Устный журнал Хочу все знать о выборе профессий

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр»

с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

дом детского творчества















Внеклассное мероприятие

устный журнал «Хочу все знать о выборе профессии!»













разработала: старший методист

Сорокина Инна Владимировна








2016 год.

Мероприятие проводится с учащимися 10-11 классов.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны представлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право порой очень трудно реализовать - не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего человека, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Почему проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека?

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

В нашем обществе профессий много, невообразимо много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека.

Полезная информация о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования - вот что нужно каждому человеку при обдумывании своего профессионального пути. Обдумать - это, значит, поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Сегодня с помощью нашего устного журнала «Хочу все знать о выборе профессии!» мы попытаемся дать ответы на некоторые интересующие нас вопросы.

Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы:

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

Вашему вниманию предлагается тест «Ты и твоя профессия».

В нашем тесте 5 вопросов. Запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

1.Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2.Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

З. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4.Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх

5. В свое свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.

5-8 баллов: люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотхозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

8-12 баллов: очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

12-15 баллов: тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. Все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Сразу всё не умеет делать никто. Сделать хороший выбор - значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: "надо", "могу", "хочу".

Остановимся на них подробнее:

ХОЧУ- личные цели, интересы, потребности.

МОГУ- учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

Как вы понимаете это высказывание?

( Высказываются 2-3 человека)

НАДО- потребности рынка труда. Мы уже сказали, что в мире существует огромное количество профессий. Самое нелегкое в жизни - выбор правильного пути, своей профессии. Для того чтобы найти свое место, необходимо быть хорошо информированным человеком, уметь планировать свои дела, реально оценивать шансы, легко адаптироваться к незнакомым людям, знать, кто на рынке труда пользуется особенным спросом.

Советы психолога «Как сделать правильный выбор профессии».

  • Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.

  • Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.

  • Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

  • Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

«Роль образования в формировании жизненных планов».

Вопросы для обсуждения с учащимися:

1. Кого вы считаете образованным человеком? (высказывания учащихся)

2. Как человек может стать образованным? (высказывания учащихся)

3.Какое значение имеет владение устной и письменной речью для образованного человека? (высказывания учащихся)

4. Понятна ли вам сегодня ваша жизненная цель? Если возможно, назовите свои отдаленные жизненные цели. (высказывания учащихся)

5. Можно ли достигнуть успеха в жизни без качественного образования? (высказывания учащихся)

6. Каковы, на ваш взгляд, основные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере? (высказывания учащихся)

Давайте рассмотрим возможные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере.

-плохая наследственность;

-отсутствие ясных целей в жизни;

-пробелы в образовании;

-отсутствие силы воли;

-болезни и невзгоды;

-влияние среды, особенно в детском возрасте;

-откладывание дел в долгий ящик;

-отсутствие настойчивости в достижении цели;

-отрицательные качества характера;

-бесконтрольная страсть к азарту;

-неуверенность в принятии решений;

-неудачный выбор профессии;

-самомнение и тщеславие;

-умышленная бесчестность.

Представьте себе, что вы правильно выбрали профессию, успешно прошли курс обучения, в руках у вас документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. Что может помешать, вам трудоустроиться, несмотря на то, что есть вакансия? (высказывания учащихся)

Давайте рассмотрим возможные причины отказа в принятии на работу:

-документ об образовании с низкими показателями успеваемости;

-жалкий внешний вид;

-неумение изъясняться: слабый голос, невыразительная дикция, ошибки в речи;

-отсутствие плана карьеры, четких целей задач (просто ищет работу), чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересован только в более высокой зарплате;

-нежелание начать снизу: хочет слишком многого и слишком быстро;

-недостаток такта, вежливости;

-недостаточная живость, вялость, ленивость;

-нежелание смотреть собеседнику в глаза;

-мало чувства юмора;

-мало знаний по профессии, узость интересов;

-подчеркивание, что имеет знакомство с вышестоящими;

-опоздание на собеседование без уважительной причины;

-невоспитанность, т.е. не поблагодарил собеседника за уделенное время и т.д.;

-неопределенность ответов на вопрос.

Каковы же тогда составляющие успеха делового человека? (высказывания учащихся)

здоровье;

цель;

призвание;

способности;

трудолюбие;

профессионализм;

деловой этикет;

внутренняя культура.

Для того чтобы проверить, какими качествами вы уже обладаете, мы проведем небольшое тестирование. В течение 5минут ответьте на вопрос: «Кто я?» Для этой цели используйте слова или предложения. Пишите, не раздумывая сразу то, что придет в голову. А теперь посчитайте, сколько слов или предложений написали.

Если ответов не более 5 - это означает, что ты не достаточно думаешь, о себе и пользуешься в повседневной жизни простыми и очевидными характеристиками.

Если ответов от 5 до 10 - средний, умеренный уровень самопрезентации. Подумай, а каких умений или знаний тебе еще не хватает?

Если ответов 11 и более - это говорит о высоком уровне самопрезентации. Ты рассматриваешь себя с разных сторон.

Проверьте, а записали ли вы качества, которые характеризовали бы вас как образованного и делового человека.

В русском языке есть такая пословица: «Где родился, там и пригодился», скажите, она актуальна для вас?

Рефлексия: игра « Репортаж с места событий»

- С какими мыслями, заботами выходят из школы сегодня ребята?

- Есть ли уже те, кто точно определились, что они будут делать дальше? Что им помогло в этом?

- Надо ли продолжать начатый разговор или уже получены все ответы на разрешение этой нелёгкой проблемы?





© 2010-2022