекаса. Сегодня в Арчекасе открыто уже шесть памятников археологии. Но по-прежнему это место остается малоизученным. Здесь и курганы, и целые городища, о чем рассказывают западины от жилищ, естественные террасы, искусственные земляные валы и множество керамики. Кстати, и сам Александр неоднократно находил черепицы, однако о такой «острой» встрече не мечтал.

Находка попала в руки к кандидату исторических наук, доценту кафедры археологии КемГУ Алексею Фрибусу. По мнению ученого, найденный предмет очень похож на палаш - рубяще-колющее оружие. По одной из версий, такое оружие использовали при погребении воинов. Другая версия - находка лежала в земле со времен гражданской войны.

Сейчас уникальная вещь находится на кафедре археологии КемГУ, где ей предстоит пройти экспертизу. Предположительно, к концу следующей недели станет известно, имеет ли находка важное историческое значение.

Алена ФЕДОТОВА.

Приложение № 2

Комментарий

Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке - в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний; в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии - в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, например, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно "комментируют" одна другую.

Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово "комментарий" стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, "комментировали" (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в ансамбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т. д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

И комментарий, и информационные жанры были и остаются высокооперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережающие их.

Современный комментарий преследует следующие цели:
- направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
- ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;

- формулировать прогноз развития комментируемого события;
- обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов:
- разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);

- вопросов (например, можно обсудить заседание Городской Думы, подчеркивая и взаимосвязывая разные высказывания, умозаключения депутатов);
- сравнение фактов, разработка аналогий, например с прецедентами;

- проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета), комментария;

- противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий;

- интерпретация текста (разъяснение документов, "перевод" доводов оппонентов на ясный язык).

Построение комментария вытекает из сущности жанра, и все его структурные элементы обусловливают один другой. Поэтому все они должны присутствовать в комментарии. Иначе он может оказаться неудачным. Так, если в тексте отсутствует исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка вопросов повисает в воздухе, и речь в лучшем случае может идти лишь о проявлении общей точки зрения по поводу неких, неизвестных аудитории событий. Это же происходит и тогда, когда комментатор начинает с факта, приведенного для привлечения внимания аудитории, но не являющегося фактом, подлежащим комментированию.

Ошибка в комментировании возникает и тогда, когда постановка вопросов, связанных с комментируемым фактом, не проявлена в тесте. В этом случае аудитории не ясна проблема, которую обсуждает автор, или она узнает о ней слишком поздно. Поэтому следует сделать все возможное, чтобы текст содержал все структурные элементы, и тем самым включить аудиторию в активный мыслительный процесс. Если же автор сам не понимает цели комментария, плана постановки вопросов, то может случиться, что он вообще не будет комментировать что-то, а будет просто сообщать определенные факты.

Особую роль играют качество поставленных вопросов, их актуальность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргументов, комментирующих мыслей, фактов. От качества комментирующих фактов, мыслей зависит возможность небанального, обоснованного вывода (хотя в коротком комментарии следствие может вытекать непосредственно из исходных фактов). Как правило, в полновесных комментариях комментирующие мысли и факты необходимы для оценки исходных фактов и основания заключений.

Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Если он отсутствует, тогда последовательность мысли автора может быть не уловлена аудиторией. Целенаправленный, исходящий от комментария к аудитории импульс будет слабым. Конечно, это не значит, что вывод должен быть изложен в дидактичной форме. Он может как бы сам по себе вытекать из логики размышлений автора и взаимосвязи приведенных им фактов, примеров, позволяющих аудитории (при соответствующей подготовке) самостоятельно сказать последнее слово: "Вывод очевиден" или «Комментарии излишни»



Топ самых коротких рассказов

1) Фредерик Браун сочинил кратчайшую страшную историю из когда-либо написанных:

«Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучались…»

2) Когда-то Хемингуэй поспорил, что сочинит рассказ из шести слов, который станет самым трогательным из всех ранее написанных. Он выиграл спор:

«Продаются детские ботиночки. Неношеные.»
(«For sale: baby shoes, never used.»)

3) О.Генри стал победителем конкурса на самый короткий рассказ, имеющий завязку, кульминацию и развязку:

«Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года.»

4) В Англии был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. По условиям, в нём должны быть упомянуты:

- Королева
- Бог
- Секс
- Тайна

Первое место: «О, Боже, - воскликнула королева, - я беременна и не знаю от кого!»

Приложение №3

Подпись под фотографией

Приложение №4Методическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистов

Костюмы и поделки из газет

Приложение №5Методическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистов

Узнай личностьМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистов

Методическая разработка Игры для юных журналистовМетодическая разработка Игры для юных журналистов

© 2010-2022