Духовная музыка в детском хоре

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО КО «Калужский областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева»













Доклад для семинара

«Духовная музыка в детском (учебном) хоре»















Подготовила:

Суздалева Мария Александровна

Преподаватель высшей категории











Добрый день уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашей творческой встрече. Сегодня мы с вами поговорим о специфике и многогранности исполнения духовной музыки в детском хоре.

Духовная музыка - это огромный пласт культуры, на котором основано формирование вокально-хоровой певческой школы. Как известно, развитием хорового пения, а так же многоголосия мы обязаны эпохе Средневековья, когда культ церкви превозносил себя над всем мирским и церкви были подчинены все виды искусства.

Со временем, мировая христианская религия, которую исповедуют ныне множество народов, разделились на три основные ветви: православных, католиков и протестантов.

Каждая последующая эпоха привносила с собой новое отношение к церкви, к различным ответвлениям христианской религии. И сегодняшний 21 век так же богат спорами на эту тему.

Тема нашего семинара «Духовная музыка в детском хоре» и сегодня мы с вами поговорим о тех разновидностях музыкального наследия, которое возможно исполнять с детьми и, конечно, в целом о тенденции развития духовной музыки в 21 веке. Ведь современный век диктует нам свободу вероисповедания, следовательно, вопрос веры является очень индивидуальным и субъективным для каждого, даже ещё совсем юного человечка.

Сегодня речь пойдёт не только о русской духовной музыке. Безусловно, мы сделаем на ней основной акцент, но не хотелось бы упустить не менее значимый пласт католической музыки и музыки молитвенного содержания.

Итак: Русская духовная музыка - один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров - знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения a cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания; и наконец, это наша отечественная культура и история России.

Для большей ясности беседы, предлагаю вам разделить огромную область произведений духовной тематики на несколько частей:

К первой части мы отнесём литургические песнопения, которые исполняются во время Богослужений, а так же возможен и вариант их исполнений в концертной программе, не теряя состояния молитвенности и канонической значимости текста. Иногда бывает сложно добиться единства от исполнителей. Привычнее исполнять гласные редуцированно, т.к. чаще, всё-таки, мы исполняем произведения светского характера. Для детей, которые не имеют отношения к церкви - это может стать достаточно сложным (почти как изучение нового языка) - но без единства произнесения по установленным канонам духовное произведение просто лучше не петь!

Вторая часть, о которой пойдёт сегодня речь, это произведения, написанные на канонические тексты, но их исполнение в храме не возможно, в связи с яркой мелодией и отсутствием строгости в музыкальном материале. Для таких произведений в конце 20 века музыковедами был введён термин паралитургической музыки (то есть НЕ литургической).

И третья часть, включает в себя музыкальные произведения весьма светского характера, где не использован ни канонический текст, ни строгость музыкального материала, но смысл, так или иначе, связан с духовным содержанием.

Итак, разумеется, сначала появились литургические песнопения, о которых сейчас и пойдёт речь.

Как известно, русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной церкви. Её песнопения, с характерной мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, богатейшей подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии - наше национальное богатство и достояние. Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, поэтому в его мелодиях столь полно выразился художественный гений русского народа.

С одной стороны, духовная музыка выражает главным образом религиозные чувства человека. В этом - главное отличие духовной музыки от светской. Основные характерные черты духовной музыки определяются самим понятием религии как соединения чувств и воли человека с Богом. Отсюда главное свойство духовной музыки - молитвенность. Но с другой стороны, если мы всё-таки вспомним, что идёт речь о духовной музыке в детском хоре, то с этим утверждением можно не согласиться.

Владимир Онуфриевич Семенюк, профессор российской академии музыки им. Гнесиных, в своей лекции «духовная музыка в детском хоре» делает акцент на том, что в первую очередь, детям надо исполнять музыкальный материал, то есть слово отходит на второй план - это безусловно так. 21 век диктует нам свободу вероисповедания, и на уроках «Хорового класса» нельзя заниматься приобщением детей к религии, для этого есть семья и воскресная школа, в которую при желании родители могут отдать своих детей для получения начального духовного образования.

Вопрос веры - очень индивидуален и педагог должен подходить к нему весьма аккуратно, стараясь избежать конфликтов или недопонимания на этой почве.

Помимо этого, возраст ребятишек в хоре разный, уровень подготовки разный и многим весьма сложно будет понять рассуждения преподавателя на тему религии. Именно поэтому Владимир Онуфриевич и советует избегать подобной тупиковой ситуации, которая может возникнуть и, в первую очередь, исполнять музыку.

Если духовное произведение, на канонический церковный текст будет исполнено в нужной стилистике, соответственно эпохи написания произведения - то и его содержание будет понято слушателями более точно и правильно.

Богослужебная духовная музыка, кроме свойств общерелигиозных, имеет ещё особое церковное значение, связанное с определением моментов таинства богослужения. Песнопение богослужебного чина всегда неизменно и постоянно, также как неизменно и постоянно чинопоследование самого богослужения. Именно структура богослужения определяет различные приёмы их исполнения, темп, силу звука в зависимости от момента службы и текста.

Духовная музыка несвязанная с богослужебным циклом, не имеет строгих исполнительских канонов и может исполняться в более свободной авторской трактовке. Многие композиторы обращались к так называемому жанру церковного концерта, которые могли исполняться в ходе службы во время «Запричастного стиха».

Если вы берёте для исполнения с детьми произведение литургического характера, соответственно, на канонический текст, необходимо учитывать все требования, которые выдвигает православная церковь. И это обязывает руководителя коллектива разбираться в исполняемой музыке. Иногда встречаются очень неприятные моменты, например: когда после Пасхи на каком-нибудь концерте вы с детьми исполните «Покаяния отверзи ми двери» - по меньшей мере, вы окажитесь непонятыми. Или, к примеру, недавно, русская православная церковь ввела запрет на исполнение «Херувимской песни» и «Милости мира» в концертах.

Немного проще обстоят дела с католической церковью, а, следовательно, и с западной духовной музыкой. Очень мало произведений, исполнение которых не приветствуется. Но так как у нас в России мы с католической культурой сталкиваемся меньше, то и запретов особо не знаем, хотя, например, исполнение католической молитвы Stabat Mater Dolorosa возможно только в страстную седьмицу.

Но католическая духовная музыка в детском хоре, возможно, детям была бы более близка и понятна, так как они спокойно могли бы исполнять красивую мелодическую линию, особенно не вдумываясь в текст и содержание.

Вот мы подошли ко второй части произведений духовной тематики, которые носят паралитургический характер. Хотя предыдущее произведение следует всё-таки отнести к жанру концертного литургического песнопения (то есть не в хоте службы, а во время концерта, но при этом вполне допустимо его исполнение в храме).

Термин «паралитургическая музыка (песня)» своими корнями уходит опять же в эпоху Средневековья. Средневековые паралитургические песни - это жанр духовной поэзии, в большинстве своём представленный в строфической форме. Этот жанр не предполагал собой строгого исполнения в ходе древнего Богослужения. Паралитургическими песнями сопровождались различные шествия, они исполнялись в виде диалога, были связаны в основном с народными религиозными движениями. В подобных песнях не было строгой привязанности к церковному канону.

Новый расцвет «Паралитургическая музыка» получила в конце 20 столетия (хотя образцы музыкальных произведений, принадлежащие паралитургическому жанру стали появляться значительно раньше: П.И. Чайковский, П.Г. Чесноков и другие представители 19 века писали духовную музыку внецерковной музыкальной направленности).

Можно провести некоторое сравнение двух терминов, чтобы разница стала более очевидной. «Литургическая музыка» и «Паралитургическая музыка» - эти понятия содержат в себе две жанровые сферы: с одной стороны, создаются литургические произведения на канонические тексты, предназначенные для исполнения в ходе церковной службы; с другой стороны, возникают паралитургические произведения, в которых сакральные идеи находят выражение в достаточно свободном сочетании текста и музыки. При этом каждый композитор создаёт новые жанровые формы.

Появляются различные способы исполнения таких композиций: это могут быть хоровые циклы а'cappella, вокально-инструментальные произведения, сочинения для академического или народного хора с различными солистами или чисто инструментальная музыка.

Жанровая сфера паралитургической музыки весьма обширна. Примечательно то, что эти два термина можно применить не только к русской духовной музыке, но и к западной.

Может возникнуть справедливый вопрос: по каким критериям можно отнести паралитургические произведения к концертно-духовному жанру канонической церковной музыки?

- Перечислим наиболее важные из них:

1) Отсутствие состояния молитвенности, так как композиторы ставят иные задачи в подобных произведениях: оснащение церковных сочинений светскими особенностями музыкальных жанров и форм.

2) Свободное обращение с текстом молитвы. Многие авторы заменяют или убирают некоторые слова, меняют их местами, используют «полифоническую» подтекстовку, отрицательно влияющую на понимание смысла слов.

3) Свобода в выборе интонационного материала. Здесь трудно говорить о пределе допустимости. Основа ложится на индивидуальное восприятие текста композитором.

Паралитургическая музыка не может существовать отдельно от православной традиции церковного пения. Следовательно, изучение музыкальных образцов этого жанра сопрягается с канонами Богослужения, повышая интерес современной молодёжи к духовности в целом и к духовно-музыкальному наследию ХХ века, которое доносят до нас магистры композиторского мастерства. Их музыкальные произведения помогают воспитывать духовность современными средствами музыкальной выразительности через канонические Богослужебные устои.

И в завершении, хочется обратить особое внимания, на тот огромный музыкальный материал, который можно отнести к третьей части нашего разговора, а именно: произведения, обращённые к Богу, но которые не опираются на канонический текст и носят светский характер музыки и содержания.

Духовная музыка достаточно сложна для детского восприятия, и очень важно, чтобы педагог доступно и просто мог объяснить ребёнку как её нужно исполнять. И если мы будем следовать совету В.О. Семенюка и отталкиваться от музыкальной ткани произведения, то детям будет значительно проще его воспринять и постепенно осознать содержание предлагаемого сочинения. Ещё раз напомню о том, что свобода вероисповедания должна вас предостеречь от навязывания детям духовности, так как это не входит в те задачи, которые стоят перед руководителями хоров. Напротив, необходимо петь разную музыку духовного содержания: и католическую и православную и подчёркивать обязательное знакомство с разными культурами.

На первых этапах, или в младших хорах, рекомендуется исполнять произведения на свободный текст, которые мы отнесли к третьей части нашего разговора.

Духовная музыка - неотъемлемая часть репертуара детского (учебного) хора. И абсолютно не важно какая она будет: литургическая, паралитургическая или просто имеющая духовное содержание - главное, чтобы она нравилась детям и была им понятна.



© 2010-2022